ПРИК МРМР 10 июня 2016 № 663 САЗ 16-25 ID: 56166    
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 24 июня 2016 г.

Регистрационный № 7463

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 26 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9) с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня следующего за днем его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                                     Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

10 июня 2016 г.

№ 663

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 10 июня 2016 года № 663

 

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ПМР - Приднестровская Молдавская Республика;

НПО - начальное профессиональное образование;

ГОС НПО - государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение при формировании ОПОП - Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

6. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

7. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по монтажу, ремонту, наладке, техническому обслуживанию оборудования в пищевом производстве.

8. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) системы и схемы автоматического управления;

б) техническая документация;

в) технологические процессы обслуживания, ремонта, монтажа систем автоматического управления;

г) метрологическое обеспечение технологического контроля.

9. Обучающийся по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике готовится к следующим видам деятельности:

а) выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.

б) выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.

в) сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

 

5.Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

11. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ:

1) ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11 - 12 квалитетам (4 - 5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.

2) ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.

3) ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы.

4) ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.

б) выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики:

1) ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.

2) ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.

3) ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

в) сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики:

1) ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

2) ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.

3) ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

 

6. Требования и содержание структуры основной профессиональной образовательной программы

 

12. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального.

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

13. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины) и междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

14. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

15. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

16. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения составляет 43/65 недель в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

17. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

18. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

a) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

19. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

20. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

22. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

23. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

24. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

25. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

26. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недели;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели;

27. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

28. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

29. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) преподавтелями, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовке «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессионального модуля), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квлификация «Преподаватель»;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю обучения. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

30. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

31. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

32. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

33. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) Кабинеты:

1) технической графики;

2) технической механики;

3) технологического оборудования производства пищевой продукции (по отраслям производства);

4) безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

б) Лаборатории:

1) электротехники;

2) технических измерений.

в) Мастерская:

1) слесарная.

г) Спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

д) Залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

34. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

35. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

36. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

37. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

38. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

39. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

40. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведении итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

41. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

42. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным

приборам и автоматике

 

Сроки

получения НПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» в очной форме

обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП

в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

10 мес.

Основное общее образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным

приборам и автоматике

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч. часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование учебных дисциплин,

междисциплинарных курсов

(МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздела «Физическая культура» ОПОП

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

324

216

 

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

 

 

ОП.01. Основы черчения

ОК 5

ПК 1.1 - 1.4

 

уметь:

 

 

 

 

 

- читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

 

 

 

 

 

- основные правила построения чертежей и схем,

 

 

 

 

 

- виды нормативно-технической документации;

 

 

 

 

 

- виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;

 

 

 

 

 

- правила чтения технической и технологической документации;

 

 

 

 

 

- виды производственной документации.

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.02. Основы

ОК 1 - 7

 

- рассчитывать параметры электрических схем;

 

 

электротехники и

ПК 2.1 - 3.3

 

- эксплуатировать электроизмерительные приборы;

 

 

микроэлектроники

 

 

- контролировать качество выполняемых работ;

 

 

 

 

 

- производить контроль различных параметров;

 

 

 

 

 

- читать инструктивную документацию

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- методы расчета электрических цепей;

 

 

 

 

 

- принцип работы типовых электронных устройств;

 

 

 

 

 

- техническую терминологию.

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.03. Основы

ОК 1 - 7

 

- производить расчеты статических и динамических сил, действующих на тело

 

 

технической

ПК 2.1 - 3.3

 

знать:

 

 

механики

 

 

- основные понятия и аксиомы теоретической механики;

 

 

 

 

 

- законы равновесия и перемещения тел.

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.04. Допуски и

ОК 1 - 7

 

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

 

 

технические

измерения

ПК 2.1 - 3.3

 

- применять документацию систем качества;

 

 

 

 

 

- использовать контрольно-измерительные приборы

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- систему допусков и посадок;

 

 

 

 

 

- правила подбора средств измерений;

 

 

 

 

 

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

 

 

 

 

 

- виды и способы технических измерений.

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.05. Основы

ОК 1 - 7

 

- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

 

 

материаловедения

ПК 1.1 - 3.3

 

- применять материалы при выполнении работ;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- общие сведения о строении материалов;

 

 

 

 

 

- общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;

 

 

 

 

 

- сведения об электромонтажных изделиях;

 

 

 

 

 

- назначение, виды и свойства материалов;

 

 

 

 

 

- номенклатуру закладных и установочных изделий;

 

 

 

 

 

- общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.

 

 

 

 

 

уметь:

 

 

ОП.06. Основы

ОК 1 - 7

 

- производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

 

 

автоматизации

ПК 1.1 - 3.3

 

- использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса

 

 

производства

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- основы техники измерений;

 

 

 

 

 

- классификацию средств измерений;

 

 

 

 

 

- контрольно-измерительные приборы;

 

 

 

 

 

- основные сведения об автоматических системах регулирования;

 

 

 

 

 

- общие сведения об автоматических системах управления.

 

 

 

 

 

уметь:

 

32

ОП.07. Безопасность

ОК 1 - 7

 

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

 

 

жизнедеятельности

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

 

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

 

 

 

ПК 3.1 - 3.3

 

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

 

 

 

 

 

- применять первичные средства пожаротушения;

 

 

 

 

 

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

 

 

 

 

 

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

 

 

 

 

 

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

 

 

 

 

 

- оказывать первую помощь пострадавшим.

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

 

 

 

 

 

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

 

 

 

 

 

- основы военной службы и обороны государства;

 

 

 

 

 

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

 

 

 

 

 

- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

 

 

 

 

 

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

 

 

 

 

 

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

 

 

 

 

 

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

 

 

 

 

 

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

 

 

 

П.00

Профессиональный учебный цикл

460

320

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

460

320

 

 

ПМ.01

Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

МДК.01.01. Технология слесарных и слесарно-сборочных

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

 

- выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ

 

 

работ

 

 

уметь:

 

 

 

 

 

- выполнять слесарную обработку деталей по 11 - 12 квалитетам (4 - 5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей;

 

 

 

 

 

- использовать слесарный инструмент и приспособления, обнаруживать и устранять дефекты при выполнении слесарных работ;

 

 

 

 

 

- навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии, выполнять размерную слесарную обработку деталей по 11 - 12 квалитетам;

 

 

 

 

 

- сверлить, зенкеровать и зенковать отверстия;

 

 

 

 

 

- нарезать наружную и внутреннюю резьбу;

 

 

 

 

 

- выполнять пригоночные операции (шабрение и притирку);

 

 

 

 

 

- использовать необходимый инструмент и приспособления для выполнения пригоночных операций;

 

 

 

 

 

- использовать способы, материалы, инструмент, приспособления для сборки неподвижных неразъемных соединений;

 

 

 

 

 

- проводить контроль качества сборки;

 

 

 

 

 

- использовать способы, оборудование, приспособления, инструмент для сборки типовых подвижных соединений, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики;

 

 

 

 

 

- читать чертежи;

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- виды слесарных операций;

 

 

 

 

 

- назначение, приемы и правила их выполнения;

 

 

 

 

 

- технологический процесс слесарной обработки;

 

 

 

 

 

- рабочий слесарный инструмент и приспособления;

 

 

 

 

 

- требования безопасности выполнения слесарных работ;

 

 

 

 

 

- свойства обрабатываемых материалов;

 

 

 

 

 

- принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости, назначение и классификацию приборов для измерения линейных и угловых величин;

 

 

 

 

 

- способы, средства и приемы навивки пружин в холодном и горячем состоянии;

 

 

 

 

 

- способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ;

 

 

 

 

 

- применяемый инструмент и приспособления, назначение, классификацию и конструкцию разъемных и неразъемных соединений деталей;

 

 

 

 

 

- виды передач вращательного движения, их принцип действия и устройство;

 

 

 

 

 

- разновидности механизмов преобразования движения, их принцип действия и устройство.

 

 

 

 

ПМ.02

Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

МДК.02.01. Технология электромонтажных работ

МДК.02.02. Технология

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.3

 

- выполнения электромонтажных работ;

 

 

проведения

 

 

уметь:

 

 

стандартных испытаний,

 

 

- выполнять пайку различными припоями;

 

 

метрологических

 

 

- лудить;

 

 

поверок средств

 

 

- применять необходимые материалы, инструмент, оборудование;

 

 

измерений

 

 

- применять нормы и правила электробезопасности.

 

 

и элементов систем

 

 

знать:

 

 

автоматики

 

 

- основные виды, операции, назначение, инструмент, оборудование и материалы, применяемые при электромонтажных работах;

 

 

 

 

 

- назначение, физико-химические основы, методы пайки мягкими и твердыми припоями;

 

 

 

 

 

- виды соединения проводов различных марок пайкой;

 

 

 

 

 

- назначение, методы, используемые материалы при лужении;

 

 

 

 

 

- физиолого-гигиенические основы трудового процесса;

 

 

 

 

 

- требования безопасности труда в организациях;

 

 

 

 

 

- нормы и правила электробезопасности;

 

 

 

 

 

- меры и средства защиты от поражения электрическим током.

 

 

 

 

ПМ.03

Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

 

 

МДК.03.01. Технология сборки, ремонта, регулировки

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

 

- ремонта, сборки, регулировки, юстировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики

 

 

контрольно- измерительных

 

 

уметь:

 

 

приборов и систем

 

 

- читать и составлять схемы соединений средней сложности;

 

 

автоматики

 

 

- осуществлять их монтаж;

 

 

 

 

 

- выполнять защитную смазку деталей и окраску приборов;

 

 

 

 

 

- определять твердость металла тарированными напильниками; выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой;

 

 

 

 

 

- определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности;

 

 

 

 

 

- проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);

 

 

 

 

 

- осуществлять сдачу после ремонта и испытаний КИПиА;

 

 

 

 

 

- выявлять неисправности приборов;

 

 

 

 

 

- использовать необходимые инструменты и приспособления при выполнении ремонтных работ;

 

 

 

 

 

- устанавливать сужающие устройства, уравнительные и разделительные сосуды;

 

 

 

 

 

- применять техническую документацию при испытаниях и сдаче отдельных приборов, механизмов и аппаратов

 

 

 

 

 

знать:

 

 

 

 

 

- виды, основные методы, технологию измерений;

 

 

 

 

 

- средства измерений;

 

 

 

 

 

- классификацию, принцип действия измерительных преобразователей;

 

 

 

 

 

- классификацию и назначение чувствительных элементов;

 

 

 

 

 

- структуру средств измерений;

 

 

 

 

 

- государственную систему приборов;

 

 

 

 

 

- назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов и аппаратов средней сложности;

 

 

 

 

 

- оптико-механические средства измерений;

 

 

 

 

 

- пишущие, регистрирующие машины;

 

 

 

 

 

- основные понятия систем автоматического управления и регулирования;

 

 

 

 

 

- основные этапы ремонтных работ;

 

 

 

 

 

- способы и средства выполнения ремонтных работ;

 

 

 

 

 

- правила применения универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;

 

 

 

 

 

- основные свойства материалов, применяемых при ремонте;

 

 

 

 

 

- методы и средства контроля качества ремонта и монтажа;

 

 

 

 

 

- виды и свойства антикоррозионных масел, смазок, красок;

 

 

 

 

 

- правила и приемы определения твердости металла тарированными напильниками;

 

 

 

 

 

- способы термообработки деталей;

 

 

 

 

 

- методы и средства испытаний;

 

 

 

 

 

- технические документы на испытание и сдачу приборов, механизмов и аппаратов.

 

 

 

 

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь:

80

40

 

ОК 2

ОК 3

 

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

 

 

 

ОК 6

ОК 7

 

знать:

 

 

 

 

 

- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

 

 

 

 

 

- основы здорового образа жизни

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП.

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика

19 нед.

/ 39 нед.

684/1404

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1нед./2нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

1нед./2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3 к Государственному

образовательному стандарту начального

профессионального образования по профессии

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным

приборам и автоматике

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика

19 нед/ 39 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед./2нед.

Итоговая государственная аттестация

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед/65 нед.