ЗН ППМР 18 июля 1995 СЗМР 95-3  
»
1
»
0

Закон Приднестровской Молдавской Республики

 

О милиции (Редакция на 19.06.2017)

 

Текст нижеприведенной редакции Закона официально не опубликован (Редакция подготовлена ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений и дополнений, внесенных законами Приднестровской Молдавской Республики от 06.01.96, 25.11.96, 10.04.00, 21.04.04, 16.06.04, 17.08.04, 05.11.04, 21.07.05, 24.03.06, 03.04.06, 22.12.06, 06.11.07, 05.05.09, 12.06.09, 25.05.10, 11.03.13, 29.04.13, 06.12.13, 17.02.14, 01.07.14, 08.12.14, 01.07.15, 01.07.15, 01.04.16, 05.04.16, 06.04.16, 23.06.16, 19.06.17)

 

Закон Приднестровской Молдавской Республики «О милиции» определяет место, роль и принципы деятельности милиции в системе государственных органов Приднестровской Молдавской Республики и органов местного самоуправления, устанавливает задачи милиции, обязанности и права, ответственность, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Милиция в Приднестровской Молдавской Республике

 

Милиция в Приднестровской Молдавской Республике является вооруженным правоохранительным органом государственной исполнительной власти, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, государственные и общественные интересы от преступных и иных противоправных посягательств и наделена правом применения мер принуждения.

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 2. Основные задачи милиции

 

Милиция обеспечивает охрану общественного порядка и общественной безопасности, защищает законные интересы граждан и организаций, принимает меры по предотвращению, пересечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, оказывает помощь в пределах, установленных настоящим Законом, гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в реализации возложенных на них законом обязанностей, в пределах своей компетенции осуществляет выполнение наказаний.

 

Статья 3. Принципы деятельности милиции

 

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, социальной справедливости, уважения прав человека, сотрудничества с гражданами и трудовыми коллективами, обеспечения гласности и соблюдения профессиональной тайны.

 

Статья 4. Правовая основа деятельности милиции

 

Правовой основой деятельности милиции является Конституция Приднестровской Молдавской Республики, настоящий Закон, другие законы и правовые акты Приднестровской Молдавской Республики, акты органов местной власти, изданные в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция руководствуется также и иными правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 5:

Редакция 24 - Закон ПМР от 01.07.15 № 111-ЗИД-V (САЗ 15-27).

 

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан

 

Под защитой милиции находятся все лица, пребывающие на территории Приднестровской Молдавской Республики независимо от гражданства (подданства), места жительства, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинства человека.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренном законом.

Милиция обеспечивает право задержанным и заключенным под стражу лицам на оказание юридической помощи, обязана уведомить об их задержании родственников, администрацию по месту работы и, в случае необходимости, принимает меры к оказанию им медицинской помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью, имуществу, возникшей в связи с задержанием или заключением под стражу указанных лиц.

При обращении к гражданину сотрудник милиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 6:

Редакция 26 - Закон ПМР от 05.04.16 № 70-ЗИД-VI (САЗ 16-14).

 

Статья 6. Гласность работы милиции

 

Деятельность милиции является гласной, открытой для граждан, общественности и средств массовой информации. Милиция в пределах, определяемых законом, информирует государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, трудовые коллективы, население и средства массовой информации о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению.

Не подлежат оглашению сведения, содержащие государственную, служебную или коммерческую тайну, а также сведения, полученные в процессе служебной деятельности милиции, могущие нанести ущерб чести, достоинству гражданина, либо затруднить раскрытие преступлений.

Начальники городских и районных органов внутренних дел в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, но не менее чем 1 (один) раз в год, направляют в соответствующие Советы народных депутатов города, района информацию о работе милиции общественной безопасности (местной милиции) и о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению на подведомственной им территории.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 7:

Редакция 2 - Закон ПМР от 06.01.96 (СЗМР 96-2);

Редакция 28 - Закон ПМР от 23.06.16 № 154-ЗИД-VI (САЗ 16-25).

 

Статья 7. Содействие государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в выполнении задач милиции

 

Руководители государственных органов, общественных объединений, предприятий всех форм собственности, должностные лица, трудовые коллективы обязаны оказывать содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В случае их уклонения от выполнения обязанностей по оказанию содействия милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

 

Статья 8. Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних дел

 

Сотрудники органов и подразделений Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, не являющиеся сотрудниками милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции в порядке, определяемом министром внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики. В этом случае на них распространяется правовой статус сотрудника милиции, установленный настоящим Законом.

 

Раздел II. Организации, структура и задачи милиции Приднестровской Молдавской Республики

 

Статья 9. Система милиции и ее подчиненность

 

Милиция в Приднестровской Молдавской Республике состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности (местной милиции) и специальной милиции, выполняющих свои задачи в тесном взаимодействии.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и подотчетна соответствующим Советам народных депутатов и государственной администрации по вопросам, отнесенным к их компетенции. Министр внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики осуществляет руководство всей милицией республики.

В городах и районах милицией руководят, соответственно, начальники городских и районных органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министром внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики по согласованию с главой соответствующей государственной администрации.

 

Статья 10. Криминальная милиция

 

Основными задачами криминальной милиции являются: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).

Криминальная милиция входит в состав территориальных органов внутренних дел. Численность криминальной милиции устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Могут создаваться также межтерриториальные подразделения криминальной милиции Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

Численность криминальной милиции устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляется в порядке, определяемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Начальники криминальной милиции городов и районов назначаются на должность и освобождаются от нее министром внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 11. Милиция общественной безопасности (местная милиция)

 

Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям, в осуществлении ими своих прав и обязанностей в деятельности, не противоречащей действующему законодательству.

В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения участковых инспекторов милиции, патрульно-постовой, дорожно-патрульной и паспортной служб, дознания, виз и регистрации, инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения административной службы милиции.

Численность милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащейся за счет республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики, устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Численность милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащейся за счет местных бюджетов, устанавливается государственной администрацией. Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет указанных бюджетов, определяется Правительством Приднестровской Молдавской Республики, устанавливаемая их численность не должна быть ниже нормативов, утвержденных Правительством по представлению Министерства внутренних дел.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет местных бюджетов, осуществляются государственными администрациями по согласованию с Министерством внутренних дел.

Милиция общественной безопасности (местная милиция) входит в состав территориальных органов внутренних дел.

Начальники милиции общественной безопасности (местной милиции) городов и районов назначаются на должность и освобождаются от нее министром внутренних дел по представлению глав соответствующих государственных администраций. Они являются по должности заместителями начальников городских и районных органов внутренних дел.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 12:

Редакция 17 - Закон ПМР от 11.03.13 № 54-ЗИД-V (САЗ 13-10);

Редакция 20 - Закон ПМР от 17.02.14 № 55-ЗИ-V (САЗ 14-8).

 

Статья 12. Специальная милиция

 

Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Правительством Приднестровской Молдавской Республики по представлению Министерства внутренних дел.

В состав специальной милиции входят: транспортная милиция, государственное учреждение вневедомственной охраны, милиция режимных территорий и объектов, судебно-экспертные учреждения, специальные учебные заведения, государственная автомобильная инспекция, регистрационно-экзаменнационные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Начальники подразделений специальной милиции назначаются министром внутренних дел и ему подчинены.

 

Раздел III. Обязанности и права милиции

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 13:

Редакция 7 - Закон ПМР от 17.08.04 № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34);

Редакция 8 - Закон ПМР от 05.11.04 № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45);

Редакция 12 - Закон ПМР от 22.12.06 № 136-ЗИД-IV (САЗ 06-52);

Редакция 13 - Закон ПМР от 06.11.07 № 329-ЗИД-IV (САЗ 07-46);

Редакция 14 - Закон ПМР от 05.05.09 № 743-ЗИ-IV (САЗ 09-19);

Редакция 16 - Закон ПМР от 25.05.10 № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21);

Редакция 17 - Закон ПМР от 11.03.13 № 54-ЗИД-V (САЗ 13-10);

Редакция 20 - Закон ПМР от 17.02.14 № 55-ЗИ-V (САЗ 14-8);

Редакция 23 - Закон ПМР от 01.07.15 № 110-ЗИ-V (САЗ 15-27);

Редакция 27 - Закон ПМР от 06.04.16 № 107-ЗИД-VI (САЗ 16-14);

Редакция 29 - Закон ПМР от 19.06.17 № 148-ЗИ-VI (САЗ 17-25).

 

Статья 13. Обязанности милиции

 

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

1) Обращаясь с гражданами, соблюдать вежливость и оказывать им всестороннюю помощь в пределах своей компетенции.

2) Принимать меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества граждан, если им угрожают противоправные действия или иная опасность.

3) Осуществлять контроль за соблюдением общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, на вокзалах и в других общественных местах для обеспечения личной безопасности граждан.

4) Регистрировать информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, административных правонарушениях и незамедлительно реагировать на заявления или сообщения о преступлениях, сообщать соответствующим государственным органам о ставших известными событиях, создающих угрозу лично, общественной и государственной безопасности и требующих их безотлагательного реагирования.

5) Проводить дознания по уголовным делам, осуществлять досудебную проверку материалов по протокольной форме.

6) Принимать необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные законодательством меры для выявления, предотвращения, пресечения преступлений, установления и розыска лиц, их совершивших, а также лиц, скрывающихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях предусмотренных законодательством.

7) Принимать необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные законодательством меры по обеспечению обнаружения и изъятия всех доходов от преступной деятельности.

8) Выполнять письменные поручения и указания прокурора, определения суда, поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий.

9) Проводить в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности.

10) Выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своей компетенции меры к их устранению, проводить профилактическую работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, участвовать в правовом воспитании населения.

11) Пресекать административные правонарушения и в пределах своей компетенции вести и рассматривать дела об административных правонарушениях.

12) Принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи в охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, участвовать в соответствии с законом в обеспечении особых правовых режимов в случае их введения на территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

13) Осуществлять гласный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также контроль за поведением лиц, осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора и к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

14) При наличии предусмотренных законом оснований вносить в суд представления об установлении в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административного надзора.

15) Осуществлять охрану объектов, подлежащих обязательной охране милицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

16) Осуществлять регулирование дорожного движения и надзор за ним, контролировать состояние дорог, улиц и транспортных средств, вести регистрацию и учет автоматизированных средств и выдачу водительских удостоверений.

17) Обеспечивать соблюдение правил открытия и функционирования объектов, создаваемых по специальному разрешению, приобретения, хранения и перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов и веществ согласно перечню, определенному законодательством.

18) Выдавать гражданам Приднестровской Молдавской Республики паспорт, осуществлять регистрационный учет граждан Приднестровской Молдавской Республики, а также осуществлять контроль за соблюдением гражданами Приднестровской Молдавской Республики и должностными лицами правил регистрационного учета граждан Приднестровской Молдавской Республики.

19) Выдавать иностранным гражданам и лицам без гражданства документы, дающие им право на пребывание или проживание в Приднестровской Молдавской Республике, осуществлять миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, а также исполнительными органами государственной власти правил миграционного учета.

20) Оказывать в пределах имеющихся возможностей первую помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в опасном для их жизни, здоровья или имущества беспомощном или ином затруднительном состоянии, а также несовершеннолетним, оставшимся без надзора родителей или лиц их заменяющих.

21) Инспектировать подразделения охраны государственных предприятий.

22) Принимать неотложные меры к обеспечению сохранности бесхозного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих органов и должностных лиц.

23) Обеспечить сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к их возврату законным владельцам, либо реализации в установленным порядке.

24) Выполнять определения суда, постановления судей, прокуроров и следователей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову, а также исполнять постановления суда.

25) Осуществлять привод в соответствующие государственные органы или учреждения по их представлениям уклоняющихся от явки по их вызову лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, психическими или венерическими заболеваниями, лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они заражены вирусом иммунодефицита человека.

26) Содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

27) Исполнять постановления суда (судьи) об административном аресте.

28) Сообщать в установленном порядке учреждениям здравоохранения о лицах, злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих наркотические вещества без назначения врача, о лицах, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они психически больны, заражены венерическими заболеваниями или вирусом иммунодефицита человека.

29) Оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, членам избирательных комиссий, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

29-1) Оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также сведения о постоянном либо временном проживании граждан Приднестровской Молдавской Республики на соответствующей территории.

29-2) представлять в адрес Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики сведения о гражданах, изменивших место постоянного либо временного проживания, по состоянию на 1 января и 1 июня каждого года.

29-2.1) представлять в адрес главы государственной администрации города (района) по месту своего нахождения сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту проживания граждан Приднестровской Молдавской Республики, выдачи паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства – в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

30) Обеспечивать личную и имущественную безопасность свидетелей, потерпевших или иных лиц, жизни, здоровью и имуществу которых угрожает опасность в связи с оказанием ими помощи правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений.

31) Выдавать в соответствии с законодательством разрешения на создание негосударственных детективных служб, контролировать соблюдение ими установленных законом положений о деятельности этих служб.

32) Осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

33) Участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 14:

Редакция 11 - Закон ПМР от 03.04.06 № 18-ЗИД-IV (САЗ 06-15);

Редакция 12 - Закон ПМР от 22.12.06 № 136-ЗИД-IV (САЗ 06-52);

Редакция 13 - Закон ПМР от 06.11.07 № 329-ЗИД-IV (САЗ 07-46);

Редакция 15 - Закон ПМР от 12.06.09 № 773-ЗИД-IV (САЗ 09-24);

Редакция 20 - Закон ПМР от 17.02.14 № 55-ЗИ-V (САЗ 14-8);

Редакция 23 - Закон ПМР от 01.07.15 № 110-ЗИ-V (САЗ 15-27);

Редакция 24 - Закон ПМР от 01.07.15 № 111-ЗИД-V (САЗ 15-27);

Редакция 28 - Закон ПМР от 23.06.16 № 154-ЗИД-VI (САЗ 16-25).

 

Статья 14. Права милиции

 

Милиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) Требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений, применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры принуждения.

2) Проверять у граждан документы удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении; проверять у физических и юридических лиц иные документы, необходимые для проверки соблюдения ими правовых норм, надзор и контроль за выполнением которых возложены на милицию законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

3) Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову, и привлекать к ответственности, установленной законом.

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях.

4-1) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

5) Рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, или передавать в установленном законом порядке материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других органов государственной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

6) Задерживать и содержать в специально-отведенных для этого помещениях лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, следования в учреждения социальной реабилитации и других специальных учреждений, для прохождения назначенного им судом обязательного лечения от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании.

7) Исключен.

7-1) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие милиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

8) Задержать и содержать в приемниках-распределителях в предусмотренных законом случаях, не достигших восемнадцатилетнего возраста, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения.

9) Исключен.

10) Исключен.

11) Доставлять в медицинские вытрезвители, а при их отсутствии в дежурную часть лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, которые утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, а равно которые могут причинить вред окружающим или себе и содержать их до вытрезвления.

12) Задерживать и содержать в специально отведенных в органах милиции помещениях до вытрезвления или выяснения обстоятельств лиц, находящихся в жилище в возбужденном состоянии в связи с алкогольным или наркотическим опьянением или другими обстоятельствами, могущими причинить вред себе или окружающим, по письменному заявлению проживающих там граждан, если они опасаются оставаться с ним и если отсутствуют другие основания для задержания.

13) Задерживать военнослужащих, совершивших правонарушения, до передачи военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

14) Вносить в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, а также общественные объединения обязательные для исполнения представления и предложения об устранении причин правонарушений и условий им способствующих.

15) Выявлять и вести учет сведений, получаемых в результате законной деятельности милиции о лицах, предметах и фактах, необходимые для выполнения возложенных на милицию обязанностей.

16) Производить фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступлений, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, препятствующих установлению их личности в случае совершения ими правонарушений.

17) Входить с целью проверки в любое время суток в жилище лиц, взятых под гласный административный надзор, обеспечивать регистрацию поднадзорных, применять к ним иные ограничения, предусмотренные законом.

18) Входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и иных предметов, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, и осматривать их в целях пресечения преступления и преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, обязательного лечения от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, а также при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

О всех случаях вынужденного проникновения сотрудников милиции в жилье или иные принадлежащие гражданам помещения, прокурор уведомляется письменно в течение 24 часов.

19) Проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц на предмет употребления ими алкоголя, наркотических или токсических веществ либо направлять или доставлять этих лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, если результат его необходим для подтверждения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушениях.

20) Осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операций по задержанию лиц, совершивших преступление или сбежавших из-под стражи на участках местности, где вероятно их появление, подвергать при необходимости личному досмотру водителей транспортных средств и пассажиров.

21) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, причинения ущерба имуществу, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

22) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на милицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов).

22-1) требовать от государственных и местных органов государственной власти, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

23) Выдавать разрешения предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам на приобретение, хранение, перевозку и использование огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, а также аннулировать эти разрешения при невыполнении ими установленных правил обращения; при необходимости изымать указанные предметы; выдавать разрешения на открытие оружейно-ремонтных мастерских, пиротехнических предприятий, стрелковых тиров, стендов, магазинов, торгующих огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, аннулировать эти разрешения при нарушении ими установленного порядка деятельности.

24) Изымать у граждан и должностных лиц бесхозное имущество, предметы и вещества, запрещенные в гражданском обороте, находящиеся у них без специального разрешения, а также документы с признаками подделки.

25) Использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортные средства специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях не терпящих отлагательств с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами с возмещением расходов (ущерба) владельцам транспортных средств (по их требованию).

26) Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам с возмещением расходов владельцам средств связи (по их требованию).

27) Использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для устранения обстоятельств преступлений, а также лиц их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших.

28) Объявлять о назначении и выплачивать вознаграждения за помощь, оказанную любым гражданином в раскрытии преступлений и задержании лиц их совершивших, поощрять граждан, содействующих выполнению возложенных на милицию обязанностей.

29) Отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых возникло подозрение, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, проверяя их на месте или направляя на экспертизу, а также водителей, не имеющих документов, удостоверяющих право на управление транспортными средствами соответствующей категории или использования данного транспорта, либо грубо нарушивших правила дорожного движения.

30) Получать безвозмездно от организаций и граждан информацию по возбужденным уголовным делам, а также по поступившим заявлениям и сообщениям о совершенных, подготовленных или готовящихся преступлениях, необходимую для выполнения возложенных на милицию задач, за исключением случаев, когда законодательством установлен специальный порядок их предоставления.

В установленном порядке получать от государственных и коммерческих банков, а также других кредитных и финансовых органов и учреждений, данные о состоянии счетов и операций по ним, независимо от форм собственности, на которых они основаны.

31) Производить в предусмотренных законом случаях и порядке контрольные (надзорные) мероприятия, уголовно-процессуальные действия, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

32) Проверять законность приобретения и состояние сохранности государственного, коллективного имущества в местах производства, хранения, транспортировки и реализации их, в этих целях беспрепятственно входить на предприятия, в том числе кооперативные, организации и учреждения, проводить с участием администрации осмотр производственных, складских и иных служебных помещений.

При обнаружении нарушений условий обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств требовать устранения нарушений, вносить в вышестоящие органы соответствующие предложения, а при неустранении нарушений привлекать виновных к установленной законом ответственности.

33) Исключен.

34) Исключен.

35) По согласованию с администрацией предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, привлекать для консультаций, проведения проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов с оплатой в соответствии с законодательством.

36) При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, дознание по которым отнесено к ведению милиции, требовать от должностных лиц представления необходимых документов, сведений и объяснений, проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, в необходимых случаях опечатывать кассы и места хранения документов для проведения оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

37) В целях пресечения и раскрытия преступлений в соответствии с законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики изымать на предприятиях, независимо от форм собственности, в организациях и учреждениях в качестве образцов сырьё, полуфабрикаты, готовую продукцию и направлять их для проведения анализа и исследований в лаборатории, научно-исследовательские и другие учреждения министерств и ведомств.

38) Исключен.

39) Аннулировать при выявлении нарушений установленных правил деятельности негосударственных детективных служб разрешение на их создание и принимать другие предусмотренные законом меры при нарушениях в их деятельности.

40) Приобретать в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики, изъятое или конфискованное на законном основании имущество юридических или физических лиц для использования его в оперативно-служебной деятельности.

При осуществлении в отношении юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, контрольных (надзорных) мероприятий органы милиции обязаны осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, предусмотренном законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики об осуществлении государственного контроля (надзора).

Подразделения милиции, участвующие в проведении контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции вправе применять меры и временные ограничения, предусмотренные законом для правового режима контртеррористической операции.

Милиция не вправе оказывать платные услуги и осуществлять иную приносящую доход деятельность, за исключением подведомственных государственных учреждений. Государственное учреждение вневедомственной охраны вправе осуществлять охранную деятельность на договорной основе по тарифам, установленным Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел IV. Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 15:

Редакция 19 - Закон ПМР от 06.12.13 № 272-ЗИД-V (САЗ 13-48).

 

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника милиции. Когда это возможно, применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств или оружия невозможно, сотрудники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшему медицинской или иной помощи.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник милиции обязан немедленно сообщить непосредственному начальнику для последующего уведомления прокурора.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, противоречащих настоящему Закону, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

 

Статья 16. Применение физической силы

 

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе приемы рукопашного боя и подручные средства, для предотвращения и пресечения правонарушений, задержания лиц их совершивших, самообороны и преодоления противодействия законным требованиям сотрудников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей.

 

Статья 17. Применение специальных средств

 

Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства: резиновые палки, наручники, средства связывания, слезоточивые и специально окрашивающие средства и вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, средства для разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, другие средства, состоящие на вооружении милиции, а также служебных собак в следующих случаях:

1) Для отражения нападения на граждан, сотрудников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2) Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику милиции.

3) При освобождении заложников.

4) Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться.

5) Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающий общественный порядок.

6) При отражении нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо при освобождении уже захваченных объектов.

7) При задержании и доставлении в милицию или иные служебные помещения лиц, совершивших правонарушения, а также при конвоировании и содержании задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу лиц, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотруднику милиции, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе.

8) При пресечении злостного неповиновения законным требованиям сотрудника милиции или иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяет сотрудник милиции с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершенного группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 18:

Редакция 19 - Закон ПМР от 06.12.13 № 272-ЗИД-V (САЗ 13-48).

 

Статья 18. Применение и использование огнестрельного оружия

 

Применением огнестрельного оружия считается производство прицельного выстрела, направленного на поражение лица, действия которого пресекаются.

Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1. Для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья.

2. Для самозащиты или отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для предотвращения или пресечения попытки захвата оружия сотрудника милиции.

3. Для отражения нападения на членов семьи сотрудника милиции, если их жизни или здоровью угрожает опасность.

4. Для освобождения заложников.

5. Для пресечения действий лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, а равно задержанию лица, совершившего такие действия и пытающегося скрыться.

6. Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия или иных предметов, что угрожает жизни и здоровью сотрудников милиции или граждан.

7. Для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, жилые помещения граждан, помещения предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также освобождения их в случае захвата.

8. Для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения таких лиц.

Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения.

Попытка лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, совершения умышленно неожиданных движений и других опасных действий, приблизиться к сотруднику милиции ближе указанного расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды сотрудника милиции, прикоснуться к его оружию и другие подобные действия, которые могут быть истолкованы сотрудником милиции как угроза насилия, предоставляют ему право применять огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

Сотрудник милиции имеет право использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1. Для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника милиции, а равно не подчиняется законным требованиям сотрудника милиции остановиться.

2. Для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника милиции.

3. Для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

4. Для предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц престарелого возраста, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей либо сохранности охраняемых объектов, а также в случае попытки захвата указанными лицами оружия сотрудника милиции.

Запрещается применение или использование огнестрельного оружия при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.

Во всех случаях применения или использования огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также оказания пострадавшим неотложной медицинской помощи.

О каждом случае применения или использования огнестрельного оружия сотрудник милиции немедленно докладывает рапортом непосредственному начальнику.

 

Раздел V. Служба в милиции

 

Статья 19. Сотрудник милиции

 

Сотрудник милиции - должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел, которое наделено полномочиями по осуществлению обязанностей и прав милиции, имеет специальное звание, присвоенное в определенном порядке.

Перечень специальных званий сотрудников милиции устанавливается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, а порядок их присвоения определяется Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Сотрудникам милиции в подтверждение их полномочий выдается служебное удостоверение и жетон установленного образца.

Сотрудники милиции после прохождения специальной подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и спецсредств.

Сотрудники милиции имеют единую форму одежды, которую получают в установленном порядке бесплатно.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 20:

Редакция 8 - Закон ПМР от 05.11.04 № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45).

 

Статья 20. Прием и увольнение сотрудником милиции

 

На службу в милиции на добровольной основе имеют право поступать граждане Приднестровской Молдавской Республики не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от национальности, пола, социального положения, отношения к религии, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим убеждениям, личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности.

На учебу в высшие и средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел могут направляться лица в возрасте не моложе 17 лет.

При приеме на службу сотрудники милиции дают присягу, текст которой и порядок ее приема утверждаются Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Для поступающих на службу в милицию устанавливается испытательный срок до одного года.

Замещение должностей в органах милиции может осуществляться на конкурсной основе, путем заключения индивидуальных контрактов в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

Сотрудники милиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

Сотрудник милиции может быть уволен со службы по следующим основаниям:

- по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики;

- по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

- по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

- по окончании испытательного срока, либо до его окончания, в случаях обнаружившейся непригодности к службе;

- в связи с нарушением условий контракта;

- по состоянию здоровья, препятствующему прохождению службы;

- по служебному несоответствию;

- за грубое или систематическое нарушение дисциплины;

- по сокращению штатов;

- в связи с переводом в установленном порядке на работу в другие министерства, ведомства и организации;

- по собственному желанию;

- по другим, предусмотренным законом основаниям.

Увольнение сотрудника милиции в связи с совершением преступления допускается только после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 21:

Редакция 22 - Закон ПМР от 08.12.14 № 203-З-V (САЗ 14-50).

 

Статья 21. Порядок прохождения службы в милиции

 

Порядок и условия прохождения службы в милиции определяется Положением о службе в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Назначение на должность, продвижение и перемещение по службе в милиции осуществляются исходя исключительно из деловых качеств сотрудника.

Для сотрудников милиции устанавливается ненормированный рабочий день при общей продолжительности рабочей недели не более 40 часов.

При необходимости сотрудники милиции могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, выходные дни, праздничные дни. В этих случаях сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется:

- после 10 лет службы продолжительностью 5 суток;

- после 15 лет службы продолжительностью 10 суток;

- после 20 лет службы продолжительностью 15 суток.

Деятельность политических партий, общественно-политических организаций и движений в органах внутренних дел запрещена.

Прекращение работы сотрудника милиции, как средства разрешения коллективного трудового спора не допускается.

Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, учреждениях и организациях. Запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность.

 

Статья 22. Отношение к воинской обязанности

 

Военнообязанные, принятые на службу в милицию, снимаются с военного учета в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики и состоят на специальном учете в кадрах Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 23. Служебные обязанности, права сотрудника милиции

 

Сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Сотрудник милиции на всей территории Приднестровской Молдавской Республики, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случаях непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий, принять меры к спасению людей, предотвращению правонарушений, установлению очевидцев происшествия, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел:

- оказать помощь, в том числе и доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии или в ином состоянии, опасном для жизни.

Для выполнения служебных обязанностей, установленных частью второй настоящей статьи, сотрудники милиции пользуются правами милиции, предусмотренными настоящим Законом.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 24:

Редакция 4 - Закон ПМР от 10.04.00 № 277-ЗИ (СЗМР 00-2);

Редакция 5 - Закон ПМР от 21.04.04 № 405-ЗИД-III (САЗ 04-17).

 

Статья 24. Оплата труда сотрудников милиции и иные компенсационные выплаты

 

Оплата труда (денежное довольствие) сотрудников милиции устанавливается в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия».

Выплата денежной компенсации сотрудникам милиции взамен продовольственного пайка (питания) выдается в размере его стоимости, но не более размера, равного 1,5 РУ МЗП в сутки. Конкретный размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка определяется Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

Местные Советы народных депутатов и государственные администрации могут производить дополнительные компенсационные выплаты сотрудникам милиции сверх установленного размера денежного содержания для комплектования кадров Министерства внутренних дел на конкурсной основе с учетом характера и условий службы.

За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

Денежное довольствие облагается подоходным налогом на физических лиц в части должностного оклада и оклада по специальному званию. Остальная часть денежного довольствия не облагается подоходным налогом.

 

Статья 25. Поощрение сотрудников милиции

 

За добросовестное выполнение своих служебных обязанностей для сотрудников милиции устанавливаются следующие виды поощрений:

- объявление благодарности;

- награждение ценным подарком;

- вручение денежной премии;

- предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 10 дней;

- награждение нагрудными знаками;

- досрочное присвоение специального звания;

- присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой должности;

- награждение именным оружием;

- досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Особо отличившиеся сотрудники милиции могут быть представлены к награждению правительственными наградами.

 

Статья 26. Подготовка сотрудников милиции

 

Лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников милиции осуществляется в учебном центре или специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, на договорной основе в учебных заведениях Министерств внутренних дел других государств, а также в гражданских учебных заведениях для соответствующих профилей служб милиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 27. Ответственность сотрудников милиции

 

За противоправные деяния (действия или бездействия) сотрудники милиции несут ответственность, установленную законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Жалобы граждан на действия сотрудников милиции рассматриваются и разрешаются руководителем того подразделения, где работает сотрудник милиции, если иной порядок не предусмотрен действующим законодательством.

В случае несогласия с принятым решением, граждане вправе обратиться к вышестоящему начальнику или в суд.

Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел VI. Правовая и социальная защита сотрудников милиции

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 28:

Редакция 9 - Закон ПМР от 21.07.05 № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30).

 

Статья 28. Правовая защита сотрудников милиции

 

Сотрудник милиции - лицо неприкосновенное и находится под защитой государства. Его личность, честь и достоинство охраняются законом.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника милиции и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Сотрудники милиции в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться в профессиональном союзе.

Сотрудник милиции имеет право на обжалование в суд приказа об увольнении из милиции и иные нарушения его законных прав и интересов со стороны командиров и начальников, должностных лиц.

Сотрудники милиции не несут ответственность за материальный и физический вред, причиненный правонарушителю в связи с его неповиновением или сопротивлением при задержании.

 

Статья 29. Обязанность исполнения законных требований сотрудника милиции

 

Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных законом обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 30:

Редакция 15 - Закон ПМР от 12.06.09 № 773-ЗИД-IV (САЗ 09-24).

 

Статья 30. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции

 

Сотрудники милиции при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. Никто другой не вправе вмешаться в законную деятельность сотрудника милиции кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом.

При получении приказа или указания начальников и должностных лиц, противоречащих закону, сотрудник милиции руководствуется законом. О поступлении противоречащих закону приказа или указания начальников и должностных лиц сотрудник милиции обязан незамедлительно сообщить в органы прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.

Никто не вправе принуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на милицию не возложены.

 

Статья 31. Право сотрудника милиции на профессиональный риск

 

Не являются правонарушением действия сотрудника милиции, хотя и подпадающие под признаки деяния, за которое установлена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность, но совершенное в состоянии оправданного профессионального риска.

Риск признается оправданным, если совершенное деяние объективно вытекало из информации об актах и обстоятельствах, которой располагал сотрудник милиции, а законная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и сотрудник милиции, допустивший риск, предпринимал все возможные меры для предотвращения отрицательных последствий.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 32:

Редакция 2 - Закон ПМР от 06.01.96 (СЗМР 96-2);

Редакция 10 - Закон ПМР от 24.03.06 № 17-ЗИД-IV (САЗ 06-13);

Редакция 18 - Закон ПМР от 29.04.13 № 98-ЗИ-V (САЗ 13-17);

Редакция 21 - Закон ПМР от 01.07.14 № 127-ЗИД-V (САЗ 14-27);

Редакция 25 - Закон ПМР от 01.04.16 № 61-ЗИД-VI (САЗ 16-11).

 

Статья 32. Государственное страхование и компенсационные выплаты в случае гибели или увечья сотрудника милиции

 

Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебных обязанностей, либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой им должности. Кроме того, в течение 5 лет со дня гибели (смерти) семье ежемесячно выплачивается его денежное содержание.

По истечении пяти лет в порядке, установленном законодательством, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Родителям и женам (мужьям) сотрудников милиции, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей либо вследствие заболевания, связанного c исполнением служебных обязанностей, предоставляется право на получение отпуска без сохранения заработной платы сроком до 14 (четырнадцати) календарных дней в году.

За семьей погибшего (умершего) сотрудника милиции сохраняется право на получение жилья на условиях, имеющихся на момент его смерти.

Детям сотрудника милиции, умершего (погибшего) в связи с осуществлением им своих служебных обязанностей или не позднее 3 (трех) месяцев со дня его увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья) или заболевания, полученного в период прохождения службы, до достижения ими совершеннолетия, а также нетрудоспособным членам семьи, которые находились на его иждивении, устанавливается пятидесятипроцентная скидка с платы за жилое помещение, оплаты коммунальных услуг в пределах социальных норм, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также топлива.

При получении сотрудником милиции связанных с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений или заболеваний, которые исключают для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. При этом сотруднику милиции, ставшему инвалидом, в порядке, предусмотренном законом, также назначается пенсия по инвалидности.

При получении сотрудником милиции связанных с осуществлением им служебной деятельности телесных повреждений или заболеваний, которые не исключают возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается денежная компенсация в порядке и в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Перечень заболеваний, которые связываются с осуществлением служебной деятельности, определяется нормативным правовым актом уполномоченного Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близких родственников в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновного лица.

Примечание:

Под телесными повреждениями в настоящей статье понимаются ранения, контузии, травмы, увечья, полученные сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности и сопровождавшиеся частичной или полной утратой способности к несению службы или вызвавшие выраженные анатомические изменения (значительные функциональные нарушения).

Под заболеваниями в настоящей статье понимаются нарушения физиологических норм состояния организма, вызванные болезнью сотрудника, связанной с осуществлением им служебной деятельности.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 33:

Редакция 2 - Закон ПМР от 06.01.96 (СЗМР 96-2);

Редакция 3 - Закон ПМР от 25.11.96 № 20-ЗИ (СЗМР 96-4);

Редакция 4 - Закон ПМР от 10.04.00 № 277-ЗИ (СЗМР 00-2);

Редакция 6 - Закон ПМР от 16.06.04 № 429-ЗИ-III (САЗ 04-25);

Редакция 18 - Закон ПМР от 29.04.13 № 98-ЗИ-V (САЗ 13-17);

Редакция 22 - Закон ПМР от 08.12.14 № 203-З-V (САЗ 14-50).

 

Статья 33. Обеспечение сотрудников милиции жилплощадью

 

Сотрудникам милиции жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома, по установленным законодательным нормам, предоставляется в течение трех лет после назначения на должность без учета продолжительность испытательного срока.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Сотрудники милиции имеют право на получение льготных ссуд на индивидуальное, кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 25 лет и погашением 50 % предоставленной ссуды за счет соответствующего бюджета.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Органы и учреждения милиции имеют право покупать жилье для своих сотрудников за счет средств соответствующего бюджета с последующей оплатой ими 50 % стоимости жилья.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Для сотрудников милиции устанавливается пятидесятипроцентная скидка с платы за жилое помещение, всех видов коммунальных услуг в пределах социальных норм, предусмотренных действующим жилищным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также топлива.

Милиция формирует свой фонд служебной жилплощади в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

При направлении на службу в органы милиции сотрудника трудовым коллективом, за ним сохраняется очередность на жилую площадь в этой организации и место в общежитии, если он там проживал до поступления на службу в органы милиции.

 

Статья 34. Обеспечение сотрудников милиции местами в детских садах

 

Места в детских дошкольных учреждениях детям сотрудников милиции предоставляются территориальной государственной администрацией, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями в течение 3 месяцев со дня подачи заявления.

 

Статья 35. Обеспечение сотрудников милиции телефонами

 

Квартирные телефоны руководителям органов и подразделений милиции, работникам служб, непосредственно осуществляющим уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность, устанавливаются в течение шести месяцев со дня подачи заявления.

Другим категориям сотрудников милиции, определяемым Правительством и государственными администрациями Приднестровской Молдавской Республики, не позднее трех лет со дня подачи заявления.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 36:

Редакция 4 - Закон ПМР от 10.04.00 № 277-ЗИ (СЗМР 00-2).

 

Статья 36. Право сотрудников милиции на бесплатный проезд

 

В сельской местности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

 

Статья 37. Право местных Советов народных депутатов и государственных администраций устанавливать гарантии социальной защищенности сотрудников милиции

 

Местные Советы народных депутатов и государственные администрации вправе устанавливать и другие, не предусмотренные настоящим Законом, гарантии социальной защищенности сотрудников милиции.

 

Статья 38. Права сотрудников милиции при нахождении в командировке

 

Сотрудники милиции, находящиеся в командировке, пользуются правом на приобретение проездных документов на все виды транспорта вне очереди, а также на размещение в гостиницах вне очереди по служебному удостоверению.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 39:

Редакция 22 - Закон ПМР от 08.12.14 № 203-З-V (САЗ 14-50).

 

Статья 39. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защищенности сотрудников милиции

 

В случае несоблюдения гарантий социальной защиты, предусмотренных настоящим Законом, сотрудник милиции имеет право на получение компенсации из средств соответствующего бюджета.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

В случае непредоставления сотруднику милиции в установленные сроки и на условиях, предусмотренных законодательством жилой площади, ему безвозмездно выделяются необходимые средства для приобретения квартиры или отдельного дома, а в период до их приобретения выплачивается компенсация из средств соответствующего бюджета в размерах фактических затрат по найму жилой площади и оплате коммунальных услуг.

ГУ «Юридическая литература». Приостановлено действие на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

В случае непредоставления сотруднику милиции в установленный срок мест для детей в дошкольных учреждениях, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета компенсация в размере среднерыночных цен, существующих в данной местности, на услуги по уходу за ребенком.

 

Раздел VII. Финансирование

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 40:

Редакция 12 - Закон ПМР от 22.12.06 № 136-ЗИД-IV (САЗ 06-52).

 

Статья 40. Финансирование милиции

 

Финансирование милиции осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов.

Финансирование милиции из иных источников не допускается.

 

Статья 41. Материально-техническое обеспечение милиции

 

Материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделенных на финансирование подразделений милиции.

Порядок и нормы материально-технического обеспечения милиции устанавливаются Правительством по предложению Министерства внутренних дел.

Милиция вправе принимать во владение и использование от государственных предприятий, организаций, учреждений и иных собственников транспортные средства и другую технику, необходимую для выполнения возложенных на нее обязанностей.

Правительство Приднестровской Молдавской Республики обеспечивает милицию необходимыми служебными и другими помещениями для ее функционирования через государственную администрацию городов и районов, а милицию на транспорте, за счет средств соответствующего министерства.

Государственная администрация, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставленных милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.

Форменной одеждой, вооружением, боеприпасами, оперативной и криминалистической техникой, техникой связи и специальными средствами милиция снабжается через Министерство внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики по установленным нормам.

Расходы на содержание криминальной и специальной милиции покрываются за счет государственного бюджета, милиции общественной безопасности (местной милиции) - за счет средств местного бюджета и дополнительных внебюджетных средств.

 

Раздел VIII. Контроль и надзор за деятельностью милиции

 

Статья 42. Контроль Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

 

Общий контроль за деятельностью милиции и расходованием выделяемых на ее содержание и обеспечение финансовых средств осуществляется Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики вправе поручить своим постоянно действующим или специально созданным комитетам или комиссиям, либо специально созданным депутатским группам проведение соответствующих проверок и подготовку проектов решений сессий Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики или его Президиума по вопросам, связанным с деятельностью милиции.

 

Статья 43. Ведомственный контроль

 

Контроль за деятельностью органов и подразделений милиции в Приднестровской Молдавской Республике возлагается на Министерство внутренних дел.

Местные Советы народных депутатов и государственные администрации осуществляют контроль за деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) в пределах своей компетенции без вмешательства в ее уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.

 

Статья 44. Прокурорский надзор

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» надзор за соблюдением законности в деятельности милиции возлагается на Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и подчиненных ему прокуроров.

 

Президент

Приднестровской Молдавской Республики                                      И. Смирнов

 

г. Тирасполь

18 июля 1995 г.

 

Текст подготовлен ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Закон ПМР от 18.07.95) на основе следующих нормативных актов:

Редакция 2 - Закон ПМР от 06.01.96 (СЗМР 96-2);

Редакция 3 - Закон ПМР от 25.11.96 № 20-ЗИ (СЗМР 96-4);

Редакция 4 - Закон ПМР от 10.04.00 № 277-ЗИ (СЗМР 00-2);

Редакция 5 - Закон ПМР от 21.04.04 № 405-ЗИД-III (САЗ 04-17);

Редакция 6 - Закон ПМР от 16.06.04 № 429-ЗИ-III (САЗ 04-25);

Редакция 7 - Закон ПМР от 17.08.04 № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34);

Редакция 8 - Закон ПМР от 05.11.04 № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45);

Редакция 9 - Закон ПМР от 21.07.05 № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30);

Редакция 10 - Закон ПМР от 24.03.06 № 17-ЗИД-IV (САЗ 06-13);

Редакция 11 - Закон ПМР от 03.04.06 № 18-ЗИД-IV (САЗ 06-15);

Редакция 12 - Закон ПМР от 22.12.06 № 136-ЗИД-IV (САЗ 06-52);

Редакция 13 - Закон ПМР от 06.11.07 № 329-ЗИД-IV (САЗ 07-46);

Редакция 14 - Закон ПМР от 05.05.09 № 743-ЗИ-IV (САЗ 09-19);

Редакция 15 - Закон ПМР от 12.06.09 № 773-ЗИД-IV (САЗ 09-24);

Редакция 16 - Закон ПМР от 25.05.10 № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21);

Редакция 17 - Закон ПМР от 11.03.13 № 54-ЗИД-V (САЗ 13-10);

Редакция 18 - Закон ПМР от 29.04.13 № 98-ЗИ-V (САЗ 13-17);

Редакция 19 - Закон ПМР от 06.12.13 № 272-ЗИД-V (САЗ 13-48);

Редакция 20 - Закон ПМР от 17.02.14 № 55-ЗИ-V (САЗ 14-8);

Редакция 21 - Закон ПМР от 01.07.14 № 127-ЗИД-V (САЗ 14-27);

Редакция 22 - Закон ПМР от 08.12.14 № 203-З-V (САЗ 14-50);

Редакция 23 - Закон ПМР от 01.07.15 № 110-ЗИ-V (САЗ 15-27);

Редакция 24 - Закон ПМР от 01.07.15 № 111-ЗИД-V (САЗ 15-27);

Редакция 25 - Закон ПМР от 01.04.16 № 61-ЗИД-VI (САЗ 16-11);

Редакция 26 - Закон ПМР от 05.04.16 № 70-ЗИД-VI (САЗ 16-14);

Редакция 27 - Закон ПМР от 06.04.16 № 107-ЗИД-VI (САЗ 16-14);

Редакция 28 - Закон ПМР от 23.06.16 № 154-ЗИД-VI (САЗ 16-25);

Редакция 29 - Закон ПМР от 19.06.17 № 148-ЗИ-VI (САЗ 17-25).