РАСП ПРМР 18 апреля 2017 № 276р САЗ 17-17  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»

 

В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на основании Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49):

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 350 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Оболоника С.А., министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Молоканову И.И., первого заместителя министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Федотова О.А., заместителя министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Ситкину Н.Ю., заместителя министра − директора Государственной налоговой службы Министерства финансов Приднестровской Молдавской Республики Соколову Н.И.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

18 апреля 2017 г.

№ 276р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 апреля 2017 года № 276р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 350 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих дополнений и изменений.

Основной целью представленного проекта закона является создание благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и обеспечения развития и роста индивидуального предпринимателя в более крупные формы бизнеса.

Для этого законопроектом предлагается предоставить возможность патентообладателю нанимать по гражданско-правовому договору не более 5 (пяти) работников в рамках одного предпринимательского патента.

Исходя из сути изложенных норм законопроекта нанимаемые лица в рамках гражданско-правовых договоров выступают в статусе физических лиц.

Так, в соответствии с Гражданским кодексом Приднестровской Молдавской Республики:

1) под физическими лицами (далее − гражданами) понимаются лица, обладающие гражданством Приднестровской Молдавской Республики, граждане других государств, а также лица без гражданства (подданства). Положения настоящего Кодекса применяются ко всем гражданам, если иное не установлено законом (статья 17);

2) граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах (подпункт «д» статьи 19);

3) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 437).

 

Необходимо обратить внимание, что согласно пункту 1 статьи 14.1 действующего Кодекса об административных правонарушениях Приднестровской Молдавской Республики осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, перерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 50 (пятидесяти) до 450 (четырехсот пятидесяти) РУ МЗП.

Учитывая, что проект закона предоставляет возможность найма патентообладателем работников для осуществления предпринимательской деятельности по гражданско-правовому договору, следовательно, у таких работников должны возникнуть права на определенные виды социального обеспечения.

Так, в части социального обеспечения индивидуальных предпринимателей определены их права на социальные выплаты и пенсионное обеспечение.

Подпунктом «б» части первой статьи 4 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 17 февраля 2005 года № 536-З-III «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 05-08) определено, что право на трудовую пенсию имеют лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе в крестьянском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на пенсионное страхование (обеспечение).

При расчете пенсии индивидуального предпринимателя, начиная с 1 января 2012 года, используется индивидуальный коэффициент предпринимателя, который рассчитывается по формуле в соответствии с пунктом 5 статьи 18 вышеуказанного Закона.

В отличие от трудового договора, где определен статус исполнителя (сотрудник, работник), которому производится оплата за труд (заработная плата), при найме индивидуальным предпринимателем работников по гражданско-правовому договору статус таких работников не определен.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2000 года № 344-З «О едином социальном налоге» (СЗМР 00-3) любые вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера не включаются в налогооблагаемую базу в части суммы налога, подлежащей зачислению в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на цели обязательного социального страхования работающих граждан. Соответственно, физическое лицо, работающее по договору гражданско-правового характера, не имеет права на выплату пособий из Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики.

К тому же, при заключении гражданско-правовых договоров между индивидуальным предпринимателем и наемными физическими лицами, согласно которым физические лица обязаны выполнять определенный комплекс работ за определенное вознаграждение, имеет место заключение возмездного договора.

В соответствии с действующей редакцией Закона Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2001 года № 87-З-III «О подоходном налоге с физических лиц» (САЗ 01-53):

а) плательщиками подоходного налога (далее – налога) признаются физические лица, являющиеся резидентами Приднестровской Молдавской Республики; физические лица, не являющиеся резидентами Приднестровской Молдавской Республики, но получающие доходы от источников, расположенных в Приднестровской Молдавской Республике (часть первая пункта 1 статьи 1);

б) при определении налоговой базы учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло (часть первая пункта 1 статьи 4).

Из чего следует, что физические лица, нанимаемые индивидуальными предпринимателями в рамках вознаграждений, полученных по гражданско-правовым договорам, являются плательщиками подоходного налога. Законопроект предполагает, что патентообладатель будет вносить вмененный налог за каждое лицо, нанятое на работу в размере 80 процентов от размера вмененного налога по соответствующему виду деятельности, выбранного патентообладателем в месяц, вне зависимости от количества отработанных дней данным лицом. При этом представленной инициативой не раскрывается содержания (сути) вводимого вмененного налога – что будет заменять собой уплата данного налога, расщепления данного налога по бюджетам и фондам.

Таким образом, на основании вышеизложенного, в целях соблюдения социальных гарантий и дальнейшего пенсионного обеспечения нанимаемых физических лиц, полагаем необходимым вменить, что нанимаемые патентообладателем работники должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.

В то же время предлагаем присвоить статус патенту, по которому возможно осуществлять найм работников − «хозяйственный патент».

Так, полагаем необходимым внести в представленный законопроект следующее:

1. Пункт 1 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«1. Статью 1 Закона дополнить подпунктами «е», «ж» следующего содержания:

«е) хозяйственное предпринимательство − форма совместной предпринимательской деятельности, осуществляемая индивидуальным предпринимателем с привлечением физических лиц по договорам гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в патенте, в количестве не более 5 (пяти) человек в месяц;

ж) привлекаемое лицо − физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», привлекаемое по договорам гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в хозяйственном патенте».

2. Пункт 2 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«2. Статью 2 Закона дополнить пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания:

«4-1. Хозяйственный предпринимательский патент является именным документом, удостоверяющим право патентообладателя и привлекаемых лиц на занятие указанным (указанными) в нем видом (видами) предпринимательской деятельности в течение определенного срока.

4-2. Хозяйственный предпринимательский патент (далее – хозяйственный патент) содержит следующие реквизиты:

а) серия и номер патента;

б) фамилия, имя, отчество патентообладателя и фамилии, имена, отчества привлекаемых лиц;

в) фотография патентообладателя;

г) номера и серии документов, удостоверяющих личность патентообладателя и привлекаемых лиц;

д) соответствующий счет или фискальный код патентообладателя (в соответствии с действующим налоговым законодательством Приднестровской Молдавской Республики);

е) вид (виды) предпринимательской деятельности;

ж) постоянное место жительства (место регистрации) патентообладателя и привлекаемых лиц;

з) наименование административно-территориальной единицы, в которой патентообладатель и привлекаемые лица планируют осуществлять предпринимательскую деятельность;

и) место (места) осуществления деятельности на основе патента (за исключением осуществления деятельности, носящей мобильный характер без привязки к стационарному объекту);

к) вид транспортного средства и его номерной знак в случае использования его в предпринимательской деятельности согласно патенту;

л) срок действия патента, отметки о его продлении (для патентов выходного и праздничного дня);

м) наименование и местонахождение налогового органа, выдавшего патент;

н) реквизиты для зачисления платежей в бюджет».

3. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Пункт 5 статьи 3 Закона изложить в следующей редакции:

5. Срок деятельности, осуществляемой на основе патента, оплаченного в установленном порядке, зачисляется в стаж работы патентообладателя (каждого члена семьи патентообладателя; привлеченного лица) для последующего назначения пенсии или пользования другими социальными гарантиями. Соответствующая запись в трудовой книжке производится по заявлению заинтересованного лица уполномоченным должностным лицом государственной администрации города и (или) района, при наличии подтверждающего документа налоговой инспекции о выдаче патента (о внесении записи в патент в качестве привлеченного лица)».

4. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:

«2-2. Часть первую пункта 2 статьи 4 Закона изложить в следующей редакции:

«2. При осуществлении видов деятельности, требующих специальной подготовки, в соответствии с Приложением к настоящему Закону, заявитель обязан представить соответствующие документы, подтверждающие уровень его образования (квалификации) и в случае осуществления деятельности по хозяйственному патенту документы, подтверждающие уровень образования (квалификации) привлекаемых лиц».

5. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-3 следующего содержания:

«2-3. Часть вторую пункта 2 статьи 4 Закона после слов «по семейному» дополнить словами «или хозяйственному».

6. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-4 следующего содержания:

«2-4. Название статьи 5 Закона после слов «членам семьи патентообладателя» через запятую дополнить словами «привлекаемым лицам».

7. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-5 следующего содержания:

«2-5. Пункт 1 статьи 5 Закона после слов «члены семьи патентообладателя» через запятую дополнить словами «привлекаемые лица».

8. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-6 следующего содержания:

«2-6. Часть третью подпункта «б» пункта 1 статьи 5 Закона после слов «по семейному патенту» через точку с запятой дополнить словами «привлекаемых лиц – в случае осуществления деятельности по хозяйственному патенту».

9. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-7 следующего содержания:

«2-7. Подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Закона изложить в следующей редакции:

«в) предъявлять должностному лицу контролирующего органа патент (либо его копию, заверенную в налоговом органе, − в случае осуществления предпринимательской деятельности по семейному патенту или по хозяйственному патенту) и платежный документ, подтверждающий внесение платы за патент на текущий период. Привлекаемое патентообладателем лицо дополнительно обязано предъявлять должностному лицу контролирующего органа документ, удостоверяющий личность, гражданско-правовой договор, заключенный с патентообладателем, и копию платежного документа, подтверждающего внесение патентообладателем платы за патент за привлеченное лицо».

10. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 2-8 следующего содержания:

«2-8. Пункт 2 статьи 5 Закона изложить в следующей редакции:

«2. Патентообладатель вправе привлекать физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в хозяйственном патенте. Численность таких физических лиц не может составлять более 5 (пяти) человек в месяц».

11. Пункт 3 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«3. Часть первую пункта 1 статьи 7 Закона дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) данные лиц, привлекаемых для осуществления деятельности по хозяйственному патенту».

12. Пункт 4 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«4. Часть вторую пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«К заявлению прилагаются: копия свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также копии свидетельств о регистрации привлекаемых лиц; копия лицензии, подтверждающей право на занятие данным видом деятельности, в случае если данный вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о лицензировании отдельных видов деятельности; копия документа, с указанием адреса (адресов), подтверждающего место осуществления предпринимательской деятельности, за исключением осуществления деятельности, носящей мобильный характер без привязки к стационарному объекту; копии гражданско-правовых договоров, заключенных с привлекаемыми лицами».

13. Пункт 5 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«5. Закон дополнить статьей 12-2 следующего содержания:

«Статья 12-2. Особенности осуществления деятельности в форме хозяйственного предпринимательства

1. Физическое лицо, привлекаемое патентообладателем по договорам гражданско-правового характера для осуществления деятельности по хозяйственному патенту, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Патентообладателем является индивидуальный предприниматель, заключающий с привлекаемыми физическими лицами договора гражданско-правового характера.

3. Патентообладатель (за исключением осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, в форме семейного предпринимательства и простого товарищества) вправе привлекать физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей по договорам гражданско-правового характера для осуществления деятельности, указанной в патенте. Численность таких физических лиц не может составлять более 5 (пяти) человек в месяц.

4. Физическое лицо, привлекаемое патентообладателем по договорам гражданско-правового характера, осуществляет деятельность в административно-территориальной единице, указанной в патенте (за исключением осуществления деятельности на основе республиканского патента). Выдача патента осуществляется налоговой инспекцией по месту жительства патентообладателя, независимо от места жительства привлекаемых физических лиц, включаемых в выдаваемый патент.

5. Патентообладатель вносит плату за каждое привлекаемое лицо в размере 80 процентов от стоимости патента в месяц вне зависимости от количества отработанных дней, на которые привлекается физическое лицо.

Уплаченная сумма является для привлекаемого лица единым вмененным налоговым платежом, заменяющим уплату единого социального налога, уплачиваемого работодателями с выплат работникам, подоходного налога с физических лиц, обязательного страхового взноса, связанных с осуществлением деятельности по хозяйственному патенту.

6. Допускается:

а) оформление патента для осуществления хозяйственного предпринимательства на несколько видов деятельности, но не более 5 (пяти) видов деятельности;

б) оформление республиканского патента.

7. Плата за патент взимается по наибольшей ставке, установленной для данного вида деятельности согласно Приложению к настоящему Закону, независимо от места (города, района) осуществления деятельности.

8. При осуществлении хозяйственного предпринимательства передача патентообладателем патента иным лицам запрещается».

14. Пункт 6 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«6. Статью 13 Закона изложить в следующей редакции:

Статья 13. Зачисление средств, полученных от выдачи патентов

Налогоплательщики перечисляют сумму платы за патент на открытые соответствующими территориальными налоговыми инспекциями по месту государственной регистрации отдельные счета сумм по поручениям отдельными платежными поручениями, в срок, установленный настоящим Законом.

Территориальные налоговые инспекции по месту государственной регистрации налогоплательщика на следующий день после получения подтверждения банка о внесении им платежа составляют отдельные платежные поручения по каждому платежу, входящему в состав платы за патент, и производят зачисление перечисленной плательщиком суммы налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды в следующих размерах:

а) суммы платы за патент:

1) в республиканский и в местный бюджеты по месту жительства патентообладателя – 30 процентов, с распределением в соответствии с нормативами межбюджетных отношений, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий год, по месту регистрации индивидуальных предпринимателей;

2) в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики – 70 процентов, из них:

1) на цели пенсионного страхования (обеспечения) – 55 процентов;

2) на выплату гарантированных государством пособий по материнству – 14 процентов;

3) на цели страхования от безработицы – 1 процент;

б) суммы платы за патент за привлекаемое физическое лицо:

1) в республиканский и в местный бюджеты по месту жительства патентообладателя – 10 процентов, с распределением в соответствии с нормативами межбюджетных отношений, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий год, по месту регистрации индивидуальных предпринимателей;

2) в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики – 90 процентов, из них:

1) на цели пенсионного страхования (обеспечения) – 75 процентов;

2) на выплату гарантированных государством пособий по материнству – 13,5 процентов;

3) на цели страхования от безработицы – 1,5 процента».

15. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Статью 14 Закона дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

4-1. При расчете и внесении платы за патент за привлекаемых лиц льготы, предусмотренные настоящей статьей, а также частью второй статьи 15-1 настоящего Закона, не предоставляются».

16. Статью 2 проекта закона изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2017 года».