ПРИК МРМР 19 сентября 2016 № 1119 САЗ 16-39 ID: 56930    
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 26 сентября 2016 г.

Регистрационный № 7587

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня следующего за днем официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                         Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

19 сентября 2016 г.

№ 1119

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 19 сентября 2016 года № 1119

 

Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) СПО - среднее профессиональное образование;

б) ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по специальности

 

4. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования.

5. Сроки получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

6. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки.

7. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

8. Сроки получения СПО по ОПОП базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

9. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности трудовых коллективов.

10. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) автотранспортные средства;

б) техническая документация;

в) технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

г) трудовые коллективы.

11. Техник готовится к следующим видам деятельности:

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта);

б) организация деятельности коллектива исполнителей;

в) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

12. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

б) организация деятельности коллектива исполнителей;

в) разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта;

г) подбор технологического оборудования для производственных целей;

д) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

13. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

г) ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

14. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспорта:

1) ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

2) ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

3) ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;

б) организация деятельности коллектива исполнителей:

1) ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

2) ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

3) ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

в) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

15. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

г) ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

16. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспорта:

1) ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

2) ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

3) ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;

б) организация деятельности коллектива исполнителей:

1) ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

2) ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

3) ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

в) разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспортных средств:

1) ПК 3.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства;

2) ПК 3.2. Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств;

3) ПК 3.3. Разрабатывать технологическую документацию;

4) ПК 3.4. Владеть методикой тюнинга автомобиля;

г) подбор технологического оборудования для производственных целей:

1) ПК 4.1. Определять остаточный ресурс производственного оборудования;

2) ПК 4.2. Производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей;

3) ПК 4.3. Знать правила безопасного использования производственного оборудования;

д) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

17. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общего гуманитарного и социально-экономического;

2) математического и общего естественнонаучного;

3) профессионального;

б) разделов:

1) учебная практика;

2) производственная практика (по профилю специальности);

3) производственная практика (преддипломная);

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

18. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

19. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки - «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

20. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

21. Структура основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки определяется в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

22. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель в соответствии с Приложением № 5 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

23. Структура основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки определяется в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

24. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель в соответствии с Приложением № 7 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

25. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание ОПОП, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

26. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего, согласно Приложению № 3 к настоящему ГОС СПО.

в) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

г) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

д) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;

е) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

ж) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе спортивных и творческих клубов;

з) должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

27. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

28. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению ОПОП и консультации.

29. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

30. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

31. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

32. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

33. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

34. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

35. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 39 нед.

б) промежуточная аттестация - 2 нед.

в) каникулы - 11 нед.

36. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования в объёме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, по очно-заочной - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

37. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы, формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

38. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня согласно действующему законодательству по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня согласно действующему законодательству в области, соответствующей преподаваемой дисциплине (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

39. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

40. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

41. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

42. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) социально-экономических дисциплин;

2) иностранного языка;

3) математики;

4) информатики;

5) инженерной графики;

6) правил безопасности дорожного движения;

7) устройства автомобилей;

8) безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

9) технического обслуживания и ремонта автомобилей;

10) технической механики;

11) методический;

б) лаборатории:

1) электротехники и электроники;

2) материаловедения;

3) метрологии, стандартизации и сертификации;

4) двигателей внутреннего сгорания;

5) электрооборудования автомобилей;

6) автомобильных эксплуатационных материалов;

7) технического обслуживания автомобилей;

8) ремонта автомобилей;

9) технических средств обучения;

в) мастерские:

1) слесарные;

2) токарно-механические;

3) кузнечно-сварочные;

4) демонтажно-монтажные;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

43. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, в том числе практические задания, с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организациях профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий организация профессионального образования должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

44. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

45. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

46. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

47. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

48. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

49. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

50. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

51. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Сроки

получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Техник

2 года 10 месяцев

Основное общее образование

3 года 10 месяцев

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Сроки

получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Старший техник

3 года 10 месяцев

Основное общее образование

4 года 10 месяцев

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Перечень

профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы

 

Код профессии в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 7 сентября 2015 года № 925 «Об утверждении и введении в действие перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональная подготовка»

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

11442

Водитель автомобиля

18511

Слесарь по ремонту автомобилей

 

Приложение № 4

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час/нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

3132

2088

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально- экономический учебные циклы

642

428

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2. Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01.

Основы

философии

ОК 1 - 9

3. Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

4. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1 - 9

5. Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

6. Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

 

166

ОГСЭ.03.

Иностранный язык

ОК 1 - 9

7. Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

8. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

332

166

ОГСЭ.04.

Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебные циклы

198

132

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

2. Знать:

а) основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

б) основные численные методы решения прикладных задач;

 

 

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

3. Уметь:

использовать изученные прикладные программные средства;

4. Знать:

а) основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных электронно- вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;

б) базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ.

 

 

ЕН.02.

Информатика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

2292

1528

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1096

730

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

б) выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

в) выполнять деталирование сборочного чертежа;

г) решать графические задачи;

2. Знать:

а) основные правила построения чертежей и схем;

б) способы графического представления пространственных образов;

в) возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

г) основные положения конструкторской, технологической документации, нормативных правовых актов;

д) основы строительной графики;

 

 

ОП.01. Инженерная

графика

ОК 1 - 9

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 2.3

1. Уметь:

а) производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб;

б) выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

2. Знать:

а) основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

б) методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

в) основы проектирования деталей и сборочных единиц;

г) основы конструирования;

 

 

ОП.02.

Техническая механика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.3

1. Уметь:

а) пользоваться измерительными приборами;

б) производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

в) производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

2. Знать:

а) методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;

б) компоненты автомобильных электронных устройств;

в) методы электрических измерений;

г) устройство и принцип действия электрических машин;

 

 

ОП.03.

Электро-

техника и электроника

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.3

1. Уметь:

а) выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

б) выбирать способы соединения материалов;

в) обрабатывать детали из основных материалов;

2. Знать:

а) строение и свойства машиностроительных материалов;

б) методы оценки свойств машиностроительных материалов;

в) области применения материалов;

г) классификацию и маркировку основных материалов;

д) методы защиты от коррозии;

е) способы обработки материалов;

 

 

ОП.04.

Материаловедение

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

1. Уметь:

а) выполнять метрологическую поверку средств измерений;

б) проводить испытания и контроль продукции;

в) применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

г) определять износ соединений;

2. Знать:

а) основные понятия, термины и определения;

б) средства метрологии, стандартизации и сертификации;

в) профессиональные элементы международной и отечественной стандартизации;

г) показатели качества и методы их оценки;

д) системы и схемы сертификации;

 

 

ОП.05.

Метрология,

стандартизация и сертификация

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

1. Уметь:

а) пользоваться дорожными знаками и разметкой;

б) ориентироваться по сигналам регулировщика;

в) определять очередность проезда различных транспортных средств;

г) оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

д) управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;

е) уверенно действовать в нештатных ситуациях;

ж) обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;

з) предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;

и) организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения;

2. Знать:

а) причины дорожно-транспортных происшествий;

б) зависимость дистанции от различных факторов;

в) дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;

г) особенности перевозки людей и грузов;

д) влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;

е) основы законодательства в сфере дорожного движения;

 

 

ОП.06.

Правила

безопасности

дорожного

движения

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.3

1. Уметь:

а) использовать необходимые нормативные правовые акты;

б) применять документацию систем качества;

2. Знать:

а) основные положения Конституции Приднестровской Молдавской Республики;

б) основы трудового права;

в) законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности.

 

 

ОП.07.

Правовое

обеспечение

профессиональной

деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.3

1. Уметь:

а) применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

б) обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

в) анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

г) использовать экобиозащитную технику;

2. Знать:

а) воздействие негативных факторов на человека;

б) нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

 

 

ОП.08.

Охрана

труда

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1

ПК 2.3

1. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно- учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

2. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

д) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

е) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

ж) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

з) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

и) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.09.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1196

798

 

 

ПМ.01

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

б) технического контроля эксплуатируемого транспорта;

в) осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей;

2. Уметь:

а) разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

б) осуществлять технический контроль автотранспорта;

в) оценивать эффективность производственной деятельности;

г) осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

д) анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

3. Знать:

а) устройство и основы теории подвижного состава автотранспорта;

б) базовые схемы включения элементов электрооборудования;

в) свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

г) правила оформления технической и отчетной документации;

д) классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;

е) методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

ж) основные положения действующих нормативных правовых актов;

з) основы организации деятельности организаций и управление ими;

и) правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

 

 

МДК.01.01.

Устройство

автомобилей

 

МДК.01.02.

Техническое

обслуживание

и ремонт

автотранспорта

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3

ПМ.02

Организация деятельности коллектива исполнителей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) планирования и организации работ производственного поста, участка;

б) проверки качества выполняемых работ;

в) оценки экономической эффективности производственной деятельности;

г) обеспечения безопасности труда на производственном участке;

2. Уметь:

а) планировать работу участка по установленным срокам;

б) осуществлять руководство работой производственного участка;

в) своевременно подготавливать производство;

г) обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

д) контролировать соблюдение технологических процессов;

е) оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

ж) проверять качество выполненных работ;

з) осуществлять производственный инструктаж рабочих;

и) анализировать результаты производственной деятельности участка;

к) обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

л) организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

м) рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

3. Знать:

а) действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

б) положения действующей системы менеджмента качества;

в) методы нормирования и формы оплаты труда;

г) основы управленческого учета;

д) основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

е) порядок разработки и оформления технической документации;

ж) правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, виды, периодичность и правила оформления инструктажа.

 

 

МДК.02.01.

Управление

коллективом

исполнителей

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1350

900

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

4482

2988

 

 

УП.00

Учебная практика

26 нед.

936

 

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

ПК 1.1 - 1.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 5

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

83 нед.

Учебная практика

26 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

 

Приложение № 6

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час/нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

4374

2916

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально- экономический учебные циклы

906

604

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2. Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01. Основы

философии

ОК 1-9

1. Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровской Молдавской Республике и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

2. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1-9

1. Уметь:

а) применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

б) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

2. Знать:

а) взаимосвязь общения и деятельности;

б) цели, функции, виды и уровни общения;

в) роли и ролевые ожидания в общении;

г) виды социальных взаимодействий;

д) механизмы взаимопонимания в общении;

е) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

ж) этические принципы общения;

з) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

 

48

ОГСЭ.03.

Психология общения

ОК 1-9

ПК 2.1-2.3

1. Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

2. Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

 

230

ОГСЭ.04.

Иностранный язык

ОК 1-9

1. Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

460

230

ОГСЭ.05.

Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебные циклы

198

132

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

2. Знать:

а) основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

б) основные численные методы решения прикладных задач;

 

 

ЕН.01. Математика

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.2

1. Уметь:

использовать изученные прикладные программные средства;

2. Знать:

а) основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

б) базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ.

 

 

ЕН.02.

Информатика

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

3270

2180

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1290

860

 

 

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

б) выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

в) выполнять деталирование сборочного чертежа;

г) решать графические задачи;

2. Знать:

а) основные правила построения чертежей и схем;

б) способы графического представления пространственных образов;

в) о возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

г) основные положения конструкторской, технологической документации и нормативных правовых актов;

д) основы строительной графики;

 

 

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1-9

ПК 1.1, 1.2

ПК 2.3

1. Уметь:

а) производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб;

б) выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

2. Знать:

а) основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

б) методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

в) основы проектирования деталей и сборочных единиц;

г) основы конструирования;

 

 

ОП.02.

Техническая механика

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.3

1. Уметь:

а) пользоваться измерительными приборами;

б) производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

в) производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

2. Знать:

а) методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;

б) компоненты автомобильных электронных устройств;

в) методы электрических измерений;

г) устройство и принцип действия электрических машин;

 

 

ОП.03.

Электротехника

и электроника

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.3

1. Уметь:

а) выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

б) выбирать способы соединения материалов;

в) обрабатывать детали из основных материалов;

2. Знать:

а) строение и свойства машиностроительных материалов;

б) методы оценки свойств машиностроительных материалов;

в) области применения материалов;

г) классификацию и маркировку основных материалов;

д) методы защиты от коррозии;

е) способы обработки материалов;

 

 

ОП.04.

Материаловедение

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

1. Уметь:

а) выполнять метрологическую поверку средств измерений;

б) проводить испытания и контроль продукции;

в) применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

2. Знать:

а) основные понятия, термины и определения;

б) средства метрологии, стандартизации и сертификации;

в) профессиональные элементы международной и отечественной стандартизации;

г) показатели качества и методы их оценки;

д) системы и схемы сертификации;

 

 

ОП. 05.

Метрология,

стандартизация

и сертификация

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.2

1. Уметь:

а) пользоваться дорожными знаками и разметкой;

б) ориентироваться по сигналам регулировщика;

в) определять очередность проезда различных транспортных средств;

г) оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

д) управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;

е) уверенно действовать в нештатных ситуациях;

ж) обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;

з) предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;

и) организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения;

2. Знать:

а) причины дорожно-транспортных происшествий;

б) зависимость дистанции от различных факторов;

в) дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;

г) особенности перевозки людей и грузов;

д) влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;

е) основы законодательства в сфере дорожного движения;

 

 

ОП. 06. Правила

безопасности

дорожного

движения

ОК 1-9

ПК 1.1, 1.2

ПК 2.3

1. Уметь:

использовать необходимые нормативные правовые акты; применять документацию систем качества;

2. Знать:

а) основные положения Конституции Приднестровской Молдавской Республики;

б) основы трудового права;

в) законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности;

 

 

ОП.07.

Правовое

обеспечение

профессиональной

деятельности

ОК 1-9

ПК 1.1, 1.2

ПК 2.1-2.3

1. Уметь:

а) применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

б) обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

в) анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

г) использовать экобиозащитную технику;

2. Знать:

а) воздействие негативных факторов на человека;

б) нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

 

 

ОП.08. Охрана

труда

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

1. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

2. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.09.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1980

1320

 

 

ПМ.01

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) в осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

б) в осуществлении технического контроля эксплуатируемого транспорта;

в) в разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;

2. Уметь:

а) разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

б) осуществлять технический контроль автотранспорта;

в) оценивать эффективность производственной деятельности;

г) осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

д) анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

3. Знать:

а) устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

б) базовые схемы включения элементов электрооборудования;

в) свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

г) правила оформления технической и отчетной документации;

д) классификацию, основные характеристики и технические параметры автотранспорта;

е) методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

ж) основные положения действующих нормативных правовых актов;

з) основы организации деятельности организаций и управление ими;

и) правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

 

 

МДК.01.01.

Устройство

автомобилей

 

МДК.01.02.

Техническое

обслуживание

и ремонт

автотранспорта

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПМ.02

Организация деятельности коллектива исполнителей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) планирования и организации работ производственного поста, участка;

б) проверки качества выполняемых работ;

в) оценки экономической эффективности производственной деятельности;

г) обеспечения безопасности труда на производственном участке;

2. Уметь:

а) планировать работу участка по установленным срокам;

б) осуществлять руководство работой производственного участка;

в) своевременно подготавливать производство;

г) обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

д) контролировать соблюдение технологических процессов;

е) оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

ж) проверять качество выполненных работ;

з) осуществлять производственный инструктаж рабочих;

и) анализировать результаты производственной деятельности участка;

к) обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

л) организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

м) рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

3. Знать:

а) действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

б) положения действующей системы менеджмента качества;

в) методы нормирования и формы оплаты труда;

г) основы управленческого учета;

д) основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

е) порядок разработки и оформления технической документации;

ж) правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, виды, периодичность и правила оформления инструктажа.

 

 

МДК.02.01.

Управление

коллективом

исполнителей

ОК 1-9

ПК 2.1-2.3

ПМ.03

Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) по сбору нормативных данных в области конструкции транспортных средств;

б) проведения модернизации транспортных средств;

в) проведения тюнинга автомобилей;

г) расчета экономических показателей модернизации и тюнинга транспортных средств;

2. Уметь:

а) проводить контроль технического состояния транспортного средства;

б) определять остаточный ресурс агрегата, узла транспортного средства;

в) определять техническую возможность модернизации транспортного средства;

г) составлять технологическую документацию на модернизацию и тюнинг транспортных средств;

д) определять взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных средств;

3. Знать:

а) требования к конструкции транспортных средств;

б) конструктивные особенности обслуживаемых специальных автомобилей;

в) особенности технического обслуживания и ремонта специальных автомобилей;

г) типовые схемные решения по модернизации транспортных средств;

д) особенности технического обслуживания и ремонта модернизированных транспортных средств;

е) перспективные конструкции основных агрегатов и узлов транспортного средства.

 

 

МДК.03.01.

Технологическая

документация

 

МДК.03.02.

Тюнинг

автомобилей

ОК 1-9

ПК 3.1-3.4

ПМ.04

Подбор технологического оборудования для производственных целей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) в проведении испытаний производственного оборудования;

б) общения с представителями торговых организаций;

2. Уметь:

а) производить сравнительную оценку технологического оборудования;

б) организовывать обучение рабочих для работы на вновь приобретенном оборудовании;

3. Знать:

а) правила сертификации технологического оборудования;

б) требования безопасного использования оборудования;

в) особенности эксплуатации однотипного оборудования;

г) правила ввода в эксплуатацию технического оборудования.

 

 

МДК.04.01.

Технологическое

оборудование

 

МДК.04.02.

Основы

проектирования

нестандартного

оборудования и

приспособлений

ОК 1-9

ПК 4.1-4.3

ПМ.05

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1836

1224

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

6210

4140

 

 

УП.00

Учебная практика

30 нед.

1080

 

ОК 1-9

ПК 1.1-4.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

8 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 7

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

115 нед.

Учебная практика

30 нед

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

8 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

33 нед.

Итого

199 нед.