Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с изменением и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49), в порядке законодательной инициативы:
1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Куличенко Е.Н., первого заместителя министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Федотова О.А., директора Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики Березу А.А., заместителя директора Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики по финансам Кротову А.В.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
5 сентября 2017 г.
№ 755р
Пояснительная записка
к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
а) Настоящий законопроект разработан в целях сокращения дефицита бюджета Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики (далее - Фонда). С этой целью планируется выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет только при условии фактического нахождения лица, осуществляющего уход за ребенком, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Необходимость внесения изменений и дополнений обусловлена ежегодным увеличением, начиная с 2010 года, дефицита Фонда и необходимостью беспроцентного заимствования средств со специального газового счета с последующим переводом на внутренний долг государства. Так в 2010 году сумма заимствования Государственным фондом обязательного социального страхования Приднестровской Молдавской Республики составила 13 300 000 рублей, в 2011 году – 22 730 000 рублей, в 2012 году – 8 300 000 рублей.
Если посмотреть динамику изменения расходов за 2010 год, когда в связи с принятием Закона Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2010 года № 199-ЗИД-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 10-43), увеличился размер пособия в 2,1 раза, а также в соответствии с которым право получения данного вида пособия сохранялось в случае выхода на работу лица, находившегося в отпуске по уходу за ребенком, то видно, что средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2010 увеличился в 2 раза; количество выплаченных пособий рассматриваемого вида в 2010 году увеличилось на 785 пособий, при этом расходы Фонда на эти цели в 2010 году выросли на 9 964 853 рубля или в 2,1 раза.
Средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2009 году составил 296 рублей; в 2010 году размер пособия составил 607 рублей (средний размер пособий увеличился в 2,1 раза); в 2011 году - 776 рублей (рост - 28%); в 2012 году в сумме 827,47 рублей (рост – 6,6%); в 2013 году размер пособия составил 946,69 руб. (рост – 14,4%); в 2014 году составил 983,2 рубля; в 2015 году размер пособия составил 986,5 рублей (средний размер пособий увеличился на 0,3%); в 2016 году – 1 004,6 рублей (рост – 1,8%); в 2017 году запланирован в сумме 1 067 рублей (рост – 6,2%).
Количество выплаченных пособий рассматриваемого вида в 2009 году составило 30 505, в 2010 году - 31 290 (рост на 785 пособий), в 2011 году – 36 291 (рост на 5 001 пособие или на 16%), в 2012 году – 36 003 пособия (снижение на 288 пособий или на 0,8%); в 2013 году составило 35 722 (снижение на 5,7%); в 2014 году составило 36 239 (рост на 1,4%), в 2015 году - 38 139 (рост на 1 900 пособий или на 5,2%, в 2016 году – 37 477 (снижение на 662 пособия или на 1,7%), в 2017 году – 38 325 пособий (рост на 848 пособий или на 2,3%).
Расходы Фонда на эти цели в 2009 году составили 9 042 727 рублей, в 2010 году – 19 007 580 рублей (рост на 9 964 853 рубля или в 2,1 раза), в 2011 году – 28 144 035 рублей (рост на 9 136 445 рублей или на 48,1%), по плану на 2012 год – 29 791 300 рублей (рост на 1 647 265 рубля или на 5,9%); в 2013 году составили 33 817 535 рублей (рост на 4 026 235 рублей или на 13,5%); на в 2014 году составили 35 631 627 рублей (рост 1 814 092 рубля или 5,4%), в 2015 году – 37 623 841 рубль (рост на 1 992 214 рублей или на 5,6%), в 2016 году – 37 648 718 рублей (рост на 24 687 рублей или на 0,1%), по плану на 2017 год – 40 892 775 рублей (рост на 3 244 057 рублей или на 8,6 %).
Экономический эффект от введения данной нормы будет виден по результатам исполнения бюджета Фонда, после сведения данных, представленных на основании отчетности организаций.
В целях сокращения расходов на выплату пособий из бюджета Фонда и снижения дефицита Фонда проект закона предусматривает выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет исключительно в случае фактического нахождения лица, осуществляющего уход за ребенком, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункт а) пункта 1 статьи 12 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 апреля 2002 года № 121-З-III «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 02-18) в редакции проекта).
В настоящее время матери, выходя на работу до достижения ребенком возраста полутора лет, получают и заработную плату, и соответствующее пособие. Кроме того, в случае временной нетрудоспособности как самой женщины, так и осуществления ухода за больным ребенком, ей в соответствии с действующим законодательством положено как пособие по уходу за ребенком, так и пособие по временной нетрудоспособности, что значительно увеличивает расходы Фонда.
В результате проведенного сравнительно-правового анализа действующего законодательства стран СНГ следует отметить, что, например, в Республике Беларусь ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения им возраста трех лет. Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет имеют фактически осуществляющие уход за ним мать или отец, усыновитель, опекун ребенка. Члены семьи или другие родственники ребенка имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в случае нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Размер пособия устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране:
1) на одного ребенка - 35 % среднемесячной заработной платы;
2) на второго и последующих детей - 40 % среднемесячной заработной платы.
3) на ребенка-инвалида - 45 % среднемесячной заработной платы.
При этом в случае выхода на работу лица, осуществляющего фактический уход за ребенком на условиях, предусматривающих его занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени, размер такого пособия подлежит уменьшению и составляет 50 процентов от полного размера.
В Российской Федерации в данной сфере правового регулирования действует Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которым право на получение такого пособия возникает только в случае фактического нахождения лица, осуществляющего уход, в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается в размере 40 % среднего заработка, но не менее 3 065,69 рублей РФ (или 776,23 рублей ПМР) по уходу за первым ребенком и 6 131,37 рублей РФ (или 1552,46 рублей ПМР) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более - 12 262,76 рублей РФ (или 3 104,93 рублей ПМР).
В Республике Молдова, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается как до полутора лет (для незастрахованных лиц), так и до трех лет (для застрахованных лиц). При этом размер ежемесячного пособия по воспитанию ребенка до достижения им возраста 3-х лет для застрахованных граждан составляет 30% среднемесячного застрахованного дохода за последние предшествовавшие месяцу рождения ребенка 12 календарных месяцев (календарные месяцы дородового отпуска заменяются тем же числом календарных месяцев, непосредственно предшествовавших расчетному периоду), на которые начислялись индивидуальные взносы социального страхования, но не менее 400 леев на каждого ребенка. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет для незастрахованных лиц составляет 400 леев (или 34,64 рубля ПМР). Право на ежемесячное пособие по воспитанию ребенка до достижения им возраста трех лет имеют застрахованные лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Пунктом 2 статьи 12 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 апреля 2002 года № 121-З-III «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 02-18) в редакции проекта – исключается право на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в случае продолжения застрахованными лицами работы, службы, при продолжении деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов. Данная норма вводится с целью установления права на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для граждан, осуществляющих фактический уход за ребенком, независимо от источника финансирования расходов.
Пунктами 1, 2 статьи 12 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 апреля 2002 года № 121-З-III «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 02-18) в редакции проекта приводится в соответствие формулировка о получателях, имеющих право на назначение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Трудовому кодексу Приднестровской Молдавской Республики, согласно которого право на нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставляется любому члену семьи, то, соответственно, и право на получение пособия предоставляется любому члену семьи, осуществляющему фактический уход за ребенком в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
б) в данной сфере правового регулирования действует Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Закон Приднестровской Молдавской Республики от 29 апреля 2002 года № 121-З-III «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 02-18), а также Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2016 года № 303-З-VI «О бюджете Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год» (САЗ 17-1);
в) принятие настоящего проекта закона потребует внесения изменений в Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики, а также потребует внесения изменений в иные нормативно-правовые акты;
г) порядок вступления в силу данного законопроекта предусмотрен в самом законопроекте.
Министр Е. Н. Куличенко
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 5 сентября 2017 года № 755р
Проект
Закон
Приднестровской Молдавской Республики
О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 29 апреля 2002 года № 121-З-III «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (САЗ 02-18) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 марта 2005 года № 546-ЗИД-III (САЗ 05-12), от 18 октября 2005 года № 642-ЗИ-III (САЗ 05-43), от 19 октября 2005 года № 644-ЗД-III (САЗ 05-43), от 14 июня 2006 года № 43-ЗИ-IV (САЗ 06-25), от 27 сентября 2007 года № 310-ЗИД-IV (САЗ 07-40), от 23 июня 2008 года № 485-ЗИД-IV (САЗ 08-25), от 22 сентября 2009 года № 860-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 11 ноября 2009 года № 901-ЗИ-IV (САЗ 09-46), от 8 апреля 2010 года № 44-ЗИ-IV (САЗ 10-14), от 27 июля 2010 года № 147-ЗИ-IV (САЗ 10-30), от 29 сентября 2010 года № 176-ЗИ-IV (САЗ 10-39), от 26 октября 2010 года № 199-ЗИД-IV (САЗ 10-43), от 10 декабря 2010 года № 261-ЗИ-IV (САЗ 10-49), от 24 февраля 2011 года № 4-ЗИД-V (САЗ 11-8), от 4 июля 2011 года № 92-ЗИД-V (САЗ 11-27), от 6 июля 2011 года № 96-ЗИД-V (САЗ 11-27), от 16 октября 2012 года № 197-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 13 июня 2013 года № 117-ЗИ-V (САЗ 13-23), от 6 декабря 2013 года № 267-ЗИД-V (САЗ 13-48), от 24 декабря 2013 года № 282-ЗИ-V (САЗ 13-51,1), от 7 марта 2014 года № 64-ЗИД-V (САЗ 14-10), от 8 декабря 2014 года № 203-З-V (САЗ 14-50), от 30 июня 2015 года № 102-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 12 февраля 2016 года № 15-ЗИ-VI (САЗ 16-6), от 20 сентября 2016 года № 213-ЗИ-VI (САЗ 16-38,1), от 19 июня 2017 года № 160-ЗИ-VI (САЗ (17-25), следующие изменения и дополнения:
1. Подпункт «г» пункта 1 статьи 3 после слов «ежемесячное пособие» дополнить словами «на период отпуска».
2. Подпункт 3 подпункта «а», подпункт 2 подпункта «д» статьи 4 после слов «ежемесячного пособия» дополнить словами «на период отпуска».
3. Подпункты 1, 3 подпункта «е» статьи 4 после слов «ежемесячного пособия» дополнить словами «на период отпуска».
4. Подпункт «ж» статьи 4 Закона после слов «ежемесячного пособия» дополнить словами «на период отпуска».
5. Статью 12 изложить в следующей редакции:
«Статья 12. Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
1. Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют:
а) матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию;
б) матери, обучающиеся на очной (дневной) форме обучения, – с отрывом от производства в организациях профессионального образования;
в) матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, органах государственной безопасности, таможенных органах, Государственной налоговой службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной службе судебных исполнителей;
г) матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организаций;
д) матери либо отцы, или опекуны, прекратившие свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
е) неработающие или необучающиеся, а также обучающиеся на заочной форме обучения в организациях профессионального образования матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком;
ж) матери либо отцы или опекуны, прекратившие свою деятельность в качестве частных нотариусов, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
2. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается лицам, указанным в подпунктах «а» и «в» пункта 1 настоящей статьи, в случае нахождения в отпуске по уходу за ребенком; лицам, указанным в подпункте «б» пункта 1 настоящей статьи, в случае получения стипендии при продолжении обучения; лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящей статьи, в случае приостановления ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; лицам, указанным в подпункте «ж» пункта 1 настоящей статьи, при приостановлении ими деятельности в качестве частных нотариусов на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия на период отпуска по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
4. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
5. В случае, если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.
6. В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком предоставляется лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком».
6. Статью 13 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста полутора лет».
7. Наименование статьи 14 после слов «ежемесячного пособия» дополнить словами «на период отпуска».
8. Пункты 1, 2, 3 статьи 14 после слов «ежемесячное пособие» дополнить словами «на период отпуска».
9. Пункт 1 статьи 18 после слов «ежемесячное пособие» дополнить словами «на период отпуска».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.