Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (папка № 463 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Калиным В.И., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г., начальника Службы государственного надзора Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Ильяшенко Н.А.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
25 мая 2017 г.
№ 425р
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 25 мая 2017 года № 425р
Заключение
Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда»
Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (папка № 463 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Калиным В.И., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:
1. Проектом закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (далее – проект) предлагается распространить действие законодательства об охране труда на отношения между работником и работодателем, состоящими в гражданско-правовых отношениях.
Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 5 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики осуществляется трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики (включая законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда). При этом регулированию отношений в области охраны труда в Трудовом кодексе Приднестровской Молдавской Республики посвящен раздел 10, который содержит перечень обязанностей работодателя, во многом дублирующийся Законом Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2).
Пунктом 7 статьи 11 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера Приднестровской Молдавской Республики (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей). Следовательно, трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики (включая законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда) не распространяется на отношения между лицами, состоящими в гражданско-правовых отношениях на основании договоров, даже если в Гражданском кодексе Приднестровской Молдавской Республики стороны договора поименованы «работником» и «работодателем».
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 5 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики нормы трудового права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным законом, содержащим нормы трудового права, применяются положения настоящего Кодекса. Если вновь принятый закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
В связи с этим, в целях исключения противоречий между нормами Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2) и Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, отмечаем необходимость внесения соответствующих изменений также в Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики.
Кроме того, согласно статье 2 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются физические лица (граждане) и юридические лица. В соответствии со статьей 724 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики на стороне работодателя также могут выступать физические и юридические лица.
Таким образом, предлагая распространить законодательство об охране труда на лиц, работающих на основании гражданско-правового договора, автором проекта предлагается установить обязанности по охране труда на работодателей, в том числе и физических лиц, по договору личного найма, аналогичные тем, которые установлены для работодателя по трудовому договору. К данным обязанностям относятся обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда, проведение периодических медицинских осмотров, организация оптимального режима труда и отдыха и тому подобное.
В связи с тем, что указанные выше обязанности фактически не могут быть реализованы работодателем – физическим лицом по договору личного найма, Правительство Приднестровской Молдавской Республики предлагает распространить действие законодательства об охране труда на отношения между работником и работодателем, состоящими в гражданско-правовых отношениях, только при условии, что работодателем является юридическое лицо.
На основании изложенного необходимо подпункт «б» статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:
«б) часть третью статьи 3 закона изложить в следующей редакции:
«Действие законодательства об охране труда распространяется на работодателей, состоящих с работниками в трудовых, гражданско-правовых отношениях (если работодателем по гражданско-правовому договору является юридическое лицо); работников, состоящих с работодателями в трудовых, гражданско-правовых отношениях (если работодателем по гражданско-правовому договору является юридическое лицо); членов кооперативов, студентов высших учебных заведений и учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях исправительно-трудовых учреждений или предприятий, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства».
Также в рамках третьего чтения рассматриваемого проекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики необходимо предусмотреть изменения пункта 7 статьи 11 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, изложив его в следующей редакции:
«7. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики не распространяется на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
б) членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
в) лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, за исключением законодательства Приднестровской Молдавской Республики об охране труда в случаях, установленных законодательным актом, регулирующим вопросы охраны и безопасности труда;
г) других лиц, если это установлено законом».
2. Частью первой статьи 3 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2) в редакции подпункта «а» статьи 1 законопроекта предлагается установить, что законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, иных актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также международных договоров, ратифицированных Приднестровской Молдавской Республикой, устанавливающих требования безопасности и гигиены к организации труда, средствам производства, технологическим процессам, рабочим местам и т.д.
При этом согласно пункту 1 статьи 5 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 мая 2016 года № 131-З-VI «О международных договорах Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-20) согласие Приднестровской Молдавской Республики на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:
а) подписания договора;
б) обмена документами, образующими договор;
в) ратификации договора;
г) утверждения договора;
д) принятия договора;
е) присоединения к договору;
ж) одобрения договора;
з) принятия решения о распространении норм международного права на территории Приднестровской Молдавской Республики;
и) применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В связи с изложенным согласие Приднестровской Молдавской Республики на обязательность для нее международного договора в сфере охраны и безопасности труда может выражаться не только путем ратификации договора.
Таким образом, автор законопроекта, предлагая включить в законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда лишь международные договоры, ратифицированные Приднестровской Молдавской Республикой, тем самым ограничивает круг международных договоров в сфере охраны и безопасности труда, которые могут применяться на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Согласно подпункту «ж» части первой статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2002 года № 123-З-III «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-19) при осуществлении правотворческой деятельности в Приднестровской Молдавской Республике должны соблюдаться правила законодательной техники, иными словами при осуществлении правотворчества не должно быть употребление аббревиатур и сокращений.
Учитывая обозначенное, полагаем необходимым подпункт «а» статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«а) часть первую статьи 3 Закона изложить в следующей редакции:
«Законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, иных актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также международных договоров, заключенных Приднестровской Молдавской Республикой, устанавливающих требования безопасности и гигиены к организации труда, средствам производства, технологическим процессам, рабочим местам и так далее».