РАСП ПРМР 6 апреля 2016 № 267р САЗ 16-14  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах охраны здоровья граждан в Приднестровской Молдавской Республике»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на основании Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44):

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах охраны здоровья граждан в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 1316 (V)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Чебаном С.Ф., Червонооким В.В., Тюряевой И.П., Намашко Н.П., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальным представителем Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики Скрыпник Т.С.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

П. Прокудин

 

г. Тирасполь

6 апреля 2016 г.

№ 267р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 6 апреля 2016 года № 267р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах охраны здоровья граждан в Приднестровской Молдавской Республике»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах охраны здоровья граждан в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 1316 (V)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Чебаном С.Ф., Червонооким В.В., Тюряевой И.П., Намашко Н.П., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает невозможным его принятие по следующим основаниям.

Согласно представленной пояснительной записке к законопроекту целью его разработки являются совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья граждан и конкретизация конституционных прав граждан на охрану здоровья. При этом за основу при разработке законопроекта был взят аналогичный закон Российской Федерации.

Так, согласно представленному законопроекту вводится ряд терминов, используемых в области охраны здоровья граждан, также конкретизируются основные понятия, регламентирующие виды медицинской помощи, оказываемой гражданам республики. При этом законопроектом предлагается ввести ряд понятий, являющихся новыми для системы здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, и, соответственно, закрепляется ряд гарантий, которые в настоящее время отсутствуют в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики.

Так, согласно статье 41 законопроекта предлагается ввести на территории Приднестровской Молдавской Республики понятие «редкие (орфанные) заболевания». В этой связи предлагается определить нормативным актом Правительства Приднестровской Молдавской Республики перечень данных заболеваний и ввести регистр лиц, страдающих орфанными заболеваниями. При этом статьей законопроекта четко не устанавливается обязательство государства по оказанию медицинской помощи лицам, страдающим данными заболеваниями, и по обеспечению их необходимыми лекарственными средствами. Вместе с тем введение на законодательном уровне нового понятия влечет за собой новые обязательства государства, а в представленном законопроекте отсутствует финансово-экономическое обоснование последствий введения указанных норм. В то же время необходимо отметить, что оказание необходимой медицинской помощи лицам, страдающим орфанными заболеваниями, на территории Приднестровской Молдавской Республики зачастую в силу имеющихся возможностей не всегда возможно. Кроме того, лекарственные средства, необходимые для лечения указанных категорий лиц, являются крайне дорогостоящими.

В этой связи полагаем, что в случае закрепления обязанностей государства по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению лиц, страдающих орфанными заболеваниями, это должно быть обеспечено соответствующими материальными ресурсами.

Также необходимо отметить, что в отличие от действующего Закона Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 1997 года № 29-З «Об основах охраны здоровья граждан» (СЗМР 97-1) норма, предусматривающая, что в случае невозможности оказания медицинской помощи на территории Приднестровской Молдавской Республики граждане имеют право на ее оказание за пределами республики, не является самостоятельной, а включена в текст статьи 35, что позволяет сделать вывод о том, что граждане будут иметь право на оказание за пределами республики только специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Статьей 47 законопроекта регламентируется такой вид медицинской помощи, как народная медицина. Так, в частности закрепляются понятие «народная медицина», порядок выдачи диплома целителя, основы осуществления целителями своей деятельности. Необходимо отметить, что аналогичная норма имеется и в действующем Законе Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 1997 года № 29-З «Об основах охраны здоровья граждан» (СЗМР 97-1) и также закрепляет за исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, обязанности по выдаче дипломов целителя, при этом указывая, что отсутствие на территории республики организаций, осуществляющих подготовку целителей, не может являться основанием для отказа в выдаче диплома. Необходимо отметить, что при практическом применении данной нормы возникает ряд трудностей. Так, как следует из определения, народной медициной являются методы оздоровления, не зарегистрированные в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, четких критериев, с помощью каких методов возможно оказание медицинской помощи в рамках народной медицины, не имеется. Кроме того, не имеется достаточного доказательного обоснования данных методов, свидетельствующих об их пользе либо вреде для здоровья человека с точки зрения критериев мировой доказательной медицины. Однако несмотря на это на Министерство здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики возлагаются обязанности по выдаче дипломов целителей, при том что по своему определению народная медицина – это часть альтернативной нетрадиционной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение, что абсолютно противоречит пониманию классической (официальной) научно обоснованной, практической медицины.

Кроме того, диплом по своей сути является документом об образовании, и законодательно закреплена обязанность по его выдаче, несмотря на отсутствие прохождения какого-либо обучения. Фактически данная норма обязывает государственный орган выдавать документ, разрешающий определенный вид деятельности, без какого-либо подтверждения способности лица осуществлять данную деятельность. При этом необходимо отметить, что данная деятельность осуществляется в сфере охраны здоровья, и неконтролируемое ее оказание может повлечь за собой необратимое развитие заболевания у человека и привести к самым тяжким последствиям, что является на наш взгляд недопустимым.

В этой связи полагаем, что данная статья подлежит значительной доработке.

В соответствии со статьей 37 законопроекта вводится понятие «паллиативная медицинская помощь». Необходимо отметить, что данное понятие является новым для системы здравоохранения республики. Закрепление данной нормы предполагает создание специализированных медицинских организаций, в том числе обеспечение их необходимыми специалистами. Кроме того, согласно статье 73 законопроекта данный вид медицинской помощи включается в программу государственных гарантий медицинской помощи, бесплатно предоставляемой населению республики. Введение данного института требует необходимого изучения в целях определения числа лиц, нуждающихся в оказании данной помощи, и принятия необходимых организационно-управленческих решений, связанных с созданием и размещением учреждений, оказывающих паллиативную помощь. Также необходимо отметить, что это соответственно потребует от государства дополнительных материальных и финансовых ресурсов.

В этой связи внедрение данного института с 2015 года, как это указано в законопроекте и в пояснительной записке к нему, является нереализуемым и в случае положительного решения должно быть отложено на более поздний срок.

Также согласно представленному законопроекту основополагающая роль в системе организации медицинской помощи отводится системе стандартов оказания медицинской помощи. Так, согласно статье 38 законопроекта установлено, что стандарты оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения медицинскими организациями на территории Приднестровской Молдавской Республики. Соответствующая обязанность закреплена также и в статье 72 законопроекта «Обязанности медицинских организаций». При этом согласно законопроекту устанавливается, что стандарт оказания медицинской помощи в обязательном порядке должен содержать частоту и кратность применения услуги, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. Таким образом, стандартом полностью регламентируется вся деятельность, связанная с оказанием медицинской помощи при том или ином заболевании, и он должен быть выполнен в полном объеме.

Необходимо отметить, что установление данной нормы в свою очередь должно быть гарантировано государством путем полного финансового обеспечения деятельности медицинских организаций, позволяющих в полном объеме обеспечить лечебные учреждения необходимым оборудованием, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и укомплектованным штатом медицинских специалистов.

В то же время согласно пункту 3 статьи 73 законопроекта устанавливается обязательство по обеспечению при оказании стационарной медицинской помощи только жизненно необходимыми, важными лекарственными средствами и только при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Таким образом, указанные нормы вступают в противоречие друг с другом, поскольку непонятен источник получения необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения для исполнения стандартов оказания медицинской помощи в иных случаях.

Учитывая, что представленный законопроект разработан на основе аналогичного законопроекта Российской Федерации, следует учесть, как финансовые возможности данного государства, так и то, что там на протяжении более десяти лет действует система обязательного медицинского страхования. В этой связи система оказания медицинской помощи Российской Федерации отличается от системы здравоохранения, действующей в Приднестровской Молдавской Республике. Так, в России выполнение установленных стандартов обеспечивается как за счет средств федерального и региональных бюджетов, так и за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. В этой связи полагаем в существующих финансово-экономических условиях, сложившихся в Приднестровской Молдавской Республике, невозможным закрепление за медицинскими организациями обязательств по исполнению в полном объеме стандартов оказания медицинской помощи в отсутствие необходимого финансирования.

Кроме того, в целях обеспечения контроля за качеством оказания медицинской помощи, в том числе и за соблюдением установленных стандартов, законопроектом регламентируется порядок проведения различных видов контроля. Одним из видов такого контроля является контроль, проводимый фондом обязательного медицинского страхования. При этом данный вид контроля предлагается ввести только с момента внедрения на территории Приднестровской Молдавской Республики системы обязательного медицинского страхования, в то время как обязанность по исполнению в полной мере стандартов оказания медицинской помощи не будет иметь отсрочки по вступлению в силу.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что комплекс норм, закрепляющих как обязательность стандартов оказания медицинской помощи, так и порядок осуществления контроля за их исполнением, возможен только после внедрения на территории Приднестровской Молдавской Республики системы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 69 законопроекта предусматриваются обязанности медицинских работников, в числе которых обязанности по совершенствованию профессиональных знаний и навыков путем прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных научных организациях в порядке и в сроки, установленные исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения. Одновременно в статье 72 законопроекта закрепляется обязанность медицинских организаций по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации медицинских работников. Следовательно, при проведении анализа данных статей можно сделать вывод, что организации здравоохранения обязаны периодически в установленные Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики сроки направлять своих сотрудников для прохождения курсов повышения квалификации. Необходимо отметить, что в настоящее время на территории Приднестровской Молдавской Республики возможность повышения квалификации на базе научных образовательных организаций для специалистов с высшим медицинским образованием отсутствует вообще, а для специалистов со средним медицинским образование осуществляется по ряду специальностей на базе медицинских колледжей.

Таким образом, в настоящее время выполнение данных норм закона будет возможно только путем направления медицинских специалистов для прохождения курсов повышения квалификации за пределы республики. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении ряда лет денежные средства на данные цели из средств республиканского бюджета не выделялись. Медицинские специалисты, желающие повысить свой профессиональный уровень, выезжают на обучение преимущественно за счет личных средств.

Таким образом, полагаем, что закрепление данной нормы должно быть обеспечено необходимыми финансовыми средствами. Однако, учитывая, что согласно действующим требованиям к аттестации медицинских работников установлена периодичность повышения квалификации не реже одного раза в пять лет для лиц, желающих получить квалификационную категорию, и с учетом количества медицинских работников сферы здравоохранения реализация данной нормы потребует значительных финансовых средств.

Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации действует целый ряд научных образовательных организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное образование медицинских работников, при этом стоимость обучения для граждан Российской Федерации отличается от стоимости данных услуг для иностранных граждан. Кроме того, затраты на прохождение обучения специалистов включаются в стоимость медицинских услуг и в последующем также покрываются средствами фонда обязательного медицинского страхования.

Учитывая вышеизложенное, полагаем невозможным закрепление на законодательном уровне обязанностей медицинских организаций по обеспечению профессиональной подготовки медицинских работников.

Как следует из проведенного анализа законопроекта, введение закрепленных в нем норм потребует значительных дополнительных финансовых расходов со стороны государства. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 74 законопроекта устанавливается, что финансовое обеспечение деятельности государственных организаций здравоохранения является расходным обязательством Приднестровской Молдавской Республики. Вместе с тем согласно представленной пояснительной записке к законопроекту указывается, что за исключением внедрения института паллиативной помощи, дополнительных расходов на реализацию данного законопроекта не потребуется. Таким образом, автором законодательной инициативы не указывается источник покрытия расходов, связанных с внедрением закрепленных в законопроекте норм.

Однако, учитывая, что действующий Закон Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 1997 года № 29-З «Об основах охраны здоровья граждан» (СЗМР 97-1) по ряду аспектов утратил свою актуальность и нуждается в модернизации, полагаем необходимым рассмотрение представленного Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики проекта новой редакции закона, в связи с чем предлагаем создать рабочую группу с участием представителей исполнительной и законодательной власти для выработки его взаимоприемлемой редакции до вынесения его на сессию Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.