BAA
О ПРОКУРАТУРЕ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
15 октября 1992 г.
(СЗМР 92-4)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Прокурорский надзор в
Приднестровской Молдавской Республике
На основании Конституции Приднестровской Молдавской Республики Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ему прокуроры осуществляют высший надзор за исполнением действующих на ее территории законов, принимают меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляют уголовное преследование.
Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры
1.Организация, начала и порядок деятельности, полномочия прокуроров определяются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики , настоящим Законом и другими законодательными актами, действующими на территории государства, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).
2. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.
Статья 3. Задачи прокурорской деятельности
1. Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, социального и межнационального согласия в обществе.
2. Смыслом прокурорской деятельности является защита от неправомерных посягательств на:
1) закрепленные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики суверенитет и независимость, общественный и государственный строй, политическую и экономическую системы, права национальных групп и территориальных образований;
2) гарантированные Конституцией, другими законами Приднестровской Молдавской Республики и международными правовыми актами социально-экономические, политические, личные права и свободу человека и гражданина;
3) права местных органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и движений, иных юридических лиц.
Статья 4. Основные функции прокуратуры
Основными функциями прокуратуры являются:
1) надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, органами контроля и управления, юридическими лицами независимо от их подчиненности, принадлежности, вида собственности и формы хозяйствования, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за соблюдением законности в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, а также в судебно-психиатрических учреждениях;
4) надзор за соблюдением законности в Вооруженных силах и в органах безопасности Приднестровской Молдавской Республики, в органах военного управления;
5) участие в рассмотрении дел судами;
6) расследование деяний, содержащих признаки преступлений;
7) участие в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства, в разработке органами государственной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений.
Статья 5. Принципы организации и деятельности прокуратуры
1.Органы прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики:
составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих вышестоящим, возглавляемую Прокурором Приднестровской Молдавской Республики;
осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики законами;
защищает в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом, независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических убеждений, имущественного или служебного положения и других признаков;
принимает меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности правонарушителей;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;
информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.
2. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, если они не осуществляют надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов.
3.Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается. В своей служебной деятельности прокурорские работники не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений.
Статья 6. Недопустимость вмешательства в осуществление
прокурорского надзора
1. Деятельность прокуратуры подконтрольна Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики, его органам, образуемым для этой цели. Вмешательство любых иных субъектов в деятельность прокуратуры запрещается.
2. Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, политических партий, общественных организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, должностных лиц и граждан на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать исполнению им служебных обязанностей недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
3. Никто не вправе без разрешения прокурора и следователя разглашать данные предварительного следствия и проверок, проводимых органами прокуратуры.
4. Обращения представителей власти, других должностных лиц к прокурору не могут содержать каких-либо указаний или требований относительно результатов решения находящихся в производстве прокуратуры конкретных дел и материалов.
Статья 7. Обязательность исполнения требований прокурора
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, иных юридических лиц, должностных лиц и граждан. Они исполняются безотлагательно или в предусмотренные законом, либо определенные прокурором сроки.
2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении прокурорского надзора либо расследования, выдаются по требованию прокурорского работника незамедлительно и безвозмездно.
3. Неисполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
4. Граждане и должностные лица обязаны своевременно являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, выясненным прокурорской проверкой.
5. Граждане и должностные лица, уклоняющиеся от явки в органы прокуратуры , могут быть подвергнуты приводу органами внутренних дел по соответствующему постановлению прокурора и следователя.
Статья 8. Гарантии и компенсации гражданам, вызываемым в
прокуратуру
1. За лицами, вызываемыми в прокуратуру (кроме подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления), сохраняется средний заработок по месту работы за время отсутствия их на рабочем месте, по предоставлении ими заверенной соответствующим образом повестки.
2. Выплата вознаграждения экспертам, переводчикам и иным специалистам, а также оплата расходов по явке в прокуратуру всем лицам производится из средств прокуратуры в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 9. Право безотлагательного приема
1. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики имеет право быть безотлагательно принятым Председателем Верховного Совета, Президентом Приднестровской Молдавской Республики и всеми иными должностными лицами.
2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют право быть безотлагательно принятыми руководителями, другими должностными лицами соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц.
Статья 10. Участие в правотворческой деятельности
Прокурору Приднестровской Молдавской Республики принадлежит право законодательной инициативы в пределах своей компетенции. Он вправе обратиться в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики по вопросам, требующим толкования закона, в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с ходатайством о проверке конституционности международного договора или нормативного акта и излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу на его заседании.
Статья 11. Участие в заседаниях органов государственной власти
и управления
1. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вправе участвовать в заседаниях Верховного Совета и Правительства Республики.
2. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, его заместители, а также иные работники прокуратуры по его поручению вправе принимать участие в заседаниях любых органов местного самоуправления и контроля республики, городов и районов, органов общественно-политических организаций и движений.
3. Территориальные прокуроры вправе участвовать в заседаниях любых поднадзорных им органов местного самоуправления, управления и контроля, общественно-политических организаций и движений.
Статья 12. Рассмотрение обращений и сообщений
1. Прокурор проводит личный прием граждан.
2. Органы прокуратуры рассматривают обращения, чье разрешение не относится к компетенции других органов, и не подведомственные суду. При этом прокурор вправе разрешать любые обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Он вправе поручить соответствующему органу государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятию, учреждению, общественной организации, должностному лицу, специалисту проверку полученных им обращений и сообщений и потребовать представления письменной информации о результатах проверки, принятых мерах, а также всех материалов проверки.
3. Пересылка прокурором обращения в орган или должностному лицу, чье решение либо действия обжалуются, запрещается.
4. Прокурор обязан рассматривать сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях и принимать по ним решения в установленном порядке.
5. Принятое прокурором города, района решение может быть обжаловано прокурору Приднестровской Молдавской Республики, а в предусмотренных законом случаях - в суд. После принятия прокурором Приднестровской Молдавской Республики решения по обращению, производство по нему в органах прокуратуры прекращается.
6. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства о порядке разрешения обращений граждан всеми органами, предприятиями, организациями и должностными лицами.
7. В установленном законом порядке прокурор принимает меры для привлечения к ответственности граждан и должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о порядке разрешения обращений граждан.
II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 13. Система органов прокуратуры
1. Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики является единой централизованной системой. В систему органов прокуратуры входят Республиканская прокуратура (включающая управления и отделы), городские, районные, межрайонные, отраслевые прокуратуры.
2. В ведении Республиканской прокуратуры находится Учебно-методический центр по повышению квалификации кадров. Она может иметь объекты социально-бытового и хозяйственного значения, полиграфическое предприятие и выпускать специальные издания.
3. Штатная численность и структура органов прокуратуры Приднестровской Молдавской республики в пределах фонда заработной платы утверждается Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 14. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики
1. Прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики возглавляет Прокурор Приднестровской Молдавской Республики.
2. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Прокурором Приднестровской Молдавской республики.
3. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики руководит деятельностью всех органов Прокуратуры и осуществляет контроль за их работой, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми органами и работниками Прокуратуры. Он вправе отменить любое решение подчиненных прокуроров, противоречащее закону. Прокурором Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются права и обязанности структурных подразделений, численность территориальных и отраслевых прокуратур, распределяются средства на их содержание.
4. Приказы, указания и постановления Прокурора Приднестровской Молдавской Республики в случае несоответствия их закону отменяются им самим.
Статья 15. Коллегия Прокуратуры
Приднестровской Молдавской Республики
1. В прокуратуре образуется Коллегия. Ее председателем является Прокурор Приднестровской Молдавской Республики. В состав коллегии входят первый заместитель и заместители Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, другие ответственные работники.
2. Коллегия является совещательным органом и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, кадровые вопросы, обсуждает отчеты руководителей подразделений, территориальных и отраслевых прокуроров, иных прокурорских работников.
3. Решения коллегии реализуются приказами Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и доводятся до сведения всех прокурорских работников.
4. В случае разногласий между Прокурором Приднестровской Молдавской Республики и коллегией, он проводит в жизнь свое решение, а о разногласиях докладывает Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 16. Городские, районные, межрайонные и отраслевые
прокуроры
1. Городские, районные, межрайонные и отраслевые прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
2. Прокуроры городов имеют первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников.
3. Районные, межрайонные и отраслевые прокуроры могут иметь заместителей, старших помощников и помощников.
4. В прокуратуре г.Тирасполя образуются отделы, в которых имеются старшие прокуроры и прокуроры.
Статья 17. Назначение прокуроров на должности, их подотчетность и
основания освобождения от должности
1. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики назначается на должность и освобождается от нее Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики по представлению его Председателя. В своей деятельности по надзору за исполнением законов, действующих на территории Приднестровской Молдавской Республики, он подотчетен только Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики и ежегодно представляет ему отчет о работе прокуратуры.
2. Городские, районные, межрайонные и отраслевые прокуроры назначаются Прокурором Приднестровской Молдавской Республики, ему подчинены и подотчетны.
3. Конституционный срок полномочий всех прокуроров - 5 лет. В течение конституционного срока полномочий территориальные и отраслевые прокуроры могут быть освобождены Прокурором Приднестровской Молдавской Республики от занимаемой должности по их собственному желанию, в связи с переходом на другую работу или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения ими преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
4. Сообщения о назначении на должность и освобождении от должности всех прокуроров публикуются в печати.
Статья 18. Следователи прокуратуры
1. В Республиканской прокуратуре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам.
2. В территориальных и отраслевых прокуратурах состоят следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.
3. Назначение и освобождение от должности следователей осуществляется Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ГЛАВА I. ОБЩИЙ НАДЗОР
Статья 19. Предмет надзора
1. Предметом общего надзора является:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Приднестровской Молдавской Республики и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
3) соблюдение законов, касающихся межнациональных, экономических отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
2. Прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность.
3. Проверка исполнения законов в порядке общего надзора проводится по заявлениям и сообщениям о нарушениях законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов также по собственной инициативе прокурора.
Статья 20. Полномочия прокурора
I. При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в любые помещения и на территорию министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, объединений, независимо от форм собственности, общественно-политических движений и иных юридических лиц и иметь полный доступ ко всем их документам и материалам, в том числе - составляющим коммерческую, военную и государственную тайну;
2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы, иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;
3) требовать от руководителей, других должностных лиц проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных и подчиненных предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз, для выяснения возникших в процессе надзора вопросов;
4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушений закона.
II. При выявлении нарушений закона прокурор в пределах своей компетенции вправе:
1) опротестовать акты Правительства Приднестровской Молдавской Республики и его главы, министерств, ведомств, органов местного самоуправления, органов государственного и хозяйственного управления и контроля, органов общественно-политических движений, предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, арбитражного суда, а также незаконные акты и действия должностных лиц;
2) освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
3) вносить представление или протест на решения местных Советов народных депутатов в зависимости от характера нарушений;
4) возбуждать в соответствии с законом уголовные дела, дисциплинарные, административные производства, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
5) давать предписания об устранении очевидных нарушений закона;
6) вносить представления об устранении других нарушений закона и способствовавших им условий;
7) обращаться в суды с исковыми заявлениями в интересах государства, граждан, юридических лиц;
8) сообщать Верховному Совету и Президенту Приднестровской Молдавской Республики о несоответствии принятых ими и Правительством правовых актов Конституции и иным законам.
Статья 21. Предписание прокурора
1. Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором органу либо должностному лицу, допустившим нарушения, или вышестоящему в порядке подчиненности органу либо должностному лицу, которые правомочны устранить нарушения.
2. Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона носит очевидный характер и может причинить существенный ущерб интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамедлительному исполнению, о чем письменно сообщается прокурору.
3. Орган либо должностное лицо могут обжаловать полученное ими предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является окончательным.
Статья 22. Протест прокурора
1. Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в суд.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случаях принесения протеста на решение местного Совета народных депутатов - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором.
5. В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта, решения или действия незаконным. Заявление в суд может быть подано в течение пятнадцати дней с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечения предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта, решения.
Статья 23. Представление прокурора
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Статья 24. Постановление прокурора
1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо производства о дисциплинарном или административном правонарушении. Постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.
2. Постановление прокурора о возбуждении производства о дисциплинарном или административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными на то органом или должностным лицом в десятидневный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме в пятидневный срок.
Статья 25. Требования к актам прокурорского реагирования
1. В протесте, предписании, представлении или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона нарушено. в чем состоит нарушение, какие меры и в какой срок должны быть предприняты к его устранению должностным лицом либо органом, которым адресован акт прокурорского реагирования.
2. Копии всех актов прокурорского реагирования одновременно с их внесением направляются территориальными и отраслевыми прокурорами в Республиканскую прокуратуру.
3. Прокурор Приднестровской Молдавской республики вправе отозвать акт нижестоящего прокурора в случае несоответствия его действующему законодательству либо при необходимости проведения дополнительных проверочных действий. Нижестоящий прокурор в случае несогласия с отзывом его акта вправе обжаловать такое действие Прокурора Приднестровской Молдавской Республики в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 26. Санкция на задержание и выдворение иностранного
гражданина или лица без гражданства
При наличии предусмотренных законом оснований Прокурор Приднестровской Молдавской Республики дает санкцию на задержание и выдворение в принудительном порядке иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Приднестровской Молдавской Республики.
ГЛАВА II. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,
ВЕДУЩИМИ БОРЬБУ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 27. Предмет надзора
Предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений.
Статья 28. Полномочия прокурора
1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами.
2. Указания прокурора, его заместителя органам дознания и предварительного следствия о возбуждении уголовных дел и производстве расследования, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными.
Статья 29. Санкционирование действий, ограничивающих права
граждан
1. Прокурор вправе дать санкцию на арест подозреваемого или обвиняемого при наличии предусмотренных законом оснований.
2. Право дачи санкции на арест гражданина принадлежит прокурору Приднестровской Молдавской Республики, его заместителям, территориальным и отраслевым прокурорам.
3. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, его заместители, территориальные и отраслевые прокуроры в пределах своей компетенции санкционируют также иные, предусмотренные законом действия, ограничивающие конституционные права граждан.
Статья 30. Расследование преступлений прокуратурой
Осуществляя уголовное преследование, прокуратура проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследования любого преступления.
Статья 31. Обязанности прокурора по реабилитации граждан
1. Прокурор обязан принять меры по восстановлению прав гражданина, нарушенных неправомерными действиями работников Прокуратуры, в установленном законом порядке.
2. Копмрометирующие гражданина сведения о нарушении им законности, преданные гласности непосредственно органами Прокуратуры, в случае последующей реабилитации лица судом или органом прокуратуры должны быть опровергнуты прокурором в той же форме, в какой они были преданы гласности, не позднее месячного срока со дня вступления в силу реабилитирующего решения.
ГЛАВА III. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ
ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Статья 32. Предмет надзора
Предметом надзора является соблюдение законности во время нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых, других учреждениях, исполняющих наказание или меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и исполнения ими своих обязанностей, соблюдение законности при исполнении наказания, не связанного с лишением свободы.
Статья 33. Полномочия прокурора
Прокурор, осуществляющий надзор, имеет право:
1) в любое время посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания, опрашивать находящихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или к ним применены меры принудительного характера;
2) проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений, приостанавливать исполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству, требовать от должностных лиц объяснение по поводу допущенных нарушений;
3) прокурор обязан незамедлительно освободить лицо, незаконно находящееся в местах содержания задержанных, предварительного заключения, лишения свободы или в учреждении для исполнения мер принудительного характера.
Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и
распоряжений прокурора
Постановления и указания прокурора по соблюдению установленных законодательством порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и исполнению других наказаний, а также лиц, к которым применены меры принудительного характера, являются обязательными и подлежат немедленному исполнению.
VI. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ
Статья 35. Задачи прокурора в судебном процессе
1. Принимая участие в рассмотрении дел в судах, прокурор обеспечивает выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях, вынесение законных и обоснованных судебных решений, исполнение решений судебных инстанций в соответствии с требованиями закона.
2. Прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Статья 36. Полномочия прокурора
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством, действующим на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 37. Поддержание государственного обвинения
1. Поддерживая государственное обвинение в суде по уголовным делам, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свою позицию по вопросам применения закона и назначения меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения всех обстоятельств дела.
2. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Статья 38. Опротестование решений суда в кассационном порядке
1. Право принесения кассационных и частных протестов на незаконные или необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судов принадлежит прокурору и его заместителям в пределах их компетенции, независимо от того, принимали ли они участие в разбирательстве дела в суде первой инстанции.
2. Помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений вправе принести протест только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.
Статья 39. Истребование дела из суда
Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговоры, решения, определения или постановления вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда является незаконным или необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста.
Статья 40. Рассмотрение жалоб и заявлений на решения суда их
опротестование в порядке надзора
1. Прокурор в пределах своей компетенции рассматривает в порядке надзора жалобы и заявления граждан только по вступившим в законную силу решениям суда.
2. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит:
Прокурору Приднестровской Молдавской Республики - на решения любого суда, кроме постановлений Пленума Верховного Суда.
3. Заместителям прокурора Приднестровской Молдавской Республики - на решения любого суда, за исключением постановлений Пленума и Президиума Верховного Суда.
4. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен районным, городским прокурорами или вышестоящими прокурорами и их заместителями.
Статья 41. Отзыв протеста
Протест на решение, приговор, определение и постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.
Статья 42. Приостановление исполнения судебных решений
Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, его заместители при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона, вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения и постановления суда до их опротестования, но на срок не более трех месяцев или до рассмотрения протеста в суде.
Прокуроры и их заместители, которым предоставлено право принесения протеста по гражданскому делу, по делу об административном правонарушении или рассмотренному арбитражным судом, истребовав дело, могут приостановить исполнение соответствующего решения, определения и постановления суда до окончания производства по делу.
Статья 43. Представление прокурора о даче судом разъяснений и о
несоответствии закону постановления Пленума
Верховного Суда
1. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда представление о даче судом разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях.
2. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вносит представление в Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики, если усматривает, что постановление Пленума Верховного Суда не соответствует Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
V. КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 44. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на
должности прокуроров и следователей
1. Прокурорами и следователями Прокуратуры могут быть назначены граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. Лица, впервые назначаемые на должности прокуроров и следователей, дают присягу работника Прокуратуры. Текст присяги утверждается Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, процедура ее принятия определяется Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
2. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года.
3. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики может назначать на должности помощника прокурора и следователя лиц, имеющих незаконченное высшее юридическое образование и освобождать от прохождения стажировки.
4. На должности территориальных и отраслевых прокуроров назначаются лица в возрасте не моложе 28 лет со стажем работы в органах прокуратуры не менее 3 лет.
5. Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат аттестации в порядке, определяемом Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
6. Совмещение службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с каким-либо предпринимательством не допускается, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.
7. Не могут быть приняты на должность прокурора или следователя лица, которые когда-либо были осуждены за совершение преступления, за исключением реабилитированных.
Статья 45. Классные чины, форма, удостоверения и оружие
работников прокуратуры
1. Прокурорам и следователям органов прокуратуры, работникам научно-учебных учреждений прокуратуры присваиваются классные чины в зависимости от занимаемых должностей, стажа и качества работы.
Порядок присвоения и лишения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, которое утверждается Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Классные чины государственного советника юстиции Приднестровской Молдавской Республики 1, 2 и 3 классов присваиваются Президентом Приднестровской Молдавской Республики, другие классные чины присваиваются Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
2. Работники, которым присвоены классные чины, имеют единую форменную одежду с соответствующими знаками различия, выдаваемую бесплатно.
3. Прокуроры и следователи прокуратуры имеют служебные удостоверения, положение о которых и единый образец утверждаются Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Служебное удостоверение прокурора и следователя дает его владельцу право хранения и ношения табельного огнестрельного оружия, порядок выдачи и применения которого определяется положением, утверждаемым Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 46. Поощрения и ответственность работников прокуратуры
1. Порядок поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников устанавливается Положением о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокурорско-следственных работников Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, утвержденным Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
2. За продолжительную и безупречную службу работники органов прокуратуры могут быть также награждены Прокурором Приднестровской Молдавской Республики значком "Почетный работник прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики" установленного образца с одновременным вручением грамоты Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. Порядок представления к награждению нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики" определяется Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
3. Отмена или изменение решения, принятого прокурором, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона либо недобросовестности.
Статья 47. Меры правовой и социальной защиты работников
прокуратуры
1. Прокурор и следователь прокуратуры находятся под защитой закона.
Нанесение телесных повреждений, оскорбление, угроза в отношении работника прокуратуры или его близкого родственника, а также уничтожение их имущества, другие насильственные действия в связи с исполнением прокурором или следователем прокуратуры своих служебных обязанностей влекут установленную законом ответственность.
2. Жизнь и здоровье работников прокуратуры подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности. Порядок и условия страхования устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
3. В случае увечья или инвалидности, происшедших в связи с исполнением служебных обязанностей, прокурор, следователь прокуратуры получает компенсацию в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени потери трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере пятнадцатилетнего денежного содержания по последней должности.
4. За семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, существовавших ко времени гибели работника.
5. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении работника прокуратуры могут быть возбуждены только с согласия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским работником являются исключительной компетенцией прокуратуры.
6. Не допускаются привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.
Статья 48. Материальное и социальное обеспечение работников
прокуратуры
1. Заработная плата прокурорских работников состоит из должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет и должна обеспечить достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, закрепления квалифицированных кадров, их достойного положения в обществе. Надбавки за выслугу лет устанавливаются также другим работникам прокуратуры (специалистам, служащим, рабочим). Размеры должностных окладов, надбавок за классные чины и выслугу лет утверждаются Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
2. Прокурорским работникам предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда. Дополнительный отпуск предоставляется прокурорским работникам:
- после 10 лет работы - продолжительностью 5 календарных дней;
- после 15 лет работы - продолжительностью 10 календарных дней;
- после 20 лет работы - продолжительностью 15 календарных дней;
3. Прокурорские работники имеют право бесплатно пользоваться по служебным удостоверениям на территории Приднестровской Молдавской Республики всеми видами транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси);
во время служебной командировки пользоваться правом бронирования мест в гостиницах и на всех видах транспорта, а также внеочередного приобретения проездных документов.
4.Приднестровская Молдавская Республика за счет государственного бюджета компенсирует расходы, понесенные прокурорскими работниками:
- на обучение их детей в среднем специальном либо высшем учебном заведении, где предусматривается оплата за учебу ( по получению ими диплома) - дети погибших либо получивших инвалидность в связи с исполнением служебных обязанностей работников органов прокуратуры (в том числе рабочих, служащих, специалистов);
- на пребывание в стационарных лечебных и курортно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям работников, их супругов и несовершеннолетних детей - в размере 75 %;
- на оплату жилой площади и коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, газ, водопровод, телефон, лифт, вывоз мусора) - в размере 50 %.
5. Прокурорские работники имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях - при наличии специального стажа 25 лет. Порядок и размеры пенсионного обеспечения работников органов прокуратуры, а в случае гибели - членов их семей устанавливаются законодательством, действующим на территории Приднестровской Молдавской Республики.
6. Прокурорские работники вне очереди, не позднее 6 месяцев после принятия на жилищный учет, обеспечиваются местными Советами народных депутатов благоустроенной жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома. В таком же порядке решаются вопросы установки домашнего телефона, предоставления мест в детских дошкольных учреждениях, садоводческих товариществах, гаражно-строительных кооперативах.
7. Местные Советы народных депутатов могут продавать на льготных условиях жилые помещения работникам, проработавшим более 10 лет в органах прокуратуры, со скидкой до 50 % его стоимости.
8. Работники, проработавшие на должностях прокуроров и следователей не менее 25 лет либо ставшие во время работы инвалидами (независимо от продолжительности их работы), после увольнения из органов прокуратуры в случае переезда в одну из избранных ими местностей, где они ранее работали или проживали, обеспечиваются местными Советами народных депутатов благоустроенным жилым помещением в первоочередном порядке. Органами местного самоуправления им предоставляется возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.
9. За работниками органов прокуратуры после их выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в тех лечебных учреждениях, где они состояли на учете.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 49. Статистическая отчетность
Прокуратура Приднестровской Молдавской республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости, следственной работе и прокурорском надзоре за исполнением республиканского законодательства, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
Статья 50. Финансирование и материально-техническое обеспечение
органов прокуратуры
1. Финансирование органов прокуратуры осуществляется за счет средств государственного бюджета Приднестровской Молдавской Республики.
2. Размеры ассигнований на содержание органов прокуратуры утверждаются Президиумом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. Смету расходов на содержание органов прокуратуры утверждает Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и в пределах выделенных ассигнований он вправе вносить в нее изменения.
3. Местные Советы народных депутатов, их исполнительные органы обеспечивают расположенные на их территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды.
4. Транспортными и материально-техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются за счет государственного бюджета Приднестровской Молдавской Республики в централизованном порядке, определяемом Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 51. Печать органов прокуратуры
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ей прокуратуры являются юридическими лицами и имеют свою печать с изображением Государственного герба Приднестровской Молдавской Республики и своим наименованием на русском, молдавском и украинском языках.
Статья 52. Разъяснение некоторых наименований
Содержащиеся в настоящем Законе наименования имеют следующее значение:
"Прокурор" в статье 5, пунктах 2,3,4 статьи 6; пунктах 1,3,4 статьи 7; статьях 12,20,28,33,34,35,36,37, пунктах 1,5,7 статьи 44; пунктах 163 статьи 45; пункте 3 статьи 46; пунктах 1,3 статьи 47; пункте 8 статьи 48 настоящего Закона - Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, его заместители, все нижестоящие прокуроры и их заместители, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
"Прокурорские работники" - работники прокуратуры, имеющие классные чины.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
15 октября 1992 г.