ПРИК МРМР 10 августа 2016 № 949 САЗ 16-34  
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 25 августа 2016 г.

Регистрационный № 7543

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                       Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

10 августа 2016 г.

№ 949

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 10 августа 2016 г. № 949

 

Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по специальности

 

4. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования.

5. Сроки получения СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

6. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки.

7. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

8. Сроки получения СПО по ОПОП базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

9. Область профессиональной деятельности выпускников: совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем.

10. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) компьютерные системы;

б) автоматизированные системы обработки информации и управления;

в) программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);

г) математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;

д) трудовые коллективы.

11. Техник-программист готовится к следующим видам деятельности:

а) разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем;

б) разработка и администрирование баз данных;

в) участие в интеграции программных модулей;

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

12. Программист готовится к следующим видам деятельности:

а) разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем;

б) разработка и администрирование баз данных;

в) участие в интеграции программных модулей;

г) участие в ревьюировании программных продуктов;

д) сопровождение программного обеспечения компьютерных систем;

е) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

13. Техник-программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

г) ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

14. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем:

1) ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;

2) ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;

3) ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств;

4) ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей;

5) ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля;

6) ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций;

б) разработка и администрирование баз данных:

1) ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных;

2) ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (далее - СУБД);

3) ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных;

4) ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

в) участие в интеграции программных модулей:

1) ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения;

2) ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему;

3) ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств;

4) ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев;

5) ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования;

6) ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию;

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

15. Программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

г) ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

16. Программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем:

1) ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;

2) ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;

3) ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств;

4) ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей;

5) ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля;

6) ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций;

б) разработка и администрирование баз данных:

1) ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных;

2) ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной СУБД;

3) ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных;

4) ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

в) участие в интеграции программных модулей:

1) ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения;

2) ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему;

3) ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств;

4) ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев;

5) ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования;

6) ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию;

г) участие в ревьюировании программных продуктов:

1) ПК 4.1. Осуществлять ревьюирование кода и технической документации;

2) ПК 4.2. Выполнять процесс измерения характеристик компонент программного продукта;

3) ПК 4.3. Производить исследование и оптимизацию созданного программного кода с использованием специализированных программных средств;

4) ПК 4.4. Оказывать консультационную поддержку другим разработчикам в части реализации спроектированных компонент;

д) сопровождение программного обеспечения компьютерных систем:

1) ПК 5.1. Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем;

2) ПК 5.2. Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности;

3) ПК 5.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения;

4) ПК 5.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем;

е) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

17. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общего гуманитарного и социально-экономического;

2) математического и общего естественнонаучного;

3) профессионального;

б) разделов:

1) учебная практика;

2) производственная практика (по профилю специальности);

3) производственная практика (преддипломная);

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

18. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

19. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОПОП базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

20. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

21. Структура основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки определяется в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

22. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель в соответствии с Приложением № 5 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

23. Структура основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки определяется в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

24. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель в соответствии с Приложением № 7 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

25. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание основной профессиональной образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

26. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и профессиональные модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего согласно Приложению № 3 к настоящему ГОС СПО.

в) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

г) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

д) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;

е) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

ж) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

з) должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

27. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

28. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

29. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

30. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

31. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

32. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

33. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

34. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

35. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 39 нед.

б) промежуточная аттестация - 2 нед.

в) каникулы - 11 нед.

36. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования в объёме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, по очно-заочной - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

37. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

38. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня согласно действующему законодательству по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня согласно действующему законодательству в области, соответствующей преподаваемой дисциплине (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

39. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

40. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

41. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

42. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) социально-экономических дисциплин;

2) иностранного языка;

3) математических дисциплин;

4) стандартизации и сертификации;

5) экономики и менеджмента;

6) социальной психологии;

7) безопасности жизнедеятельности;

б) лаборатории:

1) технологии разработки баз данных;

2) системного и прикладного программирования;

3) информационно-коммуникационных систем;

4) управления проектной деятельностью;

в) полигоны:

1) вычислительной техники;

2) учебных баз практики;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

43. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организациях профессионального образования в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий организация профессионального образования должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

44. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

45. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

46. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

47. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

48. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

49. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

50. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

51. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Сроки

получения СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для по ОПОП

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО приема на обучение по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Техник - программист

2 года 10 месяцев

Основное общее образование

3 года 10 месяцев

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Сроки

получения СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для прием на обучение по ОПОП

Наименование квалификации углубленной подготовки

Срок получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Программист

3 года 10 месяцев

Основное общее образование

4 года 10 месяцев

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Перечень

профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы

 

Код профессии в соответствии с Приказом Министерства Просвещения ПМР от 7 сентября 2015 года № 925 «Об утверждении и введении в действие перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональная подготовка»

Наименование профессий

рабочих, должностей служащих

16199

Оператор электронно- вычислительных машин

14995

Наладчик технологического оборудования

 

Приложение № 4

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В том

числе

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных курсов

(МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

3186

2124

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

648

432

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2.Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01.

Основы

философии

ОК 1 - 9

3.Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

4.Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1 - 9

5.Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

6.Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

 

168

ОГСЭ.03.

Иностранный

язык

ОК 1 - 9

7.Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

8.Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

336

168

ОГСЭ.04.

Физическая

культура

ОК 2,3,6

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

432

288

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

а) выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;

б) решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;

в) применять методы дифференциального и интегрального исчисления;

г) решать дифференциальные уравнения;

д) пользоваться понятиями теории комплексных чисел;

2.Знать:

а) основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;

б) основы дифференциального и интегрального исчисления;

в) основы теории комплексных чисел;

 

 

ЕН.01. Элементы

высшей

математики

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2,

2.4, 3.4

3.Уметь:

формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;

4.Знать:

а) основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;

б) формулы алгебры высказываний;

в) методы минимизации алгебраических преобразований;

г) основы языка и алгебры предикатов;

 

 

ЕН.02.

Элементы

матема-

тической

логики

ОК 1 - 9

ПК 1.1,

1.2, 2.4,

3.4

5.Уметь:

а) применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

б) пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;

в) применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;

6.Знать:

а) основные понятия комбинаторики;

б) основы теории вероятностей и математической статистики;

в) основные понятия теории графов.

 

 

ЕН.03. Теория

вероят-

ностей

и матема-

тическая

статистика

ОК 1 - 9

ПК 1.1,

1.2, 2.4,

3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2106

1404

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1.Уметь:

а) управлять параметрами загрузки операционной системы;

б) выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

в) управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;

г) управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

2.Знать:

а) основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

б) архитектуры современных операционных систем;

в) особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;

г) принципы управления ресурсами в операционной системе;

д) основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах;

1080

720

ОП.01.

Опера-

ционные

системы

ОК 1 - 9

ПК 1.3,

2.3,

3.2, 3.3

3.Уметь:

а) получать информацию о параметрах компьютерной системы;

б) подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;

в) производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем;

4.Знать:

а) базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;

б) типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;

в) организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;

г) процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;

д) основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;

е) основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам;

 

 

ОП.02.

Архитектура

компью-

терных

систем

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2,

1.5, 2.3, 2.4,

3.1, 3.2, 3.4

5.Уметь:

а) выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;

б) определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;

в) осуществлять модернизацию аппаратных средств;

6.Знать:

а) основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

б) периферийные устройства вычислительной техники;

в) нестандартные периферийные устройства;

 

 

ОП.03.

Технические

средства

информа-

тизации

ОК 1 - 9

ПК 1.5, 2.3,

3.2, 3.3

7.Уметь:

а) обрабатывать текстовую и числовую информацию;

б) применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

в) обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;

8.Знать:

а) назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

б) состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;

в) базовые и прикладные информационные технологии;

г) инструментальные средства информационных технологий;

 

 

ОП.04.

Информа-

ционные

технологии

ОК 1 - 9

ПК 1,6 3.1,

3.2, 3.4

9.Уметь:

а) работать в среде программирования;

б) реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

10.Знать:

а) этапы решения задачи на компьютере;

б) типы данных;

в) базовые конструкции изучаемых языков программирования;

г) принципы структурного и модульного программирования;

д) принципы объектно-ориентированного программирования;

 

 

ОП.05.

Основы

програм-

мирования

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

3.1

11.Уметь:

а) находить и использовать необходимую экономическую информацию;

б) рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

12.Знать:

а) общие положения экономической теории;

б) организацию производственного и технологического процессов;

в) механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

г) материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

д) методику разработки бизнес-плана;

 

 

ОП.06.

Основы

экономики

ОК 1 - 9

ПК 2.3, 2.4

13.Уметь:

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

14.Знать:

а) права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

б) законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

 

 

ОП.07.

Правовое

обеспечение

профессио-

нальной

деятель-

ности

ОК 1 - 9

ПК 2.4, 3.6

15.Уметь:

а) разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

б) определять сложность работы алгоритмов;

16.Знать:

а) основные модели алгоритмов;

б) методы построения алгоритмов;

в) методы вычисления сложности работы алгоритмов;

 

 

ОП.08.

Теория

алгоритмов

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2

17.Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

18.Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.09.

Безопасность

жизнедея-

тельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6

ПМ.00

Профессиональные модули

1026

684

 

 

ПМ.01

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;

б) разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;

в) использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;

г) проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

2.Уметь:

а) осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;

б) создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;

в) выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;

г) оформлять документацию на программные средства;

д) использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

3.Знать:

а) основные этапы разработки программного обеспечения;

б) основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;

в) основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;

г) методы и средства разработки технической документации.

 

 

МДК.01.01.

Системное

програм-

мирование

МДК.01.02.

Прикладное програм-

мирование

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6

ПМ.02

Разработка и администрирование баз данных

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

б) использования средств заполнения базы данных;

в) использования стандартных методов защиты объектов базы данных;

2.Уметь:

а) создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам;

б) работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

в) формировать и настраивать схему базы данных;

г) разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;

д) создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

е) применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

3.Знать:

а) основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

б) основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

в) современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

г) методы описания схем баз данных в современных СУБД;

д) структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

е) методы организации целостности данных;

ж) способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

з) основные методы и средства защиты данных в базах данных;

и) модели и структуры информационных систем;

к) основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;

л) информационные ресурсы компьютерных сетей;

м) технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;

н) основы разработки приложений баз данных.

 

 

МДК.02.01.

Инфоком-

муникацион-

ные

системы

и сети

 

МДК.02.02.

Технология

разработки

и защиты

баз

данных

ОК 1 - 9

ПК 2,1-2,4

ПМ.03

Участие в интеграции программных модулей

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) участия в выработке требований к программному обеспечению;

б) участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

2.Уметь:

а) владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

б) использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

3.Знать:

а) модели процесса разработки программного обеспечения;

б) основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

в) основные подходы к интегрированию программных модулей;

г) основные методы и средства эффективной разработки;

д) основы верификации и аттестации программного обеспечения;

е) концепции и реализации программных процессов;

ж) принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;

з) методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

и) основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;

к) стандарты качества программного обеспечения;

л) методы и средства разработки программной документации.

 

 

МДК.03.01.

Технология разработки

программного

обеспечения

 

МДК.03.02.

Инстру-

ментальные

средства

разработки

программного

обеспечения

 

МДК.03.03.

Докумен-

тирование

и сертифи-

кация

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.6

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1350

900

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

4536

3024

 

 

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

 

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 5

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

84 нед.

Учебная практика

25 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

 

Приложение № 6

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В том

числе

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов

(МДК)

Коды формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

4482

2988

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

930

620

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2.Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01. Основы

философии

ОК 1 - 9

3.Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

4.Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

б) сущность и причины локальных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1 - 9

5.Уметь:

а) применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

б) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

6.Знать:

а) взаимосвязь общения и деятельности;

б) цели, функции, виды и уровни общения;

в) роли и ролевые ожидания в общении;

г) виды социальных взаимодействий;

д) механизмы взаимопонимания в общении;

е) техники и приемы общения, правила слушания,

ведения беседы, убеждения;

ж) этические принципы общения;

з) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

 

48

ОГСЭ.03.

Психология

общения

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.4

7.Уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

8.Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

357

238

ОГСЭ.04.

Иностранный

язык

ОК 1 - 9

9.Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

10.Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

476

238

ОГСЭ.05.

Физическая

культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

а) выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;

б) решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;

в) применять методы дифференциального и интегрального исчисления;

г) решать дифференциальные уравнения;

д) пользоваться понятиями теории комплексных чисел;

2.Знать:

а) основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;

б) основы дифференциального и интегрального исчисления;

в) основы теории комплексных чисел;

510

340

ЕН.01. Элементы

высшей

математики

ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2,

2.4, 3.4

3.Уметь:

формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;

4.Знать:

а) основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;

б) формулы алгебры высказываний;

в) методы минимизации алгебраических преобразований;

г) основы языка и алгебры предикатов;

 

 

ЕН.02.

Элементы

матема-

тической

логики

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2, 2.4, 3.4

5.Уметь:

а) применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

б) пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;

в) применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;

6.Знать:

а) основные понятия комбинаторики;

б) основы теории вероятностей и математической статистики;

в) основные понятия теории графов;

 

 

ЕН.03.

Теория

вероят-

ностей и

матема-

тическая

статистика

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2, 2.4, 3.4

7.Уметь:

а) использовать основные численные методы решения математических задач;

б) выбирать оптимальный численный метод для решения поставленной задачи;

в) давать математические характеристики точности исходной информации и оценивать точность полученного численного решения;

г) разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата;

8.Знать:

а) методы хранения чисел в памяти электронно-вычислительной машины (далее - ЭВМ) и действия над ними, оценку точности вычислений;

б) методы решения основных математических задач - интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ.

 

 

ЕН.04.

Численные

методы в

програм-

мировании

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2 2.4, 3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

3042

2028

 

 

ОП.01

Общепрофессиональные дисциплины

1228

818

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1.Уметь:

а) управлять параметрами загрузки операционной системы;

б) выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

в) управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

г) управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

2.Знать:

а) основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

б) архитектуры современных операционных систем;

в) особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;

г) принципы управления ресурсами в операционной системе;

д) основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах;

 

 

ОП.01.

Опера-

ционные

системы

ОК 1 - 9 ПК 1.3, 2.3

3.2, 3.3

3.Уметь:

а) получать информацию о параметрах компьютерной системы;

б) подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;

в) производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем;

4.Знать:

а) базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;

б) типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;

в) организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;

г) процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;

д) основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;

е) основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам;

 

 

ОП.02.

Архитектура

компью-

терных

систем

ОК 1 - 9

ПК 1.1,

1.2,

1.5, 2.3,

2.4, 3.1,

3.2, 3.4

5.Уметь:

а) выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;

б) определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;

в) осуществлять модернизацию аппаратных средств;

6.Знать:

а) основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

б) периферийные устройства вычислительной техники;

в) нестандартные периферийные устройства;

 

 

ОП.03.

Технические

средства

инфор-

матизации

ОК 1 - 9

ПК 1.5, 2.3, 3.2, 3.3

7.Уметь:

а) обрабатывать текстовую и числовую информацию;

б) применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

в) обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;

8.Знать:

а) назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

б) состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;

в) базовые и прикладные информационные технологии;

г) инструментальные средства информационных технологий;

 

 

ОП.04.

Инфор-

мационные

технологии

ОК 1 - 9

ПК 1.6, 3.1,

3.2, 3.4

9.Уметь:

а) работать в среде программирования;

б) реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

10.Знать:

а) этапы решения задачи на компьютере;

б) типы данных;

в) базовые конструкции изучаемых языков программирования;

г) принципы структурного и модульного программирования;

д) принципы объектно-ориентированного программирования;

 

 

ОП.05.

Основы

програм-

мирования

ОК 1 - 9

ПК 1.1 -

1.5, 3.1

11.Уметь:

а) находить и использовать необходимую экономическую информацию;

б) рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

12.Знать:

а) общие положения экономической теории;

б) организацию производственного и технологического процессов;

в) механизмы ценообразования на продукцию(услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

г) материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

д) методику разработки бизнес-плана;

 

 

ОП.06.

Основы

экономики

ОК 1 - 9

ПК 2.3, 2.4

13.Уметь:

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

14.Знать:

а) права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

б) законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

 

 

ОП.07.

Правовое

обеспечение

профессио-

нальной

деятель-

ности

ОК 1 - 9

15.Уметь:

а) разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

б) определять сложность работы алгоритмов;

16.Знать:

а) основные модели алгоритмов;

б) методы построения алгоритмов;

в) методы вычисления сложности работы алгоритмов;

 

 

ОП.08.

Теория

алгоритмов

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2

17.Уметь:

а) подбирать аналитические методы исследования математических моделей;

б) использовать численные методы исследования математических моделей;

в) работать с пакетами прикладных программ аналитического и численного исследования математических моделей;

18.Знать:

а) основные принципы построения математических моделей;

б) основные типы математических моделей, используемых при описании сложных систем и при принятии решений;

в) классификацию моделей, систем, задач и методов;

г) методику проведения вычислительного эксперимента с использованием электронной вычислительной техники;

д) методы исследования математических моделей разных типов;

 

 

ОП.09.

Матема-

тическое

модели-

рование

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2, 5.1, 5.3, 5.4

19.Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

20.Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,

в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.10.

Безопас-

ность

жизнедея-

тельности

ОК 1 - 9

ПК

1.1 - 1.6,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6,

4.1 - 4.4,

5.1 - 5.4

ПМ.00

Профессиональные модули

1814

1210

 

 

ПМ.01

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;

б) разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;

в) использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;

г) проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

2.Уметь:

а) осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;

б) создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;

в) выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;

г) оформлять документацию на программные средства;

д) использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

3.Знать:

а) основные этапы разработки программного обеспечения;

б) основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;

в) основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;

г) методы и средства разработки технической документации.

 

 

МДК.01.01.

Системное

програм-

мирование

 

МДК.01.02.

Прикладное

програм-

мирование

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6

ПМ.02

Разработка и администрирование баз данных

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

б) использования средств заполнения базы данных;

в) использования стандартных методов защиты объектов базы данных;

2.Уметь:

а) создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам;

б) работать с современными Case-средствами проектирования баз данных;

в) формировать и настраивать схему базы данных;

г) разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;

д) создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

е) применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

3.Знать:

а) основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

б) основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

в) современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

г) методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных;

д) структуры данных в СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

е) методы организации целостности данных;

ж) способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

з) основные методы и средства защиты данных в базах данных;

и) модели и структуры информационных систем;

к) основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;

л) информационные ресурсы компьютерных сетей;

м) технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;

н) основы разработки приложений баз данных.

 

 

МДК.02.01.

Инфокомму-

никационные

системы

и сети

 

МДК.02.02.

Технология

разработки

и защиты

баз

данных

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.4

ПМ.03

Участие в интеграции программных модулей

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) участия в выработке требований к программному обеспечению;

б) участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

2.Уметь:

а) владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

б) использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

3.Знать:

а) модели процесса разработки программного обеспечения;

б) основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

в) основные подходы к интегрированию программных модулей;

г) основные методы и средства эффективной разработки;

д) основы верификации и аттестации программного обеспечения;

е) концепции и реализации программных процессов;

ж) принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;

з) методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

и) основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;

к) стандарты качества программного обеспечения;

л) методы и средства разработки программной документации.

 

 

МДК.03.01.

Технология разработки

программного

обеспечения

 

МДК.03.02.

Инструмен-

тальные

средства

разработки

программного

обеспечения

 

МДК.03.03.

Докумен

тирование и

сертификация

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.6

ПМ.04

Участие в ревьюировании программных продуктов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) работы с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций;

б) измерения характеристик программного проекта;

в) использования основных методологий процессов разработки программного обеспечения;

г) оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств;

2.Уметь:

а) работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций;

б) выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств;

в) использовать методы и технологии тестирования и ревьюирования кода и проектной документации;

г) разграничивать подходы к менеджменту программных проектов;

д) применять стандартные метрики по прогнозированию затрат, сроков и качества;

3.Знать:

а) задачи планирования и контроля развития проекта;

б) вопросы кадровой политики менеджера программных проектов;

в) функциональные роли в коллективе разработчиков;

г) принципы построения системы деятельностей программного проекта;

д) современные стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения;

е) основы экономики программной инженерии;

ж) основные методы оценки бюджета, сроков и рисков разработки программ.

 

 

МДК.04.01.

Модели-

рование

и анализ

програм-

много

обеспечения

 

МДК.04.02.

Управление

проектами

ОК 1 - 9

ПК 4.1 - 4.4

ПМ.05

Сопровождение программного обеспечения компьютерных систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) настройки отдельных компонент программного обеспечения компьютерных систем;

б) выполнения отдельных видов работ на этапе поддержки программного обеспечения компьютерной системы;

2.Уметь:

а) подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения компьютерных систем;

б) использовать методы защиты программного обеспечения компьютерных систем;

в) проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных систем;

г) производить настройку отдельных компонент программного обеспечения компьютерных систем;

д) анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения;

3.Знать:

а) основные методы и средства эффективного анализа функционирования программного обеспечения;

б) основные виды работ на этапе сопровождения программного обеспечения;

в) основные принципы контроля конфигурации и поддержки целостности конфигурации программного обеспечения;

г) средства защиты программного обеспечения в компьютерных системах.

 

 

МДК.05.01.

Внедрение и

поддержка

програм-

много

обеспечения

компью-

терных

систем

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.4

ПМ.06

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1944

1296

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

6426

4284

 

 

УП.00

Учебная практика

29 нед.

1044

 

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6,

4.1 - 4.4,

5.1 - 5.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 7

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 09.02.03

Программирование в компьютерных

системах

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

119 нед.

Учебная практика

29 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

34 нед.

Итого

199 нед.