ПРИК МРМР 7 июля 2016 № 798 САЗ 16-32  
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 10 августа 2016 г.

Регистрационный № 7520

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗИД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

И. о. министра                                                                                                                         И. Левицкая

 

г. Тирасполь

7 июля 2016 г.

№ 798

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 7 июля 2016 г. № 798

 

Государственный образовательный стандарт

начального профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

 

1. Область применения

 

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) имеет государственная организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации программы основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

6. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение технического обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных предприятий под руководством лиц технического надзора.

7. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) материалы и комплектующие изделия;

б) электрические машины и электроаппараты;

в) электрооборудование;

г) технологическое оборудование;

д) электроизмерительные приборы;

е) техническая документация;

ж) инструменты, приспособления.

8. Обучающийся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) готовится к следующим видам деятельности:

а) сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций;

б) проверка и наладка электрооборудования;

в) устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

9. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций:

1) ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки;

2) ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта;

3) ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта;

4) ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования;

б) проверка и наладка электрооборудования:

1) ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу;

2) ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала;

3) ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты;

в) устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования:

1) ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования;

2) ПК 3.2. Производить техническое обслуживание

электрооборудования согласно технологическим картам;

3) ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

11. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

12. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практики.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

13. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

14. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной составляет в очной форме обучения в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту составляет:

а) на базе среднего (полного) общего образования - 43 недели;

б) на базе основного общего образования - 65 недель.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

16. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

17. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

18. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

19. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

20. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

22. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

23. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

24. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

25. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели.

26. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного (полного) общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

27. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

28. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться:

а) педагогами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

29. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

30. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

31. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

32. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) технического черчения;

2) электротехники;

3) технической механики;

4) материаловедения;

5) охраны труда;

6) безопасности жизнедеятельности;

б) лаборатории:

1) электротехники и электроники;

2) информационных технологий;

3) контрольно-измерительных приборов;

4) технического обслуживания электрооборудования;

в) мастерские:

1) слесарно-механическая;

2) электромонтажная;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

4) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

33. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

34. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

35. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

36. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

37. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

38. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

39. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ОПОП, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

40. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).

Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

41. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 13.01.10

Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования (по отраслям)

 

Сроки

получения начального профессионального образования по профессии 08.01. 07 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования,

необходимый для

приема на обучение

по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП в очной форме

обучения

среднее (полное)

общее образование

Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования

10 мес.

основное общее

образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 13.01.10

Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования (по отраслям)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч. часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и

наименование

дисциплин

междисцип-

линарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Образовательная часть учебных циклов и раздел «Физическая культура»

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов.

2. Знать:

а) общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

б) основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

в) геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

г) требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем.

354

236

ОП.01. Техническое черчение

ОК 1-7

ПК 1.2-1.3

ПК 3.1-3.2

3. Уметь:

а) контролировать выполнение заземления, зануления;

б) производить контроль параметров работы электрооборудования;

в) пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

г) рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

д) снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

е) читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

ж) проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

4. Знать:

а) основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

б) сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

в) типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

г) условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

д) основные элементы электрических сетей;

е) принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

ж) двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

з) способы экономии электроэнергии;

и) правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

к) виды и свойства электротехнических материалов;

л) правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

 

 

ОП.02.

Электротехника

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 3.3

5. Уметь:

а) выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

б) пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

в) собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

г) читать кинематические схемы.

6. Знать:

а) виды износа и деформации деталей и узлов;

б) виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

в) виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

г) кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

д) назначение и классификацию подшипников;

е) основные типы смазочных устройств;

ж) принципы организации слесарных работ;

з) трение, его виды, роль трения в технике;

и) устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

к) виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.

 

 

ОП.03. Основы

технической

механики

и слесарных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 3.3

7. Уметь:

а) определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;

б) подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

в) различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам.

8. Знать:

а) виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;

б) виды прокладочных и уплотнительных материалов;

в) виды химической и термической обработки сталей;

г) классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

д) методы измерения параметров и определения свойств материалов;

е) основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

ж) основные свойства полимеров и их использование;

з) способы термообработки и защиты металлов от коррозии.

 

 

ОП.04.

Материаловедение

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 3.1 - 3.2

9. Уметь:

а) оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

б) пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

в) применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

г) использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

д) определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

е) соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

10. Знать:

а) виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

б) возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

в) действие токсичных веществ на организм человека;

г) законодательство в области охраны труда;

д) меры предупреждения пожаров и взрывов;

е) нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

ж) общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

з) основные источники воздействия на окружающую среду;

и) основные причины возникновения пожаров и взрывов;

к) особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

л) правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

м) права и обязанности работников в области охраны труда;

н) правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

о) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

п) предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

р) принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

с) средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

 

 

ОП.05.

Охрана труда

ОК 1 - 7

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.3

11. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим.

12. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

32

ОП.06

Безопасность

жизнедеятельности

ОК 1-7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

430

300

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

430

300

 

 

ПМ.01

Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;

б) проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;

в) сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования.

2. Уметь:

а) выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;

б) выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;

в) выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;

г) выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;

д) выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;

е) читать электрические схемы различной сложности;

ж) выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;

з) выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;

и) ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;

к) применять безопасные приемы ремонта.

3. Знать:

а) технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;

б) слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;

в) приемы и правила выполнения операций;

г) рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;

д) наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

е) требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.

 

 

МДК.01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

 

МДК.01.02.

Организация работ по

сборке, монтажу и ремонту

электрооборудования промышленных

организаций

ОК 1-7

ПК 1.1-1.4

ПМ.02

Проверка и наладка электрооборудования. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) заполнения технологической документации;

б) работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами.

2. Уметь:

а) выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;

б) проводить электрические измерения;

в) снимать показания приборов;

г) проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.

3. Знать:

а) общую классификацию измерительных приборов;

б) схемы включения приборов в электрическую цепь;

в) документацию на техническое обслуживание приборов;

г) систему эксплуатации и поверки приборов;

д) общие правила технического обслуживания измерительных приборов.

 

 

МДК.02.01.

Организация и технология

проверки

электрооборудо-

вания

МДК.02.02

Контрольно- измерительные

приборы

ОК 1-7

ПК 2.1-2.3

ПМ.03

Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт выполнения работ по техническому обслуживанию (ТО) электрооборудования промышленных организаций: осветительных электроустановок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры, трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств;

2. Уметь:

а) разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком;

б) производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования;

в) оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их;

г) устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла;

д) производить межремонтное обслуживание электродвигателей.

3. Знать:

а) задачи службы технического обслуживания;

б) виды и причины износа электрооборудования;

г) организацию технической эксплуатации электроустановок;

д) обязанности электромонтера по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтера;

е) порядок оформления и выдачи нарядов на работу.

 

 

МДК.03.01.

Организация

технического

обслуживания

электрооборудова-

ния промышленных

организаций

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

ФК.00

Физическая культура.

В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

1. Умет использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./

39 нед

684/

1404

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного)общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 13.01.10

Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования (по отраслям)

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.