ПРИК МРМР 8 июля 2016 № 804 САЗ 16-32 ID: 56467    
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 43.01.01 Официант, бармен

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 10 августа 2016 г.

Регистрационный № 7519

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 43.01.01 Официант, бармен (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

И. о. министра                                                                                                                         И. Левицкая

 

г. Тирасполь

8 июля 2016 г.

№ 804

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 8 июля 2016 года № 804

 

Государственный образовательный стандарт

начального профессионального образования по профессии 43.01.01 Официант, бармен

 

1. Область применения

 

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 43.01.01 Официант, бармен для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.01 Официант, бармен имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации программы основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 43.01.01 Официант, бармен в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Организации профессионального образования, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

6. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение при формировании ОПОП: предусмотрено освоением всех перечисленных профессий в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

7. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

а) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

б) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

8. Область профессиональной деятельности выпускников: реализация процесса обслуживания в организациях общественного питания.

9. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) потребности потребителей организаций общественного питания в процессе обслуживания;

б) технологический процесс обслуживания в залах организаций общественного питания, за барной стойкой, буфетом;

в) технологический процесс обслуживания массовых банкетных мероприятий;

г) технологический процесс обслуживания специальных форм организации питания;

д) торгово-технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы, инвентарь и другие предметы материально-технического оснащения организаций общественного питания;

е) нормативная учётно-отчётная документация;

ж) кулинарная и кондитерская продукция, покупные товары и винно-водочные изделия;

з) технологии приготовления смешанных напитков, в том числе коктейлей, горячих напитков.

10. Обучающийся по профессии 43.01.01 Официант, бармен готовится к следующим видам деятельности:

а) обслуживание потребителей организаций общественного питания;

б) обслуживание потребителей за барной стойкой, буфетом с приготовлением смешанных напитков и простых закусок.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

11. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

12. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) обслуживание потребителей организаций общественного питания:

1) ПК 1.1. Выполнять подготовку залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания;

2) ПК 1.2. Обслуживать потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов;

3) ПК 1.3. Обслуживать массовые банкетные мероприятия;

4) ПК 1.4. Обслуживать потребителей при использовании специальных форм организации питания;

б) обслуживание потребителей за барной стойкой, буфетом с приготовлением смешанных напитков и простых закусок:

1) ПК 2.1. Выполнять подготовку бара, буфета к обслуживанию;

2) ПК 2.2. Обслуживать потребителей бара, буфета;

3) ПК 2.3. Эксплуатировать инвентарь, весоизмерительное и торгово-технологическое оборудование в процессе обслуживания;

4) ПК 2.4. Вести учётно-отчётную документацию в соответствии с нормативными требованиями;

5) ПК 2.5. Изготавливать определённый ассортимент кулинарной продукции;

6) ПК 2.6. Производить расчёт с потребителем, используя различные формы расчёта;

7) ПК 2.7. Изготавливать смешанные напитки, в том числе коктейли, различными методами, горячие напитки.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

13. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

14. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

15. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

16. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

17. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной составляет в очной форме обучения составляет 43 недели на базе среднего (полного) общего образования и 65 недель на базе основного общего образования в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

18. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

19. Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание основной профессиональной образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

20. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и профессиональные модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития культуры, науки, экономики, техники, технологии, социальной сферы в Приднестровской Молдавской Республике в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, умениям и знаниям;

г) обязана обеспечивать самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

21. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

22. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению ОПОП и консультации.

23. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

24. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю

25. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

26. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

27. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих Государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

28. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели.

29. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

30. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

31. Реализация ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами,

а) педагогами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

32. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

33. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

34. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

35. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

а) кабинеты:

1) физиологии питания, санитарии и гигиены;

2) культуры профессионального общения;

3) товароведения пищевых продуктов;

4) безопасности жизнедеятельности;

5) организации обслуживания в общественном питании;

б) лаборатория - технологии обслуживания в общественном питании;

в) мастерские:

1) бар;

2) банкетный зал;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

36. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, в том числе практические задания, с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организациях профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

37. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

38. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

39. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

40. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

41. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

42. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

43. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

47. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.01

Официант, бармен

 

Сроки

получения НПО по профессии 43.01.01 Официант, бармен в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на

обучение по ОПОП

Наименование квалификации

Срок получения СПО по ОПОП в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Официант Бармен

Буфетчик

10 мес.

основное общее образование

2 года 10 месяцев

 

Приложение № 2 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.01

Официант, бармен

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов,

модулей, требования к умениям, знаниям,

практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов

обязательных

учебных занятий

Индекс и

наименование

дисциплин,

междисцип-

линарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) соблюдать правила протокола и этикета;

б) применять различные средства и техники эффективного общения в профессиональной деятельности, использовать приёмы общения с учётом возраста, статуса гостя;

в) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

г) определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

2. Знать:

а) основы протокола и этикета;

б) нормы профессиональной этики;

в) эстетику внешнего облика официанта, бармена;

г) психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности официанта, бармена;

д) механизмы взаимопонимания в общении;

е) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

ж) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

287

198

ОП.01.

Основы культуры профессионального

общения

ОК 1-7

ПК 1.2-1.4

ПК 2.2

ПК 2.6

3. Уметь:

а) составлять рационы питания для различных категорий потребителей;

б) осуществлять санитарно-гигиенический контроль качества сырья и кулинарной продукции;

в) соблюдать санитарно-гигиенические требования реализации готовой продукции;

г) соблюдать санитарно-гигиенические требования хранения пищевых продуктов;

д) осуществлять органолептическую оценку качества различных групп продовольственных товаров;

е) соблюдать правила личной гигиены и выполнять санитарные правила;

ж) готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств.

4. Знать:

а) состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

б) роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

в) понятие суточной нормы потребности человека в питательных веществах;

г) усвояемость пищи и факторы, влияющие на нее;

д) нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения, правила личной гигиены;

е) санитарные требования к торговым и производственным помещениям организаций общественного питания, инвентарю, посуде и таре;

ж) санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов и процессу приготовления блюд;

з) санитарные требования к реализации готовой продукции;

и) санитарные требования к обслуживанию посетителей;

к) классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

л) санитарно-пищевое законодательство;

м) основные пищевые инфекции, отравления, глистные заболевания.

 

 

ОП.02.

Основы физиологии питания,

санитарии и

гигиены

ОК1-7

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7

5. Уметь:

а) владеть методами оценки качества пищевых продуктов;

б) определять качество основных групп товаров;

в) давать краткую товароведную характеристику основных групп товаров.

6. Знать:

а) методы оценки качества пищевых продуктов;

б) товароведческую характеристику основных групп товаров.

 

 

ОП.03.

Товароведение пищевых

продуктов

ОК 1-7

ПК 1.2

ПК 2.1

ПК 2.2

7. Уметь.

а) применять правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

б) соблюдать требования действующего законодательства и защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

8. Знать:

а) законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;

б) основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения, права и обязанности работников в области профессиональной деятельности;

в) организационно-правовые формы организаций;

г) формы оплаты труда.

 

 

ОП.04.

Правовые основы профессиональной деятельности

ОК 1-7

ПК 1.2

ПК 2.6

9. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

10. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

32

ОП.05.

Безопасность

жизнедеятельности

ОК 1-7

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.7

П.00

Профессиональный цикл

497

338

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

497

338

 

 

ПМ.01

Обслуживание потребителей организаций общественного питания.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнения всех видов работ по подготовке залов организаций общественного питания к обслуживанию в обычном режиме;

б) встречи, приветствия, размещения гостей организаций общественного питания за столом, подачи меню;

в) приема, оформления и выполнения заказа на продукцию и услуги организаций общественного питания;

г) рекомендации блюд и напитков гостям при оформлении заказов;

д) подачи к столу заказанных блюд и напитков разными способами;

е) расчета с потребителями согласно счету и проводов гостей;

ж) подготовки залов и инвентаря к обслуживанию массовых банкетных мероприятий;

з) обслуживания массовых банкетных мероприятий официального и неофициального характера;

и) обслуживания потребителей при использовании специальных форм организации питания;

к) применения передовых, инновационных методов и форм организации труда.

2. Уметь:

а) подготавливать зал и сервировать столы для обслуживания в обычном режиме и на массовых банкетных мероприятиях, в том числе выездных;

б) осуществлять приём заказа на бронирование столика и продукцию на вынос;

в) осуществлять прием заказа на блюда и напитки;

г) обслуживать потребителей организаций общественного питания в обычном режиме и на различных массовых банкетных мероприятиях;

д) консультировать гостей по составу и методам приготовления блюд, давать рекомендации по выбору вин, крепких спиртных и прочих напитков, их сочетаемости с блюдами;

е) осуществлять подачу блюд и напитков гостям различными способами;

ж) соблюдать требования к безопасности готовой продукции и техники безопасности в процессе обслуживания потребителей;

з) предоставлять счёт и производить расчет с потребителем;

и) соблюдать правила ресторанного этикета при встрече и приветствии гостей, размещении гостей за столом, обслуживании и прощании с гостями;

к) соблюдать личную гигиену.

3. Знать:

а) виды, типы и классы организаций общественного питания;

б) основные характеристики торговых и производственных помещений организаций общественного питания;

в) материально-техническую и информационную базу обслуживания;

г) правила личной подготовки официанта к обслуживанию;

д) виды, правила, последовательность и технику сервировки столов;

е) способы расстановки мебели в торговом зале;

ж) правила подготовки торгового зала, столового белья, посуды и приборов к работе;

з) методы организации труда официантов;

и) правила оформления и передачи заказа на производство, бар, буфет;

к) правила и технику подачи алкогольных и безалкогольных напитков;

л) способы подачи блюд;

м) правила, очередность и технику подачи блюд и напитков;

н) правила и технику уборки использованной посуды;

о) порядок оформления счетов и расчета с потребителем;

п) кулинарную характеристику блюд;

р) правила сочетаемости напитков и блюд;

с) требования к качеству, температуре подачи блюд и напитков;

т) правила культуры обслуживания, протокола и этикета при взаимодействии официантов с гостями.

 

 

МДК.01.01.

Организация и

технология

обслуживания в общественном

питании

ОК 1-7

ПК 1.1-14

ПМ.02

Обслуживание потребителей за барной стойкой, буфетом с приготовлением смешанных напитков и простых закусок.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) подготовки бара, буфета к обслуживанию;

б) встречи гостей бара и приёма заказа;

в) обслуживания потребителей алкогольными и прочими напитками;

г) приготовления и подачи горячих напитков;

д) приготовления и подачи смешанных напитков и коктейлей;

е) приготовления и подачи простых закусок;

ж) принятия и оформления платежей;

з) оформления отчётно-финансовых документов;

и) подготовки бара, буфета к закрытию;

к) подготовки к обслуживанию выездного мероприятия;

2. Уметь:

а) подготавливать бар, буфет к обслуживанию;

б) обслуживать потребителей за барной стойкой, буфетом алкогольными и безалкогольными напитками и прочей продукцией бара, буфета в обычном режиме и на различных массовых банкетных мероприятиях, в том числе выездных;

в) принимать заказ и давать пояснения потребителям по напиткам и продукции бара, буфета;

г) готовить смешанные напитки, алкогольные и безалкогольные коктейли, используя необходимые методы приготовления и оформления;

д) эксплуатировать в процессе работы оборудование бара, буфета с соблюдением требований охраны труда и санитарных норм и правил;

е) готовить простые закуски, соблюдая санитарные требования к процессу приготовления;

ж) соблюдать необходимые условия и сроки хранения продуктов и напитков в баре, буфете;

з) производить расчет с потребителем, оформлять платежи по счетам и вести кассовую документацию;

и) осуществлять инвентаризацию запасов продуктов и напитков в баре, буфете;

к) оформлять необходимую отчетно-учетную документацию;

л) соблюдать правила профессионального этикета;

м) соблюдать правила личной гигиены.

3. Знать:

а) виды и классификации баров;

б) планировочные решения баров, буфетов;

в) материально-техническое и информационное оснащение бара и буфета;

г) правила безопасной эксплуатации оборудования бара, буфета;

д) характеристику алкогольных и безалкогольных напитков;

е) правила и последовательность подготовки бара, буфета к обслуживанию;

ж) виды и методы обслуживания в баре, буфете;

з) технологию приготовления смешанных и горячих напитков;

и) технологию приготовления простых закусок;

к) правила ведения учетно-отчетной и кассовой документации;

л) сроки и условия хранения различных групп товаров и готовой продукции;

м) правила личной подготовки бармена к обслуживанию;

н) правила охраны труда;

о) правила культуры обслуживания, протокола и этикета при взаимодействии бармена, буфетчика с гостями.

 

 

МДК.02.01.

Организация и технология

обслуживания в

барах, буфетах

ОК 1-7

ПК 2.1-2.7

ФК.00

Физическая культура.

В результате изучения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

1. Уметь использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

80

40

 

ОК 2

ОК З

ОК 6

ОК 7

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура» и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19/39 нед.

684/1404

 

ОК 1-7

ПК 1.1-14

ПК 2.1-2.7

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1/2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1/2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.01

Официант, бармен

 

Срок

получения НПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.