ЗН ППМР 19 апреля 1994 СЗМР 94-2  
»
1
»
0

Закон Приднестровской Молдавской Республики

 

О государственной тайне (Редакция на 05.05.2015)

 

Текст нижеприведенной редакции Закона официально не опубликован (Редакция подготовлена ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных законами Приднестровской Молдавской Республики от 10.07.02, 15.11.07, 05.05.15)

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений преамбулы:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

В настоящем Законе используются следующие понятия:

 

НОСИТЕЛИ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

 

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях;

 

ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

 

ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

 

ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) сопроводительной документации на него;

 

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел I. Общие положения

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 1:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 1. Понятие о государственной тайне

 

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Приднестровской Молдавской Республики и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Приднестровской Молдавской Республики, взявшими на себя обязательства либо обязанности по своему статусу исполнять требования законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 2. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне

 

Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и на Законе Приднестровской Молдавской Республики «О безопасности», включает настоящий Закон, а также положения других законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 3:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 3. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

 

1. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики:

- осуществляет законодательное регулирование отношений в области защиты государственной тайны;

- утверждает статьи республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

- осуществляет парламентский контроль за исполнением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне, в том числе при заключении международных договоров и межправительственных соглашений;

- определяет полномочия должностных лиц из аппарата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по обеспечению защиты государственной тайны в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики;

- в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

2. Президент Приднестровской Молдавской Республики:

- утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

- утверждает «Положение об Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики»;

- утверждает по представлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики «Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», «Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне», а также «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»;

- заключает международные договоры Приднестровской Молдавской Республики о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

- в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

3. Правительство Приднестровской Молдавской Республики:

- организует исполнение Закона Приднестровской Молдавской Республики «О государственной тайне»;

- участвует в разработке  «Положение об Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики»;

- представляет на утверждение Президенту Приднестровской Молдавской Республики «Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», «Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне»;

- устанавливает порядок разработки «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

- организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

- устанавливает размеры и порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены законами или нормативными правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики;

- заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Приднестровской Молдавской Республики о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

- отчитывается перед Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики о своей деятельности в области защиты государственной тайны.

4. Органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

- обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализует предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

- вносят в высшие органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне;

- обеспечивает судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти; рассматривают иные вопросы в области защиты государственной тайны в пределах своей компетенции.

 

Раздел II. Сведения, относимые к государственной тайне

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 4:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 4. Сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне

 

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:

1. Сведения в военной области:

- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному разведыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов;

- о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских образцов вооружений и военной техники;

- о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности режимных и особо-важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также об отводе земель, недр для этих объектов;

- о дислокации, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

- о содержании планов подготовки Приднестровской Молдавской Республики к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники6 об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Приднестровской Молдавской Республики в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;

- о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, обеспечения безопасности населения, о функционировании промышленности, транспорта и связи в целом по Приднестровской Молдавской Республике;

- об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой военной продукции;

- о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность Приднестровской Молдавской Республики;

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

- о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Приднестровской Молдавской Республики, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам;

- о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

- о методах и средствах защиты секретной информации;

- о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны.

 

Раздел III. Засекречивание сведений и их носителей

 

Статья 5. Принципы засекречивания сведений

 

Засекречивание сведений и их носителей - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Засекречивание сведений осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Законность засекречивания сведений заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 4 и 6 настоящего Закона и законодательству Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне.

Обоснованность засекречивания сведений заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из наиболее оптимального сочетания интересов государства, общества и граждан.

Своевременность засекречивания сведений заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

 

Статья 6. Сведения, не подлежащие засекречиванию

 

Не подлежат засекречиванию сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях6 а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографических процессов, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц Приднестровской Молдавской Республики;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти, управления и суда и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, гражданско-правовую, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суде.

 

Статья 7. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

 

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Приднестровской Молдавской Республике вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Приднестровской Молдавской Республики вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, запрещается.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 8:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 8. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

 

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти в лице Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, министерств и ведомств Приднестровской Молдавской Республики, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с «Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утверждаемым Президентом Приднестровской Молдавской Республики. Указанные лица несут установленную законом персональную ответственность за принятие ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений Инспекция по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики формирует «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». В этом перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный перечень утверждается Президентом Приднестровской Молдавской Республики и подлежит обязательному опубликованию, в том числе в средствах массовой информации. Изменения и дополнения вносятся установленным порядком по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни, подлежащие засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружений и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, по решению заказчиков указанных образцов и работ, могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

 

Статья 9. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Приднестровской Молдавской Республики на информацию в связи с ее засекречиванием

 

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном в ст.8 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, организаций, учреждений и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в «Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Засекречивание информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с действующим законодательством. не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Приднестровской Молдавской Республики. Собственник информации вправе обжаловать в суд действие должностных лиц, ущемляющих, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными, порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 10. Порядок засекречивания сведений и их носителей

 

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предлагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

 

Статья 11. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

 

На носителя сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

- о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

- об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

- о регистрационном номере;

- о дате или условии рассекречивания сведений, либо о событии, после наступления которого сведения подлежат рассекречиванию.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями.

Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 12:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 12. Порядок рассекречивания сведений

 

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну6 и на доступ к их носителям.

Основанием для рассекречивания сведений являются:

- взятие на себя Приднестровской Молдавской Республикой международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Приднестровской Молдавской Республике государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, в исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, но не более чем на 50 лет. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменениями Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с Инспекцией по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

 

Статья 13. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

 

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которого они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководитель Архивного управления Приднестровской Молдавской Республики наделяется полномочиями по рассекречиванию носителей сведений составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах архива, в случае делегирования ему таких полномочий организацией - фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации - фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается Инспекцией по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 14. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики о рассекречивании сведений

 

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации6 в том числе в Государственный архив, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе Государственный архив, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Инспекцию по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц ор рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.

 

Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 15:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 15. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

 

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст.8 настоящего Закона находятся эти сведения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений.

Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 16:

Редакция 2 - Закон ПМР от 10.07.02 № 152-ЗИД-III (САЗ 02-28).

 

Статья 16. Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, организациям, учреждениям или гражданам в связи с выполнением работ

 

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, организациям, учреждениям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 8 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения, организации или граждан соответствующего допуска на проведение работ с использованием сведений данной степени секретности.

Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями и организациями договора об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны.

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушения, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и разрешения на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской республики.

 

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам

 

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Приднестровской Молдавской Республики при наличии экспертного заключения Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключенным с ней договором (соглашением).

 

Статья 18. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении компетенции субъектов правоотношений

 

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их компетенции, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожают эти сведения (разработки), сдают на архивное хранение либо передают:

- правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, если этот правопреемник имеет полномочия на проведение работ с использованием указанных сведений;

- другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел VI. Защита государственной тайны

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 19:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 19. Органы защиты государственной тайны

 

К органам защиты государственной тайны относятся:

а) Инспекция по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

Инспекция по защите государственной тайны является постоянно действующим государственным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, в интересах разработки и выполнения соответствующих государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне. Функции Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с «Положением об Инспекции по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, утвержденным Президентом Приднестровской Молдавской Республики;

б) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обеспечения государственной безопасности и охраны государственной границы Приднестровской Молдавской Республики.

Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обеспечения государственной безопасности и охраны государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, организует и обеспечивает защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на него законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

в) Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения (специально уполномоченные лица) обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются подразделения (назначаются специально уполномоченные лица) по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Президентом Приднестровской Молдавской Республики, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 20:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 20. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

 

Допуск должностных лиц и граждан Приднестровской Молдавской Республики к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц, из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

- ознакомление с нормами законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки полномочными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для допуска их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливается нормативными документами, утвержденными Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 20-1:

Редакция 3 - Закон ПМР от 15.11.07 № 337-ЗД-IV (САЗ 07-47).

 

Статья 20-1. Особый порядок допуска к государственной тайне

 

Депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Председатель Счетной палаты Приднестровской Молдавской Республики и его заместитель, Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, его заместители, прокуроры городов, районов и их заместители, руководители межрайонных и специализированных прокуратур и их заместители, судьи на период исполнения ими своих полномочий, адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Указанные лица в письменной форме предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения или распоряжения такими сведениями в нарушение установленного законом порядка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц законодательным актом Приднестровской Молдавской Республики.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 21:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 21. Социальные гарантии и компенсации

 

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

- процентные надбавки к заработной плате, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

- преимущественное право, при прочих равных условиях, на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями структурных и штатных реорганизаций.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 22:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

 

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него не снятой судимости за эти преступления;

- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей, и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

- выявление, в результате проверочных мероприятий, действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики;

- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Проверочные мероприятия осуществляются органами государственной безопасности в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и в объемах, зависящих от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

 

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

 

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

- расторжения с ним трудового договора или контракта в связи с проведением структурных и (или) штатных реорганизаций;

- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

- возникновение обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина об взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжение на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

 

Статья 24. Ограничение прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

 

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть одновременно ограничены в своих правах, в зависимости от степени секретности, до 10 лет со дня увольнения.

Ограничения могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

 

Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну

 

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения и специально уполномоченные лица по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утвержденными Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые ему необходимы для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

 

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне

 

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действий настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 27:

Редакция 2 - Закон ПМР от 10.07.02 № 152-ЗИД-III (САЗ 02-28).

 

Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

 

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения в порядке, предусмотренном законами, регламентирующими вопросы государственного регулирования отдельных видов деятельности, права на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Право на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может быть предоставлено предприятию, учреждению, организации только при выполнении ими следующих условий:

- выполнении требований нормативных документов, утверждаемых Президентом Приднестровской Молдавской Республики или в порядке, им определенном, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

- наличии в их структуре подразделений по защите государственной тайны или специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточное для обеспечения защиты государственной тайны;

- наличии у них сертифицированных средств защиты информации.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 28:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации

 

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Организация сертификации средств защиты информации возлагается на исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обеспечения государственной безопасности и охраны государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обороны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Сертификация осуществляется на основании требований государственных стандартов Приднестровской Молдавской Республики и иных нормативных документов, утверждаемых Правительством Приднестровской Молдавской Республик.

Координация работ по организации сертификации защиты информации возлагается на Инспекцию по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 29:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

 

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в бюджете Приднестровской Молдавской Республики отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы финансов. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь доступ к сведениям соответствующей степени секретности.

 

Раздел III. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

 

Статья 30. Парламентский контроль

 

Контроль Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики за исполнением законодательства Приднестровской Молдавской Республики за исполнением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне и расходованием выделяемых для этого финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. органы государственной власти, осуществляющие защиту государственной тайны, обязаны представить указанным комитетам необходимую информацию.

Представление органами государственной власти сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 31:

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).

 

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

 

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляет Инспекция по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями6 составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в аппаратах Верховного Совета, Президента и Правительства организуется их руководителями и Инспекцией по защите государственной тайны при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 32. Прокурорский надзор

 

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законности принятых при этом решений, осуществляют прокурор Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ему прокуроры.

Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

 

Президент

Приднестровской Молдавской Республики                                                      И. Смирнов

 

г. Тирасполь

19 апреля 1994 г.

 

Текст подготовлен ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Закон ПМР от 19.04.94) на основе следующих нормативных актов:

Редакция 2 - Закон ПМР от 10.07.02 № 152-ЗИД-III (САЗ 02-28);

Редакция 3 - Закон ПМР от 15.11.07 № 337-ЗД-IV (САЗ 07-47);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.05.15 № 76-ЗИД-V (САЗ 15-19).