Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»
В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 283 (VI)), представленный к рассмотрению в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Болтрушко Д.С., министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Молоканову И.И., заместителя министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Соколову Н.И., заместителя министра финансов – директора Государственной налоговой службы Дигусар Л.В., начальника Государственной службы налоговой политики и методологии бухгалтерского учета Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики Кульпина В.Ю., исполняющего обязанности начальника Государственной службы содействия инвестиционной и деловой активности Министерства экономического развития Чернобай М.В.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
П. Прокудин
|
г. Тирасполь
15 ноября 2016 г.
№ 897р
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 15 ноября 2016 года № 897р
Заключение
Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте»
Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 283 (VI)), представленный к рассмотрению в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считаем невозможным его принятие по следующим основаниям.
1. На сегодняшний день индивидуальное предпринимательство – это самая простая и доступная форма бизнеса. Преимущества данной формы ведения бизнеса – простота, непосредственный контроль и большая гибкость в управлении и ведении бизнеса, которые и являются основными причинами, привлекающими огромное число предпринимателей. Бизнес с такой структурой имеет одного владельца, который сам управляет делом и сам же исполняет всю ежедневную работу.
За последнее время в части развития и поддержки малого предпринимательства государством был принят целый комплекс мер стимулирующего характера. Так был принят ряд законов о внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 сентября 2008 года № 557-З-IV «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 08-38):
а) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2016 года № 136-ЗИ-VI «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 16-21), предусматривающий упрощение процедуры продления патента как одной из возможных мер поддержки предпринимательства в условиях ухудшающейся финансово-экономической ситуации. Так, данным Законом предусмотрена возможность продления действия патента в течение 3 (трех) лет без обращения в налоговые органы, а также возможность рассмотрения территориальной налоговой инспекцией, выдавшей патент, вопроса о продлении срока действия патента по истечении срока внесения платы за патент, установленного до первого числа месяца, следующего за текущим, в случае если в течение первых 7 (семи) календарных дней месяца, следующего за ранее оплаченным месяцем, осуществлена оплата патента за текущий месяц в размере не менее установленной месячной платы и подано соответствующее заявление в налоговую инспекцию, в котором указаны причины несвоевременного внесения платы за патент;
б) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 1 июля 2016 года № 166-ЗИ-VI «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 16-26), предусматривающий в целях снятия излишней административной нагрузки с индивидуальных предпринимателей – отмену требования предоставления нотариально заверенной копии соглашения о создании семейного предпринимательства при подаче заявления на выдачу семейного патента;
в) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2016 года № 120-З-VI «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (САЗ 16-19), предусматривающий с целью поддержки одной из социально-незащищенных категорий населения «молодых специалистов», окончивших в 2015, 2016 году организации профессионального образования, предоставление льготы при расчете и внесении платы за патент в виде 50 процентов снижения платы за патент по определенным видам предпринимательской деятельности;
г) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 23 июня 2016 года № 152-ЗИД-VI «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 16-25), предусматривающий возможность осуществления индивидуальными предпринимателями деятельности на основании патента не по месту выдачи патента, а в любой другой административно-территориальной единице республики, заявленной индивидуальными предпринимателями, при условии осуществления деятельности в рамках одной административно-территориальной единицы (за исключением осуществления предпринимательской деятельности на основании республиканского патента).
При этом плата за патент производится по ставкам, установленным органами местного самоуправления той административно-территориальной единицы, в которой индивидуальный предприниматель планирует осуществлять деятельность.
За время действия данной нормы недопосупления в доходную часть бюджета составили 505 006 руб.;
д) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 6 июня 2016 года № 149-З-VI «О дополнительных мерах, направленных на стабилизацию экономики Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-23), предусматривающий изменение порядка определения платы за патент при осуществлении предпринимательской деятельности в форме простого товарищества, результатом чего стало снижение месячного размера платы за патент.
За время действия данной нормы недопоступления в доходную часть бюджета составили 1 149 836 руб.
Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики находится проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (папка № 198 (VI)), представленный к рассмотрению в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Красносельским В.Н.. Данной законодательной инициативой предложено установление льготы в виде снижения платы за предпринимательский патент по всем видам предпринимательской деятельности, предусмотренным Приложением к вышеназванному Закону, для лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя в первый и второй годы после получения диплома о высшем профессиональном образовании. При этом предусматривается дифференцированная система льгот по уплате индивидуального предпринимательского патента для указанных лиц:
а) в виде 70 процентов снижения платы за патент – в первый год с момента получения диплома о высшем профессиональном образовании;
б) в виде 50 процентов снижения платы за патент – во второй год с момента получения диплома о высшем профессиональном образовании.
В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 10 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 26 сентября 2008 года № 557-З-IV «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 08-38) (в текущей редакции) размер месячной платы за патент устанавливается органами местного самоуправления в пределах, установленных Приложением к названному Закону.
При Правительстве Приднестровской Молдавской Республики создана Межведомственная рабочая группа, сформированная в рамках Совета по развитию и поддержке малого предпринимательства, в ходе заседаний которой предлагалось рекомендовать государственным администрациям городов и районов республики обратиться к местным органам власти в соответствующей территориально-административной единице с просьбой рассмотреть возможность снижения стоимости патента до минимального предела, установленного Приложением к Закону Приднестровской Молдавской Республики от 26 сентября 2008 года № 557-З-IV «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 08-38). В результате чего были приняты соответствующие решения о снижении ставок платы за патент.
Кроме того, Министерством финансов Приднестровской Молдавской Республики пересмотрен перечень документов, предоставляемых лицами для продления патента на осуществление предпринимательской деятельности, с целью исключения дублирования ряда предоставляемых документов.
Также в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 42 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 28 апреля 2016 года № 116-З-VI «О республиканском бюджете на 2016 год» (САЗ 16-17) с 1 мая 2016 года для исчисления платы за предпринимательский патент 1 РУ МЗП установлен в размере 8,1 руб., что также привело к снижению платы за патент.
Таким образом, государством принят целый комплекс мер, направленных на поддержку и развитие индивидуального предпринимательства.
Однако, несмотря на это, складывается отрицательная динамика количества выданных патентов:
2014 год – 152 682;
I полугодие 2015 года – 74 667;
2015 год – 146 172;
I полугодие 2016 года – 68 256.
Соответственно, можно говорить об отсутствии связи между размером стоимости патента и количеством выданных патентов за период 2014 – 2015 годах и I полугодия 2015 – 2016 годах. Данный вывод указывает на то, что снижение до минимума стоимости патента не решает вопрос стимулирования развития индивидуального предпринимательства.
Тому подтверждение мнения индивидуальных предпринимателей, которые неоднократно высказывались о том, что стоимость патента в расходах физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность на основе патента, занимает небольшую долю затрат, при этом отмечая наибольшую статью расходов в виде арендной платы.
Также, обращаем внимание на то, что принятие предлагаемой нормы законопроекта по уменьшению РУ МЗП для исчисления стоимости патента для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вид деятельности – розничная торговля, с большой долей вероятности, повлечет за собой переход юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, в индивидуальных предпринимателей, ввиду большого разрыва в налоговой нагрузке и необходимости ведения отчетности юридическими лицами (финансовой, бухгалтерской, статистической и другой). На данном этапе оценить объемы потенциального перехода юридических лиц в индивидуальные предприниматели не представляется возможным, что налагает существенные риски на процесс макроэкономического прогнозирования и, как следствие, бюджетного планирования.
2. Уменьшение стоимости патента отразится в дальнейшем и на размере получаемой пенсии. До 1 января 2012 года исчисление пенсии индивидуальным предпринимателям осуществлялось с учетом трудового стажа и дохода (заработка) на основании справки, выдаваемой налоговыми органами на основании декларации о доходах предпринимателя. Однако, после вступления в силу с 1 января 2012 года Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 сентября 2011 года № 159-ЗИ-V «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 11-39) индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанности представлять в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию в части доходов от деятельности, осуществляемой в рамках предпринимательской.
С 5 июля 2016 года с принятием Закона Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2016 года № 159-ЗД-VI «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 16-26) при расчете размера пенсии учитывается стоимость патента (в расчете индивидуального коэффициента по формуле, установленной в законе). Следовательно, при уменьшении размера РУ МЗП для исчисления стоимости предпринимательского патента, уменьшится стоимость патента и размер индивидуального коэффициента индивидуального предпринимателя, и, как следствие, размер пенсии. Так:
Ст-ть патента в РУ МЗП
|
РУ МЗП
|
Ст-ть патента в руб.
|
IK
|
РУ МЗП
|
Ст-ть патента в руб.
|
IK
|
РУ МЗП
|
Ст-ть патента в руб.
|
IK
|
20
|
8,10
|
162,00
|
0,1146718
|
6,00
|
120,00
|
0,084942
|
4,00
|
80,00
|
0,056628
|
100
|
8,10
|
810,00
|
0,5733591
|
6,00
|
600,00
|
0,42471
|
4,00
|
400,00
|
0,28314
|
200
|
8,10
|
1 620,00
|
1,1467181
|
6,00
|
1 200,00
|
0,849421
|
4,00
|
800,00
|
0,566281
|
При условии снижения размера РУ МЗП для расчета стоимости патента соответственно произойдет снижение налоговых поступлений в части отчислений денежных средств от платы за патент на выплату гарантированных государством пособий по материнству в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики.
Так, по состоянию на 1 октября 2015 года исполнение плана доходной части бюджета по данному виду поступлений составило 99,7%, а по состоянию на 1 октября 2016 года – 76,9%, это говорит о том, что Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики недополучает в полном объеме денежные средства от налогоплательщиков на выплату гарантированных государством пособий по материнству. В свою очередь, численность получателей гарантированных пособий по материнству увеличивается с каждым годом. Так, по состоянию на 1 октября 2016 года количество получателей по категории «индивидуальные предприниматели» в части выплаты единовременного пособия при рождении ребенка увеличилось на 71 человека, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на 92 получателя в соответствии с аналогичным периодом 2015 года.
3. Основополагающими плановыми документами при разработке ведущего финансового документа республики – Закона Приднестровской Молдавской Республики «О республиканском бюджете на 2017 год» являются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год», «Концепция бюджетной и налоговой политики Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год и среднесрочную перспективу» и «Прогноз социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год». Они отражают цели, общие параметры, структурные пропорции, возможные направления для скорейшего достижения поставленных целей для развития государства.
Развитие экономики Приднестровской Молдавской Республики последних лет формируется на фоне обострения негативных факторов, обусловленных внешнеполитической и экономической конъюнктурной ситуацией в сопредельных государствах, а также ряда внутренних проблем, что предопределило неустойчивую макроэкономическую ситуацию и отразилось на динамике основных макроэкономических показателей. Таким образом, текущие условия макроэкономической нестабильности, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами, предопределили подготовку «Основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на 2017 год» и «Прогноза социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год» не на среднесрочную перспективу, а на один финансовый год.
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год» и «Концепция бюджетной и налоговой политики Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год и среднесрочную перспективу» не приняты Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Следовательно, предложение автора законодательной инициативы о снижении РУ МЗП в 2017, 2018, 2019 году в условиях непринятия основных плановых документов государства, а также дефицита республиканского бюджета без указания дополнительных источников пополнения бюджета является экономически непросчитанным и необоснованным.
4. Также, учитывая, что предлагаемый законопроект затрагивает налоговые правоотношения, возникающие в финансово-бюджетной сфере, данный проект подлежит рассмотрению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики при неукоснительном соблюдении порядка, предусмотренного статьей 58 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 24 октября 2001 года № 57-З-III «О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 01-44).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 58 вышеназванного Закона необходимым условием внесения законопроекта в порядке законодательной инициативы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики является представление вместе с текстом законопроекта прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия.
При этом материалы, представленные с законопроектом, не содержат информацию, отражающую конкретные расчеты по изменению поступлений денежных средств в доход бюджетов различных уровней, а также социально-экономические последствия данных действий.
Принятие предлагаемой рассматриваемым законопроектом нормы по снижению расчетного уровня минимальной заработной платы для исчисления платы за патент в сфере розничной торговли – на 26% и сфере производства товаров и оказания услуг – на 50,6%, приведет к снижению налоговых поступлений в доходную часть местных бюджетов, а также увеличение дефицита, в условиях недостаточности имеющихся собственных ресурсов для финансирования социально защищенных статей, что соответственно приведет к увеличению трансфертов из республиканского бюджета. Снижение составит порядка 8 млн. руб., что является недопустимым на фоне значительного превышения текущих обязательств государства над закрепленными источниками пополнения бюджета.