РАСП ПРМР 15 июня 2017 № 518р САЗ 17-25  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на основании Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с изменением и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49):

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (папка № 494 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Гузуном В.М., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Молоканову И.И., начальника Службы государственного надзора Приднестровской Молдавской Республики Ильяшенко Н.А., заместителя министра – директора Государственной налоговой службы Министерства финансов Приднестровской Молдавской Республики Соколову Н.И.

 

Исполняющий обязанности Председателя Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Слинченко

 

г. Тирасполь

15 июня 2017 г.

№ 518р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 15 июня 2017 года № 518р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (папка № 494 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Гузуном В.М., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний.

 

1. По тексту Закона Приднестровской Молдавской Республики от 1 августа 2002 года № 174-З-III «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (САЗ 02-31) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 7 июля 2003 года № 307-ЗД-III (САЗ 03-28), от 31 марта 2005 года № 553-ЗИД-III (САЗ 05-14), от 3 апреля 2006 года № 18-ЗИД-IV (САЗ 06-15), от 19 июня 2006 года № 46-ЗИД-IV (САЗ 06-26), от 27 сентября 2006 года № 80-ЗИ-IV (САЗ 06-40), от 5 ноября 2008 года № 583-ЗД-IV (САЗ 08-44), от 18 сентября 2009 года № 858-ЗД-IV (САЗ 09-38), от 3 июня 2010 года № 91-ЗИД-IV (САЗ 10-22), от 24 ноября 2010 года № 233-ЗД-IV (САЗ 10-47), от 24 ноября 2011 года № 215-ЗИ-V (САЗ 11-47), от 24 декабря 2012 года № 247-ЗИ-V (САЗ 12-53), от 8 апреля 2013 года № 87-ЗИ-V (САЗ 13-14), от 5 апреля 2016 года № 91-ЗИ-VI (САЗ 16-14), от 25 мая 2016 года № 141-ЗИ-VI (САЗ 16-21), от 28 декабря 2016 года № 309-ЗД-VI (САЗ 17-1), применяются различные понятия: «мероприятие по контролю», «контрольное мероприятие», «проверка» в соответствующем числе и падеже.

В представленном законопроекте применяется термин «контрольное мероприятие».

Вместе с тем в статье 2 вышеуказанного законодательного акта закреплен понятийный аппарат данного Закона, в котором дано определение понятию «мероприятие по контролю».

В связи с этим для обеспечения единства терминологии полагаем целесообразным в подпункте «в» пункта 1 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 1 августа 2002 года № 174-З-III «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (САЗ 02-31) после слов «под мероприятием по контролю» дополнить словами «(контрольным мероприятием, проверкой)».

 

2. Проект закона направлен на защиту прав хозяйствующих субъектов при взаимодействии с органами государственного контроля (надзора) и уточнение механизма проведения мероприятий по контролю (надзору).

Представленным проектом закона предлагается установить продолжительность проведения внеплановых контрольных мероприятий не более 10 (десяти) рабочих дней, с возможностью продления внепланового контрольного мероприятия при наличии мотивированных оснований не более чем на 5 (пять) рабочих дней (пункт 2 статьи 1 законопроекта).

Согласно обоснованию к проекту закона необходимость внесения указанных изменений обоснована тем, что внеочередные контрольные мероприятия имеют более узкую направленность, а количество времени, необходимое на проведение плановых мероприятий по контролю (надзору), в связи с комплексным характером проведения таких мероприятий, значительно превышает количество времени, необходимое на проведение внеочередных контрольных мероприятий. Кроме того, как указано автором законодательной инициативы в обосновании к проекту закона, установление указанных сроков проведения внеплановых мероприятий по контролю (надзору) преследует цель сокращения уровня необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и, как следствие, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В данной связи следует подчеркнуть, что помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами предпринимательства, нормы Закона Приднестровской Молдавской Республики от 1 августа 2002 года № 174-З-III «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (САЗ 02-31) (далее − Закон «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)») направлены также на защиту прав и законных интересов физических лиц при проведении государственного контроля (надзора).

Кроме того, в соответствии с подпунктом «е» статьи 4 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является непрерывность и оперативность проведения контрольного мероприятия, то есть полное и максимально быстрое осуществление его в течение, в том числе и установленных ныне действующей редакцией Закона, сроков без необоснованных продолжительных перерывов.

Также следует отметить, что в качестве одной из целей разработки проекта закона является сокращение уровня имеющего место в настоящее время, по мнению автора законодательной инициативы, необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность в ходе проведения мероприятий по контролю (надзору), однако чем подтверждается и в чем выражается необоснованность административного вмешательства автором в обосновании не указано.

Вместе с тем в обосновании к законопроекту никоим образом не отражена необходимость защиты прав и законных интересов лиц (юридических, физических, в том числе индивидуальных предпринимателей), чьи права и законные интересы были нарушены и для восстановления которых необходимо проведение мероприятий по контролю (надзору).

В свою очередь, в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 1 статьи 2 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» основной целью осуществления государственного надзора является пресечение противоправной или иной наносящей ущерб общественным интересам или иным лицам деятельности, устранения и возмещения ущерба от последствий выявленных фактов осуществления юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, противоправной деятельности, наносящей ущерб юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, на территории Приднестровской Молдавской Республики, или общественным интересам.

В данной связи при рассмотрении вопроса об установлении предлагаемых проектом закона сроков проведения (продления) внеплановых контрольных мероприятий, следует учитывать не только необходимость защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, но и необходимость полноценной защиты прав лиц, чьи права нарушены субъектами предпринимательства, и для пресечения и восстановления которых необходимо проведение мероприятий по контролю (надзору).

В частности, следует отметить, что лицам, осуществляющим проведение мероприятия по контролю (надзору), в период его проведения необходимо осуществить ряд действий:

а) представить приказ о проведении мероприятия по контролю (надзору) либо его заверенную копию подконтрольному лицу перед непосредственным проведением данного мероприятия (в случае невозможности ознакомления с приказом о проведении мероприятия по контролю (надзору), заверенную копию приказа направить подконтрольному лицу по почте с уведомлением).

В силу требований пункта 2 статьи 7, статьи 14 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» о необходимости представления подлинника документа либо его заверенной копии подконтрольному лицу, представления подконтрольному лицу до начала проведения контрольных мероприятий информации об основаниях для проведения мероприятия по контролю, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, до исполнения указанной обязанности приступить к проведению мероприятия по контролю (надзору) не представляется возможным;

б) провести проверку соблюдения требований действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики, в том числе с выходом на место расположения (место осуществления деятельности, место проживания, прописки) проверяемого субъекта;

в) при необходимости запросить необходимую информацию у подконтрольного лица в письменной форме;

г) при необходимости направить запросы о представлении необходимой информации в исполнительные органы государственной власти;

д) при необходимости направить образцы продукции для проведения экспертизы;

е) по истечении времени, необходимого для подготовки и направления запрашиваемой информации, получить запрошенную информацию, результаты экспертизы, проанализировать их, сделать выводы о наличии или отсутствии нарушений действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Как правило, объективная необходимость в направлении запросов о представлении информации возникает при проведении мероприятий по контролю (надзору) в отношении физических лиц, когда необходимо установить собственника, пользователя недвижимости, место его прописки, а в некоторых случаях и место его проживания (нахождения).

Без получения необходимой информации невозможно сформировать выводы проведенного мероприятия по контролю (надзору) и оформить его результаты. Также следует отметить, что необходимость в получении определенной информации может быть неочевидна в начале мероприятия по контролю (надзору), а проявиться в результате анализа информации уже в рамках проведения мероприятия по контролю (надзору) или ближе к окончанию срока его проведения.

Следует также отметить, что подпунктом «а» части первой пункта 6 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» предусмотрено, что внеочередные контрольные мероприятия могут проводиться на основании письменных заявлений юридических и физических лиц, о нарушении юридическим лицом, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, их прав и законных интересов.

При этом статьей 9-1 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 декабря 2003 года № 367-З-III «Об обращениях граждан» (САЗ 03-50) (далее – Закон «Об обращениях граждан») установлено, что ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя.

Невозможность надлежащего формирования выводов мероприятия по контролю (надзору), оформления его результатов создаст значительные препятствия для полного и всестороннего рассмотрения обращений граждан, так и направления им обоснованного и мотивированного ответа.

С учетом вышеизложенного сроки, которые предлагается установить проектом закона, не обоснованы с точки зрения обеспечения полного и всестороннего проведения мероприятия по контролю (надзору), а также требований Закона «Об обращениях граждан».

В данной связи считаем целесообразным части вторую и третью пункта 1 статьи 7 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в редакции пункта 2 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«Продолжительность внепланового контрольного мероприятия не должна превышать 15 (пятнадцати) рабочих дней.

В исключительных случаях при наличии мотивированного основания руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения планового мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 1 (один) месяц, внепланового – не более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней. Мотивированными основаниями для продления срока проведения контрольного мероприятия являются:

а) проведение проверок организаций, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период составляет более 100 человек и имеются обособленные структурные подразделения;

б) непредставление, несвоевременное представление либо отсутствие документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия;

в) необходимость направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о проверяемой организации, органы государственной власти либо вышестоящий орган государственного контроля (надзора);

г) необходимость истребования у подконтрольного лица дополнительной информации или документов;

д) необходимость проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз (анализов);

е) невозможность замещения должностного лица проверяемой организации при его временном отсутствии либо временное отсутствие физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

ж) отсутствие должностных лиц, осуществляющих контрольное мероприятие, в связи с временной нетрудоспособностью».

 

3. Пунктом 3 статьи 1 проекта закона предлагается дополнить пункт 2 статьи 7 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» положениями, согласно которым внеплановые контрольные мероприятия, которые проводятся по основаниям, указанным в пунктах 5, 6 статьи 8 настоящего Закона, проводятся исключительно по предмету и в объеме, не превышающем конкретно оговоренного нарушения, письменного заявления, публикации, решения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» внеочередные мероприятия по контролю могут проводиться в случае обнаружения нарушений юридическим лицом, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, обязательных требований нормативных правовых актов, которые повлекли причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу, а также неисполнение обязательных требований, установленных законами Приднестровской Молдавской Республики. В случае мотивированных запросов контрольных (надзорных) органов иностранных государств могут проводиться внеочередные контрольные мероприятия по предмету таких запросов и в объеме, не превышающем конкретно оговоренного в запросе, с обязательным представлением таких запросов контролируемому объекту.

Таким образом, фактически пункт 5 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» содержит два различных основания проведения внеочередных мероприятий по контролю (надзору), которые условно можно обозначить как «обнаружение нарушений» и «мотивированные запросы контрольных (надзорных) органов иностранных государств».

Из указанной выше нормы следует, что для проведения внеочередного мероприятия по контролю (надзору) в связи с «обнаружением нарушений» необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:

а) обнаружение нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, то есть факт нарушения должен быть установлен;

б) нарушение должно повлечь определенные последствия (причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу) либо неисполнение обязательных требований, установленных законами Приднестровской Молдавской Республики.

При этом Закон «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в данном случае не оговаривает предмет и объем мероприятия по контролю (надзору), что позволяет проводить мероприятия по контролю (надзору) не только по уже выявленному нарушению, но и при необходимости охватить всю сферу деятельности, в которой выявлено нарушение, а также смежные сферы деятельности юридических и физических лиц.

Наиболее ярким примером, когда может потребоваться проведение мероприятия по контролю (надзору) по данному основанию, является выявление нарушений законодательства Приднестровской Молдавской Республики в ходе проведения расследования несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, которое проводится на основании статьи 226 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, а также Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 20 декабря 2013 года № 310 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (САЗ 13-50).

В данном случае выявляются нарушения в сфере охраны труда, которые уже повлекли причинение вреда жизни или здоровью конкретного физического лица. Наличие данных нарушений позволяет предположить, что в отношении других физических лиц также могут не соблюдаться обязательные требования законодательства в сфере охраны труда.

Однако в случае принятия проекта закона в представленной редакции возможность проведения мероприятия по контролю (надзору) на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны труда в отношении других физических лиц, задействованных в процессе производства, будет исключена. Также будет исключена возможность проведения мероприятия по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности либо за безопасным ведением работ, связанных с использованием, выработкой, распределением, передачей электрической и тепловой энергии, эксплуатацией объектов энергетики, электроустановок, теплопотребляющих установок, энергопередающих сетей, в зависимости от категории объекта, на котором произошел несчастный случай. Вместе с тем в рамках данного мероприятия по контролю (надзору) могут быть выявлены нарушения, устранение которых приведет к предотвращению возможных несчастных случаев на производстве и обеспечению гарантированного статьей 35 Конституции Приднестровской Молдавской Республики права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

С учетом серьезности последствий нарушений, обозначенных в пункте 5 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу), следует отметить, что в данном пункте содержится действенный механизм не только для пресечения уже выявленных нарушений, но и для выявления и пресечения иных нарушений в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде и имуществу.

Кроме того, следует отметить, что в настоящее время законность проведения мероприятий по контролю (надзору) на основании пункта 5 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» обеспечивается органами прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики в порядке, установленном положениями статьи 7-1 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)».

Согласно пунктам 6, 7 статьи 7-1 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», в случае выявления обстоятельств, препятствующих проведению внеочередного контрольного мероприятия, либо нарушений законодательства, прокурором или его заместителем не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем поступления уведомления, выносится мотивированное постановление:

а) с требованием об устранении обстоятельств, препятствующих проведению внеочередного контрольного мероприятия;

б) о невозможности проведения внеочередного контрольного мероприятия в связи с отсутствием оснований для его проведения в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Основаниями для вынесения прокурором или его заместителем постановления являются:

а) отсутствие оснований для проведения внеочередного контрольного мероприятия, перечисленных в статье 8 настоящего Закона;

б) наличие противоречащих законам или иным нормативным правовым актам Приднестровской Молдавской Республики оснований для проведения внеочередных контрольных мероприятий;

в) несоблюдение требований, установленных настоящим Законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольных мероприятий;

г) несоответствие предмета внеочередного контрольного мероприятия полномочиям органа государственного контроля (надзора);

д) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора).

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели в достаточной мере защищены от незаконного и необоснованного проведения мероприятий по контролю (надзору) на основании пункта 5 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», в то время как права лиц, жизни, здоровью, имуществу которых потенциально может быть причинен вред, требуют защиты.

С учетом обозначенного выше, поскольку в отношении проведения мероприятий по контролю (надзору), проводимых в связи с поступлением мотивированных запросов контрольных (надзорных) органов иностранных государств, уже установлено, что внеочередные контрольные мероприятия проводятся по предмету таких запросов и в объеме, не превышающем конкретно оговоренного в запросе, полагаем целесообразным часть третью пункта 2 статьи 7 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в редакции пункта 3 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«Внеплановые контрольные мероприятия, которые проводятся по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, проводятся исключительно по предмету и в объеме, не превышающем сведений, указанных в конкретном письменном заявлении, публикации, решении».

 

4. Пунктом 3 статьи 1 проекта закона также предусматривается введение нормы, согласно которой при проведении внеплановых контрольных мероприятий по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, подконтрольному лицу также представляется копия письменного заявления, в соответствии с требованиями законодательства в области персональных данных, публикации, решения Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, послужившего основанием проведения внеплановых контрольных мероприятий.

Как предусмотрено подпунктом «а» части первой пункта 6 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», внеочередные контрольные мероприятия могут проводиться на основании письменных заявлений юридических и физических лиц о нарушении юридическим лицом, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, их прав и законных интересов.

В соответствии с подпунктом «в» части первой статьи 3 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 16 апреля 2010 года № 53-З-IV «О персональных данных» (САЗ 10-15) (далее – Закон «О персональных данных») обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемые с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, представление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 6 Закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случаях, когда их обработка осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В подпунктах «б»-«л» пункта 1 статьи 6 Закона «О персональных данных» перечислены случаи, когда обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных. Одним из этих случаев согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О персональных данных» является осуществление обработки персональных данных на основании закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

В свою очередь, подпунктом «а» части первой статьи 3 Закона «О персональных данных» определено, что персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, к персональным данным относятся, как минимум, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона физического лица. При этом именно данная информация должна содержаться в письменных обращениях граждан согласно пункту 1 статьи 7 Закона «Об обращениях граждан».

Устанавливая, что при проведении внеплановых контрольных мероприятий по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, подконтрольному лицу представляется копия письменного заявления в соответствии с требованиями законодательства в области персональных данных, проект закона предполагает введение, с одной стороны, безусловной обязанности органа представить копию заявления подконтрольному лицу, а с другой стороны − его обязанность получить согласие субъекта персональных данных на обработку (в том числе предоставление, доступ) его персональных данных согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 6 Закона «О персональных данных».

При этом пунктом 1 статьи 9 Закона «О персональных данных» установлено, что субъект персональных данных принимает решение о представлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его законным представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено настоящим Законом.

Таким образом, субъект персональных данных может отказаться предоставить свое согласие на обработку персональных данных, что повлечет невозможность представления копии его заявления подконтрольному лицу.

В связи с этим, в случае принятия проекта закона в представленной редакции усматривается потенциальная возможность конфликта норм Закона «О персональных данных» и Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», который повлечет невозможность исполнения требований последнего.

Вместе с тем следует отметить, что согласно статье 14 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» орган государственного контроля (надзора) обязан представить юридическому лицу, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, информацию об основаниях для проведения мероприятия по контролю, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Указанная информация должна быть доведена до сведения юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, до начала проведения мероприятий по контролю.

Представляется, что в рамках реализации права на получение информации, установленного статьей 14 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», подконтрольное лицо вправе убедиться в наличии обращения, послужившего основанием для проведения мероприятия по контролю (надзору), и ознакомиться с его содержанием. При этом отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не должно оказывать влияние на возможность реализации подконтрольным лицом права на получение информации, поскольку именно в отношении подконтрольного лица могут быть применены меры административного воздействия, а применение данных мер в отсутствие законных оснований является недопустимым.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона «Об обращениях граждан» по просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы. Таким образом, вышеуказанные сведения не подлежат разглашению в случае наличия об этом просьбы обратившегося гражданина.

С учетом изложенного в проекте закона должна быть предусмотрена возможность вручения подконтрольному лицу не только копии заявления, на основании которого в отношении него проводится мероприятие по контролю (надзору), но и копии только содержательной части заявления в случае, если лицо просило не разглашать сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

В данной связи часть четвертую пункта 2 статьи 7 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в редакции пункта 3 статьи 1 проекта закона необходимо изложить в следующей редакции:

«Документ о проведении контрольного мероприятия удостоверяется печатью органа государственного контроля (надзора). Подлинник документа либо его заверенная копия представляется подконтрольному лицу.

При проведении внеплановых контрольных мероприятий по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, орган государственного контроля (надзора) также представляет подконтрольному лицу копию публикации, решения Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, письменного заявления юридического или физического лица, послужившего основанием проведения внеплановых контрольных мероприятий. Согласия юридического или физического лица на представление копии его заявления подконтрольному лицу не требуется.

В случае если обращение физического лица в соответствии с требованиями законодательного акта об обращениях граждан содержит просьбу о неразглашении сведений о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы, подконтрольному лицу представляется копия обращения физического лица со скрытой информацией об обратившемся физическом лице. В таком случае орган государственного контроля (надзора) вправе скрыть в тексте обращения физического лица также информацию, указывающую на личность заявителя, или сведения, на основании которых можно установить личность заявителя.

К проведению контрольного мероприятия могут быть допущены только те лица, которые указаны в документе о проведении контрольного мероприятия, при наличии у них служебного удостоверения».

 

5. Пунктом 4 статьи 1 проекта закона предлагается расширить перечень случаев, в которых на проведение мероприятия по контролю (надзору) не распространяется правило о периодичности проведения контрольных мероприятий не более одного раза в 3 (три) года. Согласно представленному проекту к таким случаям относится проведение мероприятий по контролю (надзору) по основаниям, предусмотренным пунктами 2-6 статьи 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)».

Вместе с тем следует отметить, что со вступлением в силу Закона Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2016 года № 141-ЗИ-VI «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (САЗ 16-21) в подпункте «в» части второй пункта 3 статьи 11 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» была закреплена необходимость установления в представлениях для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики, срока устранения нарушений, а также проведения последующего контрольного мероприятия органом государственного контроля (надзора) по ранее выявленным нарушениям в срок не ранее 1 (одного) месяца.

Таким образом, основания для проведения мероприятий по контролю (надзору) содержатся не только в статье 8 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», но и в подпункте «в» части второй пункта 3 статьи 11 данного Закона. При этом на мероприятия по контролю (надзору), проводимые по данному основанию, также не должна распространяться периодичность проведения мероприятий по контролю (надзору), установленная частью первой пункта 1 статьи 8 «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)».

На основании изложенного считаем целесообразным пункт 4 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«4. В части первой пункта 1 статьи 8 Закона слова «за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 настоящей статьи» заменить словами «за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-6 настоящей статьи, подпунктом «в» части второй пункта 3 статьи 11 настоящего Закона».

 

6. Пунктом 6 статьи 1 проекта закона предлагается изменить редакцию пункта 2 статьи 10 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» установив норму, согласно которой один экземпляр акта вручается подконтрольному лицу или его представителю под расписку либо направляется по почте на следующий день, следующий за датой его составления, с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающегося в деле органа государственного контроля (надзора).

В данной связи следует отметить, что организация встречи с подконтрольным лицом для вручения ему акта, равно как и направление акта с уведомлением о вручении по почте требует определенных временных затрат.

При этом в связи с необходимостью экономии средств республиканского бюджета для органов государственного контроля (надзора) вручение акта подконтрольному лицу является предпочтительным. Для ряда подконтрольных лиц вручение акта также является предпочтительным в связи с возможностью оперативного получения акта и отсутствием необходимости дожидаться почтового отправления.

В то же время в практике деятельности органов государственного контроля (надзора) имеют место случаи, когда подконтрольное лицо, понимая и осознавая последствия получения акта, всячески уклоняется от его получения, не отвечает на телефонные звонки сотрудников органов государственного контроля (надзора), отказывается подписывать акт и иными способами препятствует вручению ему акта под роспись. В данном случае в связи с объективной невозможностью вручения акта подконтрольному лицу осуществляется направление акта по почте с уведомлением о вручении.

Данная система характеризуется последовательностью в действиях органа государственного контроля (надзора): в первую очередь предпринимаются меры для вручения акта, затем в случае невозможности его вручения под роспись подконтрольному лицу акт направляется по почте с уведомлением о вручении.

В свою очередь, предлагаемой проектом редакцией пункта 2 статьи 10 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» устанавливаются единые сроки для двух указанных действий (день, следующий за датой составления акта). Следует указать на то, что подобные сроки не позволяют организовать встречу с подконтрольным лицом, если удобное для него время будет на второй или третий день, следующий за днем составления акта. В то же время, если встреча будет назначена в сроки, предлагаемые настоящим проектом закона, но подконтрольное лицо на нее не явится либо откажется получить акт под роспись, времени на направление акта по почте может не остаться, в результате чего сроки будут нарушены.

Во избежание возникновения подобных ситуаций и в целях обеспечения возможности вручения актов подконтрольным лицам считаем целесообразным пункт 6 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«6. Пункт 2 статьи 10 Закона изложить в следующей редакции:

«2. Один экземпляр акта вручается подконтрольному лицу или его представителю под расписку в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня составления акта. В случае невозможности вручения акта под расписку подконтрольному лицу в указанный срок акт направляется по почте в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня составления акта с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающегося в деле органа государственного контроля (надзора)».

 

7. Подпунктом «в» части второй пункта 3 статьи 11 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в редакции пункта 7 статьи 1 проекта закона предлагается закрепить продолжительность мероприятия по контролю (надзору), проводимого по истечении срока устранения выявленных нарушений, установленного в выданном подконтрольному лицу представлении.

Следует отметить, что концепцией проекта закона предусматривается разделение мероприятий по контролю (надзору) на плановые, проводимые с периодичностью раз в 3 (три) года на основании плана, и внеплановые, проводимые по основаниям, установленным различными положениями Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» при их возникновении.

При этом срок проведения всех внеплановых мероприятий по контролю (надзору) независимо от оснований их проведения должен быть установлен пунктом 1 статьи 7 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в редакции пункта 2 статьи 1 проекта закона. Также данными нормами будет предусматриваться возможность продления срока проведения внепланового мероприятия по контролю (надзору) на определенный срок при наличии мотивированного основания и приостановления проведения мероприятия по контролю (надзору).

Ввиду этого, учитывая также и то, что в ни в данном подпункте, ни в статье 11 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» в целом вопросы приостановления и продления срока проведения мероприятий по контролю (надзору) не регулируются, дополнительно устанавливать срок проведения внепланового мероприятия по контролю (надзору) в подпункте «в» части второй пункта 3 статьи 11 Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» представляется излишним и нецелесообразным.

В данной связи пункт 7 статьи 1 проекта закона необходимо исключить.

 

8. Статьей 2 проекта закона предусматривается, что настоящий Закон должен вступить в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Вместе с тем необходимо отметить, что на момент вступления в силу указанного проекта закона исполнительными органами государственной власти будет осуществляться деятельность по проведению мероприятий по контролю (надзору), инициированных на основании ранее действующих норм. В случаях если в решениях о проведении мероприятий по контролю (надзору) будет установлен более длительный срок проведения мероприятия по контролю (надзору), чем установлен настоящим проектом закона, если на момент вступления в силу Закона мероприятие по контролю (надзору) будет завершено, но акт не составлен либо акт составлен, но не вручен или не направлен, а также в ряде других случаев может возникнуть неопределенность в вопросе применения норм, предусмотренных настоящим проектом закона, к уже начатым ранее или фактически проведенным мероприятиям по контролю (надзору).

В целях четкой регламентации деятельности исполнительных органов государственной власти в связи с принятием представленного проекта закона представляется необходимым дополнить проект закона статьей 2 следующего содержания:

«Статья 2. Переходные положения

1. Внеочередные и внеплановые контрольные мероприятия, решения о проведении которых были приняты до вступления в силу настоящего Закона, проводятся в сроки, указанные в соответствующих решениях.

2. В случае если срок проведения внеочередного или внепланового контрольного мероприятия был продлен до вступления в силу настоящего Закона, внеочередное или внеплановое контрольное мероприятие проводится в сроки, установленные с учетом продления.

3. При необходимости продления срока проведения внеочередных и внеплановых контрольных мероприятий, решения о проведении которых были приняты до вступления в силу настоящего Закона, продление срока проведения контрольного мероприятия осуществляется на срок, предусмотренный настоящим Законом для внепланового контрольного мероприятия.

4. В случае если внеочередное или внеплановое контрольное мероприятие, решение о проведении которого было принято до вступления в силу настоящего Закона, завершено после вступления в силу настоящего Закона, акт составляется и вручается (направляется) подконтрольному лицу в сроки, предусмотренные настоящим Законом для внепланового контрольного мероприятия.

В случае если внеочередное или внеплановое контрольное мероприятие, решение о проведении которого было принято до вступления в силу настоящего Закона, завершено до вступления в силу настоящего Закона, однако акт не составлен и (или) не вручен (направлен), акт составляется и вручается (направляется) подконтрольному лицу в сроки, предусмотренные настоящим Законом для внепланового контрольного мероприятия со дня вступления в силу настоящего Закона.

5. Внеочередные и внеплановые контрольные мероприятия, решения о проведении которых были приняты до вступления в силу настоящего Закона, при необходимости продления срока, приостановления, возобновления контрольного мероприятия, оформления результатов контрольного мероприятия, принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия, именуются соответственно внеочередными и внеплановыми. Изменение наименования указанных мероприятий в связи с принятием настоящего Закона не требуется. К данным мероприятиям применяются нормы, установленные Законом Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» с особенностями, установленными настоящей статьей».

Соответственно, статью 2 проекта закона необходимо считать статьей 3.

 

9. Сравнительную таблицу к законопроекту необходимо привести в соответствие с содержанием законопроекта и действующей редакцией Закона Приднестровской Молдавской Республики от 1 августа 2002 года № 174-З-III «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (САЗ 02-31).