РАСП ППМР 18 ноября 2016 № 497рп САЗ 16-46 утратил силу документом от: 27 декабря 2016  
»
2
»
0

Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики

 

О ходатайстве Президента Приднестровской Молдавской Республики в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики о разрешении спора о компетенции в отношении реализации конституционных полномочий по выработке мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике и исполнения Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан»

 

На основании пункта 4 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики ходатайство о разрешении спора о компетенции в отношении реализации конституционных полномочий по выработке мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике и исполнения Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан» (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении настоящего ходатайства в Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики Полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в органах государственной власти и местного самоуправления Барбарош И.П.

 

Президент

 

Приднестровской Молдавской Республики

Е. Шевчук

 

г. Тирасполь

18 ноября 2016 г.

№ 497рп

 

Приложение

к Распоряжению Президента

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 ноября 2016 года № 497рп

 

Ходатайство

Президента Приднестровской Молдавской Республики в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики о разрешении спора о компетенции в отношении реализации конституционных полномочий по выработке мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике и исполнения Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан»

 

В Конституционный суд

Приднестровской Молдавской Республики

г. Тирасполь, ул. Шевченко, 14

 

Заявитель:

Президент

Приднестровской Молдавской Республики

Е.В. Шевчук

г. Тирасполь, ул. Горького, 53

 

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также подпунктом «г» части первой статьи 9, статьями 98, 99 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 20 ноября 2002 года № 205-КЗ-III «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-47) с изменениями и дополнениями, внесенными Конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20); от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 6 декабря 2007 года № 358-КЗИД-IV (САЗ 07-50); от 14 января 2009 года № 647-КЗИД-IV (САЗ 09-3); от 27 апреля 2010 года № 59-КЗИ-IV (САЗ 10-17); от 6 ноября 2012 года № 221-КЗИД-V (САЗ 12-46); от 11 марта 2013 года № 51-КЗИ-V (САЗ 13-10); от 20 февраля 2016 года № 33-КЗИД-VI (САЗ 16-7); от 19 мая 2016 года № 128-КЗИ-VI (САЗ 16-20), Президент Приднестровской Молдавской Республики обращается с настоящим ходатайством, предметом которого является обнаружившееся противоречие в позициях Президента Приднестровской Молдавской Республики и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в отношении реализации конституционных полномочий по выработке мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике и исполнения Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан».

 

2. Основанием для обращения является противоречие в позициях сторон в отношении реализации конституционных полномочий по выработке мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике и исполнения Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан».

 

3. Обращаясь в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, Президент Приднестровской Молдавской Республики исходит из следующего.

Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики (статья 2 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики (пункт 2 статьи 59 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Президент Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (пункт 3 статьи 59 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Президент Приднестровской Молдавской Республики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики (пункты 1, 2 статьи 65 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

4. Cогласно экономической теории функция государства как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно на основании своей власти могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. Поскольку государство имеет определенную институциональную структуру, между отдельными его звеньями существует своего рода «разделение труда» по выполнению более конкретных функций. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть – Правительство. Оно в свою очередь передает права (и задания) по реализации политики конкретным институциональным органам.1

 

1 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с: ил.

 

Таким образом, именно принятые законодательные решения служат основой для проведения экономической политики, в том числе, в части регулирования денежно-кредитной политики и, как следствие, оказывают непосредственное влияние на ситуацию, складывающуюся на валютном рынке Приднестровской Молдавской Республики.

Напряженная ситуация на валютном рынке имела место еще в конце 2015 года и к началу 2016 года в Приднестровской Молдавской Республике усугубилась, выразившись в постоянно нарастающем неудовлетворении спроса на иностранную валюту.

Президентом Приднестровской Молдавской Республики неоднократно предпринимались действия, направленные на выравнивание ситуации на валютном рынке. С начала 2016 года Президентом Приднестровской Молдавской Республики было проведено свыше десятка разноформатных совещаний по стабилизации на валютном рынке (в том числе, были проведены три заседания Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, два заседания Государственного совета Приднестровской Молдавской Республики).

19 января 2016 года Президент Приднестровской Молдавской Республики издал Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан».

Данным Указом в целях повышения экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики, в рамках выработки мер по стабилизации текущего экономического положения при имеющихся внутренних ресурсах республики в условиях усиливающихся внешних рисков, в связи с расширением и углублением глобальной экономической турбулентности, резким изменением мировой экономической конъюнктуры, замедлением международной торговли, нарастающей экономической нестабильностью в Приднестровье, неопределенностью в планах производства и падением спроса и цен на продукцию предприятий республики, резкой девальвацией валют в странах СНГ было поручено органам государственной власти: Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики – в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2 статьи 70 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Правительству Приднестровской Молдавской Республики – в соответствии со статьей 76-5 Конституции Приднестровской Молдавской Республики – при принятии решений экономического регулирования при определении доходов и расходов государства организовать работу по поиску новых решений и дополнительных мер, которые могли бы обеспечить социально-экономическую стабильность потенциально не ниже показателей макроэкономической стабильности, которая была достигнута в 2015 году (стабильный курс рубля, выплата заработных плат и пенсий, низкий уровень инфляции, работа бюджетообразующих предприятий, занятость населения и т.п.), и по дополнительной выработке инновационных механизмов по бюджетному и валютному регулированию, активизируя и более активно вовлекая новый интеллектуальный потенциал Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и Правительства Приднестровской Молдавской Республики с нестандартным видением и подходом к оперированию экономическими инструментами в целях минимизации негативного внешнеэкономического воздействия и сглаживания существующих внутриэкономических диспропорций.

Однако с января 2016 по настоящее время Указ не исполняется Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, ответственным за реализацию конституционных полномочий, способных привести к стабилизации экономической ситуации в республике.

Так, в соответствии со статьей 71 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в порядке осуществления своей законодательной функции принимает конституционные законы, законы и постановления (пункт 1 статьи 71 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Постановления принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, при наличии кворума, если иное не оговорено Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики (пункт 2 статьи 71 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

В соответствии с подпунктом «м» пункта 3 статьи 70 Конституции Приднестровской Молдавской Республики Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке и в установленные сроки принимает иные акты и решения, не требующие законодательного характера. Деятельность Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики определяется Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (часть вторая пункта 1 статьи 69 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению, и принимает по ним решения на своих пленарных заседаниях (пункт 1 статьи 33 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики).

Согласно пункту 4 статьи 90 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 24 октября 2001 года № 57-З-III «О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 01-44) (в текущей редакции) правовые акты, не имеющие законодательного характера, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики может рассматривать и принимать в течение одного заседания. Указанные правовые акты принимаются первоначально за основу для дальнейшего обсуждения. Поступившие предложения должны быть обсуждены и проголосованы. После этого постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики либо иной правовой акт, не требующий законодательного регулирования, с включенными в него отдельными предложениями принимается в целом большинством голосов депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

На основании подпункта «е» пункта 2 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2007 года № 212-З-IV «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 07-20) (в текущей редакции) Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики утверждает предложенные правлением центрального банка Приднестровской Молдавской Республики и рекомендованные к принятию Банковским советом Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Так, 10 февраля 2016 года Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики были утверждены представленные центральным банком Приднестровской Молдавской Республики и согласованные Банковским советом Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (Постановление от 16 февраля 2016 года № 129).

Резкое ухудшение ситуации на внутреннем валютном рынке вследствие ускорения темпов падения объемов валютных поступлений в республику, достижение золотовалютными резервами критического уровня обусловили Правлению Приднестровского республиканского банка по согласованию с Банковским советом рассмотреть изменения в Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в части параметров валютного коридора и направить их на рассмотрение и утверждение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики согласно установленному Законом Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» порядку.

В последующем, в связи с получением уточненных данных Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики о прогнозных параметрах внешнеэкономической деятельности в 2016 году, а также консультаций в рамках проводимых рабочих встреч на площадке Комитета по экономической политике, бюджету и финансам, с учетом переговоров с представителями бизнес-сообщества, Правлением Приднестровского республиканского банка 22 марта 2016 года рассмотрены уточнения в представленный проект изменений в Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. По итогу была направлена в Комитет по экономической политике, бюджету и финансам следующая поправка:

«При заданных прогнозируемых вариантах развития ситуации определить в качестве ориентира денежно-кредитной политики коридор изменения средневзвешенного курса доллара США к рублю ПМР в 2016 году в диапазоне 12,25–12,72 руб./долл. США. С учетом этого, исходя из сложившегося по итогам 2015 года значения средневзвешенного курса (11,10 руб./долл. США), уровень девальвации может составить от 10,4% до 14,9% в год».

Согласно пункту 5 статьи 45 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» внесение изменений в Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в течение финансового года осуществляется в аналогичном порядке, предусматривающем их утверждение.

Однако представленные Приднестровским республиканским банком предложения по изменению Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, по мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, в нарушение установленных обозначенных законных требований не были вынесены на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Рассмотрение проекта состоялось лишь на внеочередном заседании Президиума Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики 25 марта 2016 года. По результатам рассмотрения члены Президиума единогласно проголосовали за принятое ранее профильным комитетом решение, направленное на сохранение курса рубля Приднестровской Молдавской Республики на прежнем уровне, а именно – на уровне, утвержденном ранее Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 16 февраля 2016 года № 129.

Президент Приднестровской Молдавской Республики исходит из того, что любой из ответственных по Конституции Приднестровской Молдавской Республики государственных органов, в данном случае Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики и Приднестровский республиканский банк, должен принимать реализуемые, а не декларативные решения.

Как и при принятии Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, так и при обсуждении проекта изменений на его Президиуме не проводился необходимый для этого анализ предлагаемого Приднестровским республиканским банком валютного коридора и последствий его установления. Действующее в настоящий момент несбалансированное решение по ЕДКП с действующим курсом и при текущих поступлениях валюты является подтверждением факта рассмотрения и принятия решения Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики без прогноза последствий, приведшее, по мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, к нарушению прав граждан и хозяйствующих субъектов на равноправный доступ к валютным ресурсам, на свободное обращение приднестровского рубля в котируемой валюте.

Игнорирование депутатским корпусом мнения различных экспертов привело к усугублению ситуации на валютном рынке. Уже по итогам 8 месяцев 2016 года в Приднестровской Молдавской Республике валюты поступило на 204,3 млн долл. США меньше, чем за аналогичный период 2015 года, а по сравнению с таким же периодом 2014 года – на 389,4 млн долл. США.

При этом основное падение поступлений иностранной валюты за 8 месяцев 2016 года по сравнению с 8 месяцами 2015 года произошло за счет:

1) снижения поступлений по экспортным контрактам – на 130,9 млн долл. США (в эквиваленте);

2) снижения поступлений в рамках кредитов (займов), полученных от нерезидентов на срок до 180 дней, – на 83,4 млн долл. США (в эквиваленте).

Доля падения поступлений по экспортным контрактам от ОАО «Энергокапитал» составила лишь 28% в общей сумме недопоступлений в текущем году, а не преимущественную долю, как заявлялось.

 

ПОСТУПЛЕНИЯ

иностранной валюты за 8 месяцев 2014–2016 годов

 

долл. эквив.

Наименование

8 мес. 2014

8 мес. 2015

8 мес. 2016

Отклонение

2016/2015

Отклонение

2016/2014

Всего поступления в долларовом эквиваленте (млн):

692,2

507,2

302,8

-204,3

-389,4

в том числе,

по экспортным контрактам

490,20

384,80

253,9

-130,9

-236,3

поступления в рамках валютных операций, связанных с движением капитала

66,9

20,3

25,2

4,9

-41,8

поступления в рамках кредитов (займов), полученных от нерезидентов на срок до 180 дней

118,0

84,6

1,2

-83,4

-116,8

иные операции, связанные с поступлением иностранной валюты (возврат авансов)

17,2

17,5

22,6

5,0

5,4

 

 

В силу законодательных установлений Приднестровский республиканский банк ограничен в самостоятельном принятии решений (даже в отличие от Российской Федерации) о корректировке денежно-кредитной политики, в том числе и в части установления валютного коридора. При сохранении текущей позиции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики о сохранении официального курса на уровне не выше 11,30 руб./долл. США приходится констатировать, что процессы реального курсообразования будут происходить вне официального поля, находящегося в сфере контроля монетарных властей. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование всех секторов экономики и социальной сферы, бюджета. Если позиция Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики базируется на необходимости поддержания принятого валютного коридора, то с учетом того, что Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики посредством принятия законов формирует экономическую политику государства, реализуемая им политика должна обеспечить доступность к валюте всех граждан и юридических лиц Приднестровской Молдавской Республики. Формирование и обеспечение деятельности финансовой системы государства является одной из государственных функций в силу положений статьи 56 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Президент Приднестровской Молдавской Республики считает, что принятие непросчитанных и необоснованных решений без прогноза и учета их последствий, без учета реальной экономической обстановки привело к дисбалансу между официальным курсом и «рыночным».

Президент Приднестровской Молдавской Республики выступает за стабильный курс рубля, но он, по мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, должен быть обеспечен механизмами реализации и не носить пропагандистский характер, при котором реальный доступ к валюте по официальному курсу лимитирован, что создало предпосылки неравноправия экономических субъектов и ущемления прав граждан в ущерб конституционных положений. По факту, граждане и малый бизнес покупают валюту по цене, не соответствующей официальному курсу, что подтверждает факт неисполнения органами государственной власти, в частности Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, определенных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики государственных функций в рамках закрепленных полномочий.

В то же время ограниченные, в том числе и необходимостью соблюдения всех законодательно утверждённых процедур, полномочия центрального банка Приднестровской Молдавской Республики стали препятствием для оперативного реагирования на стремительно растущие масштабы кризиса в сегменте. Тем самым законодательными решениями не приняты Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики необходимые меры, с другой стороны, законодатель не наделил новыми инструментами Приднестровский республиканский банк для реагирования в кризис.

Позиция Приднестровского республиканского банка, кроме того, подтверждается экспертными и аудиторскими организациями авторитетного и высокого уровня. Так, согласно докладу независимых экспертов европейской консалтинговой компании «BerlinEconomics», по результатам анализа сложившейся ситуации на валютном рынке республики на основании открытых источников информации сделаны выводы о необходимости единовременной корректировки официального курса в сторону девальвации на 30% ввиду невозможности его дальнейшей фиксации или вовлечения валютных ресурсов для устранения дефицита извне. К схожим выводам пришли и авторитетные российские экспертные организации. Так, дополнительный анализ ситуации был проведён международной аудиторской компанией ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (ООО «ФБК») (Россия, город Москва), осуществляющей аудит, в том числе Центральным банком Российской Федерации.

Визит делегации Приднестровского республиканского банка, Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, Министерства финансов Приднестровской Молдавской Республики в Центральный банк Российской Федерации подтвердил ошибочность доводов и решений Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по единой денежно-кредитной политике в сложившихся условиях без нахождения реально осязаемых дополнительных источников валюты или без планомерной девальвации в рамках существующих возможностей экономики Приднестровья.

 

По мнению международных аудиторов, предложение Приднестровского республиканского банка в отношении необходимости девальвации национальной валюты, отклонённое Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, является вынужденной и более действенной мерой в целях снижения ажиотажа населения и экономических субъектов на валютном рынке.

Как видно из обозначенных законодательных требований, утверждение Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики единой государственной денежно-кредитной политики государства является его обязанностью, установленной законом в рамках его компетенции, и конституционной государственной функцией в области финансов (подпункт «е» пункта 1 статьи 56 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), и исполняется она посредством принятия Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики соответствующего постановления.

Таким образом, Президент Приднестровской Молдавской Республики как Глава государства и гарант Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивая их точное исполнение, полагает, что ущемлены конституционные права граждан, экономических субъектов ввиду ненадлежащего исполнения Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики своих полномочий: Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики не была исполнена конституционная обязанность, отраженная в других обозначенных законодательных актах по утверждению изменений в Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, поскольку проект не был рассмотрен на пленарном заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, и, соответственно, по нему не было в установленном порядке принято решение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, что по итогу явилось уклонением законодательного органа от издания акта. Кроме того, действующее Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики об утверждении валютного коридора 11,00–11,30 рубля за доллар принято вопреки прогнозам развития ситуаций, и действует без реальных инструментов реализации, обеспечивающих его исполнение.

13 октября 2016 года Приднестровский республиканский банк на официальном сайте опубликовал пресс-релиз о ситуации с поступлением валюты в Приднестровскую Молдавскую Республику и сложившейся ситуации на валютном рынке ввиду отказа Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики изменять параметры валютного коридора (статья прилагается).

Несмотря ни на что, до настоящего времени решение о внесении изменения в Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов не приняты Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики на пленарном заседании.

По мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики уклоняется от рассмотрения и принятия предложений Приднестровского республиканского банка по внесению изменения в Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, хотя такая обязанность установлена в подпункте «м» пункта 3 статьи 70 Конституции Приднестровской Молдавской Республики во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 33, пунктом 4 статьи 90 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и подпунктом «е» пункта 2 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики».

При этом вместо неукоснительного исполнения конституционных обязанностей по принятию решений, направленных на стабилизацию экономической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики «играет» в перекладывание ответственности за экономическую ситуацию на другие органы власти.

Так, 25 ноября 2016 года на официальном сайте Верховного Совета была размещена новостная информация под названием «Действия ПРБ играют против нашего рубля» (статья прилагается). В статье только обвинительные речи популистского характера в адрес Приднестровского республиканского банка и ни одного реального предложения.

26 ноября 2016 года Приднестровский республиканский банк на официальном сайте повторно изложил ситуацию на валютном рынке: указал, какие действия были предприняты Приднестровским республиканским банком для стабилизации валютного коридора, а также обозначил позицию Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, которая идет вразрез с мнением экспертов Центрального банка России.

Следует отметить, что, согласно пункту 7 Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14, органам государственной власти Приднестровской Молдавской Республики предписано ежемесячно предоставлять Президенту Приднестровской Молдавской Республики сведения о проделанной работе, а также в целях освещения населения направлять информацию в адрес средств массовой информации.

Однако в адрес Президента Приднестровской Молдавской Республики с января 2016 года сведения о проделанной работе Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики не направлялись.

Согласно статье 2 Конституции Приднестровской Молдавской Республики органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики. Соответственно, Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики (пункт 2 статьи 59 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики (пункт 2 статьи 65 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Президент Приднестровской Молдавской Республики, руководствуясь статьей 2, пунктом 4 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также подпунктом «а» части первой статьи 9, статьей 98 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», обращается в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с ходатайством в рамках спора о компетенции подтвердить:

а) обязанность Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики исполнять Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан» в части выработки мер по стабилизации текущего экономического положения в Приднестровской Молдавской Республике;

б) конституционную обязанность Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по формированию и обеспечению деятельности финансовой системы (статья 56 Конституции Приднестровской Молдавской Республики) в рамках компетенции, закрепленной Законом Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» (статья 6), в части утверждения ЕДКП с реальными механизмами свободного доступа к валюте физических и юридических лиц и на равных условиях.

 

5. Приложение:

а) копия настоящего Запроса в 10 экземплярах;

б) настоящий Запрос на магнитном носителе;

в) копия Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2016 года № 14 «О реализации решения Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, направленного на повышение макроэкономической устойчивости в целях поддержания благосостояния граждан» в 10 экземплярах;

г) копия пресс-релиза Приднестровского республиканского банка от 13 октября 2016 года в 10 экземплярах;

д) копия новости Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 25 октября 2016 года в 10 экземплярах;

е) копия пресс-релиза Приднестровского республиканского банка от 26 октября 2016 года в 10 экземплярах.