ПРИК МРМР 18 июля 2016 № 843 САЗ 17-13  
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 24 марта 2017 г.

Регистрационный № 7777

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 1 сентября 2016 года.

 

И. о. министра                                                                                                            И. Левицкая

 

г. Тирасполь

18 июля 2016 г.

№ 843

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 июля 2016 года № 843

 

Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

 

1. Область применения

 

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

1) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

а) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

б) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

6. Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, техническое обслуживание и ремонт торгового и холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания.

7. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) торговое и холодильное оборудование организаций торговли и общественного питания;

б) процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта торгового и холодильного оборудования;

в) оснастка, специальные и универсальные приспособления, приборы контроля и испытаний;

г) техническая, технологическая и отчетная документация.

8. Обучающийся по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию готовится к следующим видам деятельности:

а) монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования;

б) монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

9. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования:

1) ПК 1.1. Осуществлять подводку коммуникаций, подготовку мест и фундаментов для монтажа торгового оборудования;

2) ПК 1.2. Выполнять процессы монтажа, демонтажа, наладки торгового оборудования и сдачи его в эксплуатацию;

3) ПК 1.3. Проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, регулировку механической, электрической и гидравлической частей торгового оборудования;

4) ПК 1.4. Производить установку, регулировку, профилактический контроль и ремонт приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования;

5) ПК 1.5. Использовать при технической эксплуатации торгового оборудования принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы;

б) монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования:

1) ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов;

2) ПК 2.2. Производить монтаж, демонтаж, техническое обслуживание, ремонт деталей и узлов, наладку механической, электрической, гидравлической частей холодильного оборудования под руководством техника-механика;

3) ПК 2.3. Выполнять зарядку систем хладагентом, маслом и хладоносителем;

4) ПК 2.4. Находить и устранять причины снижения работоспособности, отказов в работе холодильного оборудования;

5) ПК 2.5. Проводить профилактические осмотры холодильного оборудования и приборов автоматики, регистрировать параметры различных режимов его эксплуатации.

 

6. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

11. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

12. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

13. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

14. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту составляет:

а) на базе среднего (полного) общего образования - 43 недели;

б) на базе основного общего образования - 65 недель.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

16. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

17. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

a) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

18. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

19. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

20. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

22. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

23. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

24. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих Государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

25. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели.

26. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

27. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

28. Реализация ОПОП должна обеспечиваться:

а) педагогами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели профессионального учебного цикла и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

29. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

30. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

31. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

32. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) кабинеты:

1) инженерной графики;

2) электротехники и электроники;

3) электрооборудования и автоматизации;

4) механического оборудования;

5) теплового оборудования;

6) холодильного оборудования;

7) технической эксплуатации оборудования;

8) безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

б) лаборатории:

1) электротехники и электроники;

2) электрооборудования и автоматизации;

3) механического оборудования;

4) теплового оборудования;

5) холодильных машин и установок;

6) технологии монтажа и ремонта оборудования;

в) мастерские:

1) слесарная;

2) электромонтажная;

г) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

д) залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

33. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

34. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

35. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

36. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

37. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

38. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

39. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведении итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

40. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

41. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.17

Электромеханик по торговому и

холодильному оборудованию

 

Сроки

получения НПО по профессии 15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий) в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 7 сентября 2015 года № 925 «Об утверждении и введении в действие перечня рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональная подготовка» (САЗ 15-40)

Срок получения НПО по ОПОП в очной форме обучения

среднее (полное) общее образование

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

10 мес.

основное общее образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.17

Электромеханик по торговому

и холодильному оборудованию

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

756

504

 

 

ОП. 00

Общепрофессиональный учебный цикл

282

188

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

б) составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

в) пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

г) выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных действительных размеров.

2. Знать:

а) основы черчения и геометрии;

б) требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

в) правила чтения схем и чертежей

г) обрабатываемых деталей;

д) способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.

 

 

ОП. 01.

Техническая

графика

ОК 1.7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

3. Уметь:

а) анализировать техническую документацию;

б) определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;

в) выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;

г) определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;

д) выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;

е) применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.

4. Знать:

а) систему допусков и посадок;

б) квалитеты и параметры шероховатости;

в) основные принципы калибровки сложных профилей;

г) основы взаимозаменяемости;

д) методы определения погрешностей измерений;

е) основные сведения о сопряжениях в машиностроении;

ж) размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;

з) основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;

и) стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;

к) наименование и свойства комплектуемых материалов;

л) устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;

м) методы и средства контроля обработанных поверхностей.

 

 

ОП.02.

Технические

измерения

ОК 1.7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

5. Уметь:

а) выполнять механические испытания образцов материалов;

б) использовать физико- химические методы исследования металлов;

в) пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

г) выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

6. Знать:

а) основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

б) наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

в) правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

г) основные сведения о металлах и сплавах;

д) основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.

 

 

ОП. 03.

Основы

материаловедения

ОК 1.7

ПК 1.3

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

7. Уметь:

а) читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

б) рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

в) использовать в работе электроизмерительные приборы;

г) пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.

8. Знать:

а) единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

б) методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

в) свойства постоянного и переменного электрического тока;

г) принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

д) электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

е) свойства магнитного поля;

ж) двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

з) правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

и) аппаратуру защиты электродвигателей;

к) методы защиты от короткого замыкания;

л) заземление, зануление.

 

 

ОП. 04. Основы

электротехники

ОК 1.7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

9. Уметь производить расчеты цикла холодильной машины.

10. Знать циклы холодильных установок, термодинамические диаграммы.

 

 

ОП. 05.

Основы термодинамики

ОК 1.7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

11. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

г) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

д) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

е) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

ж) оказывать первую помощь пострадавшим.

12. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

28

ОП. 06.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1.7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

П.00

Профессиональный учебный цикл

474

316

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

474

316

 

 

ПМ.01

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) подводки коммуникаций, подготовки мест и фундаментов под монтаж механического и теплового оборудования;

б) выполнения работ по монтажу, демонтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию торгово-технологического оборудования;

в) технического обслуживания, регулировки и текущего ремонта механической, электрической и гидравлической частей оборудования;

г) установки, регулировки, профилактического контроля и ремонта приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и пускорегулирующей аппаратуры;

д) использования при технической эксплуатации оборудования принципиальных электрических, кинематических и гидравлических схем;

е) слесарных и электромонтажных работ.

2. Уметь:

а) читать и применять при монтаже и техническом обслуживании оборудования принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы;

б) проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, регулировку механической, электрической, гидравлической частей механического и теплового оборудования, приборов автоматики;

в) производить установку и регулировку реле давления и температуры, предохранительных устройств оборудования;

г) производить монтаж коммуникационных проводов, пайку деталей различными припоями, исправление резьбы.

3. Знать:

а) назначение, типы, технические характеристики, устройство, принцип действия, принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы торгово-технологического оборудования;

б) процессы работ по монтажу, демонтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту механического и теплового оборудования;

в) способы определения и устранения неисправностей оборудования, пускозащитной и регулирующей аппаратуры;

г) устройство и правила применения универсального и специального инструмента и приборов контроля.

 

 

МДК.01.01.

Базовые

модели

торгового

оборудования

 

МДК.01.02.

Эксплуатация

базовых

моделей

торгового

оборудования

ОК 1-7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 1.6

ПМ.02

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) выполнения работ по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов;

б) проведения монтажа, демонтажа, технического обслуживания, ремонта деталей и узлов холодильных машин и установок;

в) наладки механической, гидравлической и электрической частей холодильного оборудования;

г) зарядки систем хладагентом и хладоносителем;

д) нахождения и устранения причин снижения работоспособности, отказов в работе холодильного оборудования;

е) проведения профилактических осмотров холодильного оборудования и приборов автоматики;

ж) регистрации параметров различных режимов работы холодильного оборудования.

2. Уметь:

а) выполнять монтаж, демонтаж, техническое обслуживание, ремонт, наладку механической, электрической, гидравлической частей холодильного оборудования;

б) выполнять запрессовку деталей на прессах, балансировку вентиляторов, коленчатых валов с противовесами;

в) выполнять зарядку систем хладагентом, маслом и хладоносителем, проверку герметичности холодильных машин.

3. Знать:

а) классификацию, типы, технические характеристики, устройство, принцип действия, правила приемки и наладки холодильного оборудования;

б) принцип действия электрических и гидравлических схем холодильного оборудования;

в) способы и правила зарядки систем холодильным агентом;

г) способы определения и устранения неисправностей в работе оборудования;

д) порядок проведения профилактических осмотров оборудования;

е) устройство и правила применения специального инструмента и приборов контроля.

 

 

МДК.02.01.

Холодильное

оборудование

 

МДК.02.02.

Техническая

эксплуатация

холодильного

оборудования

ОК 1-7

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

ФК.00

Физическая культура.

В результате освоения раздела обучающийся должен:

1. Уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

68

34

 

ОК 1-7

ПК 1.1-2.7

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

162

108

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП.

918

612

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования /на базе основного общего образования

21нед./

41нед.

756/1476

 

ОК 1-7

ПК 1.1-2.7

ПП.00

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/ на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1нед./

2нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

2нед./

3нед.

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 15.01.17

Электромеханик по торговому и

холодильному оборудованию

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

17 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

21 нед./41 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

2 нед./3 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.