BAA
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
16 января 1997 г.
N 29-З
(СЗМР 97-1)
Принят Палатой Законодателей Верховного Совета
2 января 1997 года
Приднестровской Молдавской Республики
Руководствуясь Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Приднестровской Молдавской Республики, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики принимает Закон "Об охране здоровья граждан".
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и иными законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) многообразие форм медико-социальной помощи;
4) гарантированность и доступность бесплатной медико-социальной помощи в государственной и местной системах здравоохранения;
5) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
6) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
7) внедрение современных научных, научно-технических и практических достижений в деятельности учреждений здравоохранения;
8) защита прав медицинских и фармацевтических работников;
9) свобода граждан в выборе лечебного учреждения и лечащего врача.
Статья 3. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики
об охране здоровья граждан
Законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Приднестровской Молдавской Республики, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Закон регулирует отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, местной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Статья 4. Задачи законодательства Приднестровской Молдавской
Республики об охране здоровья граждан
Задачами законодательства Приднестровской Молдавской Республики об охране здоровья граждан являются:
1) определение ответственности и компетенции высших органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики и органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, местной и частной систем здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
РАЗДЕЛ II. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 5. Компетенция высших органов государственной власти и
управления Приднестровской Молдавской Республики
К ведению высших органов власти и управления Приднестровской Молдавской Республики в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) принятие и изменение законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3) установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация государственных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
4) установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения, порядка их организации и деятельности;
5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики ( в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;
6) управление государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;
7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;
8) организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Приднестровской Молдавской Республики, разработка и утверждение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
9) организация системы санитарной охраны территории Приднестровской Молдавской Республики;
10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
11) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической промышленности, утверждение государственных стандартов Приднестровской Молдавской Республики, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;
12) сертификация ( регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммуннобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;
13) установление единой системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;
14) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;
15) установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; установление льгот отдельным группам населения в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении;
16) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, местной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства и детства;
17) установление порядка производства медицинской экспертизы;
18) установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
19) координация научных исследований, финансирование государственных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;
20) международное сотрудничество Приднестровской Молдавской Республики и заключение международных договоров в области охраны здоровья граждан.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления и
государственных администраций
К ведению органов местного самоуправления и государственных администраций в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3) формирование органов управления местной системы здравоохранения: развитие сети учреждений местной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандарта медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
4) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;
5) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
6) координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и местной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
7) формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
8) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;
9) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации учреждений для неизлечимо больных пациентов;
10) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
11) реализация мер по охране семьи, материнства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Статья 7. Полномочия высших органов государственной власти и
управления Приднестровской Молдавской Республики в
области охраны здоровья граждан
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимает законы и утверждает государственные программы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает республиканский бюджет Приднестровской Молдавской Республики, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение. Правительство Приднестровской Молдавской Республики обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны здоровья граждан , разрабатывает, утверждает и финансирует государственные программы по развитию здравоохранения в пределах, предусмотренных законодательством; координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Статья 8. Финансирование охраны здоровья граждан
Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней;
2) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
3) средства государственных и местных предприятий, организаций других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
4) доходы от ценных бумаг;
5) кредиты банков и других кредиторов;
6) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
7) иные источники, не запрещенные законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 9. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 10. Государственная республиканская
система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, республиканская санитарно-эпидемиологическая станция, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Приднестровской Молдавской Республики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятий по производству медицинских препаратов и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Приднестровской Молдавской Республики помимо Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Статья 11. Местная система здравоохранения
К местной системе здравоохранения относятся местные органы управления здравоохранением и находящиеся в местной собственности лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики и органов местного самоуправления.
Местные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие местной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, местной, частной системы здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций местной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 12. Частная система здравоохранения
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, образовательные учреждения,создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Статья 13. Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям,
учреждениям и организациям государственной, местной,
частной систем здравоохранения
Предприятия, учреждения и организации государственной, местной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензий на избранный вид деятельности.
Предприятия, учреждения и организации государственной, местной, частной систем здравоохранения получают лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам. В случаях оказания медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.
Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводит Министерство здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
В состав лицензионных комиссий входят представители органа государственного управления или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений. При несоответствии условий деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной, местной, частной систем здравоохранения установленным стандартам лицензии и сертификат не выдаются. При этом лицензионные комиссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования.
По инициативе органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений, фармацевтических предприятий и организаций, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций допускается внеочередное лицензирование.
Лишение лицензий, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов качества медицинской помощи. Решение лицензионной комиссии может быть обжаловано в суде должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, местной и частной систем здравоохранения устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ IV. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 14. Право граждан Приднестровской Молдавской Республики на
охрану здоровья
Граждане Приднестровской Молдавской Республики обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, рассы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Лица с физическими, умственными и психическими отклонениями пользуются особой защитой государства. Государство обеспечивает им нормальные условия для лечения, реабилитации, получения образования.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и
беженцев на охрану здоровья
Иностранным гражданам, находящимся на территории Приднестровской Молдавской Республики гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с законодательством, действующим на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Приднестровской Молдавской Республике пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Приднестровской Молдавской Республики.
Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства определяется Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 16. Право граждан на информацию о факторах,влияющих на
здоровье
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации, или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных и табачных изделий в средствах массовой информации запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 17. Право граждан на медико-социальную помощь
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, местной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в государственной и местной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются действующими законодательными и нормативными актами.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 50 настоящего Закона.
Граждане, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружающих их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном порядке недееспособными,пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 18. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами
профессиональной деятельности
В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Приднестровской Молдавской Республики, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности,связанной с источником повышенной опасности, устанавливается Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ V. ПРАВА ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 19. Права семьи
Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача,который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка в возрасте до 10 лет находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение времени его пребывания, если пребывание не нарушает санитарно-эпидемиологических условий функционирования лечебных учреждений. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или местной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.
Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи на весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.
Статья 20. Права беременных женщин и матерей
Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения за счет целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 14 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечения их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 21. Права несовершеннолетних
В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики;
2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Приднестровской Молдавской Республики за счет средств бюджетов всех уровней;
3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в с соответствии со статьями 30, 31, 32 настоящего Закона.
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.
Все заботы по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, возлагаются на государство и общество. Государство поощряет и поддерживает благотворительность в отношении таких детей.
Статья 22. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на
военную службу и поступающих на военную службу по
контракту
Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 51 настоящего Закона и (или) обжалование заключений военно-врачебной комиссий в судебном порядке.
Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения.
Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Приднестровской Молдавской Республики, нормативными актами Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики и других министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Приднестровской Молдавской Республики и другие министерства, государственные комитеты и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба.
Статья 23. Права граждан пожилого возраста
Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Приднестровской Молдавской Республики для назначения пенсии по старости) имеют право на бесплатную медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои жизненые потребности.
Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.
Статья 24. Права инвалидов
Инвалиды, в том числе дети-инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Статья 25. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в
экологически неблагополучных районах
Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.
Гражданам Приднестровской Молдавской Республики, проживающими в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически благополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медикогенетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммуннобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Гражданам, пострадавшим при спасении людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу,
отбывающих наказание в местах лишения свободы либо
административный арест, на получение медицинской
помощи
Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.
Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательными и нормативно-правовыми актами..
РАЗДЕЛ VI. ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 27. Права пациента
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение при наличии показаний консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 59 настоящего Закона;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 30 настоящего Закона;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 31 настоящего Закона;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 66 настоящего Закона в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Статья 28. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечение.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящего Закона.
Статья 29. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий ( дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возрасти 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Закона. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач c последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Статья 30. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшие возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Статья 31. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основании и в порядке, установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается консилиумом врачей с участием руководителя учреждения здравоохранения или лица, его заменяющего, а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.
Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, установленном Законом Приднестровской Молдавской Республики "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.
РАЗДЕЛ VII. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И
РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Статья 32. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантацию эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 33. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 34. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, и при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется настоящим Законом.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ VIII. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
ГРАЖДАНАМ
Статья 35. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями местной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами управления местной системы здравоохранения на основании нормативных актов Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств местного бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 36. Скорая медицинская помощь
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляются безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или местной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Скорая медицинская помощь гражданам Приднестровской Молдавской Республики и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.
При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего, они несут ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 37. Специализированная медицинская помощь
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Виды, объемы и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Специализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и других источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, перечень которых ежегодно определяется Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, финансируются ха счет средств государственной системы здравоохранения.
Статья 38. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Приднестровской Молдавской Республики, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются действующим законодательством.
Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан,и иных источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 39. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Приднестровской Молдавской Республики, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или местной системы здравоохранения.
Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, Республиканской санитарно-эпидемиологической станцией совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются льготы в предоставлении жилья и иные льготы, определяемые законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет бюджетов всех уровней и иных источников, не запрещенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 40. Порядок применения новых методов профилактики,
диагностики, лечения, лекарственных средств,
иммуннобиологических препаратов и дезинфекционных
средств и проведения биомедицинских исследований
В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммуннобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться для лечения лиц, не достигших возраста 15 лет, только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей.
Порядок применения указанных в частях второй и третьей настоящей статьи методов диагностики, лечения и лекарственных средств, иммуннобиологических препаратов и дезинфекционных средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики или иными уполномоченными на то органами.
Проведение биомедицинского исследования допускается в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте.
Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании.
При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии.
Пропаганда, в том числе средствами массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 41. Обеспечение населения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения,
иммуннобиологическими препаратами и дезинфекционными
средствами
Производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечивается в соответствии с потребностями населения государственными, а также частными предприятиями и учреждениями при наличии на то лицензии в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Контроль за качеством лекарственных средств, иммуннобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами.
Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной и местной систем здравоохранения.
Статья 42. Запрещение эвтаназии
Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 43. Определение момента смерти человека
Констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий устанавливаются положением, утверждаемым Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, согласованным с Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 44. Изъятие органов и (или) тканей человека для
трансплантации
Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации допускается только в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок.
Не допускается принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации.
Лица, участвующие в указанных коммерческих сделках, купле и продаже органов и (или) тканей человека, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 45. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.
Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
По религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается членам семьи, а при их отсутствии - близким родственникам или законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их требованию.
Членам семьи, близким родственникам или законному представителю умершего предоставляется право на приглашение специалиста соответствующего профиля с его согласия для участия в патолого-анатомическом вскрытии. По требованию членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего может быть произведена независимая медицинская экспертиза в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона.
РАЗДЕЛ IX. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 46. Экспертиза временной нетрудоспособности
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной и местной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 10 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).
Статья 47. Медико-социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медикосоциальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.
Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Порядок организации и производства медико-социальной экспертизы устанавливается законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы.
Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 48. Военно-врачебная экспертиза
Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту в вооруженные силы Приднестровской Молдавской Республики и органов государственной безопасности, и военнослужащих и устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм связанных с военной службой (прохождение военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Приднестровской Молдавской Республики. Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона.
Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 49. Судебно-медицинская и
судебно-психиатрическая экспертизы
Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или местной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или местной системы здравоохранения. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Заключения учреждений, производящих судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 50. Независимая медицинская экспертиза
При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 46 и 49 настоящего Закона. Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производящих медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.
В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.
РАЗДЕЛ X. ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья 51. Право на занятие медицинской и фармацевтической
деятельностью
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Приднестровской Молдавской Республике имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности , перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики,- также сертификат специалиста и лицензию.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или местной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Врачи или провизоры, не работающие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или местной систем здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, кроме стран, входящих в СНГ,допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Приднестровской Молдавской Республики в порядке, устанавливаемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 52. Порядок и условия выдачи лицам лицензий
на определенные виды медицинской и фармацевтической
деятельности
Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления Приднестровской Молдавской Республики или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления Приднестровской Молдавской Республики.
В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций,высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и местной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.
Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании сертификата специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой.
Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действия осуществляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицинской помощи или положениям, закрепленным настоящим Законом. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении оснований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти и (или) в суд. Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики. Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 53. Право на занятие частной медицинской практикой
Частная медицинская практика- это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и местной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.
Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.
Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено Законом.
Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.
Статья 54. Право на занятие народной медициной (целительством)
Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Право на занятие народной медициной обладают граждане Приднестровской Молдавской Республики, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики и стран СНГ.
Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением.
Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 54 настоящего Закона.
Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или местной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 41 настоящего Закона.
Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.
Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, и может быть обжаловано в суд.
Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики,- уголовную ответственность.
Статья 55. Лечащий врач
Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.
Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.
Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев,угрожающих жизни больного.
Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 10 дней.
Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.
Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 56. Семейный врач
Семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.
Порядок деятельности семейного врача устанавливается Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 57. Клятва врача
Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения Приднестровской Молдавской Республики и получившие диплом врача, дают клятву врача.
Врачи за нарушение клятвы несут ответственность, предусмотренную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 58. Врачебная тайна
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений,составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате протпвоправных действий.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 59. Профессиональные медицинские и фармацевтические
ассоциации
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:
1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
2) в разработке стандартов качества медицинской помощи, Государственных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;
3) в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации Приднестровской Молдавской Республики могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.
Профессиональные медицинские, фармацевтические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 60. Социальная и правовая защита медицинских и
фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;
3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
5) совершенствование профессиональных знаний;
6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;
7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина,не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно- профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;
9) первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставления их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и местной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящим Законом Министерством здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 61. Оплата труда и компенсации
Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а также научных работников и профессорско-преподавательского состава высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым договором (контрактом).
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики по согласованию с профессиональными союзами.
Порядок и условия выплаты компенсаций и предоставления льгот научным работникам государственной и местной систем здравоохранения, а также профессорско-преподавательскому составу высших и средних медицинских и учебных заведений, соответствуют порядку и условиям выплаты компенсаций и предоставления льгот медицинским и фармацевтическим работникам.
Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и местной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга, им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемом законодательством Приднестровской Молдавской республики.
В случае гибели работников государственной и местной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.
На выпускников медицинских и фармацевтических высших и средних учебных заведений, прибывших на работу в сельские лечебно-профилактические учреждения по направлению, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения.
РАЗДЕЛ XI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 62. Международное сотрудничество в области охраны здоровья
граждан
Сотрудничество Приднестровской Молдавской Республики с другими государствами в области охраны здоровья граждан осуществляется на основе международных договоров Приднестровской Молдавской Республики.
Если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан органами управления здравоохранением, а также предприятиями, учреждениями, организациями, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в области охраны здоровья, закрепленные настоящим Законом и другими актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН
Статья 63. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан
В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Ответственность за вред здоровью граждан, причиненный несовершеннолетним или лицом, признанным в установленном Законом порядке недееспособным, наступает в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 64. Возмещение затрат на оказание медицинской помощи
гражданам, потерпевшим от противоправных действий
Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или местной систем здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения.
Лица, совместно причинившие вред здоровью граждан, несут солидарную ответственность по возмещению ущерба.
При причинении вреда здоровью граждан несовершеннолетними возмещение ущерба осуществляют их родители или лица, их заменяющие, а в случае причинения вреда здоровью граждан лицами, признанными в установленном Законом порядке недееспособными, возмещение ущерба осуществляется за счет государства в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Подлежащий возмещению ущерб определяется в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 65. Ответственность медицинских и фармацевтических
работников за нарушение прав граждан в области охраны
здоровья
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 64 настоящего Закона.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 66. Право граждан на обжалование действий государственных
органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы
граждан в области охраны здоровья
Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные настоящим Законом, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 67. Заключительные положения
1. Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики и поручить Правительству Приднестровской Молдавской Республики привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
2. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
16 января 1997 г.
N 29-З