BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ ПОСТАВКИ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ
ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
15 августа 1997 г.
N 131
(САМП 97-8)
Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Утвердить "Правила поставки и пользования газом потребителями Приднестровской Молдавской Республики".
2. Со дня выхода настоящих Правил утрачивают силу:
"Правила пользования газом в народном хозяйстве",утвержденные Мингазпромом СССР 19.09.1985 г. "Правила подачи газа магистральным газопроводам и потребителям", утвержденные Постановлением Госснаба СССР и Государственного арбитража СССР от 25.09.96 г. N 136/7.
3.Настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия.
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ
В.СИНЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ПМР
ОТ 15 АВГУСТА 1997 Г. N 131
ПРАВИЛА ПОСТАВКИ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ
ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ......Общие положения.
2. ......Поставка газа потребителям. , 3. ......Договорные отношения.
4. ......Организация учета расхода газа.
5. ......Требования к проектам газоснабжения.
6. ......Допуск газоиспользующих установок к эксплуатации и присоединение потребителей газа к магистральным газопроводам (отводам) и газовым сетям населенных пунктов.
7. ......Обязанности потребителей газа по его рациональному и эффективному использованию.
8. ......Прекращение подачи газа потребителям.
9. ......Взаимоотношения между газотранспортными, газораспределяющими организациями и потребителями газа.
10. .....Ответственность за нарушение Правил поставки и пользования газом потребителями Приднестровской Молдавской Республики.
11. .....Приложение N 1. Основные термины и определения.
12. .....Приложение N 2. Технические условия (примерный перечень) присоединения к газовым сетям.
13. .....Приложение N3. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на пуск газа для производства наладочных работ.
14. .....Приложение N 4. Инструкция о порядке выдачи Гостехнадзором Приднестровской Молдавской Республики разрешений на выпуск и применение оборудования для газового хозяйства Приднестровской Молдавской Республики.
15. Приложение N 5.Перечень основных нормативно-технических документов используемых при составлении настоящих правил.
1.Общие положения.
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к предприятиям, объединениям, организациям, потребляющим газ в качестве топлива и сырья, в области его рационального и эффективного использования с целью проведения единой технической политики в сфере применения топливно-энергетических ресурсов в экономике Приднестровской Молдавской Республики.
1.2. Правила определяют отношения между поставщиком, потребителем и газораспределительной организацией, требования к организации учета количества газа и контроля его параметров.
1.3. Правила действуют на территории Приднестровской Молдавской Республики и обязательны для исполнения всеми предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности форм собственности, занятыми транспортом, распределением и потреблением газа, проэктированием систем газоснабжения и газоиспользующего оборудования, выполнением пуско-наладочных работ на нем.
1.4.Руководители, специалисты и рабочие предприятий, объединений и организаций-потребителей газа (в дальнейшем - "газопотребляющие предприятия"),а также проектных, монтажных, наладочных, газотранспортных и газораспределительных организаций, функциональные обязанности которых связаны с транспортом, распределением и потреблением газа должны перед допуском к работе пройти обучение и сдать экзамен на знание настоящих Правил, Правил безопасности в газовом хозяйстве, соответствующих СНиП и других нормативных документов в объеме выполняемой ими работы. Первичная и периодическая проверка знаний, а также подготовка и обучение проводятся в учебном инженерно-консультационном центре Государственного комитета горного и промышленного надзора ПМР (в дальнейшем - "Госгортехнадзор ПМР") в соответствии Закона ПМР "Об охране и безопасности труда", действующих Положений и Правил. Допускается подготовка вышеуказанных работников в других учебных заведениях, имеющих разрешение (лицензию) Госгортехнадзора ПМР.
1.5. Контроль за рациональным и эффективным использованием газа на территории ПМР осуществляет инспекция по надзору за магистральными газопроводами и рациональным и эффективным использованием газа (в дальнейшем "инспекция") в составе Госгортехнадзора ПМР на основании Постановления Правительства ПМР от 4.07.96 г. N 155 и действующая на основании Положения об инспекции.
1.6. Осуществление государственного надзора за использование газа в ПМР не освобождает потребителей от обязанностей по повышению эффективности использования газа на основе высокого уровня автоматизации технологических процессов потребления газа, внедрения усовершенствованного газопотребляющего оборудования, использования вторичных энергоресурсов, соблюдения норм и правил пользования газом, дисциплины газопотребления, а также повышения точности измерения количества газа.
1.7. Газоснабжение потребителей газа производится на основании договоров, заключаемых ежегодно в соответсвии с настоящими Правилами.
1.8. Потребители по очередности обеспечения газом делятся на две группы:
1.8.1. Первая группа - потребители, обеспечиваемые в первую очередь, в том числе:
-население, коммунально-бытовые предприятия, лечебные учреждения, школы, детские сады-ясли, санатории, а также котельные, работающие только на газе:
-потребители, у которых отключение газа или понижение его давления вызывает нарушение технологического процесса и влечет за собой остановку оборудования или материальный ущерб вследствие порчи продукции.
1.8.2. Вторая группа - электростанции и промышленные предприятия, газоснабжение которых в период похолоданий и в других необходимых случаях должно регулироваться путем частичного или полного перевода их на резервные виды топлива в установленном порядке.
1.9. Использование газа населением ПМР регулируется Правилами пользования газом населением и коммунально-бытовыми потребителями ПМР.
1.10. Требования настоящих Правил не распространяются на газовые приборы, потребляющие менее 1м3 газа в час, котельные с суммарной годовой нагрузкой менее 1 гкал в год, а также оборудование, использующее газ для приготовления пищи (плиты бытовые, ресторанные и т.д.), индивидуальное отопление и горячее водоснабжение (водонагреватели проточные и емкостные, печи отопительные бытовые).
1.11. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, изложены в приложении N 1.
2.Поставка газа потребителям и расчеты за газ.
2.1. Заявки на газ подаются потребителями газа в местные газораспределительные организации, которые представляют их далее в ПО РУМГ "Тираспольтрансгаз" не позднее, чем за 90 дней до начала предстоящего года. Проект плана поставки газа на предстоящий год ПО РУМГ "Тираспольтрансгаз" после согласования с Министерством промышленности и энергетики ПМР представляет на рассмотрение Правительству ПМР. Правительство ПМР, исходя из возможностей закупок газа, транспорта газа и заявок потребителей составляет баланс газа по ПМР на предстоящий год и утверждает его своим постановлением. Утвержденные объемы газа являются основанием для заключения договоров на его поставку.
Местные газораспределительные организации обязаны распределить выделенные годовые с квартальной разбивкой объемы на год по потребителям не позднее, чем через 10 дней после утверждения Правительством ПМР баланса газа.
2.2. Для покупки газа допускаются все организации, имеющие технологическую возможность его получения и использования.
2.3. Приоритетными являются поставки газа потребителям 1 группы,а также потребителям, не имеющим задолженности по оплате за газ и заключившим договор на условиях предоплаты по текущим (договорным) платежам.
2.4. Потребители имеют право покупки газа у любого поставщика при условии обеспечения его транзита в соответствующем объеме. В этих случаях поставщик или потребитель по согласованию организуют транзит газа путем заключения договоров транзита с газотранспортными и газораспределительными организациями.
2.5. Поставка газа потребителям производится на основании заключенных договоров между газотранспортными, газораспределительными организациями и потребителем. Договора должны быть заключены в двухнедельный срок после доведения годовых и квартальных лимитов до потребителей местными газораспределительными организациями.
2.6. Месячные лимиты поставки газа потребителям устанавливаются местной газораспределительной организацией на основании квартальных лимитов из расчета среднесуточной нормы потребления газа. Месячные планы поставки газа устанавливаются в срок не позднее, чем за 30 дней до начала предстоящего квартала.
2.7. Перераспределение квартальных лимитов между газораспределительными организациями проводится в исключительных случаях только Министерством промышленности и энергетики ПМР не позднее, чем за 45 дней до окончания рассматриваемого квартала.
2.8. Неравномерность поставки газа по месяцам с учетом климатических условий допускается на коммунально-бытовые нужды и для населения, а также котельным в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых потребителей и населения.
2.9. Все условия поставки газа предусматриваются в договорах и техническим соглашениям к ним. ОТПУСК ГАЗА БЕЗ ДОГОВОРА НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ.
2.10. Поставщик, газораспределительная организация и потребитель газа обязаны поставлять и отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах среднесуточной нормы, а в случае необходимости отступления от среднесуточной нормы, потребления - по согласованным между сторонами диспетчерским графикам.
2.11. При перерасходе среднесуточной нормы потребления газа газораспределительной организацией или потребителем (предприятием, получающим газ непосредственно от магистрального газопровода - отвода) сверх установленного договором объема газотранспортной организации предоставляется право проводить принудительное ограничение поставки газа до установленной среднесуточной нормы по истечении 24 часов с момента предупреждения, а газораспределительной организации по отношению к потребителю - проводить принудительное ограничение подачи газа до установленной среднесуточной нормы через 6 часов после предупреждения о вводе в лимит.
2.12. Невыборка газа потребителями или поставка им газа сверх договорного объема не дает права сторонам требовать восполнения или сокращения поставки газа против среднесуточной нормы в течение последующего периода.
2.13. Расход газа промышленными потребителями и энергетическими предприятиями сверх договоренных суточных объемов без предварительного согласования с поставщиком влечет повышенную оплату объема перерасходованного газа с повышающим коэффициентом:
с 15 апреля по 15 сентября - 1.1
с 16 сентября по 14 апреля - 4.0
Повышенная плата взымается в безакцептном порядке и перечисляется в республиканский бюджет.
2.14. Указания ЦДС газотранспортной организации или инспекции о режимах поставки и потребления газа являются обязательными для газораспределительных организаций и потребителей газа. В случае невыполнения указаний о режимах потребления газа представитель инспекции совместно с работниками газораспределительной организации производит отключение потребителя от газовых сетей. Если потребитель имеет договор с газотранспортной организацией, то отключение производят представитель инспекции совместно с работниками газотранспотрной организации.
2.15. Потребитель должен иметь разрешение на использование газа в качестве топлива (сырья) - топливный режим. Выдача разрешений на использование газа в качестве топлива (сырья) производится Правительством ПМР в установленном порядке.
2.16. Количество газа, подаваемого газораспределительной организацией (потребителю) определяется по приборам учета газа и оформляется документом, подписанным и удостоверенным печатью обеими сторонами. Форма документа и периодичность его составления должны быть оговорены в договоре на поставку газа.
2.17. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны, а также представителям инспекции в любое время возможность проверки приборов и документов по учету, рациональному и эффективному использованию газа, качества обработки диаграмм.
2.18. Потребитель, в определенное договором время обязан ежедневно сообщать газораспределительной организации о количестве принятого газа за прошедшие сутки. К расчету количества газа прилагаются диаграммы с самопишущих приборов учета, заверенные подписью и печатью Потребителя.
2.19. Сторона, не согласная с определением количества поданного газа, заявляет об этом другой стороне путем отражения в акте своего особого мнения. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в арбитражный суд ПМР.
До принятия решения арбитражным судом количество поставленного газа принимается по данным поставщика.
2.20. Цена на газ, поданный потребителям, устанавливается Правительством ПМР в соответствии с действующим законодательством.
2.21. Оплата счетов за поданный газ осуществляется в соответствии с инструкцией республиканского банка по платежным поручениям в безакцептном порядке путем списания средств со счетов потребителя в текущем месяце подекадно (10,20,30 число). Окончательный расчет за поданный газ производится до 10 числа следующего за отчетным месяца на основании акта о количестве поданного газа (см. п.2.16.).
2.22. Дополнительные счета поставщиков, выставляемые для исправления ошибок, допущенных при подсчете количества поданного газа, оплачиваются в порядке акцепта при наличии двусторонних актов.
2.23. Поставщик не вправе отказать потребителю в заключение договора на поставку газа, кроме как в случаях, оговоренных настоящими Правилами.
3.Договорные отношения
3.1. На поставку газа потребителями могут заключаться следующие договора:
3.1.1. Между газотранспортной организацией и потребителем (в случае поставки газа потребителю непосредственно из магистральных газопроводов - отводов).
3.1.2. Между газотранспортной организацией и газораспределительной организацией с указанием конкретных промышленных потребителей и предприятий энергетики.
3.1.3. Между газораспределительной организацией и потребителем.
3.2. Договор на поставку газа должен предусматривать следующие разделы:
- термины и определения;
- предмет договора;
- режим поставки, в том числе механизм уменьшения или прекращения поставки газа;
- порядок учета отпускаемого газа;
- определение качества газа;
- цена и порядок расчета за поставку газа;
- взаимодействие сторон при эксплуатации газопроводов и газовых сетей;
- имущественная ответственность;
- границы раздела газопроводов и газовых сетей;
- юридические адреса сторон и прочие условия.
3.3. В договорах с потребителями, для которых топливными режимами в качестве резервных установлены другие виды топлива, в обязательном порядке предусматриваются обязательства потребителя по сокращению расхода газа в период похолодания, или других случаях, до уровня брони газопотребления.
4.Организация учета расхода газа.
4.1. Учет организуется с целью:
- осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
- контроля за рациональным и эффективным использованием газа;
- составления баланса приема и отпуска газа;
- контроля за расходными режимами системы газоснабжения.
4.2. Ответственность за техническое состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут руководители предприятий, на балансе которых находятся узлы учета газа.
4.3. Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также представителям инспекции доступ к узлам учета для возможности осуществления проверки их технического состояния и правильности функционирования.
4.4. Все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться в соответствии с действующими нормами, правилами и руководящими документами организациями, имеющими разрешение (лицензию) Госгортехнадзора ПМР. Метрологическую экспертизу монтажа узлов учета газа на соответствие их требованиям нормативных документов осуществляет Госстандарт ПМР с оформлением заключения установленной формы.
4.5. Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
4.6. Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета газа рассматриваются в установленном договором или иными соглашениями сторон порядке.
4.7. Учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках газа), должен осуществляться по узлам учета поставщика, установленными, как правило, на границе раздела газовых сетей. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа должны иметь разрешение (лицензию) Госгортехнадзора ПМР на их применение, которое выдается на основании сертификата соответствия и утверждения типа средств измерения Госстандарта ПМР. Средства измерений подвергаются государственной поверке в порядке, установленном Госстандартом ПМР.
При отсутствии узлов учета у Поставщика, или неисправности, или отсутствия действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).
4.8. Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться потребителем газа.
При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, или отсутствия действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности неопломбированных газоиспользующих установок исходя из количества часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа или иным методом, предусмотренным договором.
4.9. Учет газа у потребителя должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение, по согласованию с инспекцией, допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителя друг от друга.
4.10. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться:
- время работы узла учета;
- расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях;
- среднечасовая и среднесуточная температура газа;
- среднечасовое и среднесуточное давление газа;
4.11. Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам проведения измерений, аттестованным и утвержденным в установленном порядке.
Определение количества газа должно проводится для нормальных условий. На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.
4.12. Узел учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства.
4.13 Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться, исходя из предельной допустимой погрешности измерений расхода.
4.14. В соответствии с действующим стандартом единицей измерения промышленных газов, в том числе природного, при их учете устанавливается один кубический метр газа при температуре 20 град.С давление 760 мм рт. столба и влажности, равной нулю.
4.15. Стороны имеют право требовать внеочередной проверки приборов узла учета газа. Порядок предъявления претензий определяется договором между Поставщиком и потребителем газа или иными соглашениями.
4.16. Государственный контроль за состоянием учета газа у потребителей и поставщиков газа осуществляет инспекция.
5.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ.
5.1. Основанием для разработки проектов газоснабжения вновь строящихся, реконструируемых, расширяемых и действующих предприятий, объединений и установок независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности является разрешение на использование газа в качестве топлива (сырья) выдаваемое Правительством ПМР в установленном порядке.
5.2. Потребитель (или по его поручению проектная организация) до составления задания на проектирование обязан получить технические условия на подключение к распределительным газовым сетям в газораспределительной организации.
В случае подключения к магистральным газопроводам технические условия выдает газотранспортная организация.
При проектировании газопотребляющего оборудования или установок технические условия в части рационального и эффективного использования газа выдает инспекция.
Отклонения от технических условий необходимо согласовывать с организациями, которые их выдали. Технические условия на разработку проектов газоснабжения выдаются при наличии у потребителя разрешения на использование газа в качестве топлива (сырья).
Срок действия технических условий два года.
Примерный перечень технических условий на присоединение к газовым сетям в Приложении 2.
5.3. Высокая эффективность использования газа должна обеспечиваться в проектах за счет:
- применения наиболее экономичных (определенных на основе вариантных разработок) технологических схем, процессов и оборудования, отвечающим современным достижениям науки и техники и прогрессивным удельным показателям;
- наиболее полного использования тепла уходящих газов (за счет установки экономайзеров, котлов-утилизаторов, регуляторов);
- применения систем автоматического регулирования процессов сжигания газа и приборов контроля за качеством сжигания газа;
- организации учета потребленного газа и резервного топлива;
- тщательной изоляции газоиспользующих агрегатов и установок, теплопроводов и т. д.
5.4. Проектом должно предусматриваться: - применение
- газогорелочных устройств, отвечающих требованиям соответствующих норм и стандартов и имеющих разрешение Госгортехнадзора ПМР на их применение;
- устройство резервного топливного хозяйства в случаях, если Правительством ПМР определено наличие резервного (аварийного) топлива;
- возможность оперативного перехода с газа на резервный (аварийный) вид топлива без реконструкции (изменения) горелочных устройств, автоматики и трубопроводов основного и резервного топлива;
- возможность использования вторичного тепла, полученного при использовании газа на технологических установках, а также тепла уходящих дымовых газов;
- использования регистрирующих приборов учета газа и его параметров, а также приборов теплотехнического контроля на газоиспользующих установках.
5.5. Все вновь разрабатываемые типовые проекты котельных и других газопотребляющих установок и технологий должны быть представлены на рассмотрение Госгортехнадзору ПМР. Госгортехнадзор имеет право требовать от соответствующих организаций отмену действия типового проекта газоснабжения (или внесения изменений) в случаях когда не обеспечивается эффективное и безопасное использование газа.
5.6. Все проекты газоснабжения и газификации предприятий и оборудования перед началом строительства должны быть согласованы в газораспределительных и газотранспортных организациях (если последние поставляют газ непосредственно потребителям) и зарегистрированы в Госгортехнадзоре ПМР.
Зарегистрированный проект действителен в течение двух лет. Если работы по реализации проекта на протяжении этого времени не начаты, то проект подлежит повторной регистрации.
5.7. При разработке новых типов газоиспользующего оборудования, а также газогорелочных устройств, автоматики регулирования процессов сжигания газа, газовых счетчиков и т. д. технические условия (ТУ) и технические задания (ТЗ) на их разработку должны быть представлены на рассмотрение Госгортехнадзору ПМР. См. Приложение N 4.
6. ДОПУСК ГАЗОИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТАНОВОК К ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГАЗА К МАГИСТРАЛЬНЫМ
ГАЗОПРОВОДАМ (ОТВОДАМ) И ГАЗОВЫМ СЕТЯМ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
6.1. Ввод в эксплуатацию законченных строительством газифицируемых предприятий и установок производится на основании акта Государственной приемочной комиссии, подписанного председателем и всеми членами комиссии.
В работе государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию подконтрольных объектов участвуют представители Госгортехнадзора ПМР.
6.2. До начала работы государственной приемочной комиссии по объектам, указанным в п.6.1., владельцу газоиспользующих установок необходимо получить разрешение на пуск газа для проведения наладочных работ. Для этого владелец газоиспользующих установок должен не менее чем за десять дней пригласить представителя инспекции и представить необходимую документацию (см. Приложение 3.).
6.3. В случае применения потребителем резервного вида топлива разрешение на пуск газа на газоиспользующие установки для промышленной эксплуатации выдается только после окончания строительства резервного топливного хозяйства и готовности к работе газоиспользующих установок на резервном топливе.
6.4. Специализированные наладочные организации и неспециализированные организации, которые выполняют наладочные работы на газоиспользующих установках, обязаны зарегистрироваться в Госгортехнадзоре ПМР и получить разрешение (лицензию) на право проведения наладочных работ, необходимых для эффективного и рационального, а также безопасного использования газа потребителями.
6.5. Для получения разрешения (лицензии) на право проведения наладочных работ специализированные наладочные организации и неспециализированные организации представляют в инспекцию следующие документы:
- положение (устав) об организации с указанием видов выполняемых работ;
- согласованные органами Госгортехнадзора ПМР и утвержденные в установленном порядке методики проведения наладочных работ на газовом и резервном топливе;
- списочный состав работников с указанием видов выполняемых ими работ;
- перечень имеющихся в организации специальных приборов и оборудования;
- протоколы проверки знаний настоящих Правил и "Правил безопасности в газовом хозяйстве", а также технологии производства наладочных работ;
Разрешение на проведение наладочных работ выдается сроком на один год.
6.6. Для продления разрешения на проведение наладочных работ в инспекцию представляются следующие документы:
- планы проведения наладочных работ;
- сведения о выполненных наладочных работах в истекшем году;
- протоколы проверки знаний настоящих Правил, "Правил безопасности в газовом хозяйстве", технологии производства наладочных работ;
- списочный состав работников с указанием видов выполняемых ими работ;
6.7. В случаях неоднократного некачественного выполнения наладочных работ на газоиспользующих установках Госгортехнадзор ПМР изымает разрешение (лицензию) на право производства наладочных работ.
6.8. По результатам режимно-наладочных работ наладочная организация составляет технический отчет, в котором указываются все показатели, влияющие на эффективное и рациональное использование газа в различных режимах работы газоиспользующих установок, обоснованы удельные нормы расхода топлива на единицу выработанной продукции, а также выделены теплотехнические характеристики и составлены режимные карты с графиками работы газоиспользующих установок.
В комплекс работ обязательно должна быть включена наладка теплоутилизационных установок и вспомогательного оборудования (для котельных - оборудование по химводоподготовке).
6.9. Окончание пуско-наладочных работ на газоиспользующих установках оформляется актом, который подписывает руководитель газифицируемого предприятия, где проводились наладочные работы, представитель наладочной организации, выполнявшей работы.
6.10. На основании акта об окончании пуско-наладочных работ и представленного технического отчета о проведенной наладке газоиспользующих установок Госгортехнадзор ПМР в течение десяти дней выдает решение на пуск газа для промышленной эксплуатации.
6.11. Производство режимно-наладочных работ на действующих газоиспользующих установках проводится не реже одного раза в три года. При стабильной работе установок в соответствии с режимными картами сроки планового проведения режимно-наладочных работ могут быть продлены по согласованию с инспекцией.
7. ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГАЗА ПО ЕГО РАЦИОНАЛЬНОМУ
И ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.
7.1. Для надежной и эффективной эксплуатации газоиспользуемого оборудования потребитель обязан:
7.1.1. Обеспечить обслуживание газоиспользующих установок персоналом требуемой квалификации, аттестованным на знание "Правил безопасности в газовом хозяйстве" и Настоящих Правил.
7.1.2. Обеспечить необходимый учет расхода газа.
7.1.3. Иметь режимные карты и графики для каждого вида газопотребляющего оборудования на рабочих местах и строго придерживаться их во время работы, своевременно проводить режимно-наладочные работы на каждой газопотребляющей установке.
7.1.4. Выполнять утвержденные нормы расхода газа на единицу выработанной продукции, поддерживать экономичный режим работы газопотребляющего оборудования, принимать меры к уменьшению удельных расходов газа при обеспечении заданного качества конечной продукции.
7.1.5. Своевременно выполнять предписания инспекции в области рационального и эффективного использования газа.
7.1.6. Не допускать эксплуатацию котельных установок и печей без автоматического регулирования процессов горения газа.
7.2. Все потребители газа, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, обязаны иметь технически обоснованные нормы расхода газа в условном исчислении на все виды вырабатываемой (с использованием газа) продукции либо выполняемых работ, а также иметь инструкции на газоиспользующие установки с указанием мероприятий по эффективному и рациональному использованию газа и обеспечить выполнение этих инструкций.
7.3. В случае замены или реконструкции газоиспользующих установок, изменения номенклатуры изделий либо загрузки оборудования удельные нормы подлежат пересмотру.
7.4. Внеплановые режимно-наладочные работы проводятся в следующих случаях:
- после капитального ремонта;
- после внесения конструктивных изменений, влияющих на эффективность использования газа;
- при систематических отклонениях работы газоиспользующих установок от требований режимных карт;
- при изменении вида топлива или его характеристики.
7.5. Ответственность за соблюдением норм расхода газа и его рациональным использованием возлагается на руководителей и специалистов предприятий потребителей газа.
8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОДАЧИ ГАЗА
ПОТРЕБИТЕЛЯМ.
8.1. Поставщик газа (по согласованию с инспекцией) обязан прекратить полностью или частично уменьшить поставку газа в случае:
8.1.1. Наличия форс-мажорных обстоятельств в течение времени, указанного поставщиком;
8.1.2. Наличие задолженности за поставленный газ в сроки, определяемые Правительством Приднестровской Молдавской Республики или договором на поставку газа.
8.1.3. Превышения выделенных лимитов на газ или несоблюдения установленного режима потребления газа.
8.1.4. Неустранения недостатков в использовании газа в сроки, установленные Госгортехнадзором ПМР.
8.1.5. Отсутствия или исчезновения диспетчерской связи с поставщиком или газораспределительной организации в целях обеспечения безопасности.
8.2. Председателю Госгортехнадзора ПМР или, по его поручению, должностным лицам Госгортехнадзора ПМР предоставляется право принимать решение о прекращении подачи газа (или ограничении) на газопотребляющие предприятия в следующих случаях:
8.2.1. Пуск газа на газоиспользующие установки без разрешения органов Госгортехнадзора ПМР.
8.2.2. Отсутствие предусмотренных проектом приборов учета потребления газа; средств автоматического регулирования процессов горения газа, или приборов теплотехнического контроля, или утилизационного оборудования, или учета тепловой энергии и продукции, вырабатываемой с применением газа.
8.2.3. Отсутствие утвержденных удельных норм расхода газа на единицу вырабатываемой продукции или превышение этих удельных норм.
8.2.4. Неподготовленность резервного топливного хозяйства или газоиспользующих установок для работы на резервном топливе.
8.2.5. Отсутствие режимных карт на газоиспользующие установки (или истекли сроки действия).
8.2.6. Неиспользование имеющихся на предприятии вторичных топливно-энергетических ресурсов.
А также в случаях указанных в п.8.1. настоящих Правил.
8.3. Отключение газоиспользующих установок от газовых сетей проводится на основании предписания, выдаваемого руководству предприятия (организации) инспекцией или поставщиком, если решение об отключении принято поставщиком. Отключение производиться работниками предприятия (организации) или работниками газораспределительной организации (если исключено предприятие в целом) путем перекрытия запорной арматуры. Отключение и опломбирование установок оформляют соответствующим актом.
8.4. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения. После устранения нарушений пуск газа на газоиспользующие установки возобновляется по разрешению Госгортехнадзора ПМР.
8.5. В случае невыполнения предписания инспекции о прекращении подачи газа, или самовольного пуска газа после опломбирования газоиспользующих установок, весь объем газа, потребленный после выдачи предписания, оплачивается потребителем с коэффициентом 4.0 в порядке, указанном в п. 10.3 настоящих Правил.
9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ,
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ГАЗА.
9.1. Подача газа проводится непрерывно, если договором с потребителем не предусмотрен перерыв в подаче газа.
9.2. Поставщик газа поддерживает предусмотренное договором давление газа на выходе из газораспределительной станции при условии соблюдения потребителем дисциплины отбора газа.
9.3. По представлению органов Госгортехнадзора поставщик обязан немедленно прекратить поставку газа без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок потребителей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.
9.4. Для надежного газоснабжения коммунально-бытовых потребителей и населения при похолодании газораспределительная организация составляет графики перевода промышленных потребителей и предприятий энергетики, в том числе имеющих прямые договоры с поставщиком, на резервные виды топлива и согласовывает их с инспекцией и газотранспортной организацией.
Порядок ввода в действие графиков определяется в договорах.
9.5. Максимальный объем уменьшения подачи газа промышленным потребителями предприятиями энергетики при похолодании, которые включены в утвержденный график, устанавливается на основе брони газопотребления, разработанной для предприятий, имеющих резервное топливное хозяйство. Контроль за выполнением графиков перевода на резервное топливо осуществляет инспекция.
9.6. По представлению газораспределительных организаций местными органами власти утверждаются графики снабжения потребителей газом и очередность их отключения от газовых сетей в случае нарушения технологического режима работы магистральных газопроводов при аварии.
Утвержденные графики направляются в ПО РУМГ "Тираспольтрансгаз" и в инспекцию в установленные договором сроки. Указание о введении в действие указанных графиков и соответствующем изменении суточной нормы подачи газа потребителям выдает ПО РУМГ "Тираспольтрансгаз".
9.7. Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями. По взаимному согласованию сторон возможна поставка газа с параметрами, отличающихся от стандарта.
9.8. Одорирование газа для коммунально-бытового потребления производится газотранспортной организацией, а контроль интенсивности запаха - владельцем газовых сетей в соответствии с "Правилами безопасности в газовом хозяйстве".
Одорирование газа, поставляемого промышленными предприятиями электростанциям, подключенным непосредственно к магистральным газопроводам или отдельным выходам с газораспределительных станций, может не производиться. Эти потребители должны быть оборудованы системами автоматического контроля и сигнализации загазованности помещений.
9.9. Поставщик, газораспределительная организация и потребитель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах, вызывающих уменьшение поставки либо приемки газа. Сведения об авариях, уменьшающих поставку газа обязательно сообщаются, в инспекцию.
9.10. Поставщик, газораспределительная организация и потребитель несут ответственность за техническое состояние объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
9.11. Газораспределительная организация представляет по запросу поставщика или инспекции оперативную информацию о режиме газопотребления и состоянии платежей за поставленный потребителям газ.
9.12. Поставщик газа по запросу газораспределительной организации или инспекции представляет оперативную информацию об объемах и режимах поставки газа по каждой газораспределительной станции.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ПОСТАВКИ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
10.1. Поставщик, газораспределительная организация и потребитель газа несут за нарушение настоящих Правил ответственность в соответствии с действующим законодательством ПМР. За нарушение условий договора на поставку газа устанавливаются следующие санкции:
10.11. За недопоставку газа виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% стоимости подачи газа, который не был поставлен в течение месяца. Штраф взыскивается в претензионном порядке в течение 6 месяцев со дня возникновения права требования.
10.1.2. За необоснованное безакцептное списание средств со счета виновная сторона,кроме возврата списанной суммы, уплачивает другой стороне штраф в размере двойной учетной ставки республиканского банка ПМР за каждый день использования денежных средств.
10.1.3. При нарушении обусловленных договором параметров качества либо давления газа сторона, поставляющая газ, выплачивает стороне, принимающей газ, штраф в размере 10% стоимости подачи газа за каждые сутки, в течение которых было допущено нарушение.
Санкции не применяются в случаях принудительного понижения давления при ограничении газопотребления.
10.1.4. При просрочке оплаты за поставленный газ потребитель уплачивает пени в размере двойной учетной ставки республиканского банка ПМР за каждый день просрочки.
10.2. Санкции за невыполнение договорных обязательств не применяются, если виновная сторона докажет наличие непредвиденных обстоятельств, независящих от ее деятельности.
10.3. Потребитель несет ответственность за нерациональное и неэффективное использование газа. За перерасход газа вследствие его неэффективного использования, выявленный представителями инспекции, взымается повышенная плата в двукратном размере установленной цены на газ. Расчет количества газа в этом случае производится исходя из 24-х часов работы в сутки неопломбированных газоиспользующих установок за период прошедший после последней проверки предприятия (организации) представителем инспекции. Установленное количество газа оформляется актом и подлежит оплате в безакцептном порядке путем списания средств со счетов потребителя соответствующими финансовыми органами. Взысканные суммы поступают в республиканский бюджет.
10.4. Санкции за невыполнение договорных обязательств между поставщиком и потребителем до их предъявления в течение трех дней должны быть согласованы с инспекцией.
10.5. Руководители и должностные лица газопотребляющих предприятий, а также руководители и должностные лица проектных, монтажных, наладочных, газотранспортных, газораспределительных организаций за нарушение норм и правил пользования газом наказываются штрафом в размере до 100 (ста) минимальных зарплат, установленных в ПМР, в зависимости от степени нарушений требования настоящих Правил.
Работники вышеуказанных предприятий (организаций) за систематические нарушения настоящих Правил наказываются штрафом в размере до 30 (тридцати) минимальных зарплат, установленных в ПМР.
10.6. Имущественная ответственность за неподачу газа, а также за нарушение обусловленных договором параметров газа ограничивается санкциями, предусмотренными Настоящими Правилами.
Приложение N 1.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Правилах приняты следующие термины и определения:
---------------------T-----------------------------------------¬
¦ Термины ¦ Определения ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+--------------------+-----------------------------------------¦
¦ Газ ¦ природный газ, добываемый и собираемый ¦
¦ ¦ газонефтедобывающими организациями ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Поставщик ¦ газотранспортные предприятия и организа-¦
¦ ¦ ции, обеспечивающие поставку газа газо- ¦
¦ ¦ распределительным организациям или ¦
¦ ¦ потребителям. Газораспределительная ¦
¦ ¦ организация, покупающая газ по договору ¦
¦ ¦ для потребителей, является для них ¦
¦ ¦ поставщиком ¦
+--------------------+-----------------------------------------¦
¦ Газотранспортная ¦ республиканские предприятия, являющиеся ¦
¦ организация ¦ специализированными организациями, дея- ¦
¦ ¦ тельность которых связана с магистраль- ¦
¦ ¦ ной транспортировкой природного газа ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Газораспределитель-¦ городские, районные предприятия газового¦
¦ ная организация ¦ хозяйства, являющиеся специализирован- ¦
¦ ¦ ными организациями по эксплуатации газо-¦
¦ ¦ вых сетей в городах и населенных пунктах¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Потребитель ¦ юридические лица, использующие газ в ¦
¦ газа ¦ качестве топлива или сырья ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Приборы учета ¦ средства измерений и другие технические ¦
¦ ¦ средства, которые выполняют одну или ¦
¦ ¦ несколько функций: измерение, накопление¦
¦ ¦ хранение, отображение информации о рас- ¦
¦ ¦ ходе (объеме), температуре, давлении ¦
¦ ¦ газа и времени работы приборов ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Расход газа ¦ объем газа, прошедшего через поперечное ¦
¦ ¦ сечение трубопровода за единицу времени ¦
¦ ¦ приведенный к стандартным условиям ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Узел учета ¦ комплект средств измерений и устройств, ¦
¦ ¦ обеспечивающих учет количества газа, а ¦
¦ ¦ также контроль и регистрацию его пара- ¦
¦ ¦ метров ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Расчетный период ¦ период, за который должен быть определен¦
¦ ¦ расход газа, произведены взаиморасчеты ¦
¦ ¦ между поставщиком, газораспределительной¦
¦ ¦ организацией и потребителем за постав- ¦
¦ ¦ ленный газ. Расчетный период, согласо- ¦
¦ ¦ ванный сторонами указывается в договоре ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Договор (контракт) ¦ соглашение сторон, определяющее объемы, ¦
¦ на поставку газа ¦ условия, сроки и качество поставляемого ¦
¦ ¦ газа, а также порядок взаиморасчетов ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Броня газа ¦ минимальный суточный объем потребления ¦
¦ потребления ¦ газа, необходимый для безаварийной рабо-¦
¦ ¦ ты технического оборудования потребителя¦
¦ ¦ при условии максимального использования ¦
¦ ¦ резервных видов топлива, который опре- ¦
¦ ¦ деляется совместно с потребителем в ¦
¦ ¦ каждом конкретном случае ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Среднесуточная ¦ объем поставки газа, определяемый путем ¦
¦ норма поставки ¦ деления месячного объема поставки на ¦
¦ газа ¦ количество дней соответствующего месяца ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Топливно- ¦ совокупность всех природных и созданных ¦
¦ энергетические ¦ видов топлива и энергии, которые исполь-¦
¦ ресурсы ¦ зуются в экономике республики ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Рациональное ¦ достижение максимальной эффективности ¦
¦ использование ¦ использования топливно-энергетических ¦
¦ топливно- ¦ ресурсов при существующем уровне разви- ¦
¦ энергетических ¦ тия техники и технологии с одновременным¦
¦ ресурсов ¦ снижением техногенного влияния на ¦
¦ ¦ окружающую природную среду ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Нормативные затраты¦ регламентированная величина затрат топ- ¦
¦ топлива и энергии ¦ лива и энергии для данного производства,¦
¦ ¦ процесса, продукции, работ, услуг ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ Вторичные ¦ энергетический потенциал продукции, ¦
¦ энергетические ¦ отходов, побочных и промежуточных про- ¦
¦ ресурсы ¦ дуктов, которые создаются в технологи- ¦
¦ ¦ ческих агрегатах (установках, процессах)¦
¦ ¦ и не используются в самом агрегате, но ¦
¦ ¦ могут быть частично либо полностью ¦
¦ ¦ использованы для энергоснабжения других ¦
¦ ¦ агрегатов (процессов) ¦
+--------------------+-----------------------------------------+
¦ ЦДС ¦ Центральная диспетчерская служба ¦
L--------------------+------------------------------------------
Приложение N 2
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ)
ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ГАЗОВЫМ СЕТЯМ
1. Тип газопровода, к которому разрешается присоединение (действующий, проектируемый).
2. Давление газа в присоединяемом газопроводе (максимальное и минимальное), т.е. давление газа после газораспределительной станции (ГРС) или газораспределительного пункта (ГРП).
3. Необходимость сооружения ГРС (ГРП), технические требования к ГРС (ГРП) (автоматики, телемеханики и связи, число выходов газопроводов, меры по защите от коррозии).
4. Дополнительные работы по строительству газопроводов, перемычек или кольцеванию ГРС (ГРП).
5. Требования по учету расхода газа.
6. Условия, которые необходимо выполнить по установке приборов автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) газового хозяйства.
7. Срок действия технических условий на присоединение к газопроводу.
8. Другие возможные условия.
Приложение N 3
ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для получения разрешения на пуск газа
для производства наладочных работ.
1. Копия разрешения Правительства ПМР на использование газа установкой или подтверждения министерства (ведомства) о его наличии.
2. Материалы рабочего проекта.
3. Согласованная с проектной организацией ведомость отклонений от проекта с их обоснованием.
4. Исполнительно-техническая документация - чертежи, схемы, паспорта на газоиспользующее и теплоутилизационное оборудование и газогорелочные устройства, КИП и автоматику (с отметками о прохождении Госповерки), приборы теплотехнического контроля и учета расхода газа и тепловой энергии, расчеты сужающих устройств.
5. Технические данные на газоиспользующее оборудование и газогорелочные устройства, полученные от заводов-изготовителей, и заводские инструкции по монтажу и эксплуатации оборудования.
6. Акт рабочей комиссии о приемке оборудования.
7. Наличие выделенного лимита газа для проведения наладочных работ или резервного топлива в достаточном количестве.
8. Договор на проведение режимно-наладочных работ с наладочной организацией, имеющей разрешение (лицензию) Госгортехнадзора ПМР.
9. Акт рабочей комиссии о приемке системы газоснабжения установки.
10. Протоколы комиссии по проверке знаний обслуживающего персонала в части эксплуатации газоиспользующих установок.
11. Приказ о назначении лица, ответственного за газовое хозяйство предприятия.
Приложение N 4
К постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 15 августа 1997 г. N 131
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО
НАДЗОРА ПМР (ГОСГОРТЕХНАДЗОР ПМР)
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выдачи Госгортехнадзором
Приднестровской Молдавской Республики
разрешений на выпуск и применение оборудования
для газового хозяйства
Приднестровской Молдавской Республики.
г. Тирасполь
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Положением о Комитете горного и промышленного надзора ПМР, утвержденного Постановлением Правительства ПМР N 66 от 16 мая 1997 года, Госгортехнадзор ПМР осуществляет контроль за соответствием правилам, нормам и стандартам оборудования и изделий для подконтрольных потенциально опасных производств, выдает разрешения на их серийный выпуск и применение.
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями государственных стандартов системы разработки и постановки продукции на производство и Постановлением Правительства ПМР N 349 от 29 декабря 1994 года "О регулировании отдельных видов деятельности в Приднестровской Молдавской Республике".
1.2. Инструкция устанавливает общие требования на проведение эксплуатационных испытаний, опытных образцов (партий) нового оборудования, выпуск и применение газового оборудования для систем газоснабжения, а также безопасной эксплуатации оборудования в газовом хозяйстве Приднестровской Молдавской Республики.
1.3. Инструкция является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных) всех форм собственности (в дальнейшем организаций), разрабатывающих, изготавливающих и эксплуатирующих оборудование для подконтрольных Госгортехнадзору ПМР предприятий, производств и объектов (Табл. 1).
1.4. К рассмотрению на предмет выдачи разрешения на серийное производство представляются материалы по оборудованию, имеющему положительные результаты эксплуатационных испытаний.
1.5. Срок действия разрешения на изготовление газового оборудования не может превышать срок действия технических условий на это оборудование и 5 лет со дня выдачи разрешения.
2. ПОРЯДОК ДОПУСКА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ (ПАРТИЙ)
НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ИЗДЕЛИЙ) К ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ
ИСПЫТАНИЯМ НА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ
ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДСТВАХ И ОБЪЕКТАХ.
2.1. Применение на стадии эксплуатационных испытаний опытных образцов (партий) вновь разработанного (нового) оборудования (изделий) для газового хозяйства Приднестровской Молдавской Республики допускается при наличии разрешения Госгортехнадзора ПМР.
2.2. Изготовитель (разработчик) за месяц до начала проведения эксплуатационных испытаний опытных образцов нового оборудования (изделий) представляет в Госгортехнадзор ПМР следующие материалы:
заявление о применении оборудования (изделий) на стадии эксплуатационных испытаний;
приказ о назначении комиссии по проведению испытаний;
техническое задание на разработку оборудования, утвержденное заказчиком;
утвержденные Программу и методику испытаний опытного образца (партии) оборудования;
технические условия (ТУ) на оборудование;
акт о положительных результатах стендовых испытаний;
инструкцию по эксплуатации испытываемого оборудования;
заключение о технической безопасности применения испытываемого оборудования от организации, имеющий лицензию Госгортехнадзора ПМР;*
при наличии в испытываемом оборудовании вновь разработанных электротехнических изделий во взрывозащищенном исполнении представляется заключение испытательной организации по взрывозащищенному оборудованию (на серийные изделия - свидетельство или сертификат);
письмо о согласии организации на проведении испытаний.
2.3. Участие представителя органов Госгортехнадзора в работе комиссии по испытанию согласовывается с Госгортехнадзором ПМР за месяц до начала ее работы.
2.4. Результаты испытания оформляются протоколом. Представитель органов Госгортехнадзора в случае несогласия с решением приемочной комиссии имеет право давать обязательные для выполнения указания об устранении конструктивных недостатков, а также недостатков в изготовлении и монтаже оборудования, снижающих безопасность в эксплуатации.
3.ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ
НА СЕРИЙНОЕ (МЕЛКОСЕРИЙНОЕ) ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ.
3.1. Для получения разрешения на серийное изготовление оборудования изготовитель представляет в органы Госгортехнадзора ПМР следующие документы:
заявление на получение разрешения;
протокол эксплуатационных испытаний;
протокол с заключением комиссии по результатам эксплуатационных испытаний опытных образцов;
технические условия на оборудование;
паспорт (формуляр) на соответствующее оборудование;
инструкцию по эксплуатации оборудования;
заключение о технической безопасности применения изготовляемого оборудования от организации, имеющей лицензию Госгортехнадзора ПМР*. * - Реестр организаций, получивших лицензии, издается Госгортехнадзором ПМР.
3.2. Для продления срока действия разрешения на серийный выпуск оборудования изготовитель представляет следующие документы:
письмо изготовителя с просьбой о продлении срока действия разрешения на серийное изготовление оборудования;
технические условия на оборудование (при необходимости, продленные в установленном порядке);
справку о полученных за период эксплуатации соответствующего оборудования рекламациях и принятых по ним мерам.
3.3. При положительных результатах рассмотрения представленных материалов Госгортехнадзор ПМР выдает (продлевает) заявителю разрешение на серийное изготовление оборудования.
3.4. Разрешение является официальным документом, предоставляющим право организациям (субъектам предпринимательской деятельности, независимо от организационной правовой формы) на серийное изготовление оборудования, на которое выдано разрешение.
3.5. Приобретение технической документации у предприятия-изготовителя, имеющего разрешение на выпуск того или иного оборудования, не дает права на его выпуск другими организациями.
4. ПОРЯДОК ДОПУСКА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВО ОБОРУДОВАНИЯ
(ИЗДЕЛИЙ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
4.1. Применение на стадии эксплуатационных испытаний (эксперимента) опытных образцов вновь разработанного (нового) оборудования (изделий), используемого при внедрении новых технологических процессов в строительстве и эксплуатации газового хозяйства Приднестровской Молдавской Республики допускается при наличии разрешения Госгортехнадзора ПМР.
4.2. Организация, которая осуществляет внедрение новых технологических процессов в строительстве и эксплуатации газового хозяйства за месяц до начала проведения испытания (эксперимента) представляет в Госгортехнадзор ПМР следующие материалы:
заявление о применении оборудования (изделий) на стадии проводимых испытаний (эксперимента);
приказ на проведение испытаний новых технологических процессов от организации, которая их осуществляет;
техническое задание, утвержденное в установленном порядке;
технологическую схему процесса;
программу и методику проведения испытаний;
- Реестр организаций, получивших лицензии, издается Госгортехнадзором ПМР
копии лицензий привлеченных пуско-наладочных организаций;
заключение о технической безопасности вновь вводимого процесса, выполненное организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора ПМР,
письмо о согласии организации, где будут проводиться испытания на их проведение.
4.3. Вопросы, связанные с участием органов Госгортехнадзора ПМР в испытаниях; оформлением результатов испытаний рассматриваются также как с внедрением нового оборудования (пп3.3.-3.5.).
5. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИМПОРТНОГО
ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
5.1. Поставляемые в ПМР импортные бытовые газовые приборы и аппараты должны пройти обязательную сертификацию и получить сертификат соответствия.
5.2. До начала работ по монтажу импортного оборудования должна быть проведена оценка его на соответствие действующим "Правилам безопасности в газовом хозяйстве ", строительным нормам и правилам, а также стандартам в части безопасности монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Указанные требования распространяются на газовое оборудование в составе заводов, фабрик, технологических линий, объектов гражданского строительства, поставляемое инофирмами.
5.3. Для получения разрешения изготовитель (поставщик) представляет в Госгортехнадзор ПМР следующие материалы:
заявление на получение разрешения;
письменную информацию, содержащую характеристику ввозимого оборудования (номинальную мощность газогорелочных устройств, диапазона их устойчивой работы, номинальное давление газа, расход газа, описание работы оборудования, автоматики безопасности и регулирования, указаний по монтажу и инструкции по пользованию и технической эксплуатации оборудования и автоматики безопасности);
сведения о порядке организации сервисного обслуживания импортного оборудования (обучение персонала, техническое обслуживание, поставка запасных частей);
заключение о технической безопасности импортного оборудования, выполненное организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора ПМР*.
5.4. При положительных результатах рассмотрения представленных документов Госгортехнадзором ПМР выдается разрешение (лицензия) на применение импортного оборудования в газовом хозяйстве Приднестровской Молдавской Республики.
- Реестр организаций, получивших лицензии, издается Госгортехнадзором ПМР.
6. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР.
6.1. Для обеспечения стабильного уровня характеристик, параметров и требований безопасности при выпуске газового оборудования в соответствии с Положением о Госгортехнадзоре ПМР органы Госгортехнадзора осуществляют:
контроль за соответствием выпускаемого газового оборудования, правилам, нормам и стандартам по технической безопасности;
дают организациям, ведущим разработку, изготовление, монтаж и эксплуатацию оборудования обязательные для выполнения указания об устранении конструктивных недостатков, а также недостатков в изготовлении и монтаже оборудования, снижающих безопасность его эксплуатации и контролируют их выполнение;
приостанавливают выпуск и запрещают применение указанного оборудования в случае несоответствия его требованиям правил и норм технической безопасности и проектным решениям на монтаж;
проверяют в случае необходимости на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие выпускаемого оборудования для газового хозяйства требованиям норм и правил по технической безопасности;
проводят инспекторский контроль за изготовлением оборудования, выпускаемого по разрешению Госгортехнадзора ПМР;
в случае выявления несоответствия изделия и его элементов требованиям безопасности или поступления рекламаций на продукцию требуют проведения контрольных испытаний, объем которых устанавливается в зависимости от конкретного оборудования.
6.2. По результатам проверки организации или контрольных испытаний оборудования, если принятием незамедлительных мер не может быть восстановлено соответствие продукции установленным требованиям, действие разрешения на серийный выпуск которой выдано разрешение, может быть аннулировано.
6.3. Возобновление действия разрешения осуществляется в том же порядке, как и при его получении.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ
газового оборудования, на применение которого требуется
разрешение (лицензия) Госгортехнадзора ПМР.
1. Регуляторы давления газа.
2. Запорно-предохранительные клапаны.
3. Соленоидные клапаны безопасности.
4. Сбросные предохранительные клапаны.
5. Шкафные регуляторные пункты.
6. Блочные регуляторные пункты.
7. Газовое оборудование модульных, блочных газоиспользующих
установок.
8. Катодные станции для защиты подземных металлических
газопроводов от электрохимических коррозии.
9. Газовые счетчики.
10. Проточные м емкостные водонагреватели.
11. Полиэтиленовые трубы и фасонные изделия на них.
12. Сварочные аппараты для полиэтиленовых труб.
13. Газовое оборудование зарубежных фирм, поставляемое в
комплекте с теплоэнергетическими агрегатами, технологическими
линиями заводов и фабрик.
14. Импортное газовое оборудование, поступаемое в качестве
комплектующих изделий для систем защиты котлов, газоиспользующих
установок.
Приложение N 5
Перечень основных нормативно технических документов
используемых при составление настоящих правил.
1. Правила поставки газа потребителям Российской Федерации.
2. Правили учета газа Российской Федерации.
3. Правила подачи и использования природного газа в народном
хозяйстве Украины.
4. Правила пользования газом в народном хозяйстве (СССР).
5. Правила подачи газа магистральным газопроводам и потребителям
(СССР).
6. Правила безопасности в газовом хозяйстве.
7. Правила технической эксплуатации и требования безопасности
труда в газовом хозяйстве Российской Федерации.
8. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов.
9. Положение о государственном комитете горного и промышленного
надзора ПМР.
10. Временное положение по размещению и монтажу бытовых газовых
счетчиков в ПМР.
11. Постановление Правительства Приднестровской Молдавской
Республики N 155 от 4.07.1996 г. "Об эффективном и рациональном
использовании природного газа в народном хозяйстве ПМР" с
приложением.
12. Письмо Госстроя России от 9.07.1993 г. N БЕ-19-11/13 О
"Временном положении по приемке законченных строительством объектов".