Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с изменением и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49):
1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 454 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Антюфеевой Г.М., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики председателя Следственного комитета Приднестровской Молдавской Республики Брынзаря В.И., советника председателя Следственного комитета Приднестровской Молдавской Республики по правовым вопросам – руководителя Управления правового и методического обеспечения Чечельницкую А.П., министра внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики Мову Р.П., начальника Контрольно-правового управления Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики Чеботаря Р.А.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
4 мая 2017 г.
№ 350р
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 4 мая 2017 года № 350р
Заключение
Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики»
Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 454 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Антюфеевой Г.М., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:
1. В проекте закона предлагается Примечание к статье 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в котором дано определение понятию «пытка», изложить в новой редакции.
Так, в редакции законопроекта под пыткой понимается умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное в том числе следователем, лицом, производящим дознание, или иным должностным лицом либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера либо иных лиц.
Таким образом, предлагается квалифицировать как истязание, совершенное с применением пытки, указанные в диспозиции статьи 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики незаконные действия должностных лиц, которыми также являются следователь и дознаватель, направленные на получение каких-либо сведений или признания в совершении чего-либо, а равно наказания за какие-либо действия во взаимосвязи с осуществлением уголовного преследования, то есть фактически за деяния, направленные против правосудия.
Однако статья 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики включена в главу 16 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в которой закреплены составы преступлений, направленные только против жизни и здоровья, а не против правосудия. Таким образом, закрепление в статье 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики Примечания в редакции законопроекта не будет соответствовать предмету регулирования указанной главы.
Необходимо отметить, что действия должностного лица, направленные на причинение физических и (или) психических страданий другому лицу, могут квалифицироваться в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 282 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики как превышение должностных полномочий с причинением насилия или угрозой его применения. Исходя из санкции, предусмотренной подпунктом «а» пункта 3 статьи 282 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, совершение такого деяния является тяжким преступлением. Таким образом, в Уголовном кодексе Приднестровской Молдавской Республики уже содержится норма, предусматривающая ответственность за причинение должностным лицом, в число которых входят следователь и дознаватель, физических и (или) психических страданий другому лицу.
Вместе с тем в целях соблюдения концепции законопроекта предлагаем Примечание к статье 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики изложить в следующей редакции:
«Примечание. Под пыткой в настоящем Кодексе понимается умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное с целью получить от пытаемого или иного лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или другое лицо либо исполнителем которого оно предполагается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, либо иных лиц».
Такая редакция Примечания к статье 114 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики позволит привлекать к уголовной ответственности за совершение истязания с применением пытки всех лиц, за исключением должностных, что будет соответствовать предмету регулирования соответствующей главы Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.
2. В главе 31 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в которой закреплены преступления против правосудия, содержится статья 298, предусматривающая уголовную ответственность за принуждение к даче показаний. Так, объективной стороной преступления, предусмотренного в статье 298 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, является принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание. Часть вторая указанной статьи предусматривает повышенную уголовную ответственность за принуждение к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки. Однако субъектом преступления, предусмотренного статьей 298 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, являются только следователь и лицо, производящее дознание. Напротив, субъектом аналогичного преступного деяния, закрепленного в статье 302 Уголовного кодекса Российской Федерации, является не только следователь и лицо, производящее дознание, но и другое лицо, совершающее противоправные деяния с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание. В этой связи в целях недопущения совершения преступных деяний, указанных в статье 298 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, иным лицом с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, предлагаем диспозицию статьи 298 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики привести в соответствие с диспозицией статьи 302 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, считаем необходимым дополнить статью 1 законопроекта пунктом 2 следующего содержания:
«2. В пункте 1 статьи 298 после слов «со стороны следователя или лица, производящего дознание» дополнить словами «равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание».
3. Исходя из концепции законопроекта важным является недопущение безразличного отношения к проявлению преступных деяний, в частности, причинению физических и (или) нравственных страданий кому бы то ни было со стороны должностных лиц. В этой связи необходимо отметить, что в статье 312 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики предусмотрена уголовная ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений. Вместе с тем не менее значимые негативные последствия возникают при укрывательстве тяжких преступлений. В этой связи предлагаем статью 312 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики дополнить нормами, закрепляющими уголовную ответственность за укрывательство тяжких преступлений, а в качестве квалифицирующего состава предусмотреть ответственность за те же деяния, совершенные должностным лицом. Такая конструкция статьи 312 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики позволит привлекать к уголовной ответственности лиц, укрывающих тяжкие преступления, в том числе действия должностных лиц, направленные на причинение физических и (или) психических страданий кому бы то ни было.