ПРИК МРМР 18 августа 2016 № 988 САЗ 16-38  
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам)

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 20 сентября 2016 г.

Регистрационный № 7581

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (CАЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2015 года № 310 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (САЗ 15-20), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Левицкую И.Б.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

Министр                                                                                                                                         Т. Цивинская

 

г. Тирасполь

18 августа 2016 г.

№ 988

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 августа 2016 года № 988

 

Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам)

 

1. Область применения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) реализуются в целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, обеспечивающим получение среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

3. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной специальности.

Возможна сетевая форма реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

 

2. Используемые сокращения

 

4. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ГОС СПО - государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

УД - учебная дисциплина;

ОД - общеобразовательные дисциплины;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по специальности

 

5. Получение СПО по ОПОП допускается только в организации профессионального образования.

6. Срок получения СПО по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

7. Прием на обучение по ОПОП по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих ОПОП выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными.

8. При приеме на обучение по ОПОП, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26) .

9. Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает вступительные испытания творческой направленности, позволяющие определить музыкально-ритмические и координационные способности абитуриента (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические данные.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

10. Область профессиональной деятельности выпускников:

а) исполнительское творчество - хореографическое исполнительство в различных танцевальных коллективах, на сценических площадках, в концертно-театральных организациях;

б) хореографическое образование в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, организациях общего образования, организациях профессионального образования.

11. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) произведения танцевального искусства разных народов, стилей, жанров;

б) процесс обучения организации движений человеческого тела в соответствии с методикой специальных хореографических дисциплин;

в) детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, организации общего образования, организации профессионального образования;

г) образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, организациях общего образования, организациях профессионального образования;

д) зрители театров и концертных залов;

е) театральные и концертные организации;

ж) организации культуры, образования.

12. Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель, готовится к следующим видам деятельности:

а) творческо-исполнительская деятельность (в качестве артиста балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива - солиста, дуэтного и ансамблевого исполнителя, в концертно-театральных организациях, танцевальных коллективах);

б) педагогическая деятельность (учебно-методическое и документальное обеспечение учебного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, организациях общего образования, организациях профессионального образования).

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

13. Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

в) OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

г) ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) для совершенствования профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

ж) ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

з) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

и) ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

к) ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности;

л) ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;

м) ОК 12. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

14. Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности:

а) творческо-исполнительская деятельность:

1) ПК 1.1. Исполнять хореографический репертуар в соответствии с программными требованиями и индивидуально-творческими особенностями;

2) ПК 1.2. Исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный, спортивно-бальный;

3) ПК 1.3. Готовить поручаемые партии под руководством репетитора-хореографа, балетмейстера;

4) ПК 1.4. Создавать художественно-сценический образ в соответствии со стилем хореографического произведения;

5) ПК 1.5. Определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

6) ПК 1.6. Сохранять и поддерживать собственную физическую и профессиональную форму;

7) ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;

б) педагогическая деятельность:

1) ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, организациях общего образования, организациях профессионального образования;

2) ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

3) ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;

4) ПК 2.4. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и зарубежных танцевальных хореографических школ;

5) ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приёмы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

6) ПК 2.6. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

15. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общеобразовательного;

2) общего гуманитарного и социально-экономического;

3) профессионального;

б) разделов:

1) учебная практика;

2) производственная практика (по профилю специальности);

3) производственная практика (преддипломная);

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

16. Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на его освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательных дисциплин (модулей), позволяющих обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.

17. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОПОП углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

18. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

19. Структура основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

20. Срок получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

21. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС СПО.

Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание ОПОП, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

22. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть профессионального учебного цикла ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС СПО;

в) обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи обучающихся;

д) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

е) обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной профессиональной образовательной программы;

ж) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе спортивных и творческих клубов;

з) должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

23. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

24. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

25. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет от 40 до 46 академических часов в неделю, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.

26. Освоение ОПОП по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) осуществляется обучающимися только под руководством преподавателя.

27. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

28. Дисциплина «Физическая культура» реализуется в рамках дисциплины «Тренаж (по видам ОПОП)».

29. Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

30. При разработке ОПОП организация профессионального образования имеет право ежегодно определять объем времени по учебным дисциплинам и профессиональным модулям ОПОП в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.

31. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

32. Организация приема на обучение по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) осуществляется при условии формирования учебных групп следующим образом:

а) групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса;

б) мелкогрупповые занятия - не менее 6 и не более 13 человек по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей и дисциплине «Иностранный язык».

33. Раздельное обучение юношей и девушек проводится:

а) по междисциплинарному курсу «Классический танец» - в течение всего периода обучения;

б) по междисциплинарному курсу «Народно-сценический танец» - на 1-ом и 2-ом годах обучения;

в) по междисциплинарному курсу «Историко-бытовой танец» на 1-ом году обучения;

г) по дисциплине «Тренаж (по видам ОПОП)» - в течение всего периода обучения.

34. При реализации ОПОП необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов от общего количества часов, отводимых на групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия:

а) по дисциплинам:

1) «Актёрское мастерство»,

2) «Ритмика»,

3) «Тренаж (по видам ОПОП)»,

4) «Гимнастика»;

б) по междисциплинарным курсам:

1) «Классический танец»,

2) «Народно-сценический танец»,

3) «Историко-бытовой танец»,

4) «Современный танец»,

5) «Спортивный бальный танец»,

6) «Образцы наследия ансамблей танца, хореографических коллективов», «Индивидуальная техника, сценический репертуар»;

в) по дисциплинам и междисциплинарным курсам вариативной части профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность».

На учебную практику «Творческо-исполнительская деятельность» планировать работу концертмейстеров из расчета не более 50 процентов от объема времени, отведенного на аудиторные занятия по данному виду практики.

35. При подготовке и проведении спектаклей и концертов, учебной практики внутри учебного заведения и производственной практики в театрах и концертных организациях часы работы репетитора по балету, хореографа, балетмейстера, концертмейстера, дирижёра, звукорежиссёра и работников постановочного цеха планируются из расчета 100 процентов от общего количества часов, отводимых на учебную и производственную практику.

36. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Учебная практика включает исполнительскую практику и учебную практику по педагогической работе.

Исполнительская практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме учебно-практических занятий, репетиций, дополняющих междисциплинарные курсы профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность» (по видам).

Учебная практика по педагогической работе проводится рассредоточенно в следующих формах: аудиторные занятия под руководством преподавателя, ознакомительная (наблюдательная) практика, самостоятельная работа обучающихся.

Производственная практика (по профилю специальности) включает творческо-исполнительскую и педагогическую практики.

Творческо-исполнительская практика предполагает подготовку публичного выступления на базе организации профессионального образования или на базе практики и выступление перед публикой, проводится в форме практических занятий.

Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, организации общего образования, организации профессионального образования.

Производственная (преддипломная) практика проводится рассредоточенно в течение VII и VIII семестров в форме практических занятий под руководством преподавателя, а также самостоятельной работы с целью подготовки выпускной квалификационной работы.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самого учебного заведения.

37. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня согласно действующему законодательству по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня согласно действующему законодательству в области, соответствующей преподаваемой дисциплине (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 90 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.

38. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам и междисциплинарным курсам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебных предметов, дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 7 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

39. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

40. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

41. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

а) кабинеты:

1) русского языка и литературы;

2) математики и информатики;

3) иностранного языка;

4) истории, географии и обществознания;

5) гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

6) естественнонаучных дисциплин (биологии, химии, физики);

7) мировой художественной культуры;

8) музыкально-теоретических дисциплин;

9) грима;

10) видео- и звукозаписи;

б) учебные классы:

1) для групповых занятий;

2) для индивидуальных музыкальных занятий;

в) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) спортивная площадка;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

г) залы:

1) балетные залы площадью не менее 75 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодные для танца полы (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх стен, зеркала размером 7 м х 2 м на одной стене;

2) учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 кв.м, по оснащенности приближённый к условиям профессионального театра;

3) библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

42. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий организация профессионального образования должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

43. Минимально необходимый для реализации ОПОП перечень специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:

1) парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные инструменты и другие);

2) видеозаписывающую и видеовоспроизводящую технику (рекомендуется наличие видеостудии);

3) звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику (рекомендуется наличие кабинета или студии звукозаписи);

4) костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;

5) раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

Организацией профессионального образования должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, музыкальных инструментов, костюмерной.

44. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

45. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

46. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

47. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности организацией профессионального образования в качестве экспертов должны активно привлекаться работодатели.

48. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

а) оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, практик;

б) оценка компетенций обучающихся.

49. К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

50. Итоговая государственная аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

При реализации ОПОП итоговая государственная аттестация включает:

а) выпускную квалификационную работу (дипломную работу) - участие в выпускном концерте (сценическое выступление);

б) государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Классический танец»;

в) государственный экзамен по междисциплинарному курсу профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность» проводится по видам, заявленным организацией профессионального образования;

г) государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

 

Приложение № 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 52.02.02

Искусство танца (по видам)

 

Срок

получения СПО по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации углубленной подготовки

Срок получения СПО по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

основное общее образование

Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель

3 года 10 месяцев

 

Приложение № 2

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 52.02.02

Искусство танца (по видам)

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы углублённой подготовки

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс

и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Код формируемой

компетенции

ОД.00

Общеобразовательный учебный цикл

1966

1404

 

 

ОД.01

Учебные дисциплины

 

756

 

 

В результате изучения учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования обучающийся должен:

1. Уметь:

а) осуществлять речевой самоконтроль;

б) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

в) анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

г) проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

д) использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

е) извлекать необходимую информацию из различных источников:

1) учебно-научных текстов,

2) справочной литературы,

3) средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

ж) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

з) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

и) соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

к) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

л) использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

м) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

2) приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

4) самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

5) увеличения словарного запаса;

6) расширения круга используемых языковых и речевых средств;

7) совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

8) совершенствования коммуникативных способностей;

9) развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

10) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

н) вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

2. Знать:

а) о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

б) смысл понятий:

1) речевая ситуация и ее компоненты,

2) литературный язык,

3) языковая норма,

4) культура речи;

в) основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

г) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

д) нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

 

ОД.01.01.

Родной

язык

ОК 13

3. Уметь:

а) воспроизводить содержание литературного произведения;

б) анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь);

в) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

г) соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

д) выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

е) соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

ж) определять род и жанр произведения;

з) сопоставлять литературные произведения;

и) выявлять авторскую позицию;

к) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

л) аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

м) писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

н) соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;

4. Знать:

а) образную природу словесного искусства;

б) содержание изученных литературных произведений;

в) основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;

г) основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

д) основные теоретико-литературные понятия;

 

 

ОД.01.02.

Родная

литература

ОК 13

5. Уметь:

а) вести беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

б) рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

в) делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж;

г) понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

д) читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

е) используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

ж) читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

з) ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;

и) использовать двуязычный словарь; использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;

6.Знать:

а) основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

б) основные способы словообразования;

в) основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

г) признаки изученных грамматических явлений;

д) особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

е) о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

 

 

ОД.01.03.

Иностранный язык

ОК 13

7. Уметь:

а) описывать:

1) основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

2) человека как социально-деятельное существо;

3) основные социальные роли;

б) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

в) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

г) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;

д) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

е) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

ж) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников), различать в социальной информации факты и мнения;

з) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

и) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

8. Знать:

а) социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

б) сущность общества как формы совместной деятельности людей

в) характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

г) содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 

 

ОД.01.04.

Общество-

знание

(включая

экономику

и право)

ОК 13

9. Уметь:

а) проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;

б) решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;

в) решать системы уравнений изученными методами;

г) строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;

д) применять аппарат математического анализа к решению задач;

е) применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач;

ж) оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

з) распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

и) использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

к) оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

л) иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

м) создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

н) просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

о) наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

п) соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

10. Знать:

а) тематический материал курса;

б) основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

в) назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

г) назначения и функции операционных систем;

 

 

ОД.01.05.

Математика и информатика

ОК 13

11. Уметь:

а) ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

б) работать с естественнонаучной информацией:

1) владеть методами поиска,

2) выделять смысловую основу,

3) оценивать достоверность информации;

в) использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;

12. Знать:

а) основные науки о природе, их общность и отличия;

б) естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;

в) взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;

г) вклад великий ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

 

 

ОД.01.06.

Естество-

знание

ОК 13

13. Уметь:

а) определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

б) оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

в) применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

г) составлять:

1) комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

2) таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

д) сопоставлять географические карты различной тематики;

е) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

2) нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

3) правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

4) понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;

14. Знать:

а) основные географические понятия и термины;

б) традиционные и новые методы географических исследований;

в) особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

г) численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

д) различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

е) проблемы современной урбанизации;

ж) географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

з) географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

и) географические аспекты глобальных проблем человечества;

к) особенности современного геополитического и геоэкономического положения Приднестровской Молдавской Республики, России, их роль в международном географическом разделении труда;

 

 

ОД.01.07

География

ОК 13

15. Уметь:

а) оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

б) действовать в чрезвычайных ситуациях;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

г) оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

д) владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16. Знать:

а) о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

б) о здоровье и здоровом образе жизни;

в) о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

г) предназначение, структуру задачи гражданской обороны.

 

70

ОД.01.08

Основы

безопасности

жизнедеятельности

ОК 13

ОД.02.

Профильные учебные дисциплины

 

648

 

 

В результате изучения профильных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования обучающийся должен:

1. Уметь:

а) проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

б) критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

в) анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

г) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

д) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

е) участвовать в дискуссиях - по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

2. Знать:

а) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

б) периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

в) историческую обусловленность современных общественных процессов;

г) особенности исторического пути Приднестровской Молдавской Республике, России, их роль в мировом сообществе;

 

 

ОД. 02.01 История

ОК 14

ПК 1.7

3. Уметь:

а) узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

б) устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

в) пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

г) выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

д) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) выбора путей своего культурного развития;

2) организации личного и коллективного досуга;

3) выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

4) самостоятельного художественного творчества;

4. Знать:

а) основные виды и жанры искусства;

б) изученные направления и стили мировой художественной культуры;

в) шедевры мировой художественной культуры;

г) особенности языка различных видов искусства;

 

 

ОД.02.02

История

мировой

культуры

ОК 14

ПК 1.7

5. Уметь: а) ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;

б) характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;

6. Знать:

а) основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;

б) особенности традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорные истоки музыки;

в) творческое наследие выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

г) программный минимум произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства (слуховые представления);

д) основные элементы музыкального языка и принципы формообразования;

 

 

ОД.02.03 Музыкальная

литература

ОК 14

ПК 1.4,1.5,

1.7

7. Уметь:

а) ориентироваться в основных этапах развития театрального искусства;

б) характеризовать спектакль с точки зрения жанра, содержания, образов, выразительных средств и тому подобное;

в) характеризовать основные этапы развития отечественного театра;

8.Знать:

а) основные этапы развития театрального искусства, их художественные особенности;

б) основные этапы развития отечественного театра;

в) значение русского балета в развитии мирового хореографического искусства;

г) имена и основные произведения выдающихся деятелей театрального искусства различных эпох;

 

 

ОД.02.04

История

театра

ОК 14

ПК 1.4,1.7

9.Уметь:

анализировать произведения хореографического искусства с точки зрения времени создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия видов искусства, художественных средств создания хореографических образов;

10.Знать:

а) основные этапы развития хореографического искусства;

б) основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

в) имена выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;

г) основные этапы становления и развития русского балета;

д) основные этапы становления и развития хореографического образования в Приднестровской Молдавской Республике, России, историю создания танцевальных школ в Санкт-Петербурге и Москве;

е) имена выдающихся представителей русского балета, их творческое наследие;

 

 

ОД.02.05

История

хореографического

искусства

ОК 14

ПК 1.4.1.7

11.Знать:

основы музыкальной грамоты, различные способы звукоизвлечения;

12. Уметь:

а) исполнять несложные произведения танцевальных жанров, различных стилей и адаптированных образцов балетной музыки;

б) владеть навыками чтения с листа;

 

 

ОД. 02.06.

Основы

игры на

музыкальном

инструменте

ОК 14

ПК 1.5

13.Уметь:

а) составлять и выполнять комплексы специальных хореографических упражнений на развитие профессионально необходимых физических качеств с учетом индивидуальных особенностей организма;

б) осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за режимами физической нагрузки;

в) соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

г) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения;

14.Знать:

а) роль тренажа классического танца и физической культуры в формировании здорового образа жизни;

б) требования получаемой профессии к физической подготовленности обучающегося;

в) основы формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств.

 

 

ОД.02.07.

Тренаж

(по видам ОПОП СПО)

OK 1,2,8,

14

ПК 1.6

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП

3984

3724

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

432

288

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

1.Уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2.Знать:

а) основные категории и понятия философии;

б) роль философии в жизни человека и общества;

в) основы философского учения о бытии;

г) сущность процесса познания;

д) основы научной, философской и религиозной картин мира;

е) об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ж) о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

 

48

ОГСЭ.01. Основы

философии

OK 1-9

3.Уметь:

а) ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, России и мире;

б) выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

4. Знать:

а) основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);

б) сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

в) основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

г) назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

д) о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

е) содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и республиканского значения;

 

48

ОГСЭ. 02.

История

OK 1-9

5. Уметь:

а) применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

б) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

6.Знать:

а) основные положения теорий о социально- психологических феноменах группы и общества, путях социальной адаптации личности;

б) взаимосвязь общения и деятельности;

в) цели, функции, виды и уровни общения;

г) роли и ролевые ожидания в общении;

д) виды социальных взаимодействий;

е) механизмы взаимопонимания в общении;

ж) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

з) этические принципы общения;

и) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

 

48

ОГСЭ.03.

Психология

общения

ОК 1-10

ПК 2.2, 2.5

7.Уметь:

а) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

б) переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

в) самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

8.Знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

 

144

ОГСЭ.04.

Иностранный

язык

ОК 1-9

ПК 1.7

П.00.

Профессиональный учебный цикл

3552

3436

 

 

ОП.00.

Общепрофессиональные дисциплины

404

344

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1.Уметь:

а) работать над художественно-сценическим образом;

б) перевоплощаться в сценический образ;

в) воплощать художественный образ в мимике, жесте, гриме;

г) применять средства актерской выразительности в соответствии с жанровой и стилевой спецификой хореографического произведения;

2. Знать:

а) принципы построения художественно-сценического образа;

б) основы актёрского мастерства и специфику актёрского мастерства в хореографическом искусстве;

в) средства актёрской выразительности и перевоплощения в сценический образ;

 

 

ОП.01. Актёрское

мастерство

OK 1-9

ПК 1.1-1.5

3. Уметь:

а) составлять и выполнять комплексы специальных хореографических упражнений на развитие профессионально необходимых физических качеств с учетом индивидуальных особенностей организма;

б) осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за режимами физической нагрузки;

в) соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

г) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения;

4.Знать:

а) роль тренажа классического танца и физической культуры в формировании здорового образа жизни;

б) требования получаемой профессии к физической подготовленности обучающегося;

в) основы формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств;

 

 

ОП.02.

Тренаж

(по видам ОПОП СПО)

OK 1, 2, 8

ПК 1.6

5. Уметь:

гримироваться, пользоваться сценическим костюмом и театральными аксессуарами;

6. Знать:

а) виды и технику грима;

б) театральные костюмы и аксессуары, используемые в хореографическом искусстве;

 

 

ОП.03.

Грим

OK 1-9

ПК 1.4

7.Уметь:

укреплять собственное здоровье, сохранять и поддерживать внешнюю физическую и профессиональную форму;

8. Знать:

а) основные составляющие здорового образа жизни;

б) основы диагностики профессиональных травм;

в) способы предотвращения профессионального травматизма;

г) требования к внешней физической и профессиональной форме артиста танца;

д) основные способы сохранения и поддержания профессиональной формы;

 

 

ОП.04.

Охрана

труда

артиста

танца

ОК 1-9

ПК 1.6

9. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения;

д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим;

10. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

г) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

д) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

е) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

ж) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

з) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

68

ОП.05.

Безопасность

жизнедеятельности

ОК 1-10

ПК 1.6

ПМ.00.

Профессиональные модули

3148

3092

 

 

ПМ.01.

Творческо-исполнительская деятельность

Народно-сценический танец

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) исполнения на сцене различных видов танца, произведений базового хореографического репертуара, входящего в программу профессиональной практики хореографического учебного заведения;

б) подготовки концертных номеров, партий под руководством репетитора-балетмейстера;

в) работы в танцевальном коллективе;

г) участия в репетиционной работе;

д) создания и воплощения на сцене художественного сценического образа в хореографических произведениях;

е) исполнения хореографических произведений перед зрителями на разных сценических площадках;

2. Уметь:

а) создавать художественный сценический образ в хореографических произведениях классического наследия, постановках современных хореографов, отображать и воплощать музыкально-хореографическое произведение в движении, хореографическом тексте, жесте, пластике, ритме, динамике с учетом жанровых и стилистических особенностей произведения;

б) исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического, историко-бытового русского народного танцев, современных видов хореографии;

в) исполнять хореографические партии в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в программу профессиональной практики хореографического учебного заведения;

г) передавать стилевые и жанровые особенности исполняемых хореографических произведений;

д) распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

е) адаптироваться к условиям работы в конкретном хореографическом коллективе, на конкретной сценической площадке;

ж) видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

з) понимать и исполнять указания хореографа, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;

и) анализировать материал хореографической партии, художественно-сценического образа в концертном номере, запоминать и воспроизводить текст хореографического произведения;

к) учитывать особенности зрительской аудитории (публики) и сценической площадки при исполнении поручаемых партий, сценических образов, концертных номеров;

3.Знать:

а) базовый хореографический репертуар и танцевальные композиции, входящие в программу профессиональной практики хореографического учебного заведения, историю их создания и основы композиции, стилевые черты и жанровые особенности;

б) рисунок классического и современного танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;

в) танцевальную (хореографическую) терминологию;

г) элементы и основные комбинации классического, народно- сценического, историко-бытового, русского народного танцев, современных видов хореографии;

д) особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций в различных видах танца, виды и приемы исполнения поз, прыжков, вращений, поддержек;

е) сольный и парный танец; средства создания образа в хореографии;

ж) основные танцевальные стили и жанры танца;

з) принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

и) образцы классического наследия и современного балетного и танцевального репертуара;

к) возможные ошибки исполнения хореографического текста различных видов танца;

л) специальную литературу по профессии; основные методы репетиционной работы, основные этапы развития танцевального исполнительства;

м) базовые знания методов тренажа и самостоятельной работы над партией.

 

 

МДК 01.01.

Классический

танец

МДК 01.02.

Народно-

сценический

танец

 

МДК 01.03.

Историко-

бытовой

танец

 

МДК 01.04.

Современная

хореография

 

МДК 01.05.

Образцы

наследия

ансамблей

танца,

хореографических

коллективов

 

МДК 01.06.

Индивидуальная

техника,

сценический

репертуар

ОК 1-9

ПК 1.1-1.7

Современный танец

 

 

МДК.01.01.

OK 1-9

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) исполнения на сцене различных стилей и направлений современной хореографии, наиболее известных произведений хореографического репертуара;

б) подготовки концертных номеров, партий под руководством репетитора-балетмейстера;

в) работы в танцевальном коллективе;

г) участия в репетиционной работе;

д) создания и воплощения на сцене художественного сценического образа в хореографических произведениях;

е) исполнения хореографических произведений перед зрителями на разных сценических площадках;

2. Уметь:

а) создавать художественный сценический образ в хореографических произведениях мирового наследия, постановках современных хореографов, отображать и воплощать музыкально- хореографическое произведение с учетом его жанровых и стилистических особенностей;

б) исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического и современного танцев;

в) исполнять хореографические партии в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в программу профессиональной практики хореографического учебного заведения;

г) передавать стилевые и жанровые особенности исполняемых хореографических произведений;

д) владеть законами сцены и композиции, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

е) адаптироваться к условиям работы в конкретном хореографическом коллективе, на конкретной сценической площадке;

ж) видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

з) понимать и исполнять указания хореографа, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;

и) анализировать материал хореографической партии, художественно-сценического образа в концертном номере, запоминать и воспроизводить текст хореографического произведения;

к) учитывать особенности зрительской аудитории (публики) и сценической площадки при исполнении поручаемых партий, сценических образов, концертных номеров;

л) владеть техникой исполнения и стилевыми особенностями классического, народно-сценического и современного танцев (по видам и направлениям);

м) владеть правильной постановкой корпуса, ног, рук, головы;

н) исполнять экзерсис у станка и на середине зала;

о) исполнять различные виды и приемы поз, прыжков, вращений, танцевальные комбинации;

п) исполнять сложные формы adagio и большие прыжки;

р) владеть техникой народно-сценического танца (сольного и парного), правильным характером, стилем и манерой исполнения, правильной постановкой корпуса, ног, рук, головы; импровизации;

с) использовать лексику современного танца для создания хореографического произведения;

т) владеть исполнительской техникой различных стилей джазового танца: «афро», блюз-джаз, бройдвейский джаз, фолк, мюзикл, степ;

у) владеть на базовом уровне исполнительскими техниками танца модерн (по выбору): «Лимон-техник» (Limon-based), «Грэхем-техник» (Graham Technique), «Хортон-техник» (Lester Horton Technique), «Хоукинс- техник» (Hawkins Technique), «Каннингем-техник» (Cunningham Technique), техники Европейского танцевального театра Р. Лабана, М.Вигман, К. Йосса, П. Бауш;

ф) владеть стилями и техникой исполнения современного социального (бытового танца) -брейк, хип-хоп, хауз и другими

х) уметь импровизировать в танце и владеть навыками актерской игры;

ц) импровизировать и владеть навыками актерской работы в свободном пространстве;

3. Знать:

а) основные этапы развития современного танца, художественные особенности творчества наиболее известных хореографов и исполнителей современного танца;

б) основные методы анализа движения - импровизация, анализ Р.фон Лабана, метод и Бартеньефф;

в) принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

г) принципы построения урока классического балета и народно-сценического танца;

д) терминологию техник джазового танца, название и историю происхождения джазового танца, принципы построения урока джазового танца;

е) терминологию техник танца модерн, название и историю их происхождения, принципы исполнения и построения уроков;

ж) основные технические принципы и принципы построения уроков (по выбору) основных техник постмодерна;

з) основные приемы композиции: соотношение рисунка танца, драматургии, танцевальной лексики и музыкального сопровождения;

и) особенности хореографической образности в современном танце;

к) образцы классического и современного танцевального репертуара;

л) основные методы репетиционной работы;

м) принципы самостоятельной работы над партией.

 

 

Классический

танец

МДК.01.02.

Народно-

сценический

танец

МДК.01.03.

Дуэтный

танец

 

МДК. 01.04.

Танец

модерн

 

МДК.01.05

Степ

 

МДК.01.06.

Джазовый

танец

 

МДК.01.07

Техники

contemporary

dance

 

МДК.01.08.

Образцы

наследия

ансамблей

танца,

хореогра-

фических

коллективов

 

МДК.01.09.

Индиви-

дуальная

техника,

сценический

репертуар

ПК 1.1-1.9

Спортивный бальный танец

 

 

МДК 01.01.

OK 1-9

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) исполнения на сцене различных видов танца, произведений базового хореографического репертуара;

б) подготовки концертных номеров, партий под руководством репетитора-балетмейстера;

в) работы в танцевальном коллективе;

г) участия в репетиционной работе;

д) создания и воплощения на сцене художественного сценического образа в хореографических произведениях;

е) исполнения хореографических произведений перед зрителями на разных сценических площадках;

2. Уметь:

а) исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

б) исполнять бальные танцы европейской программы: венский вальс, медленный вальс, фокстрот, танго, квикстеп;

в) владеть техникой европейского танца (особенности постановки корпуса и ног, правильная работа тела, координация движения);

г) исполнять бальные танцы латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв;

д) владеть:

е) техникой латиноамериканских танцев (особенности постановки и баланс корпуса, позиции ног, правильная работа тела, координация движений);

ж) исполнять исторические бальные танцы (Средневековье, Возрождение, XVI-XIX вв.), чувствовать стиль эпохи, особенности костюма и его влияние на характер движения;

з) исполнять бытовые и бальные танцы XX века;

и) владеть техникой историко-бытового танца, правильной постановкой корпуса, ног, рук, головы; шаги, поклоны, pas, элементы и композиции бытовых танцев;

к) владеть техникой партерной и воздушной поддержки, навыками сценического общения, исполнять танцевальные комбинации с использованием поддержек;

3.Знать:

а) базовые элементы европейского танца, варианты составления танцевальных вариаций, подготовительные упражнения для координации движений, основные ошибки, методы их устранения;

б) базовые элементы латиноамериканских танцев, варианты составления танцевальных вариаций;

в) основные источники изучения историко-бытовых танцев, базовые элементы, терминологию и названия танцев;

г) терминологию классического танца и дуэтного танца.

 

 

Классический

танец

МДК. 01.02.

Народно-

сценический

танец

 

МДК.01.03.

Бальный

танец.

Европейская

программа

 

МДК.01.04.

Дуэтный

танец

 

МДК.01.05.

Бальный

танец.

Латино-

американская

программа

 

МДК.01.06.

Танец модерн

 

МДК.01.07.

Джазовый

танец

 

МДК.01.08.

Образцы

наследия

ансамблей

танца,

хореографических

коллективов

ПК 1.1-1.9

ПМ.02.

Педагогическая деятельность

 

 

 

 

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1.Иметь практический опыт:

а) планирования и проведения занятий по хореографическим дисциплинам;

б) работы с учебно-методической литературой и документацией;

3. Уметь:

а) использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

б) организовать индивидуальную творческо-исполнительскую работу с обучающимися с учётом возрастных и личностных особенностей;

в) организовать обучение хореографическим дисциплинам с учётом возрастных особенностей и уровня предшествующей подготовки обучающихся;

г) организовывать и проводить репетиционную деятельность обучающихся;

д) использовать практические навыки исполнительской деятельности в работе с обучающимися;

е) пользоваться учебно-педагогической и методической литературой;

ж) использовать необходимые технические средства в образовательном процессе;

4. Знать:

а) творческие и педагогические школы;

б) наиболее известные методические системы обучения хореографическим дисциплинам;

в) хореографический репертуар различных возрастных групп;

г) профессиональную терминологию;

д) психолого-педагогические особенности работы с разными возрастными группами обучающихся;

е) современные методики обучения хореографическим дисциплинам;

ж) порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования и общеобразовательных организациях;

з) требования к личности педагога; основы теории воспитания и образования; закономерности общения;

и) учебно-педагогическую и методическую литературу;

к) технические средства, используемые при обучении хореографическим дисциплинам.

 

 

МДК.02.01. Основы

преподавания

хореографических

дисциплин

 

МДК. 02.02.

Учебно-

методическое

обеспечение

учебного

процесса

OK 1-9

ПК 2.1-2.6

 

Вариативная часть учебных циклов (определяется организацией профессионального образования самостоятельно)

800

724

 

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ОПОП, включая государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

6750

5852

 

 

УП.00.

Учебная практика

9 нед.

324

 

OK 1-9

ПК 1.1-1.9, 2.1-2.6

УП.01.

Исполнительская практика

7 нед

 

 

 

УП.02.

Учебная практика по педагогической работе

2 нед.

 

 

 

ПП.00.

Производственная практика (по профилю специальности)

7 нед.

252

 

OK 1-9

ПК 1.1-1.9, 2.1-2.6

ПП.01.

Творческо-исполнительская практика

5 нед.

 

 

 

ПП.02.

Педагогическая практика

2 нед.

 

 

 

ПДП.00.

Производственная (преддипломная) практика

3 нед.

 

 

 

ПА.00.

Промежуточная аттестация

10 нед.

 

 

 

ИГА.00.

Итоговая государственная аттестация

3 нед.

 

 

 

ИГА.01.

Подготовка выпускной квалификационной работы

1 нед.

 

 

 

ИГА.02.

Защита выпускной квалификационной работы

1 нед.

 

 

 

ИГА.03.

Государственный экзамен

1 нед.

 

 

 

ИГА.04.

Государственный экзамен

 

 

 

ИГА.05.

Государственный экзамен

 

 

 

 

Приложение № 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 52.02.02

Искусство танца (по видам)

 

Срок

получения среднего профессионального образования по ОПОП углубленной подготовки в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам, включая среднее (полное) общее образование

134 нед.

Учебная практика

9 нед

Производственная практика (по профилю специальности)

7 нед.

Производственная практика (преддипломная)

3 нед.

Промежуточная аттестация

10 нед.

Итоговая государственная аттестация

3 нед.

Каникулы

33 нед.

Итого

199 нед.