РАСП ПРМР 5 мая 2017 № 356р САЗ 17-19  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» (папка № 272 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики Коваля Е.М., начальника Управления землепользования Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики Лесецкую Т.В., начальника Управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики Бобейко Л.В., министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

5 мая 2017 г.

№ 356р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 5 мая 2017 года № 356р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» (папка № 272 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:

1. В подпункте «б» статьи 3 законопроекта раскрывается понятие «садовый дом», согласно которому под ним понимается размещенное на садовом земельном участке здание, предназначенное для отдыха и кратковременного проживания, не подлежащее разделу на квартиры.

Вместе с тем, статья 1 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики определяет жилой дом как здание, в котором содержатся пригодные для постоянного проживания жилые помещения и они составляют более половины площади помещений здания. Согласно пункту 1 статьи 21 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики строения, расположенные на садовых, дачных и иных земельных участках и отвечающие нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, подлежат государственному учету в качестве жилых домов в установленном порядке.

Таким образом, садовый дом может быть признан жилым домом, предназначенным для долговременного или постоянного проживания, в случае если строения, расположенные на садовых земельных участках, отвечают нормативно-техническим требованиям. Это же следует из пункта 3 статьи 29 законопроекта.

В связи с этим, в подпункте «б» статьи 3 законопроекта необходимо предусмотреть, что садовым домом может быть признано как здание, строение, предназначенное для отдыха и кратковременного проживания, так и жилой дом, предназначенный для долговременного или постоянного проживания.

2. Подпунктом «ж» статьи 3 законопроекта определено, что имущество общего пользования ‑ это объекты недвижимости, необходимые для достижения целей кооператива.

В связи с тем, что для достижения целей кооператива членами кооператива может приобретаться в собственность в том числе движимое имущество, считаем необходимым расширить понятие «объекты общего пользования», а именно указать, что имуществом общего пользования могут быть объекты как недвижимого, так и движимого имущества, в том числе созданные (создаваемые) или приобретенные для достижения целей кооператива.

3. Согласно гражданскому законодательству Приднестровской Молдавской Республики потребительский кооператив должен иметь паевый (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов (пункт 1 статья 125 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики).

Пунктом 4 статьи 125 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что члены потребительского кооператива обязаны в течение 3 (трех) месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Однако, в законопроекте отсутствуют нормы, устанавливающие порядок формирования дополнительных взносов и возмещения членами кооператива возможных убытков кооператива.

В связи с чем полагаем необходимым дополнить проект закона соответствующими нормами, регулирующими порядок образования дополнительных взносов и порядок покрытия убытков.

4. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 30 законопроекта проекты планировки территорий и проекты межевания территории до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов кооператива.

При этом законопроект определяет компетенцию и полномочия общего собрания учредителей кооператива и общего собрания членов кооператива.

Так, подпункт «г» пункта 1 статьи 22 законопроекта к исключительной компетенции общего собрания учредителей относит принятие решения о подготовке документации по планировке территорий, необходимой для образования садовых, огородных или дачных земельных участков, об основных требованиях к ее содержанию, а также одобрение такой документации.

Соответственно, исходя из статьи 22 законопроекта, вопросы планировки территорий и проекты межевания территории до их утверждения одобряются как общим собранием членов кооператива, как обозначено в статье 30 законопроекта, так и общим собранием учредителей кооператива.

В связи с чем необходимо однозначно определить орган кооператива, уполномоченный на одобрение проектов планировки территорий и проектов межевания территории.

5. Подпунктом «а» пункта 1 статьи 12 законопроекта установлено, что членство в садовом, огородном или дачном кооперативе у учредителей такого кооператива возникает со дня государственной регистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, образованные из земельного участка, предоставленного кооперативу.

Кроме того, пункт 1 статьи 14 законопроекта предусматривает, что принятие в члены кооператива осуществляется на основании заявления правообладателя садового, огородного или дачного земельного участка, образованного в границах земель кооператива. Также, пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены копии документов о правах на садовый, огородный или дачный земельный участок, в границах кооператива.

При этом пунктом 3 статьи 118 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что земельный участок для целей ведения коллективного садоводства предоставляется соответствующими органами государственной власти садоводческому товариществу (кооперативу) после государственной регистрации садоводческого товарищества (кооператива) на праве аренды на период проведения землеустроительных работ по межеванию земель.

Пунктом 2 статьи 119 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что предоставление земельных участков для коллективного огородничества осуществляется после регистрации в установленном порядке кооператива.

Таким образом, земельным законодательством Приднестровской Молдавской Республики предусмотрено, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства и огородничества, с момента регистрации такой некоммерческой организации, то есть когда членство граждан в такой организации уже оформлено, а законопроектом предусмотрено, что членство в некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства и огородничества, возникают с момента регистрации права а земельный участок.

Ввиду вышеизложенного, предлагаемые законопроектом нормы не соответствуют земельному законодательству Приднестровской Молдавской Республики и общеустановленной практике в данной области, что может привести к невозможности реализации и применения их на практике.

В связи с чем, считаем необходимым изменить содержание указанных выше норм с учетом возможности их применения на практике. Кроме того, отмечаем, что законопроект не предусматривает норм, на основании которых можно определить, на кого возложены расходы по формированию земельного участка.

6. Согласно подпункту «г» пункта 6 статьи 23 законопроекта внеочередное собрание членов садоводческого, огороднического или дачного кооператива может проводиться по предложению органа местного самоуправления. Пунктом 7 этой же статьи определено, что правление садоводческого, огороднического или дачного кооператива не позднее чем в течение тридцати дней с момента получения предложения органа местного самоуправления обязано обеспечить проведение общего собрания членов такого кооператива. Таким образом, предложение органа местного самоуправления о проведении внеочередного собрания кооператива налагает безоговорочную обязанность проведения собрания.

При этом отмечаем, что Закон Приднестровской Молдавской Республики от 5 ноября 1994 года «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» (СЗМР 94-4) не предусматривает положений, дающих право органам местного самоуправления вмешиваться в деятельность некоммерческих организаций, в том числе, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

На основании вышеизложенного, подпункт «г» пункта 6 статьи 23 необходимо исключить из проекта закона.

7. В пункте 4 статьи 12, подпункте «л» пункта 1 статьи 23, пункте 1 статьи 32 и части второй статьи 35 законопроекта содержатся положения, согласно которым граждане, ведущие садовое, огородное или дачное хозяйство, могут являться собственниками земельных участков, в том числе обладать правом собственности в отношении земельных участков, составляющих имущество общего пользования, и приобретать земельные участки в собственность.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 28 проекта закона определено, что «земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и образованные в соответствии с проектом межевания территории в границах земель кооператива, предоставляются учредителям (членам) кооператива в пользование или аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики».

Согласно статьям 18 и 19 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики земля является объектом исключительной собственности государства. Земельные участки могут находиться в пожизненном пользовании граждан с правом наследования, при этом их предельные размеры и порядок использования определяются законом.

Данные положения земельного законодательства Приднестровской Молдавской Республики корреспондируют с нормой, установленной в статье 5 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, согласно которой земля, недра, воды, леса, воздушное пространство, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства.

Таким образом, указанные нормы законопроекта идут вразрез с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики.

В связи с вышеизложенным, содержание пункта 4 статьи 12, подпункта «л» пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 28, пункта 1 статьи 32 и части второй статьи 35 законопроекта необходимо привести в соответствие с требованиями Основного закона и Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

8. Подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 статьи 24 законопроекта к полномочиям правления кооператива отнесено выполнение решений общего собрания кооператива или решений членов кооператива, принятых заочным голосованием, обеспечение проведения общего собрания членов кооператива или обеспечение проведения их заочного голосования, принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого кооператива или о проведении заочного голосования среди членов кооператива.

Однако порядок и условия проведения заочного голосования законопроектом не регламентированы, что, в свою очередь, может привести к сложностям в реализации обозначенных норм на практике.

В этой связи представляется необходимым в проекте закона определить механизм проведения заочного голосования.

9. Согласно пункту 1 статьи 21 законопроекта высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. При этом общее собрание кооператива правомочно, если на указанном собрании присутствует более тридцати процентов членов такого кооператива (пункт 11 статьи 23 законопроекта).

Число членов некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, может составлять неограниченное количество. При этом проект не предусматривает обязанность по ведению реестра лиц, состоящих в некоммерческих организациях, создаваемых для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

В связи с этим определение наличия тридцати процентов членов кооператива на общем собрании представляется затруднительным, что в свою очередь может поставить под сомнение правомочность данного собрания.

Таким образом, полагаем целесообразным дополнить проект нормами, предусматривающими обязанность по ведению реестра лиц, состоящих в некоммерческих организациях, создаваемых для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

10. Протоколы общих собраний кооператива, протоколы заочного голосования членов кооператива и протоколы заседаний правления заверяются печатью такого кооператива и хранятся в его делах не менее семи лет (пункт 5 статьи 27 законопроекта).

Однако следует отметить, что протокол содержит в себе сведения о дате, времени и месте проведения собрания, о лицах, принявших участие в собрании, результате голосования по каждому вопросу повестки дня и иную значимую информацию. Кроме того, указанные протоколы или заверенные выписки из данных протоколов представляются для ознакомления членам кооператива по их требованию, а также органам государственной власти или органам местного самоуправления в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены такими органами в соответствии с их полномочиями, предусмотренными законом (пункт 6 статьи 27 законопроекта).

В случае установления срока хранения протоколов общих собраний кооператива, протоколов заочного голосования членов кооператива и протоколов заседаний правления их предоставление по истечении семилетнего срока по требованию членов кооператива или обозначенных органов будет невозможно.

В связи с изложенным, в пункте 5 статьи 27 проекта слова «не менее семи лет» необходимо заменить словом «постоянно».

11. При этом, в связи с отсутствием в законопроекте норм, регулирующих порядок приобретения садоводческими и огородническими организациями, зарегистрированными до вступления предлагаемого законопроекта в силу и не обладающими фактически оформленными правами на земельные участки, хотя и пользующимися такими земельными участками, считаем необходимым дополнить переходные положения таким порядком.