BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД-ИНФЕКЦИИ И БОЛЕЗНЕЙ,
ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ (БППП),
В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2005-2009 ГОДЫ"
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
30 июля 2004 г.
N 454-З-III
(САЗ 04-31)
Принят Верховным Советом
14 июля 2004 года
Приднестровской Молдавской Республики
Статья 1.
Утвердить Государственную целевую программу "Профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней, передающихся половым путем (БППП), в Приднестровской Молдавской Республике на 2005-2009 годы" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
30 июля 2004 г.
N 454-З-III
Приложение
к Закону Приднестровской
Молдавской Республики
"Об утверждении Государственной целевой
программы "Профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции
и болезней, передающихся половым путем
(БППП), в Приднестровской Молдавской
Республике на 2005-2009 годы"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней,
передающихся половым путем (БППП),
в Приднестровской Молдавской Республике
на 2005-2009 годы"
Содержание Программы
1. Паспорт Программы.
2. Обоснование необходимости принятия Программы.
3. Цели Программы.
4. Стратегия и мероприятия Программы.
5. Задачи министерств и ведомств по реализации Программы.
6. Потенциальные источники финансирования.
7. Основные показатели и ожидаемая эффективность Программы.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее
реализации.
9. Бюджет Программы.
10. Экономическое обоснование Программы.
1. Паспорт Программы
-----------------------------------------------------------------------
| 1. | Наименование | Профилактика ВИЧ/СПИД - инфекции и |
| | Программы | болезней, передающихся половым путем |
| | | (БППП), в Приднестровской Молдавской |
| | | Республике на 2005-2009 годы |
|----|-------------------|--------------------------------------------|
| 2. | Государственный | Министерство здравоохранения и социальной |
| | заказчик Программы| защиты |
|----|-------------------|--------------------------------------------|
| 3. | Разработчик | Министерство здравоохранения и социальной |
| | Программы | защиты |
|----|-------------------|--------------------------------------------|
| 4. | Исполнители и | Министерство здравоохранения и социальной |
| | соисполнители | защиты, Министерство просвещения, |
| | Программы | Министерство государственной безопасности, |
| | | Министерство внутренних дел, |
| | | Министерство информации и |
| | | телекоммуникаций, Государственный |
| | | таможенный комитет, ГС "Бюджетное |
| | | управление Приднестровской Молдавской |
| | | Республики", Государственная |
| | | налоговая служба Приднестровской |
| | | Молдавской Республики, Министерство |
| | | юстиции, городские и районные |
| | | государственные администрации, |
| | | общественные объединения - ОМО "Время |
| | | жить", "Витязь", "Крединца" (г. Тирасполь) |
| | | и другие |
|----|-------------------|--------------------------------------------|
| 5. | Разделы Программы | 1. Обоснование необходимости принятия |
| | | Программы |
| | | 2. Цели Программы |
| | | 3. Стратегии и мероприятия Программы |
| | | 4. Задачи министерств и ведомств по |
| | | реализации Программы |
| | | 5. Потенциальные источники |
| | | финансирования Программы |
| | | 6. Основные показатели и ожидаемая |
| | | эффективность Программы |
| | | 7. Организация управления Программой и |
| | | контроль за ходом ее реализации |
| | | 8. Бюджет Программы |
| | | 9. Экономическое обоснование Программы |
-----------------------------------------------------------------------
2. Обоснование Программы
1. Проблема профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней, передающихся половым путем, в настоящее время является особо актуальной как с медицинской, так и с социальной точки зрения ввиду неуклонного роста заболеваемости населения, смертности от ВИЧ/СПИД, а также вовлечения в группы риска лиц наиболее молодого возраста и заражения новорожденных от больных матерей. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИД-инфекции и инфекциям, передаваемым половым путем, в Приднестровской Молдавской Республике в настоящее время остается неблагоприятной.
Распространение ВИЧ-инфекции представляет серьезную проблему во всех странах мира. Только за 1 год в мире заболевает (инфицируется) 5,8 миллиона и умирает более 2,5 миллиона человек.
Для предупреждения распространения в Приднестровской Молдавской Республике заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), а также болезней, передаваемых половым путем, снятия эпидемиологического напряжения, связанного с ВИЧ/СПИД в Приднестровье, снижения преждевременной смертности и инвалидизации населения, увеличения продолжительности жизни больных ВИЧ/СПИД необходима Государственная целевая программа, которая определяет государственную политику в отношении заболеваний, опасных для окружающего населения, а также поддерживается и финансируется государством.
2. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в Приднестровской Молдавской Республике обусловлена количеством зарегистрированных случаев ВИЧ/СПИД-инфекции (потенциальных источников) и имеющимися условиями для распространения инфекции.
Всего зарегистрировано по состоянию на 1 января 2004 года 270 ВИЧ/СПИД-инфицированных и 395 человек с неподтвержденным диагнозом. Случаи ВИЧ/СПИД-инфекции регистрируются на всех административных территориях Приднестровской Молдавской Республики:
г. Тирасполь - 378 чел.;
Рыбницкий район - 125 чел.;
г. Бендеры - 90 чел.;
Слободзейский район - 54 чел.;
Григориопольский район - 7 чел.;
Каменский район - 7 чел.;
Дубоссарский район - 4 чел.;
Итого - 665 чел.
3. В развитии эпидемического процесса по ВИЧ/СПИД можно выделить два этапа:
1 этап - 1987-1996 гг. - характеризуется низким уровнем заболеваемости ВИЧ/СПИД, передаваемого преимущественно половым путем. Всего зарегистрировано в этот период 10 случаев заболеваний ВИЧ/СПИД.
2 этап - начиная с 1997 года и по настоящее время - характеризуется резким ростом заболеваемости ВИЧ/СПИД преимущественно среди лиц, употребляющих наркотики. Заболеваемость приняла эпидемический характер. Всего зарегистрировано за указанный период ВИЧ/СПИД-инфицированных 665 человек.
Эпидемический процесс по ВИЧ/СПИД характеризуется следующими признаками:
а) тенденция к росту из года в год числа ВИЧ/СПИД-инфицированных лиц;
б) преимущественное поражение лиц молодого и среднего возраста (15-19 лет - 8,5%; от 20 до 39 лет - 85,1%; от 40 до 49 лет - 4,1%);
в) пути передачи: внутривенное введение наркотиков - 55,2%; половой путь - 29,9%.
4. Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, трихомоноз, вагинальный хламидиоз, генитальный герпес, вагинальный кандидоз и др.), по ареалу распространения, по отрицательному воздействию на естественный прирост населения как следствие поражения лиц детородного возраста, являются актуальной проблемой, которая нуждается в срочном решении.
По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется новых случаев заболевания:
сифилисом - 10-24 млн.;
гонореей - 52-122 млн.;
трихомонозом - 57-102 млн.;
хламидиозом - 29-72 млн.
5. В Приднестровской Молдавской Республике остается на высоком уровне заболеваемость сифилисом, сохраняя неблагополучной эпидемиологическую ситуацию.
Заболеваемость сифилисом на 100 тысяч населения:
2001 г. - 81,7
2002 г. - 90,5
2003 г. - 74,0
6. Эпидемический процесс по сифилису характеризуется следующими признаками:
а) высокий уровень заболеваемости населения в многолетней динамике и статистическое снижение заболеваемости сифилисом при низкой обращаемости за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения. Эта тенденция ярко выражена в последние 4 года;
б) регистрация случаев заболевания среди новорожденных (врожденного сифилиса), как следствие безответственного отношения женщин к своему здоровью и здоровью ребенка;
в) высокая пораженность населения всех административных территорий Приднестровской Молдавской Республики и особенно городского населения, неработающих лиц молодого возраста (20-39 лет).
7. ВИЧ/СПИД-инфекция и БППП представляют реальную угрозу общественному здоровью, отрицательно влияют на развитие общества. Медицинские аспекты проблемы ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП составляют 10-15%, а комплексная и оперативная реализация мер по предупреждению ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП на 85-90% зависит от участия министерств, ведомств, местных администраций, общественных объединений, международных организаций и частных лиц. Определение и признание приоритетов прав человека, в том числе среди сексуальных меньшинств и других групп населения с повышенным риском заражения, совершенствование законодательства будут благоприятствовать профилактической работе и способствовать улучшению эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП.
8. Настоящая Программа разработана в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики "Об охране здоровья граждан", "О санитарно-профилактическом и эколого-гигиеническом обеспечении здоровья населения", "О предупреждении распространения в Приднестровской Молдавской Республике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
3. Цели Программы
Целями настоящей Программы являются:
а) сокращение интенсивности распространения ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и улучшение эпидемиологической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике;
б) доведение до минимума последствий ВИЧ/СПИД-инфекции на индивидуальном, коллективном и общественном уровнях;
в) повышение ответственности государства в осуществлении деятельности по профилактике, оказанию медицинской, социальной, психологической, юридической, реабилитационной помощи по проблеме ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и широкое вовлечение общественных объединений в реализацию мероприятий.
4. Стратегия и мероприятия Программы
4.1. Определение государственной политики в области
ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП
1. Целью стратегии является определение ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП как приоритетной проблемы общественного здоровья на государственном уровне, создание государственной и политической систем поддержки, необходимого финансирования профилактических мероприятий.
2. Мероприятия стратегии:
а) образование государственной межведомственной комиссии по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП, обеспечение многоотраслевой деятельности;
б) признание ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП приоритетной проблемой для общественного здоровья с отрицательным действием на развитие общества;
в) реализация Закона Приднестровской Молдавской Республики "О предупреждении распространения в Приднестровской Молдавской Республике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
г) совершенствование действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики по борьбе с наркоманией, принятие законов по борьбе с проституцией и гомосексуализмом;
д) разработка территориальных программ профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
е) обеспечение приоритетного финансирования и политической поддержки деятельности против ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
ж) реализация Государственной целевой программы профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
з) создание приоритетной, доступной, бесплатной системы информации, воспитания, пропаганды здорового образа жизни, предупреждения ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании.
4.2. Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД-инфекции
среди потребителей наркотиков
1. Целью стратеги является консолидация усилий государства и общества в борьбе с наркоманией, наркобизнесом, обеспечение условий для распространения информации об отрицательном влиянии наркомании на общественное здоровье; привитие безопасного поведения у лиц, употребляющих наркотики, в целях недопущения распространения ВИЧ/СПИД-инфекции среди них, их сексуальных партнеров и общества в целом.
2. Мероприятия стратегии:
а) борьба с нелегальным завозом наркотиков на территорию Приднестровской Молдавской Республики; реализация государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
б) совершенствование законодательных актов в области производства, хранения, реализации и потребления наркотических средств;
в) первичная профилактика среди населения и лиц, употребляющих наркотики; воспитание и пропаганда здорового образа жизни, включение в общеобразовательные программы раздела "Профилактика наркомании";
г) раннее выявление и реабилитация лиц с высокой предрасположенностью к употреблению наркотиков;
д) реализация программ профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики, и групп лиц, предрасположенных к употреблению наркотиков, достижение уверенности в эффективности этих программ;
е) разработка и вынесение на обсуждение проектов программ, основанных на принципе снижения вреда среди потребителей наркотиков, как комплексов мер, которые предусматривают воспитательные, информационные, консультативные вмешательства, обмен шприцев и игл, выдачу презервативов, дезинфицирующих средств, привитие безопасного поведения у лиц, употребляющих наркотики, и членов их семей;
ж) доступность лечения, социальная защита и реабилитация лиц, употребляющих наркотики;
з) подготовка специалистов, разработка методических и воспитательных материалов по первичной и вторичной профилактике наркомании;
и) осуществление профилактических мероприятий в рядах военнослужащих Министерства обороны, личного состава изоляторов временного содержания органов Министерства внутренних дел, Государственной службы исполнения наказаний и судебных решений Министерства юстиции.
4.3. Предупреждение ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП
среди молодежи
1. Целью стратегии является обеспечение непрерывных воспитательных и образовательных мер по психосексуальной подготовке, предупреждению ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании как составной части формирования здорового образа жизни.
2. Мероприятия стратегии:
а) совершенствование воспитательных и образовательных программ по вопросам психосексуальной подготовки, предупреждения ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании для общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений;
б) обеспечение учебных заведений методическими и дидактическими материалами по психосексуальной подготовке, предупреждению ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании;
в) включение раздела "Психосексуальная подготовка, предупреждение ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании" в учебные программы по ОБЖ;
г) формирование социально-психологической службы для молодежи;
д) создание программно-методических комплексов психолого-педагогической поддержки молодежи;
е) координация работы педагогических коллективов организаций общего и профессионального образования с медицинскими учреждениями, правоохранительными органами и иными государственными структурами;
ж) систематическое сотрудничество со средствами массовой информации в утверждении основ здорового образа жизни среди молодежи;
з) подготовка и усовершенствование педагогических кадров.
4.4. Обеспечение безопасности
гемотрансфузий и медицинских услуг
1. Целью стратегии является:
а) предупреждение ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся через кровь, в процессе оказания медицинской помощи с использованием переливания крови и ее компонентов;
б) совершенствование системы отбора доноров в целях исключения допуска к донорству лиц из групп риска;
в) внедрение государственной системы обеспечения резерва крови с осуществлением лабораторного контроля на антитела (антигены) вируса ВИЧ-1, ВИЧ-2 через 3 и 6 месяцев после сдачи крови для исключения передачи вируса посредством гемотрансфузий;
г) пересмотр показаний к трансфузии крови и ее компонентов, обеспечение трансфузии крови и ее компонентов только после тестирования на ВИЧ-инфекцию и другие заболевания, передающиеся через кровь; приоритет трансфузии заменителей крови, образование банка крови для аутотрансфузии;
д) осуществление мер по улучшению здоровья женщин детородного возраста (профилактика инфекционных заболеваний, анемий и др.), которые будут способствовать сокращению гемотрансфузии;
е) предупреждение передачи ВИЧ/СПИД-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях, косметических, маникюрных, педикюрных салонах, парикмахерских.
2. Мероприятия стратегии:
а) разработка государственной программы гемотрансфузий, создание условий в центрах крови для образования постоянных резервов крови и ее препаратов, тестированных в соответствии с требованиями ВОЗ;
б) разработка и внедрение стандартов по гемотрансфузиям;
в) подготовка медицинского персонала по проблемам практической трансфузиологии;
г) пропаганда донорства крови как гуманного акта;
д) совершенствование системы отбора доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей в целях исключения допуска к донорству лиц из групп риска;
е) обеспечение лаборатории иммунодиагностики ВИЧ/СПИД-инфекции, вирусных гепатитов и других болезней, передающихся через кровь, современным оборудованием, в том числе для определения вирусной насыщенности (PCR), высокочувствительными диагностическими препаратами, что сократит до минимума инфицирование реципиентов;
ж) организация и оснащение лаборатории иммунодиагностики ВИЧ/СПИД-инфекции, вирусных гепатитов и других болезней, передающихся через кровь, необходимым современным оборудованием;
з) обеспечение лечебных учреждений необходимым ассортиментом кровезаменителей;
и) укрепление материально-технической базы и лицензирование государственных, ведомственных, частных и иных форм собственности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с утвержденными правилами;
к) обеспечение гигиенических и противоэпидемических условий при проведении медицинских вмешательств и процедур;
л) пересмотр стандартов дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и оборудования;
м) первоочередное финансирование медицинских учреждений для обеспечения необходимым оборудованием, аппаратурой, медицинским инструментарием, дезинфектантами и моющими средствами;
н) функционирование постоянной системы наблюдения за ходом и выполнением режима работы стерилизационного оборудования, качеством обработки и стерилизации медицинского инструментария; послегарантийное техническое обслуживание медицинского оборудования;
о) создание условий для утилизации биологических отходов и использованного инструментария;
п) обеспечение медицинского персонала индивидуальными средствами защиты и безопасными условиями труда; автоматизация технологических процессов и рабочих мест с высоким риском заражения; проведение инструктажа по вопросам мер безопасности труда на рабочем месте, при оформлении на работу и его систематическое повторение;
р) пересмотр программы подготовки и усовершенствования медицинского персонала в высших и средних медицинских учебных заведениях по разделу СПИД и БППП;
с) инвентаризация косметических, маникюрных, педикюрных салонов, парикмахерских с учетом условий, оснащения, номенклатуры оказываемых услуг относительно правил предупреждения и распространения ВИЧ/СПИД-инфекции и других заразных болезней и контроль за выполнением ими санитарно-гигиенических требований.
4.5. Предупреждение распространения
ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП
1. Целью стратегии является создание системы сексуального воспитания и деятельности по предупреждению передачи и распространения ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП среди групп населения повышенного риска.
2. Мероприятия стратегии:
а) внедрение в учебные программы школ, средних специальных и высших учебных заведений обязательного раздела "Психосексуальное воспитание, профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании", разработка программ, методических и дидактических материалов по данному разделу;
б) подготовка специалистов министерств, ведомств, местных администраций по аспектам социальной мобилизации населения, особенно молодежи, по аспектам здорового образа жизни, профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании;
в) информирование населения о БППП, воспитание и пропаганда безопасного секса во взаимодействии с неправительственными организациями, средствами массовой информации;
г) организация и проведение массовых мероприятий (концерты, театральные шествия, спектакли, круглые столы, викторины, вечера вопросов и ответов и др.) и специальных мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом;
д) изготовление и реализация товаров широкого потребления (пакетов, маек, сумок и др.) с тематической символикой;
е) обеспечение доступности для населения дерматовенерологической помощи и интеграция дерматовенерологической и участковой медицинской служб в раннем выявлении, лечении и профилактике БППП;
ж) обеспечение диагностики и лечения больных БППП из социально уязвимых групп населения на бесплатной основе;
з) обучение лиц повышенного риска (проститутки, гомосексуалисты, эмигранты и др.) по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП; привлечение их к работе по предупреждению распространения ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
и) разработка программы пропаганды презерватива как средства профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и предупреждения нежелательной беременности;
к) организация и обеспечение адекватной системы коммерциализации презервативов по доступной цене для населения;
л) осуществление профилактических мер в рядах военнослужащих Министерства обороны, личного состава изоляторов временного содержания органов Министерства внутренних дел, Государственной службы исполнения наказаний и судебных решений Министерства юстиции;
м) обеспечение наглядной агитации в образовательных учреждениях в соответствии с возрастной группой.
4.6. Предупреждение передачи ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП
от матери ребенку (перинатально)
1. Целью стратегии является снижение риска заражения новорожденного вирусом иммунодефицита от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом матерей.
2. Мероприятия стратегии:
а) обучение мужчин и женщин детородного возраста планированию семьи, использованию презервативов и мерам профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
б) доступность для женщин детородного возраста специализированных консультаций, добровольного и конфиденциального обследования на ВИЧ и БППП;
в) работа с ВИЧ/СПИД-инфицированными женщинами и их партнерами по вопросам планирования семьи и риска рождения инфицированных детей;
г) доступность презервативов для ВИЧ/СПИД-инфицированных семей;
д) доступность специфического лечения для беременных женщин и новорожденных от инфицированных матерей;
е) подготовка специалистов по разделу "ВИЧ/СПИД-инфекция и беременность"; внедрение специального курса для подготовки врачей акушеров-гинекологов.
4.7. Обеспечение медицинского обслуживания
и социальной поддержки
ВИЧ/СПИД-инфицированных и членов их семей
1. Целью стратегии является гарантия доступности медицинского обслуживания лиц ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, ориентированного на поддержание состояния здоровья и надежды на жизнь; гарантия социальной поддержки ВИЧ/СПИД-инфицированных и их семей путем обеспечения социальными услугами; защита прав ВИЧ/СПИД-инфицированных.
2. Мероприятия стратегии:
a) реализация права на медицинское обслуживание для лиц ВИЧ/СПИД-инфицированных и больных СПИДом, а также социальное обеспечение и защита других прав, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) организация отделения при Республиканской клинической больнице, палат в инфекционных отделениях в центральных районных больницах для лиц ВИЧ/СПИД-инфицированных, больных СПИДом и обеспечение их госпитализации, необходимого обследования и специфического лечения;
в) расширение спектра лабораторной диагностики СПИД-ассоциированных заболеваний (оппортунистических);
г) разработка отраслевых стандартов по срокам госпитализации, объему и методам лечения ВИЧ/СПИД-инфицированных, больных СПИДом, БППП и СПИД-ассоциированных заболеваний; установление государственного гарантированного минимума медицинского и специфического медикаментозного обеспечения антиретровирусными препаратами;
д) утверждение государственного гарантированного минимума социального обеспечения ВИЧ/СПИД-инфицированных, больных СПИДом и членов их семей;
е) разработка и внедрение практических рекомендаций по уходу за ВИЧ/СПИД-инфицированными лицами в домашних условиях для членов их семей и общественных объединений;
ж) создание информационных служб (телефонов доверия) для психологической поддержки среди лиц с ВИЧ/СПИД, БППП и больных наркоманией, а также для пропаганды здорового образа жизни.
4.8. Эпидемиологический контроль и надзор, государственный
мониторинг за ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП
1. Целью стратегии является систематический мониторинг эпидемиологической ситуации относительно ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП; разработка адекватных мероприятий в зависимости от эпидемиологической ситуации и контроль реализации государственной программы.
2. Мероприятия стратегии:
а) обеспечение государственного эпидемиологического контроля и надзора за ВИЧ/СПИД-инфекцией, БППП на государственном и территориальном уровнях, включая "дозорный" эпидемиологический контроль и надзор среди контингента повышенного риска;
б) обеспечение реализации прав граждан Приднестровской Молдавской Республики и других лиц на медицинское обследование на ВИЧ/СПИД-инфекцию, в том числе анонимное, с проведением консультации врача до и после лабораторного тестирования;
в) совершенствование государственного контроля за соблюдением законодательства Приднестровской Молдавской Республики, предусматривающего исключение инфицирования населения в лечебно-профилактических учреждениях, косметических салонах, маникюрных и педикюрных кабинетах всех форм собственности, а также в других учреждениях повышенного эпидемиологического риска;
г) обеспечение действенной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах ВИЧ/СПИД-инфекции.
5. Задачи министерств и ведомств по реализации Программы
1. Президенту Приднестровской Молдавской Республики необходимо создать государственную межведомственную многоотраслевую комиссию, целью которой является координация, мониторинг и контроль за реализацией Государственной целевой программы по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП.
2. Городские и районные государственные администрации:
а) создают территориальные комиссии по реализации Программы;
б) разрабатывают на основе государственной целевой программы территориальные программы по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП в административной территории;
в) реализуют намеченные мероприятия Программы.
3. Министерство здравоохранения и социальной защиты обеспечивает:
а) подготовку и обучение медицинского персонала по вопросам ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
б) разработку и принятие стандартов, инструкций, методических рекомендаций и других нормативных правовых актов по проблемам ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
в) ведение эпидемиологического контроля и надзора за ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий;
г) обеспечение медицинского обслуживания ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и БППП;
д) обеспечение безопасности переливаний крови, медицинских вмешательств и процедур;
е) информирование, просвещение и воспитание населения по проблемам предупреждения ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
ж) оказание консультативной помощи и развитие сотрудничества с неправительственными организациями по проблемам ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
з) разработку гарантированного минимума социального обеспечения и оказания социальной поддержки ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и членов их семей;
и) координацию межведомственной социальной поддержки;
к) обеспечение безопасности и социальной защиты лиц, род деятельности которых связан с повышенным риском заражения ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП;
л) сотрудничество с международными организациями - ЮНЭЙДС, ВОЗ, Европейским центром эпидемиологического надзора за ВИЧ/СПИД, ЮНИСЕФ, Фондом Сороса, ЮНЕСКО и другими по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
м) разработку и представление в адрес международных организаций проектов финансовой и технической поддержки для реализации профилактических и воспитательных мероприятий по вопросам ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП.
4. Министерство просвещения обеспечивает:
а) действенную систему обучения школьников, подростков, молодежи по проблемам психосексуальной подготовки и предупреждения ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП;
б) организацию постоянных циклов подготовки и усовершенствования педагогических кадров по проблемам ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании;
в) разработку и издание методических и дидактических материалов для учителей, школьников, студентов;
г) вовлечение студентов вузов и колледжей в деятельность по пропаганде здорового образа жизни, сексуальному воспитанию, профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании;
д) достижение эффективности психосексуальной подготовки, работы с родителями; создание групп поддержки из состава родителей.
5. Министерство внутренних дел обеспечивает:
а) усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом;
б) инструктирование личного состава по проблемам ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП; внедрение в программу подготовки и усовершенствования кадров раздела "Профилактика СПИД, БППП и наркомании";
в) информирование прибывающих иностранных граждан об основных требованиях законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики, касающихся ВИЧ/СПИД;
г) безопасность переливаний крови, медицинских вмешательств и процедур в внутриведомственных медицинских учреждениях;
д) проведение профилактической работы среди населения, в том числе среди групп повышенного риска;
е) контроль за соблюдением законодательства по искоренению пропаганды порнографии, насилия и наркомании.
6. Государственная служба "Бюджетное управление Приднестровской Молдавской Республики" предусматривает в законе Приднестровской Молдавской Республики о республиканском бюджете на 2005 год и в дальнейшем ежегодно до 2009 года включительно финансирование Программы и обеспечение ее ежегодного выполнения.
7. Министерство юстиции обеспечивает:
а) проведение экспертизы законодательных актов по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП в соответствии с международными нормами;
б) безопасность переливаний крови, медицинских вмешательств и процедур в внутриведомственных медицинских учреждениях;
в) защиту прав ВИЧ/СПИД-инфицированных;
г) обеспечение действенной системы профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП в органах Государственной службы исполнения наказания и судебных решений.
8. Министерство информации и телекоммуникаций обеспечивает:
а) создание и реализацию программ и специальных передач по телевидению и радио, рубрик в печати по освещению проблем ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании;
б) организацию кампании по предупреждению дискриминации, социального отчуждения лиц с ВИЧ/СПИД-инфекцией.
9. Общественные объединения обеспечивают:
а) разработку и осуществление просветительных программ, оказание поддержки и уход за ВИЧ/СПИД-инфицированными;
б) проведение профилактической работы среди лиц повышенного риска (проститутки, наркоманы, гомо- и бисексуалы);
в) организацию добровольных групп среди ВИЧ/СПИД-инфицированных, наркоманов и обучение сотрудников групп для проведения воспитательной, профилактической работы и оказания поддержки среди этих лиц;
г) привлечение финансовых средств для реализации проектов и программ.
10. Министерство государственной безопасности, Государственный таможенный комитет Приднестровской Молдавской Республики обеспечивают борьбу с нелегальным ввозом наркотиков на территорию республики.
6. Потенциальные источники финансирования и бюджет
Программы
Государственная Программа отражает государственную политику Приднестровской Молдавской Республики по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней, передающихся половым путем, являющихся социально значимыми и предоставляющих опасность для окружающих, и выполняется при финансовой поддержке государства. Государственная программа финансируется государством в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики; наряду с этим к финансированию Программы привлекаются общественные фонды и организации.
Источники финансирования Программы:
а) республиканский бюджет;
б) финансовые средства международных организаций;
в) финансовые средства общественных объединений;
г) пожертвования организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности и частных лиц;
д) иные источники, не запрещенные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
7. Основные показатели Программы и ожидаемая эффективность
1. Определение ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП как приоритетной проблемы государственной политики в области здравоохранения.
Ожидаемые результаты:
а) создание Государственной межведомственной комиссии по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП. Обеспечение многосекторной деятельности;
б) утверждение Государственной программы профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП. Срок: I полугодие 2005 года.
2. Констатация прав человека как государственного приоритета.
Ожидаемый результат:
- совершенствование законодательства, касающегося проституции, гомосексуализма и наркомании. Срок: 2005-2006 гг.
3. Концепция многосекторной и межведомственной деятельности в реализации Государственной целевой Программы профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП. Срок: 2005 год.
4. Вовлечение лиц - потребителей наркотиков в программы, основанные на стратегии снижения вреда.
Ожидаемый результат:
- реализация программ в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница, Дубоссары и Слободзея. Срок: 2005-2007 гг.
5. Эффективное лечение лиц, употребляющих наркотики.
Ожидаемые результаты:
а) до 10% из числа лиц, употребляющих наркотики, будут подвергнуты лечению. Срок: 2006 год;
б) до 25% из числа лиц, употребляющих наркотики, будут подвергнуты лечению. Срок: 2007 год.
6. Число лиц - потребителей наркотиков, охваченных лечением.
Ожидаемые результаты:
а) не менее 95% из числа выявленных. Срок: 2005-2006 гг.;
б) не менее 50% из общего числа наркоманов. Срок: 2007-2009 гг.
7. Первичная профилактика наркомании.
Ожидаемые результаты:
а) до 25% подростков и молодежи из групп повышенного риска изменит поведение. Срок: 2005-2006 гг.;
б) до 35% подростков и молодежи из групп повышенного риска изменит поведение. Срок: 2007-2009 гг.
8. Предупреждение ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП среди молодежи.
Ожидаемый результат:
- охват обучением студенческой молодежи по разделу: "Психосексуальная подготовка, профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП и наркомании". Срок: 2005-2009 годы.
9. Обеспечение безопасности гемотрансфузий, медицинских вмешательств и процедур.
Ожидаемые результаты:
а) обязательное тестирование на СПИД, гепатиты и сифилис каждой кроведачи и препаратов крови. Срок: 2005-2009 гг.;
б) обеспечение медицинских учреждений гарантированным минимумом оборудования, инструментария, дезинфицирующих и моющих средств. Срок: 2005-2009 гг.;
в) обеспечение медицинского персонала индивидуальными средствами защиты. Срок: 2005-2009 гг.
10. Эффективность воспитательных программ.
Ожидаемые результаты:
а) стабилизация показателей заболеваемости сифилисом. Срок: 2005-2006 гг.;
б) снижение показателей заболеваемости сифилисом на 5-10%. Срок: 2007-2009 гг.
11. Доступность дерматовенерологической помощи для населения.
Ожидаемые результаты:
а) рост обращаемости лиц с клиническими признаками гонореи и уретритов негонорейной причины - до 30%;
б) лечение лиц с БППП в неспециализированных медицинских учреждениях - 10%. Срок: 2005 год;
в) лечение лиц с БППП в неспециализированных медицинских учреждениях - 20%. Срок: 2005-2008 гг.
12. Доступность презервативов для населения.
Ожидаемый результат:
- бесплатная раздача презервативов в местах и контингенту лиц, определенных Министерством здравоохранения и социальной защиты, и реализация презервативов через торговую сеть аптек, гостиниц, ресторанов, торговых предприятий, вокзалов и т.д. Срок: 2005-2009 гг.
13. Учет и охват консультациями ВИЧ-инфицированных женщин.
Ожидаемый результат:
- охват консультациями в отношении риска передачи ВИЧ/СПИД-инфекции от матери к плоду во время беременности, родов, вскармливания 100% ВИЧ-инфицированных женщин. Срок: 2005-2009 гг.
14. Доступность ранней диагностики беременности среди ВИЧ/СПИД-инфицированных женщин.
Ожидаемый результат:
- охват ультразвуковым исследованием ВИЧ/СПИД-инфицированных беременных женщин для установления срока беременности. Срок: 2005- 2009 гг.
15. Доступность презервативов для ВИЧ/СПИД-инфицированных женщин.
Ожидаемый результат:
- распространение презервативов среди ВИЧ/СПИД-инфицированных женщин. Срок: 2005-2009 гг.
16. Обеспечение медицинского обслуживания лиц ВИЧ-положительных и больных СПИДом.
Ожидаемый результат:
- госпитализация больных СПИДом, ВИЧ/СПИД-инфицированных и доступность специфического антиретровирусного лечения. Срок: 2005- 2009 гг.
17. Эпидемиологический надзор, государственный мониторинг за ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП.
Ожидаемые результаты:
а) осуществление эпидемиологического надзора за ВИЧ/СПИД-инфекцией и БППП в Приднестровской Молдавской Республике и ее административных территориях. Срок: 2005-2009 гг.;
б) осуществление "дозорного" эпидемиологического надзора:
1) потребителей наркотиков - 500 человек;
2) с клиническими признаками БППП - 300 человек;
3) беременных женщин - 800 человек;
4) контингента пенитенциарных учреждений - 300 человек;
5) женщин, практикующих коммерческий секс, - 100 человек;
6) лиц, возвратившихся из-за пределов Приднестровской Молдавской Республики, - 100 человек;
7) контингент учреждений для сирот - 40 человек. Срок: 2005-2009 гг.
8. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
1. Координация мероприятий Программы и контроль за ходом ее реализации осуществляется Государственной межведомственной комиссией по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции и БППП, которая создается согласно настоящей Программе.
2. Механизм реализации Программы предусматривает формирование координационных планов совместных действий задействованных в Программе министерств и ведомств, органов управления.
3. Координационный план содержит перечень конкретных мероприятий и управленческих мер, вытекающих из системы мероприятий Программы, определяет разграничение деятельности исполнителей.
4. Министерствао здравоохранения и социальной защиты проводит ежеквартальный анализ эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИД-инфекции, БПППП и доводит информацию до заинтересованных лиц.
5. Государственная межведомственная комиссия ежегодно представляет доклад о ходе реализации Программы Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики.
9. Бюджет Программы (в рублях ПМР)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Стратегии, | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Всего | Из | Из |
| мероприятия | | | | | | 2005- | республиканского | других |
| | | | | | | 2009 | бюджета | источников |
| | | | | | | | | (выделенные |
| | | | | | | | | гранты) |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Разработка | 10000 | 10000 | - | - | - | 20000 | 20000 | |
| территориальных | | | | | | | | |
| программ (городских, | | | | | | | | |
| районных) по | | | | | | | | |
| профилактике | | | | | | | | |
| ВИЧ/СПИД-инфекции, | | | | | | | | |
| БППП | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Обеспечение | 70000 | 70000 | 70000 | 70000 | 70000 | 350000 | 350000 | - |
| безопасности | | | | | | | | |
| переливаний крови и | | | | | | | | |
| предупреждение | | | | | | | | |
| передачи ВИЧ/СПИД- | | | | | | | | |
| инфекции через | | | | | | | | |
| кровь | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Внедрение | 59904 | 59904 | 59904 | 59904 | 59904 | 299520 | 14760 | 149760 |
| программ, | | | | | | | | |
| основанных на | | | | | | | | |
| стратегии снижения | | | | | | | | |
| вреда среди | | | | | | | | |
| потребителей | | | | | | | | |
| наркотиков | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Профилактика | 9250 | 9075 | 8950 | 8800 | 9125 | 45200 | 22600 | 22600 |
| передачи ВИЧ/СПИД- | | | | | | | | |
| инфекции половым | | | | | | | | |
| путем | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Доступность | 156 | 114 | 114 | 114 | 114 | 613 | 613 | - |
| диагностики и | | | | | | | | |
| личения лиц с БППП | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Разработка и | 19500 | 19500 | 19500 | 19500 | 19500 | 97500 | 19500 | 78000 |
| тиражирование | | | | | | | | |
| просветительских | | | | | | | | |
| материалов | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Обеспечение | 160000 | 160000 | 160000 | 160000 | 160000 | 800000 | 400000 | 400000 |
| качественной | | | | | | | | |
| медицинской помощи, | | | | | | | | |
| в том числе с | | | | | | | | |
| применением | | | | | | | | |
| специфических | | | | | | | | |
| противовирусных | | | | | | | | |
| препаратов | | | | | | | | |
| (на 100 лиц) | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Эпидемиологический | 65100 | 65100 | 65100 | 65100 | 65100 | 325500 | 325500 | - |
| надзор и | | | | | | | | |
| государственный | | | | | | | | |
| мониторинг за ВИЧ/ | | | | | | | | |
| СПИД-инфекцией, | | | | | | | | |
| включая"дозорный" | | | | | | | | |
| надзор за | | | | | | | | |
| контингентами | | | | | | | | |
| сповышенным риском | | | | | | | | |
| заражения | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Эпидемиологический | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 21000 | 14700 | 6300 |
| надзор и | | | | | | | | |
| государственный | | | | | | | | |
| мониторинг, включая | | | | | | | | |
| "дозорный" надзор | | | | | | | | |
| за БППП | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Обеспечение | 60000 | 60000 | 30000 | 30000 | 30000 | 210000 | 100000 | 110000 |
| диагностики | | | | | | | | |
| ВИЧ/СПИД-инфекции | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| Мониторинг лечения | - | - | - | 174000 | - | 174000 | 174000 | - |
| ВИЧ/СПИД | | | | | | | | |
|----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|------------------|-------------|
| ИТОГО | 614899 | 571799 | 531674 | 705524 | 531849 | 2955745 | 2169085 | 786660 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Экономическое обоснование Программы
1. Разработка территориальных программ (городских, районных) по профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции, БППП.
На первом этапе разрабатываются территориальные программы для городов Тирасполь, Бендеры, Рыбница, на втором этапе для Слободзейского, Григориопольского, Дубоссарского, Рыбницкого и Каменского районов. Предусматривается разработка программ в 2005-2006 гг. с финансовым покрытием 20000 рублей из республиканского бюджета:
а) ежегодное (2005-2006 гг.) приобретение 2 компьютеров по 4000 рублей - 8000 рублей;
б) ежегодные (2005-2006 гг.) организационные и канцелярские расходы - 2000 рублей;
Всего на 2005-2009 годы 10000 х 2 = 20000 рублей.
2. Обеспечение безопасности переливаний крови и предупреждение передачи ВИЧ/СПИД-инфекции через кровь.
Предусматривает обследование 10000 доноров ежегодно, с финансовым покрытием 70000 рублей из республиканского бюджета:
- ежегодное число доноров х 7,0 рублей (стоимость одного теста) = 70000 рублей в год.
Всего на Программу 350000 рублей.
3. Внедрение программ, основанных на стратегии снижения вреда, среди потребителей наркотиков.
Финансовые затраты планируются на закупку одноразовых шприцев, презервативов, а также на расходы по организации и распределению гуманитарной помощи среди лиц группы риска (шприцевые наркоманы). Предусматривается в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница, Дубоссары и Слободзея с финансовым покрытием ежегодных расходов:
а) на приобретение шприцев для 200 лиц, употребляющих наркотики, х 2 шприца в неделю х 52 недели х 0,48 руб. (цена шприца) = 9984 руб.;
б) на приобретение презервативов для 200 лиц х 3 шт. в неделю х 52 недели х 1,6 руб. (цена 1 шт.) = 49920 рублей.
Итого в год 59 904 рубля.
Всего на Программу 299520 рублей, в том числе из республиканского бюджета - 149760 рублей, из проектов, которые будут выдвинуты для получения грантов, - 149760 рублей.
4. Профилактика передачи ВИЧ/СПИД-инфекции половым путем.
Предусматривается приобретение для ГУ ЦГиЭ средств технического оснащения для медико-гигиенического воспитания населения (магнитофон, телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, видеоплеер пишущий, видеоклипы), в том числе: в 2005 году на сумму 9250 рублей, 2006 году - 9075 рублей, 2007 году - 8950 рублей, 2008 году - 8800 рублей, 2009 году - 9125 рублей (Приложение).
Всего на Программу 45200 рублей, в том числе из республиканского бюджета - 22600 рублей, из проектов, которые будут выдвинуты для получения грантов, - 22600 рублей.
5. Доступность диагностики и лечения лиц с БППП:
а) бесплатное обследование на сифилис всего подлежащего контингента, на гонорею, трихомониаз и хламидиоз подлежащего контингента из детского населения, всего в год - 90954 рублей, в том числе:
1) исследование на сифилис: общая сумма - 85813,60 руб.
КСР: количество исследований - 13372
стоимость 1-го исследования - 4 руб.30 коп.
сумма - 57499,60 руб.
МРС: количество исследований - 21780
стоимость 1-го исследования - 1,30 руб.
сумма - 28314 руб.
2) исследования на детскую гонорею: общая сумма - 1173 руб.
количество произведенных бактериоскопических
исследований в год - 102
стоимость 1-го исследования - 2,90 руб.
сумма - 295,80 руб.
количество бактериологических исследований в год - 102
стоимость 1-го исследования - 8,60 руб.
сумма - 877,20 руб.
3) исследование на трихомоноз (детский):
общая сумма - 3450 руб.
количество произведенных бактериоскопических
исследований в год - 300
стоимость 1-го исследования - 2,90 руб.
сумма - 870 руб.
количество бактериологических исследований - 300
стоимость 1-го исследования - 8,60 руб.
сумма - 2580 руб.
4) исследование на хламидии (дети):
общая сумма - 517,50 руб.
количество исследований в люминисцентном микроскопе в год - 45
стоимость 1-го исследования - 11,50 руб.
б) бесплатное лечение ИППП, всего в год - 23066 рублей, в том числе:
1) лечение сифилиса: общая сумма - 21581,2 руб.
количество лиц, получивших амбулаторное лечение бензатин-бензилпенициллином за год, - 484
стоимость препаратов на 1 курс лечения 1-го больного - 8,95 руб. (5 флаконов бензатин-бензилпенициллина по 1,79 руб. за 1 фл.)
сумма - 4331,80 руб.
количество лиц, получивших лечение в стационаре пенициллином за год, - 144 человека
стоимость пенициллина на 1 курс лечения 1-го больного - 77,70 руб. (70 флаконов по 1,11 руб.)
сумма - 11188,80 руб.
количество лиц, получивших повторное лечение пенициллином:
78 человек по 77,70 руб.
сумма - 6060,60 руб.
2) лечение детской гонореи: общая сумма - 504,56 руб.
количество случаев детской гонореи по ПМР за 2003 год - 34
стоимость лечения 1-го больного - 14,84 руб.
(канамицин - 6 флаконов по 1,70 руб. за штуку - 10,20 руб.;
левомицетин по 1,16 руб. за конвалюту - 4,64 руб.)
3) лечение трихомониаза детского: общая сумма - 836 рублей
количество случаев - 100
стоимость лечения 1-го больного:
30 таблеток метронидазола на курс лечения 1,72 руб. (по 1,15 руб. за 20 таблеток) для 50 человек - 86 руб.
30 таблеток трихопола на курс лечения 30 руб. (по 10 руб. за 20 таблеток) для 50 человек - 750 руб.
4) лечение детского хламидиоза: общая сумма - 144 руб.
количество случаев - 15
стоимость лечения 1-го больного - 9,60 руб. (1 гр. доксициклина по 1,60 руб., на курс лечения - 6,0 гр.).
Общая сумма, необходимая для проведения диагностики и лечения БППП, на год составляет 114020 руб;
в) медицинское оборудование, лабораторные принадлежности и диагностикумы. Для внедрения лабораторных исследований, необходимых для выявления врожденного сифилиса, скрытого сифилиса, сифилиса нервной системы, хламидиоза, микоплазмоза, цитомегаловируса и генитального герпеса, необходимо приобрести в 2005 году оборудование, лабораторные принадлежности и диагностикумы:
1) иммуноферментный анализатор - 26993,64 рубля или 3487,55 долларов США, стартовый набор - 1026 рублей или 132,58 дол. США;
2) пипетки одноканальные - 985,92 рубля или 127,38 дол. США переменного объема 5-50 мл;
3) механические микропипетки с фиксированным объемом без сбрасывателя наконечника:
1 - канальная 10 мкл (300 мкл) - 162,54 рубля или 21 дол. США;
20 мкл (300 мкл) - 162,54 рубля или 21 дол. США;
4) наконечники к микропипеткам 10 мл., микротип в штативе (96 шт.) - 74,3 руб. или 9,60 дол. США
5) сифилис ТРНА (1000 определений) - 1802,18 руб. или 232,84 дол. США;
6) сифилис RPR (500 определений) - 715,18руб. или 92,40 дол. США;
7) сифилис ИФА иммуноглобулины M и G (96 опр.) - 712,08 руб. или 92 дол. США;
8) микоплазма полный набор 2124,63 руб. или 274,50 дол. США;
9) хламидия ИФА:
иммуноглобулины М - 1618,43 руб. или 209,10 дол. США;
иммуноглобулины А - 1412,55 руб. или 182,50 дол. США;
иммуноглобулины G - 1412,55 руб. или 182,50 дол. США;
10) цитомегаловирус ИФА (96 опр.)
иммуноглобулины М - 1205,7 руб. или 155,70 дол. США;
иммуноглобулины G - 1079,73 руб. или 139,50 дол. США;
11) герпес генитальный ИФА (96 опр.) - 1205,12 руб. или 155,70 дол. США;
12) масло иммерсионное нефлюоресцирующее для РИФ (50 мл.) - 154,8 руб. или 20 дол. США;
13) жидкость монтирующая для РИФ (50 мл.) - 77,4 руб. или 10 дол. США;
Итого: 42935 руб. ПМР или 5545,85 дол. США ( курс 1 дол. США на 16 февраля 2004 года - 7,74 руб. ПМР).
Всего в 2005 году - 156945 рублей.
В последующие годы - 114020 рублей в год.
Всего на Программу - 613025 рублей ПМР.
6. Разработка и тиражирование просветительных материалов.
Просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты) 50000 экземпляров х 0,39 рубля = 19500 рублей, в том числе 3900 рублей из республиканского бюджета и 15600 рублей из проектов, которые будут выдвинуты для получения грантов, ежегодно.
Всего на Программу 97500 рублей, в том числе из республиканского бюджета 19500 рублей и 78000 рублей из других источников.
7. Обеспечение качественной медицинской помощью, в том числе с применением специфических противовирусных препаратов (на 100 лиц).
В соответствии с рекомендациями ВОЗ для лечения ВИЧ/СПИД-инфицированных и больных СПИД применяется специфическая антиретровирусная терапия 3-4 препаратами.
Ежегодному антиретровирусному лечению подлежат 270 ВИЧ/СПИД-инфицированных. Однако с учетом дифференцированного подхода к назначению лечебных препаратов под контролем иммунограммы планируется охватить не менее 100 ВИЧ/СПИД-инфицированных.
Стоимость годового курса лечения составляет 1600 рублей х 100 лиц = 160000 рублей ежегодно, в том числе из республиканского бюджета 80000 рублей и из проектов, которые будут выдвинуты для получения грантов, 80000 рублей.
Итого на Программу необходимо предусмотреть 800000 рублей, в том числе из республиканского бюджета 400000 рублей, из проектов, которые будут выдвинуты для получения грантов, 400000 рублей.
8. Эпидемиологический надзор и государственный мониторинг за ВИЧ/СПИД-инфекцией, включая "дозорный" надзор за контингентом с повышенным риском заражения.
Предусмотрено тестирование на ВИЧ/СПИД-инфекцию 1000 лиц внутривенных потребителей наркотиков, 3200 лиц с клиническими признаками БППП, 1500 заключенных пенитенциарных учреждений, 500 тестируемых анонимно, 1100 человек по клинико-эпидемиологическим показаниям, 1000 реципиентов крови и ее препаратов, 1000 лиц, возвратившихся из-за пределов Приднестровской Молдавской Республики. Итого 9300 тестов х 7,0 руб. = 65100 рублей ежегодно из республиканского бюджета.
Всего 325500 рублей из республиканского бюджета.
9. Эпидемиологический надзор и государственный мониторинг, включая "дозорный" надзор за БППП:
- тестирование 300 лиц, выезжающих за пределы Приднестровской Молдавской Республики, 300 лиц, приезжающих в Приднестровскую Молдавскую Республику из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Итого 600 тестов х 7,0 руб. = 4200 рублей ежегодно.
Всего на Программу 21000 рублей, в том числе 14700 рублей из республиканского бюджета и 6300 рублей из других источников.
10. Обеспечение диагностики ВИЧ/СПИД-инфекции:
а) подтверждающие тесты (Western Blot): 80 исследований х 216 руб. = 17280 рублей ежегодно;
б) тесты для определения иммунного статуса: 168 тестов х 75,71 руб. = 12720 рублей ежегодно;
в) лабораторное оборудование для лаборатории иммунодиагностики ВИЧ/СПИД-инфекции 60000 рублей в 2 этапа, в том числе 30000 рублей в 2005 году и 30000 рублей в 2006 году.
Всего 210000 рублей, в том числе 100000 рублей из республиканского бюджета и 110000 рублей из других источников.
11. Мониторинг лечения ВИЧ/СПИД:
- оборудование для проведения реакции цепной полимеразы и оценки вирусной насыщенности: 174000 рублей на 2008 год.