BAA
ОБ ОБОРОНЕ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
8 января 1992 г.
(СЗМР 92-1)
Приднестровская Молдавская Республика стремится к мирному сосуществованию всех государств, борется за мир и безопасность народов. В то же время поддерживает свою обороноспособность на уровне оборонной достаточности для защиты от агрессии.
Настоящий Закон устанавливает основы организации обороны Приднестровской Молдавской Республики и полномочия государственных органов по ее обеспечению, обязанности организаций, предприятий и учреждений, должностных лиц по укреплению обороноспособности Республики.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы обороны Приднестровской Молдавской Республики
Оборона Приднестровской Молдавской Республики включает в себя комплекс политических, экономических, военных, социальных и правовых мероприятий относительно обеспечения независимости, территориальной целостности, защиты интересов Республики и мирной жизни народа.
Целью обороны Приднестровской Молдавской Республики является создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и обеспечения вооруженного отпора в любое время и при любых обстоятельствах возможной агрессии против Приднестровья.
Оборона Приднестровской Молдавской Республики базируется на готовности ее Вооруженных Сил, экономики, населения, территории к обороне и строится в соответствии с военной доктриной. Военная доктрина Приднестровской Молдавской Республики исходит из принципа оборонной достаточности в строительстве Вооруженных Сил и основывается на том, что Приднестровская Молдавская Республика:
не признает войну как способ разрешения международных проблем;
не имеет территориальных притязаний ни к одному государству и не видит ни в одном народе образ врага;
стремится к нейтралитету, никогда первой не начнет боевых действий против другой страны, если не станет сама объектом агрессии;
не использует Вооруженные Силы в решении внутренних дел других государств.
Статья 2. Организация обороны
Приднестровской Молдавской Республики
Организация обороны Приднестровской Молдавской Республики включает:
осуществление соответствующих мероприятий по внешнеполитической деятельности по предотвращению агрессии;
охрану государственной границы;
подготовку, развитие, формирование структуры и обеспечение необходимой численности Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, поддержание их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне Республики;
выработку и проведение военно-технической политики и обеспечение Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики военной техникой и вооружением, продовольствием и другими материальными ресурсами в полном объеме;
мобилизационную подготовку экономики, государственных органов и систем управления в военное время;
подготовку населения и территории страны к обороне.
Статья 3. Законодательство об обороне
Приднестровской Молдавской Республики
Законодательство об обороне Приднестровской Молдавской Республики состоит из настоящего Закона, других законодательных и нормативных актов Президента, Верховного Совета и Правительства по обеспечению обороноспособности и строительству Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики.
II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ,
ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНЫ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 4. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики
Верховный Совет несет ответственность за оборону Приднестровской Молдавской Республики, формирование и проведение военной политики, законодательное регулирование в сфере обороны и военного строительства. Верховный Совет создает Совет обороны Приднестровской Молдавской Республики и утверждает:
военную доктрину и концепцию военного строительства;
объем бюджетных ассигнований на оборону, численный состав и общую структуру Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики;
основные направления сотрудничества Приднестровской Молдавской Республики с другими государствами в военной сфере;
Министра Обороны Приднестровской Молдавской Республики.
Начальника Управления обороны и безопасности Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 5. Президент Приднестровской Молдавской Республики
Президент Приднестровской Молдавской Республики возглавляет Совет Обороны, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Приднестровской Молдавской Республики и несет персональную ответственность за состояние Вооруженных Сил, безопасности и обороны Приднестровской Молдавской Республики.
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
представляет на утверждение Верховного Совета проекты военной доктрины, концепции военного строительства, государственной программы развития вооружения и военной техники, а также предложения относительно общей структуры Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, объема бюджетных ассигнований на оборону, финансирования указанной программы приоритета выполнения военных заказов, порядка принятия на вооружение военной техники, оружия и другого имущества;
координирует деятельность государственных органов в области обороны; ведет переговоры и подписывает соглашения по военным вопросам; утверждает план развития Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, мобилизационный план Вооруженных Приднестровской Молдавской Республики, стратегические планы их использования; утверждает тексты военной присяги и воинских уставов; принимает решение о призыве граждан Приднестровской Молдавской Республики на действительную военную службу и увольнении в запас военнослужащих , отслуживших установленный срок службы, а также о мобилизации военнообязанных в военное время;
объявляет общую и частичную мобилизацию, состояние войны, вводит военное положение;
принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам Приднестровской Молдавской Республики о введении боевых действий;
назначает и увольняет высшее командование Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, присваивает воинские звания высшего офицерского состава;
принимает решения по вопросам социальных и правовых гарантий военнослужащих, военнообязанных; лиц, находящихся в запасе и отставке, их семей, а также семей военнослужащих, которые погибли (умерли) , пропали без вести или попали в плен при исполнении служебных обязанностей.
Статья 6. Совет обороны Приднестровской Молдавской Республики
Совет обороны Приднестровской Молдавской Республики является высшим государственным органом руководства вопросами обороны и безопасности Приднестровской Молдавской Республики и создается с целью защиты независимости и суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Приднестровской Молдавской Республики, выработки стратегических вопросов политики в сфере обороны и государственной безопасности.
Совет обороны Приднестровской Молдавской Республики:
определяет объем материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества для потребностей обороны и Вооруженных Сил, численность граждан Приднестровской Молдавской Республики, которые подлежат призыву на действительную срочную военную службу, порядок прохождения ими военной службы и ведения учета военнообязанных и призывников;
определяет объем накопления материальных ресурсов мобилизационного резерва;
руководит мобилизационной подготовкой и мобилиционным развертыванием народного хозяйства, переводом его на режим работы в условиях военного положения, издает соответствующие акты по этим вопросам.
Статья 7. Управление обороны и безопасности
Приднестровской Молдавской Республики
Управление обороны и безопасности Приднестровской Молдавской Республики является органом государственного управления Вооруженными Силами Приднестровской Молдавской Республики и несет полную ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач обороны. Управление обороны и безопасности Приднестровской Молдавской Республики:
оценивает военно-политическую обстановку и определяет степень военной угрозы;
готовит военно-техническое обоснование политических решений Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики;
принимает участие в разработке военной доктрины и формировании военного бюджета Приднестровской Молдавской Республики;
разрабатывает и представляет на рассмотрение Президента Приднестровской Молдавской Республики проект государственной программы строительства и развития Вооруженных Сил, проект государственной программы развития вооружения и военной техники, предложения по ассигнованию на нужды обороны;
отчитывается перед Верховным Советом об использовании выделенных на оборону средств;
выдает государственный заказ на приобретение и ремонт военной техники и другого военного имущества;
устанавливает численность личного состава соединений и частей, обеспечивает, в пределах своих возможностей и полномочий, подготовку и расстановку военных кадров;
принимает участие в организации мобилизационной подготовки народного хозяйства Приднестровской Молдавской Республики и контроля за подготовкой предприятий, учреждений и организаций к выполнению определенных им мобилизационных задач;
осуществляет контроль за выполнением действующего законодательства по вопросам подготовки граждан к военной службе;
принимает меры по повышению профессионального уровня военнослужащих, качества выучки войск, совершенствованию их боевой и мобилизационной готовности;
организовывает и обеспечивает военно-патриотическое воспитание личного состава Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики;
осуществляет призыв граждан на действительную военную службу и увольнение в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы; призыв военнообязанных на сборы и их подготовку и переподготовку, а также мобилизацию в военное время и демобилизацию;
издает нормативные акты по военным вопросам и контролирует их выполнение с случаях, определенных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 8. Местные органы государственной власти и управления
Местные органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий несут ответственность за выполнение всеми подчиненными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами требований Конституции и действующего законодательства Приднестровской Республики по вопросам обороны и принятия соответствующих мер по обеспечению нужд обороны и выполнению мобилизационных задач.
Местные органы государственной власти и управления обеспечивают на договорных принципах поставку воинским частям и учреждениям готовой продукции, электро- и теплоэнергии, предоставление средств связи, коммунально-бытовых и других услуг, земельных участков для нужд обороны и осуществляют контроль за их использованием. Местные органы власти обеспечивают воинские части и учреждения служебными помещениями и жилищным фондом, принимают необходимые меры по недопущению противоправных действий в отношении военных объектов, военных городков, военнослужащих и членов их семей.
Местные Советы народных депутатов и их органы осуществляют и другие функции в области обороны, предусмотренные действующими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 9. Предприятия, учреждения и организации
Предприятия, учреждения и организации несут ответственность за выполнение государственного заказа и договоров по созданию, производству и поставке продукции для нужд обороны, создают и поддерживают в готовности необходимые мобилизационные мощности и резервы, выполняют военно-транспортные обязательства и другие мобилизационные задачи согласно мобилизационных планов, несут необходимые затраты для нужд обороны, установленные действующим законодательством.
Статья 10. Обязанности граждан
Защита Отечества является конституционной обязанностью каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики.
III. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 11. Вооруженные Силы Приднестровской Молдавской Республики
Вооруженные Силы Приднестровской Молдавской Республики предназначены для вооруженной защиты независимости и территориальной целостности Приднестровской Молдавской Республики.
Принципы строительства Вооруженных Сил, их численность и состав, порядок комплектования, дислокация и мобилизация определяются Законом Приднестровской Молдавской Республики "О Вооруженных Силах" и другими законодательными актами.
IY. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ, ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, МОБИЛИЗАЦИЯ
Статья 12. Состояние войны. Военное время
Состояние войны объявляется в случае военного нападения (агрессии) на Приднестровскую Молдавскую Республику и отменяется после заключения мирного соглашения с противоборствующей стороной.
С объявлением состояния войны или началом военных действий наступает военное время. Началом военного времени является день или время объявления состояния войны или военного нападения (агрессии) на Приднестровскую Молдавскую Республику. Окончанием военного времени является объявленные день и время прекращения военных действий.
В случае военного нападения (агрессии) на Приднестровскую Молдавскую Республику военное командование и органы государственной власти и управления, не ожидая объявления войны, обязаны принять все меры для отпора нападения (агрессии).
Статья 13. Военное положение
Военное положение вводится в отдельных местностях или на всей территории Приднестровской Молдавской Республики в случае объявления состояния войны или угрозы военного нападения (агрессии). С введением военного положения расширяются полномочия военного командования, ему передаются функции государственного управления в области обороны.
Во время военного положения вводятся ограничения в деятельность предприятий, учреждений и организаций в интересах обороны и обеспечения общественного порядка. Расширяются полномочия правоохранительных органов.
Военное положение отменяется в случае исчезновения угрозы военного нападения (агрессии) и отмены состояния войны. Режим военного положения определяется Законом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 14. Мобилизация
С объявлением состояния войны или военного положения объявляется общая или частичная мобилизация для осуществления мер по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики и переводу отраслей народного хозяйства с мирного на военное положение. Порядок проведения мобилизации определяется законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Y. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Статья 15.Территориальная оборона
Территориальная оборона организуется и осуществляется с целью прикрытия, обороны и защиты государственных границ, важных объектов и коммуникаций от нападения агрессора, борьбы с его десантами и диверсионными группами, поддержания режима военного положения.
Территориальную оборону в мирное время осуществляют части Республиканской гвардии во взаимодействии с частями Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики. Задачи, порядок и организация взаимодействия определяются совместными планами, исходя из обстоятельств и условий осуществления территориальной обороны.
YI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 16. Ответственность должностных лиц и граждан
За невыполнение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства об обороне Приднестровской Молдавской Республики их руководители, другие должностные лица , а также отдельные граждане за невыполнение своих обязанностей по обеспечению обороны несут ответственность согласно действующему законодательству.
И.Смирнов
ПРЕЗИДЕНТ
г.Тирасполь
8 января 1992 года