Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики
Об утверждении Концепции развития здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики на 2015 год и среднесрочную перспективу
В соответствии со статьей 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьями 14 и 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 1997 года № 29-3 «Об основах охраны здоровья граждан» (СЗМР 97-1) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2000 года № 365-ЗИ (СЗМР 00-4), от 10 июля 2002 года № 152-ЗИД-III (САЗ 02-28), от 29 апреля 2003 года № 271-ЗИД-III (САЗ 03-18), от 30 июля 2004 года № 453-ЗИ-III (САЗ 04-31), от 10 марта 2006 года № 9-ЗИД-IV (САЗ 06-11), от 19 октября 2009 года № 885-ЗИД-IV (САЗ 09-43), от 30 декабря 2009 года № 931-ЗИ-IV (САЗ 10-1), от 7 марта 2013 года № 50-ЗИ-V (САЗ 13-9), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2002 года № 123-З-III «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 6 января 2005 года № 516-ЗД-III (САЗ 05-2), от 25 апреля 2007 года № 206-ЗИД-IV (САЗ 07-18), от 18 апреля 2008 года № 449-ЗИД-IV (САЗ 08-15), от 25 июля 2008 года № 502-ЗИД-IV (САЗ 08-29), от 30 марта 2009 года № 694-ЗИД-IV (САЗ 09-14), от 3 апреля 2009 года № 698-ЗИД-IV (САЗ 09-14), от 3 апреля 2009 года № 699-ЗИД-IV (САЗ 09-14), от 25 июня 2009 года № 790-ЗИ-IV (САЗ 09-26), от 30 декабря 2009 года № 935-ЗИД-IV (САЗ 10-1), от 22 июля 2010 года № 137-ЗИД-IV (САЗ 10-29), от 26 декабря 2011 года № 247-ЗИД-V (САЗ 12-1), от 21 января 2014 года № 12-ЗИ-V (САЗ 14-4), Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики на 2015 год и среднесрочную перспективу согласно Приложению к настоящему Постановлению.
2. Ответственность за исполнение настоящего Постановления возложить на министра здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
Т. Туранская
|
г. Тирасполь
18 декабря 2014 г.
№ 303
Приложение
к Постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 18 декабря 2014 года № 303
Концепция
развития здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики на 2015 год и среднесрочную перспективу
1. Введение
Здравоохранение Приднестровской Молдавской Республики – единая, развитая, социально-ориентированная система, призванная обеспечить доступность, своевременность, преемственность и качество оказания медицинской помощи населению.
Недостаточное обеспечение государственными гарантиями оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, проблемы кадрового обеспечения отрасли привели к сложностям оказания медицинской помощи населению. Не был решен вопрос об использовании прогрессивной системы финансирования отрасли, что дополнительно осложнило экономическую ситуацию в здравоохранении.
До настоящего времени оплата труда медицинских работников осуществляется без учета отраслевой специфики и рыночных реалий, не стимулирует эффективную и качественную деятельность медицинского персонала.
Существующая система статистической обработки показателей деятельности здравоохранения несовершенна, что не в полной мере позволяет реализовывать планирование деятельности отрасли, осуществлять оценку качества работы как всей системы, так и отдельных ее актов.
Отсутствуют механизмы воздействия на формирование здорового образа жизни у населения, недостаточно эффективны проводимые профилактические мероприятия.
В настоящее время назрела необходимость определения стратегии дальнейшего развития здравоохранения на основе совершенствования имеющейся системы, изыскания новых подходов и моделей управления отраслью, перехода от затратных методов работы к рациональному использованию имеющихся ресурсов, повышение ответственности работников отрасли за результаты своей деятельности, стимулируемой дифференцированным подходом к определению уровня оплаты труда.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
а) совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной медицинской помощи всем гражданам Приднестровской Молдавской Республики как на бесплатной (в рамках государственных гарантий), так и на платной основе;
б) развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
в) наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Приднестровской Молдавской Республики.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
Концепция развития здравоохранения в Приднестровской Молдавской Республике на 2015 год и среднесрочную перспективу представляет собой анализ состояния здравоохранения в Приднестровской Молдавской Республике, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
2. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является определение и закрепление стратегических направлений дальнейшего устойчивого развития отрасли на период с 2015 года и среднесрочную перспективу, совершенствование системы здравоохранения, направленное на улучшение здоровья граждан, удовлетворение спроса населения в объеме и качестве медицинских услуг.
Целевыми индикаторами эффективности реализации концепции являются:
а) снижение показателя материнской смертности до нуля;
б) снижение показателя младенческой смертности до 4,9 на 1 тысячу детей;
в) снижение показателя общей смертности до 11,8 на 1 тысячу человек;
г) снижение показателя заболеваемости туберкулезом до 91 на 100 тысяч населения (активные формы);
д) удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет 100 на 100 тысяч населения;
е) снижение показателя заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности до 11,3 дней на один листок о нетрудоспособности;
ж) снижение показателя общей заболеваемости по основным социально значимым заболеваниям инфекционного и неинфекционного генеза:
- наркомания – до 463,2 на 100 тысяч населения;
- психические заболевания – 2465 на 100 тысяч населения;
- сердечно-сосудистые заболевания – 854, 2 на 10 тысяч населения;
- заболеваемость сахарным диабетом – 221,4 на 10 тысяч населения;
- заболеваемость алкоголизмом – 2109 на 100 тысяч населения;
- онкозаболевания – 1500 на 100 тысяч населения;
- заболеваемость сифилисом – до 37,8 на 100 тысяч населения.
Задачами развития здравоохранения являются:
- переход на современную систему организации медицинской помощи;
- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
- создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни;
- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
- информатизация здравоохранения.
3. Современное состояние здравоохранения в Приднестровской Молдавской Республике
3.1 Демографическая ситуация в республике
Возрастной состав населения республики характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин составляет 45,4%, женщин – 54,6%. Возрастно-половая структура населения 60 лет и старше фиксирует перевес численности женского населения над мужским почти в 2 раза и является результатом сверхсмертности мужского населения.
Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7%. В настоящее время 12,6% населения республики, то есть каждый шестой приднестровец, находится в возрасте 65 лет и более. Этот процент с каждым годом имеет тенденцию к росту. Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов они составляют около двух третей (66,4%).
Удельный вес детского населения в настоящее время составляет – 14,9% (по России – 16,1%).
В ближайшей перспективе изменения возрастного состава населения будут носить неблагоприятный характер. Увеличатся темпы снижения численности детского населения, населения рабочих возрастов, произойдет активизация процесса демографического старения населения.
Естественное движение населения.
Показатель рождаемости на протяжении последних лет колеблется от 9,0 до 10,1 на 1 000 населения, стабилен за последние 5 лет (с небольшим снижением в 2013 году на 6%) и составил 9,5 на 1 000 человек. (2012 год – 10,1).
Смертность населения в республике за последние 5 лет остается высокой и колеблется на 1 тысячу человек населения в пределах от 15,3 в 2006 году до 14,9 в 2011 году, в 2013 году – 13,5 на 1000 населения, с небольшим снижением на 5% по сравнению с 2012 годом (14,2%).
В структуре смертности первые три места занимают: I место – смертность от болезней системы кровообращения (773,3 на 100 тысяч населении); II место – от новообразований (229,3) и III место – от травм и отравлений (82,6) и болезней системы пищеварения (100,3).
Среди всех умерших примерно 25% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 1 500-1 700 в год), из них 75% – мужчины.
Состояние здоровья матери и ребенка.
Основными задачами службы охраны материнства и детства является профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Эти показатели имеют большое социально-политическое значение и характеризуют не только качество и уровень медицинской помощи женщинам и детям, но и состояние развития здравоохранения и общества в целом.
За последнее время служба родовспоможения не претерпела значительных изменений, за исключением реорганизации родильных домов и детских больниц с созданием центров матери и ребенка в городах Тирасполь и Бендеры.
Материально-техническая база учреждений охраны материнства и детства технически и морально устарела и не может в должной мере обеспечить оказание специализированной медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным детям.
Переход на трехуровневую систему позволил обеспечить доступность высокотехнологичной и квалифицированной медицинской помощью каждых беременную и новорожденного ребенка независимо от места рождения и способствует эффективному снижению перинатальной и младенческой смертности, заболеваемости и инвалидизации новорожденных.
Показатели детской смертности являются индикатором характеристики не только состояния здоровья матери и ребенка, но и уровня социально-экономического благополучия, степени цивилизованности общества в целом.
Показатели детской смертности в течение последних пяти лет остаются стабильными и соответствуют 0,8-1,2 на 1 000 детского населения. За последние 3 года показатель имел тенденцию к снижению с 1,1 на 1 000 человек (в 2011 году) до 0,8 (в 2013 году).
Показатель младенческой смертности в 2013 году имел динамику снижения. В 2011 году отмечался рост показателя на 11,7%, который составил 11,1 на 1 000 родившихся живыми, в 2013 году он снизился и составил 7,1 на 1 000 родившихся живыми (по Российской Федерации – 7,3 на 1 000 родившихся живыми).
Положительным результатом является то, что в 2013 году не было отмечено случаев материнской смертности.
Перинатальная смертность.
Перинатальная смертность в республике по сравнению с 2012 годом снизилась на 32% и показатель составил в 2013 году – 6,4 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (2012 год – 9,4).
За истекшие три года показатель мертворождаемости в республике имеет стойкую тенденцию к снижению с 4,4 в 2011 году до 3,5 в 2013 году. В структуре мертворождаемости антенатальная гибель плода составляет более 80%.
3.2. Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения республики
Заболеваемость населения.
Первичная заболеваемость населения в 2013 году возросла на 1% и составила 6 340 на 10 тысяч населения.
Наиболее высокие показатели общей заболеваемости отмечаются в городах Тирасполь (7 486%) и Бендеры (7 064%).
В структуре первичной заболеваемости первое место по-прежнему занимают болезни органов дыхания – 3 020 (2012 год – 2 914 с ростом на 3,6%); на втором – травмы и отравления – 594 (2012 год – 624,5) и болезни кожи и подкожной клетчатки – 431 (2012 год – 497,2); на третьем месте – инфекционные заболевания – 339 (2012 год – 350 со снижением на 3,3%).
Заболеваемость населения социально значимыми заболеваниями.
К социально значимым заболеваниям относятся заболевания инфекционного и неинфекционного генеза, такие как туберкулез, психические заболевания, инфекции, передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекция, сахарный диабет, астма, злокачественные новообразования. Учитывая общемировые тенденции роста заболеваемости по данным видам болезней, особое внимание системы здравоохранения должно быть продолжено по данным направлениям.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями.
В 2013 году отмечается рост уровня общей заболеваемости злокачественными новообразованиями – на 4% (2012 году – 1 703, 2013 году – 1 771 на 100 тыс. населения). Самый высокий уровень общей заболеваемости злокачественными новообразованиями отмечается в городах Тирасполь – 2 126 и Рыбница – 1 905 на 100 тысяч населения.
Удельный вес выявленных на последних стадиях болезни – 3 и 4 клиническая группа от общего числа выявленных больных злокачественными новообразованиями на протяжении трех лет остается стабильно высоким и составил 49,2%, в том числе молочной железы – 34,8%, шейки матки – 47,4%.
3.3. Система организации медицинской помощи населению
До настоящего времени в Приднестровской Молдавской Республике реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными структурами:
1) амбулаторно-поликлинической и скорой;
2) стационарной.
Первичная медико-санитарная помощь – совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения. Первичная медико-санитарная помощь представляет первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения, что диктует необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. В настоящее время медицинская помощь населению оказывается в 139 учреждениях здравоохранения, в том числе в 14 больницах, 2 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, имеющих в своем составе 9 поликлиник, 38 СВА, 60 ФАПах.
Основным принципом ее организации является территориально-участковый.
Особенного внимания требует тот факт, что недостатки в планировании и организации работы участкового врача, а также современные принципы оплаты труда не позволяют первичному звену медицинской помощи выполнять основную, наиболее важную для охраны здоровья населения функцию профилактики заболеваемости.
Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения. При этом по сути стационарная медицинская помощь необходима лишь при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования и лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного круглосуточного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.
На сегодняшний день в республике отсутствует стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Во многих случаях больной выписывается из стационара «под наблюдение участкового врача», что в реальности означает «под собственное наблюдение». На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита патронажная служба, не разработана система «стационара на дому», часто не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой, больным не доступны реабилитационные мероприятия.
3.4. Организация системы финансирования здравоохранения
Отрасль здравоохранения остро нуждается в дополнительных вложениях, особенно в сектор первичной медико-санитарной помощи.
Так, потребность в финансовых ресурсах на отрасль здравоохранения составляла:
а) в 2012 году в сумме 812,9 млн. руб.;
б) в 2013 году в сумме 930,8 млн. руб.;
в) в 2014 году в сумме 996,6 млн. руб.;
г) в 2015 году в сумме 1 012,20 млн. руб.
В то время как бюджетом были утверждены следующие расходы:
а) в 2012 году в сумме 467,3 млн. руб. (57,5% от потребности);
б) в 2013 году в сумме 473,3 млн. руб. (50,9% от потребности);
в) в 2014 году в сумме 532,9 млн. руб. (53,5% от потребности);
г) проектом бюджета на 2015 год предусматривается выделить на здравоохранение 526,8 млн. руб. (52% от потребности).
Уровень обеспечения расходов на приобретение медико-фармацевтической продукции на протяжении последних трех лет не достигает 25% от потребности, что не позволяет обеспечить достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.
В данной ситуации возникает необходимость в дополнительном источнике финансирования, а именно доходы от оказания платных медицинских услуг. Удельный вес доходов от оказания платных медицинских услуг в общем объеме финансирования учреждений здравоохранения незначителен:
а) в 2012 году – 5,4%;
б) в 2013 году – 6,6%;
в) за 9 месяцев 2014 года – 8,1%.
При этом республиканским бюджетом утверждаются расходы на содержание отрасли здравоохранения на уровне 50,9%-57,5% от потребности, однако фактическое финансирование отрасли оказывается ниже утвержденного плана. Так, финансирование на содержание республиканских учреждений здравоохранения в 2012 году составило 91,3% от запланированных средств, в 2013 году – 88,2%, за 9 месяцев 2014 года – 82,8% соответственно.
По одной из основных социально-защищенных статей бюджета отрасли «Медикаменты и перевязочные средства» финансирование составило в 2012 году – 88,6% от запланированных средств, в 2013 году – 59,0%, за 9 месяцев 2014 года – 53,0% соответственно.
Таким образом, существующая система финансирования здравоохранения с одновременным высоким уровнем дефицитности бюджета не позволяет в полной мере обеспечивать реализацию государственных функций в данной сфере.
3.5. Кадровое обеспечение развития здравоохранения
На сегодняшний день обеспеченность кадрами в системе здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики в сравнении с другими странами приведена в следующей таблице:
Обеспеченность населения врачами на 10 000 населения Приднестровской Молдавской Республики в сравнении с другими странами
|
Белоруссия
|
Российская Федерация
|
Украина
|
Молдавия
|
ПМР
|
51,8
|
48,9
|
43,2
|
37,2
|
34
|
Из приведенной таблицы видно, что в Приднестровской Молдавской Республике уровень обеспеченности населения врачами крайне низок по сравнению с соседними странами, так на 10 000 населения Приднестровской Молдавской Республик приходится 34 врача.
В системе здравоохранения республики по состоянию на 1 ноября 2014 года работает врачей – 1914, средних медицинских работников – 4152.
Медицинский факультет ежегодно выпускает около 50 выпускников, но потребность во врачебных кадрах по республике за последние годы составляет 350-400 врачей. Ежегодно Министерство здравоохранения ПМР распределяет всех выпускников, независимо от того на какой основе они проходили обучение.
Что касается средних медицинских работников, то ежегодный выпуск составляет порядка 300 человек, из которых в 2014 году трудоустроено 140 человек.
Потребность на сегодняшний день в средних медицинских работниках составляет более 400 человек.
Дефицит врачебных кадров и среднего медицинского персонала наблюдается по районам, а также в сельской местности.
Количество врачей и среднего медперсонала ЛПУ по возрастам
|
Пенсионный возраст
|
Предпенсионный возраст
(5 лет до пенсии и менее)
|
Остальные работники
|
Врачи
|
566
|
215
|
1133
|
Средние мед. работники
|
973
|
417
|
2762
|
Из общего числа врачей:
Пенсионный возраст – 29,6%
Предпенсионный возраст (5 лет до пенсии и менее) – 11,2%
Остальные работники – 59,2%.
Из общего числа среднего медицинского персонала:
Пенсионный возраст – 23,45%
Предпенсионный возраст (5 лет до пенсии и менее) – 10%
Остальные работники – 66,5%.
Кроме того, соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей республике значительно ниже чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.
В то же время наблюдается существенная диспропорция в распределении врачебных кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликлинических.
Среди проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить:
- низкую заработную плату медицинских работников;
- уравнительные подходы к оплате труда медицинского персонала;
- низкую социальную защищенность и престиж медицинской профессии;
- отсутствие материально-технической базы в существующих образовательных учреждениях для получения должного уровня образования;
- отсутствие системы непрерывного медицинского образования;
- отсутствие возможности применения современных методов диагностики и лечения заболеваний;
- слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении;
- невысокий профессиональный уровень части медицинских работников.
3.6. Информатизация здравоохранения
В настоящее время отсутствует целостная информационная система здравоохранения республики, при этом с целью изучения возможности по созданию элементов единого информационного пространства в системе здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики на базе ГУ «Рыбницкий лечебно-диагностический центр» проведены работы по закладке в проект компьютерного обеспечения и созданию специализированного программного продукта (программное обеспечение). Данная программа позволит создать автоматизированные рабочие места врачей, электронные базы данных, в том числе по пациентам, вести электронные истории болезней и объединить в единое целое все лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы. Благодаря внедрению данной программы улучшится качество работы по формированию медицинской статистики.
Реализация данного пилотного проекта позволит имплементировать полученный опыт ведения учета в системе здравоохранения на работу в других лечебных учреждениях системы здравоохранения, в том числе и в новых строящихся объектах.
4. Общая характеристика проблем в сфере здравоохранения
Оценивая текущую ситуацию в сфере здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, необходимо выделить факторы, сдерживающие развитие здравоохранения в республике:
а) ограничение доступности медицинской помощи, обусловленное недостаточным обеспечением государственными гарантиями оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
б) серьезное отставание производства не только от запросов научных центров и практических медицинских учреждений, но и от достижений в области биологии и медицины.
В настоящее время республика не имеет собственной медицинской промышленности, гибко реагирующей на внутренний потребительский рынок. Кроме того, техническое оснащение больниц напрямую зависит от спонсорской помощи, и если таковой не имеется, то врачи работают за счет использования инструментов давно переживших свой срок эксплуатации, а то и просто непригодных к применению. От этого, конечно, существенно страдает и качество медицинской помощи;
в) низкий уровень лекарственного обеспечения граждан;
г) недостаточная материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений. Большинство зданий лечебно-профилактических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, а обеспечение финансовыми ресурсами из республиканского бюджета на капитальный ремонт зданий составило в 2014 году всего 0,3% от потребности. Также высока потребность медицинских организаций в оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием, которое бы позволило обеспечить граждан качественной медицинской помощью, а обеспечение финансовыми ресурсами из республиканского бюджета составило в 2014 году всего 3,1% от потребности;
д) недостаточное обеспечение потребности населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
е) недостаточно внимательное отношение самих жителей республики к своему здоровью.
В этой проблеме нужно выделить две принципиально разные позиции. Первую можно связать с бедностью и бытовой неустроенностью людей, когда они в силу указанных обстоятельств просто не в состоянии организовать для себя и членов своей семьи рациональное питание и отдых. Огромный вред для здоровья людей наносит состояние хронического стресса. Вторую же нужно отнести к серьезным ошибкам и просчетам в деле прививания подрастающему поколению здорового образа жизни, что привело к стремительному росту курильщиков и потребителей психоактивных веществ. Особенную тревогу вызывает вовлечение в этот пагубный для здоровья процесс женщин;
ж) регресс сельской медицины;
з) проблема кадрового ресурсосбережения и обеспечения.
Оптимизация управления кадровыми ресурсами – важнейшая стратегическая составляющая развития отрасли. Сколько бы государство не вкладывало средств в инфраструктуру, в улучшение условий в лечебно-профилактических учреждениях, в приобретение новейшего оборудования, все это не даст эффекта, если не будет организована подготовка медицинского персонала. На сегодняшний день кадровая проблема имеет следующие составляющие:
- нерациональное использование существующих трудовых ресурсов;
- ограниченное воспроизводство кадров;
- отток специалистов из здравоохранения;
- низкие заработные платы медицинских работников, предельно уязвимые к влиянию экономических изменений в государстве с дефицитной тенденцией к минимальному прожиточному минимуму;
- антимотивация труда медицинских работников;
- кадровый дефицит медицинских работников в сельских населенных пунктах, что ставит на грань существования значительную часть лечебно-профилактических учреждений сельских населенных пунктов;
и) низкая эффективность системы организации медицинской помощи, связанная с дефицитом кадров системы управления и нехваткой специалистов высокого уровня компетенции в вопросах организации здравоохранения;
к) низкий образовательный уровень медицинских специалистов.
Дисбаланс между требованиями рынка труда к уровню профессиональной подготовки медицинских кадров и качеством их подготовки;
л) недостаточно развитая система постдипломного образования – подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработки стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализации образовательных программ;
м) нестабильное финансирование отрасли здравоохранения, а также низкий уровень обеспечения расходов республиканского бюджета на содержание отрасли здравоохранения;
н) несоответствие уровня тарифов на платные медицинские услуги экономически обоснованным затратам.
Развитие медицинских технологий расширяют возможность оказания медицинских услуг, но одновременно этот процесс становится значимым фактором удорожания медицинских услуг, поскольку подавляющая часть новых технологий и медицинского оборудования требует больших инвестиций и текущих затрат.
Чтобы новое дорогостоящее оборудование было самоокупаемым, в тарифы должны быть включены все фактические затраты, связанные с предоставлением медицинской услуги на данном оборудовании, включая и амортизационные начисления с учетом его износа.
С целью обеспечения доступности к платным медицинским услугам граждан республики с низким достатком подавляющая часть тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными лечебно-профилактическими учреждениями, утверждена в размере, являющимся ниже их фактической себестоимости. Это свидетельствует о том, что затраты на данные услуги себя не окупают, и учреждения работают себе в убыток.
5. Основные принципы развития системы здравоохранения
Система здравоохранения базируется на следующих основных принципах:
а) обеспечения качественной медицинской помощи;
б) сбалансированности медицинской помощи на бесплатной и платной основе в зависимости от объема финансирования отрасли здравоохранения;
в) профилактической направленности здравоохранения;
г) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
д) персонификация ответственности медицинских работников за здоровье каждого отдельного гражданина, групп населения и населения в целом;
е) единства медицинского образования, науки и практики путем совершенствования системы медицинского образования и медицинской науки, улучшение кадрового обеспечения отрасли;
ж) соблюдения безопасности в сфере лекарственного обеспечения;
з) ответственности граждан за соблюдение здорового образа жизни и приверженности к лечению, определения уровня личной ответственности гражданина за сохранение и поддержание собственного здоровья;
и) активного участия общественности и граждан в охране здоровья, а также в развитии системы здравоохранения.
6. Основные направления развития системы здравоохранения
В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения, а также для достижения поставленных целей предлагаются мероприятия по следующим направлениям:
1. В части нормативного правового регулирования отрасли здравоохранения – разработка проектов следующих основных нормативно-правовых актов:
а) государственных целевых программ в сфере профилактики туберкулеза, ВИЧ-инфекций, СПИДа и инфекций, передающихся половым путем, онкологических заболеваний, иммунизации населения;
б) ежегодной программы по переоснащению лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения за счет средств в размере 1% отчислений средств единого государственного фонда социального страхования.
2. В части улучшения качества предоставляемых медицинских услуг:
а) улучшение материально-технического оснащения отрасли:
1) ввод в эксплуатацию нового медицинского оборудования, ежегодное обновление автопарка скорой медицинской помощи в рамках привлечения инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников;
2) расширение реестра оказываемых медицинских услуг на платной основе;
3) формирование уровня тарифов на платные медицинские услуги исходя из экономически обоснованных затрат, включающих в себя фактические расходы, связанные с предоставлением медицинской услуги на данном оборудовании, включая и амортизационные отчисления;
б) кадровое обеспечение:
1) определение индивидуального порядка оплаты труда в зависимости от объема и качества предоставляемых медицинских услуг с учетом перехода на коммерческую основу;
2) заключение договора с выпускником медицинского факультета по отработке трехлетнего периода с целью усиления закрепляемости медицинских кадров в учреждениях системы здравоохранения;
3) реализация мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение качества жилищно-бытовых условий сотрудников системы здравоохранения;
4) реализация мероприятий, направленных на получение специализированных видов постдипломного образования высшего и среднего медицинского персонала;
5) поиск возможностей, направленных на улучшение условий труда сотрудников системы здравоохранения.
3. В части мотивации населения республики для ведения здорового образа жизни и формирования ответственности за свое состояние здоровья за счет проведения:
а) широких информационных кампаний по раннему выявлению различных заболеваний;
б) скрининговых мероприятий;
в) профилактических мероприятий различных заболеваний как индивидуального, так и массового характера.
4. В части информатизации системы здравоохранения – совершенствование медицинской статистики и информатизация отрасли путем внедрения единой информационной системы за счет создания систем учета автоматизированных рабочих мест врачей, электронных баз данных, в том числе по пациентам, введение электронных историй болезней и объединение в единое целое всех лечебных, диагностических, административных, хозяйственных и финансовых процессов.
Реализация настоящей Концепции позволит сохранить и последовательно повышать уровень доступности квалифицированной медицинской помощи, обеспечить профилактическую направленность отрасли, ее соответствие современным требованиям и рыночным условиям общества. При этом станет возможным динамичное развитие системы здравоохранения путем внедрения механизмов, обеспечивающих адекватное финансирование отрасли, и создания реальных условий для возможности её содержания и развития, что позволит укрепить здоровье населения Приднестровской Молдавской Республики, стабилизировать демографическую ситуацию и создать благоприятные условия для дальнейшего развития общества.
В целом, реализация всех направлений Концепции создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития республики в долгосрочной перспективе.