Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики
Об утверждении Положения о создании системы экстренного оповещения населения Приднестровской Молдавской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
В соответствии со статьей 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 23 июля 2002 года № 165-КЗ-III «Об особых правовых режимах» (САЗ 02-30) с изменением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 24 сентября 2013 года № 192-КЗИ-V (САЗ 13-38), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 августа 2008 года № 536-З-IV «Об электросвязи» (САЗ 08-34) с изменениями и дополнением, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 25 июня 2009 года № 793-ЗИ-IV (САЗ 09-26), от 24 мая 2011 года № 58-ЗИ-V (САЗ 11-21), от 11 июня 2014 года № 110-ЗД-V (САЗ 14-24), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 6 мая 2006 года № 25-З-IV «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (САЗ 06-19) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 декабря 2009 года № 919-ЗД-IV (САЗ 09-52), от 24 декабря 2012 года № 246-ЗИД-V (САЗ 12-53), от 28 марта 2013 года № 84-ЗИ-V (САЗ 13-12), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 23 апреля 1993 года № 108 «Об утверждении Положения «О Гражданской защите Приднестровской Молдавской Республики» (САМР 93-13) с дополнением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 7 февраля 1994 года № 39 (САМР 94-2), Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Утвердить Положение о создании системы экстренного оповещения населения Приднестровской Молдавской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (прилагается).
2. Ответственность за исполнение настоящего Постановления возложить на министра внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и начальника Государственной службы связи, информации и СМИ Приднестровской Молдавской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики – Председателя Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
Т. Туранская
|
г. Тирасполь
17 декабря 2014 г.
№ 299
Приложение
к Постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 17 декабря 2014 года № 299
Положение
о создании системы экстренного оповещения населения Приднестровской Молдавской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации экстренного оповещения населения Приднестровской Молдавской Республики в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или при угрозе их возникновения.
2. В настоящем Положении применяются следующие понятия и определения:
а) Приднестровская система гражданской защиты (далее – ПСГЗ) – объединение органов управления, сил и средств республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Приднестровской Молдавской Республики, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий;
б) информация о чрезвычайной ситуации – сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления ПСГЗ и ее структурам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и предписываемых или рекомендуемых действиях;
в) чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также возникающая при ведении военных действий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
г) оповещение населения о ЧС – доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, а также при введении особых правовых режимов, о действиях населения, необходимости и порядке проведения мероприятий по гражданской защите;
д) информирование населения о ЧС – доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам связи сведений о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской защиты, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности;
е) комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее – КСЭОН) – комплекс организационных мероприятий, программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, органов управления ПСГЗ и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
ж) зона экстренного оповещения населения – территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и (или) техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
з) сигнал оповещения – условный сигнал, передаваемый для информирования и оповещения населения и органов, осуществляющих управление службами и силами ПСГЗ, являющийся командой для проведения определенных мероприятий или действий;
и) потенциально опасные объекты – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) объекта экономики или экономики административно-территориального образования или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этой территории, на потенциально опасный период времени;
к) специализированные технические средства информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей – специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении ЧС и действиях населения;
л) оператор электросвязи – юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электросвязи в соответствии с условиями лицензии, выданной уполномоченным органом в установленном законом порядке;
м) сети электросвязи – технологические системы, обеспечивающие одну или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное и радиовещание;
н) средства электросвязи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг электросвязи или обеспечении функционирования сетей электросвязи;
о) электросвязь – процесс передачи, приема, излучения информации в любой форме (речь, музыка, подвижное или неподвижное изображение, письменный или печатный текст, видимые или слышимые сигналы) с использованием сигналов по любым электромагнитным средам (проводным, оптическим, радио).
3. Настоящее Положение определяет:
а) принципы, цели, задачи, состав, структуру КСЭОН;
б) порядок создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к использованию КСЭОН;
в) порядок использования КСЭОН;
г) порядок оповещения населения и руководства органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики о ЧС;
д) порядок финансирования КСЭОН.
4. Своевременное и гарантированное оповещение населения и руководства органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики о возможных угрозах возникновения или о возникновении ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае возникновения ЧС, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.
5. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение ПСГЗ в установленные степени готовности и доведение в кратчайшие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации.
2. Основные принципы
6. При организации КСЭОН используются следующие принципы:
а) функциональной обоснованности;
б) комплексного использования всех телекоммуникационных и информационных ресурсов КСЭОН, включая системы телерадиовещания, каналов сетей электросвязи общего пользования, системы, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, органов управления ПСГЗ и до населения;
в) информационной, программной и технической интеграции комплексов оповещения КСЭОН и систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или при вооруженных конфликтах.
3. Основные цели
7. Целью создания КСЭОН является сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба от ЧС природного, техногенного или иного характера за счет своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне такой ситуации, сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, необходимых действиях населения и способах защиты.
4. Структура, состав и задачи КСЭОН
8. В Приднестровской Молдавской Республике создаются следующие уровни КСЭОН:
а) республиканский – предназначен для централизованного оповещения населения на территории всей республики, членов Государственной (Правительственной) комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее – ГКЧС ПМР), органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и органов управления ПСГЗ, специально подготовленных сил ПСГЗ для предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории Приднестровской Молдавской Республики;
б) местный – предназначен для централизованного оповещения населения на территории административно-территориального образования, членов городских (районных) комиссий по чрезвычайным ситуациям (далее – КЧС городов (районов)), территориальных органов управления ПСГЗ, специально подготовленных сил ПСГЗ для предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории административно-территориального образования;
в) локальный – создается на потенциально опасных объектах и предназначен для доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава организаций, невоенизированных формирований гражданской защиты при организациях, персонала организаций, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения объекта, населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
9. КСЭОН всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного или иного характера.
10. Структура органов, обеспечивающих функционирование КСЭОН:
а) органы повседневного управления ПСГЗ: Главное управление по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее – ГУ по ЧС МВД ПМР), Уполномоченная служба Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и их территориальные подразделения;
б) Службу оповещения и связи Гражданской защиты Приднестровской Молдавской Республики (Государственная служба связи, информации и СМИ Приднестровской Молдавской Республики) (далее – Служба оповещения и связи ГЗ ПМР);
в) Государственное учреждение «Государственная служба «Республиканский Гидрометеорологический центр»;
г) Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии»;
д) операторов электросвязи;
е) дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, задействованные в структуре ПСГЗ;
ж) единые дежурно-диспетчерские службы городов и районов, задействованные в структуре ПСГЗ;
з) дежурно-диспетчерские службы организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
и) дежурно-диспетчерские службы организаций, задействованные в структуре ПСГЗ.
11. Основными техническими элементами КСЭОН республиканского, местного и локального уровней являются:
а) комплексы программно-технических средств оповещения;
б) сети электросиренного оповещения;
в) сети радиовещания;
г) сети телевещания;
д) сети уличной звукофикации;
е) сети операторов мобильной сотовой связи;
ж) местные телефонные сети;
з) транспортные средства оперативных служб городов и районов, оборудованные громкоговорящими устройствами;
и) другие сети и технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении ЧС, необходимых действиях населения и способах защиты.
5. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности КСЭОН
12. КСЭОН функционирует, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к использованию под руководством Председателя ГКЧС ПМР, органов управления ПСГЗ.
13. Элементы КСЭОН республиканского уровня включают в себя:
а) компьютеризированную систему централизованного оповещения «Звонарь» (далее – КСЦО «Звонарь») – для централизованного телефонного оповещения должностных лиц органов государственной власти и управления, должностных лиц органов управления ПСГЗ и органов управления КСЭОН;
б) автоматизированную систему централизованного оповещения «Набат» (далее – АСЦО «Набат») – для централизованного оповещения населения о сигналах гражданской защиты посредством включения электросирен;
в) сети теле- и радиовещания – в части, предназначенной для информационного оповещения населения всей республики или населения административно-территориальных образований, а именно:
1) по каналам сетей эфирного телевещания и многоканального телевидения (система MMDS), в частности, по каналам, предназначенным для ретрансляции телепрограмм из государственного заказа, а также по каналам телевизионных программ, создаваемых организациями, зарегистрировавшими аудиовизуальные средства массовой информации (далее – СМИ) в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о СМИ;
2) по каналам сетей эфирного радиовещания, в частности по каналам радиопрограмм, создаваемых организациями, зарегистрировавшими радиостудии в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке;
г) сети уличной звукофикации;
д) сети операторов мобильной сотовой связи;
е) другие сети и технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении ЧС, необходимых действиях населения и способах защиты, включая сеть Интернет.
14. Элементы КСЭОН местного уровня совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством глав государственных администраций и включают в себя:
а) сети электросиренного оповещения;
б) сети уличной звукофикации;
в) местные телефонные сети – в части, используемой для передачи сигналов оповещения по КСЦО «Звонарь»;
г) транспортные средства оперативных служб города и (или) района, оборудованные громкоговорящими устройствами;
д) сети теле- и радиовещания – в части, предназначенной для информационного оповещения населения административно-территориальных образований;
е) другие сети и технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении ЧС, необходимых действиях населения и способах защиты.
15. Элементы КСЭОН локального уровня в районах размещения потенциально опасных объектов создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством руководителя соответствующего объекта с привлечением сил и средств локальных систем оповещения объектов, создаваемых в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
16. Органы управления КСЭОН республиканского, местного и локального уровней проводят организационно-технические мероприятия по исключению несанкционированного использования элементов КСЭОН.
17. В целях обеспечения устойчивого функционирования КСЭОН предусматривается:
а) доведение сигналов оповещения и экстренной информации с нескольких территориально расположенных защищенных пунктов управления;
б) размещение средств связи и аппаратуры оповещения на защищенных пунктах управления;
в) использование заблаговременно созданных запасных сетей телерадиовещания;
г) создание и использование запасных мобильных средств оповещения и связи.
18. Местный и локальный уровни КСЭОН являются составной организационно-технической частью республиканского уровня КСЭОН и программно с ней сопрягаются.
19. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) средств оповещения и связи создаются и поддерживаются в готовности к использованию нормативно-правовым актом Правительства Приднестровской Молдавской Республики, решениями органов управления ПСГЗ и органов управления КСЭОН, органов местного самоуправления, руководителей организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, задействованных в КСЭОН.
20. Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения и связи определяются создающим их органом согласно нормам, утвержденным ГКЧС.
21. В целях поддержания в готовности КСЭОН проводятся проверки ее готовности к использованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание ее элементов.
22. В целях поддержания КСЭОН в состоянии постоянной готовности органы управления ее республиканского уровня совместно с органами управления местного и локального уровней, обеспечивающих сохранность, работоспособность средств оповещения и связи, осуществляют проведение регламентных работ и проверки работоспособности КСЭОН в целом и отдельных ее элементов.
23. Проверки КСЭОН в целом или отдельных ее элементов проводятся по планам основных организационных мероприятий ГУ по ЧС МВД ПМР, согласованным Службой оповещения и связи ГЗ ПМР, с участием представителей операторов электросвязи, сети и средства связи которых задействованы в проверке, и организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание элементов КСЭОН, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей соответствующих организаций, сети и средства электросвязи которых задействованы в проверке, с целью обеспечения выполнения задач проверки и контроля над ее выполнением.
24. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений и сообщений гражданской защиты в ходе проведения проверок КСЭОН запрещается.
25. Эксплуатационно-техническое обслуживание, сохранность и работоспособность средств АСЦО «Набат» организуются государственными администрациями городов и районов Приднестровской Молдавской Республики и осуществляются:
а) операторами электросвязи:
1) в отношении сетей, сооружений и средств электросвязи данного оператора электросвязи, входящих в КСЭОН в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
2) в отношении сетей, сооружений и средств электросвязи иных лиц, входящих в КСЭОН в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики – на договорных условиях;
б) иными юридическими и физическими лицами – на договорных условиях.
26. Руководители организаций, на которых установлены электросирены, входящие в состав АСЦО «Набат», независимо от организационно-правовой формы обязаны обеспечить бесперебойную подачу электропитания к электросиренам, беспрепятственный доступ техническому персоналу для их эксплуатационно-технического обслуживания и, при необходимости, оказывать содействие в проведении работ, связанных с обслуживанием, установкой, снятием электросирен со штатных мест.
6. Порядок использования КСЭОН
27. Основным способом оповещения населения Приднестровской Молдавской Республики является передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием КСЭОН всех уровней.
28. Передача сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления ПСГЗ по сетям электросвязи и по каналам распространения программ телевизионного вещания и радиовещания операторов электросвязи, а также по сетям уличных громкоговорителей проводного вещания, сетям кабельного телерадиовещания операторов электросвязи с перерывом вещательных программ для оповещения населения об угрозе возникновения или при возникновении ЧС, а также об опасностях, возникающих при введении особых правовых режимов. Для передачи сигналов и информации оповещения может использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, сети операторов мобильной сотовой связи, иные сети электросвязи.
29. Использование КСЭОН производится неавтоматизированным и автоматизированным способами. Основным способом оповещения при работе КСЭОН всех уровней является автоматизированный способ.
30. При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется по сети электросвязи общего пользования, каналам связи сети электросвязи специального назначения без применения специальной аппаратуры оповещения.
31. При автоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения по каналам связи общего пользования, каналам и линиям связи сети электросвязи специального назначения.
32. При автоматизированном способе оповещения используются КСЦО «Звонарь», АСЦО «Набат».
33. Порядок использования КСЭОН, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением руководителя (или лица, его заменяющего) соответствующего органа управления ПСГЗ и (или) организации, в ведении которой находится потенциально опасный объект.
34. Распоряжения на задействование КСЭОН отдаются:
а) на республиканском уровне – руководителем ГУ по ЧС МВД ПМР (по согласованию с Министром внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики или председателем ГКЧС ПМР);
б) на местном уровне – соответствующим руководителем структурного подразделением ГУ по ЧС МВД ПМР (по согласованию с руководством ГУ по ЧС МВД ПМР и (или) главой государственной администрации города, района);
в) на локальном уровне – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
35. В экстренных, не терпящих отлагательства случаях, использовать КСЭОН может оперативный дежурный соответствующего звена ГУ по ЧС МВД ПМР.
36. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в распоряжении оперативных дежурных средств связи и оповещения.
37. Дежурные диспетчерских служб (иные лица, на которых возложены обязанности по информированию и оповещению) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями и схемами оповещения, утвержденными руководителями соответствующих организаций по согласованию с территориальными подразделениями ГУ по ЧС МВД ПМР.
7. Порядок оповещения руководящего состава, органов, осуществляющих управление ПСГЗ и ликвидацией последствий ЧС
38. Доведение сигналов (распоряжений) о приведении в готовность органов, осуществляющих управление силами ПСГЗ и ликвидацией последствий ЧС, осуществляется оперативными дежурными ГУ по ЧС МВД ПМР по существующим системам централизованного оповещения и всем имеющимся каналам связи КСЭОН в установленном порядке.
39. Оперативные дежурные территориальных подразделений ГУ по ЧС МВД ПМР подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до руководящего состава и лиц, специально уполномоченных решать задачи в области гражданской защиты и ЧС.
8. Порядок оповещения населения
40. Оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС осуществляет оперативный дежурный ГУ по ЧС МВД ПМР путем централизованной и (или) выборочной (по направлениям) передачи дежурным телерадиовещательных организаций сигнала «Внимание всем!» с последующим доведением информации по действующим сетям проводного, радио- и телевизионного вещания и иным сетям электросвязи КСЭОН.
41. Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и иного характера осуществляется путем выведения на экран телевизионных приемников «бегущей строки», начинающейся со слов «Внимание всем!» и соответствующей информацией, а также, в необходимых случаях, передачи речевой информации с использованием сетей проводного, радио-, телевизионного вещания, иных сетей электросвязи КСЭОН, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
42. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен и громкоговорителей, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала «Внимание всем!».
По этому сигналу населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы рекомендуется включить радио- и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания (муниципальные, объектовые), радиовещательные и телевизионные станции, включаются сети наружной звукофикации. Передача сигналов (сообщений) населению производится по каналам республиканского (муниципального) телерадиовещания.
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух-, трехкратное или многократное повторение передачи речевого сообщения.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях допускается передача кратких, нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи с магнитной записи или с других съемных носителей непосредственно с рабочих мест дежурных, специально уполномоченных решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению ЧС (оперативных дежурных, дежурных аппаратно-студийных блоков и других).
43. Организации, независимо от организационно-правовых форм, своевременно оповещают персонал своих организаций и людей, находящихся на подведомственной территории, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
44. Для оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения указанных объектов, а при необходимости – КСЭОН местного уровня.
45. Население территорий Приднестровской Молдавской Республики, не охваченных автоматизированными системами оповещения, оповещается силами и средствами государственных администраций городов и районов, Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики, Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, Службы оповещения и связи ГЗ ПМР и организаций, находящихся на территории административно-территориального образования и оснащенных громкоговорящей связью.
46. Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения населения возлагается на соответствующих руководителей ПСГЗ.
9. Обязанности органов управления ПСГЗ и организаций электросвязи по оповещению населения
47. ГУ по ЧС МВД ПМР и Служба оповещения и связи ГЗ ПМР:
а) разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения населения и организуют их запись на съемные носители;
б) организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных, должностных лиц органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению ЧС;
в) планируют и проводят совместно с операторами электросвязи, организациями телерадиовещания проверки КСЭОН, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения до руководства органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и населения;
г) разрабатывают предложения по поддержанию в готовности и направлениям дальнейшего совершенствования КСЭОН.
48. Операторы электросвязи:
а) обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов оповещения;
б) разрабатывают, согласовывают с ГУ по ЧС МВД ПМР, Службой оповещения и связи ГЗ ПМР и утверждают инструкции для подведомственных им дежурных служб по обеспечению оповещения населения;
в) организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб своих организаций и объектов электросвязи;
г) осуществляют подготовку эксплуатационно-технического персонала объектов электросвязи;
д) участвуют в проведении технических проверок готовности КСЭОН.
49. Организации телерадиовещания:
а) разрабатывают, согласовывают с ГУ по ЧС МВД ПМР, Службой оповещения и связи ГЗ ПМР и утверждают инструкции для подведомственных им дежурных служб по обеспечению оповещения населения;
б) организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов телерадиовещания;
в) обеспечивают постоянную готовность технических средств телерадиовещания к передаче сигналов оповещения и информации;
г) совместно с органами управления, специально уполномоченными решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению ЧС, устанавливают порядок функционирования телерадиовещательных станций, привлекаемых для передачи сигналов оповещения;
д) осуществляют по заявкам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению ЧС, запись речевых сообщений для населения на съемные носители;
е) обеспечивают постоянную готовность персонала объектов телерадиовещания к выполнению задач по оповещению населения.
50. Электрические сирены с оконечными устройствами и иные технические средства оповещения и связи закрепляются за организациями, в которых они установлены. Руководители организаций, в которых установлены эти средства, несут ответственность за их сохранность.
10. Финансирование КСЭОН
51. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности КСЭОН, создания и содержания запасов средств для КСЭОН всех уровней, возмещение затрат, понесенных операторами электросвязи, организациями телерадиовещания и иными организациями, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в рамках утвержденных сметами лимитов на текущий финансовый год.
11. Организация оповещения в период действия особых правовых режимов
52. КСЭОН в период ведения вооруженных конфликтов и в период действия особых правовых режимов может применяться по решению Президента Приднестровской Молдавской Республики.