Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»
В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-KЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-KЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (газета «Приднестровье» от 13 декабря 2016 года № 231 (5673)), в порядке законодательной инициативы:
1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальным представителем Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Оболоника С.А.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
29 июня 2017 г.
№ 541р
Пояснительная записка
к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»
а) Проект закона «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» разработан в целях усовершенствования законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности и гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с федеральным законодательством Российской Федерации.
Принятие данного проекта закона позволит упорядочить и систематизировать нормы, регулирующие правоотношения в области осуществления оценочной деятельности, государственного регулирования и контроля за осуществлением оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике, расширить и детализировать основные понятия в области оценочной деятельности.
Настоящим законопроектом вводятся понятия аттестации профессиональных оценщиков (квалификационного экзамена), квалификационного удостоверения (аттестата). Предлагается осуществлять подготовку профессиональных оценщиков на базе высших учебных заведений, что позволит значительно повысить уровень подготовки профессиональных оценщиков.
Законопроектом предусматривается создание Совета по оценочной деятельности (далее - Совет) при уполномоченном исполнительном органе государственной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. В состав Совета могут быть включены представители исполнительных органов государственной власти, представители организаций-оценщиков. Создание Совета позволит всем заинтересованным лицам принять участие в разработке государственной политики в области оценочной деятельности.
Проект закона вводит обязательные требования к содержанию договора на проведение оценки – размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности оценщика, установленной Гражданским кодексом Приднестровской Молдавской Республики. В совокупности с добровольным страхованием гражданской ответственности оценщика, данная норма позволит защитить имущественные интересы потребителей услуг оценщиков, в том числе интересы государства при проведении рыночной оценки государственного имущества.
В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки, в случаях обязательности проведения рыночной оценки, оценщик будет обязан включать информацию о подготовленных заключениях в Единый государственный реестр заключений об оценке. Ведение единого реестра позволит исполнительному органу государственной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, вести мониторинг и осуществлять своевременный контроль в вопросах оценки государственного имущества.
В настоящее время по различным видам оценочной деятельности на территории республики зарегистрировано 78 профессиональных оценщиков с действующим аттестатом на право осуществления оценочной деятельности. Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики зарегистрированы 24 хозяйствующих субъекта, обладающих действующей лицензией в области оценочной деятельности;
б) в данной сфере правового регулирования действуют следующие нормативные правовые акты:
1) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2004 года № 400-З-III «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 04-12);
2) Приказ Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики от 25 марта 2015 года № 53 «Об утверждении Стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» и Стандарта оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости» (Регистрационный № 7086 от 16 апреля 2015 года) (САЗ 15-16);
3) Приказ Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики от 15 октября 2014 года № 135 «Об утверждении Стандарта оценки № 3 «Требования к заключению об оценке» (Регистрационный № 6999 от 9 января 2015 года) (САЗ 15-2);
4) Приказ Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики от 21 декабря 2004 года № 665 «Об утверждении Инструкции по рыночной оценке» (Регистрационный № 3116 от 15 февраля 2005 года) (САЗ 05-8);
в) принятие проекта закона «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» потребует отмены Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2004 года № 400-З-III «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 04-12), а также внесения изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2002 года № 151-З-III «О лицензировании отдельных видов деятельности» (САЗ 02-28) в части изменения субъектов, которые могут осуществлять такой лицензируемый вид деятельности как оценочная деятельность;
г) принятие данного проекта закона потребует внесения изменений и дополнений в подзаконные нормативные правовые акты;
д) реализация настоящего проекта закона не потребует дополнительных материальных и иных затрат;
е) для вступления в силу настоящего проекта закона не требуется принятия отдельных законодательных актов;
ж) в Российской Федерации в данной сфере правового регулирования действует Федеральный закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
Министр экономического развития
Приднестровской Молдавской Республики С. А. Оболоник
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 29 июня 2017 года № 541р
Проект
Закон
Приднестровской Молдавской Республики
Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Приднестровской Молдавской Республике
Оценочная деятельность в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом, иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки государственной, муниципальной и иных форм собственности, проводимой с целью совершения сделок с объектами оценки, а также иных целей.
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
1. Для целей настоящего Закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, предусмотренной стандартами оценки.
2. На территории Приднестровской Молдавской Республики услуги по оценке вправе оказывать только юридические лица, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом, и иным нормативным правовым актам, принятым во исполнение настоящего Закона.
3. Оценщик – юридическое лицо, осуществляющее оценочную деятельность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также органы государственной власти в случаях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Профессиональный оценщик – физическое лицо, имеющее высшее образование, получившее квалификационное удостоверение (аттестат) и осуществляющее оценку.
4. Для целей настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
а) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
б) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
в) объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
г) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
д) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
1. Субъектами оценочной деятельности признаются:
а) с одной стороны – оценщики (юридические лица), уполномоченные органы государственной власти, в случаях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) с другой стороны – потребители их услуг (заказчики).
2. В случае вовлечения в сделку объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности, оценка объектов оценки может проводиться уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и (или) независимым оценщиком, уполномоченным собственником на проведение оценки объектов оценки.
3. Иностранные организации, занимающиеся оценочной деятельностью, могут осуществлять свою деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 5. Объекты оценки
К объектам оценки относятся:
а) отдельные материальные объекты (вещи);
б) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
в) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
г) права требования, обязательства (долги);
д) работы, услуги, информация;
е) результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг;
ж) иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Приднестровской Молдавской Республики установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Статья 6. Право Приднестровской Молдавской Республики, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
1. Приднестровская Молдавская Республика, муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки по основаниям и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
2. Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядка осуществления государственного статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки.
3. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
4. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
1. В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре на проведение оценки (далее – договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
2. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте, не предусмотренном настоящим Законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки.
Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
1. Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
а) при определении стоимости объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
б) при использовании объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности, в качестве предмета залога;
в) при продаже или ином отчуждении объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности;
г) при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности;
д) при передаче объектов оценки, находящихся полностью или частично в государственной или муниципальной собственности, в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы, фонды юридических лиц.
2. Проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
а) при национализации имущества;
б) при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
в) при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
г) при выкупе или ином предусмотренном законодательством Приднестровской Молдавской Республики изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
д) при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
3. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
а) при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики допускается с согласия собственника этого имущества;
б) в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
в) в случае передачи имущества, принадлежащего Приднестровской Молдавской Республике либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам государственной власти либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям;
г) в отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве, если иное не установлено законом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 9. Единый государственный реестр заключений об оценке
1. В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки стоимости объектов оценки, в случаях обязательности проведения оценки объектов оценки, оценщик обязан включать информацию о подготовленных заключениях об оценке в Единый государственный реестр заключений об оценке в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты составления заключения об оценке объекта оценки в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оценочной деятельности (далее – уполномоченный орган, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности).
2. В Единый государственный реестр заключений об оценке подлежат включению дата составления и порядковый номер заключения об оценке, основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки, сведения об оценщике и профессиональном (-ых) оценщике (-ах), описание объекта оценки, дата определения стоимости объекта оценки, определенная рыночная стоимость объекта оценки, информация о результатах проведения проверки заключения об оценке (дата составления, порядковый номер, сведения об уполномоченном должностном лице, проводившем проверку, результаты проведенной проверки), а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки, иные сведения, предусмотренные Законом или иными нормативными правовыми актами в области оценочной деятельности.
Глава 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 10. Основания для проведения оценки объекта оценки
1. Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, а также по решению органа государственной власти, в ведении которого находится объект оценки.
Суд либо орган государственной власти, принявший решение о проведении оценки, самостоятелен в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 11. Обязательные требования к договору на проведение оценки
1. Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме.
2. Договор должен содержать:
а) цель и задача оценки;
б) описание объекта оценки с указанием его вида (объектов оценки с указанием их видов), позволяющее осуществить их идентификацию;
в) вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
г) стоимость услуг и порядок расчета между сторонами;
д) дату определения стоимости объекта оценки;
е) сведения о страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Законом (при его наличии);
ж) указание на стандарты оценки, которые будут применяться при проведении оценки;
з) указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности оценщика, установленной гражданским законодательством и настоящим Законом;
и) сведения о независимости оценщика (юридического лица) и профессионального оценщика в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Закона;
к) сведения о наличии у оценщика лицензии на право осуществления оценочной деятельности и иных предусмотренных действующих законодательством Приднестровской Молдавской Республики документов, необходимых для осуществления оценочной деятельности;
л) сведения о наличии у профессионального оценщика квалификационного удостоверения (аттестата);
м) сроки выполнения работ;
н) права и обязанности заказчика и оценщика;
о) ответственность сторон и порядок разрешения споров.
3. В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с оценщиком, должны быть указаны сведения о профессиональном оценщике, который будет проводить оценку.
4. В отношении оценки объектов государственной или муниципальной собственности договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
5. Датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.
Статья 12. Общие требования к содержанию заключения об оценке объекта оценки
1. Итоговым документом, составленным по результатам определения рыночной или иной стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является заключение об оценке объекта оценки (далее – заключение об оценке).
2. Заключение об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями стандартов оценки и иных нормативных правовых актов уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
3. Заключение об оценке не должно допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В заключении об оценке в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в заключении.
В случае если при проведении оценки объекта оценки невозможно определить рыночную стоимость, и оценка объекта производится по иным видам стоимости, в заключении должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
4. В заключении об оценке должны быть указаны:
а) дата составления и порядковый номер заключения об оценке;
б) основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
в) юридический адрес оценщика и сведения о выданных ему документах на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
г) сведения о профессиональном оценщике, который произвел оценку и информация о выданном ему квалификационном удостоверении (аттестате);
д) цель и задача оценки;
е) точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
ж) стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
з) последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;
и) дата определения стоимости объекта оценки;
к) перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
5. Заключение об оценке также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного подхода (метода) расчета стоимости конкретного объекта оценки. Заключение об оценке может содержать и иные сведения, предусмотренные законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Приднестровской Молдавской Республики могут быть предусмотрены специальные формы заключений об оценке.
6. Заключение об оценке должно быть пронумеровано постранично, прошито (за исключением случаев составления заключения в форме электронного документа), подписано должностным лицом оценщика (юридического лица) и профессиональным оценщиком, который провел оценку, а также скреплено печатью оценщика.
Заключение об оценке, составленное в форме электронного документа, должно быть подписано электронной подписью в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
7. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности, заключение об оценке подлежит опубликованию.
Статья 13. Достоверность заключения как документа, содержащего сведения доказательственного значения
1. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в заключении об оценке, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики, или в судебном порядке не установлено иное.
2. Рыночная стоимость, определенная в заключении об оценке, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение 6 (шести) месяцев с даты составления заключения об оценке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 14. Оспоримость сведений, содержащихся в заключении об оценке
1. В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в заключении об оценке, в том числе и в связи с имеющимся иным заключением об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке или в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики, регулирующим оценочную деятельность.
2. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 15. Права оценщика
1. Оценщик имеет право:
а) выбирать и применять самостоятельно подходы (методы) проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки и другими нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики;
б) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
в) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
г) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной. В случае если отказ в представлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в заключении об оценке;
д) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
е) отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил представление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
ж) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда;
з) страховать гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16. Обязанности оценщика, профессионального оценщика
1. Оценщик обязан:
а) иметь в штате не менее двух профессиональных оценщиков;
б) соблюдать требования настоящего Закона, стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности и обеспечивать соблюдение указанных требований своими работниками;
в) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
г) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
д) не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
е) в случаях, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, представлять копии хранящихся заключений об оценке или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным органам государственной власти по их требованию;
ж) хранить копию заключения об оценке и копии документов, полученных от заказчика, третьих лиц и использованных при проведении оценки объекта оценки, в течение 5 (пяти) лет с даты составления заключения об оценке;
з) представлять профессиональному оценщику информацию о несоответствии оценщика требованиям настоящего пункта, а также сведения о любых изменениях указанной информации не позднее 3 (трех) дней с даты возникновения таких несоответствий и (или) изменений.
2. Профессиональный оценщик обязан:
а) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики, регулирующих оценочную деятельность;
б) сообщать оценщику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения затруднений и обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
в) обеспечить сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц, в ходе проведения оценки объекта оценки;
г) учитывать пожелания заказчика относительно хода проведения работ, если они не затрагивают сферу профессиональной компетенции профессионального оценщика;
д) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
е) представлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также квалификационное удостоверение (аттестат).
Статья 17. Независимость оценщика, профессионального оценщика
1. К оценке объекта оценки не может привлекаться оценщик, если он является учредителем (участником), собственником, акционером, спонсором, выполняет функцию органа управления юридического лица – заказчика, имеет имущественный интерес в объекте оценки.
Оценка объекта оценки не может проводиться профессиональным оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, спонсором, должностным лицом или работником юридического лица – заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве и (или) является аффилированным лицом заказчика.
2. Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
а) в отношении объекта оценки оценщик и (или) профессиональный оценщик имеют вещные или обязательственные права вне договора;
б) оценщик и (или) профессиональный оценщик являются участником (членом) или кредитором юридического лица – заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика и (или) профессионального оценщика.
3. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, профессионального оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
4. Размер оплаты (денежного вознаграждения) за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Статья 18. Страхование гражданской ответственности оценщика
1. Страхование гражданской ответственности оценщика является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей оценочных услуг, и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда.
2. Страхование гражданской ответственности оценщика является добровольным и может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.
Статья 19. Ответственность оценщика, профессионального оценщика
За ненадлежащее выполнение своих обязанностей оценщик, профессиональный оценщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 20. Проверка заключения об оценке
1. Для целей настоящего Закона под проверкой заключения об оценке понимается совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком, профессиональным оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об оценочной деятельности, а также достоверности и достаточности используемой информации, обоснованности сделанных допущений, использования или отказа от использования подходов (методов) к оценке, полноты и последовательности процедур оценки, безошибочности вычислений и обоснованности результата.
Основанием для проведения проверки заключения об оценке является письменное заявление заинтересованного лица.
2. Результатом проверки заключения об оценке является положительный или отрицательный акт проверки, подготовленный уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
3. Положительным признается акт проверки, содержащий вывод о соответствии заключения об оценке требованиям законодательства Приднестровской Молдавской Республики об оценочной деятельности, в том числе настоящего Закона, стандартов оценки и других нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности.
4. Порядок проведения проверки, требования к акту проверки и порядку его утверждения устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
5. Судебная экспертиза в отношении заключения об оценке проводится в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о судебно-экспертной деятельности.
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 21. Регулирование оценочной деятельности
1. Государственное регулирование оценочной деятельности осуществляется уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
2. Контроль за деятельностью оценщиков, профессиональных оценщиков в части соблюдения требований настоящего Закона, стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности осуществляется уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности, и другие органы государственной власти в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 22. Лицензирование оценочной деятельности
Лицензирование оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в порядке и в пределах, установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статья 23. Полномочия уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности
Полномочиями уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности, являются:
а) выработка государственной политики в области оценочной деятельности;
б) нормативное правовое регулирование в области оценочной деятельности;
в) формирование и утверждение программы разработки стандартов оценки;
г) утверждение, с учетом рекомендации совета по оценочной деятельности, стандартов оценки и внесение изменений в действующие стандарты оценки;
д) ведение Единого государственного реестра профессиональных оценщиков;
е) осуществление контроля за соблюдением оценщиками, профессиональными оценщиками требований настоящего Закона, стандартов оценки и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности;
ж) проведение аттестации профессиональных оценщиков;
з) ведение реестра квалификационных удостоверений (аттестатов);
и) обращение в суд с заявлением о привлечении к ответственности оценщика, должностных лиц оценщиков и профессиональных оценщиков за нарушение законодательства об оценочной деятельности;
к) иные функции, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 24. Совет по оценочной деятельности
1. Совет по оценочной деятельности – совещательный орган, участвующий в рассмотрении вопросов государственной политики в области оценочной деятельности.
2. Совет по оценочной деятельности создается при уполномоченном органе, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
3. Совет по оценочной деятельности осуществляет следующие функции:
а) рассматривает проекты стандартов оценки и рекомендует или не рекомендует их для утверждения уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности;
б) рассматривает предложения о совершенствовании деятельности оценщиков, профессиональных оценщиков и, при необходимости, дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
в) рассматривает обращения и ходатайства оценщиков, профессиональных оценщиков в области оценочной деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченному органу, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности;
г) рассматривает проекты нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности и предоставляет рекомендации по их утверждению.
4. Состав совета по оценочной деятельности утверждается руководителем уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
В состав совета по оценочной деятельности входят:
а) представители исполнительных органов государственной власти;
б) представители оценщиков.
5. Председателем совета по оценочной деятельности является руководитель (либо уполномоченное им лицо) уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
6. Решения совета по оценочной деятельности принимаются простым большинством голосов, и его заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50 (пятьдесят) процентов общего числа его членов.
В целях подготовки решений совета по оценочной деятельности могут создаваться его рабочие органы, члены которых не могут быть членами совета по оценочной деятельности.
7. Сведения о деятельности совета по оценочной деятельности и его рабочих органов являются открытыми, общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного органа, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
8. Положение о совете по оценочной деятельности, включающее в себя, в том числе порядок формирования состава совета по оценочной деятельности, ротации его членов и определяющее порядок работы совета по оценочной деятельности, и положение о его рабочих органах утверждаются уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
Статья 25. Стандарты оценки
1. Стандартами оценки определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
2. Стандарты оценки разрабатываются уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы регулирования оценочной деятельности.
Статья 26. Правила деловой и профессиональной этики оценщиков, профессиональных оценщиков
1. Правила деловой и профессиональной этики оценщиков, профессиональных оценщиков утверждаются уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы регулирования оценочной деятельности, по представлению совета по оценочной деятельности.
2. Правила деловой и профессиональной этики оценщиков, профессиональных оценщиков должны соответствовать требованиям Конституции Приднестровской Молдавской Республики, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области оценочной деятельности.
Статья 27. Профессиональное обучение профессиональных оценщиков
Профессиональное обучение профессиональных оценщиков осуществляется государственными и негосударственными организациями высшего профессионального образования.
Статья 28. Аттестация профессиональных оценщиков
1. Профессиональные оценщики, осуществляющие оценочную деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики, должны соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
2. Оценочная деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляется профессиональным оценщиком при наличии квалификационного удостоверения (аттестата) на право осуществления оценочной деятельности, выданного уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
3. Аттестация профессиональных оценщиков (квалификационный экзамен) проводится уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
4. Перечень вопросов для проведения аттестации (квалификационного экзамена), порядок проведения аттестации (квалификационного экзамена), в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, утверждаются уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
Статья 29. Квалификационное удостоверение (аттестат)
1. Квалификационное удостоверение (аттестат) является свидетельством, подтверждающим прохождение аттестации, и выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение, сдало квалификационный экзамен.
2. Типы, формы квалификационных удостоверений (аттестатов), порядок их выдачи и аннулирования, порядок ведения реестра квалификационных удостоверений (аттестатов) утверждаются уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности.
3. Аннулирование квалификационного удостоверения (аттестата) профессионального оценщика осуществляется уполномоченным органом, в функции которого входят вопросы оценочной деятельности, в случае:
а) обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдано квалификационное удостоверение (аттестат) профессионального оценщика;
б) задержки начала деятельности профессионального оценщика более чем на 1 (один) год с даты выдачи ему квалификационного удостоверения (аттестата);
в) выявления нарушения профессиональным оценщиком требований статьи 17 настоящего Закона;
г) неоднократного нарушения профессиональным оценщиком положений настоящего Закона в течение 1 (одного) года.
Статья 30. Саморегулирование оценочной деятельности
1. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе создавать некоммерческие организации любой организационно-правовой формы. Саморегулирование оценочной деятельности распространяется на членов саморегулируемых организаций.
2. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:
а) защищать интересы оценщиков, профессиональных оценщиков;
б) содействовать повышению уровня профессиональной подготовки профессиональных оценщиков;
в) содействовать разработке образовательных программ по обучению профессиональных оценщиков;
г) разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
2. Считать утратившим силу Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2004 года № 400-З-III «Об оценочной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 04-12) с изменениями и дополнением, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 марта 2013 года № 49-ЗИД-V (САЗ 13-9).