BAA
КОНСТИТУЦИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНСТИТУЦИЯ
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
17 января 1996 г.
Принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г.,
подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики
17 января 1996 г.
Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики,
- соединенные общей судьбой на своей земле;
- утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;
- подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
- устанавливая правовое государство, которое бы обеспечило верховенство закона, как выражения воли народа;
- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
- желая обеспечить благополучие и процветание Приднестровью, принимаем Конституцию Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
Приднестровская Молдавская Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа.
Статья 2
Конституция Приднестровской Молдавской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 3
Гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является равным для всех граждан, независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства или права его изменения. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь гражданство другого государства - двойное гражданство.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.
Статья 4
В Приднестровской Молдавской Республике признаются государственная, частная и иные формы собственности.
Все формы собственности в равной степени защищаются государством.
Статья 5
Земля, недра, воды, леса, воздушное пространство, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находиться в пожизненном пользовании граждан с правом наследования, при этом их предельные размеры и порядок использования определяются законом.
Статья 6
Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
Статья 7
В Приднестровской Молдавской Республике признается и гарантируется местное самоуправление, состоящее из Советов народных депутатов и органов территориального общественного самоуправления, которые непосредственно или через избираемые ими органы самостоятельно решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения административно-территориальных единиц.
Статья 8
Государство, его органы и должностные лица осуществляют свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений.
Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства и уважения их прав и интересов.
Запрещается деятельность общественных формирований, их органов и представителей, направленная против суверенитета Республики, на насильственное изменение основ конституционного строя, на подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 9
Приднестровская Молдавская Республика - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 10
Внешняя политика республики исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.
Статья 11
Для защиты суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики создаются Вооруженные силы.
Порядок создания и деятельности Вооруженных сил определяется законом.
Статья 12
Статус официального языка на равных началах придается молдавскому, русскому и украинскому языкам.
Статья 13
Приднестровская Молдавская Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются символами республики и утверждаются законом.
Столицей Приднестровской Молдавской Республики является город Тирасполь.
Статья 14
В состав Приднестровской Молдавской Республики входят: города - Бендеры (с селами Варница, Гыска, Протягайловка), Дубоссары, Рыбница, Тирасполь; районы - Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Слободзейский, Рыбницкий.
Границы и территория Приднестровской Молдавской Республики определяются законом.
Статья 15
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.
РАЗДЕЛ II
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Статья 16
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 17
Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Преимущества и привилегии могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 18
Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Статья 19
Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за тяжкие преступления против жизни и только по приговору суда.
Статья 20
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Статья 21
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению и наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским и другим опытам.
Статья 22
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Статья 23
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга, близких родственников, круг которых определяется законом. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Статья 24
Каждый имеет право на защиту доброго имени, защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на личную и семейную тайну, на неприкосновенность жилища.
Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных переговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренном законом.
Статья 25
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Статья 26
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 27
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право любым законным способом искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя, либо составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Статья 28
Средства массовой информации не подвергаются цензуре.
Статья 29
Гражданам Приднестровской Молдавской Республики гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить гражданину Приднестровской Молдавской Республики возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и законные интересы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 30
Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Статья 31
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством местного самоуправления, проведение референдумов и демократического формирования государственных органов.
Граждане Приднестровской Молдавской Республики могут свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 32
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Приднестровской Молдавской Республики, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Статья 33
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие объединения, участвовать в массовых движениях, не запрещенных законом.
Статья 34
Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 35
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 36
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Статья 37
Государство гарантирует каждому право собственности.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, либо государства. Право наследования гарантируется.
Статья 38
Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также утраты кормильца и в других, предусмотренных законом случаях.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного государством уровня.
Статья 39
Гражданам Приднестровской Молдавской Республики гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное медицинское обслуживание и лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Статья 40
Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Статья 41
Каждый имеет право на образование.
Гражданам гарантируется получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.
Каждый вправе на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных учреждениях.
Основное общее образование обязательно.
Приднестровская Молдавская Республика устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 42
Каждый гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно, или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 43
Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.
Статья 44
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.
Статья 45
Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
Статья 46
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений и действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Статья 47
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством.
Статья 48
Защита Приднестровской Молдавской Республики - священный долг для каждого. Законом устанавливается всеобщая воинская обязанность.
Статья 49
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 50
Каждый обязан бережно относиться к окружающей природе.
Статья 51
Каждый обязан оберегать культурное и духовное наследие народа Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 52
Каждый обязан платить налоги и местные сборы, установленные законом.
РАЗДЕЛ III
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ
МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 53
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики является высшим представительным, контрольным и законодательным органом государственной власти республики, состоит из двух Палат: Палаты Законодателей и Палаты Представителей, избираемых сроком на пять лет.
Палата Законодателей состоит из 32 народных депутатов, Палата Представителей - из 35 народных депутатов.
Статья 54
Депутатом Верховного Совета может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий право голоса, достигший 21 года на день выборов, постоянно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Народными депутатами Приднестровской Молдавской Республики не могут быть: Президент Приднестровской Молдавской Республики, вице-президент, члены Правительства Приднестровской Молдавской Республики, судьи и прокуроры.
Депутаты Палаты Законодателей работают на постоянной основе. Депутаты Палаты Законодателей не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Порядок выборов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики, их статус определяются конституционными законами.
Статья 55
Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Приднестровской Молдавской Республики для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 56
Полномочия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Верховного Совета нового созыва.
Полномочия Верховного Совета могут быть прекращены досрочно:
а) в порядке самороспуска. Решение о самороспуске принимается Верховным Советом квалифицированным большинством;
б) Верховный Совет может быть распущен Президентом Приднестровской Молдавской Республики в случае выражения недоверия Верховному Совету на всенародном референдуме.
Статья 57
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики собирается на первое заседание Председателем Верховного Совета прежнего созыва не позднее чем на тридцатый день после выборов.
Первое заседание Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики открывает и ведет Президент Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 58
Сессия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики состоит из совместных и раздельных заседаний Палат, а также проводимых между ними заседаний постоянных комитетов.
Заседания Верховного Совета и его Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом Верховного Совета, проводятся закрытые заседания.
Статья 59
Совместные заседания Палат ведет Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики либо его заместитель.
Раздельные заседания Палат ведут председатели соответствующих Палат либо их заместители.
Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них более половины от установленного Конституцией числа депутатов каждой из Палат.
Статья 60
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики избирает Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, его первого заместителя, а также мандатную комиссию и другие органы в соответствии с Регламентом Верховного Совета.
Каждая Палата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики избирает председателя и его заместителя, образует постоянные комитеты.
Председатели Палат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики являются одновременно заместителями Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по должности.
Статья 61
Порядок работы Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, его Палат, постоянных комитетов и комиссий определяется Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, принятым на основе настоящей Конституции.
Статья 62
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Молдавской Республики правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к его ведению.
К исключительной компетенции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на совместных заседаниях обеих Палат относится:
1. Внесение изменений в Конституцию в установленном ею порядке, принятие конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики, внесение в них изменений и дополнений. Перечень конституционных законов определяется Регламентом Верховного Совета;
2. толкование Конституции и конституционных законов;
3. изменение границ Приднестровской Молдавской Республики по взаимному соглашению с сопредельными государствами;
4. утверждение концепции внутренней и внешней политики Приднестровской Молдавской Республики;
5. решение вопросов о войне и мире;
6. утверждение военной доктрины;
7. утверждение указов Президента о введении военного положения;
8. утверждение указов Президента о введении чрезвычайного положения;
9. утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития, утверждение бюджета и заслушивание отчета о его исполнении;
10. решение вопросов административно-территориального устройства Приднестровской Молдавской Республики;
11. назначение очередных и внеочередных выборов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики и Президента Приднестровской Молдавской Республики;
12. ратификация и денонсация международных договоров Приднестровской Молдавской Ресублики;
13. решение вопросов о проведении на территории Приднестровской Молдавской Республики референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни;
14. утверждение структуры Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
15. назначение и освобождение от должности Председателей Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики;
16. назначение и освобождение от должности судей Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики по представлению председателей соответствующих судов;
17. назначение и освобождение от должности Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Приднестровского республиканского банка;
18. объявление амнистии;
19. принятие постановления о недоверии членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
20. принятие постановления о приостановлении действия постановлений Правительства и указов Президента Приднестровской Молдавской Республики до судебного решения о их соответствии Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики;
21. отрешение Президента Приднестровской Молдавской Республики от должности в случаях и порядке, установленных Конституцией;
22. установление республиканских налогов и сборов, регулирование денежной эмиссии;
23. отмена решений местных Советов в случаях их несоответствия Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики;
24. принятие постановления о роспуске местных Советов народных депутатов и назначение новых выборов в случаях нарушения Конституции, законов, постановлений Верховного Совета, указов Президента Приднестровской Молдавской Республики и отказа от приведения своих решений в соответствие с законодательством.
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики принимает постановления и конституционные законы.
Постановления принимаются большинством голосов от установленного Конституцией числа народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.
Внесение изменений в Конституцию и принятие конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений принимаются двумя третями голосов от установленного Конституцией числа народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 63
К ведению Палаты Законодателей относится принятие законов и постановлений.
Палата Законодателей принимает законы и постановления большинством голосов от установленного Конституцией числа народных депутатов Палаты Законодателей, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 64
К ведению Палаты Представителей относится:
- рассмотрение принятых Палатой Законодателей законов с последующим их одобрением или отказом от одобрения;
- согласование назначения дипломатических представителей Приднестровской Молдавской Республики в иностранных государствах и международных организациях;
- назначение и освобождение от должности председателей и судей городских и районных судов.
Палата Представителей принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.
Постановления Палаты Представителей принимаются большинством голосов от установленного Конституцией числа членов Палаты Представителей.
Статья 65
Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики избирается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики из числа народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики тайным голосованием сроком на пять лет.
Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики может быть путем тайного голосования отозван Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики в случае нарушения Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республике большинством голосов от установленного Конституцией числа народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.
Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики:
- осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению на сессиях Верховного Совета;
- ведет совместные заседания Палат Верховного Совета;
- представляет Верховный Совет в отношениях с государственными органами и организациями внутри страны и за границей;
- координирует деятельность Палат Верховного Совета и органов местной представительной власти;
- подписывает постановления, принятые Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики;
- представляет Верховному Совету кандидатуру первого заместителя Председателя Верховного Совета;
- подписывает постановления о введении в действие законов Приднестровской Молдавской Республики;
- принимает решения по вопросам обеспечения деятельности Верховного Совета, Верховного суда, Арбитражного суда, Комитета государственного контроля, Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, Комитета по экологии, Комитета по телевидению и радиовещанию;
- руководит работой аппарата Верховного Совета;
- издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики исполняет, по поручению Председателя Верховного Совета, отдельные его полномочия и замещает Председателя Верховного Совета в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 66
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики назначает из числа народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а также для содействия проведению в жизнь законов Приднестровской Молдавской Республики, решений Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, контроля за деятельностью государственных органов и организаций, а также по другим вопросам.
Статья 67
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Палате Представителей, народным депутатам Приднестровской Молдавской Республики, Правительству Приднестровской Молдавской Республики, Комитетам Палат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Прокурору Приднестровской Молдавской Республики, Комитету государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики, районным и городским Советам народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.
Право законодательной инициативы также принадлежит Верховному и Арбитражному суду Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения.
Статья 68
Законопроекты вносятся в Палату Законодателей.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет государственного бюджета, могут быть рассмотрены только при наличии заключения Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Законопроекты, внесенные Президентом Приднестровской Молдавской Республики, рассматриваются Палатой Законодателей в первоочередном порядке.
Статья 69
Законы Приднестровской Молдавской Республики принимаются Палатой Законодателей большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов Палаты Законодателей, если иное не предусмотрено Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.
Принятые Палатой Законодателей законы Приднестровской Молдавской Республики в течение пяти дней передаются на рассмотрение Палаты Представителей.
Статья 70
Закон Приднестровской Молдавской Республики считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного Конституцией числа депутатов Палаты Представителей, либо если в течение 14 дней после поступления по нему не было принято решения Палатой Представителей.
В случае отклонения закона Палатой Представителей, Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Палатой Законодателей в течение десяти дней.
Статья 71
В случае несогласия Палаты Законодателей с решением Палаты Представителей закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от установленного Конституцией числа депутатов Палаты Законодателей.
Статья 72
Принятый закон направляется Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования.
Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней со дня получения подписывает закон и обнародует его.
Статья 73
Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то Палата Законодателей в установленном Конституцией Приднестровской Молдавской Республики порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного Конституцией числа членов Палаты Законодателей, он подлежит подписанию Президентом Приднестровской Молдавской Республики в течение семи дней и обнародованию.
Президент Приднестровской Молдавской Республики не может отклонить принятые Верховным Советом в установленном порядке конституционные законы, а также дополнения и изменения к Конституции.
РАЗДЕЛ IV
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 74
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является главой государства и исполнительной власти в Приднестровской Молдавской Республике.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Приднестровской Молдавской Республики порядке он принимает меры по охране суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Приднестровской Молдавской Республики как глава государства представляет Приднестровскую Молдавскую Республику внутри страны и в международных отношениях.
Статья 75
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики избирается на пять лет гражданами Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Приднестровской Молдавской Республике не менее пяти лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Приднестровской Молдавской Республики более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Приднестровской Молдавской Республики определяются конституционным законом.
Статья 76
1. При вступлении в должность Президент Приднестровской Молдавской Республики приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики, соблюдать и защищать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики, уважать права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу Приднестровской Молдавской Республики".
2. Присяга приносится не позднее 30 дней после официального объявления результатов выборов в торжественной обстановке на специальном заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики с участием высших органов исполнительной и судебной власти.
Статья 77
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
а) представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики на утверждение структуру Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
б) формирует Правительство Приднестровской Молдавской Республики;
в) осуществляет руководство органами государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики;
г) представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики кандидатуры для назначения на должность председателя Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, председателя Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики, а также кандидатуры прокурора Приднестровской Молдавской Республики, председателя Комитета государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики, председателя правления Приднестровского республиканского банка Молдавской Республики и вносит предложения Верховному Совету об освобождении их от должности;
д) формирует в соответствии с законом и возглавляет Совет Безопасности Приднестровской Молдавской Республики;
е) разрабатывает военную доктрину Приднестровской Молдавской Республики;
ж) формирует администрацию Президента Приднестровской Молдавской Республики;
з) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Приднестровской Молдавской Республики, глав государственных администраций городов и районов;
и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики;
к) по согласованию с Верховным Советом назначает и отзывает дипломатических и консульских представителей Приднестровской Молдавской Республики в иностранных государствах, а также представителей при международных организациях.
Статья 78
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
а) назначает референдум о роспуске Верховного Совета в порядке, установленном законом;
б) распускает Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в случае выражения ему недоверия на референдуме;
в) подписывает законы Приднестровской Молдавской Республики;
г) обращается с посланиями к народу Приднестровской Молдавской Республики и ее Верховному Совету, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о положении республики и периодически информирует его о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 79
Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право приостановить либо отменить действие актов органов исполнительной власти.
Статья 80
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
а) осуществляет руководство внешней политикой Приднестровской Молдавской Республики;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Приднестровской Молдавской Республики;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 81
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является Главнокомандующим Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики.
2. В случае агрессии против Приднестровской Молдавской Республики или непосредственной угрозы агрессии Президент Приднестровской Молдавской Республики вводит на территории Приднестровской Молдавской Республики военное положение с незамедлительным сообщением об этом Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики.
3. Режим военного положения определяется законом.
Статья 82
Президент Приднестровской Молдавской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, вводит на территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
Статья 83
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
1. Решает вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и предоставления политического убежища.
2. Учреждает государственные награды Приднестровской Молдавской Республики, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Приднестровской Молдавской Республики, высшие воинские и специальные звания.
3. Осуществляет помилование.
Статья 84
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики не должны противоречить Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики.
2. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 85
Президент Приднестровской Молдавской Республики обладает неприкосновенностью.
Статья 86
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Полномочия Президента Приднестровской Молдавской Республики прекращаются досрочно в случаях:
- смерти,
- отставки по его заявлению, сделанному им Верховному Совету;
- неспособности исполнения своих полномочий по состоянию здоровья;
- отрешения от должности;
- на основании решения, принятого всенародным референдумом.
В этих случаях его полномочия переходят к вице-президенту Приднестровской Молдавской Республики.
Переход полномочий осуществляется после установления факта невозможности выполнения Президентом Приднестровской Молдавской Республики своих функций.
Факт невозможности выполнения Президентом Приднестровской Молдавской Республики своих функций подтверждает Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики.
2. Если Президент Приднестровской Молдавской Республики не может далее исполнять свои обязанности, а переход его полномочий к вице-президенту Приднестровской Молдавской Республики невозможен - впредь, до избрания нового Президента Приднестровской Молдавской Республики, его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Факт невозможности выполнения вице-президентом Приднестровской Молдавской Республики обязанностей Президента Приднестровской Молдавской Республики подтверждает Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики.
На период выполнения Председателем Верховного Совета полномочий Президента обязанности Председателя Верховного Совета переходят к первому заместителю Председателя Верховного Совета.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики Верховный Совет не позднее чем в течение 10 дней обязан назначить выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики, которые должны быть проведены не позднее чем в течение трех месяцев.
Президент Приднестровской Молдавской Республики, временно отбывший за границу или заболевший и в связи с этим временно не имеющий возможности исполнять свои обязанности, на этот период времени замещается вице-президентом.
Временно исполняющий обязанности или замещающий Президента Приднестровской Молдавской Республики не может распускать Верховный Совет, освобождать или назначать членов Правительства без согласия Верховного Совета.
Осуществление полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики ни в каких иных случаях и никакими другими лицами или органами не допускается.
3. Президент и вице-президент Приднестровской Молдавской Республики не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной и иной творческой деятельности.
4. Президент и вице-президент приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий.
Статья 87
1. Президент, вице-президент Приднестровской Молдавской Республики могут быть отрешены от должности Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики на основании выдвинутого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики о наличии в действиях Президента или вице-президента Приднестровской Молдавской Республики признаков преступления с соблюдением установленного порядка обвинения.
2. Решение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики о выдвижении обвинения и отрешении от должности должно быть принято двумя третями голосов от установленного Конституцией общего числа депутатов, по инициативе не менее одной трети депутатов Верховного Совета, и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Верховным Советом.
3. Решение Верховного Совета об отрешении Президента или вице-президента Приднестровской Молдавской Республики от должности должно быть принято не позднее чем в двухмесячный срок после выдвижения Верховным Советом обвинения против Президента или вице-президента. Если в этот срок решение Верховного Совета не будет принято, обвинение против Президента или вице-президента считается отклоненным.
Статья 88
Вице-президент избирается вместе с Президентом Приднестровской Молдавской Республики и по его уполномочию выполняет отдельные функции Президента и замещает его в случае отсутствия или невозможности осуществления Президентом своих полномочий.
В случае досрочного прекращения вице-президентом своих полномочий Верховный Совет, по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики, назначает вице-президента на срок полномочий Президента.
Вице-президент неприкосновенен.
РАЗДЕЛ V
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Статья 89
1. Исполнительную власть Приднестровской Молдавской Республики осуществляет Правительство, возглавляемое Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
2. В состав Правительства входят: вице-президент, заместители Председателя Правительства, министры, а также другие руководители республиканских органов исполнительной власти, предусмотренные законом.
3. Правительство Приднестровской Молдавской Республики в своей деятельности подотчетно Верховному Совету.
4. Прекращение полномочий Президента влечет за собой отставку Правительства.
Уходящее в отставку Правительство продолжает выполнять свои полномочия до формирования нового Правительства.
Статья 90
Президент не позднее 15 дней после вступления в должность представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики структуру Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Заместители Председателя Правительства, министры, а также другие руководители республиканских органов исполнительной власти, предусмотренных законом, назначаются и освобождаются от должности Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики и организует его работу.
Статья 91
1. Правительство Приднестровской Молдавской Республики:
а) разрабатывает и представляет Верховному Совету республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Верховному Совету отчет об исполнении республиканского бюджета;
б) совместно с Приднестровским республиканским банком обеспечивает проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление государственной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка;
е) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Приднестровской Молдавской Республикой, законами, указами Президента Приднестровской Молдавской Республики.
2. Полномочия и порядок деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики определяется конституционным законом.
Статья 92
1. На основании и во исполнение Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законов, постановлений Верховного Совета и указов Президента Приднестровской Молдавской Республики Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на территории Приднестровской Молдавской Республике.
3. Постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 93
Верховный Совет может выразить недоверие членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики. Постановление о недоверии членам Правительства принимается большинством голосов от установленного Конституцией общего числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. После выражения Верховным Советом недоверия членам Правительства Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе объявить об отставке членов Правительства, либо не согласиться с решением Верховного Совета. В случае, если Верховный Совет в течение трех месяцев повторно выразит недоверие членам Правительства, Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение пяти дней объявляет об отставке данных членов Правительства.
РАЗДЕЛ VI
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 94
1. Правосудие в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, уголовного, арбитражного и административного судопроизводства.
2. Судоустройство в Приднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 95
1. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.
2. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с Конституцией и законом.
Статья 96
Судьями могут быть граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Статья 97
1. Судьи несменяемы и занимают должность бессрочно, кроме судей, которые назначены впервые.
Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на три года.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным конституционным законом.
3. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо с депутатским мандатом.
Статья 98
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности
иначе как в порядке, установленном законом.
Статья 99
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
2. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон в процессе.
3. Постановления суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и государственными органами в соответствии с законом.
Статья 100
Финансирование судов производится из республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.
Статья 101
1. Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
2. Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики осуществляет конституционный контроль в государстве в соответствии с конституционным законом.
Статья 102
Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных конституционным законом.
Статья 103
Компетенция, порядок образования и деятельности судов определяются конституционными законами.
РАЗДЕЛ VII
ПРОКУРАТУРА
Статья 104
Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов подведомственными Правительству органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Статья 105
Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, избираемый Верховным Советом по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики сроком на пять лет.
Нижестоящие прокуроры назначаются сроком на пять лет и освобождаются от должности Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 106
Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий от государственных органов и руководствуются только Конституцией и законом.
В своей деятельности Прокурор Приднестровской Молдавской Республики подотчетен Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 107
Прокуроры не могут осуществлять предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
На период своих полномочий прокуроры не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей прокурора несовместимо с депутатским мандатом.
Статья 108
Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется конституционным законом.
РАЗДЕЛ VIII
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Статья 109
Комитет государственного контроля образуется Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики и возглавляет систему органов государственного контроля.
Статья 110
Организация и порядок деятельности органов государственного контроля определяется законом.
РАЗДЕЛ IX
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 111
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы народных депутатов, органы государственной администрации, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, сходы граждан, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Статья 112
Местные Советы народных депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 5 лет.
Статья 113
Государственные администрации города, района, поселка, села являются органами исполнительной власти и осуществляют на ее территории функции государственного управления.
Компетенция государственной администрации, порядок ее организации и деятельности устанавливаются законом.
Статья 114
Местные Советы народных депутатов, органы государственной администрации в пределах компетенции решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
Статья 115
К исключительной компетенции местных Советов народных депутатов относятся:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения местной собственностью;
- назначение местных референдумов.
Законом к исключительной компетенции местных Советов могут быть отнесены и другие полномочия.
Статья 116
Местные Советы народных депутатов, органы государственной администрации на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Статья 117
Решения местных Советов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими Советами народных депутатов.
Решения органов государственной администрации, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими исполнительными органами, а также Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Местные Советы народных депутатов имеют право приостанавливать действие не соответствущих законодательству решений и распоряжений соответствущей государственной администрации.
Статья 118
В случае нарушения местным Советом народных депутатов требований законодательства и отказа от приведения своих решений в соответствие с ним он может быть распущен Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 119
Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются конституционным законом.
РАЗДЕЛ X
ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Статья 120
1. Финансовая система Приднестровской Молдавской Республики основывается на собственной денежной единице. Денежная эмиссия осуществляется по решению Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики исключительно Приднестровским республиканским банком, являющимся центральным банком республики.
2. Приднестровский республиканский банк действует на основе закона и подотчетен Верховному Совету и Президенту Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 121
Бюджетная система Приднестровской Молдавской Республики состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Приднестровской Молдавской Республики, является консолидированным государственным бюджетом Приднестровской Молдавской Республики. Консолидированный государственный бюджет Приднестровской Молдавской Республики используется для анализа и определения принципов государственного регулирования экономического и социального развития Приднестровской Молдавской Республики.
Принципы построения и функционирования бюджетной системы определяются законом.
Статья 122
На каждый год Верховный Совет принимает закон о бюджете.
Верховный Совет не вправе рассматривать законопроект об увеличении бюджетных расходов без установления источников их финансирования.
Государство создает внебюджетные фонды, порядок создания и деятельности которых определяется законом.
РАЗДЕЛ XI
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 123
Право на внесение законопроекта об изменении Конституции имеют не менее чем одна треть установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, Президент Приднестровской Молдавской Республики или не менее 15 000 избирателей.
Вопрос об изменении Конституции не может быть выдвинут и Конституция не может быть изменена в период военного или чрезвычайного положения.
Статья 124
Положения разделов I Конституции "Основы конституционного строя", раздела II "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" и раздела ХI "Изменение Конституции" могут быть изменены только в результате референдума.
Статья 125
Конституция может быть изменена законом, принятым:
1. в результате референдума;
2. Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Законопроект об изменении Конституции рассматривается Верховным Советом в три чтения, причем между первым и вторым чтением должен быть перерыв не менее двух месяцев, а между вторым и третьим - не менее одного месяца.
Статья 126
Для внесения проекта закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета. Референдум проводится в соответствии с конституционным законом не ранее двух месяцев со дня принятия Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики соответствующего решения.
Статья 127
Закон об изменении Конституции принимается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики в рамках его компетенции большинством в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета.
Статья 128
Принятый закон об изменении Конституции подписывается Президентом Приднестровской Молдавской Республики и не позднее чем в течение 7 дней официально публикуется.
Если в указанный срок такой закон Президентом Приднестровской Молдавской Республики не подписывается и не оглашается, этот закон вводится в действие после его подписания и официального опубликования Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Закон об изменении Конституции вводится в действие не ранее чем через один месяц после его принятия.
РАЗДЕЛ XII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Настоящая Конституция Приднестровской Молдавской Республики вводится в действие на следующий день после официального опубликования результатов референдума.
Одновременно прекращается действие Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принятой 2 сентября 1991 года, с последующими изменениями и дополнениями.
Статья 2
Принятая в результате референдума Конституция подписывается Президентом Приднестровской Молдавской Республики и не позднее чем в течение 15 дней официально публикуется.
Статья 3
День всенародного референдума 24 декабря 1995 года считается днем принятия Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 4
Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Приднестровской Молдавской Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 5
Президент и вице-президент Приднестровской Молдавской Республики, избранные в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики от 2 сентября 1991 года, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляют установленные ею полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
При этом на Президента Приднестровской Молдавской Республики распространяется положение Конституции Приднестровской Молдавской Республики о том, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.
Статья 6
Правительство Приднестровской Молдавской Республики со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Приднестровской Молдавской Республики, установленные Конституцией.
Статья 7
Суды в Приднестровской Молдавской Республике осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Приднестровской Молдавской Республики сохраняют свои полномочия. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Статья 8
Настоящие заключительные и переходные положения являются составной частью Конституции Приднестровской Молдавской Республики и направлены на последовательную реализацию ее положений.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
17 января 1996 г.