РАСП ПРМР 5 октября 2017 № 866р САЗ 17-43  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьями 19, 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49), в порядке законодательной инициативы:

 

1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного проекта закона в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики Коваля Е.М., начальника Управления землепользования Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики Лесецкую Т.В.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

5 октября 2017 г.

№ 866р

 

Пояснительная записка

к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Приднестровской Республики»

 

а) Настоящий проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Приднестровской Республики» (далее – законопроект) разработан с целью законодательного закрепления для граждан и юридических лиц Приднестровской Молдавской Республики возможности выбора исполнителя геодезических и картографических изысканий, необходимых для формирования земельных участков, а также по своей инициативе проводить данные работы за счет собственных средств. Также настоящим законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики (далее - Земельный кодекс) положениями, согласно которым землеустроительные работы, выполняемые организациями, имеющими соответствующие лицензии на договорной основе должны проводиться под контролем органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы регулирования земельных отношений, а также геодезической и картографической деятельности.

В соответствии с действующей редакцией статьей 55, 164 и 171 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики формирование земельных участков, включая комплекс землеустроительных работ и составление плана земельного участка, проводится землеустроительными службами органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики за счет средств республиканского и местных бюджетов, за исключением случаев, когда землеустроительные работы проводятся в отношении земельных участков, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Изменения в Земельный кодекс, в соответствии с которыми обязанность по проведению землеустроительных работ при оформлении прав пользования (владения) земельными участками была возложена исключительно на землеустроительные службы органов государственной власти, были внесены Законом Приднестровской Молдавской Республики от 9 июля 2012 года № 132-ЗИ-V «О внесении изменений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-29). Указанным законом в Земельный кодекс были также внесены изменения в части порядка финансирования землеустроительных работ, в соответствии с которыми данные работы должны финансироваться из средств республиканского и местных бюджетов. До внесения указанных изменений подготовка планов (чертежей) земельных участков согласно статье 55 Земельного кодекса проводилась на основе договорных отношений между заказчиками и специализированными организациями за счет заказчика. Другие землеустроительные работы, а также формирование земельных участков надлежало производить при участии уполномоченных органов государственной власти.

Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики все землеустроительные работы, связанные с формированием земельных участков и предоставлением их в пользование (владение), должны были производиться силами и за счет средств органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Земельного кодекса формирование земельного участка включает в себя также картографические и технические работы, проводимые в ходе разработки землеустроительных проектов и составлении планово-картографических материалов. Согласно подпункту в) пункта 2 статьи 161 Земельного кодекса планы земельных участков изготовляются по результатам полевых геодезических измерений с привязкой к геодезической сети в соответствии с техническими требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.

Для проведения геодезических и картографических изысканий исполнителю работ необходимо обладать специальными познаниями в данной области, геодезическим оборудованием, соответствующей оргтехникой, а также транспортом.

По целому ряду объективных причин органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики не имеют возможности реализовывать возложенные на них функции в области землеустройства, ввиду отсутствия, как специалистов соответствующей квалификации, так и материально-технической базы.

При этом требования, предъявляемые к процессу формирования земельных участков и составлению их планов закреплены действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и должны соблюдаться в целях индивидуализации земельных участков как объектов права, установления достоверных размеров, конфигурации и границ земельных участков, привязки координат местоположения земельных участков к существующей государственной геодезической сети, согласования границ участков со смежными землепользователями и внесения достоверных сведений в государственный земельный кадастр Приднестровской Молдавской Республики.

В настоящее время действует Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 20 мая 2013 года № 265рп «Об упрощении процедуры формирования земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения» (САЗ 13-20) с изменениями и дополнением, внесенными распоряжениями Президента Приднестровской Молдавской Республики от 6 августа 2013 года № 409рп (САЗ 13-31); от 15 августа 2016 года № 310рп (САЗ 16-33). Согласно части первой пункта 1 указанного распоряжения при подготовке документов необходимых для государственной регистрации прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятых пашней, многолетними насаждениями, а также объектами недвижимости оросительных систем, по которым нет споров с соседними пользователями, вместо плана земельного участка прилагать чертеж границ земельного участка без привязки к государственной системе координат.

Следует отметить, что упрощенная процедура формирования земельных участков не обеспечивает достоверность сведений, вносимых в государственный земельный кадастр. В частности, размеры земельных участков, в том числе площадь, в большинстве случаев не соответствует действительности. Кроме того, в связи с тем, что формирование земельных участков по упрощенной процедуре производится камерально, на местности границы земельных участков не устанавливаются.

Учитывая важность определения точных размеров земельных участков, а также установления границ на местности и их согласование со смежными землепользователями, многие землепользователи готовы проводить геодезические и картографические работы на договорной основе с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, за счет собственных средств, однако законодательно такая возможность не установлена.

Законопроектом также предусматривается внесение изменения в статью 176 Земельного кодекса, в соответствии с которыми устанавливаются требования к сдачи землеустроительных работ заказчику, а именно необходимость прохождения землеустроительной документации до ее сдачи заказчику проверки в органе государственной власти в ведении которого находятся вопросы регулирования земельных отношений, а также геодезической и картографической деятельности. Также устанавливается, что землеустроительные работы считаются завершенными после принятия их уполномоченными органами государственной власти.

Необходимость внесения указанных дополнений обусловлена тем, что зачастую исполнители геодезических и картографических работ по договору с заказчиками руководствуются общим правилом договора подряда о приемке работ заказчиком.

При этом, согласно пункту 2 статьи 750 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, если законом или в порядке, им предусмотренном, установлены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования. Требования к геодезическим и картографическим работам установлены рядом подзаконных нормативных актов Приднестровской Молдавской Республики. При этом, учитывая отсутствие, в большинстве случаев, у заказчика работ специальных познаний в области геодезии и картографии, он не в состоянии оценить качество выполненных исполнителем работ.

В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 176 Земельного кодекса в действующей редакции заказчик осуществляет контроль за ходом и качеством проведения землеустроительных работ, при необходимости может проводить их экспертизу. Однако на практике заказчик по указанной выше причине не в состоянии проверить качество выполняемых землеустроительных работ. При этом, ввиду отсутствия законодательного закрепления данного требования к приемке землеустроительных работ, исполнители зачастую, в нарушение норм пункта 10 статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 5 октября 2010 года № 186-З-IV «О геодезии и картографии» (САЗ 10-40) не направляют в уполномоченный орган государственной власти технические отчеты о выполненных геодезических и картографических работах.

В целях законодательного регулирования порядка сдачи-приемки результатов геодезических и картографических работ настоящим законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 176 Земельного кодекса частью второй и третьей, в соответствии с которыми землеустроительная документация должна направляться на проверку в орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы регулирования земельных отношений, геодезической и картографической деятельности до сдачи работ заказчику. Также устанавливается, что землеустроительные работы считаются завершенными после принятия их уполномоченным органом государственной власти;

б) в данной сфере правового регулирования действуют следующие нормативные правовые акты:

1) Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики;

2) Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 20 мая 2013 года № 265рп «Об упрощении процедуры формирования земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения» (САЗ 13-20) с изменениями и дополнением, внесенными распоряжениями Президента Приднестровской Молдавской Республики от 6 августа 2013 года № 409рп (САЗ 13-31); от 15 августа 2016 года № 310рп (САЗ 16-33);

в) принятие данного законопроекта не потребует принятия иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики;

г) реализация данного законопроекта Приднестровской Молдавской Республики не потребует дополнительных материальных и иных затрат;

д) для вступления в силу данного законопроекта не требуется принятия отдельного законодательного акта.

 

Министр

сельского хозяйства и природных ресурсов

Приднестровской Молдавской Республики                                                                    Е. Коваль

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 5 октября 2017 года № 866р

 

Проект

 

Закон

Приднестровской Молдавской Республики

 

О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики

 

Статья 1. Внести в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 159-З-III (САЗ 02-29,2) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 3 января 2003 года № 221-ЗИД-III (САЗ 03-1); от 27 февраля 2003 года № 248-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 21 апреля 2003 года № 266-ЗИД-III (САЗ 03-17); от 25 мая 2004 года № 419-ЗИД-III (САЗ 04-22); от 27 июля 2007 года № 265-ЗИ-IV (САЗ 07-31); от 24 ноября 2008 года № 594-ЗИ-IV (САЗ 08-47); от 9 января 2009 года № 635-ЗИД-IV (САЗ 09-2); от 16 января 2009 года № 650-ЗИД-IV (САЗ 09-3); включая от 23 апреля 2009 года № 735-ЗИД-IV (САЗ 09-17) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 9 октября 2009 года № 881-ЗИ-IV (САЗ 09-41), от 9 октября 2009 года № 882-ЗИ-IV (САЗ 09-41), от 12 марта 2010 года № 38-ЗИ-IV (САЗ 10-10), а также от 4 октября 2010 года № 185-ЗИ-IV (САЗ 10-40); от 26 мая 2011 года № 74-ЗИ-V (САЗ 11-21); от 29 сентября 2011 года № 155-ЗД-V (САЗ 11-39); от 9 июля 2012 года № 132-ЗИ-V (САЗ 12-29); от 4 июля 2014 года № 130-ЗИ-V (САЗ 14-27); от 25 июля 2014 года № 145-ЗИД-V (САЗ 14-30); от 31 октября 2014 года № 161-ЗИ-V (САЗ 14-44); от 30 декабря 2014 года № 227-ЗИ-V (САЗ 15-1); от 13 февраля 2015 года № 36-ЗИД-V (САЗ 15-7); от 5 апреля 2016 года № 77-ЗИД-VI (САЗ 16-14); включая от 10 мая 2016 года № 120-З-VI (САЗ 16-19) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 15 ноября 2016 года № 246-ЗИ-VI (САЗ 16-46), от 30 декабря 2016 года № 320-ЗИД-VI (САЗ 17-1), от 14 июня 2017 года № 130-ЗИД-VI (САЗ 17-25), а также от 25 июля 2016 года № 180-ЗД-VI (САЗ 16-30); от 11 августа 2016 года № 206-ЗД-VI (САЗ 16-32); от 11 августа 2016 года № 207-ЗИД-VI (САЗ 16-32); от 29 декабря 2016 года № 315-ЗИ-VI (САЗ 17-1); от 30 января 2017 года № 21-ЗИ-VI (САЗ 17-6); от 10 марта 2017 года № 54-ЗИ-VI (САЗ 17-11); от 25 апреля 2017 года № 86-ЗИД-VI (САЗ 17-18); от 29 мая 2017 года № 116-ЗИ-VI (САЗ 17-23); от 19 июля 2017 года № 219-ЗИ-VI (САЗ 17-30), следующие изменения и дополнения:

 

1. Пункт 2 статьи 55 после слов «к компетенции которых отнесены вопросы землеустройства» дополнить через запятую словами «а также организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ по заказу заинтересованных лиц в сроки, устанавливаемые соглашением сторон».

2. Пункт 3 статьи 55 после слов «государственными землеустроительными службами» через запятую дополнить словами «а также организациями,».

3. Пункт 2 статьи 164 после слов «к ведению которых отнесены вопросы землеустройства» через запятую дополнить словами «а также организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение геодезических и картографических работ в части лицензионных видов деятельности».

4. Пункт 2 статьи 171 после слов «специализированных организаций и лиц» через запятую дополнить словами «а также организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ по заказу заинтересованных лиц».

5. Пункт 4 статьи 171 изложить в следующей редакции:

«4. Землеустроительные работы проводятся за счет средств землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в случае проведения данных работ на земельном участке, по их инициативе».

6. Пункт 2 статьи 176 изложить в следующей редакции:

«2. Заказчик заключает договор (контракт) с разработчиком землеустроительной документации, которым определяются сроки и порядок выполнения проектно-изыскательских работ по землеустройству, обязанности и ответственность сторон, договорная цена и порядок расчетов, порядок сдачи и приемки работ, прочие условия и юридические адреса сторон.

До сдачи работ заказчику землеустроительная документация направляется на проверку в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы регулирования земельных отношений, геодезической и картографической деятельности.

Землеустроительные работы считаются завершенными после принятия их уполномоченным органом государственной власти.

Заказчик вправе осуществлять контроль за ходом и качеством проведения землеустроительных работ, при необходимости может проводить их экспертизу».

 

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.