Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»
В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с изменением и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49), в порядке законодательной инициативы:
1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра обороны Приднестровской Молдавской Республики Обручкова О.А., исполняющего обязанности министра государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики Лапицкого М.Л., начальника Управления правового обеспечения Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики Якубовского О.Б., начальника отдела Министерства государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики Ильичева В.В.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
27 апреля 2017 г.
№ 322р
Пояснительная записка
к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»
а) Данный законопроект разработан в целях урегулирования вопросов применения Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики оружия и боевой техники при охране и защите государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, при привлечении для участия в проведении контртеррористической операции, а также в целях гармонизации с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 29 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 10 июня 2013 года № 109-З-V «О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 13-23) (далее Закон) определено, что уполномоченный Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы защиты и охраны государственной границы, подразделения противовоздушной обороны, осуществляя защиту и охрану государственной границы в пределах пограничной полосы, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию Приднестровской Молдавской Республики, предотвращения попыток угона за границу воздушных, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.
Согласно пункту 7 статьи 29 Закона, порядок применения оружия и боевой техники определяется законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Военнослужащие Вооружённых сил и иных войск и воинских формирований Приднестровской Молдавской Республики, привлекаемые к защите государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Статьями 27-29 Закона перечислены основания (случаи) применения оружия и боевой техники, условия и пределы их применения и поскольку в законе они уже предельно точно и конкретно определены, в отдельном законодательном акте нет необходимости, а специфика должна быть урегулирована подзаконными актами.
Правила, определяющие основания применения боевой техники, оружия и специальных средств содержаться не только в Законе.
В настоящее время к ним относится, в частности, Закон Приднестровской Молдавской Республики от 5 ноября 2007 года № 328-З-IV»О противодействии терроризму» (САЗ 07-46) (далее – Закон Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму»). Так, пункт 3 статьи 9 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму» устанавливает, что «подразделения, воинские части и соединения Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики», то есть для установления правовых основ применения оружия используется отсылка к подзаконному акту. Помимо этого, статьями 7 и 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму» установлено, что Вооруженные силы Приднестровской Молдавской Республики в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах Приднестровской Молдавской Республики или в целях пресечения такого террористического акта, применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики. Также, пунктом 6 статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму» установлено, что в контртеррористической операции подразделения исполнительных органов государственной власти, указанных в пункте 3 данной статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Подпунктом д) части первой статьи 22 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) предусмотрены полномочия Правительства Приднестровской Молдавской Республики по принятию мер по охране государственной границы Приднестровской Молдавской Республики.
В Российской Федерации действует Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации». Так, абзац 7 статьи 35 данного Федерального закона устанавливает, что «порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 24 февраля 2010 года № 80 «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» утвердило правила, которыми регламентируется порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48), руководствуясь избранным курсом Приднестровской Молдавской Республики на гармонизацию действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, данным законопроектом предлагается закрепить полномочия по определению порядка применения Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики оружия и боевой техники при охране и защите государственной границы, нормативным правовым актом Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Кроме того, в связи с тем, что статьей 29 Закона устанавливаются требования к применению оружия и боевой техники не только при охране государственной границы, но и ее защите, полагаем целесообразным исключить из названия статьи слова «при охране государственной границы».
Согласно подпункту б) части второй статьи 5 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму» Правительство Приднестровской Молдавской Республики организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В виду того, что в статьях 7, 8, 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии терроризму» определено, что порядок применения боевой техники, оружия и специальных средств в различных условиях определяется нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, в пункте 3 статьи 9 данного закона в редакции, представленной статьей 2 законопроекта, предлагается также не конкретизировать, чьим нормативным правовым актом будет определен порядок применения боевой техники, оружия и специальных средств.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает, что Вооруженные Силы Российской Федерации в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта, а также подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также, участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, применяют боевую технику, оружие и специальные средства также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» утверждены:
1) Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта;
2) Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта;
3) Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции;
б) принятие настоящего проекта закона потребует разработки нормативных правовых актов Правительства Приднестровской Молдавской Республики по определению порядка применения боевой техники, оружия и специальных средств Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики при участии в проведении контртеррористической операции, а также при охране и защите государственной границы;
в) для принятия настоящего проекта закона не требуется принятия отдельного законодательного акта о введении его в действие;
г) принятие настоящего проекта закона не потребует дополнительных финансовых затрат.
Министр обороны
Приднестровской Молдавской Республики О. А. Обручков
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 27 апреля 2017 года № 322р
Проект
Закон
Приднестровской Молдавской Республики
О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики»
Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июня 2013 года № 109-З-V «О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 13-23) следующие изменения:
1. В наименовании статьи 29 слова «при охране государственной границы» исключить.
2. В части первой пункта 7 статьи 29 слова «законодательными актами» заменить словом «Правительством».
Статья 2. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 5 ноября 2007 года № 328-З-IV «О противодействии терроризму» (САЗ 07-46) с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2015 года № 27-ЗИД-V (САЗ 15-3) следующее изменение:
в пункте 3 статьи 9 слово «Президента» исключить.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.