РАСП ПРМР 14 марта 2017 № 180р САЗ 17-13  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О сертификации продукции и услуг»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в порядке законодательной инициативы:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О сертификации продукции и услуг» (папка № 394 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Чебаном С.Ф., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра промышленности и регионального развития Приднестровской Молдавской Республики Глигу Н.Я., заместителя начальника Главного управления – начальника Управления технического регулирования Главного управления технического регулирования, охраны труда, промышленной безопасности Министерства промышленности и регионального развития Приднестровской Молдавской Республики Бугаенко И.И.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

14 марта 2017 г.

№ 180р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 14 марта 2017 года № 180р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О сертификации продукции и услуг»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О сертификации продукции и услуг» (папка № 394 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Чебаном С.Ф., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, считает невозможным его принятие по следующим основаниям.

В связи с тем, что главной целью проведения сертификации продукции является обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 4 и 7 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1995 года (СЗМР 95-1) товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, предъявляемым к товарам (работам, услугам), использование которых может причинить вред жизни, здоровью потребителей, окружающей среде, а также имуществу потребителей, запрещается. Основанием для разрешения ввоза товаров на территорию Приднестровской Молдавской Республики является представленный в таможенные органы сертификат, выданный или признанный уполномоченным на то органом. Таким образом, введение предлагаемой законопроектом нормы повлечет за собой нарушение прав потребителей. А также на основании статьи 12 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О сертификации продукции и услуг» от 7 февраля 1995 года (СЗМР 95-1) изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Приднестровской Молдавской Республики, обязаны реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом.

Кроме этого, изучив обоснование к проекту закона в части рассмотрения предлагаемой нормы на примере биологически активных пищевых добавок (далее по тексту – БАД) и проанализировав законодательства Российской Федерации и Украины, следует отметить, что информация в части подтверждения безопасности продукции в документах, выдаваемых в странах-импортерах на БАДы, не соответствует требованиям к информации в части подтверждения безопасности, установленным на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Так, например, в заключениях санитарно-эпидемиологической экспертизы Министерства охраны здоровья Украины отражаются только гигиенические нормы, тогда как в соответствии с СанПин МЗиСЗ ПМР 2.3.2.1078-09 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» необходимо проверить соответствие продукции требованиям ГОСТ ПМР ГОСТ Р 51074-2005 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Кроме этого, перечень показателей, проверяемых при выдаче заключений, не всегда совпадает с перечнем, установленным действующим законодательством. Так, в заключениях на БАДы на основе жиров отсутствуют показатели микробиологии. По косметическим БАДам в Украине не предусмотрены исследования в части уровня тяжелых металлов и уровня водородного показателя PH, что противоречит законодательству Приднестровской Молдавской Республики, так как исследования данных показателей являются обязательными, потому что токсины, тяжелые металлы, проникая в организм через кожу, слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, дыхательные пути, транспортируются в кровоток и далее к печени, почкам, повреждают клетки иммунной системы путем уменьшения их количества или инактивируют их, что приводит к аллергии, аутоиммунным заболеваниям, повреждают клеточные стенки, ионные каналы. Таким образом, токсичные металлы могут повредить все основные функции клеток и органов. Также они наносят вред нервной системе, так как мешают передаче импульсов, что приводит к психическим или физическим проблемам, таким как депрессия, рассеянный склероз. Токсичные металлы могут быть измерены только с помощью анализов, обязательность проведения которых отсутствует в Украине.

Обращаем внимание, что, как и отмечено в обосновании к законопроекту, санитарно-гигиеническое заключение в Украине – документ добровольный, то есть в рамках добровольности в нем могут изначально не быть учтены какие-либо показатели, даже если они предусмотрены гигиеническими нормами страны-импортера.

Кроме этого, указанное заключение выдается на первоначальном этапе выпуска продукции без проведения анализа стабильности производства. Срок действия заключения не ограничен. Таким образом, невозможно проконтролировать показатели безопасности продукции, выпущенной через 3-5-10 лет после получения данного гигиенического заключения.

Аналогичная ситуация в Российской Федерации – результаты исследований (испытаний) образцов продукции предоставляются для проведения процедуры государственной регистрации, по результатам которой выдается Свидетельство о государственной регистрации. Срок действия Свидетельства устанавливается на весь период изготовления продукции или поставок подконтрольных товаров на территорию Таможенного союза. То есть предоставление Свидетельства о государственной регистрации не является подтверждением безопасности продукции, выпускаемой в дальнейшем, так как данное Свидетельство никакого понимания о безопасности конкретной продукции не дает – нет обследования производства, нет инспекционного контроля, нет периодических испытаний и других, характерных для системы подтверждения соответствия, признаков.

При предоставлении указанных выше документов нет возможности проверить, действует или по каким-либо причинам отменен (приостановлен) этот документ на момент ввоза продукции на территорию республики.

Кроме свидетельств о государственной регистрации и санитарно-гигиенических заключений существуют еще многие другие документы, выданные вне рамок системы оценки соответствия. Например, на сертификате, полученном в рамках добровольной сертификации в части пожаробезопасности упаковки БАДа, также будет написано, что он соответствует нормам пожарной безопасности (зашифрованных как НПЖ-100500), что не является доказательством безопасности самого продукта.

Обращаем внимание, что действие предлагаемой законопроектом нормы будет распространяться не только на продукцию БАД, но и на всю продукцию, ввозимую на территорию Приднестровской Молдавской Республики, а с учетом того, что в настоящее время контроль за реализацией продукции на территории республики проводится только в случае обнаружения нарушения юридическим лицом, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, обязательных требований, установленных законами Приднестровской Молдавской Республики, которое повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, государственному (муниципальному) имуществу, возникает вопрос: каким образом будет контролироваться наличие у импортера документа, подтверждающего безопасность продукции, а также соответствие показателей безопасности, указанных в документах страны-импортера, показателям безопасности, установленным действующим законодательством. Так, например, уровень радионуклеидов, разрешенный на территории Украины, отличается от уровня, разрешенного на территории Приднестровской Молдавской Республики.

На основании вышеизложенного, а также в связи с тем, что в обосновании к законопроекту не приведены иные документы, которые могли бы войти в перечень документов, подтверждающих безопасность ввозимой продукции, а также с учетом требований, установленных Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 февраля 1995 года (СЗМР 95-1) «О защите прав потребителей» и Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 февраля 1995 года (СЗМР 95-1) «О сертификации продукции и услуг», считаем, что предложенная норма законопроекта не может привести к положительному результату, а наоборот приведет к массовому ввозу фальсифицированной продукции на территорию Приднестровской Молдавской Республики.

Стоит также отметить, что механизм допуска продукции на внутренний рынок является одним из основных комплексов мер для решения основной государственной задачи – обеспечение продовольственной безопасности государства и обеспечение благоприятной среды обитания с целью защиты здоровья населения республики. В свою очередь, введение в действие норм законопроекта может повлечь за собой, в том числе, реализацию потенциально опасной продукции, что подвергнет риску потребителей данной продукции.