ПРИК МРМР 8 июля 2016 № 801 САЗ 16-32 ID: 56468    
»
3
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 9 августа 2016 г.

Регистрационный № 7518

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-42), от 15 января 2015 года № 6-3Д-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 7-3ИД-V (САЗ 15-03), от 15 января 2015 года № 8-3Д-V (САЗ 15-03), от 16 января 2015 года № 30-3И-V (САЗ 15-03), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6), от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (CАЗ 16-19), от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования» (САЗ 08-30) с изменениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2013 года № 13-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 16 января 2015 года № 28-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28), от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 февраля 2016 года № 33 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-9), с изменением, внесенным постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 мая 2016 года № 97 (САЗ 16-18), в целях качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

 

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер (прилагается).

 

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

3.Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

И.о. министра                                                                                                          И. Левицкая

 

г. Тирасполь

8 июля 2016 г.

№ 801

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 8 июля 2016 г. № 801

 

Государственный образовательный

стандарт начального профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер

 

1. Область применения

 

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному профессиональному образованию по профессии 43.01.02 Парикмахер для организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - организация профессионального образования).

2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.02 Парикмахер, имеет организация профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по данной профессии.

Возможна сетевая форма реализации программы основной профессиональной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций профессионального образования.

При реализации основной профессиональной образовательной программы организация профессионального образования вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

 

2. Используемые сокращения

 

3. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

а) НПО - начальное профессиональное образование;

б) ГОС НПО - Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

в) ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

г) ОК - общая компетенция;

д) ПК - профессиональная компетенция;

е) ПМ - профессиональный модуль;

ж) МДК - междисциплинарный курс.

 

3. Характеристика подготовки по профессии

 

4. Сроки получения НПО по профессии 43.01.02 Парикмахер в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Приложении № 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

5. Сроки получения НПО по ОПОП независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

1) на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

2) на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

6. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание парикмахерских услуг населению.

7. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

а) запросы клиента;

б) внешний вид человека;

в) технологические процессы парикмахерских услуг, в том числе профессиональные препараты и материалы, технологическое оборудование, профессиональные инструменты и принадлежности;

г) нормативная документация.

8. Обучающийся по профессии 43.01.02 Парикмахер готовится к следующим видам деятельности:

а) выполнение стрижек и укладок волос;

б) выполнение химической завивки волос;

в) выполнение окрашивания волос;

г) оформление причесок.

 

5. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

9. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

а) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

б) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

в) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

г) ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

д) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

е) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ж) ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

10. Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

а) выполнение стрижек и укладок волос:

1) ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

2) ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними;

3) ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские);

4) ПК 1.4. Выполнять укладки волос;

5) ПК 1.5. Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард;

6) ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов (очистить лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снять пеньюар, предоставить клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, расчет с клиентом за оказанную услугу, поблагодарить клиента за посещение парикмахерской и приступить к уборке рабочего места);

б) выполнение химической завивки волос:

1) ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

2) ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами;

3) ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов (очистить лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снять пеньюар, предоставить клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, расчет с клиентом за оказанную услугу, поблагодарить клиента за посещение парикмахерской и приступить к уборке рабочего места);

в) выполнение окрашивания волос:

1) ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

2) ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос;

3) ПК 3.3. Выполнять колорирование волос;

4) ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов (очистить лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снять пеньюар, предоставить клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, расчет с клиентом за оказанную услугу, поблагодарить клиента за посещение парикмахерской и приступить к уборке рабочего места);

г) оформление причесок:

1) ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

2) ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами;

3) ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов (очистить лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снять пеньюар, предоставить клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, расчет с клиентом за оказанную услугу, поблагодарить клиента за посещение парикмахерской и приступить к уборке рабочего места).

 

6. Требования к структуре и содержание основной профессиональной образовательной программы

 

11. ОПОП предусматривает изучение:

а) учебных циклов:

1) общепрофессионального;

2) профессионального;

б) разделов:

1) физическая культура;

2) учебная практика;

3) производственная практика;

4) промежуточная аттестация;

5) итоговая государственная аттестация.

12. Обязательная часть ОПОП должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебные дисциплины (далее - дисциплины), междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются организацией профессионального образования.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

13. Организацией профессионального образования при определении структуры ОПОП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

14. Структура основной профессиональной образовательной программы определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

15. Срок получения начального профессионального образования по ОПОП в очной составляет в очной форме обучения составляет 43 недели на базе среднего (полного) общего образования и 65 недель на базе основного общего образования в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

 

7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

16. Организация профессионального образования самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП в соответствии с ГОС НПО.

17. Перед началом разработки ОПОП организация профессионального образования должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой организацией профессионального образования совместно с заинтересованными работодателями.

18. При формировании ОПОП организация профессионального образования:

а) имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности организации профессионального образования;

б) обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития республики, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ГОС НПО;

в) обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

г) обязана обеспечивать самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

д) обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

е) обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

ж) должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

19. При реализации ОПОП обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

20. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП и консультации.

21. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

22. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

23. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

24. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

25. Получение НПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП. В этом случае ОПОП, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих Государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования с учетом получаемой профессии НПО.

26. Срок освоения ОПОП в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

а) теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 недель;

б) промежуточная аттестация - 3 недели;

в) каникулы - 22 недели.

27. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются организацией профессионального образования из расчета 100 часов в год на группу обучающихся, по очно-заочной форме обучения - из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются организацией профессионального образования.

28. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся организацией профессионального образования при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются организацией профессионального образования по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

29. Реализация ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами:

а) педагогами, имеющими высшее профессиональное образование второго уровня по группе направлений подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование первого или второго уровня в области, соответствующей преподаваемой дисциплины (профессиональному модулю), и дополнительная к высшему профессиональному образованию квалификация «Преподаватель» без предъявления требований к стажу работы;

б) мастерами производственного обучения, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС НПО для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

30. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Реализация ОПОП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 7 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

31. Прием на обучение по ОПОП в организации профессионального образования осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-III «Об образовании» (САЗ 03-26).

32. Организация профессионального образования, реализующая ОПОП, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом организации профессионального образования. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормами.

33. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

а) кабинеты:

1) медико-биологических дисциплин;

2) специального рисунка;

3) безопасности жизнедеятельности.

б) мастерские:

1) парикмахерская - мастерская, оборудованная парикмахерскими креслами, зеркалами, столиками для инструментов и препаратов, мойками для мытья волос, сушуарами, стерилизаторами, бактерицидными лампами, климазоном, кондиционером, водонагревателем, профессиональными препаратами.

в) спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

3) стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

г) залы:

1) библиотека,

2) читальный зал с выходом в сеть Интернет;

3) актовый зал.

34. Реализация ОПОП должна обеспечивать:

а) выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

б) освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в организации профессионального образования или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

35. Реализация ОПОП осуществляется организациями профессионального образования на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

 

8. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

36. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

37. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются организацией профессионального образования самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

38. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей и итоговой государственной аттестации разрабатываются и утверждаются организацией профессионального образования самостоятельно.

39. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

40. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ОПОП, если иное не установлено нормативным правовым актом, регламентирующим проведение итоговой государственной аттестации по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

41. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная квалификационная работа).

Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС НПО.

42. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации профессионального образования.

 

Приложение № 1 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.02

Парикмахер

 

Сроки

получения НПО по профессии 43.01.02 Парикмахер в очной форме обучения и соответствующие квалификации

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ОПОП

Наименование квалификации (профессий)

Срок получения НПО по ОПОП в очной форме обучения

среднее (полное) общее образование

Парикмахер

10 мес.

основное общее образование

2 года 10 мес.

 

Приложение № 2 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.02

Парикмахер

 

Структура

основной профессиональной образовательной программы

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

(час./нед.)

В т.ч.

часов

обязательных

учебных

занятий

Индекс и наименование дисциплин,

междисциплинарных

курсов (МДК)

Коды

формируемых

компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

1. Уметь:

а) ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания и организаций сферы обслуживания;

б) применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

в) защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

2. Знать:

а) понятия спроса и предложения на рынке услуг;

б) особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сферы обслуживания и услуг парикмахерских;

в) законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;

г) основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

д) типовые локальные акты организации;

е) организационно-правовые формы организаций;

ж) формы оплаты труда.

326

224

ОП.01. Экономические и

правовые основы

профессиональной деятельности

ОК 1-7

ПК 1.6

ПК 2.3

ПК 3.4

ПК 4.3

3. Уметь:

а) соблюдать правила профессиональной этики;

б) применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

в) использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

г) определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

4. Знать:

а) правила обслуживания населения; основы профессиональной этики;

б) эстетику внешнего облика парикмахера;

в) психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

г) механизмы взаимопонимания в общении;

д) техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

е) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

 

 

ОП.02. Основы

культуры

профессионального

общения

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.6

ПК 2.1

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.3

5. Уметь:

а) соблюдать санитарные требования;

б) предупреждать профессиональные заболевания;

6. Знать:

а) санитарные правила и нормы (СанПиН);

б) профилактику профессиональных заболеваний;

в) основы гигиены кожи и волос.

 

 

ОП.03. Санитария и

гигиена

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

7. Уметь:

а) определять типы, фактуру и структуру волос;

б) выявлять болезни кожи и волос;

8. Знать:

а) типы, фактуру и структуру волос;

б) болезни кожи и волос, их причины;

в) профилактику заболеваний кожи и волос.

 

 

ОП.04. Основы

физиологии кожи и

волос

ПК 1.1

ПК 2.1

ПК 3.1

ПК 4.1

9. Уметь:

а) выполнять рисунок головы человека;

б) выполнять рисунок волос;

в) выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете.

10. Знать:

а) технику рисунка и основы композиции;

б) геометрические композиции в рисунке;

в) основы пластической анатомии головы человека.

 

 

ОП.05. Специальный

рисунок

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

11. Уметь:

а) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

б) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

в) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

г) применять первичные средства пожаротушения; д) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

е) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ж) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

з) оказывать первую помощь пострадавшим.

3. Знать:

а) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;

б) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

в) основы военной службы и обороны государства;

г) задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

д) способы защиты населения от оружия массового поражения;

е) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ж) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

з) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

и) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

к) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

 

32 ОП.07.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

458

312

 

 

ПМ. 00

Профессиональные модули

458

312

 

 

ПМ. 01

Выполнение стрижек и укладок волос.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

б) выполнения мытья и массажа головы, классических и салонных стрижек (женских, мужских), укладок, бритья головы и лица;

в) выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.

2. Уметь:

а) организовывать рабочее место;

б) подбирать препараты для стрижек и укладок;

в) пользоваться парикмахерским инструментом;

г) выполнять все виды стрижек и укладок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

д) производить коррекцию стрижек и укладок;

е) выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

3. Знать:

а) санитарные правила и нормы (СанПиНы);

б) законодательные акты в сфере бытового обслуживания;

в) физиологию кожи и волос; состав и свойства профессиональных препаратов;

г) основные направления моды в парикмахерском искусстве;

д) нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

е) технологии выполнения массажа головы;

ж) технологии классических и салонных стрижек (женских, мужских);

з) технологии укладок волос различными способами;

и) критерии оценки качества стрижек и укладок.

 

 

МДК.01.01. Стрижки и

укладки волос

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПМ.02

Выполнение химической завивки волос.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

б) выполнения мытья, химических завивок, сушки волос, профилактического ухода за волосами;

г) выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.

2. Уметь:

а) организовывать рабочее место;

б) подбирать препараты для химической завивки;

в) пользоваться парикмахерским инструментом;

г) выполнять все виды химической завивки волос в соответствии с инструкционно-технологической картой;

д) производить коррекцию химической завивки;

е) выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

3. Знать:

а) состав и свойства профессиональных препаратов;

б) современные направления моды в парикмахерском искусстве;

в) нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

г) технологии химических завивок волос;

д) критерии оценки качества химической завивки волос.

 

 

МДК.02.01.

Химическая

завивка волос

ОК 1-7

ПК 2.1-2.3

ПМ.03

Выполнение окрашивания волос.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

б) выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;

в) выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.

2. Уметь:

а) организовывать рабочее место;

б) подбирать препараты для окрашивания волос;

в) пользоваться парикмахерским инструментом;

г) выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;

д) производить коррекцию выполненной работы;

е) выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

3. Знать:

а) состав и свойства профессиональных препаратов;

б) современные направления моды в парикмахерском искусстве;

в) нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

г) технологии окрашивания волос;

д) критерии оценки качества выполненной работы.

 

 

МДК.03.01.

Окрашивание волос

ОК 1-7

ПК 3.1-3.4

ПМ.04

Оформление причесок.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

1. Иметь практический опыт:

а) организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

б) выполнения причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных);

в) выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.

2. Уметь:

а) организовывать рабочее место;

б) подбирать препараты, принадлежности для причесок;

в) пользоваться парикмахерским инструментом;

г) выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

д) производить коррекцию прически;

е) выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

3. Знать:

а) состав и свойства профессиональных препаратов;

б) современные направления моды в парикмахерском искусстве;

в) нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

г) технологии выполнения причесок с моделирующими элементами;

д) критерии оценки качества причесок.

 

 

МДК.04.01. Искусство

прически

ОК 1-7

ПК 4.1-4.3

ФК.00

Физическая культура.

В результате освоения раздела обучающийся должен:

1. Уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

2. Знать:

а) о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

б) основы здорового образа жизни.

80

40

 

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

 

Вариативная часть учебных циклов ОПОП (определяется организацией профессионального образования)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./

39 нед.

684/1404

 

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.3

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./

2 нед.

 

 

 

 

Приложение № 3 к

Государственному образовательному

стандарту начального профессионального

образования по профессии 43.01.02

Парикмахер

 

Срок

получения начального профессионального образования по ОПОП в очной форме обучения

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

9 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Итоговая государственная аттестация обучающихся на базе среднего (полного) общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед