РАСП ППМР 18 ноября 2016 № 500рп САЗ 16-46  
»
1
»
0

Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики

 

О проектах законов Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики»

 

В соответствии со статьей 72 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в режиме законодательной необходимости, со сроком рассмотрения 5 рабочих дней с даты внесения законопроектов на рассмотрение:

 

1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» и проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагаются).

 

2. Назначить официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данных законопроектов в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики Полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики Боднара В.Л., Полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в органах государственной власти и местного самоуправления Барбарош И.П.

 

Президент

 

Приднестровской Молдавской Республики

Е. Шевчук

 

г. Тирасполь

18 ноября 2016 г.

№ 500рп

 

Пояснительная записка

к проектам законов Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики»

 

В соответствии со статьей 6 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики подготовка и проведение выборов депутатов, выборных должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления осуществляются открыто и гласно.

Выборы выступают одним из важнейших институтов демократии, являются формой непосредственного осуществления власти самим народом при формировании органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, а также органов местного самоуправления. Выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление публичными делами, реализовывать собственные конституционные права и свободы, а также помогают укреплять гражданское общество.

Вопросы открытости и честности избирательного процесса в демократических государствах с каждым годом становятся все острее. В Приднестровской Молдавской Республике актуальность данного вопроса не менее важна ввиду того, что в приднестровском избирательном законодательстве нет четкого определения и достаточной характеристики понятия «прозрачные выборы».

Анализ прошедших выборов депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и местных Советов народных депутатов показал необходимость внесения ряда изменений в действующее избирательное законодательство с целью обеспечения эффективности контроля за проведением выборов со стороны гражданского общества.

Одним из механизмов прозрачной организации и проведения избирательной кампании является точное составление списков избирателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики составление и постоянное ведение списков избирателей осуществляются Центральной избирательной комиссией Приднестровской Молдавской Республики на основании сведений, предоставляемых государственными администрациями городов (районов), воинскими частями, и при обязательном содействии органов государственной власти, к ведению которых отнесены вопросы учета и регистрации граждан на подведомственной им территории, органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, судов, органов записи актов гражданского состояния. Сроки и порядок предоставления сведений устанавливаются соответствующим постановлением Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики.

Как показала практика 2015 года, списки избирателей имели ряд несоответствий и требовали кардинальных уточнений. Так, например, по результатам сверки базы Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики с программным продуктом, основанном на базе учёта паспортов Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, исключены из базы Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики в целом по республике 21 тысяча 220 человек (лица, которые прописаны в Приднестровской Молдавской Республике, но не имеют гражданства; это лица, которые выписаны из Приднестровья, но продолжают числиться в базе Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики, в том числе, в связи с фактом смерти; лица, которые зарегистрированы на территории Приднестровской Молдавской Республики, но у них нет гражданства, также те лица, у кого заканчивается регистрация к моменту дня голосования). Кроме того, 30 тысяч 477 человек, фактически проживающих на территории Приднестровской Молдавской Республики, имеющих регистрацию либо действительную прописку, то есть обладающих правом голоса, в базе Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики отсутствовали.

На основании вышеизложенного, соблюдая основополагающие принципы избирательного процесса, в целях создания дополнительного механизма практического осуществления принципа гласности, открытости и честности выборов, Президент Приднестровской Молдавской Республики предлагает законодательно закрепить требование о порядке изготовления списков избирателей, а именно – определить, что списки, составляемые Центральной избирательной комиссией Приднестровской Молдавской Республики, должны изготавливаться только типографским способом с нанесенными средствами защиты.

Зачастую недостатки действующего законодательства лежат в основе возможных фальсификаций результатов итогов голосования и, как следствие, социальных волнений.

Одним из распространенных видов нарушений, совершаемых в ходе проведения выборов, является голосование более одного раза на разных избирательных участках на одних и тех же выборах. Лица, принимающие участие в так называемых «каруселях», голосуют по своему паспорту на разных избирательных участках.

В целях усиления контроля над проведением выборов всех уровней как со стороны гражданского общества, так и уполномоченных органов, а также реализации принципа гласности и открытости выборов в полном объеме, Президент Приднестровской Молдавской Республики предлагает ввести практику проставления отметок в паспорте избирателя о получении избирательного бюллетеня для голосования.

Следует отметить, что вопрос проставления специальных отметок о голосовании не является новшеством для Приднестровской Молдавской Республики. Так, в 2011 году в ходе мониторинга выборов Президента Абхазии, Председателем Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики было высказано предложение о внедрении абхазской практики в правовое поле Приднестровской Молдавской Республики, а именно – о проставлении отметки в паспортах граждан Приднестровской Молдавской Республики, принявших участие в голосовании.

В Российской Федерации обозначенный вопрос также неоднократно поднимался. В 2015 в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», которым предлагалось внести в избирательное законодательство Российской Федерации норму об отметке о голосовании, однако ввиду отсутствия заключения Правительства Российской Федерации законопроект был возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

В настоящее время на рассмотрении парламента Российской Федерации находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым также предлагается ввести практику проставления отметок в паспорте избирателя о голосовании.

Кроме того, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т.Н. было высказано предложение о специальном вкладыше в паспорте Российской Федерации для отметки о голосовании.

Подобная практика довольно распространена и за рубежом, например, в таких странах, как Азербайджан, Киргизия, Абхазия, Индия, Мексика, Босния и Герцеговина.

В целях совершенствования избирательной системы Президентом Приднестровской Молдавской Республики предлагается внести на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики:

1) проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики»;

2) проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики».

Для вступления в силу настоящих законопроектов не потребуется принятия дополнительного нормативного правового акта. При принятии данных законопроектов потребуется внесение изменений и (или) дополнений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 3 декабря 2008 года № 783 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 08-48).

 

Приложение № 1

к Распоряжению Президента

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 ноября 2016 года № 500рп

 

Проект

 

Закон

Приднестровской Молдавской Республики

 

О внесении изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики

 

Статья 1. Внести в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 9 августа 2000 года № 332-З (СЗМР 00-3) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 22 января 2002 года № 95-ЗИД-III (САЗ 02-4); от 30 января 2003 года № 232-ЗИД-III (САЗ 03-5); от 21 апреля 2003 года № 268-ЗИ-III (САЗ 03-17); от 22 декабря 2004 года № 506-ЗИД-III (САЗ 04-52); от 28 февраля 2005 года № 541-ЗД-III (САЗ 05-10); от 1 августа 2005 года № 606-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 4 августа 2005 года № 613-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 11 января 2007 года № 152-ЗИД-IV (САЗ 07-3); от 5 марта 2007 года № 184-ЗИД-IV (САЗ 07-11); от 6 июня 2007 года № 220-ЗИ-IV (САЗ 07-24); от 25 июня 2007 года № 233-ЗИД-IV (САЗ 07-27); от 15 ноября 2007 года № 338-ЗИД-IV (САЗ 07-47); от 20 марта 2008 года № 419-ЗИ-IV (САЗ 08-11); от 20 мая 2008 года № 471-ЗИ-IV (САЗ 08-20); от 8 апреля 2009 года № 709-ЗИ-IV (САЗ 09-15); от 17 июня 2010 года № 100-ЗИД-IV (САЗ 10-24); от 22 июня 2010 года № 103-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 8 июля 2010 года № 119-ЗИД-IV (САЗ 10-27); от 20 июля 2010 года № 134-ЗИД-IV (САЗ 10-29); от 27 сентября 2010 года № 170-ЗИД-IV (САЗ 10-39); от 25 июля 2011 года № 132-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 28 июля 2011 года № 136-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 30 сентября 2011 года № 165-ЗИД-V (САЗ 11-39); от 24 декабря 2012 года № 251-ЗИ-V (САЗ 12-53); от 14 января 2014 года № 7-ЗИД-V (САЗ 14-3); от 18 ноября 2014 года № 179-ЗИД-V (САЗ 14-47); от 4 декабря 2014 года № 191-ЗИД-V (САЗ 14-49); от 12 февраля 2016 года № 13-ЗИ-VI (САЗ 16-6); от 6 апреля 2016 года № 101-ЗИД-VI (САЗ 16-14); от 6 апреля 2016 года № 106-ЗИ-VI (САЗ 16-14); от 6 апреля 2016 года № 108-ЗИД-VI (САЗ 16-14); от 5 июля 2016 года № 174-ЗИ-VI (САЗ 16-27), следующие изменения и дополнение:

 

1. Пункт 2 статьи 47 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Список избирателей изготавливается Центральной избирательной комиссией Приднестровской Молдавской Республики типографским способом с нанесенными средствами защиты.».

2. Пункт 4 статьи 47 изложить в следующей редакции:

«4. Окружные (территориальные), участковые избирательные комиссии осуществляют заверение списков избирателей, изготовленных типографским способом в печатном виде на бумажном носителе с нанесенными средствами защиты в одном экземпляре, посредством проставления подписей председателем и секретарём соответствующей избирательной комиссии и скрепления оттиском печати соответствующей избирательной комиссии.».

 

3. Часть первую пункта 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:

«2. Член участковой избирательной комиссии в списке избирателей проставляет серию и номер предъявляемого избирателем паспорта или заменяющего его документа. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. О факте выдачи бюллетеня в паспорте избирателя проставляется отметка с указанием даты проведения выборов и номера избирательной комиссии, выдавшей избирательный бюллетень. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в отсутствии в паспорте избирателя отметки о выдаче бюллетеня для голосования по проводимым выборам, в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в специальной ведомости, указанной в пункте 2 статьи 81 настоящего Кодекса, и к избирателю не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.».

 

4. Пункт 9 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«9. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. О факте выдачи бюллетеня в паспорте избирателя проставляется отметка с указанием даты проведения выборов и номера избирательной комиссии, выдавшей избирательный бюллетень. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в отсутствии в паспорте избирателя отметки о выдаче бюллетеня для голосования по проводимым выборам, а также в том, что избиратель не проголосовал досрочно.

В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов) – об общем количестве полученных бюллетеней.».

 

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

 

Приложение № 2

к Распоряжению Президента

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 ноября 2016 года № 502рп

 

Проект

 

Закон

Приднестровской Молдавской Республики

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики»

 

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 5 марта 2002 года № 104-З-III «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-11) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 5 августа 2005 года № 618-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 18 июня 2009 года № 784-ЗИ-IV (САЗ 09-25); от 5 августа 2009 года № 827-ЗИ-IV (САЗ 09-32); от 13 мая 2011 года № 49-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 12 июля 2011 года № 108-ЗД-V (САЗ 11-28), следующие изменения и дополнения:

 

1. Пункт 1.4 Раздела 1 «Общие положения» Приложения к Закону дополнить подпунктом г-1) следующего содержания:

«г-1) о получении избирательного бюллетеня для голосования – членами участковой избирательной комиссии.».

 

2. В части одиннадцатой «Описание паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики» Приложения к Закону цифровые обозначения «17–27» заменить цифровыми обозначениями «17–25».

 

3. «Описание паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики» Приложения к Закону дополнить частью двенадцатой следующего содержания:

«На 26–27 страницах проставляются отметки о получении владельцем паспорта избирательного бюллетеня для голосования.».

 

4. Часть двенадцатую «Описание паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики» Приложения к Закону считать частью тринадцатой.

 

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона Приднестровской Молдавской Республики, предусматривающего внесение изменений и дополнения в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики в части необходимости проставления в паспорте избирателя отметки о выдаче бюллетеня для голосования.