ПРИК МРМР 29 июля 2016 № 904 САЗ 16-34 ID: 56563    
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 22 августа 2016 г.

Регистрационный № 7538

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики И.Б.Левицкую.

 

4. Настоящий Приказ вступает с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                      Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

29 июля 2016 г.

№ 904

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 29 июля 2016 года № 904

 

Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая

 

1. Область применения

 

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования. В реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать лечебно-профилактические учреждения, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по специальности

 

4. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования

5. Сроки получения СПО по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Приложении № 1.

6. Сроки получения СПО по ОПОП базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

7. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание профилактической стоматологической помощи пациентам лечебно-профилактических учреждений и контингенту организованных коллективов.

8. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) детское и взрослое население, нуждающееся в оказании профилактической стоматологической помощи;

б) трудовые коллективы.

9. Гигиенист стоматологический готовится к следующим видам деятельности:

а) диагностика и профилактика стоматологических заболеваний;

б) проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;

в) санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

10. Гигиенист стоматологический должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый профессиональный интерес.

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество и эффективность.

в) ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

г) ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития с целью эффективного выполнения профессиональных задач.

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

е) ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ж) ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

к) ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

л) ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

м) ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

н) ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

о) ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

11. Гигиенист стоматологический должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний.

1) ПК 1.1. Регистрировать данные эпидемиологического стоматологического обследования населения.

2) ПК 1.2. Осуществлять сбор данных о состоянии здоровья населения пациента и проводить осмотр полости рта.

3) ПК 1.3. Выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний.

4) ПК 1.4. Проводить профилактику стоматологических заболеваний.

5) ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.

6) ПК 1.6. Соблюдать установленные требования к хранению и использованию средств гигиены и профилактики, правилам работы и контролю за состоянием медицинского стоматологического оборудования, инструментария.

7) ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

б) Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.

1) ПК 2.1. Оценивать состояние тканей пародонта и гигиены полости рта.

2) ПК 2.2. Обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.

3) ПК 2.3. Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.

4) ПК 2.4. Осуществлять профессиональную гигиену полости рта.

в) Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.

1) ПК 3.1. Проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.

2) ПК 3.2. Консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных организаций и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.

3) ПК 3.3. Оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению.

4) ПК 3.4. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

12. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общего гуманитарного и социально-экономического;

2) математического и общего естественнонаучного;

3) профессионального;

б) разделов:

1) учебная практика;

2) производственная практика (по профилю специальности);

3) производственная практика (преддипломная);

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

13. Обязательная часть ОПОП по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей, проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

14. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОПОП базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин - «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП базовой подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

15. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

16. Структура основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки определяется в соответствии с Приложением № 2.

17. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель в соответствии с Приложением № 3.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

18. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание основной профессиональной образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

19. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в Приднестровской Молдавской Республике в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

в) обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

д) обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной основной профессиональной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

20. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) в текущей редакции.

21. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению ОПОП и консультации.

22. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

23. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

24. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

25. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

26. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

27. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год. Консультации для обучающихся по очно-заочной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

28. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся (далее - организация).

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

29. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, как правило, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

30. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (профессиональных модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет».

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

31. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

32. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

33. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений:

а) Кабинеты:

1) истории и основ философии;

2) иностранного языка;

3) математики;

4) информатики и информационно-коммуникационных технологий;

5) экономики организации;

6) основ латинского языка с медицинской терминологией;

7) анатомии и физиологии человека;

8) стоматологических заболеваний и их профилактики;

9) стоматологического просвещения;

10) общественного здоровья и здравоохранения;

11) правового обеспечения профессиональной деятельности;

12) безопасности жизнедеятельности.

б) Лаборатории:

клинического материаловедения;

в) Спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

г) Залы:

1) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

2) актовый зал.

34. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий организация профессионального образования должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

35. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

36. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся

37. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

38. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов могут привлекаться работодатели.

39. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин;

б) оценка компетенций обучающихся.

40. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

41. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).

Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к

Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 31.02.06

Стоматология профилактическая

 

Сроки

получения СПО по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП базовой подготовки

Наименование квалификации

Срок получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

Среднее (полное) общее образование

Гигиенист стоматологический

1 год 10 месяцев

 

Приложение № 2 к

Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 31.02.06

Стоматология профилактическая

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

часов

час./нед.)

В том

числе

дисциплин,

обязательных

учебных

занятий

Индекс

и наименование

междисциплинарных курсов

(МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

2484

1656

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

540

360

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2.Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01.

Основы

философии

ОК 1-14

3.Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровье, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

4. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

 

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1-14

5.Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

6.Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

 

132

ОГСЭ.03.

Иностранный язык

ОК 1

ОК 4-6

ОК 8-9

ПК 2.3

7.Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

8.Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

264

132

ОГСЭ.04.

Физическая культура

ОК 1-2

ОК 6

ОК 8

ПК 3.4

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

2. Знать:

а) значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ОПОП;

б) основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

в) основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

г) основы интегрального и дифференциального исчисления;

186

124

ЕН.01.

Математика

ОК 1

ОК 3-6

ОК 8

ОК 9

ПК 1.1

ПК 1.6

3.Уметь:

использовать персональный компьютер в профессиональной и повседневной деятельности;

4.Знать:

а) методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации;

б) основные базовые системные программы, пакеты прикладных программ;

в) общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин;

г) о компьютерных сетевых технологиях обработки информации;

д) основы автоматизации рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров;

е) использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения;

 

 

ЕН.02.

Информатика

ОК 1

ОК 3-6

ОК 8-9

ОК 13

ПК 1.3

ПК 1.5

5.Уметь:

а) определять организационно-правовые формы организаций;

б) определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

в) рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

г) находить и использовать необходимую экономическую информацию;

д) оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

6.Знать:

а) современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

б) основные принципы построения экономической системы организации;

в) общую организацию производственного и технологического процессов;

г) основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;

д) методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

е) состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

ж) способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

з) механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

и) формы оплаты труда.

 

 

ЕН.03.

Экономика

организации

ОК 4-5

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.4

ПК 3.1-3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

1758

1172

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1.Уметь:

а) читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;

б) оформлять медицинскую документацию с применением латинских терминов;

2.Знать:

а) основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;

б) стоматологическую терминологию;

в) основные лекарственные группы и основы фармакотерапевтического действия лекарств по группам;

г) лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

588

392

ОП.01.

Основы

латинского

языка с

медицинской

термино-

логией

ОК 1

ОК 4-6

ОК 8

ПК 1.5-1.6

ОК 2.3

3.Уметь:

применять знания об анатомическом строении органов и систем, физиологических процессах, происходящих в организме человека, при оказании профилактической и первой медицинской помощи;

4.Знать:

а) строение и функцию тканей, органов и систем человека;

б) анатомию и физиологию зубочелюстной системы;

в) особенности анатомического строения головы и шеи;

г) сущность физиологических процессов, происходящих в организме человека;

д) общие принципы регуляции и саморегуляции физиологических функций организма при воздействии внешней среды;

 

 

ОП.02.

Анатомия

и физио-

логия

человека

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 8

ОК 11-12

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 1.7

ПК 2.1-2.4

ПК 3.1-3.4

5.Уметь:

а) оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, обморожениях;

б) оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях на профилактическом приеме;

в) проводить сердечно-легочную реанимацию;

6.Знать:

а) основные принципы оказания первой медицинской помощи;

б) алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации;

 

 

ОП.03.

Первая

медицинская

помощь

ОК 1-8

ОК 10

ОК 12

ПК 1.7

7.Уметь:

а) организовать работу профилактического кабинета в учреждениях здравоохранения и организованных коллективах;

б) применять стоматологическое оборудование, инструменты и материалы в своей работе в соответствии с правилами их использования;

в) осуществлять основные мероприятия по санитарно-эпидемиологическому и гигиеническому режиму в профилактическом кабинете лечебно-профилактических учреждений;

8.Знать:

а) структуру и принципы организации работы терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений, кабинетов пародонтологии, профилактики в лечебно-профилактических учреждениях различной формы собственности;

б) санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;

в) современные стоматологические материалы, их свойства и способы применения;

г) средства гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний;

д) виды обезболивания в стоматологии и возможные осложнения при проведении анестезии;

е) основы эргономики;

 

 

ОП.04.

Клиническое

материа-

ловедение

ОК 1-13

ПК 1.1-1.2

ПК 1.5-1.7

ПК 2.3-2.4

9.Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

10. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.05.

Безопасность

жизнедея-

тельности

ОК 1-14

ПК 1.1-1.7

ПК 2.1-2.4

ПК 3.1-3.4

ПМ.00

Профессиональные модули

1170

780

 

 

ПМ.01

Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) проведения стоматологических осмотров пациентов различных возрастных групп и выявления нуждающихся в стоматологическом лечении;

б) диагностики основных стоматологических заболеваний твердых тканей зубов и тканей пародонта;

в) применения методов и средств профилактики стоматологических заболеваний;

г) ведения медицинской документации;

д) получения, использования и хранения средств гигиены и профилактики;

е) подготовки рабочего места;

ж) использования стоматологического оборудования, инструментария и подготовки рабочего места;

з) применять принципы эргономики в профессиональной деятельности;

и) соблюдения санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима лечебно-профилактических учреждений;

2.Уметь:

а) выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;

б) проводить диагностику стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстных аномалий у пациентов всех возрастов и в случае необходимости направлять пациента к соответствующим специалистам;

в) планировать, разрабатывать и осуществлять схемы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;

г) применять методы и средства повышения резистентности эмали;

д) регистрировать данные стоматологического статуса во время проведения эпидемиологического обследования населения;

е) осуществлять аппликационную анестезию;

ж) применять средства защиты пациента и персонала от рентгеновского излучения;

3.Знать:

а) порядок и методы стоматологического обследования пациента;

б) этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний;

в) общие принципы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний;

г) организацию стоматологической помощи населению;

д) принципы диспансеризации населения;

е) цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования населения;

ж) виды рентгеновских снимков.

 

 

МДК.01.01.

Стомато-

логические

заболе-

вания и их

профи-

лактика

ОК 1-11

ОК 13

ПК 1.1-1.6

ПМ.02

Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) оценки гигиенического состояния полости рта пациента с помощью гигиенических индексов;

б) определения состояния тканей пародонта;

в) обучения пациентов различных возрастных групп методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;

г) индивидуального подбора средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента;

д) подбора инструментария, средств и материалов для проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта;

е) проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта;

2.Уметь:

а) оценивать состояния тканей пародонта;

б) планировать и осуществлять гигиенические мероприятия в зависимости от состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта и возраста пациента;

в) разрабатывать тактику и схемы проведения гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными/ несъемными ортопедическими/ортодонтическими конструкциями;

г) использовать стоматологические приборы и оборудование в соответствии правилами технической эксплуатации;

3.Знать:

а) организацию и специфику гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективов;

б) цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;

в) классификацию и механизм образования зубных отложений;

г) средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.

 

 

МДК.02.01.

Гигиена

полости

рта

ОК 1-11

ОК 13

ПК 2.1-2.4

ПМ.03

Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) проведения стоматологического просвещения среди детей дошкольного и школьного возраста и их родителей;

б) проведения анкетирования и опроса населения;

2.Уметь:

а) проводить индивидуальные и групповые беседы о методах сохранения здоровья полости рта среди пациентов лечебно-профилактических учреждений, работников организованных коллективов;

б) составлять планы проведения «уроков здоровья», тексты бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемого контингента;

в) анализировать результаты анкетирования;

г) планировать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения;

д) консультировать по вопросам правового взаимодействия граждан с системой здравоохранения в области стоматологии;

е) использовать и составлять нормативные и правовые акты, относящиеся к профессиональной деятельности в пределах своей компетенции;

3.Знать:

а) цели, задачи и формы стоматологического просвещения;

б) роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;

в) особенности проведения стоматологического просвещения среди различных возрастных групп населения;

г) критерии оценки эффективности стоматологического просвещения;

д) систему организации оказания профилактической стоматологической медицинской помощи населению;

е) основы современного менеджмента в здравоохранении;

ж) законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;

з) основы экономики, планирования и финансирования здравоохранения;

и) принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, организованных коллективом;

к) основные понятия предмета медицинского права, его задачи, источники;

л) основные законодательные документы в области здравоохранения;

м) правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

н) виды правонарушений, юридическую ответственность медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.

 

 

МДК.03.01.

Стомато-

логическое

просвещение

МДК.03.02.

Общест-

венное

здоровье и

Здраво-

охранение

 

МДК.03.03.

Правовое

обеспечение

профес-

сиональной

деяте-

льности

ОК 1-11

ПК 3.1-3.4

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

1080

720

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП

3564

2376

 

 

УП.00

Учебная практика

6 нед.

216

 

ОК 1-14

ПК 1.2-1.7

ПК 2.1-2.4

ПК 3.1-3.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

3 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

4 нед.

 

 

 

ИГА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

ИГА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3 к

Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 31.02.06

Стоматология профилактическая

 

Срок

получения СПО по ОПОП базовой подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам

66 нед.

Учебная практика

6 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

3 нед.

Итоговая государственная аттестация

4 нед.

Каникулы

12 нед.

Итого

95 нед.