РАСП ПРМР 6 июля 2017 № 579р САЗ 17-28  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»

 

В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 541 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Бендерским городским Советом народных депутатов (исполняющим обязанности председателя Шайдуровым М.И.), на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Оболоника С.А., министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Молоканову И.И., заместителя министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Ситкину Н.Ю., заместителя министра финансов – директора Государственной налоговой службы Соколову Н.И.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

6 июля 2017 г.

№ 579р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 6 июля 2017 года № 579р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 541 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Бендерским городским Советом народных депутатов (исполняющим обязанности председателя Шайдуровым М.И.), Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих концептуальных замечаний.

1. В предложенном проекте автор законодательной инициативы предлагает не распространять льготу при расчете и внесении платы за патент на индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами или инвалидами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по виду, указанному в подпункте «б» пункта 2.35 подраздела 2 Приложения к Закону Приднестровской Молдавской Республики от 26 сентября 2008 года № 557-З-IV «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 08-38) (далее – Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте») – «Передача прав пользования нежилых помещений».

Введение данной нормы приведет к социальной несправедливости, так как она ставит в неравные условия вышеуказанные категории граждан по отношению к другим представителям социально незащищенных слоев населения, таких как одинокие родители, дети-сироты, члены многодетных семей, участники боевых действий и так далее.

Статьей 14 названного Закона при расчете и внесении платы за патент предусмотрены льготы в виде процентного снижения платы за патент.

На основании проведенного анализа за 2015-2016 года была выявлена следующая тенденция.

Удельный вес льготных патентов в общей массе патентов, приобретаемых индивидуальными предпринимателями в рамках указанного вида деятельности, составил по республике за 2015 год 55,4% (общее количество − 204, льготников – 113), за 2016 год – 53,5% (общее количество – 230, льготников – 123), в том числе в разрезе городов и районов:

1) по городу Тирасполь и городу Днестровск за 2015 год – 50,6% (общее количество − 85, льготников – 43), за 2016 год − 48,7% (общее количество − 113, льготников – 55);

2) по городу Бендеры за 2015 год – 54,1% (общее количество − 61, льготников – 33), за 2016 год – 53,5% (общее количество − 71, льготников – 38);

3) по городу Рыбница и Рыбницкому району за 2015 год – 43,8% (общее количество − 16, льготников – 7), за 2016 год – 42,8% (общее количество − 14, льготников – 6);

4) по городу Слободзея и Слободзейскому району за 2015 год – 66,7% (общее количество − 3, льготников – 2), за 2016 год – 80% (общее количество − 5, льготников – 4);

5) по городу Дубоссары и Дубоссарскому району за 2015 год – 53,3% (общее количество − 15, льготников – 8), за 2016 год – 61,5% (общее количество − 13, льготников – 8);

6) по городу Григориополь и Григориопольскому району за 2015 год – 82,4% (общее количество − 17, льготников – 14), за 2016 год – 75% (общее количество − 8, льготников – 6);

7) по городу Каменка и Каменскому району за 2015 год – 85,7% (общее количество − 7, льготников – 6), за 2016 год – 100% (общее количество − 6, льготников – 6).

В результате предоставления льгот в виде процентного снижения платы за патент местные бюджеты и внебюджетные фонды республики недополучили налоговых платежей в общей сумме за 2015 год – 3 701 355 рублей, за 2016 год − 4 292 154 рублей.

Кроме того, на практике выявлен ряд случаев, свидетельствующих о злоупотреблении предпринимателей, осуществляющих деятельность в рамках рассматриваемого вида предпринимательской деятельности. Так, юридическими лицами сдаются в аренду находящиеся в их собственности торговые площади индивидуальным предпринимателям, те в свою очередь, осуществляя деятельность в рамках рассматриваемого вида предпринимательской деятельности, передают торговые помещения другим предпринимателям в субаренду, при этом выбирается патент с применением льготы в виде 70-90 процентного снижения платы за патент. Тем самым происходит уход от налогообложения доходов, полученных непосредственно собственниками имущества.

Учитывая, что осуществление данного вида предпринимательской деятельности не требует ни физических, ни временных затрат со стороны предпринимателей, а также в некоторой мере приводит к злоупотреблению лицами, осуществляющими данный вид деятельности, путем ухода от налогообложения, считаем целесообразным отменить предоставление льгот по плате за патент по указанному виду предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктами 1, 2, 3-1, 3-2 статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте».

Таким образом, пункт 1 статьи 1 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:

«1. Статью 14 Закона дополнить Примечанием следующего содержания:

«Примечание.

Льгота при расчете и внесении платы за патент по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте «б» по строке 2.35 Приложения к настоящему Закону, предусмотренная пунктами 1, 2, 3-1 и 3-2 настоящей статьи, не предоставляется».

2. Автор инициирует ограничение в размере площади, возможной к сдаче в аренду на основе патента − до 90 (девяноста) квадратных метров.

Считаем, что введение данного ограничения не приведет к положительному экономическому эффекту в связи с тем, что правообладатель на нежилое помещение имеет право заключения договора пользования с несколькими субъектами предпринимательства, разделив площадь своего помещения, что фактически приведет к нецелесообразности вводимого ограничения.

Кроме того, данные предложения не урегулируют вопроса запрета осуществления таковых сделок, однако выведет их из под режима налогообложения в виде уплаты стоимости патента. При этом остается под сомнением, что лица, получающие доход от передачи объектов недвижимости в субаренду, будут соблюдать общий режим налогообложения, подавая по итогам года декларацию о полученных доходах в налоговые органы.

3. Также обращаем внимание на то, что предлагаемые размеры платы за патент по виду предпринимательской деятельности «2.35. Передача прав пользования» являются достаточно заниженными, учитывая, что согласно части второй пункта 1 статьи 11 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» уплаченная сумма платы за патент является для индивидуального предпринимателя единым вмененным налоговым платежом, заменяющим уплату единого социального налога, подоходного налога с физических лиц, обязательного страхового взноса, связанных с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности. Соответственно, произведение платы за патент гарантирует каждому индивидуальному предпринимателю выплату социальных гарантий и дальнейшее пенсионное обеспечение.

В тоже время остается непонятным предлагаемый автором принцип снижения размеров платы за патент по административно-территориальным единицам Приднестровской Молдавской Республики. Так, инициатором проекта предложено снижение размера платы за патент в городе Тирасполь, городе Бендеры, городе Рыбница и Рыбницком районе, городе Григориополь и Григориопольском районе, городе Каменка и Каменском районе, городе Днестровск, селе Кременчуг, селе Варница, при этом в городе Дубоссары и Дубоссарском районе, городе Слободзея и Слободзейском районе размер платы за патент остается неизменным.

Также необходимо обратить внимание, что в расчетах обоснования к законопроекту автором законодательной инициативы применяется РУ МЗП для исчисления платы за патент в размере 8,1 рубля, при этом Законом Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2016 года № 310-ЗД-VI «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» на 2017, 2018 и 2019 годы для исчисления стоимости предпринимательского патента установлены сниженные размеры РУ МЗП:

а) на производство товаров, работ, оказание услуг в размере 4 (четырех) рублей;

б) на осуществление розничной торговли в размере 6 (шести) рублей.

Таким образом, в настоящее время для расчета платы за патент по рассматриваемому виду предпринимательской деятельности применим РУ МЗП в размере 4 (четырех) рублей, что уже на данный момент привело к снижению ежемесячной стоимости платы за патент в 2 раза, что, в свою очередь, существенно облегчило деятельность индивидуальных предпринимателей и позволило сохранить занятость в данном сегменте экономики.

Учитывая изложенное, полагаем нецелесообразным принятие предлагаемой нормы по снижению платы за патент.

Следовательно, пункт 2 статьи 1 законопроекта необходимо исключить.

4. Автором предлагается введение в действие предложенных норм с 1 января 2017 года.

Согласно пункту 2 статьи 98 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законы и иные правовые акты, устанавливающие новые налоги и другие обязательные платежи или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее чем за три месяца до его начала.

Кроме того, придание обратной силы законопроекту предусматривает значительное уменьшение поступлений платежей в местные бюджеты и в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, что, в свою очередь, требует обязательного указания источника восполнения недопоступлений.

Таким образом, считаем целесообразным введение в действие рассматриваемого законопроекта в части ограничения предоставления льгот индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на основании патента в рамках вида предпринимательской деятельности «2.35. Передача прав пользования нежилых помещений», с 1 января 2018 года.