ПРИК МРМР 19 октября 2015 № 1162 САЗ 16-3  
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 21 января 2016 г.

Регистрационный № 7346

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 4 февраля 2013 года № 37-З-V «О дополнительном образовании» (САЗ 13-5), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2012 года № 7 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-8) с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 11 декабря 2012 года № 133 (САЗ 12-52), от 20 февраля 2013 года № 31 (САЗ 13-7), от 6 августа 2013 года № 169 (САЗ 13-31), от 30 января 2014 года № 31 (САЗ 14-5), от 12 ноября 2014 года № 268 (САЗ 14-46), в целях определения механизма организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить и ввести в действие Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам согласно Приложению к настоящему Приказу.

 

2. Руководителям организаций дополнительного профессионального образования, организаций профессионального образования принять настоящий Приказ к руководству и исполнению.

 

3. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

4. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на и.о. заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики в области профессионального образования и науки И.Б. Левицкую.

 

5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

И.о. министра                                                                                                             Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

19 октября 2015 г.

№ 1162

 

Приложение к Приказу

Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 19 октября 2015 г. № 1162

 

Положение

о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам

 

1. Общие положения

 

1. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам (далее - Положение) устанавливает механизм организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Настоящее Положение является обязательным для государственных организаций дополнительного профессионального образования; организаций профессионального образования; организаций, деятельность которых связана с образованием (научные организации) (далее - организация) и примерным для негосударственных организаций.

2. Дополнительные профессиональные образовательные программы ориентированы на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и должностям и подразделяются на образовательные программы начального, среднего, высшего профессионального образования.

3. К освоению дополнительных профессиональных образовательных программ допускаются: лица, имеющие профессиональное (начальное, среднее и (или) высшее) образование, получающие профессиональное (начальное, среднее и (или) высшее) образование (далее - слушатели).

4. Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам может осуществляться за счет бюджетных, внебюджетных средств.

5. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки на основе договора об оказании образовательных услуг, заключаемого:

а) со слушателем, зачисляемым на обучение за счет бюджетных ассигнований;

б) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

При обучении слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации организация заключает договор об оказании образовательных услуг только с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

6. При поступлении на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональной переподготовки, связанным с определенными требованиями к состоянию здоровья обучающихся, граждане обязаны представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний, препятствующих обучению по указанным программам.

7. Порядок приема граждан на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам определяется учредителем организации и закрепляется в её Уставе.

8. Уровень образования слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные образовательные программы по профессиональной переподготовке, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

9. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

 

2. Требования к структуре дополнительной профессиональной образовательной программы

 

10. Содержание дополнительной профессиональной образовательной программы направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных или получаемых при освоении обучаемыми основных профессиональных образовательных программ соответствующего уровня образования.

11. Дополнительная профессиональная образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, если иное не установлено действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, с учетом потребностей физического и (или) юридического лица, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

12. Структура дополнительной профессиональной образовательной программы включает:

а) цель;

б) планируемые результаты обучения;

в) учебный план (Приложение № 1);

г) календарный учебный график;

д) рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (Приложение № 2);

е) требования к ресурсному обеспечению реализации программы;

ж) оценочные материалы и иные компоненты.

13. Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы определяет перечень, трудоемкость и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

14. В структуре программы повышения квалификации должны быть представлены характеристика и перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

15. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

а) характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций;

б) характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

16. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной образовательной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно:

а) предусматривать достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения;

б) учитывать требования соответствующих государственных образовательных стандартов начального, среднего и (или) высшего профессионального образования к результатам освоения образовательных программ, профессиональных стандартов, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики о государственной службе.

 

3. Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы

 

17. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной образовательной программы определяются образовательной программой. Срок освоения дополнительной профессиональной образовательной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый объем программы повышения квалификации - 16 часов, а объем освоения программы профессиональной переподготовки - 250 часов.

Курсы повышения квалификации считаются краткосрочными в том случае, если срок освоения программы составляет менее 72 часов.

18. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в форме стажировки:

а) полностью или частично - по программам повышения квалификации;

б) частично - по программам профессиональной переподготовки.

19. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

20. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных образовательных программ.

21. Сроки стажировки и её продолжительность определяются организацией самостоятельно и отражаются в договоре, заключаемом с руководителем организации, в которой будет проводиться стажировка.

22. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать:

а) самостоятельную работу с учебными изданиями;

б) приобретение профессиональных и организаторских навыков;

в) изучение организации и технологии производства, работ;

г) непосредственное участие в планировании работы организации;

д) работу с технической, нормативной и другой документацией;

е) выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

ж) участие в совещаниях, деловых встречах.

23. При реализации дополнительных профессиональных образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

24. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

25. Дополнительные профессиональные образовательные программы реализуются организацией образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

26. Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

27. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

28. При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки возможна переаттестация (перезачет) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным образовательным программам, порядок которой определяется организацией самостоятельно.

29. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией самостоятельно.

 

4. Проведение итоговой аттестации и завершение обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе

 

30. Слушателям, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы: диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о повышении квалификации.

По итогам освоения краткосрочных курсов повышения квалификации слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации, разработанное и изготовленное организацией самостоятельно.

31. Квалификация, указываемая в соответствующем документе, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

32. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, по их личному заявлению выдается справка об обучении или о периоде обучения по форме, самостоятельно установленной организацией.

33. Оценка качества реализации дополнительных профессиональных образовательных программ проводится в отношении:

а) соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

б) соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

в) способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

34. Оценка качества реализации дополнительных профессиональных образовательных программ проводится в следующих формах:

а) внутренний мониторинг качества образования;

б) внешняя независимая оценка качества образования (государственный или общественный контроль).

35. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных образовательных программ и их результатов.

36. Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных образовательных программ и результатов их реализации утверждаются организацией самостоятельно.

37. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования.

 

Приложение № 1 к Положению

о порядке организации и осуществлении

образовательной деятельности

по дополнительным профессиональным

образовательным программам

 

___________________________________________________________________________

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)

 

Согласовано                                                     Утверждаю

Руководитель                                                    Руководитель

организации-заказчика                                          организации

 

Учебный план

дополнительной профессиональной образовательной программы

 

____________________________________________________________________________

(повышения квалификации, профессиональной переподготовки (выбрать))

____________________________________________________________________________

(наименование программы)

Категория слушателей_______________________

Срок обучения_____________________________ (час., нед., мес.)_

Режим занятий_____________________________ (час. в день)

 

п/п

Наименование разделов, предметов, дисциплин (модулей)

Количество часов

Форма

контроля

всего

лекции

практические

занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к Положению

и порядку организации и осуществлении

образовательной деятельности

по дополнительным профессиональным

образовательным программам

 

____________________________________________________________________________

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)

 

Утверждаю

Руководитель

организации

 

Рабочая программа

предмета, курса, дисциплины (модуля)

 

____________________________________________________________________________

(наименование)

 

1. Паспорт рабочей программы

а) область применения программы

(является частью дополнительной профессиональной образовательной программы

____________________________________________________________________________ ,

(наименование программы)

может быть использована в программах повышения квалификации, профессиональной

переподготовки _____________________________________________________________.);

(наименование программ)

б) цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения предмета, курса, дисциплины (модуля);

в) количество часов, выделяемое учебным планом на освоение программы.

 

2. Тематический план и содержание предмета, курса, дисциплины (модуля)

____________________________________________________________________________

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

 

 

 

 

3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники: ________________________________________________________

Дополнительные источники: __________________________________________________

 

4. Контроль и оценка результатов освоения программы.