ЗН ППМР 29 ноября 1994 СЗМР 94-4  
»
1
»
0

Закон Приднестровской Молдавской Республики

 

О социальной реабилитации больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (Редакция на 17.06.2013)

 

Текст нижеприведенной редакции закона официально не опубликован (Редакция подготовлена ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных законами от 14.10.05, 29.04.08, 05.08.09, 18.09.09, 27.07.10, 21.11.11, 17.06.13)

 

РАЗДЕЛ I. Общие положения

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 1:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

 

Статья 1. О хроническом алкоголизме, наркомании, токсикомании и их лечении

 

Хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания являются заболеваниями, возникшими в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами на биологическо-патологической основе. Больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией наносят ущерб не только своему здоровью, но и здоровью других граждан, препятствуют закреплению в обществе здорового образа жизни, норм морали и правопорядка.

Государство гарантирует право на получение медицинской, правовой и социальной помощи злоупотребляющим спиртными напитками, наркотическими или токсическими веществами, а также страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Лечение больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией проводится на добровольных началах (при желании больного - анонимно) амбулаторно или стационарно в лечебно-профилактических учреждениях исполнительного органа государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты. При оказании медицинской помощи им гарантируется правовая и социальная защита, предусмотренная действующим законодательством.

Больные, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежат направлению на обязательное лечение в наркологические учреждения исполнительного органа государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты, а больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, систематически нарушающие общественный порядок или права других граждан, направляются на трудовое перевоспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

Положение о лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, утверждается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

Обязательное лечение больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией в наркологических учреждениях органов здравоохранения является медицинской мерой.

Направление больных в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений является мерой административно-медицинского воздействия, применяемой с целью трудового воспитания и добровольного лечения лиц, больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, предупреждения правонарушений со стороны этих лиц и воспитания их в духе соблюдения законов.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 2:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

 

Статья 2. Законодательное регулирование отношений по социальной реабилитации больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

 

Порядок и условия обязательного лечения, трудового воспитания и социальной реабилитации лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией в наркологических учреждениях органов здравоохранения и в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, гарантии правового положения этих лиц регулируются настоящим законом и другими, не противоречащими ему законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 3:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

 

Статья 3. Правовое и социальное положение больных, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, направленных на обязательное лечение и социальную реабилитацию

 

Больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией при направлении на обязательное лечение в наркологические учреждения органов здравоохранения, а также на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений пользуются правами граждан Приднестровской Молдавской Республики с некоторыми ограничениями, обусловленными необходимостью соблюдения режима социальной реабилитации, установленного настоящим законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики. Этим лицам в целях охраны их прав и законных интересов гарантируется судебная защита, прокурорский надзор, а также правовая и социальная помощь.

Ограничение прав и свобод указанных больных производится судом одновременно с вынесением решения о направлении конкретного лица на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

Время пребывания на обязательном лечении от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании в наркологических учреждениях органов здравоохранения, а также на трудовом воспитании и добровольном лечении в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий и специальный непрерывный трудовой стаж.

За больными, направленными на обязательное лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании в наркологические учреждения органов здравоохранения, а также на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, сохраняется право на жилую площадь по прежнему месту жительства, очередь на ее получение по месту жительства и работы, а за лицами, направленными на обязательное лечение в наркологические учреждения органов здравоохранения, сохраняется также место работы (должность) либо учебы.

Больным, направленным на добровольное лечение в наркологические учреждения органов здравоохранения, выдается больничный лист на весь период пребывания в этих учреждениях, но не более чем на 4 месяца. Вопрос об оплате больничного листа решается соответствующим трудовым коллективом или его советом.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 4:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.08.09 № 825-ЗИД-IV (САЗ 09-32);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38).

 

Статья 4. Порядок признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

 

Признание лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией осуществляется органами здравоохранения в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты.

Лица, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющиеся от медицинского освидетельствования, по инициативе родственников, общественных организаций или соответствующих медицинских учреждений, по требованию правоохранительных органов проходят медицинское освидетельствование амбулаторно или стационарно, в срок, не превышающий 10 (десяти) дней, в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения. С результатом освидетельствования больные ознакамливаются под роспись.

Медицинское заключение о признании лица, прошедшего освидетельствование, больным должно содержать обоснование наличия у него хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании.

В случае несогласия лица с медицинским заключением о признании его больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией такое решение может быть обжаловано им в вышестоящий орган здравоохранения и (или) в суд в установленном порядке.

 

РАЗДЕЛ 2. Основания и порядок направления больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией на обязательное лечение в наркологические учреждения органов здравоохранения

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 5:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.08.09 № 825-ЗИД-IV (САЗ 09-32);

Редакция 8 - Закон ПМР от 17.06.13 № 119-ЗИ-V (САЗ 13-24).

 

Статья 5. Основания направления на обязательное лечение в наркологические учреждения органов здравоохранения

 

Больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющиеся от добровольного лечения, продолжающие пьянствовать либо употреблять наркотические или токсические вещества после проведенного курса лечения, подлежат направлению на обязательное лечение в наркологические учреждения здравоохранения сроком до четырех месяцев и доставляются в них с помощью сил и средств органов здравоохранения и органов внутренних дел в срок до трех суток с момента выдачи медицинского заключения.

Обязательное лечение больных осуществляется в наркологических кабинетах, отделениях и учреждениях уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, амбулаторно или стационарно, без привлечения для этих целей каких-либо охранных средств и представителей органов внутренних дел, без оплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Первичное направление на обязательное лечение и изменение его формы в течение установленного лечебного срока осуществляется только по заключению медицинской комиссии соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

При отсутствии у больных твердой установки на трезвость или уклонении их от выполнения медицинских предписаний, нарушении режима трезвости срок обязательного лечения таких лиц в наркологических учреждениях может быть продлен на основании заключения медицинской комиссии этих учреждений, но не более, чем до 6 месяцев.

Требования по обязательному лечению не распространяются на лиц, прошедших принудительное лечение в условиях лечебно-трудовых профилакториев исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

 

Статья 6. Основания прекращения стационарного обязательного лечения больных в наркологических учреждениях органов здравоохранения

 

Больным, добросовестно выполняющим все предписания врачей в период лечения, при наличии у них стойких установок на трезвый образ жизни и при достаточном уровне социальной адаптации срок обязательного лечения может быть сокращен на основании заключения медицинской комиссии.

В отношении больных, систематически нарушающих режим и установленный порядок обязательного лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения, несмотря на принятые администрацией этих учреждений меры воздействия, по заключению медицинской комиссии данного учреждения курс лечения прекращается. С заключением медицинской комиссии больной знакомится лично под роспись.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений раздела 3:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

 

РАЗДЕЛ 3. Основания, порядок направления и условия содержания больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 7:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.08.09 № 825-ЗИД-IV (САЗ 09-32);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38);

Редакция 7 - Закон ПМР от 21.11.11 № 206-ЗИ-V (САЗ 11-47).

 

Статья 7. Основания направления больных в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

1. Лицо, страдающее хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющееся от обязательного лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения и систематически нарушающее общественный порядок или права других граждан, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, подлежит вызову в районный (городской) орган внутренних дел для объявления ему официального предупреждения о том, что в случае нарушения им в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения в течение года со дня объявления предупреждения общественного порядка или прав других лиц будет возбуждено ходатайство о направлении его в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

2. В случае, если лицо, страдающее хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, после объявления ему официального предупреждения продолжает уклоняться от обязательного лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения и систематически нарушает общественный порядок или права других граждан, потребляет наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, данное лицо по решению суда подлежит направлению на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

3. Лица, впервые направленные в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, содержатся в них от шести месяцев до одного года, а повторно направленные - до двух лет.

4. В отношении лиц, которые в период пребывания в лечебно-трудовых профилакториях систематически нарушают установленный в них порядок, в результате чего меры лечебного воздействия не дают положительного эффекта, администрация профилактория при необходимости обращается с ходатайством в суд по месту нахождения учреждения о продлении им срока лечения до одного года, при этом общий срок не может превышать трех лет.

5. Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией:

а) нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе;

б) беременные женщины и кормящие матери;

в) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет;

г) лица, не достигшие 18-летнего возраста;

д) лица, осужденные к исправительным работам, обязательным работам, ограничению свободы, условно осужденные, условно освобожденные от отбывания наказания;

е) инвалиды первой и второй групп;

ж) лица, подозреваемые, обвиняемые, подсудимые или осужденные за совершение преступления к мерам наказания, связанным с изоляцией от общества;

з) лица, состояние здоровья или сопутствующие заболевания которых препятствуют трудовому воспитанию, обязательному или добровольному лечению от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании.

6. Перечень заболеваний, препятствующих направлению больных в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, утверждается исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 8:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 3 - Закон ПМР от 29.04.08 № 451-ЗИД-IV (САЗ 08-17);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.08.09 № 825-ЗИД-IV (САЗ 09-32);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38);

Редакция 8 - Закон ПМР от 17.06.13 № 119-ЗИ-V (САЗ 13-24).

 

Статья 8. Порядок направления больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

С ходатайством о направлении больных на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений вправе обращаться лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, близкие родственники этих лиц, трудовые коллективы, государственные органы, общественные организации, учреждения, а также администрация наркологических учреждений органов здравоохранения, осуществляющих обязательное лечение больных, или местные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Материалы о направлении больных на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории оформляются органами внутренних дел совместно с учреждениями здравоохранения и подлежат рассмотрению районным (городским) судом по месту их нахождения. Порядок оформления указанных материалов определяется уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, уполномоченным Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Рассмотрение материалов производится в срок не свыше 10 (десяти) дней в открытом судебном заседании с участием лица, в отношении которого в производстве суда имеется ходатайство, а по его желанию – и с участием адвоката.

В случае уклонения от явки в суд лицо, в отношении которого в производстве суда имеется ходатайство о направлении на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, подвергается по требованию суда приводу работниками органов внутренних дел.

Суд выносит решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства о направлении больного на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений.

Решение суда может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его адвокатом в десятидневный срок в вышестоящий суд или опротестовано прокурором в порядке надзора.

Подача жалобы или принесение прокурором протеста не приостанавливает исполнение решения суда.

Решение суда о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, приводится в исполнение органами внутренних дел в пятидневный срок со дня вынесения решения суда. До приведения в исполнение решения суда о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, такое лицо по решению начальника органа внутренних дел может содержаться в карантинном помещении органа внутренних дел. Срок содержания в карантинном помещении органа внутренних дел не может превышать 5 (пяти) дней со дня вынесения решения суда.

Направление лица на трудовое воспитание и принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений не считается судимостью.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 9:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38).

 

Статья 9. Трудовое воспитание и принудительное лечение больных в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

Трудовое воспитание и принудительное лечение больных в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений основывается на привлечении больных к общественно-полезному труду, применении трудотерапии, профессионально-техническом обучении, соблюдении режима содержания и проведения воспитательной работы, а также на применении на принудительной основе комплекса медицинских мер, включающих в себя специальное противоалкогольное, противонаркотическое или противотоксическое лечение, на оказании больным квалифицированной медицинской помощи при прочих сопутствующих заболеваниях, их профилактике и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждении. В необходимых случаях медицинская помощь больным, содержащимся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений оказывается в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 10:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38);

Редакция 6 - Закон ПМР от 27.07.10 № 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30).

 

Статья 10. Организация трудовой деятельности и профессионально-технического обучения больных в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

Больные, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, в обязательном порядке привлекаются к общественно-полезному труду или трудотерапии с учетом возраста, трудоспособности, специальности (по возможности) и в соответствии с рекомендациями медицинской комиссии, при строгом соблюдении законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности. Для них по медицинским показаниям на период принудительного лечения может устанавливаться сокращенный рабочий день.

Больным, содержащимся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, для получения специальности, необходимой для их работы в данном учреждении или для трудоустройства после выхода из него, обеспечивается прохождение профессионально-технического обучения и профессиональной подготовки непосредственно на производстве.

Труд больных, содержащихся в указанных учреждениях оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Начисление заработка больным на лицевые счета производится за вычетом фактических затрат на их содержание - стоимости специального медикаментозного лечения, питания, одежды, обуви и коммунально-бытовых услуг, кроме спецпитания и спецодежды.

Возмещение больными, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, расходов по их содержанию производится после удержания из их доходов отчислений, предусмотренных налоговым законодательством, а также законодательством об исполнительном производстве. Общий размер всех удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов больных, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

На лицевые счета больных, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, выполняющих нормы выработки или установленные задания, должно начисляться, независимо от всех удержаний, не менее 30% их месячного заработка.

В связи с исключительными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб семье больного, иные уважительные причины) лицам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы до семи суток без учета времени на проезд в оба конца. Основанием для предоставления такого отпуска являются телеграммы, справки и другие документы, заверенные в установленном порядке. Разрешение на отпуск дается администрацией лечебно-трудового профилактория. Стоимость проезда в оба конца оплачивается больным, получившим такой отпуск либо его родственниками.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 11:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38);

Редакция 8 - Закон ПМР от 17.06.13 № 119-ЗИ-V (САЗ 13-24).

 

Статья 11. Условия и режим содержания больных в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

В лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений устанавливаются условия и режим содержания больных, необходимые для эффективного процесса их трудового воспитания (трудотерапии) и добровольного лечения, контроля за их проведением.

Контроль за проведением, а также нахождением лиц в местах, установленных администрацией лечебно-трудового профилактория, обеспечивается путем надзора.

Охрана больных, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, надзор за ними, вывод за пределы территории для работы и других целей осуществляются в установленном уполномоченным Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, порядке, который не должен противоречить принципам и нормам настоящего Закона.

При наличии достаточных оснований подозревать больных, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, в намерении принести на территорию этих учреждений или получить спиртные напитки, спиртосодержащие, наркотические или токсические вещества либо иные запрещенные вещи или предметы допускается досмотр вещей больных, личный досмотр и изъятие запрещенных вещей и предметов.

Больной, самовольно оставивший лечебно-трудовой профилакторий или место работы, а также несвоевременно прибывший без уважительной причины в учреждение, в том числе из отпуска, подвергается дисциплинарному наказанию, в соответствии с Положением о лечебно-трудовом профилактории.

Расходы, связанные с розыском указанной категории больных, возмещаются за их счет в порядке регрессного иска по решению суда по месту нахождения лечебно-трудового профилактория.

Больные, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, обеспечиваются необходимыми жилищно-бытовыми условиями, соответствующими правилам гигиены и санитарии, а также одеждой, бельем и обувью в соответствии с погодными условиями по установленным нормам, а при нахождении в стационаре - больничной одеждой и питанием. Для них организуется продажа продуктов питания и промышленных товаров.

Воспитательная работа с больными осуществляется с целью выработки у них установки на трезвый образ жизни, добросовестного отношения к труду, лечению, соблюдению законов.

В воспитательной работе с лицами, находящимися в лечебно-трудовом профилактории, могут принимать участие представители общественных организаций, трудовых коллективов, учреждений культуры, физкультуры и спорта, работники правоохранительных органов, родственники больных, а также представители религиозных организаций.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 12:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 3 - Закон ПМР от 29.04.08 № 451-ЗИД-IV (САЗ 08-17);

Редакция 7 - Закон ПМР от 21.11.11 № 206-ЗИ-V (САЗ 11-47).

 

Статья 12. Льготные условия содержания больных в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

При добросовестном отношении к труду и хорошем поведении, при успешном лечебно-трудовом воздействии, сформировавшейся установке на трезвый образ жизни больные, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях, могут быть переведены на льготные условия содержания, по истечении не менее одного месяца пребывания в лечебно-трудовом учреждении. В этом случае им может быть разрешено:

- работа на объектах труда без изоляции;

- краткосрочный (до 12 часов) отпуск в населенный пункт по месту дислокации учреждения.

Перечисленные льготы применяются в полном объеме или частично в зависимости от результатов лечебно-трудового воздействия.

Срок пребывания больного в лечебно-трудовом профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений исчисляется со дня его прибытия в это учреждение. Срок содержания больного в карантинном помещении органа внутренних дел засчитывается в общий срок пребывания больного в лечебно-трудовом профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений. В срок пребывания больного в лечебно-трудовом профилактории не засчитывается время его отсутствия в этом учреждении без уважительной причины.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 13:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38).

 

Статья 13. Основания и порядок освобождения больных из лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений

 

Больные, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, освобождаются из них:

- досрочно в связи с успешным лечебно-трудовым воздействием по решению суда;

- по истечении срока пребывания в учреждении;

- в связи с выявлением сопутствующего заболевания или возникновением отклонений в физическом состоянии, препятствующих применению мер лечебно-трудового воздействия по постановлению суда;

- в связи с достижением мужчиной 60-летнего возраста и женщиной 55-летнего возраста;

- в соответствии с решением суда по иным основаниям.

По истечении половины назначенного срока пребывания больного в лечебно-трудовом профилактории в зависимости от результатов лечебно-трудового воздействия проводится освидетельствование этого лица медицинской комиссией с целью рассмотрения вопроса о возможности его досрочного освобождения из данного учреждения.

Состав специалистов и других лиц, которые включаются в комиссию, определяется администрацией лечебно-трудового профилактория.

При наличии заключения комиссии об успешном лечебно-трудовом воздействии администрация представляет материалы в суд по месту нахождения учреждения для решения вопроса о досрочном освобождении такого лица из лечебно-трудового профилактория.

Решение комиссии об отказе в досрочном освобождении больного из лечебно-трудового профилактория может быть обжаловано им или адвокатом, представляющим его интересы, в соответствующую вышестоящую инстанцию и (или) в суд по месту нахождения учреждения в десятидневный срок.

При обнаружении у лица, находящегося в лечебно-трудовом профилактории, признаков заболевания, препятствующего его дальнейшему содержанию в учреждении, администрация этого учреждения на основании заключения медицинской комиссии заявляет в суд по месту нахождения лечебно-трудового профилактория ходатайство об освобождении больного.

При освобождении указанных больных администрация профилактория организует их доставку в соответствующее медицинское учреждение, если это вызывается необходимостью, или к месту жительства.

С больными, освобождающимися из лечебно-трудовых профилакториев, проводится полный расчет, им возвращаются личные вещи, документы и деньги.

В необходимых случаях больному, освобождаемому из такого учреждения, может быть выдано единовременное денежное пособие из фонда материальной помощи, образуемого за счет отчислений от заработка, в размере не более 50% минимального размера оплаты труда.

Если к моменту освобождения из лечебно-трудового профилактория больной, находящийся в нем, не имеет возможности полностью оплатить стоимость имущества, полученного в личное пользование, то невосполненная сумма списывается.

Задолженность погашается за счет средств больного, имеющихся на его лицевом счету.

В трудовой книжке больного делается запись о времени и характере выполняемой работы в лечебно-трудовом профилактории, а при отсутствии трудовой книжки выдается справка.

О больных, освобождаемых из лечебно-трудового профилактория, администрация учреждения направляет уведомление в городские (районные) управления (отделы) внутренних дел по месту жительства для оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также наркологическому учреждению органов здравоохранения - для оказания при необходимости медицинской помощи.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 14:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38).

 

Статья 14. Соблюдение режима работы в лечебно-трудовых профилакториях больными, содержащимися в данных профилакториях, и ответственность за его нарушение

 

Больные, содержащиеся в лечебно-трудовом профилактории исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, обязаны строго соблюдать установленный в нем режим работы и выполнять указания представителей администрации учреждения.

В случаях групповых или массовых неповиновений больных законным требованиям администрации лечебно-трудового профилактория руководитель учреждения принимает меры к пресечению нарушений режима в их начальной стадии, используя в установленном законом порядке имеющиеся силы и средства.

О противоправных действиях со стороны больных, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, немедленно сообщается территориальному прокурору, по месту дислокации профилактория.

Больные, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях, принимавшие участие в групповых и массовых неповиновениях, иных противоправных действиях, сопряженных с умышленной порчей оборудования, помещений и другого имущества, и наносящих материальный ущерб как данному учреждению, так и организациям, работающим с ним на договорных началах, несут материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

РАЗДЕЛ 4. Продолжение лечения, трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев органов внутренних дел

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 15:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38).

 

Статья 15. Учет и поддерживающее лечение

 

Больные, подвергшиеся трудовому воспитанию и прошедшие принудительное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании в лечебно-трудовых профилакториях исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнения наказаний и судебных решений, после выписки из этих учреждений обязаны встать на учет в наркологических учреждениях органов здравоохранения по месту жительства и проходить в них поддерживающее лечение в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты.

 

ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменений статьи 16:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42).

 

Статья 16. Трудовое и бытовое устройство

 

Трудовое и бытовое устройство лиц, выписанных из наркологических учреждений органов здравоохранения, а также из лечебно-трудовых профилакториев органов внутренних дел, осуществляется по месту жительства и, как правило, по месту их прежней работы и возлагается на местные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Президент

Приднестровской Молдавской Республики                                               И. Смирнов

 

г. Тирасполь

29 ноября 1994 г.

 

Текст подготовлен ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Закон ПМР от 29.11.94) на основе следующих нормативных актов:

Редакция 2 - Закон ПМР от 14.10.05 № 641-ЗИ-III (САЗ 05-42);

Редакция 3 - Закон ПМР от 29.04.08 № 451-ЗИД-IV (САЗ 08-17);

Редакция 4 - Закон ПМР от 05.08.09 № 825-ЗИД-IV (САЗ 09-32);

Редакция 5 - Закон ПМР от 18.09.09 № 854-ЗИ-IV (САЗ 09-38);

Редакция 6 - Закон ПМР от 27.07.10 № 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30);

Редакция 7 - Закон ПМР от 21.11.11 № 206-ЗИ-V (САЗ 11-47);

Редакция 8 - Закон ПМР от 17.06.13 № 119-ЗИ-V (САЗ 13-24).