Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики
Об утверждении Концепции развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике
В соответствии со статьей 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (газета «Приднестровье» от 13 декабря 2016 года № 231 (5673)), в целях развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике, Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
29 июня 2017 г.
№ 159
Приложение
к Постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 29 июня 2017 года № 159
Концепция
развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике
1. Общие положения
1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи развития электронной коммерции в Приднестровье, а также определяет основные направления развития электронной коммерции на среднесрочную перспективу, механизмы, инструменты, пути и формы расширения конкурентной среды, роста современной инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест, а также дальнейшего совершенствования законодательства об электронной коммерции, ожидаемые результаты.
В результате реализации Концепции ожидается:
а) рост объемов транзакций, товарооборота, экспорта продукции (работ, услуг) за счет увеличения количества сделок через соответствующие торговые платформы, интернет-магазины и других информационных посредников;
б) увеличение показателя охвата информационно-коммуникационными технологиями населенных пунктов;
в) открытие новых возможностей для широкого применения информационных технологий в деятельности государственных органов и других организаций, осуществления государственных и корпоративных закупок в электронной форме;
г) формирование условий эффективной конкуренции субъектов предпринимательства на внутреннем и международном рынках, расширение спектра инновационных методов коммерции;
д) дальнейшее внедрение передовых информационных технологий, новых инструментов регулирования отношений в сфере электронной коммерции.
2. В настоящей Концепции используются следующие понятия:
а) бизнес-процесс – совокупность одной или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно служат достижению тактических задач или стратегической цели предприятия. Как правило, реализуется в рамках организационной структуры предприятия, определяющей функциональные роли и отношения участников бизнес-процесса;
б) интернет-банкинг представляет собой систему управления банковскими счетами через интернет. Любой клиент банка, зарегистрировавшийся в системе, может не выходя из дома переводить деньги со счета на счет, оплачивать покупки и выполнять другие банковские операции;
в) интернет-магазин, веб-магазин – предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и использующее для ведения коммерции электронные средства коммуникаций – интернет. Интернет-магазин автоматизирует все основные бизнес-процессы торгового предприятия: выбор товаров, оформление заказов, проведение взаиморасчетов, отслеживание исполнения заказов, а в случае продажи информационных товаров или оказания информационных услуг, – доставку посредством сетей электронных коммуникаций;
г) платежная система – совокупность нормативных актов, договорных документов, финансовых и информационно-технических средств, а также участников (банков, предприятий сферы торговли и услуг, страховых компаний), которые делают возможным функционирование системы финансовых взаиморасчетов;
д) краудсорсинг − привлечение для выполнения работы большого числа добровольцев, передача некоторых функций и задач неопределенному кругу исполнителей, действующих на добровольной основе;
е) электронный документооборот − совокупность автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства»;
ж) электронная коммерция − сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций;
з) B2B − термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае − это юридические лица;
и) B2C − сфера электронной коммерции, в которой имеет место коммерческое взаимодействие между электронным магазином и покупателем − непосредственным потребителем товара (электронная розничная торговля);
к) B2G − отношения между бизнесом и государством, в частности, набор программных и аппаратных средств для осуществления электронного взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур.
2. Концепция основывается на положениях Конституции Приднестровской Молдавской Республики, действующих законодательных актах, указах Президента Приднестровской Молдавской Республики, иных нормативных правовых актах органов государственной власти, регламентирующих вопросы электронной коммерции, а также на результатах анализа современного состояния мирового рынка электронной коммерции, изучения прогнозных разработок, экспертных материалов международных организаций.
2. Текущее состояние рынка электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике
3. Электронный рынок еще довольно слаб в сравнении с традиционными рынками, потенциал электронной коммерции не полностью реализован по ряду причин:
а) отсутствие или недостаточное развитие нормативной правовой базы, откуда вытекает проблема защиты прав интеллектуальной собственности на товары, реализуемые в рамках электронной коммерции, а также договорные и финансовые проблемы. Следствием всего этого является недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития;
б) наличие угроз безопасности в электронной коммерции, которые могут быть сведены к минимуму при наличии эффективных и надежных механизмов, гарантирующих конфиденциальность, идентификацию и авторизацию;
в) необходимость универсальных стандартов взаимодействия и совместимости сетей, чтобы, например, все участники электронной коммерции имели возможность доступа к сайтам компаний независимо от их географического расположения или особенностей сетей, с которыми они связаны;
г) сложность вовлечения новых участников, связанная с отсутствием опытных менеджеров по продажам, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов обслуживания, вследствие чего внимание уделяется непосредственно интернету (дизайну проекта), а не реальной торговле как таковой, и бизнес теряет потенциальных покупателей.
4. Электронная коммерция находится только на этапе зарождения, хотя в последнее время и демонстрирует растущий интерес к себе. В Приднестровской Молдавской Республике как институциональное явление электронная коммерция пока не обрела свою правовую категорию, и ее правовой статус не определен. Электронная коммерция на данный момент подчиняется общим правилам торговли. Еще в 2004 году принят Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 мая 2014 года № 413-З-III «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (САЗ 04-20), которым такая сфера деятельности, как электронная коммерция, урегулирована не в полной мере. Для эффективного развития электронной коммерции в нашей республике необходима выработка комплекса мер, реализуемых с привлечением заинтересованных сторон.
Для развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике на сегодняшний день существуют следующие составляющие:
а) качественный интернет по всей стране;
б) компактность республики: в течение суток товар может быть доставлен в любую точку страны;
в) мобильный интернет;
г) доступные цены на трафик.
3. Цель и задачи Концепции
5. Целью настоящей Концепции является определение стратегии единой политики в сфере электронной коммерции, с созданием равных условий для развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике.
6. Основными задачами Концепции являются:
а) определение основных направлений и этапов развития правовой базы электронной коммерции, устранение бюрократических барьеров на пути развития электронной коммерции;
б) определение благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, имея в виду достижение в кратко- и среднесрочной перспективе уровня, приближенного к развитым странам;
в) определение необходимого уровня развития и модернизации инфраструктуры электронной коммерции, включая сети телекоммуникаций, платежные системы, а также системы логистики (доставки товаров и услуг);
г) создание благоприятных условий для появления на рынке интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, современных платежных систем.
Достижение задач данной Концепции предполагается с учетом изучения и проведения анализа передового международного опыта.
4. Основные направления развития электронной коммерции в Приднестровье
7. К основным направлениям развития электронной коммерции в Приднестровье относятся:
а) дальнейшее совершенствование законодательства на основе соблюдения баланса интересов власти, бизнеса и потребителей по регулированию:
1) электронной коммерции с точки зрения обеспечения гарантий участникам процесса, исключающих сомнение в действительности и обязательности сделки, заключенной в электронном виде, усовершенствование нормативных правовых актов, регулирующих электронный документооборот и электронную подпись;
2) платежных операций в области электронной коммерции, механизмов обеспечения безопасности при дистанционном управлении потоками денежных средств, стимулирования использования электронных денежных карт;
3) осуществления таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями, как на импорт, так и на экспорт, которые генерируются в рамках электронной коммерции всеми участниками рынка (физическими и юридическими лицами);
4) переход к Электронному правительству, получения и оплаты всех возможных государственных сервисов;
5) порядка реализации недвижимости, электронной торговли товарами (работами, услугами), порядка распространения рекламы, в том числе массовых рассылок электронных документов;
6) статистического учета сферы электронной коммерции, создания торгового реестра для регистрации предприятий сферы электронной коммерции;
б) создание условий для появления следующих базовых интернет-платформ для электронной коммерции:
1) электронной торговой площадки по организации процесса закупок товаров и услуг в формате B2B и B2G, с возможностью проведения тендеров, в том числе государственных;
2) национальной мультиязычной торговой площадки, направленной на расширение экспорта товаров отечественного производства, а также развития внутренней торговли B2C;
3) «Карта промышленных инвестиций» − портал, направленный на привлечение внешних и внутренних инвестиций в перспективные инвестиционные проекты в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе на базе краудфандинга;
4) «Национальный портал для трудоустройства и краудсорсинга», аккумуляция предложений по вакансиям и поиску рабочих мест;
в) развитие распределительной инфраструктуры в Приднестровье и организация системы доставки товаров интернет-магазинов в виде курьерских служб, в том числе от ГУП «Почта Приднестровья»;
г) дальнейшее развитие инфраструктуры электронной коммерции путем внедрения и использования программного обеспечения международного стандарта, интегрирования высокоскоростных интернет-услуг;
д) определение в правовом поле Приднестровской Молдавской Республики понятия и сферы применения электронных денег;
е) поэтапный переход на электронные системы корпоративных закупок путем совершенствования механизмов отбора поставщиков, обеспечения гарантий исполнения договорных обязательств;
ж) создание субъектов предпринимательства и дополнительных рабочих мест за счет реализации мероприятий, предусматривающих:
1) проведение масштабной информационно-образовательной кампании по продвижению бизнеса в области электронной коммерции и возможностей для углубления профессиональных знаний, навыков в организации собственного бизнеса, получения информации о юридических аспектах ведения бизнеса, в частности, по налогообложению посредством проведения тренингов и семинаров на различных площадках с освещением данных возможностей через средства массовой информации;
2) дальнейшее развитие и расширение инфраструктуры, на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечения безопасности в сфере электронной коммерции;
3) расширение доступа населения и предпринимателей к всемирной информационной сети Интернет, особенно в сельской местности;
з) подготовка в образовательных учреждениях специалистов, повышение квалификации работников в сфере электронной коммерции. Реализация мероприятий, предусматривающих:
1) оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников субъектов предпринимательства и населения в области электронной коммерции;
2) внедрение в практику проведение на регулярной основе курсов по повышению квалификации специалистов в области электронной коммерции в образовательных учреждениях;
3) введение в систему образования новых направлений и специальностей в сфере электронной коммерции, соответствующих передовым международным стандартам.
Указанные мероприятия необходимо организовать на базе существующих учебных заведений с привлечением соответствующих специалистов данных организаций. Для каждого гражданина страны должна быть обеспечена возможность однократного бесплатного прохождения курса по вопросам электронной коммерции, интернет-банкинга и других базовых электронных сервисов с полным или частичным покрытием расходов по организации данных курсов со стороны частных заинтересованных лиц, а именно:
1) банков;
2) операторов мобильной и интернет-связи;
3) коммерческих организаций, операторов электронной коммерции.
5. Механизм реализации Концепции
8. Реализация Концепции осуществляется путем своевременного, качественного и полного выполнения комплекса мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике.
9. Органом, координирующим своевременное, качественное и полное выполнение всех компонентов «дорожной карты» является межведомственная комиссия по обеспечению реализации Концепции развития электронной коммерции в Приднестровской Молдавской Республике (далее − межведомственная комиссия).
10. Межведомственная комиссия обеспечивает:
а) координацию деятельности министерств, ведомств и других организаций − ответственных исполнителей в части реализации «дорожной карты»;
б) пересмотр действующих и разработку новых нормативных правовых актов в сфере электронной коммерции;
в) создание условий для привлечения в сферу электронной коммерции международных организаций и иностранных инвесторов;
г) организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий в области электронной коммерции.
11. Межведомственная комиссия имеет право:
а) инициировать разработку нормативных правовых актов по регулированию электронной коммерции;
б) заслушивать отчеты министерств, ведомств и других организаций о проделанной работе по реализации мероприятий по развитию электронной коммерции;
в) разрабатывать и принимать дополнительные меры, направленные на дальнейшее развитие электронной коммерции, на основе анализа текущего состояния электронной коммерции в республике и предложений министерств, ведомств и других организаций.
6. Функциональные обязанности министерств, ведомств и других организаций
12. Общий контроль реализации Концепции, деятельности межведомственной комиссии, решения задач по ускоренному развитию электронной коммерции, по согласованию интересов на уровне государства обеспечивается Министерством экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, являющимся наиболее заинтересованным органом власти в сфере электронной коммерции.
13. Дальнейшее совершенствование нормативных документов в области технического регулирования в сфере программного обеспечения обеспечивается Государственной службой связи Приднестровской Молдавской Республики.
14. Совершенствование нормативных документов в области обеспечения информационной безопасности обеспечивается Министерством государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики в пределах полномочий, установленных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
15. Создание информационной базы для формирования индикаторов, характеризующих роль секторов электронной коммерции в экономике, внедрение выборочных статистических обследований в секторах электронной коммерции (при условии выделения финансирования) обеспечиваются Государственной службой статистики и Министерством финансов Приднестровской Молдавской Республики.
16. Обеспечение надежной конкурентной среды, контроль за соблюдением порядка распространения и требований к содержанию рекламы, массовой рассылке оферт, электронных сообщений осуществляются Министерством экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
17. В результате реализации Концепции ожидается:
а) рост объемов транзакций, товарооборота, экспорта продукции (работ, услуг) за счет увеличения количества сделок через соответствующие торговые платформы, интернет-магазины и других информационных посредников;
б) увеличение показателя охвата информационно-коммуникационными технологиями населенных пунктов;
в) открытие новых возможностей для широкого применения информационных технологий в деятельности государственных органов и других организаций, осуществления государственных и корпоративных закупок в электронной форме;
г) формирование условий эффективной конкуренции субъектов предпринимательства на внутреннем и международном рынках, расширение спектра инновационных методов коммерции;
д) дальнейшее внедрение передовых информационных технологий, новых инструментов регулирования отношений в сфере электронной коммерции;
е) устранение излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды, создание дополнительных рабочих мест.
Интенсивное развитие электронной коммерции создает необходимые предпосылки для трансформации существующей экономики в новую «электронную» экономику, что позволит существенно расширить возможности не только крупного бизнеса, но индивидуального, малого и среднего предпринимательства, окажет позитивное влияние на рост экономики в целом, ее структурные преобразования, занятость и уровень доходов населения.