ПОС ПРМР 12 августа 2015 № 212 САЗ 15-33  
»
3
»
0

Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О введении ресурсного метода ценообразования в строительстве

 

В соответствии со статьей 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статей 13 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), подпунктами «а», «в» пункта 2 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской от 31 декабря 2004 года № 513-З-III «О ценах (тарифах) и ценообразовании» (САЗ 05-1) c изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 3 августа 2006 года № 68-ЗИД-IV (САЗ 06-32), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 24 октября 2007 года № 327-ЗИ-IV (САЗ 07-44), от 29 ноября 2007 года № 348-ЗД-IV (САЗ 07-49), от 6 марта 2008 года № 414-ЗИД-IV (САЗ 08-9), от 8 июля 2008 года № 487-ЗИ-IV (САЗ 08-27), от 29 июля 2008 года № 509-ЗИ-IV (САЗ 08-30), от 26 ноября 2008 года № 597-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 25 июня 2009 года № 788-ЗИ-IV (САЗ 09-26), от 7 июля 2009 года № 801-ЗИД-IV (САЗ 09-29), от 10 ноября 2009 года № 900-ЗИ-IV (САЗ 09-46), от 28 сентября 2010 года № 172-ЗИ-IV (САЗ 10-39), от 25 ноября 2010 года № 236-ЗИ-IV (САЗ 10-47), от 8 декабря 2010 года № 243-ЗД-IV (САЗ 10-49), от 24 мая 2011 года № 62-ЗИ-V (САЗ 11-21), от 13 июня 2011 года № 86-ЗИ-V (САЗ 11-24), от 23 декабря 2011 года № 244-ЗД-V (САЗ 11-51), от 25 января 2013 года № 33-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 21 января 2014 года № 18-ЗИ-V (САЗ 14-4), от 6 мая 2014 года № 96-ЗИ-V (САЗ-14-19), с целью упорядочения и систематизации составления сметной документации на строительные, монтажные, ремонтные и пусконаладочные работы Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:

 

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2015 года ресурсный метод ценообразования в строительстве (далее – ресурсный метод) согласно методическим указаниям, изложенным в Приложении к настоящему Постановлению.

 

2. С 1 сентября 2015 года допускается определение стоимости строительной продукции как ресурсным методом, так и в соответствии с требованиями Методики определения стоимости строительного подряда, стоимости капитального строительства, капитального и текущего ремонта на территории Приднестровской Молдавской Республики, утвержденной Приказом Министерства промышленности Приднестровской Молдавской Республики от 13 апреля 2009 года № 193 «Об утверждении Методики определения стоимости строительного подряда, стоимости капитального строительства, капитального и текущего ремонта на территории Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 09-18) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства промышленности Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 2009 года № 316 (САЗ 09-25), от 9 сентября 2010 года № 435 (САЗ 10-37) (далее – Методика).

Для строительной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов различных уровней и целевых внебюджетных фондов, определение стоимости строительной продукции осуществлять в соответствии с Методикой.

 

3. Исполнительным органом государственной власти, ответственным за порядок и механизм реализации ресурсного метода, определить уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства.

 

4. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики в сфере строительства, по согласованию с уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, экономики территорий и приоритетных секторов (отраслей) экономики, устанавливает порядок определения накладных расходов и величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию (рентабельность).

 

5. Уполномоченному органу государственной власти, осуществляющему выработку и реализацию государственной политики в сфере строительства, в течение 2 (двух) календарных месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления организовать разработку и распространение в Приднестровской Молдавской Республике программного продукта для применения ценообразования в строительстве и определения стоимости строительной продукции.

 

6. Ответственность за выполнение настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по вопросам регионального развития, транспорта и связи – министра регионального развития, транспорта и связи Приднестровской Молдавской Республики.

 

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по вопросам регионального развития, транспорта и связи – министра регионального развития, транспорта и связи Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

Т. Туранская

 

г. Тирасполь

12 августа 2015 г.

№ 212

 

Приложение

к Постановлению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 12 августа 2015 года № 212

 

Методические указания

по составлению расчетов (смет) на строительные работы ресурсным методом

 

1. Общие положения

 

1. Под ресурсным методом ценообразования в строительстве понимается метод определения стоимости строительства при помощи калькулирования в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации строительства (далее по тексту – ресурсный метод).

2. Ресурсный метод предназначен для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее – строительства), осуществляемых на территории Приднестровской Молдавской Республики.

 

2. Порядок составления смет ресурсным методом

 

3. При составлении смет ресурсным методом необходимо руководствоваться инструкциями, введенными в действие нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства (Инструкция по составлению смет на строительные монтажные работы ресурсным методом, Инструкция по определению величины заготовительно-складских расходов в строительстве, Инструкция по расчету накладных расходов при определении стоимости строительства, Инструкция по определению сметных затрат на оплату труда в строительстве, Инструкция по определению сметных затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, Инструкция по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, Сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений, Сметные нормы на производство строительно-монтажных работ в зимнее время).

4. При определении стоимости строительных работ ресурсным методом сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.

5. Сметная документация состоит из перечня объемов работ, локальных смет, сметных расчетов на отдельные виды затрат, каталогов единичных расценок, объектных смет, сводной сметы стоимости строительства (ремонта, реставрации), сводок затрат и других сведений.

6. Объемы работ при составлении перечней объемов работ, локальных смет и расчетов определяются на основании проектной документации (или на основе описей работ (дефектного акта) – для ремонтных и реставрационных работ) согласно сметным нормам и правилам подсчета объемов работ.

7. Оформление сметной документации осуществляется в следующем порядке:

а) номера объектных смет состоят из цифры, соответствующей номеру главы сводной сметы, в которую включается объектная смета, и цифры – номера строки, занимаемой объектной сметой в главе сводной сметы;

б) нумерация локальных смет и расчетов, входящих в объектную смету, состоит из номера объектной сметы, номера строки, занимаемой локальной сметой в объектной смете;

в) нумерация отдельных локальных смет и расчетов (не входящих в объектные сметы) производится таким образом, что первая цифра соответствует номеру главы сводной сметы, вторая цифра – номеру строки в главе и третья цифра означает порядковый номер локальной сметы.

8. Сметная документация составляется в текущем уровне цен.

9. Каждый вид работ представляется в виде ресурсных показателей:

а) затрат труда (человека-часов);

б) потребности в строительных машинах (машино-часов);

в) потребности в материальных ресурсах (в принятых единицах измерения: м3, м2, т и так далее).

10. Для выделения ресурсов составляются ведомости потребности в ресурсах (далее по тексту – ресурсные ведомости) или составляется каталог единичных расценок.

11. Составление локальных смет ресурсным методом предполагает два способа:

а) 1 способ – на основе ресурсов, выделенных суммарно по соответствующим перечням объемов работ, объектам или стройке в целом;

б) 2 способ – путем составления индивидуальных единичных расценок по каждому виду работ, включенному в перечень объемов работ.

12. Под накладными расходами в ресурсном методе понимают совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

13. Норма накладных расходов исчисляется как отношение величины накладных расходов за соответствующий период к стоимости прямых затрат или к сметной заработной плате рабочих-строителей в составе прямых затрат за тот же период в процентах.

В отличие от прямых затрат накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы начисления. Система норм накладных расходов включает в себя:

а) укрупненные нормативы по основным видам строительства, устанавливаемые для всех исполнителей работ;

б) нормативы по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ;

в) индивидуальные нормы, устанавливаемые конкретной подрядной организацией.

14. При порядке расчета накладных расходов в текущем уровне цен в качестве базы исчисления величины накладных расходов может применяться:

а) для строительных работ: сметная стоимость прямых затрат, определенная в текущих ценах (прямые затраты = затраты на оплату труда рабочих-строителей (рабочих машинистов), включая отчисления на государственное социальное страхование, + затраты на эксплуатацию строительных машин + стоимость строительных материалов конструкций и изделий);

б) для монтажных и пуско-наладочных работ: сметная заработная плата рабочих-строителей (монтажников), включая отчисления на социальное страхование в составе прямых затрат.

15. Сметная прибыль – это сумма средств, необходимая для покрытия отдельных общих расходов подрядной организации, не относимых на себестоимость работ и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости строительной продукции.

16. Норматив сметной прибыли устанавливается в процентах к полной сметной себестоимости, которая определяется как сумма прямых затрат и накладных расходов, в текущих ценах.

17. Сметная прибыль определяется с использованием:

а) общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

б) индивидуальной нормы, устанавливаемой для конкретной подрядной организации.

18. Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из имеющейся у составителя информации о ценах на этот вид затрат (коммерческие предложения, прайс-листы, данные бухгалтерского учета).

19. Транспортные расходы рассчитываются в порядке, утвержденном нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики в сфере строительства.

20. Заготовительно-складские расходы предназначены для покрытия затрат строительных и монтажных организаций на содержание заготовительных служб (отделов снабжения, управлений производственно-технологической комплектации и так далее), центральных материальных складов, а также естественной убыли материалов при их транспортировке и хранении на складах.

21. Заготовительно-складские расходы рассчитываются и включаются в расчеты сметной стоимости строительно-монтажных работ в виде процентной нормы от стоимости материалов без транспортных расходов.

22. При составлении локальных смет на монтаж и приобретение технологического оборудования для раздела «Монтаж оборудования» используются те же принципы, что и для общестроительных работ, а начисление накладных расходов производится от затрат на оплату труда рабочих-монтажников.

23. Сметная стоимость технологического оборудования, мебели, инвентаря определяется как сумма всех затрат на приобретение и доставку на приобъектный склад или место передачи в монтаж.

24. Составление объектных смет производится на объекты в целом путем суммирования данных локальных смет.

25. Объектная смета может не составляться, когда по объекту имеется только один вид работ (затрат).

26. Сводная смета составляется в целом на строительство здания, сооружения или его очередей независимо от числа подрядных строительно-монтажных организаций, осуществляющих строительство. В нее включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметам и расчетам на отдельные виды затрат.

27. К сводной смете составляется пояснительная записка, в которой приводится:

а) уровень сметных цен, в которых составлена сводная смета (квартал, год);

б) перечень сборников сметных норм для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

в) нормы накладных расходов и сметной прибыли;

г) другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки (наличие проектов на строительство объектов общего пользования, документов о включении средств на строительство общих объектов пропорционально потребности в услугах объектов общего пользования и так далее).

28. В том случае, когда в состав комплекса входят объекты как промышленного (специального), так и жилищного и гражданского назначения или их очередей, составляется сводка затрат.

29. Сводка затрат определяет полную стоимость строительства на основе сводных смет с учетом возвратных сумм.

30. Расчеты за выполненные подрядные работы оформляются актом приемки выполненных работ по типовой форме.

31. Принципы составления актов приемки выполненных работ те же, что и смет, на основании которых заключен подрядный договор.

32. Общий порядок составления смет ресурсным методом регламентируется ведомственными нормативными актами органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства.

 

3. Применение ресурсного метода

 

33. При применении ресурсного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

а) данные о трудоемкости работ (человека-часов) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;

б) данные о времени использования строительных машин (машино-часов);

в) данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и так далее).

34. В составе последних данных выделяются такие данные как:

а) расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий (деталей) и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;

б) масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.

35. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:

а) проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о необходимых ресурсах;

б) ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ;

в) данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства – ПОС, в проекте организации работ – ПОР или в проекте производства работ – ППР);

г) общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;

д) сметно-нормативная (нормативно-информационная) база–сборник государственных элементных сметных норм (далее по тексту – ГЭСН), предназначенная для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения строительных, ремонтно-строительных работ, работ по разборке, демонтажу, ремонту, усилению и замене строительных конструкций, инженерного оборудования и восстановлению отделочных покрытий в условиях организации рабочих мест и внутрипостроечного перемещения строительных материалов, деталей и конструкций на объектах строительства ремонта и реконструкции зданий и сооружений, составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом, а также для расчетов за выполненные работы и списания материалов;

е) собственная нормативная база пользователя.

36. Область применения ресурсного метода распространяется на определение стоимости: строительных, монтажных, пуско-наладочных, ремонтно-строительных работ (работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений) и реставрационных работ. Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).