BAA
О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ
СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
5 декабря 1996 г.
(СЗМР 96-4)
Принят на совместном заседании
Палат Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики 20 ноября 1996 г.
Народные депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти - местных Советах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики. В своей деятельности они руководствуются Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики, а также интересами избирателей.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о статусе народного депутата
местного Совета народных депутатов Приднестровской
Молдавской Республики
Статус народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики определяется Конституцией, настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 2. Срок полномочий народных депутатов
местных Советов народных депутатов
Приднестровской Молдавской Республики
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов как члена Совета начинаются с момента признания их Советом и заканчиваются в день выборов депутатов Совета нового созыва или в день голосования и установления результатов этого голосования об отзыве депутата избирателями.
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов не подлежат передаче другому лицу.
Статья 3. Сочетание деятельности народного депутата местного
Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской
Республики с выполнением производственных
или служебных обязанностей
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики на время работы сессии местного Совета народных депутатов, заседаний его органов, а также для осуществления депутатских полномочий в случаях, предусмотренных законом, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного бюджета, и средней заработной платы по основному месту работы. Порядок освобождения определяется соответствующим местным Советом народных депутатов.
Статья 4. Взаимоотношения народного депутата местного Совета
народных депутатов Приднестровской Молдавской
Республики с избирателями
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики поддерживает связи с избирателями, трудовыми коллективами, партиями, движениями и общественными организациями (объединениями граждан), выдвинувшими его кандидатом в депутаты, коллективами других предприятий, учреждений, организаций и государственными органами, расположенными на территории соответствующего Совета.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики использует свой депутатский статус для обеспечения гарантии прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства.
Избиратели дают наказы своим депутатам. Народный депутат местного Совета народных депутатов добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Народный депутат местного Совета народных депутатов, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению избирателей в установленном законом порядке.
Статья 5. Участие депутата в работе нижестоящих Советов
Народный депутат местного Совета на территории Совета, в состав которого он избран, вправе участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с правом совещательного голоса.
Статья 6. Право народных депутатов местных Советов на объединение
в депутатские группы и депутатские клубы
Народные депутаты местных Советов имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.
Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются Регламентом соответствующего местного Совета, законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, регулирующими вопросы депутатской деятельности.
Статья 7. Депутатская этика
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики должен строго соблюдать нормы закона, морали и этики. Недопустимо использование народным депутатом местного Совета своего статуса в ущерб интересам граждан, общества, государства.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается по поручению соответствующего местного Совета мандатной комиссией.
Статья 8. Досрочное прекращение полномочий народного депутата
местного Совета
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов прекращаются досрочно по решению соответствующего местного Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата местного Совета, либо с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты народным депутатом местного Совета гражданства Приднестровской Молдавской Республики.
Полномочия народного депутата местного Совета могут быть прекращены досрочно по решению соответствующего Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении депутатских полномочий, а также в случае неявки депутата на сессии, заседания постоянной комиссии без уважительных причин в течение шести месяцев.
Полномочия народного депутата местного Совета прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями.
В случае выбытия народного депутата в течение срока полномочий местного Совета народных депутатов в соответствующем избирательном округе в двухмесячный срок проводятся новые выборы. Выборы назначаются вышестоящим Советом.
Статья 9. Основные права народного депутата
местного Совета народных депутатов
Приднестровской Молдавской Республики
В целях осуществления своих полномочий народный депутат имеет право:
- участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, общественных организаций, расположенных на территории Совета, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
- обращаться во все государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории Совета, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью;
- проверять по поручению местного Совета, его органов, а также по собственной инициативе сведения о нарушении законов, невыполнении постановлений и иных актов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, передавая заключение по этим фактам в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, решений своего местного Совета и его органов, ущемления прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, проявлениях бюрократизма, ставя при необходимости перед местным Советом вопросы о создании комиссии или привлечении представителей государственных органов, действующих на территории Совета, и общественных организаций для проверки имеющихся фактов.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ В СОВЕТЕ И ЕГО ОРГАНАХ
Статья 10. Участие депутата в сессиях местного Совета
На сессиях местных Советов депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующего представительного органа государственной власти.
Народный депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран, участвовать в их работе и выполнять их поручения. В случае невозможности прибыть на сессию Совета или заседание его органов депутат сообщает об этом председателю Совета или его заместителю с указанием причин.
Народный депутат местного Совета обязан соблюдать все требования Регламента работы местного Совета.
Статья 11. Полномочия народного депутата местного Совета
на сессиях местного Совета
Народный депутат местного Совета народных депутатов пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии местного Совета народных депутатов.
Народный депутат местного Совета вправе:
- избирать и быть избранным в органы соответствующего местного Совета;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом народных депутатов;
- предлагать вопросы для рассмотрения Советом народных депутатов;
- вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Совета, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного соответствующему местному Совету;
- ставить вопрос о доверии должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Советом;
- ставить вопрос об отстранении от занимаемой должности главы государственной администрации соответствующей территории, если он нарушает Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики, указы Президента Приднестровской Молдавской Республики, а для глав государственных администраций поселков и сел, и распоряжения главы государственной администрации района, города;
- вносить на сессии Совета, в орган соответствующего местного Совета предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов Приднестровской Молдавской Республики государственными органами, предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению местного Совета народных депутатов;
- участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответы и давать оценку;
- выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;
- вносить проекты решений по обсуждаемым вопросам и поправки к ним;
- народный депутат местного Совета, не выступивший в прениях, может передавать председательствующему текст своего замечания по обсуждаемому на сессии Совета вопросу, текст выступления включается в протокол сессии соответствующего Совета;
- знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах сессий Совета, его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный письменный или устный ответ.
Народный депутат, не согласный с решением Совета или его органов, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на сессии или заседании.
Народный депутат местного Совета не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым вопросам на сессии Совета или заседаниях его органов, если не допустил действий, запрещенных законом.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом соответствующего местного Совета народных депутатов, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 12. Депутатский запрос
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики или группа народных депутатов имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции, законов Приднестровской Молдавской Республики, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики, а также по другим вопросам, имеющим местное значение, на сессиях местного Совета, к председателю Совета, заместителю председателя Совета, госадминистрации, руководителям ее отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий (объединений), учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.
Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме. Запрос, внесенный депутатом в письменной форме, оглашается на сессии Совета народным депутатом или, по его просьбе, председательствующим.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на данной сессии Совета или в иной срок, установленный Советом. Письменный ответ на запрос оглашается на данной сессии Совета. Народный депутат местного Совета вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения принимается решение.
Запрос, ответ на него, решение Совета, принятое по результатам рассмотрения запроса, публикуются в печати и предаются гласности, за исключением запросов, составляющих государственную тайну.
Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний народных
депутатов местных Советов, внесенных
на сессиях Советов
Предложения и замечания, высказанные народными депутатами местных Советов на сессиях или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Советом, его постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным органам, общественным организациям и должностным лицам.
Государственные органы и общественные организации, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии местного Совета, обязаны рассмотреть их в течение 15-дневного срока, а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки, безотлагательно, и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также председателю Совета.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний народных депутатов осуществляется органами соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 14. Деятельность народного депутата местного Совета в
органах Совета
Народный депутат местного Совета, входящий в состав постоянной комиссии и других органов Совета, обязан принимать участие в их работе. При этом народный депутат вправе вносить вопросы на рассмотрение органов Совета народных депутатов, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений Совета и его органов, и в контроле за их исполнением.
Народный депутат местного Совета, не входящий в состав постоянной комиссии, вправе принимать участие в ее заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
Депутат, не согласный с решением комиссии, в состав которой он входит, а также принимающий решение с правом совещательного голоса, вправе изложить свою точку зрения на сессии Совета или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
Народный депутат может быть выведен из состава постоянной комиссии по его личной просьбе, либо в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнение им своих обязанностей, а так же за систематическое неучастие в ее работе без уважительных причин.
Статья 15. Участие народного депутата местного Совета в проверках
работы государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций
Народный депутат местного Совета вправе по собственной инициативе возбуждать в Совете и его органах проверки, а также по поручению Совета или его органов принимать участие в осуществлении контроля за работой государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций различных форм собственности, расположенных на территории Совета по вопросам, относящимся к ведению Совета.
Народный депутат местного Совета по поручению Совета или его органов имеет право участвовать в проверках работы государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, относящимся к ведению Совета. О результатах проверок он информирует Совет или его органы, в случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение решений Совета.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
Статья 16. Полномочия народного депутата местного Совета в связи
с работой в избирательном округе
В целях осуществления своих полномочий в избирательном округе народный депутат местного Совета народных депутатов имеет право:
- участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, соответствующих общественных организациях любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
- участвовать в организации и контроле исполнения решений Совета и его органов, а также наказов избирателей;
- проверять по собственной инициативе с привлечением при необходимости общественности и специалистов сведения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций;
- осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные органы, предприятия (объединения), учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций обязаны оказывать народному депутату помощь в его контрольной деятельности;
- проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций;
- участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства.
Статья 17. Рассмотрение народным депутатом местного Совета
предложений, заявлений и жалоб граждан
Народный депутат местного Совета рассматривает в порядке, установленном законодательством, поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному решению;
ведет прием граждан, изучает общественное мнение и причины, порождающие жалобы, вносит предложения в местный Совет народных депутатов, другие государственные органы.
Народный депутат местного Совета осуществляет прием граждан, как правило, во вне рабочее время. Место и время приема объявляется в средствах массовой информации.
По просьбе народного депутата местного Совета в проведении им приема избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций, расположенных на территории Совета.
Статья 18. Отчет народного депутата местного Совета перед
избирателями
Народный депутат местного Совета не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями округа, а также перед трудовыми коллективами, партиями, движениями, общественными организациями (объединениями граждан), выдвинувшими его кандидатом в депутаты, о своей работе, о работе Совета и тех органов, в которые он избран, о ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов.
Отчет народного депутата местного Совета может быть проведен в любое время по требованию трудовых коллективов, партий, движений, общественных организаций (объединений граждан), выдвинувших его кандидатом в депутаты, либо по требованию собраний избирателей по месту жительства.
Депутат местного Совета информирует Совет о проведенном отчете и о поступивших предложениях избирателей.
Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации на местах обеспечивают освещение отчетов народных депутатов местных Советов.
Статья 19. Содействие народному депутату местного Совета
в проведении отчетов и встреч с избирателями
Народному депутату местного Совета обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе госадминистрация, соответствующий местный Совет народных депутатов или общественные организации, администрация предприятий (объединений), учреждений, организаций, обязаны выделить помещение, известить граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями, направить по приглашению для участия во всех встречах своих представителей, оказывать другую помощь.
По просьбе народного депутата местного Совета государственные органы, предприятия (объединения), учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ
Статья 20. Наказы народному депутату местного Совета
Наказами народному депутату местного Совета являются поручения, принятые кандидатом в народные депутаты местного Совета при встречах на собраниях избирателей округа.
В качестве наказов народным депутатам местных Советов рассматриваются только такие поручения, реализация которых относится к ведению соответствующих государственных органов.
Статья 21. Обобщение и рассмотрение наказов
Председатель соответствующего Совета обобщает наказы избирателей, предварительно рассматривает и представляет Совету меры по их выполнению.
План мероприятий по выполнению наказов избирателей рассматривается и утверждается соответствующим Советом народных депутатов.
При принятии Советом решения о нецелесообразности или невозможности выполнения отдельных наказов народный депутат местного Совета вправе поставить вопрос о дополнительном изучении таких наказов и внести их на повторное рассмотрение.
Наказы учитываются при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Меры по их реализации выделяются в планах и бюджете в специальный раздел.
Статья 22. Организация выполнения наказов
Выполнение наказов, принятых к исполнению Советом, обеспечивает госадминистрация и другие государственные органы.
Контроль за выполнением наказов осуществляется Советом, его постоянными комиссиями, народными депутатами местных Советов.
Госадминистрация, другие государственные органы не реже двух раз в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам.
Постоянные комиссии Советов народных депутатов рассматривают вопросы, связанные с выполнением мероприятий по наказам, заслушивают сообщения госадминистраций, других государственных органов и должностных лиц.
Статья 23. Участие народного депутата местного Совета в работе с
наказами
Народный депутат местного Совета участвует в обобщении наказов, разработке и обсуждении плана мероприятий по их реализации, осуществляет контроль за их исполнением, информирует избирателей о ходе выполнения наказов.
По поручению Совета народных депутатов или его органов, а также по своей инициативе, с привлечением при необходимости специалистов, народный депутат местного Совета проводит проверки исполнения наказов. О результатах проверок народный депутат местного Совета информирует Совет народных депутатов или его органы, а также избирателей.
Статья 24. Гласность в работе с наказами
Решения Советов народных депутатов, принятые по наказам, подлежат опубликованию.
Средства массовой информации освещают ход выполнения наказов избирателей.
V. О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 25. Основания отзыва депутата местного Совета народных
депутатов
Депутат местного Совета народных депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей или нарушении Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, может быть отозван по решению большинства избирателей.
Статья 26. Предложения об отзыве депутата местного Совета
народных депутатов
Предложения об отзыве депутата местного Совета народных депутатов может быть внесено избирателями избирательного округа на собраниях по месту жительства, сходах граждан, на общих собраниях (конференциях), собраниях уполномоченных трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, на собраниях, съездах (конференциях) объединений граждан.
О предложении об отзыве депутата местного Совета народных депутатов составляется протокол, в котором указывается дата, время и место проведения съезда (конференции), собрания, число участников, число голосов, поданных "за" и "против" отзыва депутата, а также обоснование причин отзыва.
Протокол и списки присутствовавших на собрании (конференции) передаются в соответствующий местный Совет народных депутатов.
Местный Совет народных депутатов рассматривает представленные материалы и передает их в Мандатную комиссию.
Мандатная комиссия подготавливает заключение по вопросу, связанному с отзывом депутата, и представляет его на рассмотрение Совета.
Местный Совет народных депутатов в месячный срок обязан принять решение об обоснованности или необоснованности предложений об отзыве. В случае признания обоснованности предложений об отзыве местный Совет в двухнедельный срок со дня принятия решения о признании обоснованности предложений граждан, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан об отзыве принимает решение о начале компании по отзыву депутата, публикуя свое решение в печати. В случае признания предложений об отзыве необоснованными местный Совет в недельный срок информирует об этом избирателей по месту жительства депутата, трудовые коллективы, объединения граждан и публикует сообщение об этом в печати.
Статья 27. Гарантии прав депутата местного Совета народных
депутатов при рассмотрении предложений об его отзыве
Соответствующий местный Совет народных депутатов в недельный срок уведомляет о поступивших предложениях об отзыве, а также порядок их рассмотрения, депутата и территориальную избирательную комиссию по выборам депутатов и главы администрации села (поселка).
Депутату в обязательном порядке представляются копии протоколов собраний избирателей по месту жительства, сходов граждан, собраний (конференций), собраний уполномоченных трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, а также решений собраний, съездов (конференций) объединений граждан с точным указанием конкретных лиц, выступивших инициатором отзыва, и мотивов отзыва.
Депутат вправе представить в местный Совет народных депутатов письменное заявление, а также выступать на собраниях, сходах, конференциях избирателей. Ему гарантируется право выступления во всех средствах массовой информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для предложений об отзыве.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для внесения предложений об отзыве депутата, являются предметом судебного разбирательства, то до вынесения по ним судом окончательного решения, соответствующий местный Совет народных депутатов вправе приостановить рассмотрение предложений об отзыве.
Граждане, представившие ложную информацию, послужившую поводом для постановки вопроса об отзыве депутата, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 28. Назначение голосования по вопросу отзыва депутата
местного Совета народных депутатов
Территориальная избирательная комиссия по выборам депутатов и главы администрации села(поселка) проверяет законность порядка возбуждения отзыва и назначает в случае отсутствия нарушений голосование по вопросу об отзыве.
Статья 29. Агитация "за" и "против" отзыва депутата местного Совета
народных депутатов
После назначения территориальной избирательной комиссией даты проведения голосования по вопросу отзыва депутата всем гражданам и коллективам граждан гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения вопросов, связанных с отзывом депутата, а также предоставляется право беспрепятственной агитации "за" или "против" отзыва депутата на собраниях избирателей и во всех средствах массовой информации.
Депутату, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, а также его доверенным лицам предоставляется право свободной агитации на собраниях и сходах избирателей, собраниях (конференциях), собраниях уполномоченных коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, собраниях (конференциях) объединений граждан, а также использовать для этого все средства массовой информации.
Статья 30. Организация работы по отзыву депутата местного Совета
народных депутатов
Организация работы по отзыву депутата возлагается на территориальную избирательную комиссию.
Образование и деятельность комиссий для проведения голосования об отзыве, составление списков избирателей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом "О выборах депутатов местных Советов и председателя Совета-главы государственной администрации села (поселка)".
Статья 31. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования по вопросу отзыва указывается фамилия, имя, отчество депутата, партийность, должность (занятие) и место работы.
Бюллетень для голосования об отзыве печатается на одном из 3-х официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 32. Голосование и установление его результатов
Голосование по вопросу отзыва депутата местного Совета народных депутатов является тайным. Его организация проводится в соответствии с Законом "О выборах депутатов местных Советов и председателя Совета - главы администрации села (поселка)".
Избиратель оставляет в бюллетене фамилию депутата, если голосует за сохранение его полномочий, или вычеркивает, если голосует за его отзыв.
Отозванным считается депутат, если за его отзыв тайным голосованием проголосовало больше половины избирателей, внесенных в списки для голосования.
Отзыв считается отклоненным, если за отзыв тайным голосованием проголосовало меньше половины избирателей, внесенных в списки для голосования, если в голосовании приняло участие меньше половины избирателей, внесенных в списки для голосования, а также в случае равенства голосов поданных "за" и "против".
Окружная избирательная комиссия может признать результаты голосования по отдельным участкам недействительными из-за допущенных нарушений закона.
Результаты голосования устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, заносятся в протокол и направляются в территориальную избирательную комиссию, которая на основании поступившего к ней протокола регистрирует результаты голосования.
В случае установления нарушений закона и признания результатов голосования недействительными, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование, которое проводится не позднее, чем в двухнедельный срок.
Статья 33. Расходы, связанные с проведением голосования
Расходы, связанные с проведением и подготовкой голосования по вопросу отзыва депутата, осуществляются за счет государственного бюджета.
Предприятия, учреждения, организации, государственные органы предоставляют в распоряжение соответствующих комиссий помещение и оборудование, необходимое для подготовки и проведения голосования.
Депутат, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, по его желанию может освобождаться в дни проведения встреч с избирателями и других мероприятий, предусмотренных Законом "О выборах народных депутатов и председателя Совета-главы государственной администрации села (поселка)", от исполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением стажа работы, средней заработной платы за последние три месяца или оклада с учетом индексации. Заработная плата выплачивается по основному месту работы с последующей компенсацией за счет средств, выделенных на проведение голосования по отзыву депутата.
VI.ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 34. Право народного депутата местного Совета на
безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности народный депутат местного Совета пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами, а также правом беспрепятственного, по предъявлении депутатского удостоверения, посещения всех государственных органов, предприятий (объединений), учреждений, организаций на территории Совета в любое время суток.
Статья 35. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений
народного депутата местного Совета
Народный депутат местного Совета вправе обращаться во все государственные органы, предприятия (объединения), учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в их рассмотрении.
Указанный орган и должностное лицо обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверке не позднее 20-дневного срока.
Обращения народного депутата местного Совета по вопросам, входящим в компетенцию Советов народных депутатов и их органов, подлежат рассмотрению этими органами.
О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.
Статья 36. Право народного депутата местного Совета требовать
устранения нарушения законности
Народный депутат местного Совета как представитель государственной власти вправе на месте требовать устранения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушения закона, прав и законных интересов граждан.
Должностные лица государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата местного Совета, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.
Статья 37. Право народного депутата местного Совета на получение
информации и консультаций
Председатель Совета народных депутатов обеспечивает народного депутата местного Совета документами, принятыми местным Советом народных депутатов, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми правительственными и иными государственными органами.
Государственные органы, расположенные на территории Совета, а также должностные лица при обращении народного депутата местного Совета обязаны обеспечивать его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, предоставлять необходимую информацию.
Народный депутат местного Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, учреждаемых Советами народных депутатов, местному радио и телевидению. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 38. Оказание народному депутату местного Совета
юридической помощи
Председатель Совета, соответствующие постоянные комиссии, госадминистрации, администрации предприятий (объединений), организаций, научных юридических учреждений, учебных заведений, правоохранительные органы, расположенные на территории Приднестровской Молдавской Республики, оказывают народному депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в процессе осуществления им своих депутатских полномочий.
Статья 39. Защита чести, достоинства и личности народного
депутата местного Совета
Публичное оскорбление народного депутата местного Совета, а равно клевета в отношении его влекут ответственность, установленную действующим законодательством.
Посягательство на честь и достоинство депутата, а также воздействие в какой бы то ни было форме на народного депутата местного Совета, его близких, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
Статья 40. Неприкосновенность народного депутата местного Совета
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики не может быть на территории Приднестровской Молдавской Республики привлечен к уголовной ответственности, задержан, кроме случаев задержания на месте преступления, арестован или подвергнут мерам административного взыскания без согласия соответствующего Совета.
Уголовное дело в отношении народного депутата местного Совета может быть возбуждено соответственно прокурором района, города, а также прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
Народный депутат местного Совета после истечения срока полномочий может быть привлечен к ответственности за предъявленное ему обвинение в нарушении закона, допущенное в период исполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном законом в отношении народного депутата местного Совета.
Статья 41. Порядок получения согласия на привлечение народного
депутата местного Совета к ответственности
Для получения согласия соответствующего Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики на привлечение народного депутата местного Совета к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, прокурор района(города) перед предъявлением депутату обвинения, дачей санкций на арест или направлением дела об административном правонарушении в суд вносит в соответствующий Совет представление. Оно может быть внесено и прокурором Приднестровской Молдавской Республики. Соответствующий Совет рассматривает представление прокурора не позднее чем в месячный срок.
При необходимости от прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат местного Совета, в отношении которого внесено представление. Соответствующий местный Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора.
Соответствующий местный Совет при наличии оснований может пересмотреть свое решение. При несогласии с решением местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики прокурор Приднестровской Молдавской Республики вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения в передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего Совета. С представлением об отмене решения сельского, поселкового, городского Совета и о передаче вопроса на повторное рассмотрение вправе войти соответственно в районный, городской Совет также районный или городской прокурор.
Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу по представлению прокурора Приднестровской Молдавской Республики Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено местным Советом народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.
Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему согласие на привлечение депутата к ответственности или его арест, о результатах расследования или рассмотрения дела.
Получение согласия на привлечение депутата местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории Приднестровской Молдавской Республики. В тех случаях, когда к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, об аресте или применении мер административного взыскания, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в состав которого он избран, получение такого согласия осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 42. Гарантии трудовых прав народного депутата местного
Совета, прав депутата из числа военнослужащих
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии,в учреждении или организации, исключен из колхоза, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующего Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.
Народный депутат местного Совета из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, а также перемещен по службе без согласия Совета. Ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.
Народному депутату местного Совета, освобожденному от работы вследствие избрания его на выборную должность в местном Совете или его органе, предоставляется после окончания его полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а с его согласия при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Время работы народного депутата на освобожденных должностях в местном Совете или его органах засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, воинской и другой службы, стаж работы (службы), дающий право на установление (всех видов надбавок и льгот) процентных надбавок к заработной плате и получения единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы (службы) по специальности на данном предприятии), процентной надбавки за выслугу лет, а также в стаж работы (службы), дающей право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах (если депутат был избран с должности или профессии, предусматривающей данную льготу).
С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом местного Совета народных депутатов, заключается срочный трудовой договор, который расторгается при возвращении депутата на прежнюю работу.
Статья 43. Право народного депутата местного Совета на бесплатный
проезд
Депутат местного Совета народных депутатов пользуется на территории соответствующего Совета правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта ( за исключением такси), а также на железнодорожном транспорте.
Статья 44. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного
депутата местного Совета народных депутатов
Приднестровской Молдавской Республики
Народный депутат местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики в течение срока полномочий пользуется депутатским удостоверением и нагрудным знаком. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата местного Совета народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 45. Ответственность должностных лиц за невыполнение
требований настоящего Закона
Приднестровская Молдавская Республика как государство гарантирует народному депутату местного Совета условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.
Должностные лица государственных органов, предприятий (объединений), учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, препятствующие в его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 46. О введении закона в действие
Данный Закон ввести в действие с 1 января 1997 г.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
5 декабря 1996 г.