Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 469 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики и Арбитражным судом Приднестровской Молдавской Республики, на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А.Мартынов
|
г. Тирасполь
17 мая 2017 г.
№ 382р
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 17 мая 2017 года № 382р
Заключение
Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»
Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 469 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики и Арбитражным судом Приднестровской Молдавской Республики, Правительство Приднестровской Молдавской Республики отмечает следующее.
Проект закона, основываясь на целях гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, направлен на исключение полномочий прокурора по истребованию из судов дел, по которым решения, определения, постановления вступили в законную силу.
Необходимо отметить, что объем и содержание полномочий прокурора по участию в арбитражном и гражданском процессах в Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республике значительно отличаются.
Так, в Российской Федерации участие прокурора в гражданском процессе закреплено в двух формах – обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также вступление в процесс и дача заключения по определенным категориям дел (делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами) (часть 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках реализации обозначенных полномочий прокурор в Российской Федерации вправе:
а) обращаться в суд с заявлениями, указанными в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
б) вступать в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;
в) принести представления в суды апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
При этом право принесения апелляционного представления на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, принадлежит исключительно прокурору, участвующему в деле (часть 2 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры (часть 3 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители (часть 3 статьи 391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации допускает внесение представления прокурора в суды апелляционной, кассационной, надзорной инстанций исключительно в случаях его участия в рассмотрении данного дела (в качестве истца либо лица, дающего заключение), в связи с чем прокурор для принятия решения о необходимости принесения соответствующего представления в суды апелляционной, кассационной, надзорной инстанций вправе ознакомиться со всеми материалами дела в рамках полномочий лиц, участвующих в деле (статьи 34, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в отличие от Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает только одну форму участия прокурора – обращение в суд с иском (заявлением) по основаниям, предусмотренным процессуальным законом. Так, в арбитражном процессе прокурор вправе обратиться в Арбитражный суд:
а) с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения (часть 1 статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
б) подача апелляционной жалобы при обжаловании в порядке апелляционного производства решения Арбитражного суда первой инстанции, не вступившего в законную силу (статья 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), кассационной жалобы при обжаловании вступивших в законную силу судебных приказов, вынесенных Арбитражным судом первой инстанции, решений Арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в Арбитражном суде апелляционной инстанции или если Арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановлений Арбитражного суда апелляционной инстанции (статья 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты (статья 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако в порядке надзора Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, полномочия прокурора на обращение в Арбитражный суд с целью соблюдения законности, защиты прав и интересов граждан, публичных образований и юридических лиц, а также в порядке надзора за законностью судебных актов Арбитражного суда ограничены обозначенными рамками. При этом по указанным категориям дел прокурор вправе вступить в дело на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле (пункт 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации в гражданском процессе участие прокурора в порядке надзора допускается только в случаях его участия в рассмотрении данного дела (в качестве истца либо лица, дающего заключение), а в арбитражном процессе участие прокурора в порядке надзора ограничивается категориями дел, в связи с чем прокурор в данных процессах для принятия решения о необходимости принесения соответствующего представления в суд в порядке надзора вправе ознакомиться со всеми материалами дела в рамках полномочий лиц, участвующих в деле.
Ввиду этого, прокурор в Российской Федерации выступает как равноправный участник процесса, в котором пользуется всеми правами, предоставленными лицам, участвующим в деле, в том числе правом знакомиться с материалами дела, что свидетельствует о рациональности отсутствия в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации полномочий прокурора по истребованию из судов дел.
На территории Приднестровской Молдавской Республики процессуальное законодательство предусматривает иной объем полномочий по участию прокурора в гражданском и арбитражном процессах.
Так, прокурор в Приднестровской Молдавской Республике в рамках гражданского процесса вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Приднестровской Молдавской Республики, муниципальных образований (пункт 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики), также прокурор может вступить в процесс и дать заключение по определенным категориям дел (по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом в целях осуществления возложенных на него полномочий, а также по всем делам, рассматриваемым Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики в качестве суда первой инстанции) (пункт 3 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики).
В рамках реализации данных полномочий прокурор наделен правом:
а) по обращению в суд с заявлениями, указанными в пункте 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
б) по вступлению в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом в целях осуществления возложенных на него полномочий, а также по всем делам, рассматриваемым Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики в качестве суда первой инстанции (пункт 3 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики);
в) подачи кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения и определения судов первой инстанции (пункт 4 статьи 48, пункт 5 статья 361 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики); надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления (пункт 4 статьи 48, пункт 2 статья 385 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики);
г) по вступлению в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан (часть третья пункта 3 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики).
Таким образом, прокурор в Приднестровской Молдавской Республике в рамках гражданского процесса является самостоятельной фигурой, наделенной полномочием по вступлению в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан вне зависимости от категории рассматриваемого дела. При этом полномочия прокурора по принесению кассационного или надзорного представления не ограничивается условием его участия в рассмотрении данного дела в суде.
В свою очередь, Арбитражное процессуальное законодательство Приднестровской Молдавской Республики также предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Приднестровской Молдавской Республики, муниципальных образований (в целях обеспечения законности на любой стадии арбитражного процесса вступить в рассматриваемое судом дело). В части реализации данных полномочий прокурор вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением:
а) об оспаривании подзаконных нормативных правовых актов или их отдельных положений, ненормативных правовых актов органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, органов местного самоуправления, центрального банка Приднестровской Молдавской Республики, а также решений и действий (бездействия) этих органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, государственными (муниципальными) учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Приднестровской Молдавской Республики или доля участия муниципального образования;
в) о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, государственными (муниципальными) учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Приднестровской Молдавской Республики или доля участия муниципального образования (пункт 6 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики).
Кроме того, в Приднестровской Молдавской Республике прокурору также предоставлено право на обращение в Арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов (пункт 2 статьи 4 и пункт 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики).
Таким образом, прокурор в Приднестровской Молдавской Республике в рамках арбитражного процесса может обратиться в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, причем в данном случае прокурор сам определяет необходимость защиты государственных и общественных интересов или отсутствие таковой на любой стадии судопроизводства, в том числе в надзорной инстанции.
Необходимо отметить, что прокурор вправе обращаться с заявлением в суд в защиту общественных интересов, предъявлять иск в защиту прав каких-либо лиц, указывая на то, что нарушение их прав приобрело особое общественное значение и в рамках реализации полномочий в гражданском и арбитражных процессах прокурор может принести надзорное представление на судебный акт, вступивший в силу.
Однако отсутствие в действующем процессуальном законодательстве ограничения по участию прокурора в кассационной и надзорной инстанциях исключительно по делам, в которым было обеспечено его участие, свидетельствует о необходимости закрепления возможности ознакомления прокурора со всеми материалами дела в целях принятия решения о направлении соответствующего представления. В этой связи в Гражданском процессуальном кодексе Приднестровской Молдавской Республики и Арбитражном процессуальном кодексе Приднестровской Молдавской Республики установлена процедура для ознакомления с материалами дела, для своевременного и обоснованного реагирования на нарушения законов, предоставляя прокурору право по истребованию дел.
Исходя из обозначенного выше можно говорить о том, что процессуальное законодательство Приднестровской Молдавской Республики устанавливает иную систему участия прокурора в процессе, нежели закрепленная в Российской Федерации.
Так, Арбитражный процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики и Гражданский процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики предоставляют прокурору более широкие полномочия в арбитражном и гражданском процессах для реализации своих основных функций, а также предусматривают возможность для реализации этих полномочий посредством ознакомления с материалами дела, в которых прокурор не принимал участия как лицо, участвующее в деле, в виде истребования дел из судов для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора или надзорного представления прокурора.
Следовательно, исключение из процессуального законодательства возможности истребования дел из судов прокурорами без пересмотра системы участия прокурора в судебном процессе представляется нецелесообразным, так как может привести к невозможности реализации некоторых полномочий прокуроров, которые закреплены в процессуальном законодательстве Приднестровской Молдавской Республики.
В рамках этого Правительство Приднестровской Молдавской Республики отмечает, что данным законопроектом предлагается точечное изменение действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики в рамках гармонизации с законодательством Российской Федерации, не принимая во внимание сложившуюся в Российской Федерации систему регламентации правоотношений в указанной сфере деятельности, которая значительно отличается от приднестровского урегулирования порядка участия прокурора в процессах.