Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики
Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.07 Теория музыки
Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 27 сентября 2016 г.
Регистрационный № 7592
В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:
1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.07 Теория музыки (прилагается).
2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.
3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня следующего за днем официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.
Министр Т. Цивинская
г. Тирасполь
21 сентября 2016 г.
№ 1147
Приложение
к Приказу Министерства просвещения
Приднестровской Молдавской Республики
от 21 сентября 2016 года № 1147
Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 53.02.07 Теория музыки
1. Область применения
1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 53.02.07 Теория музыки для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).
2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.07 Теория музыки имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.
Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.
2. Используемые сокращения
3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
а) СПО - среднее профессиональное образование;
б) ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;
г) ОК - общая компетенция;
д) ПК - профессиональная компетенция;
е) ОД - общеобразовательные дисциплины;
ж) ПМ - профессиональный модуль;
з) МДК - междисциплинарный курс.
3. Характеристика подготовки по специальности
4. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования.
5. Срок получения СПО по специальности 53.02.07 Теория музыки углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.
6. При приеме на обучение по ОПОП, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).
7. Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности поступающих в музыкально-теоретической области, в области художественной культуры, уровень владения фортепиано.
8. Сроки получения СПО по ОПОП для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются - не более чем на 10 месяцев независимо от применяемых образовательных технологий.
4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
9. Область профессиональной деятельности выпускников:
а) музыкальная педагогика в организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), организациях общего образования, организациях профессионального образования;
б) организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений, организация и музыкальное руководство творческими коллективами;
в) просветительство музыкальное.
10. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
а) организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), организации общего образования, организации профессионального образования;
б) образовательные программы организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), организаций общего образования, организаций профессионального образования;
в) обучающиеся по образовательным программам организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), организаций общего образования, организаций профессионального образования;
г) творческие коллективы;
д) музыкальные произведения разных эпох и стилей;
е) слушатели и зрители театров и концертных залов;
ж) театральные и концертные организации;
з) организации культуры, образования;
и) средства массовой информации.
11. Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности готовится к следующим видам деятельности:
а) педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), организациях общего образования, организациях профессионального образования);
б) организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе;
в) корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры.
5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
12. Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
а) OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
в) ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
г) OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
е) ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;
ж) ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
к) ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;
л) OK 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
13. Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
а) педагогическая деятельность:
1) ПК 1.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), организациях общего образования, организациях профессионального образования;
2) ПК 1.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;
3) ПК 1.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу образовательного процесса, по методике подготовки и проведения занятия в классе музыкально-теоретических дисциплин;
4) ПК 1.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар;
5) ПК 1.5. Применять классические и современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин;
6) ПК 1.6. Использовать индивидуальные методы и приёмы работы в классе музыкально-теоретических дисциплин с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
7) ПК 1.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся;
8) ПК 1.8. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и обосновывать собственные приёмы и методы преподавания;
б) организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе:
1) ПК 2.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов;
2) ПК 2.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;
3) ПК 2.3. Использовать базовые нормативные правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в организациях культуры и образования;
4) ПК 2.4. Разрабатывать лекционно-концертные программы с учётом специфики восприятия различных возрастных групп слушателей;
5) ПК 2.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
6) ПК 2.6. Осуществлять лекционно-концертную работу в условиях концертной аудитории и студии звукозаписи;
7) ПК 2.7. Использовать различные формы связи с общественностью с целью музыкального просветительства;
8) ПК 2.8. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе работы над концертными программами;
в) корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры:
1) ПК 3.1. Разрабатывать информационные материалы о событиях и фактах в области культуры и искусства для публикаций в печатных средствах массовой информации (далее - СМИ), использования на телевидении, радио, в сетевых СМИ;
2) ПК 3.2. Собирать и обрабатывать материалы о событиях и явлениях художественной культуры через использование современных информационных технологий;
3) ПК 3.3. Использовать корректорские и редакторские навыки в работе с музыкальными и литературными текстами;
4) ПК 3.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности.
6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы
14. ОПОП предусматривает изучение:
а) учебных циклов:
1) общеобразовательного;
2) общего гуманитарного и социально-экономического;
3) профессионального;
б) разделов:
1) учебная практика;
2) производственная практика (по профилю специальности);
3) производственная практика (преддипломная);
4) промежуточная аттестация;
5) итоговая государственная аттестация.
15. Обязательная часть ОПОП по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
16. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОПОП углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин - «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
17. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
18. Структура основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.
19. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.
7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
20. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.
21. Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.
22. При формировании ОПОП организация профессионального образования:
а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;
б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;
в) обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниями умениям;
г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
д) обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;
е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, спортивных и творческих клубов;
ж) должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
23. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).
24. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
25. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
26. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
27. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучения.
28. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
29. Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.
30. Прием по специальности 53.02.07 Теория музыки осуществляется при условии владения поступающим объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
31. При разработке ОПОП организация профессионального образования имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ОПОП в зависимости от содержания наиболее востребованных видов деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
32. При реализации ОПОП необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера.
На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности.
33. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
При приеме на обучение по специальности 53.02.07 Теория музыки необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не менее 3 человек.
Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
а) групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
б) по дисциплинам «Музыкальная литература», «Народная музыкальная культура» - не более 15 человек;
в) мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек;
г) индивидуальные занятия - 1 человек.
34. Обучающиеся, поступившие на базе среднего (полного) общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.
35. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.
Учебная практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме учебно-практических аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы.
Производственная практика включает в себя исполнительскую и педагогическую практики:
а) исполнительская практика проводится рассредоточенно, концентрированно и (или) в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений;
б) педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте.
Базами педагогической практики должны быть организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), организации общего образования, организации профессионального образования.
Преддипломная практика проводится в течение VII - VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.
36. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня согласно действующему законодательству по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня согласно действующему законодательству в области, соответствующей преподаваемой дисциплине (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ОПОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
37. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением. Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ОПОП.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
38. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
39. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
40. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
а) кабинеты:
1) русского языка и литературы;
2) математики и информатики;
3) иностранного языка;
4) истории, географии и обществознания;
5) гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
6) мировой художественной культуры;
7) музыкально-теоретических дисциплин;
8) музыкальной литературы;
б) учебные классы:
1) для индивидуальных занятий;
2) для групповых занятий;
3) для проведения оркестровых и ансамблевых занятий;
в) спортивный комплекс:
1) спортивный зал;
2) спортивная площадка;
3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;
г) залы:
1) концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
2) малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
3) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, помещения, соответствующие профилю подготовки, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал).
41. Реализация ОПОП должна обеспечивать:
1) выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
2) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от вида деятельности.
Для проведения занятий по дисциплине «Музыкальная информатика» организация профессионального образования должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
В организации профессионального образования должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
42. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.
8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы
43. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.
44. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
45. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.
46. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
а) оценка уровня освоения дисциплин;
б) оценка компетенций обучающихся.
47. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.
48. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Итоговая государственная аттестация включает:
а) выпускную квалификационную работу - «Музыкальная литература»;
б) государственный экзамен «Теория музыки»;
в) государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».
Приложение № 1
к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 53.02.07
Теория музыки
Срок
получения СПО по специальности 53.02.07 Теория музыки углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения
|
Основное общее образование
|
Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности
|
3 года 10 месяцев
|
Приложение № 2
к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 53.02.07
Теория музыки
Структура
основной профессиональной образовательной программы углублённой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
(час./нед)
|
В том
числе
часов,
обязательных
учебных
занятий
|
Индекс
и наименование
дисциплин,
междисциплинарных
курсов (МДК)
|
Коды
формируемых компетенций
|
ОД.00
|
Общеобразовательный учебный цикл
|
2106
|
1404
|
|
|
ОД.01
|
Учебные дисциплины
|
|
756
|
|
|
В результате изучения учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования обучающийся должен:
1. Уметь:
а) вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
б) рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;
в) делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;
г) понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
д) читать аутентичные тексты разных жанров на иностранном языке с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
е) используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;
ж) читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
з) ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте:
1) определять его содержание по заголовку,
2) выделять основную информацию;
и) использовать двуязычный словарь;
к) использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;
2. Знать:
а) основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
б) основные способы словообразования в иностранном языке;
в) основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
г) признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке;
д) особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
е) о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
|
|
|
ОД.01.01.
Иностранный язык
|
ОК 10
|
3. Уметь:
а) описывать:
1) основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
2) человека как социально-деятельное существо;
3) основные социальные роли;
б) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
в) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
г) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
д) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
е) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
ж) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников), различать в социальной информации факты и мнения;
з) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
и) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;
4. Знать:
а) социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
б) сущность общества как формы совместной деятельности людей;
в) характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
г) содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
|
|
|
ОД.01.02.
Общество-
знание
|
ОК 10
|
5. Уметь:
а) проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
б) решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
в) решать системы уравнений изученными методами;
г) строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
д) применять аппарат математического анализа к решению задач;
е) применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) в решении задач;
ж) оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
з) распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
и) использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
к) оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
л) иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
м) создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
н) просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу;
о) наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
п) соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно - коммуникационных технологий;
6. Знать:
а) тематический материал курса;
б) основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
в) назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
г) назначения и функции операционных систем;
|
|
|
ОД.01.03.
Математика и информатика
|
ОК 10
|
7. Уметь:
а) ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;
б) работать с естественнонаучной информацией:
1) владеть методами поиска,
2) выделять смысловую основу,
3) оценивать достоверность информации;
в) использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;
8. Знать:
а) основные науки о природе, их общность и отличия;
б) естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;
в) взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;
г) вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
|
|
|
ОД.01.04.
Естествознание
|
ОК 10
|
9. Уметь:
а) определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, используя разные источники информации;
б) оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
в) применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
г) составлять:
1) комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
2) таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
д) сопоставлять географические карты различной тематики;
е) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
2) нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет);
3) правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
4) понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;
10. Знать:
а) основные географические понятия и термины;
б) традиционные и новые методы географических исследований;
в) особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
г) численность населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику и ее динамику;
д) различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
е) проблемы современной урбанизации;
ж) географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
з) географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
и) географические аспекты глобальных проблем человечества;
к) особенности современного геополитического и геоэкономического положения Приднестровской Молдавской Республики, Российской Федерации, их роль в международном географическом разделении труда;
|
|
|
ОД.01.05.
География
|
ОК 10
|
11. Уметь:
а) составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
б) выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
в) выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
г) осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
д) соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
е) осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
ж) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
з) включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;
12. Знать:
а) о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
б) основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
в) способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
|
|
|
ОД.01.06.
Физическая культура
|
ОК 10
|
13. Уметь:
а)оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
б) действовать в чрезвычайных ситуациях;
в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
г)оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
д) владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
14. Знать:
а) о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
б) о здоровье и здоровом образе жизни;
в) о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
г) предназначение, структуру, задачи гражданской обороны;
|
|
70
|
ОД.01.07.
Основы
безопасности
жизнедеятельности
|
ОК 10
|
15. Уметь:
а) осуществлять речевой самоконтроль;
б) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
в) анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
г) проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
д) использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
е) извлекать необходимую информацию из различных источников:
1) учебно-научных текстов,
2) справочной литературы,
3) средства массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
ж) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
з) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
и) соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
к) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
л) использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
м) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
2) приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
4) самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
5) увеличения словарного запаса;
6) совершенствования коммуникативных способностей;
7) развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
8) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
н) вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
16. Знать:
а) о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
б) смысл понятий:
1) речевая ситуация и ее компоненты,
2) литературный язык,
3) языковая норма,
4) культура речи;
в) основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
г) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
д) нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
|
|
|
ОД.01.08.
Родной
язык
|
ОК 10
|
17. Уметь:
а) воспроизводить содержание литературного произведения;
б) анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос), систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);
в) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
г) соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
д) выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
е) соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
ж) определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;
з) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
и) аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;
к) писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
л) соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;
18. Знать:
а) образную природу словесного искусства;
б) содержание изученных литературных произведений;
в) основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;
г) основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
д) основные теоретико-литературные понятия.
|
|
|
ОД.01.09.
Родная
литература
|
ОК 10
|
ОД.02
|
Профильные учебные дисциплины
|
|
648
|
|
|
В результате изучения профильных учебных дисциплин компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен:
1. Уметь:
а) узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
б) устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
в) пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
г) выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
д) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) выбора путей своего культурного развития;
2) организации личного и коллективного досуга;
3) выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
4) самостоятельного художественного творчества;
2. Знать:
а) основные виды и жанры искусства;
б) изученные направления и стили мировой художественной культуры;
в) шедевры мировой художественной культуры;
г) особенности языка различных видов искусства;
|
|
|
ОД.02.01. История мировой
культуры
|
ОК 11
ПК 1.1-1.8,
2.2,2.4,2.8
|
3. Уметь:
а) проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
б) критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
в) анализировать историческую информацию, представленную в разных формах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);
г) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
д) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
е) пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
ж) участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
4. Знать:
а) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
б) периодизацию всемирной и отечественной истории;
в) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
г) историческую обусловленность современных общественных процессов;
д) особенности исторического пути Приднестровской Молдавской Республики, Российской Федерации, их роль в мировом сообществе;
|
|
|
ОД.02.02.
История
|
ОК 11
|
5. Уметь:
а) анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;
б) определить связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками;
в) использовать лучшие образцы народного творчества для создания обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;
г) исполнять произведения народного музыкального творчества;
6. Знать:
а) основные жанры отечественного народного музыкального творчества;
б) условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;
в) специфику средств выразительности музыкального фольклора;
г) особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ;
д) историческую периодизацию и жанровую систему отечественной народной музыкальной культуры;
е) методологию исследования народного творчества;
ж) основные черты фольклора зарубежных стран, жанры, музыкальные особенности, условия бытования;
|
|
|
ОД.02.03.
Народная
музыкальная
культура
|
ОК 11
ПК 1.1-1.8,
2.2,2.4,2.8
|
7. Уметь:
а) работать с литературными источниками и нотным материалом;
б) в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов;
в) делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное произведение;
г) определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;
д) применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;
8. Знать:
а) основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;
б) условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;
в) этапы исторического развития музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля от древности к XX в.;
г) основные направления, проблемы и тенденции развития русского музыкального искусства в XX в.
|
|
|
ОД.02.04
Музыкальная литература
|
ОК 11
ПК 1.1-1.8,
2.2,2.4,2.8
|
|
Обязательная часть учебных циклов ОПОП
|
3726
|
2484
|
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
530
|
354
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
1. Уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
2. Знать:
а) основные категории и понятия философии;
б) роль философии в жизни человека и общества;
в) основы философского учения о бытии;
г) сущность процесса познания;
д) основы научной, философской и религиозной картин мира;
е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы
философии
|
ОК 1, 3-8
|
3. Уметь:
а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;
б) выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
4. Знать:
а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;
|
|
48
|
ОГСЭ.02.
История
|
ОК 1, 3, 4,
6, 8, 9
|
5. Уметь:
а) применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
б) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
6. Знать:
а) взаимосвязь общения и деятельности;
б) цели, функции, виды и уровни общения;
в) роли и ролевые ожидания в общении;
г) виды социальных взаимодействий;
д) механизмы взаимопонимания в общении;
е) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
ж) этические принципы общения;
з) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
|
48
|
ОГСЭ.03.
Психология
общения
|
ОК 1-9
ПК 2.1-2.8
|
7. Уметь:
а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
8. Знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
|
68
|
ОГСЭ.04.
Иностранный язык
|
ОК 4-6,8,9
ПК 2.8
|
9. Уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
10. Знать:
а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
б) основы здорового образа жизни.
|
208
|
104
|
ОГСЭ.05.
Физическая
культура
|
ОК 2-4, 6,
8, 9
|
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
3196
|
2130
|
|
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1954
|
1302
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
1. Уметь:
а) ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;
б) выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
в) характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;
г) анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам:
1) стилевые особенности,
2) жанровые черты,
3) особенности формообразования,
4) фактурные,
5) метроритмические,
6) ладовые особенности;
д) выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;
е) работать со звукозаписывающей аппаратурой;
2. Знать:
а) о роли и значении музыкального искусства в системе культуры;
б) основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;
в) основные этапы развития музыки от музыкального искусства древности и античного периода до современного периода, включая музыкальное искусство XX - XXI веков;
г) особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;
д) творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;
е) программный минимум произведений симфонического, оперного, камерно-вокального, камерно-инструментального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);
ж) теоретические основы музыкального искусства в контексте музыкального произведения:
1) элементы музыкального языка,
2) принципы формообразования,
3) основы гармонического развития,
4) выразительные и формообразующие возможности гармонии;
|
|
|
ОП.01. Музыкальная
литература
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2,2.4-
2.6,2.8,
3.3,3.4
|
3. Уметь:
а) сольфеджировать одноголосные-четырехголосные музыкальные примеры;
б) сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;
в) записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа;
г) гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические;
д) слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;
е) доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;
ж) применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
з) выполнять теоретический анализ музыкального произведения;
4. Знать:
а) особенности ладовых систем;
б) основы функциональной гармонии;
в) закономерности формообразования;
г) формы развития музыкального слуха:
1) диктант,
2) слуховой анализ,
3) интонационные упражнения,
4) сольфеджирование;
|
|
|
ОП.02.
Сольфеджио
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
5. Уметь:
а) делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
б) анализировать музыкальную ткань с точки зрения:
1) ладовой системы,
2) особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций),
3) гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии),
4) фактурного изложения материала (типов фактур);
в) использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
6. Знать:
а) понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
б) типы фактур;
в) типы изложения музыкального материала.
|
|
|
ОП.03.
Элементарная теория музыки
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
7. Уметь:
а) выполнять гармонический анализ музыкального произведения;
б) характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
в) применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;
г) применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;
8. Знать:
выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями;
|
|
|
ОП.04.
Гармония
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
9. Уметь:
а) выполнять анализ музыкальной формы;
б) рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;
в) рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;
10. Знать:
а) музыкальные формы эпохи барокко;
б) формы классической музыки;
в) период;
г) простые и сложные формы;
д) вариационные формы;
е) сонатную форму и ее разновидности;
ж) рондо и рондо-сонату;
з) циклические формы;
и) контрастно-составные и смешанные формы;
к) функции частей музыкальной формы;
л) специфику формообразования в вокальных произведениях;
|
|
|
ОП.05. Анализ
музыкальных
произведений
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
11. Уметь:
а) работать с музыкальным фольклором, владеть навыками его записи и расшифровки;
б) использовать практические навыки исполнения народных песен в педагогической практике по сольфеджио, музыкальной литературе;
12. Знать:
а) синкретическую природу фольклора;
б) историческую периодизацию отечественного фольклора;
в) основные этапы развития западноевропейского фольклора;
г) основы методики исследования народного музыкального творчества;
д) жанры народного музыкального творчества отечественного и зарубежного;
|
|
|
ОП.06.
Народное
музыкальное
творчество
|
ОК 1- 9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
13. Уметь:
а) выполнять гармонический анализ современного музыкального произведения;
б) характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
14. Знать:
а) эстетические принципы современного музыкального искусства;
б) технические и выразительные возможности языка современной музыки;
в) вертикальные структуры, ладовые формы, принципы тональной организации;
г) современные техники композиции;
|
|
|
ОП.07.
Современная
гармония
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
15. Уметь:
а) в письменных заданиях демонстрировать практические умения и навыки использования полифонических форм, приемов, методов развития в соответствии с программными требованиями;
б) применять теоретические сведения о жанрах и принципах полифонической музыки в анализе полифонических произведений;
16. Знать:
а) понятие полифонии как ансамбля мелодий, взаимодействующих на интонационной основе;
б) исторические этапы развития полифонической музыки;
в) строгий и свободный стили;
г) жанры и принципы формообразования полифонической музыки;
д) виды полифонии:
1) имитационную,
2) разнотемную,
3) подголосочную;
|
|
|
ОП.08.
Полифония
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
17. Уметь:
а) исполнять произведения разных жанров и стилей из репертуарного списка программных требований;
б) использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, теоретического анализа музыкального произведения;
в) читать с листа произведения из репертуара образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), несложные ансамблевые произведения в соответствии с программными требованиями;
г) аккомпанировать голосу и инструментальной партии в музыкальных произведениях средней сложности;
18. Знать:
а) исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями;
б) инструктивную литературу в соответствии с программными требованиями;
в) приемы и этапы разбора нотного текста;
г) приемы развития игрового аппарата;
|
|
|
ОП.09.
Фортепиано
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.2, 2.4,
2.8, 3.3,
3.4
|
19. Уметь:
а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
г) применять первичные средства пожаротушения;
д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
з) оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;
20. Знать:
а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;
б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
в) основы военной службы и обороны государства;
г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
д) способы защиты населения от оружия массового поражения;
е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
|
|
68
|
ОП.10.
Безопасность
жизнедеятельности
|
ОК 1-9
ПК 1.1-3.4
|
к) порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
|
|
|
|
|
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1242
|
828
|
|
|
ПМ.01
|
Педагогическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
1. Иметь практический опыт:
а) организации обучения учащихся с учётом базовых основ педагогики;
б) организации обучения учащихся пению в хоре с учётом их возраста и уровня подготовки;
в) организации индивидуальной художественно- творческой работы с детьми с учётом возрастных и личностных особенностей;
2. Уметь:
а) делать педагогический анализ ситуации в классе по изучению музыкально-теоретических дисциплин;
б) использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
в) проводить учебно-методический анализ литературы по музыкально-теоретическим дисциплинам;
г) использовать классические и современные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин;
д) планировать развитие профессиональных навыков обучающихся;
3. Знать:
а) основы теории воспитания и образования;
б) психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
в) требования к личности педагога;
г) основные исторические этапы развития музыкального образования;
д) наиболее известные методические системы обучения в области музыкально-теоретических дисциплин;
е) профессиональную терминологию;
ж) порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, организациях общего образования и организациях профессионального образования.
|
|
|
МДК. 01.01
Педагогические
основы
преподавания
творческих
дисциплин
МДК 01.02.
Учебно-методическое
обеспечение
учебного
процесса
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
|
ПМ.02
|
Организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
1. Иметь практический опыт:
а) работы с компьютерными программами обработки нотного текста и звукового материала;
б) записи исполнения музыкальных произведений с использованием компьютерных технологий;
в) организационной работы в творческом коллективе;
г) репетиционно-концертной работы в творческом коллективе;
д) музыкально-просветительской работы в организациях культуры и образования;
е) выступлений на различных концертных площадках с лекциями и в концертах разных жанров;
2. Уметь:
а) делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
б) использовать программы цифровой обработки звука;
в) ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
г) формировать рациональную структуру финансовых средств организации культуры и образования;
д) делать общую оценку финансового положения и перспектив развития организации;
е) использовать информационные ресурсы и средства массовой информации для широкого освещения деятельности организаций культуры и образования;
ж) формировать лекционно-концертные программы с учетом восприятия слушателей различных возрастных групп;
з) выполнять целостный анализ музыкального произведения и его исполнения в процессе работы над концертной программой;
и) вести концертную программу в условиях концертной аудитории и студии звукозаписи;
3. Знать:
а) принципы организации труда с учетом специфики работы педагогических и творческих коллективов;
б) характерные черты современного менеджмента;
в) цикл менеджмента;
г) базовые нормативно-правовые материалы по организационной работе в организациях культуры и образования;
д) основные стадии планирования;
е) основы взаимодействия с государственными и общественными организациями;
ж) профессиональную терминологию;
з) способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
и) наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста; основы MIDI-технологий;
к) специфику использования приемов актерского мастерства на концертной эстраде;
л) основы сценической подготовки и сценической речи;
м) особенности лекторской работы с различными типами аудитории.
|
|
|
МДК 02.01.
Основы организационной
деятельности
МДК 02.02
Основы
музыкально-
просветительской
и творческой
деятельности
|
ОК 1-9
ПК 2.1-2.8
|
ПМ.03
|
Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
1. Иметь практический опыт:
а) разработки информационных материалов о событиях и фактах в области культуры;
б) публикации корреспондентских материалов разных жанров в средствах массовой информации;
2. Уметь:
а) выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения для использования его в контексте литературных жанров;
б) применять базовые музыкально-теоретические знания в корреспондентской деятельности;
в) готовить информационные материалы по текущим событиям музыкальной жизни, осуществлять сбор информации об актуальных событиях культуры;
3. Знать:
а) основные исторические этапы развития музыкальной критики;
б) важнейшие музыкально-критические издания;
в) основы корректорской работы;
г) общие сведения о современных формах музыкальной журналистики (газетно-журнальная, радиотелевизионная, интернет-журналистика).
|
|
|
МДК.03.01.
Основы
журналистской
деятельности
в области
музыкального
искусства
|
ОК 1-9
ПК 3.1-3.4
|
|
Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)
|
864
|
576
|
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП
|
4590
|
3060
|
|
|
УП.00
|
Учебная практика
|
1026
|
684
|
УП.01
Музыкальная
литература,
в том числе
учебная
практика по
педагогической
работе
УП.02 Гармония
УП.03 Анализ музыкальных произведений
УП.04 Полифония
УП.05 Сольфеджио и
ритмика,
в том
числе
учебная
практика по
педагогической
работе
УП.06
Инструментовка
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.1-2.8,
3.1-3.4
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
5 нед.
|
180
|
|
ОК 1-9
ПК 1.1-1.8,
2.1-2.8,
3.1-3.4
|
ПДП.00
|
Преддипломная практика
|
1 нед.
|
|
|
|
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
13 нед.
|
|
|
|
ИГА.00
|
Итоговая государственная аттестация
|
4 нед.
|
|
|
|
ИГА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|
|
|
ИГА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа)
|
1 нед.
|
|
|
|
ИГА.03
|
Государственный экзамен
|
1 нед.
|
|
|
|
ИГА.04
|
Государственный экзамен
|
1 нед.
|
|
|
|
Приложение № 3
к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 53.02.07
Теория музыки
Срок
получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения
Общеобразовательный учебный цикл
|
39 нед.
|
Обучение по учебным циклам
|
85 нед.
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
Производственная практика
|
5 нед.
|
Производственная практика (преддипломная)
|
1 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
13 нед.
|
Итоговая государственная аттестация
|
4 нед.
|
Каникулы
|
33 нед.
|
Итого
|
199 нед.
|