BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ, ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ, ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
7 февраля 2003 г.
N 62
(САЗ 03-6)
В связи с фактическим исполнением основных положений Концепции реформирования системы органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики, утвержденной Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 15 ноября 2000 года N 572, и исходя из необходимости дальнейшего развития системы органов юстиции в Приднестровской Молдавской Республике, а также в связи с необходимостью исполнения обязательств Приднестровской Молдавской Республики по созданию основ правового государства и гражданского общества, провозглашенных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, постановляю:
1. Утвердить структуру Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики (Приложение N 1) и штатное расписание Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции, находящихся на финансировании Республиканского бюджета (Приложения NN 2, 3*).
В целях принятия мер по реализации норм статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики разрешить в пределах существующей общей штатной численности Министерства юстиции и фонда оплаты труда формирование в качестве самостоятельного государственного учреждения Государственной службы обеспечения деятельности судебных органов государственной власти (Судебного департамента) с подчинением на переходный период директора Государственной службы министру юстиции.
Реорганизовать Управление уголовно-исправительной системы Министерства юстиции (УУИС МЮ) в Государственную службу исполнения наказаний и судебных решений Министерства юстиции (ГС ИНиСР МЮ), передав в ее состав в качестве структурного подразделения (управления) службу судебных исполнителей из структуры судебных органов государственной власти.
Государственной службе "Бюджетное управление Приднестровской Молдавской Республики" (Молоканова И.И.) по представлению Министерства юстиции внести в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики проект изменений в Законы Приднестровской Молдавской Республики "О Республиканском бюджете на 2003 год" и "О бюджетной классификации Приднестровской Молдавской Республики" в связи с созданием Государственной службы обеспечения деятельности судебных органов государственной власти и передачей судебных исполнителей в ведение Государственной службы исполнения наказаний и судебных решений.
2. Министерству юстиции Приднестровской Молдавской Республики в пределах существующей общей штатной численности и фонда оплаты труда сформировать в месячный срок Государственную инспекцию труда, предусмотренную Трудовым кодексом Приднестровской Молдавской Республики, с привлечением (в порядке двойного подчинения) в состав ее территориальных органов аттестованных инспекторов из числа сотрудников центров (служб) занятости Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики в городах и районах.
3. Утвердить План перспективного развития Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики на период до 2005 года (Приложение N 4).
Уполномочить министра юстиции, в пределах существующей общей штатной численности и фонда оплаты труда Министерства, самостоятельно принимать решения об изменениях структуры Министерства в целях реализации Плана перспективного развития Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики на период до 2005 года.
4. Министерству юстиции Приднестровской Молдавской Республики (Балала В.А.) до 1 марта 2003 года подготовить и внести на утверждение Президента Приднестровской Молдавской Республики проекты первоочередных правовых актов, разработать и принять правовые акты Министерства, направленные на реализацию настоящего Указа.
5. Обязать Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики обеспечить разъяснение в средствах массовой информации положений настоящего Указа и основных принципов, положенных в основу перспективного Плана.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
* - для служебного пользования
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
7 февраля 2003 г.
N 62
Приложение N 1
к Указу Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 7 февраля 2003 года N 62
Структура Министерства юстиции
Приднестровской Молдавской Республики
I. Аппарат Министерства юстиции
1. Руководство Министерства
2. Главный специалист-уполномоченный по правам человека в системе
исполнения уголовных наказаний
3. Управление правовых актов и систематизации законодательства
(главное):
а) отдел актов законодательства;
б) отдел регистрации ведомственных нормативных актов;
в) отдел систематизации и свода законодательства;
г) отдел правового обеспечения реформ;
д) отдел нормативно-методического обеспечения правовых услуг.
4. Административное управление (ведущее):
а) отдел подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров;
б) отдел учета кадров и делопроизводства;
в) отдел разработки программ;
г) отдел аппаратного обеспечения.
5. Финансово-экономическое управление (ведущее):
а) отдел финансирования, учета и отчетности аппарата
Министерства;
б) отдел финансирования, учета и отчетности государственных
нотариальных контор;
в) отдел финансирования, учета и отчетности надзорных служб.
6. Хозяйственное управление (основное):
а) отдел материально-технического снабжения;
б) хозяйственный отдел;
в) транспортный отдел.
7. Директора государственных учреждений.
II. Бюро судебных экспертиз
III. Государственные службы надзора:
1. Государственная служба стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт):
а) инспекция защиты прав потребителей в области производства и
оборота продукции и услуг пищевой отрасли;
б) инспекция защиты прав потребителей и надзора в области
производства и оборота продукции и услуг промышленной отрасли;
в) инспекция надзора в области метрологии, аккредитации и
подтверждения соответствия;
г) правовая инспекция труда;
д) инспекция надзора за страховой деятельностью.
2. Государственная служба технического надзора (Госгортехнадзор):
а) технический отдел;
б) инспекция газового, химико-металлургического надзора;
в) инспекция котлонадзора и подъёмных сооружений;
г) инспекция горно-геологического надзора;
д) инспекция нефтепродуктов;
е) инспекция строительного надзора;
ж) инспекция охраны труда;
з) инспекция связи;
и) инспекция энергонадзора.
3. Государственная служба надзора в области санитарного
благополучия и экологии:
а) государственная инспекция ветеринарно-санитарного надзора;
б) государственная инспекция санитарного надзора;
в) государственная инспекция фитосанитарного надзора;
г) государственная инспекция экологического надзора.
4. Государственная служба надзора за транспортной деятельностью:
а) инспекция по надзору за автомобильным транспортом;
б) инспекция по надзору за маломерными судами;
в) инспекция по надзору на железнодорожном транспорте.
IV. Государственные учреждения,
подведомственные Министерству юстиции:
1. Регистрационная палата, в том числе территориальные филиалы;
2. Республиканское агентство интеллектуальной собственности;
3. Центр стандартизации, метрологии и сертификации;
4. Государственный сертификационно-испытательный центр продуктов
питания продовольственного сырья;
5. Государственный центр сертификации и технических услуг;
6. Государственный метрологический центр;
7. "Учебно-методический центр" системы Госгортехнадзора;
8. "Научный экспертно-технический центр" системы
Госгортехнадзора;
9. Республиканский архив ЗАГС; 10. Юридическая литература.
V. Органы и учреждения, деятельность которых
обеспечивается Министерством юстиции:
Нотариальные конторы:
а) Первая государственная нотариальная контора г.Тирасполь;
б) Бендерская государственная нотариальная контора;
в) Рыбницкая государственная нотариальная контора;
г) Слободзейская государственная нотариальная контора;
д) Дубоссарская государственная нотариальная контора;
е) Григориопольская государственная нотариальная контора;
ж) Каменская государственная нотариальная контора.
VI. Государственная служба по обеспечению деятельности
судебных органов (Судебный департамент):
Районные и городские суды:
а) Тираспольский городской суд;
б) Бендерский городской суд;
в) суд г.Рыбница и Рыбницкого района;
г) Слободзейский районный суд;
д) суд г.Дубоссары и Дубоссарского района;
е) Григориопольский районный суд;
ж) Каменский районный суд.
С. СУРАГО
И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
Приложение N 2
к Указу Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 7 февраля 2003 года N 62
Штатная численность Министерства юстиции
Приднестровской Молдавской Республики на 2003 год
1. Руководство Министерства - 3
министр - 1
первый заместитель министра - 1
заместитель - 2*
заместитель
министра-начальник
ГС ИН и СР
2. Главный специалист-уполномоченный по правам человека в
системе исполнения уголовных наказаний - 1
3. Управление правовых актов и систематизации
законодательства (главное) - 29
начальник Управления - 1
а) отдел актов законодательства - 9
начальник отдела - 1
главный специалист - 8
б) отдел регистрации ведомственных нормативных актов - 6
начальник отдела - 1
главный специалист - 5
в) отдел систематизации и свода законодательства - 4
начальник отдела - 1
главный специалист - 3
г) отдел правового обеспечения реформ - 4
начальник отдела - 1
главный специалист - 3
д) отдел нормативно-методического обеспечения правовых
услуг - 5
начальник отдела - 1
главный специалист - 4
4. Административное управление (ведущее) - 26
начальник Управления - 1
заместитель начальника Управления - 1
а) отдел подготовки, повышения квалификации и
аттестации кадров - 5
начальник отдела - 1
главный специалист - 4
б) отдел учета кадров и делопроизводства - 12
начальник отдела - 1
главный специалист - 7
ведущий специалист - 2
специалист-оператор компьютера - 1
секретарь руководителя - 1
в) отдел разработки программ - 4
начальник отдела - 1
главный специалист - 3
г) отдел аппаратного обеспечения - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 1
ведущий специалист - 1
5. Финансово-экономическое управление (ведущее) - 12
начальник Управления - 1
заместитель начальника Управления - главный бухгалтер - 1
ведущий специалист - 1
а) отдел финансирования, учета и отчетности аппарата
Министерства - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 2
б) отдел финансирования, учета и отчетности
государственных нотариальных контор - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 2
в) отдел финансирования, учета и отчетности надзорных
служб - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 2
6. Хозяйственное управление (основное) - 32
начальник Управления - 1
а) отдел материально-технического снабжения - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 2
б) хозяйственный отдел - 15
начальник отдела - 1
слесарь-сантехник - 0,5
электрик - 0,5
связист - 0,5
уборщица - 8,5
охранник - 4
в) транспортный отдел - 13
начальник отдела- зав. гаражом - 1
водитель - 12
7. Директора государственных учреждений - 10
"Регистрационная палата" - 1
"Республиканское агентство интеллектуальной
собственности" - 1
"Центр стандартизации, метрологии и сертификации" - 1
"Государственный сертификационно-испытательный центр
продуктов питания продовольственного сырья" - 1
"Государственный центр сертификационных и технических
услуг" - 1
"Государственный метрологический центр" - 1
"Учебно-методический центр" системы Госгортехнадзора - 1
"Научный экспертно-технический
центр" системы Госгортехнадзора - 1
"Республиканский архив ЗАГС" - 1
"Юридическая литература" - 1
Всего по аппарату Министерства юстиции - 113 чел.
II. Бюро судебных экспертиз - 9
начальник - 1
главный специалист - 8
III. Государственные службы надзора
1. Государственная служба стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт) - 20
начальник государственной службы - главный
государственный инспектор по защите прав потребителей
и надзору за соблюдением стандартов, обеспечением
единства измерений, подтверждением соответствия
качеством продукции - 1
специалист - 1
а) инспекция защиты прав потребителей в области
производства и оборота продукции и услуг пищевой
отрасли - 5
начальник инспекции - 1
главный специалист-
государственный инспектор - 4
б) инспекция защиты прав потребителей и надзора в
области производства и оборота продукции и услуг
промышленной отрасли - 5
начальник инспекции - 1
главный специалист - государственный инспектор - 4
в) инспекция надзора в области метрологии,
аккредитации и подтверждения соответствия - 4
начальник инспекции - 1
главный специалист-государственный инспектор - 3
г) правовая инспекция труда - 2
начальник инспекции - 1
главный специалист-государственный инспектор - 1
д) инспекция надзора за страховой деятельностью - 2
начальник инспекции - 1
главный специалист-государственный инспектор - 1
2. Государственная служба технического надзора
(Госгортехнадзор) - 51
начальник государственной службы, главный
государственный инспектор - 1
а) технический отдел - 4
начальник отдела - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 3
б) инспекция газового, химико-металлургического
надзора - 5
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 4
в) инспекция котлонадзора и подъемных сооружений - 4
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 3
г) инспекция горно-геологического надзора - 3
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 2
д) инспекция нефтепродуктов - 2
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
е) инспекция строительного надзора - 2
начальник инспекции - заместитель
главного государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
ж) инспекция охраны труда - 8
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 7
з) инспекция связи - 3
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
главный специалист - 2
и) инспекция энергонадзора - 19
начальник инспекции - заместитель главного
государственного инспектора - 1
а) отдел энергонадзора в промышленности и быту - 9
начальник отдела - старший государственный инспектор - 1
главный специалист - государственный инспектор - 8
б) отдел теплонадзора - 5
начальник отдела - старший государственный инспектор - 1
главный специалист - государственный инспектор - 4
в) отдел по надзору за взрывоопасными объектами по
переработке и хранению зерна - 2
главный специалист - старший государственный инспектор - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
г) отдел по надзору за выработкой, распределением и
потреблением электрической энергии - 2
главный специалист - старший государственный инспектор - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
3. Государственная служба надзора в области санитарного
благополучия и экологии - 42
начальник государственной службы - 1
специалист - 1
а) государственная инспекция ветеринарно-санитарного
надзора - 10
заместитель начальника государственной службы -
главный государственный ветеринарный инспектор надзора - 1
главный специалист - ветеринарный инспектор - 9
б) государственная инспекция санитарного надзора - 10
заместитель начальника государственной службы -
главный государственный санитарный инспектор надзора - 1
главный специалист - санитарный инспектор - 9
в) государственная инспекция фитосанитарного надзора - 10
заместитель начальника государственной службы -
главный государственный фитосанитарный инспектор
надзора - 1
главный специалист - фитосанитарный инспектор - 9
г) государственная инспекция экологического надзора - 10
заместитель начальника государственной службы - главный
государственный экологический инспектор надзора - 1
главный специалист - государственный инспектор - 9
4. Государственная служба надзора за транспортной
деятельностью - 17
начальник государственной службы - 1
заместитель начальника государственной службы -
начальник инспекции по надзору за автомобильным
транспортом - 1
специалист - 1
а) инспекция по надзору за автомобильным транспортом - 10
главный специалист - государственный инспектор - 10
б) инспекция по надзору за маломерными судами - 2
начальник инспекции - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
в) инспекция по надзору на железнодорожном транспорте - 2
начальник инспекции - 1
главный специалист - государственный инспектор - 1
IV. Государственные учреждения, подведомственные Министерству
юстиции:
1. Регистрационная палата, в том числе территориальные филиалы
2. Республиканское агентство интеллектуальной собственности*
главный специалист - 4
3. Центр стандартизации, метрологии и сертификации**
начальник инспекции - 2
главный специалист - 2
4. Государственный сертификационно-испытательный центр
продуктов питания продовольственного сырья
5. Государственный центр сертификации и технических услуг
6. Государственный метрологический центр
7. "Учебно-методический центр" системы Госгортехнадзора
8. "Научный экспертно-технический центр" системы
Госгортехнадзора**
главный специалист - 8
9. Республиканский архив ЗАГС*
главный специалист - 1
ведущий специалист - 1
10. Юридическая литература
Всего по Министерству юстиции (аппарат и
подведомственные структуры) на бюджетном
финансировании - 270
Примечание:
* - на бюджетном финансировании;
** - на частичном бюджетном финансировании.
V. Органы и учреждения, деятельность которых обеспечивается
Министерством юстиции:
Нотариальные конторы:
а) Первая государственная нотариальная контора
г.Тирасполь - 16
б) Бендерская государственная нотариальная контора - 7
в) Рыбницкая государственная нотариальная контора - 6
г) Слободзейская государственная нотариальная контора - 5
д) Дубоссарская государственная нотариальная контора - 4
е) Григориопольская государственная нотариальная
контора - 3
ж) Каменская государственная нотариальная контора - 3
Итого: - 44
VI. Государственная служба по обеспечению деятельности
судебных органов (Судебный департамент) - 9
Директор департамента - 1
а) финансово-экономический отдел - 3
начальник отдела - 1
главный специалист - 1
ведущий специалист - 1
б) общий отдел - 5
начальник отдела - 1
главный специалист - 3
специалист - 1
Районные и городские суды: судьи Работники суда
а) Тираспольский городской суд 20 45
б) Бендерский городской суд 12 28
в) суд г.Рыбница и Рыбницкого района 12 27
г) Слободзейский районный суд 8 20
д) Суд г.Дубоссары и Дубоссарского района 5 14
е) Григориопольский районный суд 4 11
ж) Каменский районный суд 3 11
Итого 64 156
Всего по судебным инстанциям - 229 человек
С. СУРАГО
И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
Приложение N 3*
Приложение N 4
к Указу Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 7 февраля 2003 года N 62
ПЛАН
перспективного развития Министерства юстиции, органов и учреждений
юстиции Приднестровской Молдавской Республики на период до 2005 года
1. Основные положения
1. План перспективного развития Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики на период до 2005 года (далее - План перспективного развития) основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики, действующих законодательных актах, указах Президента Приднестровской Молдавской Республики, регламентирующих вопросы деятельности системы органов и учреждений юстиции, и учитывает положения проектов законов Приднестровской Молдавской Республики как находящихся на рассмотрении Верховного Совета, так и находящихся на стадии разработки и согласования в системе исполнительных органов государственной власти.
План перспективного развития разработан в связи с фактическим исполнением основных положений Концепции реформирования системы органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики, утвержденной Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 15 ноября 2000 года N 572, и исходя из необходимости реализации поставленных задач по повышению роли и ответственности органов юстиции при реализации правовой политики государства. Министерство юстиции продолжит исполнение нереализованных положений Концепции реформирования системы органов и учреждений юстиции в рамках Плана перспективного развития.
2. План перспективного развития рассматривает вопросы деятельности, в том числе и реорганизации, органов юстиции, включая деятельность государственных органов надзора, находящихся в ведении Министерства юстиции, а также системы органов исполнения судебных решений.
3. План перспективного развития Министерства юстиции, органов и учреждений юстиции на период до 2005 года предполагается для реализации в несколько этапов - ежегодные планы, утверждаемые приказами министра юстиции, с учетом общих направлений Плана перспективного развития в период до 2005 года.
План перспективного развития основывается на анализе фактического состояния дел в сфере юстиции на 1 февраля 2003 года.
2. Участие в правовом обеспечении правотворческой деятельности
органов государственной власти
4. Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики:
а) обеспечивает в соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 июня 2001 года N 295 проведение экспертизы правовых актов, направляемых Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания;
б) обобщает предложения исполнительных органов государственной власти и управления по вопросам правотворческой, в том числе законопроектной деятельности; вырабатывает предложения о необходимости разработки проектов правовых актов в целях ликвидации правового вакуума в отдельных сферах общественных отношений, требующих правовой регламентации или приведения действующей системы правовых актов в соответствие с Конституцией, исключения правовых коллизий между нормами различных правовых актов;
в) координирует правоприменительную деятельность исполнительных органов государственной власти и управления; координация правотворческой и правоприменительной деятельности, разъяснительная и методическая работа осуществляется начиная с ноября 2002 года посредством проведения регулярных семинаров юридических служб министерств и ведомств;
г) обеспечивает по решению Президента Приднестровской Молдавской Республики представительство интересов Президента Приднестровской Молдавской Республики как субъекта законодательной инициативы в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики и его рабочих органах как на стадии рассмотрения внесенных в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики законопроектов, так и на стадии их разработки рабочими органами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики; готовит предложения Президенту о необходимости возврата для повторного рассмотрения принятых Верховным Советом законопроектов или направления обращений Президента Приднестровской Молдавской Республики в Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики о проверке конституционности принятых законов, конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики, подзаконных актов Верховного Совета;
д) ведет электронный реестр нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики и органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики, Приднестровского Республиканского банка и официальную электронную базу правовых актов Приднестровской Молдавской Республики; обеспечивает доведение актуальной версии электронной базы правовых актов Приднестровской Молдавской Республики до министерств и ведомств.
5. В целях дальнейшего развития и совершенствования правовой базы Приднестровской Молдавской Республики Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики предполагается:
а) включение правовых актов нормативного характера, принимаемых районными и городскими государственными администрациями по вопросам реализации ими государственных функций, предусмотренных статьей 56 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в государственный реестр ведомственных нормативных правовых актов; издание зарегистрированных правовых актов государственных администраций городов и районов в Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики;
б) разработка методических указаний по вопросам разработки и оформления ведомственных нормативных правовых актов; реформирование существующей правоприменительной правовой базы подзаконных актов по вопросам разграничения компетенции и полномочий министерств и ведомств, закрепленной действующим законодательством за исполнительными органами государственной власти и управления;
в) координация деятельности министерств и ведомств по завершению до конца 2003 года формирования базы подзаконных нормативных правовых актов (программно-концептуального характера) по исполнению основных функций государства; завершение до конца 2005 года формирования правового поля по основным вопросам деятельности министерств и ведомств, местных органов государственного управления;
г) обеспечение составления и издания Свода законов Приднестровской Молдавской Республики; издание комментированных кодексов и наиболее важных законов Приднестровской Молдавской Республики, а также специальных сборников, включающих тексты закона и подзаконных актов, изданных для реализации данного закона;
д) разработка методики обобщения и издания правовых актов, актов разъяснительного и методического характера по вопросам правоприменительной практики судебных органов государственной власти в связи с отсутствием такой работы со стороны Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики; разработка предложений по совершенствованию процессуального законодательства Приднестровской Молдавской Республики с целью реализации основных принципов осуществления правосудия - "суд скорый, справедливый и правый" - в Приднестровской Молдавской Республике.
6. В целях реализации уточненных функций Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики в правотворческой сфере предполагается создание структурных подразделений по нормативно-методическому обеспечению проведения судебно-правовой реформы.
Необходимо рассмотреть вопрос целесообразности создания территориальных представительств Министерства юстиции в городах и районах (или иным организационным путем решить данную проблему) с целью осуществления экспертной работы при формировании нормативной правовой базы местного государственного управления и осуществления государственной регистрации издаваемых государственными администрациями нормативных правовых актов. Данная проблема приобретает возрастающую актуальность в связи с необходимостью проведения реформы местного самоуправления и его становления на местах.
3. Государственная регистрация правовых фактов
7. Существующий порядок регистрации юридических фактов (юридических лиц, недвижимости, сделок с ней, актов гражданского состояния и пр.), несмотря на предпринимаемые меры, уже не отвечает современным требованиям развития Приднестровской Молдавской Республики и субъектов хозяйствования, являющихся основными налогоплательщиками. Регистрирующие органы, а также иные органы, участвующие в процедуре регистрации, до сих пор не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации юридических фактов прежде всего не позволяет государству, в лице уполномоченных служб, осуществлять действенный и необременительный оперативный контроль за деятельностью юридических лиц, их платежеспособностью (в том числе вносить обязательные платежи в бюджет), возможностью отвечать по своим обязательствам, а также порождает произвол чиновников.
8. В связи с этим возникает необходимость перехода функционирования всей системы регистрирующих органов государственной власти и управления (в том числе и на местах) по принципу "одного окна", когда любой обращающийся в регистрирующие органы за получением правовой услуги от государства мог бы это сделать по месту своего проживания или фактического нахождения и получить услугу в полном запрашиваемом объеме вне зависимости от того, какие действия и на какой территории для этого необходимо предпринять всей системе органов государственной власти и управления.
Деятельность всех государственных и муниципальных учреждений не должна содержать параллелизма в части выдачи официальных документов от имени государства и муниципальных образований. Выдаваемые документы должны дополнять друг друга, создавая систему защиты личных прав граждан и прав юридических лиц, а не дублировать друг друга.
Не терпит отлагательства решение проблемы создания единого электронного государственного банка данных обо всех юридических фактах с возможностью пользования таким банком и осуществлением работы по заполнению данными такого банка всеми органами государственной власти и управления. Издержки, которые необходимо понести для создания такого банка данных и поддержания системы его функционирования, не могут идти ни в какое сравнение с фактическими затратами, а порой убытками, вызванными отсутствием такого банка данных. Для создания этого банка данных и системы по обеспечению его функционирования необходимо преодолеть ведомственную разобщенность в усилиях по выполнению важной государственной задачи. Указанная работа составляет базу для создания Единой государственной системы персонифицированного учета.
Остается актуальной задача привязки системы регистрации юридических фактов и банка данных такой системы к географо-информационной системе (ГИС).
9. Уже сегодня необходимо обеспечить в административном порядке проведение технических работ по получению доступа министерств и ведомств к существующим банкам данных, которые ведутся государственными учреждениями "Регистрационная палата Приднестровской Молдавской Республики", "Республиканский архив ЗАГС" и "Республиканское агентство интеллектуальной собственности" Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики.
10. Перед Приднестровской Молдавской Республикой остается актуальной задача выполнения требований (прежде всего с целью беспрепятственного признания юридически значимых документов) международных правовых документов о переходе на систему латинского нотариата.
В этой связи необходима выработка государственной программы реформирования системы государственного нотариата с целью поднятия его конкурентоспособности с частным нотариатом и сокращения периода создания системы негосударственного нотариата, на которую государство могло бы возложить осуществление всех функций в нотариальной сфере.
Для этого предполагается на первом этапе выведение нотариальных учреждений из сферы органов государственной власти и управления в самостоятельные невластные учреждения с реформированием, на втором этапе - в автономные некоммерческие организации, учрежденные государством. Государство должно через Нотариальную палату оставить за собой методическое руководство и неадминистративный контроль за всей сферой нотариальной деятельности.
11. Следует признать государственной доктриной в сфере регистрации правовых фактов и предоставления правовых услуг от имени государства - бесплатность (или платность в размере покрытия естественных минимальных издержек) предоставления информации о государственной регистрации правовых фактов для лиц, в отношении которых эти факты регистрируются, и полную платность за государственную регистрацию таких фактов (как страховой взнос с целью возмещения ущерба от возможных ошибок), и повышенную платность для лиц, запрашивающих такую информацию с целью минимизации своих экономических рисков.
4. Регулирование сферы правового обслуживания
12. В настоящее время качество юридических услуг, предоставляемых гражданам и организациям, в целом остается неудовлетворительным.
13. Задача Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики состоит в активном использовании таких неадминистративных методов регулирования, как аттестация юридического персонала, усиление экспертного контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание.
К ведению Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики должны быть отнесены вопросы методического обеспечения адвокатской деятельности (в том числе иностранных юридических фирм) в Приднестровской Молдавской Республике, а также прохождения квалификационной аттестации кандидатов перед принятием в Коллегию адвокатов Приднестровской Молдавской Республики.
Требует реформирования законодательство Приднестровской Молдавской Республики об адвокатуре.
5. Информатизация деятельности органов юстиции
14. Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики планирует продолжить за счет собственных и привлекаемых средств создание единой компьютерной сети органов и учреждений юстиции, судебных органов государственной власти с целью ведения в ней единого документооборота, обмена правовой информацией, создания и сопровождения единых государственных реестров, ведение которых возложено на Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.
15. Министерство юстиции планирует участие в формировании компьютерной сети с другими министерствами и ведомствами с целью внедрения безбумажного документооборота. Предполагается на этапе внедрения технологии обмена юридически значимыми документами между министерствами и ведомствами принятие законодательных актов об электронном документе и электронной подписи.
6. Обеспечение деятельности судебных органов и создание системы
органов исполнения судебных решений
16. На первом этапе реализации требований статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики в целях обеспечения независимости судебных органов власти предполагается создание в системе органов юстиции Судебного департамента, которому от Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики будет передано организационное, кадровое и ресурсное обеспечение деятельности судебных органов.
В дальнейшем, в процессе реализации законодательства о судебной системе и в целях минимизации расходов на обслуживающий аппарат, предполагается решить вопрос передачи Судебному департаменту функций (с передачей средств и кадрового потенциала) обеспечения деятельности Верховного, Арбитражного и Конституционного Судов Приднестровской Молдавской Республики.
17. Незавершенной остается проблема принятия всеми органами государственной власти Концепции судебной реформы. Одним из основных положений такой реформы является проведение ее на имеющемся в распоряжении органов государственной власти и управления ресурсном (материальная база, финансовые средства и кадры) потенциале без увеличения этих ресурсов, путем перераспределения внутри системы самих органов власти и управления, участвующих в реализации такой реформы.
В самое ближайшее время Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики предлагает начать широкую общественную дискуссию (через средства массовой информации и публичные дебаты с участием граждан) и комплексное обсуждение пакета законопроектов, связанных с реализацией судебной реформы, которые и составят нормативный костяк такой реформы.
18. В связи с созданием Судебного департамента и выделением его из состава Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики необходимым является формирование в системе исполнительных органов государственной власти (а именно, в Министерстве юстиции) единой службы исполнения судебных решений.
Данная Государственная служба будет сформирована на базе существующих органов исполнения уголовных наказаний и выделяемых из ведения судебных органов власти службы судебных исполнителей. Должен быть до конца решен вопрос передачи этой Службе и системы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы (которая в настоящее время находится в системе Министерства внутренних дел).
Создание такой Службы предполагает повышение профессионализма судебных исполнителей и их технического оснащения, внедрение механизмов заинтересованности (в том числе материального характера) в исполнении судебных решений.
7. Деятельность органов государственного надзора в системе
Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики
19. С целью упорядочения надзорной деятельности государства и исключения отраслевого влияния на ее результаты, а также упрощения процедур надзорных проверок в Министерстве юстиции Приднестровской Молдавской Республики действует централизованная система надзорных органов.
В связи с продолжающимся процессом реформирования исполнительных органов государственной власти и управления, снятием с органов государственной власти и управления, которые действуют в сфере экономики и хозяйствования, функций административного регулирования общественных отношений и переходом на преимущественно правовые методы регламентации и экономические методы воздействия, Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики предлагает в установленном порядке рассмотреть вопрос реорганизации государственных органов стандартизации (Госстандарт) и технического контроля (Техконтроль) в неправительственные организации и выведением их из структуры Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики, с оставлением в ведении отраслевых органов управления вопросов контроля за подведомственной сферой и совершенствовании и усилении функций самоконтроля со стороны хозяйствующих субъектов (организации саморегулирования) и усилением функции специализированного надзора со стороны Министерства юстиции.
Будет продолжена деятельность Министерства юстиции по формированию новых органов государственного надзора, предусмотренных действующими законодательными и иными нормативными актами (и отсутствующих в настоящее время), за счет внутреннего перераспределения штатной численности Министерства.
20. Органами государственного надзора Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики реализуются следующие функции в сфере надзорной деятельности, а также предполагается дальнейшее реформирование принципов и совершенствование форм надзорной деятельности:
а) предупредительный характер надзорной деятельности, выражающейся в обеспечении своевременной и полной информацией граждан и организаций о проведении надзорных мероприятий с целью исключения и пресечения нарушений законных прав и интересов граждан;
б) плановость в надзорной деятельности при проведении совместных проверок с другими контролирующими органами исполнительных органов государственной власти;
в) комплексное осуществление надзорных и контрольных мероприятий во взаимодействии с иными контрольными органами государственной власти и управления, органами государственной власти и управления, наделенными контрольными и надзорными функциями, с целью исключения дублирования при осуществлении этой деятельности и исключения необоснованных препятствий в деятельности граждан и организаций;
г) реагирование исключительно на случаи выявленных контрольными органами или заявленных лицами, чьи права оказались нарушенными, грубых нарушений установленных норм и правил, если иным способом, кроме применения мер принуждения, невозможно устранить негативные последствия правонарушения или пресечь противоправные действия.
Реализация указанных принципов в деятельности надзорных органов Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики постепенно трансформирует эти органы в органы, подобные специализированным прокуратурам (экологическая, транспортная прокуратура в Российской Федерации и пр.). Завершение, в конечном итоге, этого процесса ставит на повестку дня вопрос передачи надзорных органов Министерства юстиции Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики. Законодательное закрепление данного процесса передачи возможно в связи с необходимым пересмотром действующего законодательства о прокуратуре.
21. В связи с необходимостью проведения судебной реформы и наличием необходимости определения места Прокуратуры в системе органов государственной власти (что и предполагает рассмотрение этого вопроса в Конституционном Суде Приднестровской Молдавской Республики), Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики предполагает вынести для рассмотрения в установленном порядке вопрос включения Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики в систему органов юстиции и введения ее в структуру Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики с сохранением за ней особого статуса и особого порядка назначения Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, предусмотренного Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.
8. Развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений
юстиции
22. Остается актуальным вопрос о создании в перспективе единой государственной программы развития органов судебной и иных экспертиз в системе правоохранительных органов и органов юстиции с созданием единого государственного учреждения (с централизацией в его ведении всех существующих и планируемых для привлечения материальных ресурсов, выделяемых на развитие системы экспертных органов).
23. Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики считает необходимым, с целью совершенствования системы правового образования и правовой науки в Приднестровской Молдавской Республике, продолжить осуществление мер по реформированию структуры Юридического отделения (созданного на базе юридического факультета Приднестровского Государственного университета имени Т.Г.Шевченко и Министерства юстиции) с целью создания на его базе Института права Приднестровской Молдавской Республики и организации учебного процесса в целях повышения квалификации кадров органов и учреждений юстиции, юридических служб исполнительных органов государственной власти и управления, юрисконсультов хозяйствующих субъектов, нотариусов и адвокатов.
До создания Института права Приднестровской Молдавской Республики Министерством юстиции планируется организация (на кадровой и материальной базе Министерства и юридического факультета ПГУ) учебных курсов в области юриспруденции, без прохождения которых не будет:
а) решаться вопрос назначения на должности судей (секретарей судебных заседаний и помощников судей), нотариусов и адвокатов;
б) решаться вопрос аттестации судебных исполнителей, инспекторов государственного надзора и государственных регистраторов;
в) осуществляться перевод на государственную службу в органах Министерства юстиции.
9. Реализация Плана перспективного развития Министерства юстиции,
органов и учреждений юстиции Приднестровской Молдавской Республики
на период до 2005 года
24. Реализация Плана перспективного развития будет осуществляться поэтапно по мере принятия соответствующих законодательных и иных правовых актов, а также в соответствии с целями и задачами, поставленными перед органами юстиции Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
25. Мероприятия, предусматриваемые Планом перспективного развития, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в Республиканском бюджете на соответствующий год для Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики, а также в рамках расходов по реализации принимаемых законодательных актов в части деятельности органов и учреждений юстиции.
С. СУРАГО
И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА