РАСП ПРМР 19 октября 2017 № 926р САЗ 17-43  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (папка № 623/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Бугой И.С., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

19 октября 2017 г.

№ 926р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 19 октября 2017 года № 926р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (папка № 623/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Бугой И.С., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2002 года № 123-З-III «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-19) (далее – Закон об актах законодательства) слова и выражения в правовых актах должны использоваться в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики. Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.

В этой связи необходимо отметить, что:

а) проект закона определяет формы публичных мероприятий, в которых могут принимать участие граждане для реализации конституционного права. Одна из форм публичного мероприятия именована «шествие» (наименование и преамбула законопроекта, пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта, подпункты «а» и «д» статьи 2 законопроекта, подпункты «а» и «д» пункта 3 статьи 5 законопроекта).

При этом государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Приднестровской Молдавской Республики (статья 32 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

Таким образом, в целях приведения положений законопроекта в соответствие с положениями Основного Закона, а также единообразного понимания и применения норм рассматриваемого проекта закона в указанных структурных элементах слово «шествие» в соответствующих числах и падежах следует заменить словами «уличное шествие» в соответствующих числах и падежах;

б) в тексте проекта закона используются термины «представитель органа внутренних дел», «сотрудники органов внутренних дел», а также «сотрудники милиции».

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Указу Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 февраля 2016 года № 90 «Об утверждении Положения, системы, структуры, штатного расписания Центрального аппарата Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и штатной численности Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-8) Министерство внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее – Министерство) является правоохранительным, обладающим в пределах своей компетенции контрольными функциями, исполнительным органом государственной власти, образуемым Президентом Приднестровской Молдавской Республики для эффективной реализации функций государства в сфере обеспечения личной безопасности человека, защиты собственности, обеспечения общественного порядка, борьбы с преступностью, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, в целях единообразного понимания и применения норм законодательных актов представляется необходимым в тексте законопроекта слова «представитель органа внутренних дел», «сотрудники органов внутренних дел», а также «сотрудники милиции» в соответствующих падежах и числах заменить словами «представитель исполнительного органа государственной власти, уполномоченного в сфере обеспечения общественного порядка» в соответствующих падежах;

в) участникам публичных мероприятий запрещается иметь при себе и (или) распивать алкогольные и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе (подпункт а) пункт 4 статьи 6 проекта закона).

При этом в Кодексе Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях используются термины «алкогольные напитки» и «спиртосодержащие напитки».

Таким образом, в целях единообразного понимания и применения норм законодательных актов необходимо в подпункте «а» пункта 4 статьи 6 проекта закона слова «алкогольную и спиртосодержащую продукцию» заменить словами «алкогольные и спиртосодержащие напитки»;

г) законопроект предусматривает уведомительную систему оповещения органов государственной власти при организации тех или иных публичных мероприятий. Так, согласно подпункту «ж» статьи 2 законопроекта уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого в государственную администрацию города (района) в порядке, установленном настоящим Законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Также необходимо отметить, что законопроект определяет государственную администрацию города (района) как орган государственной власти, который может инициировать изменения времени и места проведения публичных мероприятий (подпункт «а» пункта 3 статьи 5 проекта закона), права уполномоченного представителя государственной администрации города (района) при проведении публичных мероприятий (пункт 1 статьи 13 и пункта 3 статьи 15 законопроекта).

Однако наряду с термином «государственная администрация города (района)» в законопроекте используется формулировка «государственная администрация соответствующего населенного пункта» (подпункт «а» статьи 4, пункты 4 и 5 статьи 5, подпункт «а» пункта 3 статьи 6 законопроекта, а также в других структурных элементах проекта закона).

В целях единообразного понимания и применения норм проекта закона необходимо в тексте законопроекта слова «государственная администрация соответствующего населенного пункта» в соответствующих падежах заменить словами «государственная администрация города (района)» в соответствующих падежах.

2. Согласно подпункту «е» пункта 3 статьи 5 законопроекта организатор публичного мероприятия имеет право требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

Так, данный проект закона устанавливает право организатору самостоятельно принимать решения о допустимости или недопустимости участникам скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.

В свою очередь для участников публичных мероприятий законопроектом установлен запрет скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности (подпункт «в» пункта 4 статьи 6 проекта закона).

При этом, необходимо отметить, что на организатора публичного мероприятия возложена обязанность требовать от участников публичного мероприятия прекращения нарушения закона (подпункт «г» пункта 4 статьи 5 законопроекта).

Таким образом, установление запрета для участников публичных мероприятий скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности, говорит об обязанности, а не праве, организатора публичного мероприятия требовать от участников публичного мероприятия прекращения нарушения закона, в частности, не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.

Следовательно, требование к участникам публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности, для организатора публичных мероприятий должно быть предусмотрено не как его право, а как обязанность, в связи с чем содержание подпункта «е» пункта 3 статьи 5 проекта закона должна быть установлено в пункте 4 статьи 5 проекта закона.

3. В законопроекте закреплен порядок предоставления уведомления о проведении публичного мероприятия всех форм за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником (часть первая пункта 1 статьи 7 законопроекта). При этом часть вторая пункта 1 статьи 7 законопроекта определяет, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется.

Однако данный проект закона не закрепляет порядок уведомления при проведении собраний, а также не предусматривает освобождение от необходимости уведомлять соответствующие органы государственной власти о проведении указанного вида публичных мероприятий.

Подпунктом «в» статьи 2 Закона об актах законодательства установлено, что при осуществлении правотворческой деятельности в Приднестровской Молдавской Республике должен соблюдаться принцип обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов.

Таким образом, отсутствие в законопроекте положений, регулирующих порядок осуществления уведомления о проведении такого публичного мероприятия, как собрание, является нарушением основного принципа правотворческой деятельности.

В этой связи, в целях создания механизма реализации положений проекта закона Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает необходимым доработать проект закона путем закрепления порядка предоставления уведомлений о проведении собрания либо внести в проект норму, устанавливающую отсутствие необходимости предоставления уведомления о проведении публичного мероприятия при организации собраний.

4. Законопроект определяет минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником. Согласно части второй пункта 1 статьи 7 проекта закона минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование должно быть не более 10 (десяти) метров.

Однако словосочетание «не более 10 (десяти) метров» при установлении минимального расстояния не указывает на предельно допустимое минимальное расстояние между лицами, а ограничивает радиус, в котором могут находиться лица, осуществляющие указанное пикетирование.

В целях устранения неоднозначного понимания содержащейся в части второй пункта 1 статьи 7 законопроекта, в указанном структурном элементе проекта закона слова «не более» необходимо заменить словами «не менее».

5. Статья 15 законопроекта устанавливает основания и порядок приостановления публичного мероприятия, статья 17 законопроекта закрепляет порядок прекращения таких мероприятий. При этом в данных статьях определяются права представителей государственной администрации населенного пункта, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.

Применение же положений, содержащихся в указанных статьях проекта закона, возможно только во время проведения публичного мероприятия, в связи с чем необходимо в пунктах 1 и 2 статьи 15, в пункте 1 статьи 17 законопроекта слова «на территории которого планируется проведение публичного мероприятия» заменить словами «на территории которого проводится публичное мероприятие».