Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 609 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Коршуновым А.В., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного проекта конституционного закона в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
17 октября 2017 г.
№ 916р
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 17 октября 2017 года № 916р
Заключение
Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике»
Рассмотрев проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 609 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Коршуновым А.В., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает невозможным его принятие.
Законопроектом предлагается внести изменения в действующую систему гарантий независимости судей. Так, автор законодательной инициативы предлагает предоставить возможность отмены или ограничений предоставленных конституционными законами гарантий судьям законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Следует отметить, что в основе организации эффективной судебной системы в демократических правовых государствах лежат принципы разделения властей и самостоятельности (независимости) судебной власти. Они позволяют оградить процесс принятия судебных решений от давления законодательной и исполнительной власти, а также предпринимательских структур.
Исходя из указанных принципов, основная задача при организации финансирования судебной власти состоит в обеспечении возможности полного и независимого осуществления правосудия.
Подчеркивая всю важность судебной системы, пунктом 1 статьи 81 Конституции Приднестровской Молдавской Республики установлена императивная норма, согласно которой судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.
Кроме того, согласно части второй пункта 4 статьи 80 Основного закона бюджет судов должен обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Бюджет судов в течение текущего финансового года не может быть уменьшен без согласия высших органов судебной власти Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев пропорционального сокращения бюджетных расходов всех органов государственной власти.
Конкретизируя конституционные гарантии, пунктом 1 статьи 12 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике» установлено, что независимость судей обеспечивается в том числе предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
В целях реализации данной нормы пунктом 3 статьи 18 обозначенного Конституционного закона регламентирован порядок предоставления материальных гарантий при отставке судьи: ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, при определении размера выходного пособия учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.
Таким образом, положения Конституции Приднестровской Молдавской Республики, во взаимосвязи с конкретизирующими ее положениями статьи 18 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике», создают механизм защищенности финансирования судебной власти, который обязателен как для парламента, принимающего бюджет на соответствующий финансовый год, так и для Правительства Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивающего его исполнение.
Рассматривая порядок финансирования судов через призму норм статьи 35 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 9 августа 2005 года № 620-КЗ-III «О судебной системе в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 05-33), следует отметить, что Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики, Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики и суды общей юрисдикции, мировые судьи финансируются исключительно из средств республиканского бюджета на основе утвержденных законом нормативов, с указанием объема финансирования отдельными строками в республиканском бюджете. Более того, финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.
Вышеуказанные нормы дополнительно подчеркивают недопустимость ограничения финансирования судов.
Сокращая расходы республиканского бюджета на финансирование судебной системы, невозможно обеспечить полное и независимое осуществление правосудия, нормальное функционирование судебной власти, что в конечном итоге снизит доверие граждан к государственной власти, поставит под угрозу гарантированное Конституцией Приднестровской Молдавской Республики право человека и гражданина на судебную защиту, поскольку реализация конституционных положений о гарантиях судебной защиты прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с созданием государством надлежащих условий для деятельности судов.
Кроме того, в Российской Федерации вопрос сокращения финансирования федеральных судов неоднократно обсуждался. Так, например, 22 апреля 1998 года Совет Федерации в обращении к Президенту Российской Федерации просил не допустить сокращения финансирования федеральных судов, поскольку это нарушает требования статьи 124 Конституции Российской Федерации и части 5 статьи 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В своих поручениях Председателю Правительства Российской Федерации и Министру финансов Российской Федерации (от 1 июня и от 9 июля 1998 года) Президент Российской Федерации указал на необходимость обеспечить в приоритетном порядке нормальное функционирование и необходимое финансирование судебной системы, а также разработать специальный комплекс мер, исключающих нарушения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», в том числе срочно согласовать с Советом судей Российской Федерации объем и график финансирования судебной системы в 1998 году.
Впоследствии Конституционным судом Российской Федерации выносились многочисленные решения, в которых суд признавал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда нормативных актов, снижающих установленные Конституцией Российской Федерации материальные гарантии независимости судей и судебной власти.
Например, 17 июля 1998 года было принято Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 23-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», которым признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 76 (часть 3) и 124 положение части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» постольку, поскольку оно позволяет Правительству Российской Федерации самостоятельно сокращать расходы федерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантий ее финансирования. Более того, Правительству Российской Федерации надлежало обеспечить финансирование судов из федерального бюджета на 1998 год в соответствии с требованиями статьи 124 Конституции Российской Федерации и статьи 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и с учетом настоящего Постановления.
Обращает на себя внимание и международный опыт: общепринятый международно-правовой принцип независимости суда в части принципа финансовой независимости конкретизируется в Венской декларации и Программе действий, принятой на II Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года. Обязанность государства – обеспечить такое положение, при котором судьям предоставляются средства, необходимые для полного осуществления их обязанностей, установлена в пункте 1.6 Европейской хартии о статусе судей.