ПРИК МРМР 5 сентября 2016 № 1040 САЗ 16-38  
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 21 сентября 2016 г.

Регистрационный № 7583

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015ода № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V(САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня следующего за днем официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                                                         Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

5 сентября 2016 г.

№ 1040

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 5 сентября 2016 г. № 1040

 

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) СПО - среднее профессиональное образование;

б) ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по специальности

 

4. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования.

5. Сроки получения СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

6. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки.

7. Сроки получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

8. Сроки получения СПО по ОПОП базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

9. Область профессиональной деятельности выпускников:

а) организация и управление эксплуатационной деятельностью пассажирских и грузовых перевозок;

б) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность.

10. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) процессы организации и управления эксплуатационной деятельностью пассажирского и грузового транспорта;

б) учетная, отчетная и техническая документация;

в) трудовые коллективы.

11. Техник готовится к следующим видам деятельности:

а) организация перевозочного процесса (по видам транспорта);

б) организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта);

в) организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта);

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

12. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

а) организация перевозочного процесса (по видам транспорта);

б) организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта);

в) организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта);

г) анализ эффективности транспортной деятельности;

д) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

13. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

г) ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

14. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

а) организация перевозочного процесса (по видам транспорта):

1) ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками;

2) ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций;

3) ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса;

б) организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта):

1) ПК 2.1.Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса;

2) ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов;

3) ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса;

в) организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта):

1) ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

2) ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов;

3) ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

15. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

г) ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ж) ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

16. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

а) организация перевозочного процесса (по видам транспорта):

1) ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками;

2) ПК 1.2. Организовывать работу персонала по выполнению требований обеспечения безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций;

3) ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса;

4) ПК 1.4. Разрабатывать мероприятия по предупреждению аварий и проводить анализ причин нарушения безопасности движения;

б) организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта):

1) ПК 2.1. Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса;

2) ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов;

3) ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса;

4) ПК 2.4. Осуществлять технический контроль за качеством перевозок и техническое нормирование работы транспорта;

в) организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта):

1) ПК 3.1. Организовывать работу персонала по оформлению и обработке документации при перевозке грузов и пассажиров и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

2) ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов;

3) ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

4) ПК 3.4. Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов;

5) ПК 3.5. Учитывать порядок оформления документов при перевозке различных грузов в международном сообщении и организацию работы таможни;

г) анализ эффективности транспортной деятельности:

1) ПК 4.1. Оценивать эффективность перевозочного процесса;

2) ПК 4.2. Находить оптимальные варианты решения задач перевозки с использованием современных научно-исследовательских математических методов;

3) ПК 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с перевозкой пассажиров и грузов;

4) ПК 4.4. Изучать транспортный рынок, методы формирования спроса на транспортные услуги и основные положения маркетинга;

5) ПК 4.5. Проводить анализ транспортных услуг и спроса;

д) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

17. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общего гуманитарного и социально-экономического;

2) математического и общего естественнонаучного;

3) профессионального;

б) разделов:

1) учебная практика;

2) производственная практика (по профилю специальности);

3) производственная практика (преддипломная);

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

18. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

19. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки - «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

20. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

21. Структура основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки определяется в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

22. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель в соответствии с Приложением № 5 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

23. Структура основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки определяется в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

24. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель в соответствии с Приложением № 7 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

25. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание ОПОП, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

26. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько), согласно Приложению № 3 к настоящему ГОС СПО.

в) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

г) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

д) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;

е) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

ж) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

з) должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

27. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

28. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению ОПОП.

29. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

30. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

31. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

32. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

33. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

34. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

35. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 39 нед.

б) промежуточная аттестация - 2 нед.

в) каникулы - 11 нед.

36. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования в объёме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, по очно-заочной - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

37. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы, формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

38. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня согласно действующему законодательству по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня согласно действующему законодательству в области, соответствующей преподаваемой дисциплине (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

39. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

40. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

41. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

42. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) социально-экономических дисциплин;

2) иностранного языка;

3) математики;

4) информатики и информационных систем;

5) инженерной графики;

6) метрологии, стандартизации и сертификации;

7) транспортной системы Приднестровской Молдавской Республики;

8) технических средств (по видам транспорта);

9) охраны труда;

10) безопасности жизнедеятельности;

11) организации перевозочного процесса (по видам транспорта);

12) организации сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта);

13) организации транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта);

14) управления качеством и персоналом;

15) основ исследовательской деятельности;

16) безопасности движения;

17) методический;

б) лаборатории:

1) электротехники и электроники;

2) управления движением;

3) автоматизированных систем управления;

в) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

г) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

43. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися практических занятий, в том числе практические задания, с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организациях профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий организация профессионального образования должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

44. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

45. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

46. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

47. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

48. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

49. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

50. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

51. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Сроки

получения СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Техник

2 года 10 месяцев

Основное общее образование

3 года 10 месяцев

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Сроки

получения СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации углубленной подготовки

Срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Старший техник

3 года 10 месяцев

Основное общее образование

4 года 10 месяцев

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Перечень

профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы

 

Код профессии в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 7 сентября 2015 года № 925 «Об утверждении и введении в действие перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональная подготовка»

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

11442

Водитель автомобиля

15894

Оператор поста централизации

18401

Сигналист

18726

Составитель поездов

17244

Приемосдатчик груза и багажа

16033

Оператор сортировочной горки

27770

Экспедитор

5308

Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы

 

Приложение № 4

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час/нед.)

В т.ч. часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

3178

2118

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально- экономический учебный цикл

648

432

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2. Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01. Основы

философии

ОК1-9

3. Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;

4. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1-9

5. Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

6. Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

 

 

Иностранный

язык

ПК 1.1,1.3,

3.1,3.3

7. Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

8. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

336

168

ОГСЭ.04.

Физическая культура

ОК 2,3,6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

222

148

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

а) применять математические методы дифференциального и интегрального исчисления для решения профессиональных задач;

б) применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;

в) использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;

2. Знать:

а) основные понятия и методы математическо-логического синтеза и анализа логических устройств;

б) решать прикладные электротехнические задачи методом комплексных чисел;

 

 

ЕН.01. Математика

ОК 1-9

ПК 1.3,2.1,

3.1

3. Уметь:

использовать изученные прикладные программные средства;

4. Знать:

а) основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

б) базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.

 

 

ЕН.02.

Информатика

ОК 1-9

ПК 1.1,2.1,

2.3,3.1

П.00

Профессиональный учебный цикл

2308

1538

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

900

600

 

 

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) читать технические чертежи;

б) оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию;

2. Знать:

а) основы проекционного черчения, правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности;

б) структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов;

 

 

ОП.01.Инженерная графика

ОК1-9 ПК2.1,3.1

3. Уметь:

а) производить расчет параметров электрических цепей;

б) собирать электрические схемы и проверять их работу;

в) читать и собирать простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;

г) определять тип микросхем по маркировке;

4. Знать:

а) методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров;

б) преобразование переменного тока в постоянный;

в) усиление и генерирование электрических сигналов;

 

 

ОП.02.

Электротехника

и электроника

ОК 1-9

ПК 1.1,12,

2.2,2.3

5. Уметь:

а) применять документацию систем качества;

б) применять основные правила и документы систем сертификации Приднестровской Молдавской Республики;

6. Знать:

правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации;

 

 

ОП.03.

Метрология,

стандартизация

сертификация

ОК 1-9

ПК 1.2,

2.1-2.3

7. Уметь:

давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;

8. Знать:

структуру транспортной системы Приднестровской Молдавской Республики, основные направления грузопотоков и пассажиропотоков;

 

 

ОП.04.

Транспортная система

Приднестровской

Молдавской

Республики

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.3

9. Уметь:

а) различать типы погрузочно-разгрузочных машин

б) рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин;

10. Знать:

а) материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта);

б) основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта);

 

 

ОП.05.

Технические средства

(по видам

транспорта)

ОК 1-9

ПК 1.1,1.2 2.1-2.3,

3.2

11. Уметь:

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

12. Знать:

а) права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

б) законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности;

 

 

ОП.06.

Правовое обеспечение

профессиональной

деятельности

ОК 1-9

ПК 3.1-3.3

13. Уметь:

а) проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

б) использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

в) осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;

г) вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

д) проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;

14.Знать:

а) законодательство в области охраны труда;

б) особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

в) правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

г) правила охраны труда, промышленной санитарии;

д) меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;

е) права и обязанности работников в области охраны труда;

 

 

ОП.07.

Охрана труда

ОК 1-9

ПК1.1-3.3

15. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

г) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

д) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

е) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

ж) оказывать первую помощь пострадавшим

16. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальны х опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.08.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-9

ПК1.1-3.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1408

938

 

 

ПМ.01

Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;

б) использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;

в) расчета норм времени на выполнение операций;

г) расчета показателей работы объектов транспорта;

2. Уметь:

а) анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;

б) использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

в) применять компьютерные средства;

3. Знать:

а) оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте(по видам транспорта);

б) основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);

в) систему учета, отчета и анализа работы;

г) основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;

д) состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

 

 

МДК.01.01.

Технология

перевозочного

процесса

(по видам

транспорта)

 

МДК.01.02.

Информа-

ционное

обеспечение

перевозочного

процесса

(по видам

транспорта)

 

МДК.01.03.

Автома-

тизированные

системы

управления

на транспорте

(по видам

транспорта)

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПМ.02

Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности;

б) применения действующих положений по организации пассажирских перевозок;

в) самостоятельного поиска необходимой информации;

2. Уметь:

а) обеспечить управление движением;

б) анализировать работу транспорта;

3. Знать:

а) требования к управлению персоналом;

б) систему организации движения;

в) правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа;

г) основные положения, регламентирующие взаимоотношения пассажиров с транспортом (по видам транспорта);

д) основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта);

е) особенности организации пассажирского движения;

ж) ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на транспорте (по видам транспорта).

 

 

МДК.02.01.

Организация

движения

(по видам

транспорта)

 

МДК.02.02.

Организация

пассажирских

перевозок и

обслуживание

пассажиров

(по видам

транспорта)

ОК 1-9

ПК 2.1-2.3

ПМ.03

Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) оформления перевозочных документов;

б) расчета платежей за перевозки;

2. Уметь:

а) рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;

б) определять класс и степень опасности перевозимых грузов;

в) определять сроки доставки;

3. Знать:

а) основы построения транспортных логистических цепей;

б) классификацию опасных грузов;

в) порядок нанесения знаков опасности;

г) назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе;

д) правила перевозок грузов;

е) организацию грузовой работы на транспорте;

ж) требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;

з) формы перевозочных документов;

и) организацию работы с клиентурой;

к) грузовую отчетность;

л) меры безопасности при перевозке грузов особенно опасных;

м) меры по обеспечению сохранности при перевозке грузов;

н) цели и понятия логистики;

о) особенности функционирования внутрипроизводственной логистики;

п) основные принципы транспортной логистики;

р) правила размещения и крепления грузов.

 

 

МДК.03.01. Транспортно-

экспедиционная

деятельность

(по видам

транспорта)

 

МДК.03.02.

Обеспечение

грузовых

перевозок

(по видам

транспорта)

 

МДК.03.03.

Перевозка

грузов

на особых

условиях

ОК 1-9

ПК 3.1-3.3

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1358

906

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

4536

3024

 

 

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

 

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3,

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 5

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

84 нед.

Учебная практика

25 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

 

Приложение № 6

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час/нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть циклов ОПОП

4374

2916

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально- экономический цикл

906

604

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2. Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01. Основы

философии

ОК 1-10

3. Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;

4. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XX в.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1-10

5. Уметь:

а) применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

б) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

6. Знать:

а) взаимосвязь общения и деятельности;

б) цели, функции, виды и уровни общения;

в) роли и ролевые ожидания в общении;

г) виды социальных взаимодействий;

д) механизмы взаимопонимания в общении;

е) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

ж) этические принципы общения;

з) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

 

48

ОГСЭ.ОЗ.

Психология общения

ОК 1-10

ПК 2.1-2.3

7. Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

8. Знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

 

230

ОГСЭ.ОЗ.

Иностранный язык

ОК 1-10

9. Уметь:

использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

10. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

460

230

ОГСЭ.04.

Физическая культура

ОК 2

ОК 3

ОК6

ОК 10

Математический и общий естественнонаучный цикл

294

196

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

1. Уметь:

а) применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;

б) использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;

2. Знать:

а) основные понятия и методы математическо-логического синтеза и анализа логических устройств;

б) решать прикладные электротехнические задачи методом комплексных чисел;

 

 

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 10 ПК 1.3

ПК 2.1

ПК 3.1

ПК 4.2

3. Уметь:

использовать изученные прикладные программные средства;

4. Знать:

а) основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

б) базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ;

 

 

ЕН.02.

Информатика

ОК 1-10

ПК 1.1 ПК 2.1-2.3

ПК 3.1

ПК 4.2-4.3

5. Уметь:

а) использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

б) обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;

6. Знать:

а) структуру информационной системы (ИС);

б) историю развития ИС;

в) место в профессиональной деятельности;

г) классификация ИС по различным признакам;

д) понятие и виды информационного процесса;

е) описание процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации: стандарты разработки ИС;

ж) способы защиты информации в ИС.

 

 

ЕН.ОЗ.

Информационные системы

ОК 1-10

ПК 1.1 ПК 2.1-2.3

ПК 3.1

ПК 4.2-4.3

П.00

Профессиональный цикл

3174

2116

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1287

858

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

читать технические чертежи, оформлять проектно- конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию;

2. Знать:

основы проекционного черчения, правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности, структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов;

 

 

ОП.01. Инженерная

графика

ОК 1-10

ПК 2.2

ПК 3.1

3. Уметь:

а) проводить расчет параметров электрических цепей;

б) собирать электрические схемы и проверять их работу;

в) читать и собирать простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;

г) определять тип микросхем по маркировке;

4. Знать:

а) методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров;

б) преобразование переменного тока в постоянный;

в) усиление и генерирование электрических сигналов;

 

 

ОП.02.

Электротехника

и электроника

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

ПК 2.2-2.3

5. Уметь:

а) применять документацию систем качества;

б) применять основные правила и документы систем сертификации Приднестровской Молдавской Республики;

6. Знать:

правовые основы, цели, задачи, принципы , объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации;

 

 

ОП.03.

Метрология,

стандартизация

и сертификация

ОК 1-10

ПК 1.2

ПК 2.1-2.3

7. Уметь:

давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;

8. Знать:

структуру транспортной системы Приднестровской Молдавской Республики, основные направления грузопотоков и пассажиропотоков;

 

 

ОП.04.

Транспортная система

Приднестровской

Молдавской Республики

ОК 1-10

ПК 1.1-1.3 ПК 2.2 ПК 2.3

9. Уметь:

а) различать все типы устройств и погрузочно- разгрузочных машин;

б) рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно- разгрузочных машин;

10. Знать:

а) материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта);

б) основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта);

 

 

ОП.05.

Технические средства

(по видам

транспорта)

ОК 1-10

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.2

11. Уметь:

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

12. Знать:

а) права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

б) законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности;

 

 

ОП.06.

Правовое обеспечение

профессиональной

деятельности

ОК 1-10

ПК 1.3

ПК 3.1-3.3,

3.5

ПК 4.1-4.2, 4.4

13. Уметь:

а) проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

б) использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

в) осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;

г) вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

д) проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;

14. Знать:

а) законодательство в области охраны труда;

б) особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

в) правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации:

г) правила охраны труда, промышленной санитарии;

д) меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;

е) права и обязанности работников в области охраны труда;

 

 

ОП.07.

Охрана труда

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1-2.3

15. Уметь:

а) определять жизненный цикл продукции;

б) применять методы оценки качества продукции;

в) применять методы оценки надежности изделий;

16. Знать:

а) цели, задачи и принципы менеджмента качества;

б) систему менеджмента качества;

в) требования к системам менеджмента качества;

г) процессы жизненного цикла продукции, их измерение;

д) рекомендации по улучшению деятельности;

е) методы контроля качества продукции;

ж) методы оценки надежности изделий;

 

 

ОП.08.

Управление

качеством

ОК 1 -10

ПК 1.4

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.5

17. Уметь:

а) анализировать кадровый потенциал организации;

б) анализировать подбор персонала в организации;

в) планировать деловую карьеру;

18. Знать:

а) функциональное разделение труда;

б) персонал организации как объект управления;

в) принципы управления персоналом;

г) кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;

д) конфликты в коллективе;

е) оценку эффективности управления персоналом;

 

 

ОП.09.

Управление

персоналом

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1-2.4

ПК 4.2-4.5

19. Уметь:

а) использовать методы научного познания;

б) применить логических законов и правил;

в) использовать алгоритмы решения изобретательских задач;

20. Знать:

а) роль исследований в практической деятельности человека;

б) основные понятия научно- исследовательской работы; правила оформления работ в области научно- исследовательской деятельности;

в) модели технических объектов;

г) международную сертификацию изобретений;

д) ответственность за нарушения прав автора;

 

 

ОП.10.

Основы

исследовательской

деятельности

ОК 1-10

ПК 4.1-4.5

21. Уметь:

а) заполнять формы и содержание договоров;

б) применять принципы страхования грузов, пассажиров;

22. Знать:

а) принципы и система правовых отношений между владельцами инфраструктуры и перевозчиками при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

б) государственное регулирование в области транспорта;

в) основные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим транспортные услуги;

 

 

ОП.11.

Транспортное

право

ОК 1-10

ПК 1.3

ПК 2.2

ПК 3.1

ПК 3.3

ПК 3.5

23. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

24. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условия противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.12.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-10

ПК 1.1 -1.4 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.5

ПК 4.1-4.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1887

1258

 

 

ПМ.01

Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;

б) использования в работе информационных технологий для обработки оперативной информации;

в) анализа конкретных случаев нарушения безопасности движения;

2. Уметь:

а) анализировать документы, регламентирующие работу транспорта и его объектов;

б) использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

в) применять компьютерные средства;

г) оценивать влияние на безопасность движения надежности технических средств;

3. Знать:

а) оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам транспорта);

б) основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);

в) систему учета, отчета и анализа работы;

г) основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;

д) состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

е) системы и приборы, способствующие безопасности движения;

ж) структура органов, обеспечивающих контроль и организацию безаварийной работы;

з) мероприятия по предупреждению нарушений безопасности движения.

 

 

МДК.01.01.

Технология

перевозочного

процесса

 

МДК.01.02.

Безопасность

движения

 

МДК.01.03.

Информа-

ционное

обеспечение

перевозочного

процесса

 

МДК.01.04.

Автома-

тизированные

системы

управления

на транспорте (по видам

транспорта)

ОК 1-10

ПК 1.1-1.4

ПМ.02

Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности;

б) расчета тарифа на перевозку пассажира, багажа;

в) применения действующих положений по организации пассажирских перевозок;

г) расчета технических норм работы транспорта;

2. Уметь:

а) обеспечить управление движением;

б) анализировать работу транспорта;

в) рассчитывать нормы времени на технологические операции, связанные с организацией перевозочного процесса;

г) анализировать характеристики транспортных потоков;

3. Знать:

а) систему организации движения;

б) правила документального оформления ПК перевозок пассажиров и багажа;

в) основные положения, регламентирующие взаимоотношения пассажиров транспортных организаций (по видам транспорта);

г) основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта);

д) особенности организации пассажирского движения;

е) ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на транспорте (по видам транспорта);

ж) требования к управлению персоналом.

 

 

МДК.02.01. Организация

движения

(по видам

транспорта)

 

МДК.02.02.

Организация

пассажирских

перевозок

и обслуживание

(по видам

транспорта)

ОК 1-10

2.1-2.4

ПМ.03

Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) расчета за перевозки;

б) оформления грузовых перевозочных документов и другой установленной документации;

в) определения оптимальных вариантов доставки грузов;

г) заполнения товаросопроводительных документов;

д) определения класса опасности грузов;

2. Уметь:

а) строить транспортные логистические цепи;

б) рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;

в) определять класс и степень опасности перевозимых грузов;

г) определять сроки доставки и транспортабельность грузов;

д) строить транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов;

е) оформлять документы;

3. Знать:

а) классификацию опасных грузов;

б) порядок нанесения знаков опасности;

в) назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе;

г) правила перевозок грузов;

д) организацию грузовой работы на транспорте (по видам транспорта) в целом и на объектах в частности;

е) операции, выполняемые при участии в перевозках двух и более стран;

ж) документы на международные перевозки;

з) требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;

и) формы перевозочных документов;

к) организацию работы с клиентурой;

л) грузовую отчетность;

м) меры безопасности при перевозке грузов, особенно опасных;

н) меры по обеспечению сохранности при перевозке грузов;

о) цели и понятия логистики;

п) особенности функционирования внутрипроизводственной логистики;

р) основные принципы транспортной логистики;

с) классификацию грузов;

т) транспортные характеристики грузов;

у) требования к транспортным средствам погрузочно-разгрузочным механизмам при перевозке отдельных видов грузов.

 

 

МДК.03.01. Транспортно-

экспедиционная

деятельность

(по видам

транспорта)

 

МДК.03.02.

Обеспечение

грузовых

перевозок

(по видам

транспорта)

 

МДК.03.03.

Перевозка

грузов на

особых

условиях

 

МДК.03.04.

Организация

международных

перевозок

ОК 1-10 ПК 3.1-3.5

ПМ.04

Анализ эффективности транспортной деятельности

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) расчета тарифов на различные виды грузов и условий перевозок;

б) оценки направлений маркетинговых исследований транспортных услуг;

2. Уметь:

а) применять методы изучения транспортного рынка;

б) анализировать рыночные возможности;

в) проводить анализ транспортных услуг и спроса;

г) исчислять дополнительные сборы при перевозке грузов в международном (межгосударственном) сообщении;

3. Знать:

а) основные положения концепции маркетинга и управление маркетингом на транспорте;

б) особенности формирования спроса на транспортные услуги;

в) комплекс маркетинга в транспортных организациях;

г) принципы управления качеством транспортного обслуживания;

д) международные перевозки;

е) порядок расчета тарифа;

ж) методы изучения транспортного рынка и формирования спроса на транспортные услуги;

з) порядок начисления, оплаты и возврата налога на добавленную стоимость при внешнеторговых перевозках;

и) основные направления маркетинговых исследований транспортных услуг.

 

 

МДК.04.01.

Оценка

эффективности

перевозочного

процесса

 

МДК.04.02.

Тарифная

политика на

транспорте

ОК 1-10

ПК 4.1-4.5

ПМ.05

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

 

 

 

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1836

1224

 

 

 

Всего часов обучения по циклам ОПОП

6210

4140

 

 

УП.00

Учебная практика

34 нед.

1224

 

ОК 1-10 ПК 1.1-4.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 7

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление

на транспорте (по видам)

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

115 нед.

Учебная практика

34 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Итоговая государственная аттестация

6 нед.

Каникулы

33 нед.

Итого

199 нед.