ПРИК МРМР 10 июня 2016 № 662 САЗ 16-25  
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской республики 24 июня 2016 г.

Регистрационный № 7462

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 26 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9) с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня следующего за днем его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                                    Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

10 июня 2016 г.

№ 662

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 10 июня 2016 года № 662

 

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)» для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)» имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ПМР - Приднестровская Молдавская Республика.

НПО - начальное профессиональное образование;

ГОС НПО - государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)» в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1.

5. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно - заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

6. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по монтажу, ремонту, наладке, техническому обслуживанию оборудования в пищевом производстве.

7. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) оборудование организаций пищевой промышленности, в том числе машины, механизмы, аппараты, их комплексы и системы;

б) инструменты;

в) стационарные и передвижные средства технического обслуживания оборудования;

г) технологические процессы и операции монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта оборудования организаций пищевой промышленности.

8. Обучающийся по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) готовится к следующим видам деятельности:

а) проведение ремонта деталей и механизмов оборудования организаций пищевой промышленности;

б) выполнение монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию машин, аппаратов и технологических линий организаций пищевой промышленности;

в) техническое обслуживание, наладка, регулировка и ремонт действующего оборудования организаций пищевой промышленности.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

9. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) проведение ремонта деталей и механизмов оборудования организаций пищевой промышленности.

1) ПК 1.1. Производить слесарную обработку деталей оборудования.

2) ПК 1.2. Производить слесарную обработку механизмов оборудования.

б) выполнение монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию машин, аппаратов и технологических линий организаций пищевой промышленности;

1) ПК 2.1. Выполнять монтаж машин, аппаратов и технологических линий.

2) ПК 2.2. Налаживать и запускать в эксплуатацию технологическое оборудование организаций пищевой промышленности.

в) техническое обслуживание, наладка, регулировка и ремонт действующего оборудования организаций пищевой промышленности:

1) ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание оборудования организаций пищевой промышленности.

2) ПК 3.2. Выполнять наладку и регулировку оборудования организаций пищевой промышленности.

3) ПК 3.3. Проводить ремонт оборудования организаций пищевой промышленности.

 

6. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

 

11. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

12. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

13. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

14. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2.

15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения составляет 95/117 недель в соответствии с Приложением № 3.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

16. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

17. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

18. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

19. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

20. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

22. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

23. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

24. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недель

б) промежуточная аттестация - 3 недели

в) каникулы - 22 недели

25. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

26. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

27. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) преподавателями, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессионального модуля), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель»;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю обучения. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

28. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

29. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

30. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

31. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

а) Кабинеты:

1) технической графики;

2) технической механики;

3) технологического оборудования производства пищевой продукции (по отраслям производства);

4) безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

б) Лаборатории:

1) электротехники;

2) технических измерений.

в) Мастерская:

1) слесарная.

г) Спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

д) Залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

32. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров:

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

33. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков ПМР.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

34. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

35. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

36. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

37. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ОПОП, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

38. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

39. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

19.01.09 Наладчик оборудования в производстве

пищевой продукции (по отраслям производства)

 

Сроки

получения НПО по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)» в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Наладчик в производстве пищевой продукции

1 год 10 мес.

основное общее образование

3 года 10 мес.

 

Приложение № 2 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

19.01.09 Наладчик оборудования в производстве

пищевой продукции (по отраслям производства)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям,

практическому опыту

Всего максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час/нед.)

В т.ч. часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

1728

1152

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

334

236

 

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь:

 

 

ОП.01.

Техническая графика

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.3

 

- читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

 

 

 

 

 

- выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- виды нормативно-технической и производственной документации;

 

 

 

 

 

- правила чтения технической документации;

 

 

 

 

 

- способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

 

 

 

 

 

- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

 

 

 

 

 

- правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

 

 

 

 

 

- технику и принципы нанесения размеров;

 

 

 

 

 

- классы точности и их обозначение на чертежах

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.02.

ОК 1 - 7

 

- читать кинематические схемы;

 

 

Техническая

ПК 1.1 - 1.2

 

- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

 

 

механика с

основами

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.3

 

- производить расчет прочности несложных деталей и узлов;

 

 

технических

 

 

- подсчитывать передаточное число;

 

 

измерений

 

 

- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

 

 

 

 

 

- типы кинематических пар;

 

 

 

 

 

- характер соединения деталей и сборочных единиц;

 

 

 

 

 

- принцип взаимозаменяемости;

 

 

 

 

 

- основные сборочные единицы и детали;

 

 

 

 

 

- типы соединений деталей и машин;

 

 

 

 

 

- виды движений и преобразующие движения механизмы;

 

 

 

 

 

- виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

 

 

 

 

 

- передаточное отношение и число;

 

 

 

 

 

- требования к допускам и посадкам;

 

 

 

 

 

- принципы технических измерений;

 

 

 

 

 

- общие сведения о средствах измерения и их классификацию

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.03. Основы

ОК 1 - 7

 

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

 

 

электротехники

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

 

- рассчитывать параметры электрических схем;

 

 

 

ПК 3.1 - 3.3

 

- собирать электрические схемы;

 

 

 

 

 

- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

 

 

 

 

 

- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- электротехническую терминологию;

 

 

 

 

 

- основные законы электротехники;

 

 

 

 

 

- типы электрических схем;

 

 

 

 

 

- правила графического изображения элементов электрических схем;

 

 

 

 

 

- методы расчета электрических цепей;

 

 

 

 

 

- основные элементы электрических сетей;

 

 

 

 

 

- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

 

 

 

 

 

- схемы электроснабжения;

 

 

 

 

 

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

 

 

 

 

 

- способы экономии электроэнергии;

 

 

 

 

 

- основные электротехнические материалы;

 

 

 

 

 

- правила сращивания, спайки и изоляции проводов

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.04.

ОК 1 - 7

 

- ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

 

 

Экономические

и правовые основы

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

 

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

 

 

производственной

деятельности

ПК 3.1 - 3.3

 

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- принципы рыночной экономики;

 

 

 

 

 

- организационно-правовые формы организаций;

 

 

 

 

 

- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

 

 

 

 

 

- механизмы формирования заработной платы;

формы оплаты труда

 

 

 

 

 

уметь:

 

68

ОП.05.

ОК 1 - 7

 

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

 

 

Безопасность жизнедеятельности

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.3

 

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

 

 

 

 

 

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

 

 

 

 

 

- применять первичные средства пожаротушения;

 

 

 

 

 

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

 

 

 

 

 

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

 

 

 

 

 

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

 

 

 

 

 

- оказывать первую помощь пострадавшим;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности ПМР;

 

 

 

 

 

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

 

 

 

 

 

- основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

 

 

 

 

 

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

 

 

 

 

 

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

 

 

 

 

 

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

 

 

 

 

 

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

 

 

 

 

 

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

 

 

 

 

 

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

 

 

 

П.00

Профессиональный учебный цикл

1234

836

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

1234

836

 

 

ПМ.01

Проведение ремонта деталей и механизмов оборудования организаций пищевой промышленности

 

 

МДК.01.01.

Технология слесарной

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.2

 

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

обработки деталей оборудования

 

 

- слесарной обработки и ремонта деталей оборудования;

 

 

МДК.01.02.

 

 

- слесарной обработки и ремонта механизмов;

 

 

Технология слесарной обработки

 

 

уметь:

 

 

 

 

 

- проводить плоскостную разметку, проводить рубку, правку, гибку, резку и опиливание металла;

 

 

механизмов

 

 

- сверлить, зенковать и развертывать отверстия;

 

 

 

 

 

- нарезать наружную и внутреннюю резьбу;

 

 

 

 

 

- клепать, паять, лудить и склеивать детали; выполнять шабрение;

 

 

 

 

 

- ремонтировать и собирать соединительные муфты, подшипниковые узлы, механизмы передач движения, преобразования движения и поступательного движения;

 

 

 

 

 

- соблюдать требования безопасности труда при слесарной обработке и ремонте деталей оборудования и механизмов организаций пищевой промышленности;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- виды слесарных работ;

 

 

 

 

 

- правила выбора и применения инструментов и приспособлений;

 

 

 

 

 

- назначение мерительных и измерительных инструментов;

 

 

 

 

 

- приемы выполнения общеслесарных работ;

 

 

 

 

 

- требования к качеству обработки деталей;

 

 

 

 

 

- технологии слесарной обработки деталей оборудования;

 

 

 

 

 

- назначение, последовательность и порядок выполнения слесарных операций;

 

 

 

 

 

- формы и углы заточки режущей части инструмента;

 

 

 

 

 

- типы, устройство и назначение станков для слесарной обработки деталей оборудования;

 

 

 

 

 

- виды, назначение и устройство муфт;

 

 

 

 

 

- подшипников, передач и других механизмов;

 

 

 

 

 

- устройство и назначение механизма клапанного распределения, кривошипно-шатунного, эксцентрикового, кулисного, храпового, кулачкового и реечного механизмов;

 

 

 

 

 

- порядок монтажа и сборки механизмов;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда при ведении слесарной обработки деталей оборудования организаций пищевой промышленности

 

 

 

 

ПМ.02

Выполнение монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию аппаратов и технологических линий организаций пищевой промышленности

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

МДК.02.01.

Технология монтажа машин, аппаратов и технологических линий

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.2

 

- выполнения монтажа машин, аппаратов и технологических линий;

 

 

МДК.02.02.

 

 

- выполнения наладки и пуска в эксплуатацию аппаратов и технологических линий;

 

 

Технология наладки и запуска в эксплуатацию

 

 

уметь:

 

 

 

 

 

- производить основные монтажные операции;

 

 

технологического

оборудования

 

 

- использовать технические средства монтажа;

 

 

 

 

 

- выполнять монтажную разметку, установку, выверку и крепление оборудования;

 

 

 

 

 

- проводить пусконаладочные работы;

 

 

 

 

 

- налаживать и испытывать технологическое оборудование;

 

 

 

 

 

- проводить диагностику технологического оборудования;

 

 

 

 

 

- соблюдать требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий, при наладке и пуске технологического оборудования;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- порядок проведения предмонтажной ревизии;

комплектность проектно-сметной документации;

 

 

 

 

 

- технические средства монтажа оборудования;

виды монтажных работ и основные монтажные операции;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий;

 

 

 

 

 

- технологические процессы наладки и запуска в эксплуатацию технологического оборудования организаций пищевой промышленности;

 

 

 

 

 

- основные этапы первичной наладки (пусконаладочные работы);

 

 

 

 

 

- основные операции, последовательность и методику наладки и пуска в эксплуатацию технологического оборудования;

 

 

 

 

 

- комплектность и техническое состояние машин;

 

 

 

 

 

- значение диагностики;

 

 

 

 

 

- классификацию методов, периодичность и содержание диагностики;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий, при наладке и пуске технологического оборудования

 

 

 

 

ПМ.03

Техническое обслуживание, наладка, регулировка и ремонт оборудования организаций пищевой промышленности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

МДК.03.01.

Технология наладки и технического обслуживания оборудования

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

 

- наладки и технического обслуживания оборудования пищевой промышленности;

 

 

пищевой

промышленности

 

 

- ремонта технологического оборудования;

 

 

МДК.03.01.

 

 

уметь:

 

 

 

 

 

- проводить технический осмотр и наладочные работы работающего оборудования;

 

 

Технология ремонта оборудования

 

 

- оснащать и регулировать машины, оборудование и технологические линии в пищевой промышленности;

 

 

пищевой

промышленности

 

 

- проводить дефектацию и сортировку деталей;

проводить подготовку оборудования к ремонту;

 

 

 

 

 

- выполнять ремонт технологического оборудования пищевой промышленности;

 

 

 

 

 

- соблюдать требования безопасности труда при наладке, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемого оборудования, машин и аппаратов;

 

 

 

 

 

- последовательность и порядок выполнения технологических операций наладки и технического обслуживания оборудования;

 

 

 

 

 

- порядок очистки оборудования;

 

 

 

 

 

- причины, вызывающие неполадки в работе оборудования;

 

 

 

 

 

- способы их устранения, порядок разборки, сборки и регулирования технологического оборудования;

 

 

 

 

 

- требования, предъявляемые к качеству наладки оборудования в производстве пищевой продукции;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда при наладке,

 

 

 

 

 

-техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;

 

 

 

 

 

- технологические операции при ремонте технологического оборудования;

 

 

 

 

 

- технологические процессы восстановления изношенных деталей;

 

 

 

 

 

- порядок сборки механизмов и оборудования при ремонте;

 

 

 

 

 

- технические требования на ремонт каждого вида оборудования;

 

 

 

 

 

- применяемые средства контроля;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда при наладке, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования

 

 

 

 

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

160

80

 

ОК 2

ОК 3

 

уметь:

 

 

 

ОК 6

 

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

 

 

 

ОК 7

 

знать:

 

 

 

 

 

- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

 

 

 

 

 

- основы здорового образа жизни

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

432

288

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП.

2160

1440

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

38 нед./58 нед.

1368/2088

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.3

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

3 нед./4 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

19.01.09 Наладчик оборудования в производстве

пищевой продукции (по отраслям производства)

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

40 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

38 нед./58 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

3 нед./4 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

13 нед.

Итого

95 нед./ 117 нед.