ПРИК МРМР 5 июля 2016 № 795 САЗ 16-36  
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 5 сентября 2016 г.

Регистрационный № 7557

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                                                      Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

5 июля 2016 г.

№ 795

 

Приложение к Приказу

Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 5 июля 2016 г. № 795

 

Государственный образовательный стандарт

начального профессионального образования по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение при формировании ОПОП:

а) мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка - тракторист;

б) мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка - слесарь по ремонту сельскохозяйственных

машин и оборудования;

в) мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка - водитель автомобиля;

г) мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка - водитель мототранспортных средств.

6. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

7. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования сельскохозяйственного назначения, в т.ч. тракторов и комбайнов на гусеничном и колесном ходу, автомобилей.

8. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) тракторы, самоходные и другие сельскохозяйственные машины;

б) прицепные и навесные устройства;

в) оборудование животноводческих ферм и комплексов;

г) механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;

д) автомобили категории «С»;

е) инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

ж) технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования.

9. Обучающийся по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка готовится к следующим видам деятельности:

а) выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования;

б) выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования;

в) выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве;

г) транспортировка грузов.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности;

з) ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

11. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования:

1) ПК 1.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта;

2) ПК 1.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей;

3) ПК 1.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

4) ПК 1.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их;

5) ПК 1.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование;

6) ПК 1.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования;

б) выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования:

1) ПК 2.1. Собирать и устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях;

2) ПК 2.2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования;

3) ПК 2.3. Выполнять плановое, ресурсное (перед отправкой в ремонт) и заявочное диагностирование автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования;

4) ПК 2.4. Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин;

в) выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве:

1) ПК 3.1. Безопасно управлять тракторами с прицепными, полунавесными и навесными сельскохозяйственными орудиями, самоходными и другими сельскохозяйственными машинами при выполнении работ в растениеводстве, животноводстве, кормопроизводстве и других сельскохозяйственных производствах;

2) ПК 3.2. Обеспечивать безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов на тракторах.

3) ПК 3.3. Заправлять топливом и смазывать тракторы, навесные и прицепные сельскохозяйственные орудия, самоходные и другие сельскохозяйственные машины;

4) ПК 3.4. Проводить техническое обслуживание машинно-тракторных агрегатов;

г) транспортировка грузов:

1) ПК 4.1. Управлять автомобилями категории «С»;

2) ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов;

3) ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования;

4) ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств;

5) ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы;

6) ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

 

6. Требования и содержание структуры основной профессиональной образовательной программы

 

12. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

13. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

14. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

15. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

16. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения составляет 43/65 недель в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

17. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

18. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

19. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

20. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

22. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

23. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

24. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

25. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели.

26. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования

27. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

28. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) преподавателями, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессионального модуля), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель»;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю обучения. Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

29. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

30. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

31. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

32. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) инженерной графики;

2) технической механики;

3) материаловедения;

4) управления транспортным средством и безопасности движения;

5) безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

б) лаборатории:

1) технических измерений;

2) электротехники;

3) тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;

4) оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;

5) автомобилей;

6) диагностики;

7) технических испытаний и качества работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники;

в) мастерские:

1) слесарная;

2) пункт технического обслуживания;

г) тренажеры, тренажерные комплексы:

1) тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством;

2) электрифицированный стенд для обнаружения неисправностей электрооборудования сельскохозяйственных машин и оборудования.

д) полигоны:

1) автодром, трактородром;

2) гараж с учебными автомобилями категории «С»;

е) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

ж) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

33. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, в том числе практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

34. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровcкой Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

35. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

36. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

37. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

38. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

39. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведении итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

40. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

41. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 35.01.14

Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 

Сроки

получения НПО по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования

Тракторист Водитель автомобиля

Водитель мототранспортных средств

10 мес.

Основное общее образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 35.01.14

Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

284

196

 

 

1. Уметь:

а) читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

б) выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

2. Знать:

а) виды нормативно-технической и производственной документации;

б) правила чтения технической документации;

в) способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

г) правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

д) технику и принципы нанесения размеров;

 

 

ОП.01.

Основы

технического

черчения

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.3-3.4

ПК 4.3-4.5

3. Уметь:

а) выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

б) выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

в) подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;

4. Знать:

а) основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

б) особенности строения металлов и сплавов;

в) основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

г) виды обработки металлов и сплавов;

д) виды слесарных работ;

е) правила выбора и применения инструментов;

ж) последовательность слесарных операций;

з) приемы выполнения общеслесарных работ;

и) требования к качеству обработки деталей;

к) виды износа деталей и узлов;

л) свойства смазочных материалов;

 

 

ОП.02.

Основы

материало-

ведения и

технология

обще-

слесарных

работ

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.3-3.4

ПК 4.1-4.4

5. Уметь:

а) читать кинематические схемы;

б) проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

в) производить расчет прочности несложных деталей и узлов;

г) подсчитывать передаточное число;

д) пользоваться контрольно- измерительными приборами и инструментом;

6. Знать:

а) виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

б) типы кинематических пар;

в) характер соединения деталей и сборочных единиц;

г) принцип взаимозаменяемости;

д) основные сборочные единицы и детали;

е) типы соединений деталей и машин;

ж) виды движений и преобразующие движения механизмы;

з) виды передач;

и) их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

к) передаточное отношение и число;

л) требования к допускам и посадкам;

м) принципы технических измерений;

н) общие сведения о средствах измерения и их классификацию;

 

 

ОП.03.

Техническая

механика

с основами

технических

измерений

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.3-3.4

ПК 4.1-4.4

7. Уметь:

а) читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

б) рассчитывать параметры электрических схем;

в) собирать электрические схемы;

г) пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

д) проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

8. Знать:

а) электротехническую терминологию;

б) основные законы электротехники;

в) типы электрических схем;

г) правила графического изображения элементов электрических схем;

д) методы расчета электрических цепей;

е) основные элементы электрических сетей;

ж) принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

з) схемы электроснабжения;

и) основные правила эксплуатации электрооборудования;

к) способы экономии электроэнергии;

л) основные электротехнические материалы;

м) правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

 

 

ОП.04.

Основы

электротехники

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.3-3.4

ПК 4.1-4.4

9. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно- учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

10. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

32

ОП.05.

Безопасность

жизнедеятельности

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.3-3.4

ПК 4.1-4.6

П.00

Профессиональный учебный цикл

500

340

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

500

340

 

 

ПМ.01

Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт: выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;

2. Уметь:

а) пользоваться нормативно-технической и технологической документацией;

б) проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;

в) выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;

г) осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;

д) проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;

е) выполнять работы с соблюдением требований безопасности;

ж) соблюдать экологическую безопасность производства;

3. Знать:

а) виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ;

б) правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;

в) технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования;

г) общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин;

д) свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;

е) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

 

 

МДК.01.01. Технологии

слесарных

работ

по ремонту и

техническому

обслуживанию

сельскохозяйст-

венных

машин и

оборудования

ОК 1-8

ПК 1.1-1.6

ПМ.02

Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт: регулировки, монтажа, сборки и ремонта агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

2. Уметь:

а) осуществлять разборку и сборку агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

б) монтировать и регулировать узлы и механизмы автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

в) проводить испытания узлов и механизмов автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, контрольно-измерительной аппаратуры, пультов, приборов и другого сельскохозяйственного оборудования;

г) выявлять и устранять дефекты при проверке во время эксплуатации и в процессе ремонта автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин с прицепными и навесными устройствами;

д) осуществлять контроль за сохранностью и техническим состоянием автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

е) составлять дефектовочные ведомости на ремонт оборудования;

3. Знать:

а) назначение и оснащение стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта;

б) порядок и правила проведения операций по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин и их сборочных единиц;

в) порядок и правила использования средств технического обслуживания и ремонта;

г) условия регулировки агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственной техники в стационарных и полевых условиях;

д) требования экологической безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники.

 

 

МДК.02.01. Технологии

сборки и ремонт

агрегатов и

сборочных единиц сельскохозяйст-

венных

машин и оборудования

ОК 1-8

ПК 2.1-2.4

ПМ.03

Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;

б) выполнения механизированных работ в растениеводстве и животноводстве;

в) технического обслуживания мототранспортных средств;

2. Уметь:

а) выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;

б) перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;

в) выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;

г) выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;

д) оформлять первичную документацию;

3. Знать:

а) устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;

б) мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;

в) правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;

г) правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;

д) методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;

е) пути и средства повышения плодородия почв;

ж) средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;

з) способы выявления и устранения недостатков в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;

и) правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;

к) содержание и правила оформления первичной документации.

 

 

МДК.03.01.

Технологии выполнения

механизированных

работ в

сельском

хозяйстве

ОК 1-8

ПК 3.1-3.4

ПМ.04

Транспортировка грузов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт: управления автомобилями категории «С»;

2. Уметь:

а) соблюдать Правила дорожного движения;

б) безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

в) управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

г) выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

д) заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

е) устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

ж) соблюдать режим труда и отдыха;

з) обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;

и) получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

к) принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

л) соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

м) использовать средства пожаротушения;

3. Знать:

а) основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

б) правила эксплуатации транспортных средств;

в) правила перевозки грузов и пассажиров;

г) виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

д) назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

е) правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

ж) порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;

з) перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

и) приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

к) правила обращения с эксплуатационными материалами;

л) требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

м) основы безопасного управления транспортными средствами;

н) порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

о) порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

п) комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

р) приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

с) правила применения средств пожаротушения.

 

 

МДК.04.01.

Теоретическая

подготовка водителей

автомобилей

категории «С»

ОК 1-8

ПК 4.1-4.6

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

1. Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б)основы здорового образа жизни.

80

40

 

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

ОК 8

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./

39 нед

684/1404

 

ОК 1-8

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.6

ПК 3.1-3.6

ПК 4.1-4.6

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 35.01.14

Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./ 65 нед.