ПРИК МРМР 27 июня 2016 № 761 САЗ 16-33 ID: 56525    
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 19 августа 2016 г.

Регистрационный № 7535

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20),в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                     Т.Цивинская

 

г. Тирасполь

27 июня 2016 г.

№ 761

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 27 июня 2016 г. № 761

 

Государственный образовательный стандарт

начального профессионального образования по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации программы основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ГОС НПО - государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно - заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

6. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера.

7. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) эскизы, рисунки, изображения, различные шрифты и декоративные элементы;

б) материалы, используемые для выполнения художественно-оформительских работ;

в) инструменты и приспособления для выполнения художественно-оформительских работ;

г) технологические процессы и операции художественно-оформительских работ.

8. Обучающийся по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ готовится к следующим видам деятельности:

а) выполнение подготовительных работ;

б) выполнение шрифтовых работ;

в) выполнение оформительских работ;

г) изготовление рекламно-агитационных материалов.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

9. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) выполнение подготовительных работ:

1) ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ;

2) ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов;

3) ПК 1.3. Составлять колера;

4) ПК 1.4. Оформлять фоны;

б) выполнение шрифтовых работ:

1) ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны;

2) ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов;

3) ПК 2.3. Выполнять художественные надписи;

в) выполнение оформительских работ:

1) ПК 3.1. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника;

2) ПК 3.2. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов;

3) ПК 3.3. Создавать объемно-пространственные композиции;

г) изготовление рекламно-агитационных материалов:

1) ПК 4.1. Выполнять элементы макетирования;

2) ПК 4.2. Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические;

3) ПК 4.3. Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах;

4) ПК 4.4. Контролировать качество выполненных работ.

 

6. Требования и содержание структуры основной профессиональной образовательной программы

 

11. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

12. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

13. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

14. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения составляет 43/65 недель в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

16. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

17. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

18. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

19. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

20. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

22. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

23. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

24. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 нед.

б) промежуточная аттестация - 3 нед.

в) каникулы - 22 нед.

25. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

26. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

27. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) преподавателями, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессионального модуля), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель»;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю обучения. Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

28. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

29. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

30. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

31. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) шрифтовых работ;

2) оформительских работ;

3) безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

б) лаборатории:

1) материаловедения;

2) композиции и дизайна;

3) рекламно-агитационных материалов;

в) мастерские:

1) столярная;

2) изобразительного искусства;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека;

2) читальный зал с выходом в сеть Интернет;

3) актовый зал.

32. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

33. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

34. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

35. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

36. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

37. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

38. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ОПОП, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

39. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

40. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 54.01.01

Исполнитель художественно-

оформительских работ

 

Сроки

получения НПО по профессии 54.01.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ» в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО

по ОПОП в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Исполнитель художественно-оформительских работ

10 месяцев

Основное общее образование

2 года 10 месяцев

 

Приложение № 2 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 54.01.01

Исполнитель художественно-

оформительских работ

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин, меж-

дисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен

1.Уметь:

а) различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;

б) создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;

в) использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;

г) выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;

д) выдерживать соотношение размеров;

е) соблюдать закономерности соподчинения элементов;

ж) переводить изображения из одного масштаба в другой;

2.Знать:

а) основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;

б) принципы и законы композиции;

в) элементы линейной перспективы;

г) средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;

д) специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и  текстуру материалов;

е) принципы создания симметричных и асимметричных композиций;

ж) основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;

з) ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

и) свойства теплых и холодных тонов;

к) особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации;

168

112

ОП.01.

Основы

дизайна

и композиции

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

3.Уметь:

а) подбирать материалы и их сочетания в соответствии с художественным замыслом и физико-химическими характеристиками;

б) применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;

4.Знать:

а) общие сведения, классификацию, назначение, виды и свойства материалов, применяемых для выполнения художественно-оформительских работ;

б) характеристики конструкционных материалов: древесины, металлов, керамики, стекла, пластических масс;

в) характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения;

г) сорта и марки лаков и красок, шпатлевочно-грунтовочные составы;

д) влияние физико-химических свойств материалов на их сочетаемость;

е) меры безопасности при хранении и работе с горючими веществами и материалами с легковоспламеняющимися жидкостями;

 

 

ОП.02.

Основы

материало-

ведения

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

5.Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

6.Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений в которых имеются военно-учетные специальность, родственные профессиям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

32

ОП.03.

Безопасность

жизнедея-

тельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

616

424

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

616

424

 

 

ПМ.01

Выполнение подготовительных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) изготовления планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ для художественно-оформительских работ;

б) подготовки рабочих поверхностей;

в) составления колеров;

г) оформления фона различными способами;

2.Уметь:

а) соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ;

б) обрабатывать заготовки для изготовления конструкций основ;

в) приготовлять клеевые, масляные и эмульсионные составы;

г) подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;

д) использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);

3.Знать:

а) технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;

б) назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования;

в) основные операции обработки древесины (разметка, раскалывание, резание, пиление, строгание, сверление, шлифование);

г) последовательность операций по изготовлению заготовок и порядок сборки конструкций основ для художественно-оформительских работ;

д) требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям;

е) правила подготовки поверхности под отделку;

ж) состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов;

з) способы приготовления клеевых, масляных и эмульсионных составов;

и) виды, назначение, состав и свойства красителей;

к) правила составления колеров;

л) правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ.

 

 

МДК.01.01.

Техника

подготови-

тельных

работ

в художест-

венном

оформлении

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПМ.02

Выполнение шрифтовых работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) изготовления простых шаблонов;

б) вырезания трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов;

в) выполнения художественных надписей различных видов, в том числе таблиц;

2.Уметь:

а) выполнять надписи различными шрифтами;

б) наносить надписи тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов;

в) выполнять основные приемы техники черчения;

г) производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам;

д) переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;

е) заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки;

ж) наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест;

3.Знать:

а) основные понятия черчения;

б) правила выполнения чертежей;

в) основные сведения о чертежном шрифте;

г) основные виды шрифтов, их назначение;

д) ритмы набора шрифтов;

е) последовательность выполнения шрифтовых работ;

ж) методы расчета текста по строкам и высоте;

з) методы перевода и увеличения знаков;

и) приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления;

к) приемы заполнения оконтуренных знаков;

л) приемы заправки кистью шрифтов, виньеток;

м) приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов;

н) правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ;

о) правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ.

 

 

МДК.02.01.

Техника

шрифтовых

работ в

художест-

венном

оформлении

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Выполнение оформительских работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) росписи рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника;

б) изготовления объемных элементов художественного оформления из различных материалов;

в) создания объемно-пространственных композиций;

2.Уметь:

а) самостоятельно выполнять простые рисунки;

б) переносить простые рисунки с эскиза на бумагу, кальку, картон для изготовления трафаретов, припорохов под многоцветную роспись;

в) увеличивать изображение методом квадратов и концентрических окружностей с помощью проекционной аппаратуры;

г) выполнять художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов (настенная роспись, мозаика);

д) выполнять роспись рисунков и монтировать объемные элементы в соответствии с эскизом;

е) использовать различные техники обработки материалов: чеканку, резьбу, роспись по дереву и пенопласту, аппликацию, папье-маше, гипсовое литье;

ж) изготовлять орнаментальные элементы и составлять орнаментальные композиции;

з) выполнять объемно-пространственные композиции из картона, плотной бумаги, из металла в сочетании с пенопластом, из пластических материалов;

3.Знать:

а) назначение оформительского искусства;

б) особенности наружного оформления и оформления в интерьере;

в) основы рисунка и живописи;

г) принципы построения орнамента;

д) приемы стилизации элементов;

е) основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости;

ж) способы изготовления простых трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись;

з) различные техники обработки материалов: чеканка, резьба, роспись по дереву, аппликация, папье-маше, гипсовое литье и др.;

и) приемы выполнения росписи простого композиционного решения;

к) основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов в имитационных техниках;

л) правила пользования приспособлениями и инструментами для выполнения оформительских работ;

м) правила техники безопасности при выполнении оформительских работ, включая монтажные.

 

 

МДК.03.01.

Техника

оформи-

тельских

работ

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

ПМ.04

Изготовление рекламно-агитационных материалов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) участия в макетировании рекламно-агитационных материалов;

б) обработки исходных изображений;

в) выполнения комплекса шрифтовых и оформительских работ при изготовлении рекламно-агитационных материалов;

г) создания внутренней и наружной агитации по собственной композиции;

2.Уметь:

а) изготавливать различные виды агитационно-рекламных материалов;

б) выполнять работы по созданию афиш, оформлению витрин, экспозиции наружной и внутренней агитации и др.;

в) использовать различные техники исполнения: аппликация, чеканка, маркетри, написание текстов на текстиле и стекле, технология изготовления накладных букв и цифр в различных материалах;

г) контролировать качество материалов и выполненных работ;

3.Знать:

а) основные виды рекламно-агитационных материалов, их назначение, особенности создания и применения;

б) основные выразительные средства представления программного содержания наглядно-агитационных материалов;

в) особенности художественного оформления в рекламе;

г) принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций;

д) требования к характеристикам рекламно-агитационных материалов: удобочитаемость, четкость и ясность графических форм, смысловая акцентировка отдельных элементов, композиционная слаженность, стилевое единство, гармоничность цветового решения, связь изображений и букв с содержанием текста;

е) технологическую последовательность изготовления рекламно-агитационных материалов;

ж) приемы подготовки исходных изображений (фотографий, графических элементов) для использования в рекламно-агитационных материалах;

з) приемы использования графических элементов: рамок, диаграмм, плашек, орнаментов;

и) способы выполнения шрифтовых работ в рекламно-агитационных материалах;

к) современные технологии изготовления рекламно-агитационных материалов: фотопечать, шелкография, флексопечать;

л) области применения и особенности ручных работ и высокотехнологичных промышленных решений;

м) требования, предъявляемые к качеству исходных материалов и выполненных работ;

н) правила техники безопасности при изготовлении и размещении рекламно-агитационных материалов.

 

 

МДК.04.01.

Рекламно-

агитационные

материалы

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.4

 

Физическая культура

 

 

 

 

ФК.00

В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

1.Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

2.Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

80

40

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./

39 нед.

684/1404

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 54.01.01

Исполнитель художественно-

оформительских работ

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.