ПРИК МРМР 7 июля 2016 № 799 САЗ 16-33  
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 18 августа 2016 г.

Регистрационный № 7534

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу c 1 сентября 2016 года.

 

И. о. министра                                                                                                          И. Левицкая

 

г. Тирасполь

7 июля 2016 г.

№ 799

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 7 июля 2016 года № 799

 

Государственный образовательный стандарт

начального профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) имеет государственная организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации программы основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение при формировании ОПОП по профессиям НПО:

а) газосварщик;

б) электрогазосварщик;

в) электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;

г) электросварщик ручной сварки;

д) газорезчик.

6. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

7. Область профессиональной деятельности выпускников: электросварочные и газосварочные работы.

8. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) технологические процессы сборки и электрогазосварки конструкций;

б) сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;

в) детали, узлы и конструкции из различных материалов;

г) конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.

9. Обучающийся по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) готовится к следующим видам деятельности:

а) подготовительно-сварочные работы;

б) сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;

в) наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;

г) дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

11. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) подготовительно-сварочные работы:

1) ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке;

2) ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки;

3) ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку;

4) ПК 1.4. Проверять точность сборки;

б) сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях:

1) ПК 2.1. Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов;

2) ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;

3) ПК 2.3. Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей;

4) ПК 2.4. Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации;

5) ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;

6) ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;

в) наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление:

1) ПК 3.1. Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твердыми сплавами;

2) ПК 3.2. Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.

3) ПК 3.3. Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей;

4) ПК 3.4. Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций;

5) ПК 3.5. Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление;

6) ПК 3.6. Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности;

г) дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений:

1) ПК 4.1. Выполнять зачистку швов после сварки;

2) ПК 4.2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений;

3) ПК 4.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах;

4) ПК 4.4. Выполнять горячую правку сложных конструкций.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

12. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

13. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практики.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

14. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

15. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

16. 15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту составляет:

а) на базе среднего (полного) общего образования - 43 недели;

б) на базе основного общего образования - 65 недель.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

17. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

18. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

19. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

20. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

22. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

23. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

24. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

25. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

26. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели;

27. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного (полного) общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

28. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

29. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) педагогами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

30. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

31. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

32. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

33. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) технической графики;

2) безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

3) теоретических основ сварки и резки металлов;

б) лаборатории:

1) материаловедения;

2) электротехники и автоматизации производства;

3) испытания материалов и контроля качества сварных соединений;

в) мастерские:

1) слесарная;

2) сварочная.

г) полигон - сварочный.

д) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

4) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

е) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

34. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

35. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

36. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

37. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

38. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организации профессионального образования в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

39. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

40. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ОПОП, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

41. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).

Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

42. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.05

Сварщик (электросварочные

и газосварочные работы)

 

Сроки

получения НПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП

в очной форме обучения

среднее (полное)

общее образование

Газосварщик

Электрогазосварщик

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

Электросварщик ручной сварки

Газорезчик

10 мес.

основное общее

образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.05

Сварщик (электросварочные

и газосварочные работы)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому

опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

702

468

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;

б) использовать технологическую документацию.

2. Знать:

а) основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;

б) общие сведения о сборочных чертежах;

в) основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;

г) основы машиностроительного черчения;

д) требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

279

186

ОП.01.

Основы

инженерной

графики

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 1.6

3. Уметь:

а) анализировать показания контрольно- измерительных приборов;

б) делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

4. Знать:

а) назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;

б) элементы организации автоматического построения производства и управления им;

в) общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети.

 

 

ОП.02.Основы

автоматизация

автоматизации

производства

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 1.6

5. Знать:

а) читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

б) рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

в) использовать в работе электроизмерительные приборы;

г) пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.

6. Знать:

а) единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

б) методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

в) свойства постоянного и переменного электрического тока;

г) принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

д) электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

е) свойства магнитного поля;

ж) двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

з) правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании

и) аппаратуру защиты электродвигателей;

к) методы защиты от короткого замыкания;

л) заземление, зануление.

 

 

ОП.03.

Основы

электротехники

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 1.6

7. Уметь:

а) выполнять механические испытания образцов материалов;

б) использовать физико-химические методы исследования металлов;

в) пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

г) выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

8. Знать:

а) основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

б) наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

в) правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

г) основные сведения о металлах и сплавах;

д) основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.

 

 

ОП 04. Основы

материало-

ведения

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 1.6

9. Уметь контролировать качество выполняемых работ.

10. Знать:

а) системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;

б) допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.

 

 

ОП.05. Допуски

технические

измерения

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

11. Уметь находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

12. Знать:

а) общие принципы организации производственного и технологического процесса;

б) механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;

в) цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.

 

 

ОП.06. Основы

экономики

ПК 2.7

ПК 1.6

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 1.6

13. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим.

14. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно- учетные специальности, родственные профессиям НПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

26

ОП.07.

Безопасность

жизнедея-

тельности

ОК 1-7

ПК 1.1-4.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

359

250

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

359

250

 

 

ПМ.01

Подготовительно-сварочные работы.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;

б) подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;

в) выполнения сборки изделий под сварку; проверки точности сборки.

2. Уметь:

а) выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;

б) подготавливать газовые баллоны к работе;

в) выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;

г) проверять точность сборки.

3. Знать:

а) правила подготовки изделий под сварку;

б) назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;

в) средства и приемы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;

г) виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;

д) виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;

е) типы разделки кромок под сварку;

ж) правила наложения прихваток;

з) типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.

 

 

МДК.01.01.

Подготовка

металла

к сварке

 

МДК.01.02.

Технические

приемы

сборки

изделий

под сварку

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 1.6

ПМ.02.

Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнение газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных и простых деталей из цветных металлов и сплавов;

б) выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;

в) выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей;

г) выполнения кислородной, воздушно- плазменной резки металлов прямолинейной и сложной конфигурации;

д) чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;

е) организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

2. Уметь:

а) выполнять технологические приемы ручной дуговой, плазменной и газовой сварки, автоматической и полуавтоматической сварки с использованием плазмотрона деталей, узлов, конструкций и трубопроводов различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва;

б) выполнять автоматическую сварку ответственных сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях;

в) выполнять автоматическую сварку в среде защитных газов неплавящимся электродом горячетканных полос из цветных металлов и сплавов под руководством электросварщика более высокой квалификации;

г) выполнять автоматическую микроплазменную сварку;

д) выполнять ручную кислородную, плазменную и газовую прямолинейную и фигурную резку и резку бензорезательными и керосинорезательными аппаратами на переносных, стационарных и плазморезательных машинах деталей разной сложности из различных сталей, цветных металлов и сплавов по разметке;

е) производить кислородно-флюсовую резку деталей из высокохромистых и хромистоникелевых сталей и чугуна;

ж) выполнять кислородную резку судовых объектов на плаву;

з) выполнять ручное электродуговое воздушное строгание разной сложности деталей из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов в различных положениях;

и) производить предварительный и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима;

к) устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;

л) экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;

м) соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

н) читать рабочие чертежи сварных металлоконструкций различной сложности.

3. Знать:

а) устройство обслуживаемых электросварочныхи и плазморезательных машин, газосварочной аппаратуры, автоматов, полуавтоматов, плазмотронов и источников питания;

б) свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора;

в) марки и типы электродов;

г) правила установки режимов сварки по заданным параметрам;

д) особенности сварки и электродугового строгания на переменном и постоянном токе;

е) технологию сварки изделий в камерах с контролируемой атмосферой;

ж) основы электротехники в пределах выполняемой работы;

з) методы получения и хранения наиболее распространенных газов, используемых при газовой сварке;

и) процесс газовой резки легированной стали;

к) режим резки и расхода газов при кислородной и газоэлектрической резке;

л) правила чтения чертежей сварных пространственных конструкций, свариваемых сборочных единиц и механизмов;

м) технологию изготовления сварных типовых машиностроительных деталей и конструкций;

н) материалы и нормативные документы на изготовление и монтаж сварных конструкций;

о) сущность технологичности сварных деталей и конструкций;

п) требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ.

 

 

МДК.02.01.

Оборудование,

техника

и технология

электросварки

 

МДК.02.02.

Технология

газовой

сварки

 

МДК.02.03.

Электро-

сварочные

работы на

автома-

тических

и полуавто-

матических

машинах

 

МДК.02.04.

Технология

электро-

дуговой

сварки и

резки

металла

 

МДК.02.05.

Технология

производства

сварных

конструкций

ОК 1-7

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

ПМ.03

Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) наплавления деталей и узлов простых и средней сложности конструкций твердыми сплавами;

б) наплавления сложных деталей и узлов сложных инструментов;

в) наплавления изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей;

г) наплавления нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;

д) выполнения наплавки для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление;

е) выполнения наплавки для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.

2. Уметь:

а) выполнять наплавку твердыми сплавами простых деталей;

б) выполнять наплавление твердыми сплавами с применением керамических флюсов в защитном газе деталей и узлов средней сложности;

в) устранять дефекты в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление наплавкой;

г) удалять наплавкой дефекты в узлах, механизмах и отливках различной сложности;

д) выполнять наплавление нагретых баллонов и труб;

е) наплавлять раковины и трещины в деталях, узлах и отливках различной сложности.

3. Знать:

а) способы наплавки;

б) материалы, применяемые для наплавки;

в) технологию наплавки твердыми сплавами;

г) технику удаления наплавкой дефектов в деталях, узлах, механизмах и отливках различной сложности;

д) режимы наплавки и принципы их выбора;

е) технику газовой наплавки;

ж) технологические приемы автоматического и механизированного наплавления дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;

з) технику устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой.

 

 

МДК.03.01.

Наплавка

дефектов

под

механическую

обработку и

пробное

давление

 

МДК.03.02

Технология.

дуговой

наплавки

деталей.

 

МДК.03.03

Технология

газовой

наплавки

 

МДК.03.04.

Технология

автомати-

ческого

и механизи-

рованного

наплавления

ОК 2

ОК 3

ОК 7

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПК 3.5

ПК 3.6

ПМ.04

Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнения зачистки швов после сварки;

б) определения причин дефектов сварочных швов и соединений;

в) предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах;

г) выполнения горячей правки сложных конструкций.

2. Уметь:

а) зачищать швы после сварки;

б) проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому;

в) выявлять дефекты сварных швов и устранять их;

г) применять способы уменьшения и предупреждения деформаций при сварке;

д) выполнять горячую правку сварных конструкций.

3. Знать:

а) требования к сварному шву;

б) виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;

в) строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;

г) причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения.

 

 

МДК.04.01.

Дефекты и

способы

испытания

сварных

швов

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 7

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

ФК.00

Физическая культура.

В результате освоения раздела обучающийся должен:

1. Уметь использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

64

32

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.6

ПК 3.1-3.6

ПК 4.1-4.4

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

162

108

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП

864

576

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

22 нед./

42 нед.

792/

1512

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.6

ПК 3.1-3.6

ПК 4.1-4.4

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного)общего образования/ на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

2 нед./

3 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.05

Сварщик (электросварочные

и газосварочные работы)

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

16 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

22 нед./42 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе основного общего образования

 

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего(полного) общего образования/на базе основного общего образования

2 нед./3 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.