Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики
О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики»
В соответствии со статьями 65, 72 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в порядке законодательной инициативы:
1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Куличенко Е.Н., Полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики Кипяткову А.Г., заместителя министра – начальника Государственной службы социально-трудовых отношений Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Васильева И.В.
Президент
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
В. Красносельский
|
г. Тирасполь
10 мая 2017 г.
№ 137рп
Пояснительная записка
к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики»
а) данный проект закона разработан в рамках гармонизации действующего законодательства о государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации в части оптимизации продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, изменения правил расчета дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет в зависимости от стажа государственной гражданской службы, установления конкретной продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, совершенствования порядка замены части оплачиваемого отпуска гражданского служащего денежной компенсацией, а также в целях сокращения бюджетных расходов.
Так, законопроектом предлагается пересмотр продолжительности следующих видов отпусков на государственной гражданской службе:
1) ежегодного основного оплачиваемого отпуска (далее по тексту – основной отпуск);
2) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (далее по тексту – дополнительный отпуск за выслугу лет);
3) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день (далее по тексту – дополнительный отпуск за ненормированный служебный день).
Так, действующей редакцией пунктов 3, 4 статьи 43 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2012 года № 53-З-V «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-18) (далее – Закон) установлена дифференцированная продолжительность основного отпуска в зависимости от группы замещаемой должности государственной гражданской службы:
а) по высшим и главным должностям – 35 календарных дней;
б) по должностям иных групп – 30 календарных дней.
Следует отметить, что нормами действующего трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики предусмотрена возможность установления удлиненной продолжительности основного отпуска, превышающей 28 календарных дней, лишь отдельным категориям работников. При этом положений относительно учета при определении такой продолжительности уровня замещаемых должностей, объема и сложности выполняемых задач и полномочий, а также ответственности за их выполнение трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики не содержит.
Учитывая, что на государственной гражданской службе предусматриваются отдельные виды отпусков, учитывающие продолжительность стажа государственной гражданской службы, а также объем и сложность выполняемых задач и полномочий, исходя из которых гражданским служащим устанавливается ненормированный служебный день, законопроектом предлагается установление одинаковой продолжительности основного отпуска для всех гражданских служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей – 30 календарных дней.
Относительно порядка предоставления дополнительного отпуска за выслугу лет, отмечаем, что в соответствии с нормами действующего законодательства о государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год государственной гражданской службы.
Между тем, принимая во внимание, что одной из основополагающих целей предоставления дополнительного отпуска за выслугу лет является мотивация гражданских служащих к продолжительной профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе, проектом закона предусмотрены также изменения в пункт 5 статьи 43 вышеназванного Закона в части повышения стимулирующей роли данного вида отпуска посредством сохранения установленной Законом максимальной продолжительности с одновременным пересмотром требований к стажу государственной гражданской службы, исходя из которого определяется продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет.
Так, законопроектом предлагается установить следующее соотношение продолжительности стажа государственной гражданской службы и дополнительного отпуска за выслугу лет:
а) при стаже государственной гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;
б) при стаже государственной гражданской службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
в) при стаже государственной гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;
г) при стаже государственной гражданской службы 15 лет и более – 10 календарных дней.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить оптимизацию бюджетных расходов на оплату отпусков гражданских служащих в связи с существенным усилением дифференциации продолжительности дополнительного отпуска за выслугу лет в зависимости от стажа государственной гражданской службы, сохраняя при этом мотивационную составляющую данного вида отпуска и обеспечивая единство подходов к организации государственной гражданской службы.
Кроме того, представленным проектом закона предлагается дополнительно урегулировать вопросы, связанные с предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.
Пунктом 4 статьи 42 Закона установлена только нижняя граница продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, составляющая 3 календарных дня.
Таким образом, действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики предоставлено право государственному органу самостоятельно определять максимальную продолжительность указанного отпуска своим локальным нормативным актом. В связи с чем из-за отсутствия законодательно установленных ограничений продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день локальными нормативными актами отдельных государственных органов может быть предусмотрена чрезмерно высокая продолжительность данного отпуска.
При этом отсутствие единых требований к продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день приведет также к существенной дифференциации в условиях прохождения государственной гражданской службы в различных государственных органах.
Так, в целях урегулирования данных вопросов законопроектом предусмотрено установление императивной нормы относительно продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в количестве 3 календарных дней.
Одновременно отмечаем, что работникам организаций, финансируемых из республиканского бюджета и внебюджетного фонда, также установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, максимальная продолжительность которого составляет 3 календарных дня в соответствии с Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 24 января 2014 года № 25 «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и внебюджетного фонда» (САЗ 14-4).
Также законопроектом предусматриваются редакционные изменения статьи 43 Закона в части включения положений, регулирующих вопросы предоставления гражданским служащим дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, исключив их из статьи 42 вышеназванного Закона.
Относительно дополнения статьи 43 Закона нормами, регламентирующими порядок замены части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, или любого количества дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего денежной компенсацией, отмечаем, что указанные нормы разработаны в целях гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации в данной сфере правового регулирования, а также установления единообразных подходов к порядку предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. К сведению, статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены нормы, аналогичные представленным в законопроекте.
Кроме того, немаловажным фактором разработки указанного проекта закона является и то, что на практике предусмотренные законодательством отпуска не всегда используются в полном объеме, в связи с чем при продолжительном прохождении государственной гражданской службы неиспользованные отпуска гражданского служащего подлежат накоплению, что противоречит положениям статьи 35 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также статье 21 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, гарантирующих право работников на полноценный отдых, позволяющий обеспечить восстановление сил в свободное от работы время.
В части урегулирования вопросов, связанных с перенесением отпусков по инициативе представителя нанимателя, проектом закона установлено, что в исключительных случаях, когда предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему в полном объеме в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается возможность переноса части ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней, на следующий служебный год.
При этом, учитывая нормы пункта 3 статьи 124 и статьи 126 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, настоящим проектом закона представлены нормы об использовании перенесенной части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, в течение 12 месяцев после окончания того служебного года, за который она была предоставлена, или замене указанной части отпуска денежной компенсацией.
Принимая во внимание установленное действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики право гражданского служащего на использование в течение служебного года в полном объеме ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, принятие предлагаемых дополнений гарантирует гражданскому служащему право выбора – использовать установленные законодательством отпуска полностью или по согласованию с представителем нанимателя заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией.
Кроме того, в целях исключения возникновения противоречий норм трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики с действующим законодательством о государственной гражданской службе, принятие указанного законопроекта в качестве Закона потребует внесения изменений в статьи 125, 126 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, работа над которыми ведется в настоящее время;
б) в данной сфере правового регулирования в настоящее время действует Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики, Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2012 года № 53-З-V «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-18) с изменениями и дополнением, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 декабря 2013 года № 273-ЗИД-V (САЗ 13-50);
в) принятие данного проекта закона потребует внесения изменений в Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики;
г) реализация данного проекта закона не потребует дополнительных материальных и иных затрат;
д) данный проект закона не потребует принятия отдельного нормативного правового акта о порядке вступления его в силу.
Министр Е. Н. Куличенко
Приложение
к Распоряжению Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 10 мая 2017 года № 137рп
Проект
Закон
Приднестровской Молдавской Республики
О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики»
Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2012 года № 53-З-V «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-18) с изменениями и дополнением, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 декабря 2013 года № 273-ЗИД-V (САЗ 13-50), следующие изменения и дополнения:
1. В первом предложении пункта 3 статьи 42 Закона слова «может быть установлен» заменить словом «устанавливается».
2. Пункт 4 статьи 42 Закона изложить в следующей редакции:
«4. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 43 настоящего Закона».
3. Пункт 5 статьи 42 Закона исключить.
4. Пункт 3 статьи 43 Закона изложить в следующей редакции:
«3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней».
5. Пункт 4 статьи 43 Закона исключить.
6. Пункт 5 статьи 43 Закона изложить в следующей редакции:
«5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
а) при стаже государственной гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;
б) при стаже государственной гражданской службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
в) при стаже государственной гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;
г) при стаже государственной гражданской службы 15 лет и более – 10 календарных дней».
7. Второе предложение части первой пункта 6 статьи 43 Закона исключить.
8. В части второй пункта 6 статьи 43 Закона слово «рабочий» заменить словом «служебный».
9. Статью 43 Закона дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:
«6-1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня».
10. Пункт 8 статьи 43 Закона исключить.
11. Статью 43 Закона дополнить пунктами 9-1, 9-2, 9-3 следующего содержания:
«9-1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
9-2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.
9-3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.